Общение как источник конфликтов кратко

Обновлено: 02.07.2024

Понятие и виды общения

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, стано­вясь осознанным и опосредствованным речью.

В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.

Содержание — это информация, которая в межиндивидуальных контактах пере­дается от одного живого существа к другому.

Содержанием обще­ния могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоцио­нальном состоянии живого существа, информация о состоянии внешней среды, знания о мире, знания, способности, умения и навыки.

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности.

Средства общения - способы кодирования, передачи, переработ­ки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.

Средства общения могут быть вербальными и невербальными.

1. Вербальные средства общения: язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио- и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей).

2. Невербальное общение — это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Исследования показали, что во время презентации перед группой людей 55% воздействия определяется языком ваших телодвижений: позы, жесты и контакт глазами, 35% определяется тоном вашего голоса и лишь 7% -содержанием того, о чем вы говорите (М. Арджайл, 1970).

· создают и поддерживают психологический контакт,

· регулируют течение процесса общения,

· придают смысловые оттенки словесному тексту,

· направляют истолкование слов в нужное русло,

выражают эмоции, оценки, принятую роль и смысл ситуации

Несовпадение или противоречие между вербальным и невербальным сигналом носит название неконгруэнтности.

Конгруэнтность (синхронность, симметричность) означает, что человек внутренне неконфликтен в данный момент. Внешне конгруэнтность проявляется в следующем:

· полной согласованности невербальных сигналов между собой. Это выражается в симметричности мимики и позы по вертикальной оси тела. Несоответствие сигналов правой и левой сторон тела выдает внутренний конфликт.

· полной согласованности невербальных и вербальных сигналов. Человек неконгруэнтен, если наблюдается несоответствие его невербалики (поза, жесты, мимика и т.п.) произносимым словам.

Неконгруэнтность - индикатор наличия внутреннего конфликта, сигнал об отсутствии равновесия эмоциональной сферы и сферы контроля.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.

По целям общение делится на:

1. Биологическое - это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

2. Социальное - преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Среди видов общения можно выделить также деловое и личност­ное, инструментальное и целевое.

1. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную дея­тельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

2. личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интере­сов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают лич­ность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т. п.

1. Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

2. Целевое — это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потреб­ности, в данном случае потребности в общении.

Психология конфликта.

Конфликт —столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия.

Конфликтное взаимодействие — вид взаимодействия при кортом двое или более людей вступают во взаимодействие и ощущают несовместимое отличие друг от друга и угрозу своим целям, задачам, стремлениям, потребностям, ценностям.

В ответ на эту угрозу изменяется их поведение.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая:

· противоречивые позиции сторон по какому-то поводу;

· противоположные цели или средства их достижения в данных условиях;

· несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.

Конфликт представляет собой достаточно сложное социально-психологическое явление. Важно уяснить его сущность.

Сущность конфликта.

· наличие значимого противоречия;

· наличие отрицательных эмоций и чувств;

Структура конфликта.

· конфликтная ситуация: — участники конфликта;

— условия протекания конфликта;

— образы конфликтной ситуации у участников;

их адекватность, совмещение образов;

· конфликтное взаимодействие: - приёмы;

Способы взаимодействия в конфликте:

1. Соперничество или борьба (активная форма) — стремление добиться своего в ущерб интересам другого (реакция первична, устойчивая нервная система, умение за себя постоять; биологически заданная позиция; ситуативно вынужденная позиция).

2. Избеганиеили уход (эгоизм, пассивная форма) — не даёт развернуться конфликту, стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её, не уступая своего, но и не настаивая на своём (неустойчивость нервной системы; суть, предмет конфликта не очень важны; понимание правоты соперника, но не озвучивается признание этого).

3. Приспособление или уступка (альтруизм, пассивная форма) — тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами (слабый тип нервной системы; ситуативно выверенная позиция сознательно уступить, промолчать).

4.Сотрудничество(обнажение целей, активная форма) — поиск решения, полностью удовлетворяющего интересы сторон (для устойчивых типов нервной системы; с его помощью из конфликта выходят равные по статусу; с равной долей ответственности; когда есть достаточное количество времени для понимания позиции оппонента).

5. Компромисс (уступка не в главном, сохранение стратегической цели) —урегулирование разногласий через взаимные уступки (можно отчасти решить проблему на какой-то срок; служит для прекращения дальнейшего развития К).

Конфликт может быть

1. Управляемым, таким образом, что его исход будет иметь конструктивный характер.

2. Неуправляемым или деструктивным.

Конфликт рассматриваться как неуправляемый, если:

1. одна или обе стороны могут желать продолжения конфликта;

2. эмоциональные отношения сторон таковы, что конструктивное взаимодействие невозможно;

Л. Крисберг указывает на три главных фактора, делающих конфликты трудноразрешимыми:

2. участники рассматривают свои интересы как взаимоисключающие и воспринимают конфликт как борьбу;

3. различия в восприятии сути конфликта связаны либо с изначальными расхождениями в ценностях сторон, либо с разной интерпретацией сути происходящего;

По мнению Дарендорфа, успешное урегулирование конфликта определяют следующие факторы:

1. признание участниками самого факта конфликта, признание существующих разногласий, а также права сторон на свои позиции;

2. направленность работы с конфликтом на регулирование самих проявлений конфликта, предполагающее отказ от бесполезных попыток устранения причин;

3. организация конфликтных групп в целях выявления и разрешения конфликтов;

4. согласие сторон относительно соблюдения определенных правил игры, что, собственно, и делает возможной эффективную коммуникацию между ними.

Навыки управления конфликтом.

К ним конфликтологи, в основном, относят коммуникативные навыки и навыки принятия решений, конструктивные приемы и техники активного слушания, ведения диалога, способность к различению позиционных требований и базовых интересов, видения перспективы и др.

Тема. Психология общения. Конфликты и пути их разрешения.

Содержание.

Понятие и виды общения

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, стано­вясь осознанным и опосредствованным речью.

В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.

Содержание — это информация, которая в межиндивидуальных контактах пере­дается от одного живого существа к другому.

Содержанием обще­ния могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоцио­нальном состоянии живого существа, информация о состоянии внешней среды, знания о мире, знания, способности, умения и навыки.

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности.

Средства общения - способы кодирования, передачи, переработ­ки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.

Средства общения могут быть вербальными и невербальными.

1. Вербальные средства общения: язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио- и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей).

2. Невербальное общение — это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Исследования показали, что во время презентации перед группой людей 55% воздействия определяется языком ваших телодвижений: позы, жесты и контакт глазами, 35% определяется тоном вашего голоса и лишь 7% -содержанием того, о чем вы говорите (М. Арджайл, 1970).

· создают и поддерживают психологический контакт,

· регулируют течение процесса общения,

· придают смысловые оттенки словесному тексту,

· направляют истолкование слов в нужное русло,

выражают эмоции, оценки, принятую роль и смысл ситуации

Несовпадение или противоречие между вербальным и невербальным сигналом носит название неконгруэнтности.

Конгруэнтность (синхронность, симметричность) означает, что человек внутренне неконфликтен в данный момент. Внешне конгруэнтность проявляется в следующем:

· полной согласованности невербальных сигналов между собой. Это выражается в симметричности мимики и позы по вертикальной оси тела. Несоответствие сигналов правой и левой сторон тела выдает внутренний конфликт.

· полной согласованности невербальных и вербальных сигналов. Человек неконгруэнтен, если наблюдается несоответствие его невербалики (поза, жесты, мимика и т.п.) произносимым словам.

Неконгруэнтность - индикатор наличия внутреннего конфликта, сигнал об отсутствии равновесия эмоциональной сферы и сферы контроля.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.

По целям общение делится на:

1. Биологическое - это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

2. Социальное - преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Среди видов общения можно выделить также деловое и личност­ное, инструментальное и целевое.

1. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную дея­тельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

2. личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интере­сов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают лич­ность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т. п.

1. Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

2. Целевое — это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потреб­ности, в данном случае потребности в общении.

Психология конфликта.

Конфликт —столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия.

Конфликтное взаимодействие — вид взаимодействия при кортом двое или более людей вступают во взаимодействие и ощущают несовместимое отличие друг от друга и угрозу своим целям, задачам, стремлениям, потребностям, ценностям.

В ответ на эту угрозу изменяется их поведение.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая:

· противоречивые позиции сторон по какому-то поводу;

· противоположные цели или средства их достижения в данных условиях;

· несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.

Конфликт представляет собой достаточно сложное социально-психологическое явление. Важно уяснить его сущность.

Сущность конфликта.

· наличие значимого противоречия;

· наличие отрицательных эмоций и чувств;

Структура конфликта.

· конфликтная ситуация: — участники конфликта;

— условия протекания конфликта;

— образы конфликтной ситуации у участников;

их адекватность, совмещение образов;

· конфликтное взаимодействие: - приёмы;

Способы взаимодействия в конфликте:

1. Соперничество или борьба (активная форма) — стремление добиться своего в ущерб интересам другого (реакция первична, устойчивая нервная система, умение за себя постоять; биологически заданная позиция; ситуативно вынужденная позиция).

2. Избеганиеили уход (эгоизм, пассивная форма) — не даёт развернуться конфликту, стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её, не уступая своего, но и не настаивая на своём (неустойчивость нервной системы; суть, предмет конфликта не очень важны; понимание правоты соперника, но не озвучивается признание этого).

3. Приспособление или уступка (альтруизм, пассивная форма) — тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами (слабый тип нервной системы; ситуативно выверенная позиция сознательно уступить, промолчать).

4.Сотрудничество(обнажение целей, активная форма) — поиск решения, полностью удовлетворяющего интересы сторон (для устойчивых типов нервной системы; с его помощью из конфликта выходят равные по статусу; с равной долей ответственности; когда есть достаточное количество времени для понимания позиции оппонента).

5. Компромисс (уступка не в главном, сохранение стратегической цели) —урегулирование разногласий через взаимные уступки (можно отчасти решить проблему на какой-то срок; служит для прекращения дальнейшего развития К).

- контактную - установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передаче

- побудительную - стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение тех или иных действий;

- координационную - взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;

- амотивную - вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;

- установления отношений - осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей, в которых предстоит действовать индивиду;

- осуществления воздействия - изменение состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностей активности, норм и стандартов поведения и т.п.).

Барьеры общения – это препятствия на пути к пониманию. Рассмотрим самые распространенные.

1. Разное восприятие

Даже одно событие люди видят по-разному. Восприятие человека выборочно, поэтому передавая информацию, он фокусирует внимание на деталях, которые считает важными.

Их значение для собеседника может быть совершенно иным. Не стоит сразу отвергать информацию как неинтересную и бесполезную, лучше проанализируйте ее, опираясь на свои представления.

3. Неумение слушать.

Непонимание часто возникает из-за элементарной невнимательности собеседника. Чтобы понять, слушайте! Чтобы быть понятым, формулируйте мысли так, чтобы партнеру по общению было интересно и легко слушать вас.

Жаргон и специальные термины, обилие эмоционально окрашенных слов или, напротив, сухой, канцелярский стиль часто препятствуют пониманию. Говорите с партнером на его языке.

5. Стиль общения и манера разговора

- Разговор на повышенных тонах, эмоциональный барьер

Большая часть информации, произнесенная таким тоном, просто теряется. Собеседник воспринимает только негативный эмоциональный настрой и реагирует также. Поэтому, даже если вы раздражены, постарайтесь говорить максимально спокойно.

- Утверждение вместо обсуждения.

- Приказы и советы

- Превозношение своих заслуг

Не сомневаюсь, что вы хорошо разбираетесь в вопросе и много сделали в области обсуждения. Но совершенно необязательно сообщать собеседнику об этом. Он сам сможет сделать выводы о вашей компетенции в процессе общения. Если вы так хороши, попытайтесь донести информацию до собеседника так, чтобы именно ему это было понятно и интересно, учитывая его знания и точку зрения.

- Обобщения, глобальные выводы из отдельных случаев.

Даже если собеседник действительно виноват перед вами, не стоит утверждать, что он – постоянная причина всех ваших бед. Обобщения часто наделяют человека качествами, которыми он не обладает.

Юмор хорош только тогда, когда шутки доставляют удовольствие обоим партнерам.

Барьеры общения – отражение наших внутренних проблем. Поэтому для эффективного общения нужно не только знать, как преодолеть барьер, но и понять причину его возникновения, чтобы ситуация не повторялась.

Конфликт в общении, на наш взгляд, имеет место только тогда, когда имеет место взаимное (как правило, насильственное) ущемление достоинства хотя бы одного из субъектов: критерием отличия конфликта от противоречия, от борьбы противоположностей является степень ущемления нравственного достоинства. Противоречия между ценностями, идеями, потребностями, интересами, вкусами, привычками, мнениями, позициями существуют всегда, но конфликты возникают, вернее их создают сами люди, хотя в этом нет никакой необходимости: без конфликтов можно жить еще лучше.

Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в. В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (т.е. эмоционально-оценочного) характера.

В данной работе мы рассмотрим понятие общения, а также особенности конфликтов в психологии.

Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой жизни. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что вовторой половине XX в. выделилась специальная область знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология. Наблюдения показывают, что 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Общение - это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании людьми друг друга.

Данное определение общения позволяет рассмотреть структуру и выделить функции общения.

Общение является слагаемым 3 основных компонентов (структура общения):

. Обмен информации - коммуникативная сторона общения.

. Взаимодействие и взаимовлияние - интерактивная сторона общения.

. Восприятие и понимание людьми друг другом - перцептивная сторона общения.

Анализ структуры общения позволяет выделить основные функции общения: информационно-коммуникативная функция; регуляционно коммуникативная функция; аффективно-коммуникативная функция.

Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция, в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, в том числе партнера по общению, направлена на регуляцию эмоциональной сферы психики человека, поскольку общение является важнейшей детерминантой эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей - происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику: осуществляется между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом; он обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.

Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

Общение является основанием, необходимым условием нормальной жизнедеятельности и формирования личности, так как в процессе общения удовлетворяются все основные социальные потребности человека:

в социальных связях с другими людьми (принадлежность к какой-либо группе);

потребность в привязанностях;

в значимости или самоутверждении;

в социальных ориентирах и объекте подражания;

в самосознании, в самооценке.

В зависимости от используемой техники общения и общения его целей можно выделить следующие виды:

. Формально-ролевое общение, в котором регламентированы и содержание, и средства общения социальными ролями партнеров по общению: врач и пациент, милиционер и нарушитель правил дорожного движения, контролер и пассажиры автобуса и т.д.

. Светское общение, определяемое формальной вежливостью. Его особенность состоит в том, что люди фактически не общаются, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Их точки зрения на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Светское общение носит ритуализированный характер.

. Духовное межличностное общение между людьми, при котором раскрываются глубинные структуры личности. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение. Характеризуется взаимопониманием между людьми, а в его основе лежит доверие к личности собеседника, когда можно затронуть любую тему.

. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения, поэтому направленно на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики.

Значение общения в жизни личности наиболее ярко проявляется в 3-х критических ситуациях:

. Дефицит общения (особенно интеллектуального или дружеского), вследствие этого как компенсация - отклонения поведения: алкоголь, наркотики, аутообщение (общение с самим собой), чрезмерная разговорчивость, привязчивость, персонификация (общение с неодушевленными предметами и животными), религиозность (общение с Богом заменяет общение с человеком).

. дисгармоничное общение (частые конфликты, ссоры, неудовлетворенность своим партнером, откуда стрессы и психологические заболевания: неврозы; сердечно-сосудистые заболевания, язвы и др.; возможен суицид).

конфликт личность общение

2. Конфликты в общении

.1 Конфликты и роль конфликта в общении

Как следует из определения, основу конфликтных ситуаций составляет столкновениемежду противоположно направленными интересами, мнениями,целями, различными представлениями о способе их достижения. Конфликт - это трудно разрешимое противоречие, возникшее между людьми и связанное с острыми эмоциональными переживаниями и конфликтными ситуациями.

Конфликты возникают среди людей постоянно, т.е. конфликты неизбежны, но надо уметь вести себя в конфликтной ситуации. Психологи разрабатывают рекомендации по избежанию конфликта.

Значение конфликта для сохранения межличностных отношений, для общения, а также роли конфликта в общениинеоднозначна, так как она зависит от его последствий. Все конфликты, в зависимости от их исхода, делятся на 2 группы:

. Функциональные, конструктивные,когда проблема решается, восстанавливаются отношения, т.е. конфликт имеет положительное значение для сохранения отношений.

. Дисфункциональные - приводят к нарушению отношений, они (если решения не удалось найти) становятся напряженными, вплоть до полного разрыва.

Оценка конфликта зависит также от позиции человека в конфликте:

а) победитель - для него это повышение самооценки, положительный эмоциональный настрой;

б) побежденный - для него это понижение самооценки, ущемление самолюбия, может быть обида, отчего может быть стресс и нарушение здоровья (психические и соматические заболевания как следствие стресса).

2.2 Виды конфликтов

Основные виды конфликтов: внутриличностный; межличностный; межгрупповой; конфликт между личностью и группой.

Внутриличностный конфликт вызывается различными психологическими факторами внутреннего мира личности, часто кажущимися ИЛИ ЯВЛЯЮЩИМИСЯ несовместимыми: открытое столкновение мнений ипотребностями, интересами, позиций сторонжеланиями, чувствами, ценностями, мотивами и т.п. В зависимости от того, какие внутренние стороны личности вступают в конфликт, выделяют следующие его формы: мотивационный, нравственный, нереализованного желания, ролевой, адаптационный,неадекватной самооценки.

Конфликт между личностью и группой возникает, когда член группы отступает от сложившихся в группе норм поведения и труда. Другой распространенный конфликт этого типа - между группой и руководителем. Наиболее остро такие конфликты протекают при неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и специалистов, из-за неприятия нравственного облика и характера руководителя.

Межгрупповой конфликт возникает между различными (формальными и неформальными) группами в организации, междувысшим и более низкими уровнями управления.

Межличностный конфликт- это столкновение между людьми в силу несовместимости их интересов, ценностей, личностных качеств. Межличностные конфликты (как и все другие конфликты) отличаются друг от друга:по глубине, по длительности, по частоте, по характеру проявления в реальном поведении.

Глубина конфликта определяется предметом противоречий (повод, ставший причиной столкновения), степенью включенностью личности в конфликт. По глубине конфликты бывают: а) глубокий (измена); б) неглубокие/поверхностные (претензии);

Частота конфликта может отрицательно повлиять на глубину и длительность: частые конфликты по пустякам, при этом накапливается недовольство друг другом, конфликт приобретает глубокий и длительный характер. По частоте конфликты бывают: а) частые; б) редкие.

2.3 Основные причины конфликта

Причины межличностных конфликтов бывают очень разные. Их можно разделить на две группы: 1) объективные; 2) субъективные.

Объективные - то есть никак не связаны с психологическими особенностями людей, выступающих в конфликт - так сложилась ситуация. Это объективные обстоятельства, предрасполагающие к возникновению противоречий и столкновений, независимых от того, какие люди оказываются в этой ситуации:

. Нарушение принципа дистрибутивной справедливости.

. Нарушение процесса делегирования - отсутствие четкого распределения обязанностей между взаимодействующими людьми.

. Взаимосвязанность между людьми - то есть выполнение работы одним человеком зависит от выполнения работы другого человека.

. Ограниченность ресурсов (единый и неделимый объект притязаний). Пример: отпуск в летнее время невозможен для всех работников.

. Несоответствие ролевым ожиданиям. Поведение одного партнера не соответствует его роли в представлении другого. Пример: в семье при разделении обязанностей на мужские и женские, при этом ссоры неизбежны.

. Нарушение коммуникаций (передачи информации, поручений и т.п.).

Объективные причины (неблагоприятные обстоятельства) возникают в деятельности и общении людей и создают потенциальную возможность возникновения конфликта, которая переходит в реальность только в сочетании с субъективными факторами, проявляющимися в том, что люди избирательно реагируют на объективно сложившуюся ситуацию.

Субъективные - связь с психологическими особенностями общающихся людей:

. Различия в психологических качествах (свойствах характера, темперамента) и нетерпимость к этим различиям (психологическая несовместимость, отсюда ==> конфликт). Так, например холерик раздражает флегматика и наоборот.

. Различия в системе ценностей, манере поведения.

. Неспособность понять другого человека, неумение общаться, отсутствие навыков общения.

. Конфликтность личности - главная причина:

ситуативно-конфликтная личность - это человек, который обнаруживает предрасположенность к конфликту под влиянием ситуативных факторов. Этот конфликт определяется временным состоянием человека: утомление, недовольство собой, обида. Именно под влиянием ситуативных факторов обычно выдержанный человек в состоянии крайнего перенапряжения становится вспыльчивым, раздражительным, резким, способным к обострению отношений.

постоянно-конфликтная личность вступает в конфликт постоянно, не зависит от ситуаций. Определяется типом характера в сочетании с темпераментом. Отличается устойчивой склонностью к конфликтному реагированию. Типы постоянно-конфликтной личности (в силу характерологических особенностей):

. Демонстративная личность (истероидная) - стремление привлечь к себе внимание. Конфликт для них - средство привлечь к себе внимание. Они испытывают удовлетворение от конфликтов. Конфликт - их стихия. Демонстративная личность чаще провоцирует эмоциональный, а не рациональный конфликт.

Главная черта демонстративной личности - эгоцентризм + высокая самооценка + честолюбие, и отсутствие внимания к себе они интерпретируют как враждебное к ним отношение, как личное оскорбление.

. Педантичная, пунктуальная, сверхточная личность - добросовестный, ответственный человек сам по себе. Такие же требования он предъявляет другим, его считают придирчивым, поэтому возникает конфликт. Это психастеничный тип (конституционно-тревожный): старательность, педантичность, повышенная тревожность, от конфликта страдает он сам, а не другие. Обидчивый, тревожный. Очень часто обиду скрывает в себе и переживает внутри.

. Бесконфликтная личность - стремится угодить всем и каждому. Конформная личность уходит от конфликта или избегает их, но стремление уйти от проблемы вызывает недовольство у других, в результате - конфликт.

2.4 Управление конфликтом: способы профилактики и разрешения

Основные способы управления конфликтом:

. Его устранение, или предотвращение конфликтной ситуации.

Устранить конфликт - значит заменить ситуацию, породившую конфликт. Разрешить конфликт - значит изменить поведение одной или обеих конфликтующих сторон. Основные способы устранения конфликта:

устранить конфликт, следовательно, устранить объективную причину конфликта;

изоляция одной из конфликтующих сторон.Пример: при конфликте ученика и учителя, ученика могут перевести в другой класс.

. Уход (или уклонение от конфликта). Стремление человека не просто не попадать в конфликтную ситуации., отказ от обсуждения возникшей проблемы. Уход - это просто откладывание конфликта, а не его разрешение. Уход позволяет обеим сторонам проанализировать ситуацию и избежать открытого столкновения.

Уклонение возникает, когда хотят сохранить отношения или когда предмет конфликта не существенен, не затрагивает прямых интересов сторон. Уклоняться от конфликта может та и другая стороны, например: жена узнает об измене мужа, но молчит. Может иметь как отрицательные: накапливается недовольство друг другом, так и положительные стороны: конфликтующий остывает.

Сглаживание проявляется в системе извинений, обещаний, оправдания. Сглаживание приводит к снижению эмоционального состояния - основная цель - предотвратить конфликт и снятие эмоционального напряжения. Но сглаживание все равно приводит к обострению отношений, ибо при сглаживании возникает недоверие к партнеру (только обещает, а сам ведет себя по-прежнему), кроме того, сглаживание сохраняет проблему (оправдания, извинения не только не снимают проблему, но могут привести к ее обострению).

. Компромисс - согласие, которое достигнуто путем взаимных уступок. Способствует снятию проблемы. Каждый получает частично то, что он хотел. Это открытое обсуждение мнений, позиций, направленное на поиск решения, наиболее приемлемого и удобного для обеих сторон. Компромисс - один из наиболее эффективных способов разрешения конфликта, его преимущество состоит:

в легализации претензий;

в устранении возникшего противоречия (решение проблемы);

в соблюдении условий достигнутого соглашения, ибо оно принималось добровольно, при активном участии обеих сторон.

. Конфронтация как способ используется обеими сторонами: каждый настаивает на своем. Никто не хочет уступить, не желает ничем поступиться, поэтому когда конфликт заходит в тупик - необходима 3-я сторона - посредник, который попробует примирить. Конфронтация оправдана, когда люди не стремятся сохранить отношения, не заинтересованы друг в друге. Или когда это принципиальный вопрос.

. Сотрудничество - такой выход из конфликтной ситуации, когда каждый выигрывает, каждый получает то, что хочет. Это наиболее сложный, но и наиболее оптимальный способ разрешения.

Таким образом, способов разрешения конфликта много, каждый выбирает для себя свой в зависимости от ситуации и личностных особенностей.

Индивидуальные стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Направленность личности - т.е. то, что для человека является в этой жизни наиболее важным (ценностные критерии), в значительной мере, определяет предпочитаемые личностью способы разрешения конфликта. Для одних главная ценность - общение, сохранение нормальных отношений с другими, для других - интересы дела, для третьих - знание, истина. Рассмотрим основные из них:

Устойчивые предпочтения определенных способов разрешения конфликта (индивидуальные стратегии конфликтного поведения) зависят также от степени эгоистичности личности. При этом следует помнить, что в реальном общении выбор способа разрешения конфликта определяется одновременно многими факторами: не только личностными особенностями партнеров, но и особенностями самой конфликтной ситуации, а также характером и теснотой сложившихся взаимоотношений.

Итак, общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей. Общение помогает развивать и поддерживать взаимоотношения. Хорошие отношения представляют собой любое взаимодействие одного человека с другим, удовлетворяющее обоих.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми (информационная функция); интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми (регулятивная функция); перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания (коммуникативная функция взаимопонимания).

Отсутствие согласия между сторонами определяют как конфликт. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.

Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными).

Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными(деструктивными).

Конфликты возникают среди людей постоянно, т.е. конфликты неизбежны, но надо уметь вести себя в конфликтной ситуации. Психологи разрабатывают рекомендации по избежанию конфликта.

Надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные следствия.

1. Андреева Г.М. Социальная психология Г.М.Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 363 с. С.35.

2. Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: Учеб. пособие А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский СПб.: Питер, 2009. - 304 с.

. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие/ Г.В. Бороздина. -М.: ИНФРА-М, 2006. - 224 с.

. Вердербер Р. Психология общения / Р.Вердербер, К.Вердербер. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. - 320 с. С.136-147.

. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 415 с. С.122-154.

. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Учебник Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 416 с. С.3-47.

Источники развития человека, общества и государства. Виды и основные причины конфликтов, способы их разрешения и профилактики. Анализ влияния психологических факторов на климат в коллективе. Роль личности руководителя в урегулировании спорных вопросов.

Рубрика Психология
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 03.09.2016
Размер файла 22,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Факультет социальных коммуникаций и филологии

Конфликты в общении и пути их разрешения

Исполнитель: студент Рожкова Н.И.

Ичетовкина Н.М., ст.преп, к.п.н

Содержание

1. Конфликты и роль конфликта в общении

2. Виды конфликтов

3. Основные причины конфликта

4. Управление конфликтом: способы профилактики и разрешения

Введение

Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой жизни. Большинство людей предпочитает избегать конфликтных отношений, не говорить о них, скрывать их, пока возможно. Боязнь конфликтов и неграмотное только негативное, отношение к ним привели к тому, что люди не знают, как работать с конфликтом. А переживаемый конфликт - это важнейший источник развития человека, общества, государства.

Конфликты разнообразны, но суть их одна.

1. Конфликты и роль конфликта в общении

КОНФЛИКТ (от лат. conflictus - столкновение) - в широком смысле направленное на преодоление противоречия столкновение, противостояние двух начал, проявляющееся в активности сторон.

Философская традиция рассматривает конфликт как частный случай противоречия, его предельное обострение.

Как следует из определения, основу конфликтных ситуаций составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.

Конфликт - это трудно разрешимое противоречие, возникшее между людьми и связанное с острыми эмоциональными переживаниями и конфликтными ситуациями.

Конфликты возникают среди людей постоянно, т.е. конфликты неизбежны, но надо уметь вести себя в конфликтной ситуации.

Значение конфликта для сохранения межличностных отношений, для общения, а также роли конфликта в общении не однозначна, так как она зависит от его последствий.

Все конфликты, в зависимости от их исхода, делятся на 2 группы:

1. Функциональные, конструктивные, когда проблема решается, восстанавливаются отношения, т.е. конфликт имеет положительное значение для сохранения отношений.

2. Дисфункциональные - приводят к нарушению отношений, они (если решения не удалось найти) становятся напряженными, вплоть до полного разрыва.

Оценка конфликта зависит также от позиции человека в конфликте:

а) победитель - для него это повышение самооценки, положительный эмоциональный настрой;

б) побеждённый - для него это понижение самооценки, ущемление самолюбия, может быть обида, отчего может быть стресс и нарушение здоровья (психические и соматические заболевания как следствие стресса).

2. Виды конфликтов

Основные виды конфликтов:

· конфликт между личностью и группой;

Внутриличностный конфликт вызывается различными психологическими факторами внутреннего мира личности, часто кажущимися или являющимися несовместимыми: открытое столкновение мнений и потребностями, интересами, позиций сторон, желаниями, чувствами, ценностями, мотивами и т.п. В зависимости от того, какие внутренние стороны личности вступают в конфликт, выделяют следующие его формы: мотивационный, нравственный, нереализованного желания, ролевой, адаптационный, неадекватной самооценки.

Межличностный конфликт - это столкновение между людьми в силу несовместимости их интересов, ценностей, личностных качеств. Межличностные конфликты (как и все другие конфликты) отличаются друг от друга: по глубине, по длительности, по частоте, по характеру проявления в реальном поведении.

Конфликт между личностью и группой возникает, когда член группы отступает от сложившихся в группе норм поведения и труда. Другой распространенный конфликт этого типа - между группой и руководителем.

Наиболее остро такие конфликты протекают при неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и специалистов, из-за неприятия нравственного облика и характера руководителя.

Межгрупповой конфликт возникает между различными (формальными и неформальными) группами в организации, между высшим и более низкими уровнями управления.

Глубина конфликта определяется предметом противоречий (повод, ставший причиной столкновения), степенью включенностью личности в конфликт.

По глубине конфликты бывают:

а) глубокий (измена);

б) неглубокие/поверхностные (претензии).

По длительности конфликты бывают:

Частота конфликта может отрицательно повлиять на глубину и длительность: частые конфликты по пустякам, при этом накапливается недовольство друг другом, конфликт приобретает глубокий и длительный характер.

По частоте конфликты бывают:

В зависимости от того, как конфликт проявляется в поведении и проявляется ли он вообще, различают конфликты:

3. Основные причины конфликта

Причины межличностных конфликтов бывают очень разные. Их можно разделить на две группы:

Объективные - то есть никак не связаны с психологическими особенностями людей, вступающих в конфликт - так сложилась ситуация. Это объективные обстоятельства, предрасполагающие к возникновению противоречий и столкновений, независимых от того, какие люди оказываются в этой ситуации:

· нарушение принципа дистрибутивной справедливости;

· нарушение процесса делегирования - отсутствие четкого распределения обязанностей между взаимодействующими людьми;

· взаимосвязанность между людьми - то есть выполнение работы одним человеком зависит от выполнения работы другого человека;

· ограниченность ресурсов (единый и неделимый объект притязаний), например: отпуск в летнее время невозможен для всех работников;

· несоответствие ролевым ожиданиям, например: в семье при разделении обязанностей на мужские и женские (при этом ссоры неизбежны);

· нарушение коммуникаций (передачи информации, поручений и т.п.).

Субъективные - связь с психологическими особенностями общающихся людей:

· различия в психологических качествах (свойствах характера, темперамента) и нетерпимость к этим различиям (психологическая несовместимость), например: холерик раздражает флегматика и наоборот;

· различия в системе ценностей, манере поведения;

· неспособность понять другого человека, неумение общаться, отсутствие навыков общения;

· конфликтность личности - главная причина:

ситуативно-конфликтная личность - это человек, который обнаруживает предрасположенность к конфликту под влиянием ситуативных факторов. Этот конфликт определяется временным состоянием человека: утомление, недовольство собой, обида;

постоянно-конфликтная личность вступает в конфликт постоянно, не зависимо от ситуаций. Определяется типом характера в сочетании с темпераментом. Отличается устойчивой склонностью к конфликтному реагированию.

Типы постоянно-конфликтной личности (в силу характерологических особенностей):

· Демонстративная личность (истероидная) - стремление привлечь к себе внимание. Они испытывают удовлетворение от конфликтов. Конфликт - их стихия. Демонстративная личность чаще провоцирует эмоциональный, а не рациональный конфликт.

Главная черта демонстративной личности - эгоцентризм + высокая самооценка + честолюбие, и отсутствие внимания к себе они интерпретируют как враждебное к ним отношение, как личное оскорбление.

· Ригидная личность (негибкий, инертный человек) - неспособность человека принять чужую точку зрения и отказаться от своего мнения.

Повышенная прямолинейность, упрямство, отсутствие гибкости, и в результате конфликт.

Такая личность будет стоять на своем, честолюбива. В ситуации конфликта ригидная личность проявляет болезненную обидчивость, подозрительность, повышенную чувствительность к реальной или мнимой несправедливости.

· Педантичная, пунктуальная, сверхточная личность - добросовестный, ответственный человек сам по себе. Такие же требования он предъявляет другим, его считают придирчивым, поэтому возникает конфликт. Старательность, педантичность, повышенная тревожность, от конфликта страдает он сам, а не другие. Очень часто обиду скрывает в себе и переживает внутри.

· Бесконфликтная личность - стремится угодить всем и каждому. Конформная личность уходит от конфликта или избегает их, но стремление уйти от проблемы вызывает недовольство у других, в результате - конфликт.

4. Управление конфликтом: способы профилактики и разрешения

Выбирая ту или иную модель поведения, собеседники не всегда извлекают пользу из конфликтной ситуации. Во избежание отрицательных эмоций и нежелательных результатов следует помнить о простых способах и путях разрешения возникающих конфликтов.

Основные способы управления конфликтом:

· устранение, или предотвращение конфликтной ситуации;

Устранить конфликт - значит заменить ситуацию, породившую конфликт. Разрешить конфликт - значит изменить поведение одной или обеих конфликтующих сторон.

Основные способы устранения конфликта:

· устранить конфликт, следовательно, устранить объективную причину конфликта;

· изоляция одной из конфликтующих сторон, например: при конфликте ученика и учителя, ученика могут перевести в другой класс.

Основные способы разрешения конфликта:

· Уход (или уклонение от конфликта). Стремление человека не просто не попадать в конфликтную ситуацию, отказ от обсуждения возникшей проблемы. Уход позволяет обеим сторонам проанализировать ситуацию и избежать открытого столкновения.

· Уклонение возникает, когда хотят сохранить отношения, или когда предмет конфликта не существенен, не затрагивает прямых интересов сторон, например: жена узнает об измене мужа, но молчит. Может иметь как отрицательные: накапливается недовольство друг другом, так и положительные стороны: конфликтующий остывает.

Сглаживание проявляется в системе извинений, обещаний, оправдания. Сглаживание приводит к снижению эмоционального состояния - основная цель - предотвратить конфликт и снятие эмоционального напряжения. Но сглаживание все равно приводит к обострению отношений, ибо при сглаживании возникает недоверие к партнеру (только обещает, а сам ведет себя по-прежнему), кроме того, сглаживание сохраняет проблему.

· Компромисс - согласие, которое достигнуто путем взаимных уступок. Способствует снятию проблемы. Это открытое обсуждение мнений, позиций, направленное на поиск решения, наиболее приемлемого и удобного для обеих сторон.

Компромисс - один из наиболее эффективных способов разрешения конфликта, его преимущество состоит: в легализации претензий; в устранении возникшего противоречия (решение проблемы); в соблюдении условий достигнутого соглашения, ибо оно принималось добровольно, при активном участии обеих сторон.

· Принуждение - используется инициатором конфликта, так как это подавление своего партнера, игнорирование его мнения.

Принуждение - самый неблагоприятный для сохранения дружеских отношений способ разрешения конфликта. Принуждение может быть оправдано: при дефиците времени; в экстренных ситуациях; при субординации. Пример: родители - дети; авторитарный начальник - подчиненный.

· Конфронтация как способ используется обеими сторонами: каждый настаивает на своем. Никто не хочет уступить, не желает ничем поступиться, поэтому, когда конфликт заходит в тупик - необходима 3-я сторона - посредник, который попробует примирить.

Конфронтация оправдана, когда люди не стремятся сохранить отношения, не заинтересованы друг в друге. Или, когда это принципиальный вопрос.

· Сотрудничество - такой выход из конфликтной ситуации, когда каждый выигрывает, каждый получает то, что хочет. Это наиболее сложный, но и наиболее оптимальный способ разрешения.

Таким образом, способов разрешения конфликта много, каждый выбирает для себя свой в зависимости от ситуации и личностных особенностей.

Заключение

Отсутствие согласия между сторонами определяют, как конфликт. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д.

Однако оно не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.

Устойчивые предпочтения определенных способов разрешения конфликта (индивидуальные стратегии конфликтного поведения) зависят также от степени эгоистичности личности.

При этом следует помнить, что в реальном общении выбор способа разрешения конфликта определяется одновременно многими факторами: не только личностными особенностями партнеров, но и особенностями самой конфликтной ситуации, а также характером и теснотой сложившихся взаимоотношений.

Надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные следствия.

конфликт психологический коллектив руководитель

Библиография

1. Андреева Г.М. Социальная психология Г.М.Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2008.

2. Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: Учеб. пособие А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский СПб.: Питер, 2009.

3. Вердербер Р. Психология общения / Р.Вердербер, К.Вердербер. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003.

4. Вершинин С. Конфликтология: Конспект лекций. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.

Подобные документы

Конфликты в деловом общении. Понятие "конфликт", типы и уровни конфликтов. Причины и источники конфликтов в организации. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. Способы разрешения конфликтов. Анализ поведения конфликтующих сторон и посредника.

курсовая работа [36,9 K], добавлен 23.04.2008

Типы, виды и причины возникновение конфликтов. Переговоры как основа разрешения не согласий. Управление конфликтом и разрешение различного рода инцидентов как одна важнейших функций руководителя предприятия. Исследование стиля поведения при конфликте.

курсовая работа [114,7 K], добавлен 11.09.2014

Необходимость эффективного разрешения конфликтов для улучшения эмоционального климата межличностного взаимодействия и успешной деловой коммуникации между людьми. Основные модели конфликтов в спортивном коллективе. Основные проблемы развития креативности.

курсовая работа [625,7 K], добавлен 18.01.2012

Характеристики горизонтальных конфликтов, особенности проявления, способы разрешения. Экспериментальное изучение психологического климата коллектива. Авторитарный и партнерский тип разрешения разногласия. Тест-опросник "Уровень конфликтности личности".

курсовая работа [94,8 K], добавлен 25.12.2013

Понятие конфликта как столкновения сторон, мнений, сил, за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы. Основания для классификации конфликтов, их причины возникновения и фазы протекания. Способы разрешения конфликтных ситуаций.

реферат [25,5 K], добавлен 06.06.2014

Понятие "общение" в современной психологии. Роль конфликта в общении. Способы управления, профилактики, разрешения конфликта. Индивидуальные стратегии поведения в конфликтной ситуации. Типы постоянно-конфликтной личности (характерологические особенности).

реферат [29,1 K], добавлен 22.06.2012

Харктеристика взаимоисключающих потребностей человека и причины конфликтов. Взаимосвязь внутренних и внешних противоречий личности. Способы разрешения и последствия внутриличностных конфликтов. Понятие психологической защиты и механизм ее применения.

Читайте также: