Почему церкви и храмы имеют такую форму 5 класс однкнр кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План-конспект урока

в 5-Б классе МБОУ Наро-Фоминской СОШ №5 СУИОП

Разработала: Гайдаржи Иванна Ивановна

Проверила: Блашковская Виктория Валентиновна

г. Наро-Фоминск, 2019

Тема урока: Культурное наследие христианской Руси. Храмы.

Дата проведения- 09.12.2019 г.

Тип урока- комбинированный.

Технология урока- ИКТ, игровая.

Задача урока- развитие творческих способностей учащихся; отработка умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями; формирование в сознании учащихся целостного образа культуры Руси Х-Х11 вв.

- выявление характерных особенностей христианских традиций в культуре Руси;

- установление взаимосвязи между прошлым и настоящим;

- умение устанавливать взаимосвязь между веками прошлыми и нынешним;

- развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий.

- развитие творческого мышления и самостоятельности учащихся;

- формирование христианской веры;

- воспитание патриотических чувств и понимания сопричастности к истории родной страны.

Основные термины и понятия: религия, культура, храм, икона, христианство, архитектура, мозаика, фреска.

Откуда на Русь пришло христианство?

Древняя Русь после принятия христианства.

Особенности православного календаря.

Приветствие учащихся, проверка присутствующих. Ученики приветствуют учителя. Звучит звон колоколов.

Мотивация. Учитель читает стихотворение.

Читая Евангелие

Из мысли рождается слово –
Ответствует чувство ему…

… Создатель, рождающий Сына,
Снисходит к нам Духом Святым…

Мне в нашей церквушке старинной
За счастье – быть с Богом Живым.

Дети размышляют над стихотворением.

Как вы думаете, ребята, о чем сегодня на уроке мы поведем разговор, если сначала зазвучал перезвон церковных колоколов, а затем мы с вами поразмышляли над стихотворением? Ученики отвечают на вопросы.

Изучение нового материала.

Откуда на Русь пришло христианство?

Что такое культура? Ответы учеников – это не только произведения искусства , но и быт, тип хозяйства, язык и т. д.

Какие слои в русской культуре мы можем выделить? Выделяем христиаскую и языческую, духовную и материальную, светскую и религиозную.

Откуда на Русь пришло христианство?

На Руси христианство распространилось под влиянием Византии. Одной из первых приняла христианство княгиня Ольга. Случилось это в середине X века в городе Константинополе. Но народ не спешил принимать новую веру, даже сыновья Ольги осуждали её за отказ от язычества. Только десятилетия спустя, в 988 году, христианство пришло на Русь. Это произошло во времена правления Великого князя Владимира Красное Солнышко – внука княгини Ольги.

Древняя Русь после принятия христианства.

Как вы считаете, какую роль стала играть христианская вера и образование в Древней Руси с принятием христианства?

Класс делится на группы. Задание прочитать исторические свидетельства на странице учебника 87-88.

Ученики читают и рассказывают о пяти исторических свидетельствах того, какие события происходили в это время и как они повлияли на развитие образования в Древней Руси.

Историки считают, что вера помогла сплотить народы. Православная церковь разъясняла особенности новой религии, рассказывала о любви и милосердии Бога. Она учила людей изживать обычаи, которые остались от язычества: кровную месть, идолопоклонство.

Книжное учение набирало силу в некоторых кругах городского населения, а также среди княжеских и боярских ремесленников;

Как выглядели первые книги, например Остромирово Евангелие

Учитель формулирует задания ученикам на каждом этапе урока, в частности, работа после прочтения текста:

Используя информацию из текста, приведите доказательства того, что

монастыри на Руси считались центром культуры.

Прочитайте отрывок из летописи, в котором рассказывается о князе Ярославе Мудром. Выделите главную мысль этого текста.

Написать небольшое сочинение-рассуждение по вопросам:

Музыкальная физкультминутка:

Рубить повсюду церкви.

Самостоятельная работа учащихся в группах:

- рассмотрите следующий слайд 6 и подготовьте ответ на вопрос:

- выступление групп по изученному материалу:

Перед Вами иллюстрации храмов .( учебник, стр. 91)

Посмотрите, какие замечательные купола, арки, колокола.

- Почему церкви и храмы имеют такие формы?

- На что похожи купола церкви?

- Почему архитектуру называют застывшей музыкой? (Прослушивание звона колоколов)

Сегодня мы рассмотрим историю средневекового храма московской области в с. Каменское.

Учитель показывает презентацию и рассказывает о храме. (вся информация имеется в презентации.)

Контроль и оценка результатов труда на уроке каждого учащего:

Какие же черты свойственны культуре христианской Руси?

Как изменилась жизнь людей с принятием христианства на Руси?

Учитель (заключительное слово):

Скажи, какой ты след оставишь?

След, чтобы вытерли паркет,

иль косо посмотрели вслед,

или манящий дивный свет

В твоей душе на много лет.

Домашнее задание: пересказ стр.85-96, решить кроссворд.

1. Ближайшие ученики Христа.

2. Церковное таинство, имеющее целью перерождение души человека для новой жизни без злости и греха.

3. Первое нарушение заповеди Божьей.

4. Особые священные действия, через которые верующие могут духовно прикоснуться к Христу, почувствовать его присутствие.

5. Праздник Воскресения Христа

6. Пост перед Рождеством.

7. Непослушание человека Богу.

8. Имя князя, крестившего Русь.

9. Священное место в христианском храме.

10. Праздник, который отмечают на 40 день после Пасхи.

11. Человек, совершающий богослужение.

Ученики 5 класса имеют опорные знания по курсу ОДНКНР, повышенный познавательный интерес, интересуются событиями духовной жизни, владеют навыками самостоятельной работы, они активны в работе на протяжении всего урока. Ученики охотно проявляют интерес к творческой работе на уроке, активно учавствуют в диалоговых формах организации обучения. На уроках наблюдается положительный эмоциональный настрой.

Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса.

-- выявленить характерные особенности христианских традиций в культуре Руси;

- установить взаимосвязи между прошлым и настоящим;

- умение устанавливать взаимосвязь между веками прошлыми и нынешним;

-развить способности к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий.

-развить творческое мышление и самостоятельность учащихся;

- сформирование знания о возникновении христианской веры;

- воспитать патриотические чувства и понимание сопричастности к истории родной страны.

3. Характеристика замысла урока

При подготовке к уроку постаралась учесть работоспособность класса,

индивидуальные особенности каждого ребенка и осуществить личностно-ориентированный и дифференцированный подход.

На уроке применила различные методы обучения (проблемный, частично-поисковый,), использовала разнообразные формы организации познавательной деятельности (групповую, коллективную, индивидуальную).

Свой урок я строила, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся, использовала частично-поисковый метод. Старалась ставить такие вопросы (проблемы), где у учащихся возникала необходимость обосновывать свою точку зрения, т.е. использовался принцип обоснованного ответа.

Данный тип урока изучение нового материала, включает в себя следующие этапы - организационный момент, мотивацию, актуализацию, т.е подготовку к усвоению знаний и изучение нового материала, первичная проверка правильности восприятия ЗУН, творческая работа, подведение итогов проведенной работы и рефлексия. Все этапы были последовательны, сочетались разные виды работ, такие как групповая, фронтальная, индивидуальная. Проведена физкультминутка, которая позволила учащимся расслабиться и с новыми силами приступить к следующему этапу урока.

На всех этапах урока применялись разные методы активации учащихся, что не позволило им устать от однообразия материала.

На уроке использовались методы: словесные, наглядные – для развития понимания и наблюдательности, практические- презентация, иллюстрации. Также применялся репродуктивный метод, разрешение проблемных задач через организацию беседы. Имел место творческий прием. Организация учебной деятельности проходила в сочетании фронтальной работы, работы в группах и индивидуальное мышление.

Опираясь на основные характеристики возраста подростков в ходе изучения нового материала, формирование познавательных умений учащихся ( умение отвечать на вопросы, связно излагать свои мысли, умение переносить имеющиеся знания в новую, незнакомую ситуацию) осуществлялось благодаря методу проблемного обучения и частично-поискового метода, на этапе рефлексии использован элемент метода критического мышления.

На уроке были использованы разные виды деятельности, что дало возможность каждому ученику оценить свои знания. Утомление учащихся предупреждалось путем чередования видов и форм коррекционной деятельности. А также используя здоровье сберегающие технологии была проведена физкультминутка.

Все этапы урока соблюдены и, благодаря форме урока, имеют плавный переход от одного к другому.

Все этапы урока были направлены на выполнение целей и задач.

- Организационный момент прошел быстро, все учащиеся были готовы к уроку и настроены на работу. Задача этого этапа состояла в воспитании культуры учебного труда.

- Актуализация знаний, старания вызвать интерес к познанию. Урок проходил в атмосфере сотрудничества. Я считаю, что этот подход имеет важное воспитательное значение.

- Работа с экраном мультимедиа для наглядности, в виде презентации.

- Самостоятельная работа учащихся над творческим заданием под руководством учителя.

- Подведение итогов урока.

- Рефлексия и выставление оценок.

- Выдача домашнего задания, которое дает возможность детям с интересом его выполнить.

4. Функциональный анализ урока.

Считаю, что урок представляет собой целостную систему. Структура урока была подчинена триединой цели урока и способствовала достижению конечного результата урока. Каждый предшествующий момент урока тесно связан с последующим, продолжает его сам и сам является базой и продолжением предшествующего. Ученики развивали умения сопоставлять, анализировать, логически мыслить, рассуждать, высказывать свою точку зрения на поставленные вопросы.

Задачи воспитания коллектива, гуманного отношения друг к другу осуществлялись через создание дружеской и творческой атмосферы урока, доброжелательные отношения учителя и учеников, через организацию разных форм работы. Считаю, что поставленные задачи реализованы, цели занятия достигнуты. Материал, подобранный для урока был доступен для всех обучающихся этого класса.

5 Оценка конечного результата урока.

Мне было легко вести урок, ученики хорошо и быстро включались в работу. На протяжении урока учащиеся работали с понятием христианство, церковь, применяя его в различных аспектах я направляла ход размышлений и рассуждений, используя технологию полного усвоения материала.

Современный урок сложно представить без информационно-коммуникативных технологий. Применение ИКТ на занятиях усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся, делает урок эмоционально-насыщенным и полноценным, наиболее наглядным, а в общем, способствует повышению качества образования.

Меня порадовали активность, умение слушать учителя и своих одноклассников, порадовали желанием участвовать в каждом задании и отстаивании своей точки зрения. Важную роль играет эмоциональный настрой урока. Учащиеся были довольны уроком и результатами своей деятельности, ушли с хорошим настроением и знаниями.

Считаю урок успешным, интересным и при планировании следующих уроков буду использовать знания и умения учеников приобретенные ими на этом уроке.

На мой взгляд, я думаю, что удалось на высоком уровне провести урок и решить все поставленные задачи, добиться соответствующих результатов, избежать перегрузки и переутомления обучающихся, сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения и самочувствия.

крыша, купол, церковь


Крыши православных христианских церквей называются купола. Это название связано с тем, что крыша церкви сделана в форме купола.


Что такое купол? Это геометрическая фигура похожая на половинку шара или круглую шляпку гриба.


Почему же крыши православных христианских церквей имеют именно такую форму?


Дело в том, что первые православные храмы на Руси строили греки. И поэтому церкви по внешнему виду были похожи на византийские храмы, которые имели круглую форму, а купола их были в форме полусферы (полушара).


Такая форма церкви была принята еще в средневековье. Купол являлся символом неба. Он как бы приближал человека к Богу.


Круг считался совершенной формой, которая хорошо подходит к идее религии. Потому и круглая форма церкви всегда считалась классической для православных храмов.


В древности люди считали сферу символом Вселенной, поскольку как известно земля имеет форму шара. Но со временем, русские мастера сильно изменили форму купола,переняв ее у греков и сделав вформе шлема.


Именно эта форма была для верующих символом молитвенного устремления к Богу, возвышения всего духовного и стремления человека к Небу.


Однако в XVI (16) веке, крыши-купола русских православных церквей обрели форму похожуюна луковицу и она постепенно вытеснила и форму шлема и полусферы.


Ученые-историки предполагают, что форма купола в виде луковицы, не имеет отношения к символам религии. А ее распространение связано с чисто техническим устройством прочности крыши и защиты внутренних помещений церкви от попадания влаги во время непогоды.

Зачем пасхальные куличи освящают в церкви Зачем пасхальные куличи освящают в церкви. Как ты знаешь, куличи пекут на праздник, который называется Пасха. Этот праздник посвящен чудесному воскрешению Иисуса. Освящать куличи в церковь несут .

Почему у змей нет ног Почему у змей нет ног. Змеи похожи на ящериц, только они намного длиннее и у них почему то нет ног. Интересно, почему? То что сейчас у змей нет ног, вовсе не значит, что у них никогда не было конеч.

Как и почему мы слышим Как и почему мы слышим. Большинство людей думают что мы слышим потому, что у нас есть уши. На самом же деле, ушами мы только воспринимаем звуки. А способность слышать мы имеем благодаря целой слухо.

Почему живот урчит Почему живот урчит. Почему иногда наш живот вдруг начинает недовольно урчать? Что этим хочет сказать наш организм? Желудок и кишечник переваривают съеденную нами пищу при помощи выделения специаль.

Почему человек чихает Почему человек чихает. Чихание - это один из рефлексов данных человеку природой. Это что-то вроде реакции на раздражители. И проявляется она не только когда мы болеем. Для начала рассмотрим, как соб.

Почему молоко прокисает Почему молоко прокисает. Молоко, очень полезный продукт, особенно для детей.В нем содержится очень много важных для здоровья и развития растущего организма веществ - кальций, витамины,различные соли, .

Почему падают звезды Почему звезды падают. В темное время суток иногда можно увидеть, как в небе падают звезды. Всем известна примета, связанная с этим явлением: увидев падающую звезду обязательно загадать желание пока .

Почему от лука плачут Почему от лука плачут. Вы конечно же не раз видели, как ваша мама ,занимаясь приготовлением еды на кухне, плачет когда режет лук? Нет-нет, вашу маму никто не обидел, просто горький и едкий сок лука .

Почему колесо круглое Почему колесо круглое. Больше всего наверное этот вопрос интересует мальчиков, поскольку всевозможные машинки, трактора, мотоциклы, это их любимые игрушки. Очень сложно представить всю эту технику б.

Почему люди разговаривают во сне Почему люди разговаривают во сне. Некоторые люди иногда могут разговаривать во сне - спит человек, а сам в это время что-то говорит. Кто-то делает это довольно громко, а кто-то почти шепотом. По содержа.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Почему церкви именно такие? Храм – модель вселенной.. Презентация на заданную тему содержит 17 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Ход исследования Предположили, что храмы не случайно строили раньше и сейчас практически одинаково; Изучили научную и популярную литературу; Проанализировали результаты исследований; Провели опрос подростков о их знаниях символики храмов нашего города; Результаты исследования представили в виде презентации

Результаты исследования В ходе исследования был проведен опрос учащихся 6-7 классов в количестве 50 человек, в результате которого выяснилось, что символику храмовых элементов знают только несколько человек:

Символика храма Другое символическое значение храма – модель вселенной: храм являет собой образ бога и сотворенного им мира От пола до свода – символизирует земной мир; верхняя часть изображает мир небесный.

Многоглавие храмов Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной Церкви.

Для русских храмов классическим стало пятиглавие: купол большого размера ставится в центре, а диагонально – 4 купола поменьше. Пятиглавие символизирует Иисуса Христа и четырех апостолов-евангелистов.

Многие древнерусские храмы были одноглавыми. Один купол означает, что у Церкви только один Глава – Христос Спаситель.

Символика формы купола Шлемовидная форма символизирует ту духовную брань, которую Церковь с момента своего основания ведет с силами зла. Форма луковицы символизирует пламень свечи, о которой свидетельствует Евангелие.

Символика формы купола Как правило, они золотые или серебряные (эти цвета символизируют свет и огонь Божества, блистание царской славы Христа

Символика цвета купола У храма в честь ангельских сил, Богородичного праздника или чтимой иконы Божией матери будут голубые или синие купола. У храма, связанного с Троицей или Святым Духом купола могут иметь зеленый цвет.

О храме. Почему храм называют церковью

Здание, куда православные христиане собираются для молитвы и участия в богослужении, чаще всего называют храмом. Но его называют также и церковью, потому что здесь собираются верующие, которые все вместе составляют Церковь Христову.

Церковью часто называют и земную организацию, объединяющую все православные приходы, епархии и монастыри в единую церковную общину. Это Русская Православная Церковь.

Внешний вид православного храма

Внешний вид православного храма

Православный храм видно и слышно издалека: сверкают на солнце золотые купола, с высокой колокольни льется звон колоколов. Даже небольшие храмы выглядят величественно и торжественно среди современных домов. Почему же храмы так не похожи на обычные здания?

Храм Божий – Небесный островок на нашей грешной земле. Поэтому он и не должен быть похож ни на что земное. Каждая внешняя и внутренняя деталь храма имеет глубокий смысл и значение. Попробуем разобраться?

Формы храмов

Формы храмов. Форма корабля

Приглядись повнимательнее, многие наши храмы действительно очень похожи на величественный корабль с высокой мачтой-колокольней и наполненными ветром парусами-куполами.

formi khramov khram v forme kresta

С IV века стали появляться восьмиугольные, крестообразные и даже круглые в основании храмы. Каждая из этих форм имеет свое символическое значение:

Храмы в форме креста строились в знак того, что истинная основа Церкви – это крест. Крестом люди избавлены от власти дьявола. Крестом открыт вход в потерянный нашими прародителями рай.

Храм в форме круга – это символ вечного существования Церкви. (Круг, не имеющий ни начала ни конца символизирует вечность.)

Храм в форме круга

Восьмиугольная форма означает путеводную звезду в Царство Небесное. Как когда-то Вифлеемская звезда привела волхвов к месту, где родился Христос, так и Церковь Божия указывает нам путь в жизнь вечную.

khram vosmiugolnoy formi

Существуют и смешанные типы храмов. Например, храм может иметь крестообразную форму снаружи и круглую внутри.

Шатры

Шатры

Шатровая форма деревянных храмов оказала влияние и на каменное строительство. Стали строить затейливые каменные шатровые церкви, напоминавшие огромные башни. Высшим достижением каменной шатровой архитектуры считается Покровский собор в Москве, более известный как храм Василия Блаженного. В этом соборе девять храмов в виде конусообразных столпов. Все вместе они напоминают один огромный красочный шатер.

Храм Василия Блаженного

Шатры в русской архитектуре просуществовали недолго: в середине XVII века церковная власть запретила строить шатровые храмы, поскольку они резко отличались от традиционных одноглавых и пятиглавых прямоугольных (корабельных) церквей.

Почему храмы всегда обращены алтарем на восток

Все православные храмы строятся алтарем на восток. Писатель Тертуллиан (II век) свидетельствует, что в его время у христиан был обычай молиться, обратившись к востоку. И язычники подозревали, будто те чтут восходящее солнце. Но это не так. Особое отношение христиан к восточной стороне можно объяснить следующим:

– по свидетельству Библии, именно на востоке находился Рай;

– восток – место, где восходит солнце, откуда приходят свет и тепло, дающие жизнь всему на земле. Поэтому именно восток символизирует Христа, Который как Солнце Правды пришел с востока и подарил людям вечную жизнь;

– с востока же ожидается и Второе пришествие Спасителя.

Таким образом, обращением к востоку молящиеся выражают свой союз со Христом Спасителем и Его Царством.

Читайте также: