Какие проблемы возникли в культурной жизни страны в годы перестройки из письма андреевой кратко

Обновлено: 02.07.2024

В 90-е годы прошлого века начались перемены к лучшему, что связано с привнесением в жизнь общества таких понятий, как демократия, отсутствие цензуры, плюрализм, свобода слова, печати, совести1. С этим связано раскрепощение общественного сознания, существенная активизация социально-культурного творчества различных категорий и групп населения. Также стоит отметить и расширение количества видов и форм художественного творчества, обогащение спектра культурных начинаний за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов, ассоциаций.

В то время получило свежее дыхание система высшего образования – быть образованным человеком снова становится и модно, и выгодно, образование несет уважение и вес в обществе. В 90-е годы заново осваивался огромный гуманитарный потенциал русской культуры — философская, культурологическая, социологическая, психологическая, экономическая мысль, и даже в школьных учреждениях вводятся уроки культурологии, права, экономики, риторики и т.д.

Процессы обновления, происходящие в обществе, породили новые объекты культуры. Это и средства труда, и предметы потребления, услуги, научные и философские идеи, которые существенно увеличивают культурный потенциал общества. С периодом перестройки связывают и развитие средств массовой коммуникации, пусть и не такое бурное, как в Западной Европе и США, ввело в содержание культуры общества огромное количество научных знаний, эстетических направлений, философских учений, отвечающее многообразию отношений человека с миром. Тогда же бурную эпоху переживала индустрия культуры и досуга, индустрия развлечений.

Потенциал культуры 85-90-х годов составляли созданные за предыдущие годы ее объекты — научные теории, произведения искусства, законы, промышленные изделия, архитектурные сооружения; знания о том, как можно их использовать в обыденной жизни, навыки такого использования, собранные не только в специализированных областях культуры, но и в обыденной культуре; но наряду с настоящим нельзя забывать и о культурном наследии прошлого, знания и навыки использования которого сконцентрированы, в основном, в специализированных областях культуры.

Точками, где собраны ресурсы развития культурной жизни, залог того, что она не исчезнет для будущих поколений являются традиционные социальные общественные институты, предназначенные для преобразования, хранения, передачи культурного потенциала, его освоения и использования членами общества. И это не только министерства, научно-исследовательские центры, учреждения культуры, но и средние и высшие учебные заведения, творческие союзы, средства массовой информации.

При всех тех положительных процессах, проходящих в нашей стране, в обществе все равно набирают силу тенденции, негативно характеризующие сегодняшнюю социокультурную ситуацию. Этот процесс начался именно с времен перестройки.

Именно с времен перестройки начался разрыв между потенциалом влияния культуры на общество и реально существующей способностью масс для его освоения и использования в повседневной социокультурной практике. Сумасшедшие темпы, динамизм общественной и культурной жизни вызвали значительное усложнение структуры и содержания отношений людей друг с другом, с природным и искусственным окружением, которое выражается как в объективных показателях (в количественном увеличении качественно разнообразных предметов, научных идей, художественных образов, образцов поведения и взаимодействия), так и в субъективной плоскости — в уровне психической и социальной напряженности, которым сопровождается такого рода усложнение.

Какие проблемы возникли в культурной жизни страны в годы перестройки?


В 90 - е годы прошлого века начались перемены к лучшему, что связано с привнесением в жизнь общества таких понятий, как демократия, отсутствие цензуры, плюрализм, свобода слова, печати, совести1.

С этим связано раскрепощение общественного сознания, существенная активизация социально - культурного творчества различных категорий и групп населения.

Также стоит отметить и расширение количества видов и форм художественного творчества, обогащение спектра культурных начинаний за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов, ассоциаций.

Именно тогда все более широкое использование начала получать конкретная, порегионная, адресная поддержка различных молодежных (и не только) инициатив.

Эта поддержка осуществляется в виде целевых программ федерального и локального характера2.

В то время получило свежее дыхание система высшего образования – быть образованным человеком снова становится и модно, и выгодно, образование несет уважение и вес в обществе.

В 90 - е годы заново осваивался огромный гуманитарный потенциал русской культуры — философская, культурологическая, социологическая, психологическая, экономическая мысль, и даже в школьных учреждениях вводятся уроки культурологии, права, экономики, риторики и т.

Д. Малые этнические группы, о существовании которых почти забыли в течение последних десятилетий, начали активизироваться, проявляя свое участие в социокультурной жизни страны.

Эта тенденция особенно заметно именно тогда начала проявляться у ряда малочисленных народностей Северного Кавказа, Севера, Дальнего Востока.

Также начала восстанавливаться в своих правах религиозная культура народов России.

Процессы обновления, происходящие в обществе, породили новые объекты культуры.

Это и средства труда, и предметы потребления, услуги, научные и философские идеи, которые существенно увеличивают культурный потенциал общества.

С периодом перестройки связывают и развитие средств массовой коммуникации, пусть и не такое бурное, как в Западной Европе и США, ввело в содержание культуры общества огромное количество научных знаний, эстетических направлений, философских учений, отвечающее многообразию отношений человека с миром.

Тогда же бурную эпоху переживала индустрия культуры и досуга, индустрия развлечений.

Потенциал культуры 85 - 90 - х годов составляли созданные за предыдущие годы ее объекты — научные теории, произведения искусства, законы, промышленные изделия, архитектурные сооружения ; знания о том, как можно их использовать в обыденной жизни, навыки такого использования, собранные не только в специализированных областях культуры, но и в обыденной культуре ; но наряду с настоящим нельзя забывать и о культурном наследии прошлого, знания и навыки использования которого сконцентрированы, в основном, в специализированных областях культуры.

Точками, где собраны ресурсы развития культурной жизни, залог того, что она не исчезнет для будущих поколений являются традиционные социальные общественные институты, предназначенные для преобразования, хранения, передачи культурного потенциала, его освоения и использования членами общества.

И это не только министерства, научно - исследовательские центры, учреждения культуры, но и средние и высшие учебные заведения, творческие союзы, средства массовой информации.

При всех тех положительных процессах, проходящих в нашей стране, в обществе все равно набирают силу тенденции, негативно характеризующие сегодняшнюю социокультурную ситуацию.

Этот процесс начался именно с времен перестройки.

Именно с времен перестройки начался разрыв между потенциалом влияния культуры на общество и реально существующей способностью масс для его освоения и использования в повседневной социокультурной практике.

Сумасшедшие темпы, динамизм общественной и культурной жизни вызвали значительное усложнение структуры и содержания отношений людей друг с другом, с природным и искусственным окружением, которое выражается как в объективных показателях (в количественном увеличении качественно разнообразных предметов, научных идей, художественных образов, образцов поведения и взаимодействия), так и в субъективной плоскости — в уровне психической и социальной напряженности, которым сопровождается такого рода усложнение.

Открытое письмо преподавателя Ленинградского технологического института Нины Андреевой – манифест противников перестройки и критики культа личности Сталина.

НЕ МОГУ ПОСТУПАТЬСЯ ПРИНЦИПАМИ

Конечно, нам, преподавателям, приходится отвечать на самые острые вопросы, что требует, помимо честности, еще и знаний, убежденности, культурного кругозора, серьезных размышлений, взвешенных оценок. Причем эти качества нужны всем воспитателям молодежи, а не одним лишь сотрудникам кафедр общественных наук.

Любимое место наших со студентами прогулок — парк в Петергофе. Ходим по заснеженным аллеям, любуемся знаменитыми дворцами, статуями — и спорим. Спорим! Молодые души жаждут разобраться во всех сложностях, определить свой путь в будущее. Смотрю на своих юных разгоряченных собеседников и думаю: как же важно помочь им найти истину, сформировать правильное понимание проблем общества, в котором они живут и которое им предстоит перестраивать, как определить им верное понимание давней и недавней нашей истории.

Мы — ленинградцы, и потому с особым интересом смотрели недавно хороший документальный фильм о С. М. Кирове. Но текст, сопровождавший кадры, в иных местах не только расходился с кинодокументами, но и придавал им какую-то двусмысленность. Скажем, кинокадры демонстрируют взрыв энтузиазма, жизнерадостности, душевный подъем людей, строивших социализм, а дикторский текст — о репрессиях, неинформированности…

В многочисленных дискуссиях, проходящих сегодня буквально по всем вопросам обществознания, меня как преподавателя вуза интересуют прежде всего те вопросы, которые непосредственно влияют на идейно-политическое воспитание молодежи, ее нравственное здоровье, ее социальный оптимизм. Беседуя со студентами, вместе с ними размышляя об острых проблемах, невольно прихожу к выводу, что у нас накопилось немало перекосов и односторонностей, которые явно нуждаются в выправлении. На некоторых из них хочу остановиться особо.

Для меня, как и для многих людей, решающую роль в оценке Сталина играют прямые свидетельства непосредственно сталкивающихся с ним современников как по нашу, так и по ту сторону баррикады. Небезынтересны именно эти последние. Возьмем хотя бы Черчилля, который в 1919 году гордился своим личным вкладом в организацию военной интервенции 14 иностранных государств против молодой Советской Республики, а ровно через сорок лет вынужден был такими словами характеризовать Сталина — одного из своих грозных политических оппонентов:

Основные моменты этой характеристики можно найти и в мемуарах де Голля, в воспоминаниях и переписке других политических деятелей Европы и Америки, которые имели дело со Сталиным как с военным союзником и классовым противником.

Недавно одна моя студентка озадачила меня откровением, что-де классовая борьба — устаревшее понятие, как и руководящая роль пролетариата. Ладно бы такое утверждала одна она. Яростный спор, например, вызвало недавнее утверждение уважаемого академика о том, что-де нынешние отношения государств двух различных социально-экономических систем лишены классового содержания. Допускаю, что академик не счел нужным объяснить, почему он несколько десятилетий писал о прямо противоположном — о том, что мирное сосуществование есть не что иное, как форма классовой борьбы на международной арене. Выходит, теперь философ отказался от этого. Что ж, взгляды, бывает, меняются. Однако, как мне представляется, долг ведущего философа все же повелевает ему объяснить хотя бы тем, кто учился и учится по| его книгам: что, разве сегодня международный рабочий класс уже не противостоит мировому капиталу в лице своих государственных и политических органов?

Конечно, сказанное не означает какого-либо умаления исторического вклада других наций и народностей. Это, как говорят сейчас, лишь обеспечивает полноту исторической правды… Когда студенты спрашивают меня, как могло случиться, что опустели тысячи деревушек Нечерноземья и Сибири, я отвечаю, что это тоже дорогая цена за Победу и послевоенное восстановление народного хозяйства, как и безвозвратные утраты массы памятников русской национальной культуры. И еще я убеждена: из умаления значимости исторического сознания проистекает пацифистское размывание оборонного и патриотического сознания, а также стремление малейшие проявления национальной гордости великороссов записывать в графу великодержавного шовинизма.

На этом стоим и будем стоять. Принципы не подарены нам, а выстраданы нами на крутых поворотах истории отечества.




Работа с терминами:

. Ускорение (в СССР) — лозунг и политический курс генерального секретаря КПСС М.С. Горбачева, провозглашенный на апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС. Курс был направлен на ускорение социального и экономического развития СССР.

2. Гласность (в СССР) — компонент политики перестройки, заключавшийся в большей (по сравнению с прежними временами) информационной свободе СМИ и ослаблением партийного контроля над ними.

3. Перестройка (в СССР) — политические и социально-экономические преобразования в СССР в период правления М.С. Горбачева (в более узком смысле – в 1987–1991 гг., т. к. гласность и демократизация – важнейшие компоненты перестройки – были провозглашены только в январе 1987 г.).

Б. Расшифруйте аббревиатуры.

1. СНВ — Сокращение наступательных вооружений

2. СНГ — Содружество независимых государств.

3. ДОВСЕ — Договор об обычных вооруженных силах в Европе.

4. ГКЧП — Государственный комитет по чрезвычайному положению.

5. МДГ — Межрегиональная депутатская группа.

Персоналии.

Читайте также: