Проект по экологии в 1 младшей группе детского сада долгосрочный

Обновлено: 05.07.2024

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Именно поэтому работу по осознанно-правильному отношению к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка, необходимо начинать как можно раньше, при этом используя новые подходы к воспитательно - образовательной деятельности. Эффективный путь освоения экологической культуры состоит в том, чтобы не только передавать знания, а формировать способ мышления, необходимый для решения и прогнозирования существующих проблем.

Объект проекта: формирование системы осознанно – правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, основ экологической культуры.

Предмет проекта: окружающий мир.

Цель проекта: воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание); формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Задачи проекта:

  1. Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы.
  2. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
  3. Развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в природе.
  4. Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.
  5. Воспитывать культуру поведения в природе, уточнить экологические запреты.
  6. Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.
  7. Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.
  8. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.

Время выполнения: 1 год (с 10.01.2017 по 29.12.2017 г.)

Участники проекта: Дети второй группы раннего возраста, родители и педагоги.

Необходимые материалы:

  1. Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям.
  2. Уголок природы в группе
  3. Уголок экспериментирования
  4. Наглядный и демонстрационный материал: календари природы, иллюстрации, фотографии, картины.
  5. Огород на территории ДОУ.
  6. Огород на окне.
  7. Литература с иллюстрациями для детей по теме проекта
  8. Фотоаппарат
  9. Магнитофон
  10. Материалы для художественного творчества (лепки, аппликации, рисованию)

Предполагаемый продукт проекта:

4.Пополнение наглядно - дидактического материала группы.

5.Пополнение копилки дидактических, пальчиковых, подвижных игр.

6.Приобретение новых комнатных растений для группы.

7.Изготовление кормушки для птиц на прогулочном участке группы.

Для родителей:

Активное участие в жизнедеятельности нашей группы.

Для педагога:

Повышение теоретического уровня и профессионализма педагога по эколого-познавательной деятельности;

Личностный и профессиональный рост;

Список литературы:

  1. С.Н. Николаева Юный эколог, система работы в младшей группе детского сада (для работы с детьми 2-4 лет). Москва, Мозаика-Синтез, 2010.
  2. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное

пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.

Интернет ресурсы: сайты:

Этапы реализации проекта:

Обдумывание идеи проекта, сбор информации. Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Подбор методического и дидактического материала для реализации идеи, иллюстративного материала, литературных произведений по теме проекта. Разработка конспектов занятий.

Чтение худ. литературы по теме, наблюдения, беседы, проведение дид. игр по экологии, проведение тематических занятий с воспитанниками, совместная работа родителей (законных представителей) и педагогов по теме проекта.

Реализация проекта (с воспитанниками)

Виды деятельности

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Чтение художествен

ной литературы

Дидактические игры по экологии

Наблюдения

За птицами на кормушке.

Обратить внимание, что зимой птицам холодно и голодно и им надо помогать.

За инеем на деревьях. Обратить внимание как он искрится на солнце. Очень красиво!

За сезонными изменениями (деревья, солнце, небо)

обратить внимание на красоту природы.

Беседы

Организованная образовательная деятельность

Всемирный день кита.

Всемирный день кошек.

Трудовая деятельность: изготовление кормушек для птиц.

III этап – заключительный - подведение итогов

Оценка эффективности проекта.

В ходе работы дети приобрели знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяют привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. У детей сформировались навыки исследовательской деятельности, познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

В течение года мы рассмотрели все времена года: характерные признаки, особенности. Дети наблюдали за природой и свои знания, полученные при этом, воплощали в проектах.

Совместно с детьми мы приняли участие в двух интернет-акциях на тему:

В процессе работы над данным проектом дети занимались продуктивными видами деятельности, направленными на развитие связной речи, на основе средств развития мелкой моторики: лепкой, рисованием. С помощью проекта дети приобретали различные знания; уточняли и углубляли представления об окружающем мире. В процессе работы они начинали понимать свойства предметов, запоминать их характерные особенности и детали. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шел путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга. Работая с детьми, каждый раз убеждаюсь, что повторение невозможно. Каждый ребенок неповторим, неповторимо и то, что мы делаем как педагоги, мы не можем и не сможем провести то, что уже проводили с предыдущими детьми. Остаются только опыт и знания. Зачем повторяться? Придет новая сказка, новая игра, новое открытие чудесного мира в ярких, живых красках, чтобы открыть дорогу к сердцу маленького пытливого, неутомимого исследователя.

Ясельная и младшая группы: творческая группа: Коновалова О. К, Ротарь О.В.

Актуальность:

Умение жить в согласии с природой и окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их экологического воспитания.

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе дошкольного образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

t1584702528ad.jpg

Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на вопросы. Для того чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нами были созданы условия для поисково-исследовательской деятельности малышей.

t1584702528ae.jpg

Цель проекта

Формирование основ экологического мировоззрения и культуры детей второй младшей группы.

Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы.

Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.

Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.

Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.

Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.

Тип проекта – долгосрочный, групповой, исследовательско – творческий.

Срок проекта- 01.10.2016 – 15.05.2017 гг.

Участники – воспитатели, специалисты, дети младшей и средней групп, родители детей.

Это, прежде всего организованные формы обучения:

- наблюдение за объектами живой и неживой природы;

Большое значение для усвоения знаний имеет совместная деятельность воспитателя и детей:

- труд в уголке природы;

-дидактические, подвижные игры;

- чтение художественной литературы;

- рассматривание фотоальбомов, иллюстраций.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

У детей будут сформированы элементарные экологические знания культура поведения в природе.

Сформируются знания о взаимосвязи в природе.

Разовьется интерес к явлениям и объектам природы, навыки бережного отношения к растительной фауне, птицам, насекомым и животным.

Научатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Обогащение уровня экологических знаний родителей.

Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости экологического воспитания детей.

Создание единого воспитательно-образовательного пространства детский сад и семья по экологическому воспитанию дошкольников.

Появится возможность участия в совместных экологических проектах и мероприятиях.

t1584702528af.jpg

Ресурсная база проекта.

1.Кадровые ресурсы:

-педагоги дошкольного учреждения;

2. Информационные ресурсы:

-рисунки, альбомы, иллюстрации;

3. Материально-технические ресурсы :

- обогащение уголка природы

- пополнение познавательного центра альбомами, открытками, фотографиями;

- пополнение книжного уголка – подборка художественной литературы: загадки, стихи, рассказы, сказки, потешки, песенки, иллюстрации;

- обогащение методического обеспечения воспитательно - образовательного процесса;

- обогащение предметно-развивающей среды для развертывания игровой деятельности.

.4. Программно-методические ресурсы:

- Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду – М.: Мозаика-Синтез, 2009;

Перспективный план

по экологическому воспитанию детей ясельной и младшей группы.

Учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине несколько видов овощей и фруктов.

Цветы на клумбе.

Познакомить детей со строением цветка: стебель, листья, цветы, корешки, имеет запах. Учить сравнивать садовые цветы: астра, календула. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Познакомить детей с травами: травка-муравка, подорожник.

Формировать понятие о том, что для жизни на земле нужно солнце.

В гости к деревьям.

Познакомить детей с деревьями (береза, рябина, клен), где они растут, зачем нужны. Учить находить и называть ствол, ветви, листья, корень.

Комнатные цветы в уголке природы.

Расширять представления детей о комнатных цветах (фикус). Упражнять в умении описывать растение, сравнивать со знакомыми (герань). Познакомить с разными способами ухода за растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям и деревьям.

Показать, что осенний дождь может быть разным, выявить простейшие связи между явлениями природы.

Расширять знания детей о приспособленности растений к изменениям окружающей природы. Учить определять и называть состояние погоды.

Кто живет в лесу.

Дать первоначальное представление о диких животных (заяц, медведь, лиса, волк). Учить видеть и называть отличительные особенности внешнего вида. Поощрять желание больше узнавать о них.

Показать природное явление – ветер. Учить определять ветреную погоду.

Котенька-коток и его друзья.

Дать первоначальное представление о домашних животных (корова, коза, лошадь), навыках, чем питаются. Прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.

Зимний лес полон чудес.

Уточнить и расширить представления о диких животных, об их приспособленности к изменениям окружающей среды. Воспитывать любовь и заботу животных.

Дать элементарные представления о свойствах воды. Подвести детей к выводу о необходимости воды для всего живого. Познакомить с процессом превращения воды в лед снега в воду.

Курочка-Ряба и ее соседи.

Познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синица, голубь). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к братьям нашим меньшим.

Воздух вокруг нас.

Где живет золотая рыбка.

Познакомить детей с некоторыми названиями рыб. Учить узнавать и называть вуалехвоста, отличать от золотой рыбки. Развивать умения видеть характерные признаки и проводить по ним сравнение. Воспитывать желание ухаживать за рыбками.

Расширять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать интерес ко всему живому.

Дать представление о свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника (света) тепла.

Дать представление о луковице (желтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок). Формировать навык посадки луковицы. Привлекать к наблюдению за ростом зеленых перышек. Развивать интерес и желание ухаживать за ним.

Загадки о луке. Рассматривание луковицы. Опыт с луком. Наблюдение за ростом лука. Рассматривание появившихся зеленых перышек. Беседа со сверстниками и взрослыми о впечатлениях. Сравнение вновь посаженной луковицы с ранее высаженной.

Познакомить с характерными особенностями весенней погоды. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

Познакомить с телом человека, его строением. Дать представление об органах чувств, их охрана и назначение. Развивать сенсорную чувствительность разных органов чувств.

Рассказать о том, как люди помогают природе. Вспомнить, как они ей помогали. Воспитывать желание помогать слабым беззащитным, бережно относиться к природе.

Какой песок, какая глина.

Познакомить со свойством и качеством песка, глины. Создать условия для их выявления. Учить делать логические выводы. На собственном опыте убеждать детей в изменениях свойства песка. Показать детям водопроницаемость песка и глины.

Расширять знания детей о растениях. Показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период. Воспитывать бережное отношение к природе.

Насекомые – маленькие помощники.

Подвести к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых. Формировать желание наблюдать за ними. Воспитывать доброе отношение к миру природы.

Посев семян гороха, лука в огороде.

Дать представление о семенах гороха, бобов. Формировать навык посадки гороха. Воспитывать интерес и желание ухаживать за ними.

Рассматривание семян гороха, маленьких луковичек. Загадки. Чтение художественной литературы. Наблюдение за ростом и развитием посаженных семян. Зарисовки.

Природа наш родной дом.

Учить на деле и в доступной форме помогать природе. Учить определять и называть состояние погоды. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе.

Нужные вещи из ненужных вещей.

Дать понятие, что для изготовления различных вещей и предметов необходимо сырье. Учить детей логически мыслить, делать правильные экологические выводы. Воспитывать интерес и желание узнать из какого бросового материала можно сделать те или иные предметы.

Игрушки и предметы из бумаги и древесины.

Познакомить со свойством и качеством бумаги и древесины.

III этап – Заключительный (5.05. – 15.05. 2017г.)

Список использованной литературы

1.Виноградова Н.Ф. Природа и мир вокруг нас. М.1992 г.

2. Николаева С.Н.Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. 2-4 года. 2010

3.Соломенникова О.Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет.2009

4.Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей.М.2006.

5. ЩербаневаЕ.А. Занимательная экология.201

Воспитание любви к природе у дошкольников должно проводиться в системе, с использованием самих впечатлений от общения с живой природой и с привлечением различных форм искусства: художественной литературы, музыки, живописи. Лучшие образцы русской классики учат детей любви к природе, окружающему миру.

Чтобы это воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека.

Цель проекта: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Задачи проекта:
• Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
• Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
• Учить ребенка оформлять результаты наблюдений (календарь жизни культур);
• Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

Игры с природным материалом (шишками, камешками, косточками и т. п.)

Познавательно – исследовательская деятельность

Наблюдения на прогулке за: деревьями, цветами, травой, насекомыми, животными, птицами, ветром, солнцем, тенью, песком, работой дворника, одеждой людей

Уборка территории, подметание дорожки, сгребание песка в песочницу, полив растений

Чтение художественной литературы

Музыкально – художественная деятельность

Об авторе

Субботина Ольга Алекссевна

Новые записи автора

Комментарии

Новое в блогах

Влияние музыки на психику ребенка

Малые формы фольклора- средство эмоционального развития малышей

В блогах

Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений уже с 3 лет могут оказать родители. И только совместная.

Презентация " методы взаимодействия с агрессивными детьми".

Мальцева Елена Вячеславовна Методы взаимодействия с агрессивными детьми

Новое на сайте

Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации…

Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО В современном мире, чтобы быть успешным, недостаточно одних лишь глубоких знаний и опыта. Необходимы особые навыки, которые сегодня называют.

Читайте также: