Тренинг на сплочение педагогического коллектива школы

Обновлено: 08.07.2024

Цель тренинга:

  • сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи тренинга:

Ход тренинга:

1.2. В каждом тренинге есть правила. Давайте и мы с вами выработаем свои правила…

1.3.МЕНЯ ЗОВУТ… Я ДЕЛАЮ ТАК….

Цель: знакомство, снятие тревожности, способствует запоминанию имен.

Этап 2. Информационный

Этап 3 Разминочный

3.1.МЫ СТОБОЙ ПОХОЖИ ТЕМ, ЧТО…

Цель: снятие агрессии.

Цели: снятие агрессии, готовность к общению.

Этап 4: Практический

Чтобы пройти тест Вам понадобятся лист бумаги и ручка.

Мы приглашаем Вас в чарующее путешествие по Вашей душе.

Все люди видят сны и не для кого не секрет, что сны — это наше подсознание, которое никогда не лжет и часто знает о нас самих больше, чем мы сами. Но не все люди запоминают свои сны и уж далеко не все умеют истолковать то, что видят во сне.

Мы предлагаем Вам поиграть в ассоциации, погрузиться в мечту и описать в деталях то, что Вы увидите.

Тестовое задание:

Вы спите или мечтаете. В Вашей мечте Вы оказываетесь в Вашем собственном доме. Какой он? Опишите в деталях. (Большой/маленький, светлый/темный, старый/новый, сколько комнат)

Теперь Вы идете по узкой тропинке. Внезапно Вы видите на земле перед Вами какой-то сосуд. Что это такое? Что внутри? Если внутри что-то есть, то попробуйте это на вкус. Каково оно?

А сейчас тропинка заканчивается и Вы входите в лес. Вы идете довольно долго и, наконец, выходите на поляну. Посреди поляны стоит здание. Что это за здание? Какие ощущения у Вас в этом месте?

Вокруг здания сад. Опишите сад. Какой он? Цветущий или увядший?

Вы выходите из сада и вновь идете по лесу. На краю леса Вы видите стену. Стена такая высокая, что ее не перелезть, и такая длинная, что ее не обойти. Вдруг Вы видите в стене маленькую дверцу, которая приоткрывается, будто приглашает Вас войти. Вы войдете или нет?

А за стеной вода. Что это за вода? (Какой водоем? Спокойная или бурная вода в нем?) Хотите ли Вы искупаться в нем?

Ну а теперь читайте Интерпретацию и удачи Вам!

Интерпретация результатов теста:

Дом — это представление о Вас самих.

Если дом старый, то скорее всего Вы не любите меняться, предпочитаете традиционные вещи.

Если дом большой, то это означает, что довольно уверенный в себе человек, с высокой самооценкой.

Если дом светлый, то Вы оптимист. Если темный, то пессимист.

Количество комнат — это количество людей, которых Вы бы хотели видеть в Вашей жизни.

Сосуд — это Ваше представление о любви. Чем более красив и ценен сосуд, тем значимее любовь в Вашей жизни. Вы романтик. Содержимое сосуда — Ваш любовный опыт.

Здание — это Ваше представление о религии и Боге.

Крепкое здание — крепкая вера.

Разрушенное здание — Ваша вера слаба .

Это Ваше представление об окружающем мире, о Вашей стране, мире вообще. Если растения и цветы в саду умирают, то это может означать, что Вы обеспокоены состоянием окружающей среды и будущим мира.

Это Ваше представление о смерти. Конец ли это или есть жизнь после смерти физического тела? Войдете ли Вы в эту маленькую дверцу? Или Вы сначала посмотрите и проверите, что там, прежде чем войти? Или же Вы совсем не хотите войти?

Вода — это Ваше представление о Вашем будущем. Если это море с большими волнами, то Вы уверены и не боитесь своего будущего.

Если же Вы хотите поплавать, то это значит, что Вы не боитесь встретиться с возможными трудностями.

Если вода — это водоем со стоячей водой, то, возможно, Вы боитесь своего будущего и опасаетесь за будущее всего мира

4.2.Дыхательное упражнение СЕМЬ СВЕЧЕЙ

Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в полузатемненном помещении.

Этап 5. Заключительный

5..1 Релаксация. Сила Жизни и здоровья

Сядьте, пожалуйста, поудобнее.Почувствуйте опору под собой, каждую точку соприкосновения с опорой.Почувствуйте спинку кресла (стула), на которую можно облокотиться.Поставьте поудобнее ноги. Почувствуйте ногами полРуки расположите поудобнее (почувствуйте подлокотники).Шею, голову расположите так, чтобы вам было удобно и приятно представлять образы.Закройте, пожалуйста, глаза и постарайтесь расслабиться.Расслабиться, снять накопившееся напряжение, Так, как будто вам хотелось бы немножечко вздремнуть.Начните расслабляться с мышц плечПостарайтесь почувствовать, как плечи становятся тяжелые, теплые и расслабленные. Плечи тяжелые и теплые. Тяжелые и теплые.Представьте как приятное тепло распространяется из плеч по всему телу.Почувствуйте как тепло опускается из плеч в рукиРасслабляется верхняя часть рук. Расслабляются локтиВаши запястья расслабляются Расслабляются кисти рук – ладони становятся тяжелые и теплые.Ладони тяжелые и теплые. Тяжелые и теплые.Расслабляется каждый палец на руках. Руки расслаблены, провисли, вплоть до самых кончиков пальцев.А теперь обратите внимание на то, как вы дышите – дыхание становится свободным и ровным, свободным и ровным.Вам хорошо и приятно дышится.Постарайтесь почувствовать приятное тепло в груди, тепло в области солнечного сплетения, тепло в животе.Представьте, как тепло из живота опускается в ногиПочувствуйте, как расслабляется верхняя часть ног, расслабляются колени, расслабляются голениСтопы становятся тяжелые и теплые. Стопы тяжелые и теплые, тяжелые и теплые.Почувствуйте пятки. Пальцы ног. Все ноги расслаблены.Теперь обратите внимание на спину. Почувствуйте как расслабляется поясница, почувствуйте позвоночник. Почувствуйте лопатки.Почувствуйте как расслабляется середина спины между лопатками.Расслабляется шея, затылок. Вся голова расслаблена.Расслаблено темя, виски. Расслабляется лоб, лицо.Почувствуйте свои щеки, почувствуйте скулы, подбородок. Нижняя челюсть становится тяжелой. Губы расслаблены, язык теплый, расслабляется нос и глаза.Веки тяжелеют, ресницы слипаются. Глаза расслаблены.

Представьте ясный летний день. Вы находитесь на берегу моря. Ваши стопы ощущают теплый мягкий песок. Ласковые бирюзовые волны шелестят у ваших ног, приглашая за собой.

Вы входите в прозрачную теплую морскую воду и чувствуете, как она ласкает ваше тело. Приятные энергии чистой морской воды проникают в тело своей мягкой ласковой чистотой. Силой Жизни и здоровья энергии воды пропитывают тело, насыщают органы и ткани.

С каждым днем тело становится гармоничнее, здоровее и сильнее.

Процессы самовосстановления и преобразования ускоряются.

Увеличивается Красота… Сила… Здоровье…

Педагог-психолог: Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я хочу, чтобы вы сейчас сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его. Это надо для того, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. Придумайте дружескую приятную фразу в адрес того, чье имя вы вытянули по жребию. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что вы придумали. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце.

5.3 А сейчас по кругу ответьте на такие вопросы:

- Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе вы – сила! Спасибо всем за участие!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Правила и методы проведения тренингов:

Ведущий тренинга должен знать правила тренинговых групп и передавать их участникам. Зачастую механический перенос в тренинговую группу норм, принятых в жизни, является непродуктивным и вредным. Так же, как и попытки участников тренинга перенести в реальную жизнь те правила и нормы, которые были установлены в группе. Это необходимо понимать тренеру и передавать участникам.

Каковы же наиболее распространенные правила тренинговых групп?

Правило искренности и открытости. Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лицемерили и не лгали. Признак сильной и здоровой личности - это определённая открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Естественно, в начале работы группы, этого добиться невозможно. Не всегда нужно добиваться полного самораскрытия в группе сотрудников предприятия, которым предстоит продолжать работать вместе. Но каждый участник группы должен чувствовать себя защищённым и иметь право раскрыться в той мере, в какой он считает нужным для данного момента.

Правило активности. В группе не должно быть пассивных наблюдателей. Упражнения включают всех участников в их отработку. Если участники группы отказываются принимать участие в отработке навыков и форм поведения, но стоит уделить внимание обсуждению их мотивации целей присутствия на тренинге.

Правило конфиденциальности. Всё, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Но конкретные приемы, знания, техники могут и должны использоваться вне группы в профессиональной деятельности, в повседневной жизни.

Выделяют базовые методы, которые используют в любых тренинговых группах. Это групповые дискуссии, игровые методы, моделирование ситуаций, техники развития сенсорной чувствительности и медитативные техники. В зависимости от целей тренинг включает в себя эти методы в разных пропорциях и соотношениях.

Групповая дискуссия - это совместное обсуждение спорных вопросов, позиций и стратегий поведения участников. Этот метод даёт участникам возможность увидеть проблему с разных сторон, пережить различные ситуации общения внутри группы, самостоятельно ответить на поставленные ими вопросы, придти к какому-либо решению. Тренер может управлять дискуссией с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения. Дискуссия может и не управляться, тогда темы выбирают сами участники.

Моделирование ситуаций. Часто во время тренинга необходимо понять, как человек ведёт себя в рабочей ситуации, какими шаблонами поведения пользуется.

Техники развития сенсорной чувствительности - с помощью них участники развивают у себя умение воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу. С помощью специальных упражнений участники получают вербальную и невербальную информацию о том, как их воспринимают другие люди, насколько точно их собственное самовосприятие, насколько влияет внешнее мнение на их поведение.

Медитативные техники используют для снятия излишнего напряжения у участников группы, развития у них дополнительных ресурсов. Подобного рода техники тренер может проводить с участниками группы, одновременно обучая их различным приёмам самостоятельной медитации. Работа с коррекцией своего эмоционального и физического состояния - важная часть тренинга. Она повышает устойчивость участников тренинга к стрессовым ситуациям, делает их поведение более гибким, уменьшает степень страха перед неопределёнными или незнакомыми ситуациями.

Также существуют и специальные методы, с которыми можно ознакомиться в специальной литературе.

Упражнения на сплочение

Материалы: 3 ватмана, 9 маркеров, скотч.

Исходное положение участников: 3 группы, отделенных друг от друга.

Правила: у вас есть 5 минут на обсуждение тактики выполнения задания.

По истечении времени обсуждения команды одновременно при­ступают к выполнению задания. За сказанное слово – штраф (2 минуты на выполнение задания). 1–2 человека представляют картину, аргумен­ тируя ее не более 2 минут.

Задание: добиться такого выбора, в котором группа разбилась бы на пары.

Правила: участникам нельзя разговаривать, участникам нельзя вставать со стульев, участники делают свой выбор одновременно по команде ведущего и не могут менять его до следующей команды.

Примечание: ведущий дает команды в быстром темпе.

Материалы: игровые листки по количеству участников. Игровой листок представляет собой лист А4, согнутый пополам. Нижняя поло­вина каждого листа согнута на полоски по количеству участников.

Исходное положение участников: у частники сидят за столом, к аждому участнику ведущий выдает игровой листок.

Задание: каждому участнику нарисовать на верхней половине иг­рового листка (не согнутой на полоски) свой автопортрет, не подписы­ вая его.

Время на выполнение: 5 минут.

1. По истечении времени на выполнение участники сдают авто­ портреты ведущему.

2. Ведущий перемешивает их и раздает участникам в произволь­ ном порядке.

3. Каждый участник пишет на самой нижней полоске под авто­ портретом, какая, на его взгляд, профессия подходит человеку, нарисо­ ванному на портрете. Время – 1 минута.

4. После этого участник загибает полоску, на которой писал, на обратную сторону игрового листка и передает его по кругу.

5. Участникам нельзя смотреть на предыдущие записи.

6. Участники, получившие свой автопортрет, также заполняют полоску.

8. По желанию каждый участник может высказаться о надписях под своим автопортретом, показать их другим участникам .

Примечание: физически сильные и слабые студенты должны че редоваться.

Группа делится на пары, которые встают один затылком к друго­ му на расстоянии 0,5 м друг от друга. Тот, кто стоит впереди, не сгибая ног, падает на стоящего сзади. Тот, кто сзади, должен поймать падаю­ щего как можно мягче и нежнее. Затем стоящие меняются местами и повторяют упражнение.

Затем студенты садятся в круг, и проводится обсуждение произо­ шедшего. Наиболее важные моменты, на которые необходимо обра­ щать внимание: кто из фотографов как вел за собой свой фотоаппарат, предупреждал ли об опасности, думал ли о напарнике; насколько фо тоаппарату было комфортно со своим фотографом, насколько он дове­ рял ему; кому приятнее было быть фотографом (ведущим), а кому фо­ тоаппаратом (ведомым).

крыша – это люди, которые готовы поддержать в любую минуту в сложной ситуации;

двери – ими обычно становятся люди, имеющие хорошие комму­ никативные способности (умеющие договариваться, взаимодействовать с окружающими);

сиденья – это люди не очень активные, спокойные;

седоки – те, кто умеет выезжать за чужой счет, не очень трудолю­бивые и ответственные;

кучер – это обычно лидер, умеющий вести за собой.

Примечание: если группой руководит и распределяет роли один человек, то значения, названные выше, не будут отражать качеств дан­ ных людей.

Студенты встают в круг и берутся за руки. Им предлагается зак­рыть глаза и всем вместе, не расцепляя рук, построить квадрат. После того как студенты решат, что квадрат готов, ведущий просит их открыть глаза и посмотреть, что у них получилось. Если они не довольны уви­ денным, то вновь закрывают глаза и продолжают выполнять задание. Затем таким же образом можно построить прямоугольник, треуголь­ ник, равнобедренный треугольник и т.д.

Примечание: в данном задании можно использовать веревку со связанными концами, за которую берутся все студенты группы.

Трое из группы берутся за руки, они и ec ть NITRO . Группа должна их перенести по прямой на расстояние 2 – 4 м так, чтобы они не каса­ лись земли, а также не меняя положения их корпуса и не разрывая рук этих студентов. При этом все члены группы должны заботиться об удоб­ стве и безопасности NITRO .

Группа садится вкруг так, чтобы было хорошо видно каждого, руки кладут под ягодицы. Молча, не употребляя мимики лица, одними глазами необходимо найти себе пару (нельзя "договариваться" с сосе­ дями и с теми, кто сидит через одного). По сигналу ведущего все вста­ ют и подходят к своей паре. Скорее всего, сразу не все смогут "догово­риться глазами", поэтому упражнение повторяется, но при этом студен­ ты рассаживаются на другие места в круге. Игра продолжается до тех пор, пока у каждого не будет своей пары.

Все встают в круг и берутся за руки. Ведущий предлагает ребятам посмотреть на тех, кто стоит через одного от них и затем взяться за руки с этими людьми. Потом через двух от них и тоже взяться за руки с этими людьми и так далее, пока каждый не будет держаться за руки с человеком напротив.

Необходима крепкая веревка, концы которой связывают (получа­ ется кольцо). Группа берется за веревку руками, распределяясь равно­ мерно по всему кругу. Затем начинают осторожно отклоняться назад, растягиваясь в стороны до тех пор, пока смогут держать равновесие. Далее можно предложить студентам:

- всем присесть, а затем встать;

- отпустить одну руку;

- пустить волну по веревке (покачать веревку).

Затем обсуждают работу в группе: чувствовали ли студенты под­держку друг друга; старались ли помогать соседям; насколько были ак­ куратны; было ли чувство безопасности (или наоборот опасения, что можно упасть) и т.д.

На доске (или на ватмане) написан список тех, кого необходи­ мо спасти:

- ученый, стоящий на пороге открытия лекарства от СПИДа,

- мужчина 48 лет, учитель средней школы, у которого на воспита нии 2 детей,

- беременная девушка 18 лет, больная СПИДом,

- мужчина 28 лет, у которого на попечении больная мать, мало летние брат и 2 сестры,

- парень 20 лет, который попал в аварию во время медового ме сяца, его жена ждет ребенка,

- женщина 35 лет – мастер спорта мирового класса по спортив ной ходьбе.

Затем группе дается на обсуждение 20 – 40 мин. (в зависимости от числа студентов и от степени их сработанности). После этого группа называет свое общее решение и обосновывает его.

Примечание: куратор во время обсуждения внимательно наблю­ дает за группой и отмечает поведение каждого: лидеров, агрессоров, молчунов.

Цель: развить солидарность и понимание, создать атмосферу до­ верия среди участников и сплотить группу.

Материалы: бумага и маркеры.

Предложить участникам подумать в течение нескольких минут о том, как каждый их них видит свое будущее. Затем обменяться мысля­ми о своих мечтах или даже изобразить их на бумаге. Далее пусть каж­ дый участник определит, какие три конкретные вещи, действия, люди. могут помочь, а какие три – помещают ему осуществить мечту, и что человеку нужно делать, чтобы мечта сбылась.

Примечание: это упражнение проходит хорошо, если к обмену мечтами подходить творчески (сценки, творческие выражения мечты, мимические постановки).

Цель: преодоление барьеров в общении между участниками и их раскрепощение.

Материалы не требуются.

Участники становятся плотным кругом, закрывают глаза. Их за­ дача состоит в том, чтобы построиться с закрытыми глазами по росту. После того как все участники найдут свое место, дать команду открыть глаза и посмотреть, что получилось. После упражнения можно обсу­ дить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.

Примечание: эта игра имеет несколько вариаций. Можно предло­ жить построиться по цвету глаз, по цвету волос.


Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Содержимое разработки

Составлено психологом: Евмушковой О. Ю.

Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Почему важна сплоченность: возможность окунуться. возможность увидеть. возможность услышать. возможность ощутить. возможность испытать. возможность стать. стать одним коллективом, который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки.

Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

- формирование благоприятного психологического климата;

- развитие умения работать в команде;

- осознание каждым участником своей роли, функции в группе;

- повысить коммуникативные навыки педагогов;

Требования к участникам:

Целевая аудитория: тренинг рассчитан для педагогов и воспитателей;

Состав группы: оптимальная численность 20-25 человек;

Форма проведения: групповое занятие.

Орг. момент (вступление) - 10 минут

Разминка - 25 минут

Основная часть – 55 минут

Завершающая часть (рефлексия)- 10 минут

1. Орг. момент (вступление)

Сегодня я проведу с вами тренинг на сплочение коллектива и построения командного взаимодействия.

совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников коллектива;

атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;

активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников.

Введение правил взаимодействия

- В каждом тренинге есть правила. Давайте и мы с вами выработаем свои правила…

Здесь и теперь (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь).

Внимательно слушать друг друга.

Не перебивать говорящего.

Уважать мнение друг друга.

Конфиденциальность (все, что происходит здесь, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы);

Правило поднятой руки: высказываются по очереди, когда один говорит, остальные молча слушают и, прежде чем взять слово, поднимают руку;

Время проведения: 10 минут

2 Разминочная часть:

Цель: выявление настроя участников тренинга

Инструкция: Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает. Психолог комментирует значение выбранного цвета.

Время проведения: 10 минут

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

Инструкция; Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

- Наташа, ты такой отзывчивый человек!

- Да, это так! А еще, я добрая!

-А у тебя Оля, такие красивые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я (добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

Время проведения: 15 минут

3 Основная часть:

Цель: сплочение коллектива
Материал: Для игры понадобятся маркеры или фломастеры, листы формата А3, карточки с заданиями, а именно:
- Нарисовать здание в 10 этажей.
- Контур здания должен быть фиолетового цвета.
- Окон здания должно быть по 2 на каждый этаж.
- На здании должен развиваться синий флаг;

- Возле здания должно быть нарисовано красивое дерево;

- Нарисовать возле здания пушистую зелёную травку.
Ход упражнения: Карточек должно быть столько же, сколько и участников. Если участников слишком много, то их можно разбить на группы, тогда понадобится меньше карточек. Каждому участнику раздается по карточке. Его задача молча нарисовать то, что ему выпало. Между собой участники тоже не разговаривают. Все участники группы рисуют одновременно. Для удобства проведения игры лучше, чтобы лист бумаги был прикреплен к стене, а количество участников не превышало 5 человек. Для азарта можно устроить состязания на время, тогда понадобится секундомер.

Время проведения: 20 минут

Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Какие эмоции испытывали во время упражнения?

Что нового узнали о других?

Что интересное узнали?

Время проведения: 20 минут

Цель: сплотить коллектив.

Материал: Для игры нужны карандаши или авторучки (желательно закрывающиеся колпачками или с убирающимся стержнем) — по одному на каждого участника.

Ход упражнения: Участники встают в круг, стоящие рядом должны удержать подушечками указательных пальцев карандаши или ручки. Расстояние между соседями 50 - 60 см. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:

1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.

3. Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед (сужение и расширение круга).

4. Наклониться вперед, назад, выпрямиться.

5. Присесть, встать. В дальнейшем можно усложнить и разнообразить упражнение:

Сделать одновременно два движения (например, шагнуть вперед и поднять руки).

Использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы.

Держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью (левой рукой держит карандаш партнера справа, правой — партнера слева).

Выполнять упражнение с закрытыми глазами.

Включить медленную музыку и устроить коллективный “танец”.

Если участникам сложно сразу выполнить это задание, можно дать подготовительное: участники разбиваются на пары, располагаются напротив друг друга на расстоянии 70—90 см и держат два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Нужно, не выпуская карандашей, синхронно двигать руками вверх—вниз, поворачиваться вправо—влево, приседать. Смысл упражнения При выполнении упражнения от участников требуются четкая координация совместных действий и соизмерение своих движений с движениями партнера. Задание практически невыполнимо, если каж—дый участник думает только о своих действиях, не ориентируясь на других.

Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали?

А на что ориентироваться при их выполнении?

Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться “чувствовать” другого человека?

А двоих — справа и слева — одновременно?

Время проведения: 15 минут

4 Завершающая часть:

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Рефлексия тренинга: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Сплочение коллектива и создание позитивного настроения для эффективного рабочего процесса.

Техническое обеспечение: ноутбук, проектор, релаксационная музыка.

Целевая аудитория: педагоги ДОУ.

Форма проведения: тренинг.

Регламент работы: 1час

Тренинг проводятся во второй половине дня. Тренинг предполагает работу с группой из13 человек.

Правила проведения тренинга:

- отключить мобильные телефоны;

- активное участие в предлагаемых занятиях и упражнениях;

- четко выполнять инструкции;

- уважать друг друга выступать по одному;

- быть терпимым и доброжелательным;

Ожидаемые результаты:

-улучшится психологический климат в коллективе.

-улучшится качество взаимодействия между членами коллектива.

-сформируется умение работать в команде.

-развить способности понимания своего состояния и состояния других людей.

Ход тренингового занятия: Звучит музыка.

Приветствие:

Добрый день, дорогие участники тренинга!

Сегодня я бы хотела поговорить с Вами о психологическом климате коллектива, а также о важности сплочённости коллектива.

Психологический климат – это, как Вы знаете, межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения: в одних условиях педагоги чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал (к чему мы и стремимся) .

Создание эмоционального благополучия в педагогическом коллективе, сплоченности коллектива - это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Каждый человек индивидуален, поэтому одно дело, когда люди встречаются на не продолжительный период времени, но совсем другое, когда они работают в одном коллективе.

В последнем случае необходима толерантность, поиск компромиссов, умение создать доброжелательную рабочую атмосферу. Всем ясно, что каждому человеку важна комфортная психологическая обстановка на рабочем месте, а руководителю - эффективность работы подчиненных.

Чтобы удовлетворить эти потребности, необходимо создать в коллективе позитивный психологический настрой.

Так чем же мы сегодня займемся! Выполняя различные задания у нас появиться возможность самопознания.

-Развивая способности понимания своего состояния и состояния других людей, улучшится психологический климат в коллективе.

-Улучшится качество взаимодействия между членами коллектива.

-Сформируется умение работать в команде.

Цель: активизация личностной динамики, усиление рефлексии, обеспечение большей вовлеченности в работу.

Психолог: разносит в коробочке листочки для бейджиков. Участники самостоятельно выбирают форму и цвет бейджика. Ведущий просит участников придумать и написать для себя адекватный эпитет, начинающийся на ту же букву, что и его имя.

Затем участники прикалываю себе бейджики к груди.

Примеры, если есть затруднения

А — активный, азартный, амбициозный, авантюрист, альтруист.

Б — бодрый, быстрый, боевой, башковитый, благонадежный.

В — возвышенный, великолепный, веселый, величественный, всезнающий.

Г — громкий, грозный, грациозный, говорливый, гордый.

Д — деловой, добрый, дружелюбный, динамичный, доминирующий.

Е — едкий, егоза, ершистый, естественный, ехидный.

Ж — живой, жизнерадостный, жадный, жгучий, жесткий.

3 — заводной, задорный, задумчивый, здравомыслящий, знающий.

И — ироничный, инициативный, интеллектуальный, интуитивный, импровизатор.

К — красивый, коммуникабельный, красноречивый, колоритный, коллективист.

Л — любвеобильный, ласковый, лидирующий, легкомысленный, лиричный.

М — мужественный, молчаливый, мудрый, максималист, минималист.

Н — надежный, настойчивый, нежный, необъяснимый, насмешливый.

О — общительный, ответственный, обаятельный, отзывчивый, осторожный.

П — прямой, прямодушный, плавный, позитивный, покладистый.

Р — рассудительный, расточительный, рачительный, рисковый, разговорчивый.

С — сознательный, сосредоточенный, сангвиник, свободолюбивый, сострадательный.

Т — трудолюбивый, тактичный, творческий, требовательный, терпеливый.

У — упрямый, упорный, умный, усердный, уязвимый.

Ф — философский, флегматичный, феноменальный, фантазер, филантроп.

X — холерик, харизматичный, хладнокровный, хлебосольный, хозяйственный.

Ц — целеустремленный, цепкий, цельный, церемонный, цивилизованный.

Ч — честный, честолюбивый, чемпион, чинный, чувствительный.

Ш— широкий, шумный, шустрый, шаловливый, шутник.

Щ — щедрый, щепетильный, щеголь.

Э — экстравагантный, эксклюзивный, экспрессивный, экономный, эрудированный.

Ю — юморист, юный, юркий, юла.

Я — язвительный, яркий, яростный.

Психолог: а теперь вам предоставляется такая возможность как понять какое у вас в данный момент настроение. Кто, какой цвет выбрал - посмотрите значение на экране.

Красный - агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

Оранжевый - внутренняя энергия, оптимизм, добродушие, коммуникабельность

Жёлтый - активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

Зелёный - уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Голубой - доверия, впечатлительность, привязанность к людям, успех.

Синий - спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый - тревожность, страх, огорчения.

- Правая рука к правой руке!
- Нос к носу!
- Спина к спине!
- Друг к дружке.
- Носок к носку!
- Живот к животу!
- Лоб ко лбу!
- Друг к дружке.
- Бок к боку!
- Колено к колену!
- Мизинец к мизинцу!
- Друг к дружке.
- Бедро к бедру!
- Ухо к уху!
- Пятка к пятке!
- Друг к дружке.
- Затылок к затылку!
- Локоть к локтю!
- Кулак к кулаку!
- Друг к дружке.

Пожмите друг другу руки. Молодцы. Спасибо.

Предлагаю ознакомиться с результатами проведенной диагностической работы. (Изучение психологического климата в группе карта-схема А.Н.Лутошкина)

Какие выводы вы для себя сделали?

Цель: способствовать созданию доброжелательной атмосферы.

После завершения работы психолог собирает рисунки в общую пачку. Затем он достает каждый рисунок из пачки, прикрепляет к доске. Участники угадывают автора рисунка.

Цель: вызвать эмоциональную реакцию и взбодрить группу.

Психолог: Умеете ли вы четко следовать инструкции? Для того чтобы пройти этот тест, у вас есть три минуты. Выполняйте задание с максимальной скоростью.

1. До того, как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте.

2. Напишите ваше имя в правом верхнем углу листа.

3. Обведите ваше имя.

4. В левом верхнем углу нарисуйте пять маленьких квадратов.

5. В каждом квадрате поставьте крестик.

6. Напишите свою фамилию в верхней части листа.

7. Под вашим именем в правом верхнем углу напишите номер своего телефона. Если у вас его нет, напишите номер 100.

8. Шепотом назовите номер, который вы написали.

9. Обведите этот номер.

10. Поставьте крестик в левом нижнем углу листа.

11. Обведите этот знак треугольником.

12. Своим обычным голосом сосчитайте вслух в обратном порядке от 10 до 1.

14. В верхней части листа проделайте острием карандаша или ручки три маленькие дырочки.

Цель: образование единого командного духа.

Психолог: у нас есть голова поезда, ваша задача образовать целый состав и пройти не отцепляясь все преграды на пути вашего состава. Если состав расцепится, начинаем сначала. Преграды: туннель (на корточках пройти), поворот на право, на лево, ускориться, притормозить, посигналить три раза.

Цель: умение действовать организованно.

людей. Посторонние предметы не могут быть использованы. Во время

выполнения задания психологу необходимо наблюдать за поведением

крыша – это люди, которые готовы поддержать в любую минуту в сложной ситуации;

двери – ими обычно становятся люди, имеющие хорошие комму­никативные способности (умеющие договариваться, взаимодействовать с окружающими);

сиденья – это люди не очень активные, спокойные;

седоки – те, кто умеет выезжать за чужой счет, не очень трудолю­бивые и ответственные;

кучер – это обычно лидер, умеющий вести за собой

Если кто-то выбирает себе роль слуги, который открывает дверь или едет

сзади кареты, такие люди также имеют лидерские качества, но не хотят (не

умеют) их проявлять, готовы больше к обеспечению тыла (либо это так

Цель: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

- Тома, ты такой отзывчивый человек!

- Да, это так! А еще, я добрая!

-А у тебя Света, такие красивые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я (добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Итог: обратите внимание, как легко это вам удалось. Значит ли это что вы хорошо знаете друг друга (пауза) Вам легко создавать хорошее настроение друг другу, а это и есть психологический комфорт в коллективе легко вам давались комплименты?

Цель: способствовать осознанию собственной ценности и индивидуальности.

Психолог: и так, каждый из вас нечто уникальное, чудесное, прекрасное, неповторимое…. И конечно-же является ценностью для коллектива.

Цель: сплочение коллектива.

Цель: получить обратную связь от участников группы, обеспечение возможностей выразить свои чувства, возникшие в ходе занятий.

Психолог: у каждого коллектива есть свое сердце. Я предлагаю вам создать сердце нашего коллектива. Но оно пока еще пустое, не заполненное, можно сказать безжизненное. Пока еще не слышен звук сердцебиений. Давайте же наполним это сердце, возьмите сердечко и запишите на нем позитивное пожелания коллегам, а теперь приклейте маленькое сердечко к контуру большого сердца. Теперь сердце коллектива заполнено, и может биться в унисон с вашим. Послушайте (щелкаем пальцами один раз, затем ударяем ладонью о грудь один раз, еще один щелчок

Цель: дописать неоконченные предложения.

Я была удивлена тем, что

Я была разочарована тем, что…..

Самым важным для меня было….

Психолог: спасибо вам, что пришли на тренинг. Надеюсь, что вы узнали сегодня что - то новое и интересное о себе и о своих коллегах. Вы молодцы, я попрошу Вас улыбнуться участнику, который находится слева от вас, подмигнуть участнику справа.

Читайте также: