Основные формы деятельности человека и его энергозатраты кратко

Обновлено: 17.05.2024

Ежедневно мы не только получаем калории с пищей, но и тратим их на различные действия, от сна до занятий танцами. Единственный способ похудеть при этом – создать негативный баланс калорий, и тратить больше энергии, чем получать с пищей.

Основной обмен

В условиях полного покоя человек расходует некоторое количество энергии. Этот расход обусловлен тем, что в организме непрерывно происходит затрата энергии, связанная с его жизнедеятельностью. Большое количество энергии тратят сердце, почки, мышцы, печень, да и все другие органы и ткани живого организма. Количество энергии, которое расходует организм при полном покое, натощак, т. е. через 12-16 часов после еды, и при температуре 16-20° - это основной обмен.

Основной обмен у взрослого здорового человека в среднем равен 1 ккал на 1 кг веса в течение 1 часа. У человека весом 70 кг основной обмен будет равен 70 * 24 = 1 680 ккал. Это то количество энергии, которое затрачивается для обеспечения жизнедеятельности организма. Основной обмен зависит от пола, возраста, роста и веса человека. У мужчин основной обмен больше, чем у женщин того же веса (это зависит так же от структуры тела – больше ли в ней мышечной массы или жира).

Изменения основного обмена наблюдаются при нарушении деятельности желез внутренней секреции. Например, усиление функции щитовидной железы приводит к повышению основного обмена.

Расход энергии при работе

Основной обмен у здорового взрослого человека равен в среднем 1 700-2000 ккал. При мышечной работе расход энергии быстро возрастает: чем тяжелее мышечная работа, тем больше энергии тратит человек. По количеству затрачиваемой энергии людей разных профессий можно разделить на несколько групп.

Первая группа. Работа в сидячем положении, не требующая больших мышечных движений: офисные работники (секретарь, библиотекарь, фармацевт и т.п.). Они тратят в среднем 2 200 - 2 400 ккал.

Вторая группа. Мышечная работа в сидячем положении (ювелир, регистратор, учитель) они тратят около 2 600 - 2 800 ккал.

Третья группа. Умеренная мышечная работа (почтальон, врач, официант, диджей) - 3 000 ккал.

Четвертая группа. Напряженная мышечная работа (маляр, автослесарь, тренер, дирижер) 3 400 - 3 600 ккал.

Пятая группа. Тяжелый физический труд (цеховой рабочий, профессиональный спортсмен) - 4 000 ккал.

Шестая группа. Очень тяжелый труд (каменщик, шахтер) - 5 000 ккал и более.

При умственной работе затрачивается очень небольшое количество энергии. Поэтому умственная работа – не повод есть шоколадки.

Виды трудовой деятельности человека можно классифицировать следующим образом.

1. Труд, требующий значительной мышечной активности.

2. Групповая форма (конвейер), сопровождающаяся монотонностью, ритмом, определѐнным темпом, и зачастую связана с быстрым утомлением и нервным истощением.

3. Механизированные формы труда.

4. Автоматизированный труд. Характеризуется монотонностью и утратой творческого начала.

5. Умственный труд. Характеризуется повышенным вниманием, большим объѐмом информации, повышенным сенсорным напряжением, эмоциональностью, нервным напряжением, усиленным минеральным обменом в клетках мозга, возможностью стрессовых ситуаций.

В свою очередь умственный труд имеет следующие формы.

1. Труд диспетчера (повышенное нервное напряжение вследствие большой личной ответственности, особенно на атомных электростанциях (АЭС) и в авиации).

2. Управленческий труд (личная ответственность, большой объѐм информации).

3. Творческий труд (эмоциональное напряжение, память, внимание).

4. Труд преподавателя, медработника (контакт с людьми, большой объѐм информации, эмоциональное напряжение).

5. Труд студентов и учащихся (повышенное внимание, память, стрессовые ситуации).

Любой вид трудовой деятельности имеет следующие фазы изменения трудоспособности:

1 фаза - врабатывание (для физического труда затраты времени от нескольких минут до 1,5 часа, для умственного труда до 2,5 часов);

2 фаза - высокая работоспособность (примерно 2-2,5 часа);

3 фаза - снижение работоспособности (характеризуется утомлением, ухудшением внимания, расстройством слухового и зрительного анализаторов, увеличением числа ошибок).

Статистически самая высокая производительность труда отмечается в такие дни недели как вторник, среда и четверг.

Работоспособность человека зависит также от смены и времени внутри смены:

1) максимальная работоспособность в первой смене с 8 до 12 часов, во второй смене с 14 до 17 часов;

2) минимальная работоспособность отмечается в ночной смене, примерно с 3 до 5 часов.

При организации труда желательно соблюдать следующие рекомендации:

1) рабочее место должно отвечать требованиям эргономики и технической эстетики;

2) сочетать физический и умственный труд, соблюдать чередование работы и отдыха, учитывая, что умственный труд требует более частых, но коротких перерывов, а физический наоборот.

Традиционный, официально принятый подход к проблеме восстановления энергетических трат человека гласит, что для выполнения определѐнной работы необходимо затратить соответствующее количество энергии, которая, в свою очередь, должна быть восстановлена строго определѐнным количеством пищи. По существу, пищеварение представляется “печью”, где сжигаются “дрова” - белки, жиры и углеводы, имеющие рассчитанное количество энергии

(1 грамм жира даѐт 9,3 ккал, 1 грамм углеводов и 1 грамм белка - по 4,1 ккал). Энергетические затраты очень лабильный (подвижный) показатель и зависит от многих параметров: пола, возраста, характера производственной деятельности и т.д. Близкие к минимальным величинам затраты энергии, в зависимости от физической нагрузки при выполнении разного вида работ, приводятся в таблице 2.

Таблица 2 - Энерготраты человека


Исследования в области питания человека показывают, что энергия расходуется:

1) на согревание и усвоение пищи 10-15%;

2) на трудовую и иную физическую активность 30-40%.

3) на обеспечение жизнедеятельности (вместе с терморегуляцией) примерно 50-60% (1 ккал на 1 кг массы тела в час, а во время сна примерно 0,93 ккал на 1 кг массы тела в час);

Ниже, в таблице 3, приведены расчѐтные нормы необходимого количества калорий, белков, жиров и углеводов в зависимости от тяжести труда.

Таблица 3 - Научно-обоснованные нормы потребления в день для разных групп взрослого населения (в килокалориях и граммах)




Дополнения к таблице 3:

1. Для жителей северных областей энергопотребление (ккал) рекомендуется увеличить на 10-15% за счѐт увеличения нормы потребления жира (на 40%).

2. Жителям южных областей рекомендуется уменьшить норму энергопотребления на 25% за счѐт уменьшения нормы потребления жира.

3. Расход энергии зависит от условий труда, например, энергозатраты на одну и туже работу, но выполненную при оптимальной и неудобной позах, могут различаться в несколько раз.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации ограничивает, а в соответствующих случаях и запрещает, применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет на тяжѐлых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

При сбалансированном питании энергию организм человека должен получать:

из углеводов, примерно 63%;

из жиров, ориентировочно 22%;

из белков, примерно 15%.

ВЛИЯНИЕ ТЯЖЀЛОГО ФИЗИЧЕСКОГО ТРУДА НА ФИЗИОЛОГИЮ ЧЕЛОВЕКА

Интенсивные физические нагрузки существенно изменяют функционирование жизненных систем организма человека.

1. Возрастает работа сердечно-сосудистой системы, что значительно увеличивает кровоток. За счѐт роста ударного объѐма и за счѐт учащения сокращений, минутный объѐм сердца (в терминологии медицины) увеличивается в 5-10 раз, то есть с 3-5 до 20-40 литров. При возрастание нагрузки учащение сокращений сердца может достигать 180-240 ударов в минуту. Однако оно оказывается эффективным лишь до уровня 150-190 ударов в минуту. Тяжѐлый труд увеличивает артериальное давление, при этом минимальное давление меняется мало на 5-15 мм рт. ст. Максимальное давление растѐт до 150 и даже до 200 мм рт. ст.

Частота сердечных сокращений во время работы зависит также от температуры окружающего воздуха. При температуре плюс 30 и выше градусов Цельсия происходит дополнительное учащение сокращений на 10-15 раз в минуту.

2. Увеличивается работа дыхательного аппарата. Если в покое вентиляция лѐгких составляет 5-8 л/мин при использовании 3-4% кислорода, то во время мышечной работы вентиляция лѐгких достигает 100 л/мин, а использование кислорода 4-8%. Частота дыхания увеличивается с 10-20 до 30-40 раз в минуту;

3. Происходит перестройка терморегуляции за счѐт усиления энергозатрат и обмена веществ. Так, известно, что при ходьбе со средней скоростью повышение температуры тела составляет около 0,5-0,6оС, после продолжительного и быстрого бега температура тела может повыситься до 39-40оС. При тяжѐлой физической работе температура тела может повыситься на 1,5-2,5оС, что может привести к тепловому удару в случае затруднения теплоотдачи.

4. Изменяются функции эндокринной системы. Причѐм при длительной работе могут включиться защитные функции организма и вновь произойти изменения в работе эндокринной системы.

Физическая работа приводит к уменьшению содержания в крови инсулина (поджелудочная железа) и адреналина (надпочечники). Следует отметить, что на изменения работы эндокринной системы большое значение может иметь психическая напряжѐнность труда (лѐтчики, гонщики).

5. Изменяется состав крови. Увеличивается число эритроцитов (норма для мужчин 4,5-5,5, для женщин 3,9-4,7 млн./мм3), повышается содержание гемоглобина (показатель нормы для мужчин 130-160, для женщин 120-140), увеличивается общее число лейкоцитов (норма 4-9 тыс./мм3). Однако очень тяжѐлая работа может способствовать уменьшению содержания эритроцитов и гемоглобина.

6. Повышаются влагопотери. В покое человек через дыхание и почки выводит из организма влаги примерно 40 г/ч, а при физической активности этот показатель возрастает до 300 г/ч. Тяжѐлый труд в неблагоприятных условиях приводит к потоотделению до 5 и более литров в смену (сталевары).

УЧЀТ ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

Известно, что проблемы аварийности и травматизма нельзя решить только инженерными методами, поскольку причиной опасности могут быть:

низкий уровень профессиональной подготовки;

недостаток в воспитании;

нетребовательность к соблюдению правил безопасности;

допуск к опасным видам работ лиц с повышенным травматизмом;

пребывание людей в состоянии утомления, опьянения или наркотического воздействия.

Статистика свидетельствует, что примерно 60-90% травм в быту и на производстве происходят по вине самих пострадавших. Поэтому изучение таких психических качеств личности, как эмоциональность, темперамент, воля, характер, интеллектуальность и мораль, позволит изучить психическое состояние в процессе деятельности и снизить риск воздействия опасных факторов.

Психология труда зарождалась в процессе изучения соответствия профессиональных навыков требованиям рабочего места и основывалась на принципах и методах индивидуальной психологии.

Исследования показывают, что психическое состояние человека непостоянно и разнообразно во времени. Психическое напряжение даѐт положительный эффект до определѐнного предела, если предел превышен, то работоспособность может упасть до минимума. Например, для оператора ЭВМ наилучшая работоспособность отмечается при эмоциональном напряжении 40-60% от максимума.

При запредельном эмоциональном состоянии отмечается резкое снижение работоспособности, утрата координации, появляются ненужные вредные формы поведения. Различают два типа поведения при запредельном психическом состоянии:

1) тормозной - замедленность реакции, скованность;

2) возбудимый - гиперактивность, раздражительность, грубость.

Психические состояния, характеризующиеся снижением настроения, апатией, депрессией могут длиться довольно долго, иногда месяцы и даже годы. В этом случае снижается внимание, ослабляется самоконтроль, что может привести к травмированию.

Изменение психического состояния человека возможно от длительного употребления алкоголя, лекарств, содержащих наркотические вещества, стимуляторов, успокоительных средств и т.п. В этом случае риск получить травму возрастает многократно, так, например, в 64% случаев со смертельным исходом на производстве пострадавшие были в состоянии опьянения, 40-60% всех дорожно-транспортных происшествий произошли в состоянии опьянения участников ДТП.

Инженерная психология в работе использует следующие методы:

1) опрос (анкетирование);

2) наблюдение за ходом рабочего процесса;

4) психофизиологическое тестирование;

5) оценка личности (направленность личности, моральный облик, опыт и

уровень знаний, индивидуальные особенности и др.).

Результаты исследований в области психологии труда (инженерной психологии) целесообразно применять в эргономике, технической эстетике и научной организации труда.

Физический труд характеризуется большой нагрузкой на организм, требующей преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения, а также оказывает влияние на функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), стимулирует обменные процессы. Основным его показателем является тяжесть. Энергозатраты при физическом труде в зависимости от тяжести работы составляют 4000–6000 ккал в сутки, а при механизированной форме труда энергетические затраты составляют 3000–4000 ккал.

Вложенные файлы: 1 файл

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

Классификация основных форм деятельности человека. Энергетические затраты человека при различных видах деятельности.

Основные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд (Таблица 1.). Это деление условно, так как никакая трудовая деятельность невозможна без регулирующей роли центральной нервной системы, без волевых усилий.

Таблица 1. Основные формы трудовой деятельности.

Физический труд характеризуется большой нагрузкой на организм, требующей преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения, а также оказывает влияние на функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), стимулирует обменные процессы. Основным его показателем является тяжесть. Энергозатраты при физическом труде в зависимости от тяжести работы составляют 4000–6000 ккал в сутки, а при механизированной форме труда энергетические затраты составляют 3000–4000 ккал.

К физическому труд относятся следующие формы деятельности.

Напряженный физический труд - формы труда, требующие значительной мышечной энергии. Этот вид трудовых операций применяется при отсутствии механизированных средств и требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 МДж (4000-6000 ккал) и выше в сутки.

Развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы в организме, напряженный физический труд имеет ряд недостатков. Прежде всего, это неэффективность, связанная с низкой производительностью и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50% рабочего времени.

Механизированные формы труда. При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 ккал) в сутки.

Профессии механизированного труда требуют специальных знаний и двигательных навыков, в работу включаются мелкие мышцы рук, ног, которые обеспечивают скорость и точность движения, но однообразие простых действий, малый объем воспринимаемой информации приводят к монотонности труда.

Формы, связанные с автоматическим и полуавтоматическим производством. Полуавтоматическое производство исключает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Задача человека ограничивается обслуживанием автоматизированных линий и управлением электронной техникой. Этому виду работ присущи – монотонность, повышенный темп и ритм работы, нервная напряженность.

Групповые формы труда – конвейер. Конвейерный труд отличается дроблением процесса на операции, заданным темпом и ритмом, строгой последовательностью операций.

Конвейерная форма труда требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание.

Монотония – одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в преждевременной усталости и нервном истощении. В основе этого явления лежит преобладание процесса торможения в корковой деятельности, развивающееся при действии однообразных повторных раздражителей, что снижает возбудимость анализаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость реакции, и, как следствие, быстро наступает утомление.

Формы труда, связанные с дистанционным управлением производственными процессами и механизмами.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти. Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности. Основным показателем умственного труда является напряженность, отражающая нагрузку на центральную нервную систему. Энергозатраты при умственном труде составляют 2500–3000 ккал в сутки. Но затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. Так, при рабочей позе сидя затраты энергии превышают на 5-10 % уровень основного обмена; стоя – на 10–25 %, при вынужденной неудобной позе – на 40–50 %. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15–20 % общего обмена в организме.

Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Суточный расход энергии при умственном труде повышается на 48 % при чтении вслух сидя, на 90 % – при чтении лекций, на 90-100 % – у операторов ЭВМ. Кроме того, мозг склонен к инерции, так как после прекращения работы мыслительный процесс продолжается, что приводит к большему утомлению и истощению ЦНС, чем при физическом труде.

Умственный труд связан с восприятием и переработкой большого количества информации и подразделяется на следующие формы.

Операторский – подразумевает контроль за работой машин; отличается высокой ответственностью и нервно-эмоциональным напряжением.

Управленческий – характеризуется большим ростом объема информации при нехватке времени для ее переработки, большой личной ответственностью за принятые решения, стрессовыми и конфликтными ситуациями.

Творческий труд – требует большого объема памяти, напряжения, внимания; он приводит к повышению нервно-эмоционального напряжения, тахикардии, повышению кровяного давления, изменению ЭКГ и другим сдвигам со стороны вегетативных функций.

Труд преподавателей и медицинских работников – это постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность, частая нехватка времени и информации для принятия правильного решения, что приводит к высокому нервно-эмоциональному напряжению.

Труд учащихся и студентов – подразумевает концентрацию памяти, внимания; присутствуют стрессовые ситуации (на экзаменах, зачетах).

Чрезвычайные ситуации социального характера.

Создавая условия для своего существования и развития, удовлетворяя свои потребности, человек постоянно воздействует на окружающий мир и тем самым вызывает его ответную реакцию – противодействие. В ходе или в результате этого противодействия он, в свою очередь, подвергается воздействию различных факторов, в том числе и социальных. При этом без серьезных последствий для себя человек переносит эти воздействия только до тех пор, пока они не превышают определенный предел или уровень приемлемого риска. Далее происходит нарушение здоровья человека или функционирования социума, т. е. возникает опасная ситуация, которая в принципе еще обратима и при своевременном принятии мер может уменьшиться до приемлемого уровня или вообще исчезнуть. Однако когда процесс опасности нарастает и начинает выходить из-под контроля, то возникает экстримальная ситуация, под которой понимается опасная ситуация, представляющая реальную угрозу жизни человека или социуму в целом.

Социальные опасности можно классифицировать по определенным признакам.

1. По природе, связанные:

• с психическим воздействием на человека (шантаж, мошенничество, воровство, шарлатанство и т. д.);

• с физическим насилием (войны, вооруженные конфликты, массовые беспорядки, разбой, бандитизм, терроризм, захват заложников и пр.);

• с употреблением веществ, которые негативно действуют на психическое и физическое состояние организма человека (наркомания, алкоголизм, курение);

• с массовыми заболеваниями (СПИД, венерические заболевания, инфекционные заболевания и т. д.);

• с суицидами.

2. По масштабам событий: локальные, региональные, национальные, глобальные.

3. По организации: случайные, преднамеренные.

4. По половозрастному признаку: характерные для детей, молодежи, женщин, пожилых людей и пр.

Исторический опыт человечества свидетельствует, что пренебрежение социальными опасностями, игнорирование их ведет к тому, что они становятся плохо управляемыми, перерастают в экстремальную стадию и превращаются в чрезвычайные ситуации социального характера, многократно превышающие по своим последствиям ЧС иного происхождения (природные, техногенные, экологические, биологические и т. д.).

ЧС социального характера – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате возникновения опасных противоречий и конфликтов в сфере социальных отношений, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери или нарушение условий жизнедеятельности людей.

В основе возникновения и развития ЧС социального характера лежит нарушение в силу различных причин равновесия общественных отношений (экономических, политических, межэтнических, конфессиональных), вызывающее серьезные противоречия, конфликты и войны. Их катализаторами могут быть разные обстоятельства, вызывающие социальную напряженность, – безработица, коррупция, криминал, массовые беспорядки, акты терроризма, правительственные кризисы, инфляция, продовольственные проблемы, социально-бытовая неустроенность, бытовой национализм, местничество и др. Длительное воздействие этих факторов ведет к хроническому физиологическому и психическому утомлению людей, к тяжелым экстремальным состояниям, таким как депрессии, суициды и т. д., к попыткам сублимировать накопившуюся отрицательную энергию активным участием в социально-политических и военных конфликтах.

ЧС социального характера классифицируются по следующим признакам:

по причинам возникновения – непреднамеренные, вызванные случайными обстоятельствами, не зависящими от действий конкретных людей или общественных сил (чаще всего связаны со стихийными бедствия-ми, неурожаями, эпидемиями и пр.), и преднамеренные, спровоцированн ые действиями людей и общественными группировками (межнациональные и политические конфликты, войны и т. п.);

по продолжительности действия – кратковременные (террористический акт, покушение, бандитский налет и т. д.) и долговременные (инфляция, безработица, межэтнический конфликт, война и т. п.);

по скорости распространения – взрывные, стремительные, быстро распространяющиеся (политические и военные конфликты) и умеренные, плавно распространяющиеся (предпосылки социальной революции или войны);

по масштабам распространения – локальные, объектовые, местные, охватывающие небольшой населенный пункт, объект городского хозяйства, городской квартал, район (забастовки, демонстрации протеста, массовые беспорядки на объектах культуры, спорта и т. д.), и региональные, национальные, глобальные, распространяющиеся на огромные территории (экономические кризисы, межнациональные и военные конфликты, войны и т. д.);

по возможности предотвращения – неизбежные (как правило, стихийные бедствия и эпидемии) и предотвращаемые (социально-политические и военные конфликты, крупномасштабные войны и пр.).

Виды трудовой деятельности человека можно классифицировать следующим образом.

Труд, требующий значительной мышечной активности.

Групповая форма (конвейер), сопровождающаяся монотонностью, ритмом, определённым темпом, и зачастую связана с быстрым утомлением и нервным истощением.

Механизированные формы труда.

Автоматизированный труд. Характеризуется монотонностью и утратой творческого начала.

Умственный труд. Характеризуется повышенным вниманием, большим объёмом информации, повышенным сенсорным напряжением, эмоциональностью, нервным напряжением, усиленным минеральным обменом в клетках мозга, возможностью стрессовых ситуаций.

В свою очередь умственный труд имеет следующие формы.

Труд диспетчера (повышенное нервное напряжение вследствие большой личной ответственности, особенно на атомных электростанциях (АЭС) и в авиации).

Управленческий труд (личная ответственность, большой объём информации).

Творческий труд (эмоциональное напряжение, память, внимание).

Труд преподавателя, медработника (контакт с людьми, большой объём информации, эмоциональное напряжение).

Труд студентов и учащихся (повышенное внимание, память, стрессовые ситуации).

Любой вид трудовой деятельности имеет следующие фазы изменения трудоспособности:

1 фаза - врабатывание (для физического труда затраты времени от нескольких минут до 1,5 часа, для умственного труда до 2,5 часов);

2 фаза - высокая работоспособность (примерно 2-2,5 часа);

3 фаза - снижение работоспособности (характеризуется утомлением, ухудшением внимания, расстройством слухового и зрительного анализаторов, увеличением числа ошибок).

Статистически самая высокая производительность труда отмечается в такие дни недели как вторник, среда и четверг.

Работоспособность человека зависит также от смены и времени внутри смены:

максимальная работоспособность в 1 смене с 8 до 12 часов, во второй смене с 14 до 17 часов;

минимальная работоспособность отмечается в ночной смене, примерно с 3 до 5 часов.

При организации своего труда желательно соблюдать следующие рекомендации:

рабочее место должно отвечать требованиям эргономики и технической эстетики;

сочетать физический труд с умственным, соблюдать чередование работы и отдыха, учитывая, что умственный труд требует более частых, но коротких перерывов, а физический наоборот.

Традиционный, официально принятый подход к проблеме восстановления энергетических затрат человека гласит, что на определённый объём работы необходимо затратить определённое количество энергии, которая, в свою очередь, должна быть восстановлена строго определённым количеством пиши.

По существу, пищеварение представляется "печью", где сжигаются "дрова" - белки, жиры и углеводы, имеющие рассчитанное количество энергии (1 грамм жира даёт 9,3 ккал, 1 грамм углеводов и 1 грамм белка - по 4,1 ккал). В соответствии с этим энергия расходуется:

на обеспечение жизнедеятельности (вместе с терморегуляцией) - примерно 50-60% (1 ккал на 1 кг массы тела в час, а во время сна примерно 0,93 ккал на 1 кг массы тела в час);

на согревание и усвоение пищи - 10-15%;

на трудовую и иную физическую активность - 30-40%.

Энергозатраты - очень лабильный (подвижный) показатель и зависит от многих параметров: пола, возраста, характера производственной деятельности и т.д. Средние величины энергозатрат в зависимости от физической нагрузки при выполнении разного вида работ приводятся в табл. 1.2.

Таблица 1.2 - Энергозатраты человека

Расход энергии на 1 кг массы тела в сутки, ккал

Интеллектуальный, умственный труд (педагоги, врачи)

Механизированный труд (токари, аппаратчики)

Частично механизированный труд (штукатуры)

Тяжелый физический труд (лесорубы, землекопы)

При сбалансированном питании энергию организм человека должен получать в среднем:

из углеводов, примерно 63%;

из жиров, ориентировочно 22%;

из белков, примерно 15%.

Ниже, в табл. 1.3, приведены расчётные нормы необходимого количества калорий, белков, жиров и углеводов в зависимости от тяжести труда.

Таблица 1.3 - Научно обоснованные нормы энергопотребления в день для разных групп взрослого населения (в килокалориях и граммах)

Читайте также: