Как удалить резерв в технике горячего батика кратко

Обновлено: 04.07.2024

С глубокой древности для украшения ткани применялось окрашивание с использованием различных резервирующих средств, таких как разогретый воск или смола. Техника резервирования была известна во многих странах: в Перу, Японии, Иране, Шри-Ланке, Китае, Армении, Азербайджане, в африканских странах, но родиной батика традиционно считается остров Ява в Индонезии. Традиционный яванский батик - это не простая ткань, она считалась священной и употреблялась в качестве оберега. Батики до сих пор используются населением Индонезии для повседневной и праздничной одежды.

Для традиционного батика применяют только хлопчатобумажные ткани, а узор наносится специальным инструментом - чантингом (тьянтингом). Он представляет собой маленькую медную чашечку с носиком, прикрепленную к деревянной или бамбуковой ручке. Чантинг позволяет наносить сложнейший традиционный узор из тонких линий и множества мелких точек. Затем ткань окрашивается последовательно в индиго и коричневый цвет.

В наше время применяется множество техник нанесения горячего воска. Резерв можно наносить при помощи кистей или специальных штампов или просто, капая его на ткань.

Традиционно горячий батик делается на хлопке. Подойдет любая хлопчатобумажная ткань светлого цвета без рисунка.

Резервирующий состав

Для приготовления резерва вам понадобятся маленькая электроплитка и кастрюлька или банка из толстой жести.

Мастера для приготовления резерва используют воск, но он дорого стоит и его трудно найти, так что для начала возьмите простые хозяйственные свечи. Кусочки парафина положите в банку, поставьте ее в миску с водой, стоящую на плитке.
Запомните! парафин и воск можно разогревать только на паровой бане, если поставить его прямо на плиту, то от высокой температуры воск может воспламениться.

Когда парафин расплавится, уменьшите мощность плитки, в дальнейшем поддерживайте температуру необходимую для того, чтобы резерв не застывал. Не забывайте подливать в миску горячую воду.
Осторожно! Если капля воска или парафина попадет в воду, брызги могут обжечь кожу, глаза.

Большую эластичность резерву придают добавки разогретой на паровой бане канифоли (1-4 г) или воска (смешивают с парафином в пропорции 1:2).

Для нанесения резервирующего состава возьмите плоские щетинные кисти №5 и №10. Для покрытия больших участков пригодятся флейцы - плоские кисти шириной 2-3 см.

Нанесение тонких линий и точек удобнее всего делать чантингом или тьянтингом - специальным инструментом для батика. Он представляет собой маленькую металлическую чашечку с носиком, прикрепленную к деревянной ручке.

Выбор краски зависит от выбранного вами способа окрашивания. В домашних условиях легче всего осуществить крашение путем опускания ткани с нанесенным воском рисунком прямо в краску. Для этого используются обычные анилиновые красители. Если вы выбираете поверхностное нанесение краски, то для этого больше подойдут специальные краски, используемые при холодной рописи ткани. Приемы росписи при поверхностном окрашивании те же, что и в холодном батике.

Для окрашивания понадобится широкая пластмассовая или эмалированная посуда, лучше всего прямоугольной формы, поскольку резерв очень хрупкий и красить батик нужно, не сминая.

При крашении вам также понадобится термометр для воды для определения температуры красителя, банки и старые кастрюли для приготовления краски. Потребуется поваренная соль, чтобы краска равномерно проникала в ткань, а также уксус или уксусная эссенция - для закрепления красителя.

Нанесение воска

Существует три способа нанесения воска.
Воск наносят кистью на всю плоскость мотива, а фон окрашивают. Получается негативный рисунок - белый на цветном фоне.

Воск наносят на фон и внутренние линии мотива, а сам рисунок окрашивают. Воск наносите крупными пятнами неопределенной формы. Не стоит обводить сначала кистью все контуры мотива, так как при крашении эти полосы проявятся.

Самый сложный способ - воск наносят только на контуры рисунка. Для этого пользуются чантингом. Работа с ним очень сложна, необходимо много тренироваться, чтобы контуры получались ровными.

Если вы нанесли недостаточно горячий состав, он не проникнет в ткань, и зарезервированные места окрасятся. Посмотрев на просвет, вы увидите, где резерва недостаточно. Нанесите на эти места воск еще раз с обратной стороны ткани.

Брызги резерва

Случается, что резерв капает на ткань, оставляя мелкие пятна. Это можно использовать как декоративный прием. Вы можете изобразить таким образом снежинки или звезды. Смочите крупную кисть в резерве, отожмите его излишек и, ударяя по ручке, нанесите брызги. Сначала можно потренироваться на небольшом кусочке.

Изображение в виде трещинок и прожилок характерно для горячего батика. Кракелюры получают следующим образом: после застывания резерва, батик снимают с подрамника и комкают, сильно или слабо, в зависимости от желаемого эффекта. При окрашивании краситель проникает в трещины и образует характерный узор.

Окрашивание

Ткань можно окрасить двумя способами: опуская ее прямо в краситель или нанося краску на поверхность ткани кистями, поролоновыми тампонами или аэрографом (распылителем).

Опускание в краску

Для этого больше всего подходят обычные анилиновые красители. На 100 г ткани без резерва возьмите 10 г красителя, 1 ст. ложку поваренной соли, 1,5 л воды. Разведите краситель в маленькой кастрюльке в небольшом количестве горячей воды, добавьте соль и кипятите 10 мин. помешивая. Затем процедите краску в емкость, в которой вы собираетесь красить батик, и добавьте горячей воды до нужного объема. Температура плавления воска - 40°, парафина - 45°. Значит, температура красителя должна быть меньше.

Перед опусканием ткани в краску нужно ее смочить, чтобы краска ложилась ровнее. Делайте это очень осторожно, не повредите хрупкий парафин. Держите батик в краске не долее 30 мин., а то краска может разъесть резерв. Осторожно прополощите батик несколько раз, пока вода не станет чистой. В последнее полоскание добавьте для фиксации 1 ст. ложку уксуса (или 1 ч. ложку эссенции) на 1 л воды. Теперь можно просушить батик. Делать это лучше расправив ткань на горизонтальной поверхности.

Многоцветный батик

Многократное окрашивание возможно как при поверхностном окрашивании, так и при погружении батика в краску.

При поверхностном окрашивании после первого окрашивания на высохшую ткань наносят новый рисунок воском. Затем следует второй слой краски. В качестве узора вы получите и белые участки, и участки, сохранившие цвет первой росписи, окруженные более темным цветом. Продолжать этот процесс можно столько раз, на сколько у вас хватит воображения.
Важно! Краски наносимые на места, не покрытые воском, смешиваются. Соответственно, начинать надо с более светлых тонов и переходить к более темным.

Можно наносить резерв на ткань с уже нанесенными цветными пятнами, кругами, брызгами, и затем повторно расписывать батик.

Приемы многократного окрашивания можно применять и при окрашивании батика путем опускания в краску. Однако здесь покрытие воском и крашение нельзя повторять более 2-3 раз, потому что чистый парафин не выдерживает многократного использования и осыпается. Чтобы увеличить количество окрашиваний, в резерв добавляют канифоль.

Удаление воска

После окрашивания необходимо удалить с ткани резервный состав. Для этого скомкайте и помните ткань, парафин потрескается и начнет осыпаться.

Остатки парафина удалите, проглаживая батик утюгом через газету. Положите на стол несколько газет, на них - ткань, а сверху еще слой газет. Гладьте батик горячим утюгом, меняя газеты, пока не перестанут проступать пятна парафина.

Оставшиеся на ткани жирные пятна удалите тампоном, смоченным в бензине или растворителе.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

Ответ

+

1) свободная роспись и свободная роспись применением солевого раствора.

2) для всех видов батика ,кроме узелкового.

3) декоративный эффект которые можно достичь росписью по сырой ткани: для этого участок увлажняет чистой водой и наносят краски так, чтобы они , расплываясь по ткани, смешивались и перетекали друг в друга.

При росписи ткани в горячем батике, после удаления воска, если воск покрывал ткань не полностью, образуется жирный ореол вокруг того места, где был воск или парафин.

В данном видео показано, как полностью убрать воск в ткани в 2 этапа. Первый этап по удалению воска до запарки, второй этап — после закрепления красок. На первом этапе воск удаляется сначала механически отшелушиванием, а затем вытапливанием воска при помощи утюга и бумаги (в данном случае старые газеты). На втором этапе, который происходит после закрепления красок, ткань погружается в бензиновый растворитель минут на 20-30. Затем ткань необходимо проветрить, чтобы бензин испарился. А после постирать, удаляя неприятный запах.

Инструменты и материалы:

  • изделие, с которого нужно убрать воск
  • старые газеты и бумажные полотенца
  • утюг
  • банка и крышкой
  • бензиновый растворитель БР-2
  • шампунь или средство для стирки шелка

Художественное рисование по ткани по старинным китайским традициям развивалось с производства знаменитого живописного шелка. Оно начиналось с особого механического способа окрашивания текстиля, отчего приобрело название горячий батик, техника выполнения которого применялась на основе работы с горячим воском.

Горячий батик: техника выполнения, мастер-класс с фото и видео

Приемы создания красивейших узоров по шелку и других натуральных тканей продолжает существовать лишь благодаря востребованности этого занятия как искусства и как ремесла, выделяя мастеров батика по всему миру. Знакомство с батиком обычно завлекают своими великолепными работами, увиденными где-нибудь на выставках шарфов ручной работы, или просто живописи по шелку, но как делать такие вещи, кажется, что процесс изготовления расписанных изделий не тяготит.

Горячий батик: техника выполнения, мастер-класс с фото и видео

Основные этапы

Технология окрашивания ткани с помощью воска немного упростилась в наше время, даже начинающие художники могут с минимальными затратами труда освоить это занятие. Очертания рисунков наносится чантингом. Фото того, как примерно выглядит инструмент:

Горячий батик: техника выполнения, мастер-класс с фото и видео

Это медный резервуар с тонкой трубочкой на конце. Внутрь сосуда набирают растопленный воск и проводят или капают на ткань, создавая резерв. Воск будет препятствовать окрашиванию ткани, чем и нужно пользоваться. Затем ткань либо погружают в краски и рисуют воском снова, либо раскрашивают кистями, если это живопись.

Горячий батик: техника выполнения, мастер-класс с фото и видео

Горячий батик: техника выполнения, мастер-класс с фото и видео

Воск не должен остывать на поверхности ткани, он должен пропитаться в ткань, поэтому в работе нельзя медлить. Линии должны быть непрерывны, если у вас в планах ограничивать цвет именно по очертанию узора.

Шелк в основном расписывается анилиновыми красителями, они имеют легкую структуру, но ярко смотрятся на тонкой ткани.

Роспись платка

Рассмотрим мастер-класс по созданию модного аксессуара с цветами своими руками. При выполнении техники безопасности и инструкции по шагам, возможно, получится не только новая красивая вещь, но и новый художник по шелку.

Для начала приготовьте такие материалы по списку:

  • шелковый отрезок;
  • краски, предназначенные для шелка;
  • кисти щетинные, синтетические и натуральные;
  • подрамник из деревянных брусков;
  • воск или свечи;
  • старые емкости эмалированные и жестяные;
  • канцелярские гвозди с широкими шляпками;
  • газетная макулатура;
  • шаблон, картинки;
  • очищенная или дистиллированная вода.

Горячий батик: техника выполнения, мастер-класс с фото и видео

Шаг 1. Ткань нужно простирать в горячей воде, даже если она новая. Нужно смывать все нежелательные химические соединения, которые могут остаться от производства, так как химические краски могут реагировать и испортить цвет. Не высушенную ткань натягиваем на подрамник с помощью кнопок, сначала за углы, затем за середины сторон, и так далее, пока наш платок не будет натянут как барабанная поверхность.

Горячий батик: техника выполнения, мастер-класс с фото и видео

Шаг 2. После высыхания подкладываем под низ эскиз. Тонкое полотно шелка почти прозрачное. На хлопке рисунок можно нанести фантомный маркером или мягким карандашом. Опытные мастера могут навести чантингом свободный рисунок.

Горячий батик: техника выполнения, мастер-класс с фото и видео

Шаг 3. Растапливаем воск на водяной бане. Закидываем кусочки в жестяную баночку, помещаем в кастрюле с небольшим количеством воды, ставим на огонь, также в баночку с воском разогреваем щетинные кисти.

Горячий батик: техника выполнения, мастер-класс с фото и видео

Горячий батик: техника выполнения, мастер-класс с фото и видео

Горячий батик: техника выполнения, мастер-класс с фото и видео

Шаг 4. Добавляем еще линий из воска и еще брызг, снова покрываем красками, но уже по тону темнее. Проделывайте эти манипуляции до последних штрихов.

Горячий батик: техника выполнения, мастер-класс с фото и видео

Горячий батик: техника выполнения, мастер-класс с фото и видео

Горячий батик: техника выполнения, мастер-класс с фото и видео

Шаг 5. По завершению окрашивания, снимаем ткань с подрамника. Теперь нам нужно снять воск сначала механическим способом, отшелушить его вручную. Затем берем кипу газет и начинаем выпаривать утюгом между бумагой оставшийся воск, пока газеты не станут чистыми.

Горячий батик: техника выполнения, мастер-класс с фото и видео

Художественные приемы

Горячий батик можно выполнять с помощью трафаретов, вырежьте нужные вам рисунки и щетинными кистями разбрызгайте воск через отверстия.

Горячий батик: техника выполнения, мастер-класс с фото и видео

Используйте соль для получения водных капельных разводов. Посыпьте слегка на мокрый рисунок.

Горячий батик: техника выполнения, мастер-класс с фото и видео

Горячий батик: техника выполнения, мастер-класс с фото и видео

На мокрой ткани краски растекаются свободнее, на сухой можно наносить четкие линии тонкими кистями, для определения контуров. Ограничивающие детали могут удерживать краску, внутри же островков можете наносить разные цвета для плавных переходов.

Читайте также: