Нормативный договор как источник права кратко

Обновлено: 07.07.2024

Нормативный договор - это соглашение с участием уполномоченных государственных органов, содержащее правовые нормы.

Нормативные договоры обязательны для многочисленного и формально-неопределенного круга лиц, рассчитаны на многократное применение, действуют независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные ими конкретные правоотношения.

Признаки нормативного договора:

Правовая база нормативных договоров находится в действующем законодательстве. Такие договоры выполняют правовосполнительную функцию, дополняя и конкретизируя действующее законодательство.

В нормативном договоре всегда предполагается участие государственного органа. Чем более высокое место в управленческой иерархии занимает последний, тем выше юридическая сила договора.

Нормативные договоры заключаются в публичных интересах, их цель - достижение общего блага, то есть общественные цели здесь преобладают.

Нормативные договоры содержат правила, регулирующие поведение не только (а иногда и не столько) непосредственных участников договора, но и иных субъектов. Поэтому такой договор не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, а имеет и внешнее юридическое воздействие.

Многочисленность, неопределенность адресатов, то есть тех субъектов, на которых направлено юридическое действие договора.

Договорные нормы рассчитаны на длительное действие и многократное применение.

Существует особая, строго формальная процедура заключения нормативных договоров, а также специальный порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением (например, Конституционный Суд, специальные согласительные процедуры).

Изменения или отказ от выполнения договорных условий в одностороннем порядке не допускаются. Нормы о непреодолимой силе (форс-мажор) здесь неприменимы.

В отличие от индивидуальных договоров, содержание которых составляет коммерческую тайну, нормативный договор характеризует публичность, общедоступность договорных условий, иногда - официальное опубликование. В силу общеобязательности договорных условий оговорка о конфиденциальности здесь неприменима.

Нормативные договоры служат правовой базой для издания административных актов, заключения индивидуальных договоров, совершения иных юридически значимых действий. Это отличает их от договоров индивидуального характера, устанавливающих (изменяющих, прекращающих) конкретные правоотношения.

Примеры нормативных договоров: международные договоры; договоры между Российской Федерацией и субъектами РФ по разграничению полномочий и предметов ведения; некоторые межведомственные договоры; коллективные договоры.

Прецедент - это правило, сформулированное в решении суда или иного государственного органа по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное значение.

Нормативно-правовой акт как источник права.

Нормативно-правовой акт (НПА) занимает особое место среди иных источников права. Прежде всего, он является ведущим источником права в странах романо-германской правовой семьи, в том числе и в отечественной правовой системе. Кроме этого, он специально создавался для того, чтобы быть источником права, поэтому в него изначально заложены такие свойства, которые позволяют ему быть оптимальной формой права. По сравнению с другими источниками права нормативно-правовой акт имеет ряд преимуществ.

Достоинства нормативно-правового акта как источника права:

1. Нормативный акт, благодаря определенным правилам изложения, содержит точные, лаконичные формулировки правовых норм, которые исключают возможность разночтений и обеспечивают единообразие применения нормативного материала. Это качество соответствует такому свойству права как формальная определенность.

2. Нормативные акты в совокупности образуют единую систему законодательства. Каждый нормативный акт имеет свое определенное место в иерархии нормативного материала, связан с иными актами, рассчитан на комплексное применение правовых актов. Нормативные акты издаются в соответствии с потребностями той или иной отрасли права, либо же освещают определенный круг однотипных общественных отношений, т.е. соответствуют в той или иной степени системе права. Это позволяет беспрепятственно пользоваться нормативным материалом по мере необходимости, облегчает поиск нужных нормативных предписаний, помогает избегать противоречий, возможных в отдельных нормативных предписаниях. Эти качества нормативно-правового акта соответствуют такому свойству права как системность.

3. Нормативно-правовые акты могут быть быстро приняты, изменены или отменены по мере необходимости. В результате они лучше других источников права соответствуют потребностям общественного развития, более соответствуют типу и уровню общественных отношений, чем иные источники. Это качество нормативных актов называется оперативностью и соответствует такому свойству права как динамизм.

Нормативный акт является наиболее распространенным и даже первостепенным источником права для всех стран, включаемых в систему "писаного права".

Нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Все эти акты образуют иерархическую систему, во главе которой стоит Конституция - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой. Вообще юридическая сила акта зависит от места издавшего его органа в системе органов государства.

На сегодняшний день закон является ведущим, хотя и не единственным источником права в РФ. Необходимо лишь четко определить соотношение законов и иных источников. Высшая юридическая сила закона определяет и его характеристики как источника права. Это означает, что нормы права, содержащиеся в иных правовых источниках, могут действовать и применяться только в том случае, если:

- данное отношение не урегулировано законом;

- иные источники права не противоречат закону;

- ссылка на любые другие источники права в данном случае допускается законом. При наличии всех перечисленных условий для разрешения конкретного юридического дела привлекаются нормы права, содержащиеся в иных официальных источниках. Соотношение закона и иных источников права выражается в том, что использование любых источников права, помимо закона, возможно лишь в том случае, если это разрешается законом. В противном случае используемые нормы не будут считаться правовыми, а, следовательно, и не будут иметь юридического значения.

Происхождение государства.

Человечество с давних пор интересовалось проблемами, касающимися государства и права. В результате сегодня мы имеем множество теорий происхождения и государства, и права. Эти теории разрабатывались в различные исторические периоды и изменялись в процессе развития общественных отношений и экономики.

Основными теориями происхождения государства принято считать следующие.

1. Теологическую теорию. Это теория о божественном начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле. Сторонники теологической теории: Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве и др.

2. Патриархальную теорию. Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха – забота о своих подданных и справедливое управление ими. Сторонниками патриархальной теории являются: Аристотель, Конфуций, Р. Филмер, Н.К. Михайловский и др.

3. Договорную теорию. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию. Сторонники договорной теории: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

4. Материалистическую теорию. В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин. Сторонники материалистической теории: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов.

5. Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. Сторонники психологической теории: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, 3. Фрейд и др.

6. Теорию насилия. Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными и организованными племенами. Представители теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский и др.

7. Патримониальную теорию. Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. Сторонник патримониальной теории – А. Галлер.

8. Органическую теорию. Сторонники органической теории считали, что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм. Представители органической теории: Г. Спенсер, А.Э. Вормс и др.

Нормативный договор — это соглашение, содержащее общеобязательные правовые нормы и заключенное с участием уполномоченных государственных органов.

Нормативный договор является одним из видов источников права, он санкционирован несколькими субъектами правотворчества, обязателен для выполнения формально неопределенной или многочисленной группой лиц. Нормативный договор может заключаться между государствами (международные договора) или в пределах одного государства (между субъектами Федерации и самой Федерацией).

Нормативные договоры, в отличие от договоров-сделок, не носят разово-индивидуального характера. Стороны, заключающие договор, создают новую правовую норму, выступают правотворческими субъектами. Нормативные договоры, в отличие от нормативных актов, являются результатом соглашения равноправных субъектов и касаются деятельности, которая представляет общие интересы.

В нормативных договорах содержится волеизъявление сторон относительно прав и обязанностей, устанавливается их объём, последовательность реализации, закрепляется согласие выполнять принятые обязательства на добровольной основе. Нормативные договора широко распространены в конституционном, трудовом и гражданском праве, являются проявлением нормативной саморегуляции.

Нормативный договор как источник права должен содержать правовые нормы. Например, договоры о разграничении полномочий и предметов ведения между государственными органами власти РФ и исполнительными органами субъектов Федерации; в сфере трудового права — индивидуальные и коллективные договоры.

Нормативный договор — это соглашение субъектов права, содержащее новые юридические правила. Как источник права нормативный договор имеет наибольшее значение для конституционного и международного права и все больше применяется в сфере трудового и гражданского права.

Признаки и особенности нормативного договора

Нормативные договора обладают общими и собственными признаками и особенностями.

Готовые работы на аналогичную тему

Общие признаки нормативных договоров:

  • носит согласительный и взаимно обязательный характер;
  • стороны свободно изъявляют свою волю;
  • носит эквивалентный, чаще возмездный характер;
  • обеспечивается в законодательном порядке.

Собственные признаки и особенности нормативного договора:

  • является актом правотворчества;
  • содержит нормы права общего и обязательного характера;
  • содержит принципы права;
  • имеет преимущественно публичный характер.

Достоинства и недостатки нормативного договора как источника права

Как источник права нормативный договор имеет свои достоинства и недостатки, что важно учитывать при его использовании.

Достоинства нормативного договора:

  • помогает упорядочить управленческие взаимосвязи, разграничивает и фиксирует предметы ведения, права и обязанности сторон, полномочия;
  • способствует достижению компромисса между разными интересами сторон путем согласования всех важных условий договора;
  • способствует демократизации управления;
  • взаимовыгоден для его сторон;
  • способствует росту правосознания субъектов процесса и др.

Основной недостаток договорного регулирования — возникновение определенных сложностей при определении статуса договорных актов в иерархии источников права, когда сторонами договора являются разноуровневые субъекты правотворчества. Вопрос о юридической силе договора появляется при сопоставлении конституционно-правовых (внутригосударственных) договоров и федеральных законов.

Согласно Конституции, с помощью нормативного договора могут регулироваться взаимоотношения внутри субъектов РФ. Нормативным договором могут регулироваться взаимоотношения автономных округов, входящих в состав субъектов РФ (области или края). Такие договора заключаются, с одной стороны, между органами государственной власти автономного округа, и органами государственной власти области или края, с другой стороны.

Договорных отношений такого высокого статуса нет ни в одном федеративном государстве. В тех странах, где практикуются соглашения между центральным правительством и субъектами федерации (Австрия, Германия), они носят подзаконный вспомогательный характер. В РФ договоры воспринимаются заключившими их регионами как особая индульгенция на невыполнение федеральных законов, а некоторыми республиками (Башкортостан, Татарстан) рассматривается в качестве учредительных актов, принимающих конфедеративный характер отношений с Россией.

Договорное разграничение полномочий и предметов ведения привело к дальней суверенизации субъектов РФ, к неконституционному перераспределению предметов ведения (ст. 71, 72 Конституции), другим нарушениям федерального законодательства. Регионы, вопреки конституционным нормам о равноправии субъектов во взаимоотношениях с центральными органами власти, приобрели разный объем прав и обязанностей. Это в определенной степени дискредитировало договорное регулирование. Принятие поправок к федеральному законодательству несколько изменило ситуацию. Заключать нормативные договора стало возможным только в случаях, если это обусловлено географическими, экономическими и иными особенностями субъекта Федерации.

Подборка наиболее важных документов по запросу Нормативный договор как источник права (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Нормативный договор как источник права

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 11 "Нормативные правовые акты, применяемые судом при разрешении гражданских дел" ГПК РФ "Ссылки в жалобе на иную судебную практику несостоятельны. В соответствии со статьей 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров, Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, нормативно-правовых актов. Судебная практика к источникам права не относится и руководящего значения для суда при рассмотрении гражданских дел не имеет."

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 11 "Нормативные правовые акты, применяемые судом при разрешении гражданских дел" ГПК РФ "Ссылка в кассационной жалобе на судебную практику по делам о восстановлении на работе не может служить основанием к отмене судебных постановлений. В соответствии со статьей 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан разрешать гражданское дело на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативно-правовых актов. При этом судебные постановления к источникам права не относятся."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Нормативный договор как источник права

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Особенности правового регулирования финансового обеспечения здравоохранения на территории города Байконур
(Малышева А.А.)
("Финансовое право", 2020, N 11) Отнесение нормативных договоров к источникам финансового права становится возможным благодаря глобализации экономики, реформированию и увеличению степени мобильности финансовых правоотношений. В национальном законодательстве не представляется возможным предусмотреть все варианты развития финансовых правоотношений государства, что наглядно видно на примере функционирования города Байконура. Рассматриваемое Соглашение имеет целью реализацию публичных интересов Российской Федерации в рамках осуществления деятельности на арендованной территории Республики Казахстан. В нем прописаны права и обязанности субъектов в процессе реализации финансовых правоотношений между государственным социальным внебюджетным фондом Российской Федерации (ФОМС) и ТФОМС города Байконура, созданным для реализации государственной политики, обеспечения прав граждан в сфере ОМС и гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной и базовой программ обязательного медицинского страхования.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Формы права в современной России
(Злобин А.В.)
("Lex russica", 2018, N 4) Нормативный договор как источник права получил распространение в международном (публичном), конституционном, административном, муниципальном (договоры о компетенции в сфере местного самоуправления), трудовом, гражданском праве.

Нормативные правовые договоры

Нормативные правовые договоры — что это и для чего существуют?

Нормативные правовые договоры – теоретический вопрос из списка подготовки к судейскому экзамену. Предлагается рассмотреть что такое НПД в самом общем понимании.

Нормативные правовые договоры входят в правовые системы различных уровней. НПД играют весомую роль в регулировании различных отношений. Из того, что находится, так сказать, на слуху, это система международного права. Тут нормативный правовой договор распространён довольно широко.

Однако, для начала поговорим немного о теории. НПА – один из источников права, отличающийся, при этом, от иных НПА способом их принятия. Как уже упоминалось, НПД чаще всего можно встретить в международном праве. Конституция РФ отводит международному договору высокое место в правовой системе РФ. Эти соглашения обладают бОльшей юридической силой, чем российские законы (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

В качестве действующего примера можно привести (из свежего) соглашение о сотрудничестве в вопросах занятости населения стран СНГ. Договор подписан правительствами семи государств-членов Содружества. Другой пример – договор между РФ и Республикой Индонезия о взаимной помощи по уголовным делам. Эти соглашения содержат в себе обязательные правила поведения и в полной мере отвечают признакам нормативных документов.

  • межгосударственные (подписываются РФ и иными гос-вами)
  • межправительственные (подписываются, соответственно, правительствами государств)
  • межведомственные (подписываются госорганами, организациями)

Законом установлено также, что если МД не требует издания внутренней нормы, то он применяется непосредственно. Конечно, и тут есть некоторые особенности, на которые указал Верховный суд в Постановлении Пленума ВС РФ от 10.10.2003 г. № 5. Тут, в п. 3 разъяснено, что международный договор должен вступить в силу и стать для РФ обязательным. Это условие является довольно важным, поскольку соблюдается не всегда, ввиду института оговорок, ратификации и проч.

Среди международных договоров можно выделить соглашения между правительством и межгосударственными структурами, например, международными банками. Примером тому может служить Соглашение между Правительством РФ и Новым банком развития от 13.11.2019 г., либо с Международным инвестиционным банком от 11.02.2020 г. Такого рода соглашениями могут учреждаться не только банки, но и фонды и прочие организации.

Кроме внешних, существуют и внутренние нормативные правовые договоры. Ими могут регулироваться вопросы ведения между федерацией и субъектом, либо же между субъектами федерации и т.п. Такие НПД также должны играть существенную роль в государственном устройстве, исходя из российского Основного закона. На них указывает, например, ч. 3 ст. 11, а также часть 4 ст. 66 Конституции РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 66 КРФ, истолкованной Конституционным судом РФ, отношения между госорганами автономного округа и края (области) можно регулировать договором. КС РФ указал при этом, что АО, являясь полноценным субъектом, входит при этом в состав области, края. Но какого-либо ущемления самостоятельности это влечь не должно — Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. N 12-П.

Правда, с тех пор положение дел несколько изменилось – Чукотский АО, например, сегодня не входит в состав ни одного другого субъекта. Указанные выше договоры можно признать НПД. Однако, это уже история.

Основным подобным документом, действующих до сих пор, является Федеративный договор от 31.03.1992 г. Им разграничено ведение и полномочия органов государственной власти РФ и регионов. Данный договор является уникальным ещё и потому, что содержит в себе несколько договоров РФ с:

  • суверенными республиками
  • краями, областями, городами федерального значения
  • автономными округами и авт. областью

Договор продолжает действовать, на что указывал в 2013 году в своём постановлении № 4-П от 14.02.2013 г. Конституционный суд РФ (особое мнение С.М. Казанцева).

Также отдельно можно выделить договор о вхождении Республики Крым в РФ. Им установлен ряд переходных положений, регламентирующих, в т.ч., границы, гражданство жителей, вопросы создания различных государственных органов и иные вопросы государственного устройства. Это, с одной стороны, международный договор, с другой стороны, он направлен на упорядочивание устройства РФ с новыми регионами в составе.

Другим ярким примером НПД является договор о создании Союзного Государства Россией и Республикой Беларусь. Ряд зарубежных исследователей полагает, что таким образом сформирована новая конфедерация, хотя из условий договора этого непосредственно не усматривается. Этим соглашением предусмотрены вопросы общей валюты, гражданства, права и свободы, а также иные существенные моменты.

Но, говоря о нормативных правовых договорах, стоит сказать, что не все договоры можно признать таковыми. Ряд соглашений, хотя они и устанавливают права и обязанности, нормами признать нельзя. К таким соглашениям можно отнести коллективные договоры на предприятиях, в учреждениях. Несмотря на то, что такие соглашения создают права и обязанности, они не являются общеобязательными. А значит, не проявляют нормативный характер.

Таким образом, НПД отличается от других НПА тем, что он не издаётся уполномоченным органом в пределах своей компетенции, а принимается им на основании достигнутых договорённостей с другим уполномоченным органом (иностранным или внутри государственного образования). Т.е., имеет согласительный характер, из которого вытекает взаимность и эквивалентность. Для НПД существует особая форма их принятия и введения в действие, существенно отличающаяся от сходных для других НПА процедур.

Ещё одной особенностью НПД является его исключительно нормотворческая функция. Нормативный правовой договор не может быть ни актом правоприменения, ни толкования права. Это, пожалуй, основные отличия НПД от других нормативных правовых актов.

Читайте также: