Что такое статуя кратко

Обновлено: 04.07.2024

ж. и статуй м. лат. болван, истукан, изваяние, подобие человека из дерева, камня, металла. Стоять статуем. статуей, как статуй, болваном. Статуйный мастер, статуйщик, ваятель, истуканщик.

СТАТУЯ, -и, ж. Скульптурное (обычно в полный рост или более) изображение человека, животного, реже - фантастического существа. Мраморная, бронзовая с. С. грифона, сфинкса. Конная с. (изображение всадника). С. на постаменте. Как с. стоит кто-н. (совершенно неподвижно). II прил. статуарный, -ая, -ое (спец.) и статуйный, -ая, -ое (устар.). С. мрамор.

СТАТУЯ (статуя устар., простореч.), статуи, ж. (латин statua). Скульптурное изображение человеческой фигуры во весь рост. Статуя Аполлона. Бронзовая статуя. Мраморная статуя. Проси статую завтра к Доне Анне. Пушкин .

СТАТУЯ (лат. statua) - скульптурное изображение фигуры человека (или животного), имеющее полный трехмерный объем и величину, близкую к натуральной или большую.

Статуя (лат. statua), один из основных видов скульптуры, скульптурное изображение человеческой фигуры или животного (реже какого-либо фантастического существа), обычно помещенное на постамент. Т. н. конная С. изображает всадника верхом. Небольшие С., служащие для украшения интерьеров, называются статуэтками.

Статуя – это отдельно стоящая скульптура, изображающая человека или группу людей. Конная статуя изображает лошадь и всадника, в то время как лошадиная статуя изображает только лошадь. По сути, это произведение изобразительного искусства. Статуя обычно делается в полный рост или близка к натуральным размерам. Бюст, напротив, изображает только голову или голову и плечи; в то время как статуэтка или фигурка – это небольшая работа, которую можно держать в руке. Наконец, в отличие от рельефной скульптуры, статую можно рассматривать со всех сторон, однако именно потому, что это отдельно стоящая скульптура, статуя значительно более ограничена по своему содержанию, чем рельеф. В частности, её вес должен быть тщательно сбалансирован, что ограничивает или, по крайней мере, сдерживает размер и форму. В результате статуи, как правило, содержат отдельные фигуры и ограниченные группы, в то время как рельефы могут свободно изображать более сложные изобразительные предметы, включая толпы, батальные сцены исторические события, архитектурный фон и так далее.

Типы статуй

Конкретные типы статуй или статуэток:

Венера: тип доисторической статуэтки.
Курос: древнегреческая статуя молодого человека.
Коре: женский аналог куроса.
Колонная статуя (статуя колонны): фигура на архитектурной колонне или колонна выполненная в форме скульптуры.
Пьета: Дева Мария оплакивает мёртвого Христа.
Мадонна с младенцем: Дева Мария держит младенца Иисуса.
Конная статуя: скульптура человека на лошади.
Монументальная статуя: например, Статуя Свободы или Весенний храм Будды .

Состав и материалы

Как правило, каменная скульптура наиболее популярна для монументальных работ, расположенных снаружи зданий и открытых для стихий. Мраморная скульптура наряду с бронзовой скульптурой были двумя любимыми материалами греческих мастеров, в то время как римляне предпочитали мрамор. Резьба по дереву была излюбленным искусством пластики в Германии и Австрии, особенно в эпоху позднеготической скульптуры, а резьба по слоновой кости была особенно популярна в византийском искусстве.

Религиозная скульптура

До появления христианства и христианского искусства отдельно стоящие статуи обычно изображали богов или богинь, а также светское плодородие или тотемные фигуры различных типов. Тем не менее, подавляющее большинство статуй между пришествием Христа и эпохой Просвещения (около 1700 г.) были церковными по своей природе. Оплаченные церковью или благочестивыми аристократами, они иллюстрировали фигуры из Ветхого и Нового Заветов Библии или чествовали пап, архиепископов или других священнослужителей. Этот тип религиозного искусства был особенно распространён в эпоху романской скульптуры (около 1000–1200 гг.) и готической скульптуры (1150–1300 гг.), и его можно увидеть во всех соборах того времени, особенно в Шартре, Нотр-Дам де Пари и Вестминстерском аббатстве. Скульптура эпохи Возрождения (1250-1530) также была в основном христианской – см., например, Давида Микеланджело – хотя, будучи классической идиомой, она также охватывала светские произведения ( Конная статуя Бартоломео Коллеони 1495), как и маньеризм ( Похищение сабинянок 1583), скульптуру барокко ( Плутон и Прозерпина 1621), неоклассицизм (Вольтер 1781) и более поздние типы.

На Дальнем Востоке создание большинства статуй было вдохновлено буддизмом. Для получения дополнительной информации о хронологической эволюции скульптуры и статуй в Китае см.: Хронология китайского искусства (около 18000 г. до н.э. – по настоящее время).

Нерелигиозная скульптура

Форма публичного искусства

Самые высокие статуи в мире

128 м – Весенний храм Будды (2002), медное литье, Хэнань, Китай.
116 м – Laykyun Setkyar (2008) Монива, Мьянма / Бирма.
110 м – Усику Дайбуцу, Будда Амитабха (1995) Ибараки, Япония.
108 м – Гуань Инь Южного моря Санья (2005 г.) Хайнань, Китай.
106 м – императоры Ян и Хуан (2007 г.), провинция Хэнань, Китай.
100 м – Сендай Дайканнон (1991) Сендай, Япония.
99 м – Гуйшань Гуаньинь из тысячи рук и глаз (2009), Китай.
94 м – Статуя Петра Великого (1997) Москва. Зураб Церетели.
93 м – Статуя Свободы (включая постамент) (1886 г.), гавань Нью-Йорка.
85м – Родина-мать зовёт (вкл. Постамент) (1967) Волгаград.

Величайшие статуи

Величайшие древние статуи / статуэтки

Человеколев из Холенштайн-Штадель (30 000 г. до н.э.), слоновая кость, Музей Ульмера, Ульм.
Мыслитель Чернаводэ (5000 г. до н.э.) Терракота, Национальный музей Румынии.
Бык на коленях с сосудом (около 3000 г.), серебро, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Золотые бычки из Майкопа (2500) золото, Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Баран в зарослях (ок. 2500) сусальное золото, медь, ляпис, лазурь, Британский музей.
Танцующая девушка из Мохенджо-Даро (цивилизация долины Инда) (2000 г. до н.э.), Дели.
Статуя Эхнатона (около 1350 г.) из песчаника, Египетский музей, Каир.
Крылатый бык и лев (859 г. до н.э.) Нимруд, см.: Ассирийское искусство (около 1500–612 гг. до н.э.).
Терракотовая армия (246-208 гг. до н.э.) Могила императора Цинь Ши, Шэньси, Китай.
Клад из Бройтера (1 век до н.э.), золото, Национальный музей Ирландии.
Гигантский Будда (713-803 гг. н.э.) Лэшань, провинция Сычуань.
Монолитный туф моаи острова Пасхи (1200-1500 гг. н.э.).

Величайшие классические статуи

Осер Кор (около 630 г. до н.э.) известняк, Лувр, Париж.
Мрамор Фарнезский Геракл (5 век), Археологический музей, Неаполь.
Аполлон Парнопий (450) мрамор, Государственный музей, Кассель, Фидий.
Дискобол (450) изначально бронза, Национальный музей, Романо, Мирон.
Афина Парфенос (c.447-45) золото, серебро, слоновая кость. Парфенон, Фидий.
Национальный музей Дорифора (440), Неаполь. Автор Поликлет.
Афродита Книдская (350-40) мрамор, музей Пио Клементино. Автор Пракситель.
Аполлон Бельведерский (330) мрамор, музей Пио Клементино. Автор Леохар.
Колосс Родосский (280 г.), одно из Семи чудес света (280).
Галлий Людовизи убивает себя и свою жену (220 г. до н.э.) Национальный музей Рима.
Мраморный Фарнезский бык (II век), Неаполь. Аполлон Траллский.
Мраморные Три грации (II век), Лувр.
Венера Медичи (150-100) мрамор, Уффици, Флоренция. Неизвестный художник.
Венера Милосская (100) мрамор, Лувр. Андрос Антиохий.
Лаокоон и его сыновья (42-20 гг. до н.э.) музеи Ватикана, Рим.
Мраморный император Август (20-17 гг. до н.э.), музеи Ватикана, Рим.
Статуя Клавдия в образе Юпитера (41-54 г. н.э.) из мрамора, музеи Ватикана.
Тетрархи: Диоклетиан, Максентиус, Хлор, Галерий (350 г. н.э.) Порфирий.

Величайшие средневековые статуи

Большинство скульптур Средневековья были изготовлены в виде статуй-колонн, украшавших экстерьеры соборов (Шартр, Нотр-Дам де Пари, Реймс, Кёльн) в романскую и готическую эпохи.

Величайшие статуи эпохи Возрождения и маньеристов

Пророк Аввакум (1423–35) мрамор, Флоренция. Донателло.
Давид Донателло (около 1440 г.), бронза, Музей Барджелло, Флоренция.
Конная статуя Гаттамелата (1444-53), бронза, Сиена. Донателло.
Конная статуя Бартоломео Коллеони (1480-95), бронза, Дель Верроккьо.
Алтарь Святой Крови (1504 г.) липовое дерево, Ротенбург. Автор Тильман Рименшнейдер.
Мария Магдалина (1500) лаймвуд, Лувр. Грегор Эрхарт.
Давид (1501-14) мрамор, Галерея Академии, Флоренция. Микеланджело.
Персей с головой Медузы (1545-54) Флоренция. Бенвенуто Челлини.
Похищение сабинянок (1581–1581 гг.) мрамор, Флоренция. Автор Джамболонья.

Величайшие статуи в стиле барокко

Плутон и Прозерпина (1621-21), мрамор, Галерея Боргезе, Рим. Бернини.
Аполлон и Дафна (1622-5), мрамор, Галерея Боргезе, Рим. Бернини.
Экстаз Святой Терезы (1645-52) мрамор, бронза, Рим. Бернини.
Мило Кротонский (1671-82) мрамор, Лувр. Пюже.
Статуя Фридрика Вильгельма Великого (1708) Берлин. Шлютер.

Величайшие неоклассические статуи

Величайшие статуи XIX века

Тарцизий, христианский мученик (1868 г.) мрамор, Музей Орсе. Автор Александр Фальгьер.
Мыслитель (1881), бронза, Париж. Автор Огюст Роден.
Статуя Свободы (1886 г.) медь, Нью-Йорк. Автор Фредерик-Огюст Бартольди.
Бюргеры Кале (1889 г.), бронза, Париж. Роден.
Роберт Бёрнс (1892), бронза, Абердин. Генри Бэйн Смит.
Памятник Бальзаку (1898 г.), бронза, Париж. Роден.

Величайшие статуи 20 века

Для получения дополнительной информации об отдельно стоящих скульптурах см.: Энциклопедия визуальных искусств.


Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Ста́туя (лат. statua) — один из основных видов круглой скульптуры, представляющее собой трёхмерное изображение человеческой фигуры или животного (иногда — какого-либо фантастического существа).

Статуи могут располагаться перед фасадом здания, в специальных нишах на постаменте, на карнизе по углам фронтона или в специальных павильонах садов.

Конная статуя изображает всадника верхом.

СТА'ТУЯ (стату́я устар., простореч.), и, ж. [латин statua]. Скульптурное изображение человеческой фигуры во весь рост. С. Аполлона. Бронзовая с. Мраморная с. Проси стату́ю завтра к Доне Анне. Пушкин.

ста́туя

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова вице-король (существительное):

пластич. воплощение в камне, металле образа богов, героев, победителей, животных С. выполнялись в натуральную величину или больших размеров Они служили культовым целям, устанавливались как памятники, были портретами или автопортретами скульпторов. С. делались по заказу общины или же одного человека Они занимали важное место в религиозной, полигич. и духовной жизни античного общества.

лат. statua), один из основных видов круглой скульптуры, свободно стоящее трехмерное скульптурное изображение человеческой фигуры или животного (реже какого-либо фантастического существа, неодушевленного предмета), рассчитанное на восприятие со всех сторон, на круговой обход. Кроме отдельных статуй, нередко встречаются статуарные группы: от двухфигурных до грандиозных многофигурных композиций.

´. . называется любое изваянное изображение, представляющее кого бы то ни было (бога, героя или человека) и сделанное из разнообразного материала (металла, камня, слоновой кости или дерева). Таких статуй было много в Греции, Малой Азии и Италии; ими были украшены площади, улицы, храмы, дома. Фигуры изображались в обнаженном виде, впрочем, были также и одетые, особенно в Риме. По величине своей, статуи были или колоссальные, выше человеческого роста, statuae colloseae, или в натуральный рост, st. iconicae, или же ниже обыкновенного человеческого роста, небольшие статуи, signa.

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

"статуя Весны" Я. П. Полонского: взаимодействие лирики и прозы

Некоторые аспекты экфрасиса в русской прозе ХХ века: статуя в парадигме текста

Некоторые особенности динамики ценностных ориентации молодежи в связи с изменением социального стату

Развитие личности одна из актуальных проблем в современной психологической науке, в области которой остается еще множество нерешенных проблем.

Статуарная нагота и идея России-Отечества

В статье рассматривается амбивалентное воплощение идеи родины в женственных образах. Образ родины-матери, призывающей к самопожертвованию, актуализируется в кризисные периоды истории.

Аспекты возникновения статуарной пластики древней Греции

Искусство ваяния — важная составляющая культуры эллинов, во многом определившая представление о древнегреческом эстетическом идеале. Этот идеал сформировался в эпоху архаики в VII в. до н.э.

К истории сказаний о нерукотворенном образе: Разбор сказаний о панеадской статуе

Головы римских императорских статуй в реках Альбиона: к проблеме интерпретации источников

О палеоэтнографическом подходе к изучению половецких святилищ и статуй

СТАТУАРНЫЙ ОБРАЗ ВЕНЕРЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1880-1890-Х ГГ. (Д. С. МЕРЕЖКОВСКИЙ И Г. И. УСПЕНСКИЙ)

В статье впервые ставится вопрос о влиянии поэтики и идеологии Г. И. Успенского на религиозно-философское творчество Д. С. Мережковского.

Сюжет о статуе

Рассмотрены модификации сюжетов с участием изваяний, интерпретации образа статуи. Автор обращается к текстам А. Ахматовой, А. Блока, И. Бродского, Ю. Буйды, Г. Гейне, Б. Гребенщикова, А. Грина, А. Камю, И. Крылова, А. Кушнера, С.

Образ статуи как идола и лже-идола в немецком локусе (на материале поэзии Саши Черного)

В статье рассматриваются образы статуй как особые объекты маркируемого немецкостью хронотопа в поэзии Саши Черного.

Реалии и перспективы восстановления бамианских статуй Будды как исторических памятников Афганистана

В статье представлены вопросы современного состояния как реалии проблемы и перспективы восстановления исторических памятников Афганистан на примере Бамианских статуй Будды.

Нейтральний статус як гарантія національної безпеки Республіки Молдова

Дружинник домонгольской Руси: общественный статус и эволюция

Правовой статус иностранцев в Древней Руси: общая характеристика, условия формирования

В статье автором исследуются исторические традиции формирования правого статуса иностранцев со времен Древней Руси.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

СТАТУЯ-МЕНГИР

(англ. statue menhir), плита или колонна, на которой вырезаны, часто схематически, признаки человеческой фигуры, иногда включающие детали одежды или оружия . В Европе встречено множество локальных групп,

Статуя Свободы

(Statue of Liberty) памятник в честь победы США в Войне за независимость и франко-амер. союза. Замысел памятника, предлож. фр. историком Э. де Лабулэ, был воплощен фр. скульптором Ф. О. Бартольди, выбравшим для

СТАТУАРИЯ

• Statuar?a, sc. ars, называется вообще искусство делать статуи, преимущественно, однако, лить статуи и фигуры из металла. Это искусство достигло высокой степени совершенства в Греции. Главны

Статулявичус, Витаутас Антонович

(род. 27.11.1929) — советский математик. Акад. АН ЛитССР (1972). Чл. КПСС с 1953. Род. в дер. Бикунай (ЛитССР). Окончил Вильнюс. ун-т. Д-р физико-матем. наук (1967), проф. (1968). С 1957 работал в Ин-те физики и математики АН Л

ЭПИДАВРСКИЙ ОРГАНИЧЕСКИЙ СТАТУС

первая греческая конституция, принята в январе 1822 г. Национальным собранием в местечке Пиаду около Эпидавра, в ходе Греческой национально-освободительной революции 1821 –1829 гг. Провозглашал Грецию

СТАТУС-КВО

состояние, в котором — существующее или существовавшее на определенный момент положение, о сохранении или восстановлении которого идет речь.

Статус

ПОЛИЦКИЙ СТАТУТ

сборник норм уголовного, процессуального права, имевших силу в XV—начале XIX в. в Полице, автономной области Далмации.

СТАТУТ

1) документ, фиксирующий правовое положение городов и внутригородских объединений – цехов, купеческих гильдий и других; 2) устав, положение.

РАГУЗИНСКИЕ СТАТУТЫ

ВИСЛИЦКИЙ СТАТУТ 1347

одно из основных положений теории вероятностей, в силу которого совокупное действие большого числа случайных факторов приводит, при некоторых весьма общих условиях, к результату, почти не завися

ПЕТРКОВСКИЙ СТАТУТ 1496

21.5.1878 - 28.3.1963). Социал-демократ. Член РСДРП с середины 1890-х гг., участник первых социал-демократических кружков в С.-Петербурге. В конце 1921 жила в Московской губ. Местными чекистами характеризовалась

ЭПИДАВРСКИЙ ОРГАНИЧЕСКИЙ СТАТУТ 1822

ОРГАНИЧЕСКИЙ СТАТУТ КОРОЛЕВСТВА ПОЛЬСКОГО 1832

(Коминтерн, Третий Интернационал) международное объединение коммунистических партий различных стран. Действовал в 1919—43. К. И. был историческим преемником и продолжателем Первого Интернационала

ОРГАНИЧЕСКИЙ СТАТУТ ЛИВАНА 1861

? - ?). Социал-демократ. Служащая. Член РСДРП. Образование низшее. В конце 1921 жила в Брянской губ., работала учительницей. Местными чекистами характеризовалась как "активный" партийный работник. Дальн

Статуэтка

фр. statuette от лат. statua) – маленькая статуя, как правило, предназначенная для украшения интерьеров.

ОРГАНИЧЕСКИЙ СТАТУТ ВОСТОЧНОЙ РУМЕЛИИ 1879

(Personnel policy, Кадрлар саясаты) - целостная стратегия работы с персоналом, объединяющая различные формы, методы и модели кадровой работы и имеющая целью создание сплоченного, ответственного и высокоп

ВЕСТМИНСТЕРСКИЙ СТАТУТ 1931

гипотетическая война, в которой решающее значение приобретают военные действия в воздушно-космическом пространстве с использованием специально созданных для этих целей ударных, оборонительных

АЛЖИРСКИЙ СТАТУТ 1947

(перен.) искусное маневрирование в сложной обстановке, умение обходить препятствия, избегать грозящих столкновений, уклоняться от прямых действий во время борьбы между двумя сторонами и направле

АЛЬБЕРТИНСКИЙ СТАТУТ

Пьемонтский статут, - название конституции Сардинского королевства, обнародованной Карлом Альбертом 4 марта 1848 под давлением революц. масс. А. с. был одной из первых конституций, принятых в итал. го

Читайте также: