План урока первые русские князья 6 класс

Обновлено: 02.07.2024

882–912 гг. – правление Олега

907–911 гг. - походы Олега на Византию

912–945 гг. – правление Игоря

945 гг. – убийство Игоря древлянами

945–957 гг. – правление Ольги

957–972 гг. – правление Святослава

980–1015 гг. – правление Владимира

- карта “Киевская Русь в IX–XII вв.”;

- портреты первых русских князей; (Приложение 2)

- тексты документов, характеризующих деятельность первых русских князей. (Приложение 1)

1. Организационный момент.

“Мягкая посадка” - проверка знания дат и понятий.

2. Слово учителя: Мы познакомились с деятельностью первых русских князей, князей, которые много сделали для укрепления молодого древнерусского государства.

На сегодняшнем уроке мы должны повторить наиболее яркие моменты их деятельности.

Сформулируйте цель нашего повторения. Что мы должны повторить. (Один из учащихся пишет на доске: Кто? Когда? Чем прославился?)

Работать будем в группах. Каждая из групп носит название одного из восточнославянского племенного союза: “Поляне”, “Древляне”, “Северяне”, “Кривичи”.

Кроме того, будет работать экспертная группа, которая будет оценивать ваши ответы (Приложение 4).

3. Объясняется план работы.

Показать на карте центр “своего” союза племени.

Работа с документом: (приложение 1)

а) прочитав документ, установите имя князя;

б) ответить на вопросы к документу через 3–4 минуты.

3. Один ученик зачитывает у доски документ, называя имя князя.

Далее следуют ответы на вопросы к документу.

4. Работа у доски: (приложение 2).

а) определить портрет “своего” князя;

б) дату правления;

в) характеристику его деятельности.

5. Ответить на вопросы учителя.

Задание №1. Выйти к доске и напротив названия своего союза племен подписать столицу этого объединения, а затем показать по карте.

Задание №2. Каждая группа получает документ, прочитав который необходимо установить имя князя и ответить на вопросы к документу. (Приложение 1)

Через три минуты один представитель группы зачитывает документ, называя пропущенное имя, другой – отвечает на вопрос, а двое работают у доски: находят портрет названного в документе князя, его краткую характеристику, дату правления. (Приложение 2)

Отвечают на поставленные учителем вопросы.

Олег: Как погиб Олег? Кто из известных поэтов написал песнь об этом событии? Кто может наизусть рассказать начало и конец этой песни?

Игорь: Что такое полюдье? В каком году погиб Игорь?

Ольга: Что такое реформа, уроки и погосты? Как звали сына Игоря и Ольги?

Святослав: Как некоторые историки называют Святослава, учитывая его полководческий талант?

Что сделали печенеги со Святославом и его дружиной?

Слово учителя: А теперь сделаем вывод: Что было общего в деятельности первых русских князей?

Пока эксперты подводят итог, учитель обращается к ученикам:

- К нам на урок “прилетел” известный искатель приключений и фантазер барон Мюнхаузен.

- О, дети, я слышу, вы изучаете историю Древней Руси? Довелось мне там побывать. Хотите, я вам тоже кое-что расскажу? Так, вот я побывал в Киеве-граде, а основали этот город в Х веке три брата: Синус, Трувор и Рюрик, а также их сестрица Рогнеда, что не верите? Конечно же, я пошутил, я просто хотел вас проверить.

А еще я побывал в монастырской келье Киево-Печерского монастыря. “В монастырской келье узкой…” (зачитывает стихотворение). А вот как звали этого монаха я забыл. Уж очень сложные древнеславянские имена: то ли Сильвестор, то ли… А вы знаете?

Вот название повети точно помню: “Повесть о настоящем времени”. Что? Опять что-то перепутал? Ну, молодцы! Вижу, что вы знаете историю своей Родины.

6. Подведение итогов.

Приложение 1

Перестал ездить он на этом коне, велел его покоить и холить. Воротившись из царьградского похода, он спросил, где его конь? Ему и говорят, что конь издох. И стало князю жалко коня, захотел он посмотреть его кости, приехал туда, где они лежали, наступил на череп и сказал: “Зачем я послушался этого кудесника? Он все ложь говорил: сказал, что я умру от коня, а вот конь-то мертвый, а я жив и здоров”. Когда князь говорил это, из черепа коня выползла змея, обвилась вокруг ног князя и ужалила его. От этого _________________ умер.

Древнерусская летопись “Повесть временных лет” о захвате ________ Киева

В лето 6390 (882). Пошел в поход _____________, набрав с собой много воинов: варяг, чуди, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и взял город, и посадил в нем мужа своего. И пришла к горам Киевским, и узнал __________, что княжат здесь Аскольд и Дир. И спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам пошел к горам, неся малолетнего Игоря. И подплыл под Угорское, укрыв своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им: “Гость я, и идем мы в Греки от _______________

и княжича Игоря. Придите к нам, своим родичам”. Когда же Аскольд и Дир пришли, воины выскочили из ладей и сказал ______________ Аскольду и Диру: “Вы не князья и не княжеского рода, я же княжеского рода”.И вынесли Игоря: “А это сын Рюриков”. И убили Аскольда и Дира… И сел _______ княжить в Киеве, и сказал _________ “Это будет мать городам русским”… Тот ____________ начал строить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, положил и для варягов давать дань от Новгорода по триста гривен ежегодно ради сохранения мира…

  1. Представители каких племен приняли участие в походе на Киев? Какие выводы из этого следуют?
  2. Как вы думаете, почему ________ объявил Киев столицей Древнерусского государства?

При нем появляются печенеги и _________ довольно успешно отражает их набеги. ____________ подчинил и обложил данью древлян .и уличей. По примеру Олега, когда греки перестали строго соблюдать условия договора, совершил поход на Византию, однако неудачно. Греки сожгли флот _______ т.н. “греческим огнем”, который язычники-воины восприняли как наказание за сильные зверства.

Три года спустя ____________ повторил набег и добился восстановления условий договора Олега. Дважды со своей дружиной ходил походом в Закавказье. Однако более известен ___________ своей смертью в земле древлян.

“Повесть временных лет” о делах князя _______

“… Как пришла осень, то дружина стала говорить князю: “Отроки Свенельда богаты оружием и платьем, а мы наги; пойди, князь с нами в дань: и ты добудешь, и мы!” Послушался их _________, пошел за данью к древлянам, начал брать у них больше прежнего, делал им насилия и дружина его также. Взявши дань, ________ пошел в свой город; на дороге, подумав, сказал своей дружине: “Идите с данью домой, а я возвращусь, похожу еще”.

Отпустив большую часть дружины домой, ________ с небольшим числом ратников возвратился, чтоб набрать еще больше дани. Древляне, услыхав, что __________ опять идет, начали думать с князем своим Малом: “Повадиться волк к овцам, перетаскает все стадо, пока не убьют его, так и этот: если не убьем его, то всех нас разорит”. Порешивши так, они послали сказать ___________: “Зачем идешь опять? Ведь ты взял всю дань?” Но _________ не послушался их, тогда древляне, вышедши из города Коро-стена, убили _________ и всех бывших с ним…”

  1. Как вы думаете, какими качествами характеризуется князь?
  2. Почему погиб князь _________?

В год (955). Отправилась _________ в Греческую землю и пришла к Царьграду. И царствовал тогда цесарь Константин, сын Льва, и пришла к нему _______, и увидел царь, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: “Достойна ты царствовать с нами в столице нашей”. Она же уразумев смысл этого обращения, ответила цесарю “Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь”.

И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом; и наставил ее патриарх в вере и сказал ей: “Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя русские потомки в грядущих поколениях твоих внуков”. И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне.

“Повесть временных лет” о том, как княгиня ____ отомстила древлянам

В лето 946 ______ же устремилась с сыном к городу Искоростеню, так как именно те убили мужа ее… И стояла ______ все лето, и не могла взять города… Древляне же спросили: “Чего хочешь от нас? Мы готовы дать тебе мед и меха”. Она же сказала: “нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя и по три воробья. Я не хочу возлагать нас тяжкую дань, как муж мой, поэтому и прошу вас мало…”. Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали _________. Она же, раздав воинам – кому по голубю, кому по воробью, приказала привязать каждому голубю и воробью трут (высушенный прутик, воспламеняющийся от искры). И когда стало смеркаться, приказала своим воинам пустить голубей и воробьев.

Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда… И загорелись где голубятни, где клетки, где сараи и сеновалы. И не было двора, где бы не горело. И побежали люди из города, и приказала __________ воинам своим хватать их. И так взяла город и сожгла его, городских же старейшин взяла в плен, а других людей убила, третьих отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.

Неудивительно, что _______________ не слушал добрых советов своей матери, когда она говорила ему о Боге: он думал только о сражениях, желал только того, чтобы все говорили о его храбрости и чтобы все говорили о его храбрости и чтобы все боялись его. Конечно, нельзя было и не говорить о нем: мало было таких смелых и таких терпеливых, как он. Он всегда первый бросался в опасность и никогда не нападал на врагов нечаянно, но посылал наперед сказать им: “Иду на вас!”

“Повесть временных лет”

“В год 6472 (964). Когда (князь) вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и легко ходил в походах, как пардус (барс – Ред.)”, и много воевал. В походах же не возил за собою возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезал конину, или зверину, или говядину и, зажарив на углях, так ел; не имел он и шатра, но спал постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все прочие его воины. … И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал вятичам: “Кому дань даете?” Они же ответили: “Хазарам – по щелягу с сохи даем”.

В год 6473 (965). Пошел (князь) на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел (князь) хазар и столицу их Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов…

В год 6475 (967) Пошел (князь) на Дунай на болгар. И бились обе стороны , и одолел ________

болгар, и взял городов их восемьдесят по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков.

В год 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками – Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве… И послали киевляне к Святославу со словами: “Ты, князь” ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Не уже не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?” Услышав это, ____________ с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев; приветствовал и мать свою и детей и сокрушился о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и наступил мир”.

____________ с помощью злодеяний и наемников овладел государством. Но скоро сказал, что он родился быть государем великим. Главное право его на вечную память и благодарность состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры, но имя Великого принадлежит ему за дела государственные.

“Повесть временных лет” О введении христианства

“А Перуна повелел привязать к хвосту коня… Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, верующие люди оплакивали его…. После этого _________ послал по всему городу со словами: “Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убого ли, нижнего или раба, тот идет против меня”… людей заставлял креститься по всем городам и селам… И стал брать у нарочитых людей их детей и отдавать их в книжное учение. А матери плакали по ним, как по мертвым… если кто это поведение нарушит, да будет проклят…”

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План-конспект

Предмет: История России. Всеобщая история.

Тема урока: Первые русские князья.

Тип урока : изучение нового материала.

Предметные результаты: характеризировать внешнюю и внутреннюю политику первых русских князей, оценивать итоги их правления.

Метапредметные: умение воспроизводить информацию, давать определение понятий, умение работать в группе.

Личностные результаты : понимание важности знаний об образовании Древнерусского государства.

Методы обучения: Иллюстративно-словесный, практический.

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Основное содержание темы, понятия и термины: полюдье, уроки, погосты.

Образовательные ресурсы: Учебник, мультимедийное оборудование (проектор, компьютер), презентация к уроку.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный этап

2. Проверка домашнего задания

§ 5-6 – читать, вопросы 3,4,5 – устно

Работа с контурной картой – 10 минут!

3.Актуализация знаний.

Постановка целей и задач.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Итак, давайте посмотрим на рисунки, как вы думаете, кто на них изображен? О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

4.Изучение новой темы.

Запишите тему урока

Вопрос: Назовите имена князей, которые правили на Руси в X веке.

Используйте схему на с. 40

Давайте попробуем составить план нашего урока:

1 . Правление Олега.

2. Княжение Игоря.

3. Княгиня Ольга.

4. Походы Святослава.

Нам с вами необходимо составить таблицу Первые русские князья и их политика

Разбиваемся на 4 группы

Также вам необходимо выписать значения понятий, которые встречаются в параграфе 7.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по истории для 6 класса, с презентацией и ссылками в ЦОР.


Технологическая карта урока.

Ф.И.О. учителя – Гасанова Заира Магомедовна

Предмет – история России

Первые русский князья

Комбинированный урок с использованием ЭОР.

Познакомить учащихся с деятельностью первых русских князей; выявить произошедшие изменения в Древнерусском государстве; продолжить работу по формированию навыков работы с картой и источниками.

Образовательные ресурсы

Опрос домашнего задания

Деятельность князя Олега

Правление Игоря и Ольги

Правление Святослава

Итоги урока

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, практический, частично – поисковый.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные понятия

Погосты, уроки, реформа

Планируемы результаты

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: 1. Показывать на исторической карте территорию Древнерусского государства, главные торговые пути, походы князей.


2. Учить делать сложные обобщения, давать характеристику историческому деятелю;

3. формировать ИКТ компетентности: работать с материалом Интернета;

4. систематизировать материал о деятельности первых русских князей.

Познавательные: устанавливают связи между и зависимости между объектами. Познакомить с деятельностью первых русских князей.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Развитие умения анализировать и систематизировать материал, работать с информацией.

Сохранение мотивации к учебной деятельности; проявление интереса к новому учебному материалу; адекватно понимают причины успешности или не успешности учебной деятельности; воспитание в себе гражданско – патриотических чувств через осознание своей этнической принадлежности, знание истории, развитие морального сознания и компетентности.


Технологическая карта урока.

Ф.И.О. учителя – Гасанова Заира Магомедовна

Предмет – история России

Первые русский князья

Комбинированный урок с использованием ЭОР.

Познакомить учащихся с деятельностью первых русских князей; выявить произошедшие изменения в Древнерусском государстве; продолжить работу по формированию навыков работы с картой и источниками.

Образовательные ресурсы

Опрос домашнего задания

Деятельность князя Олега

Правление Игоря и Ольги

Правление Святослава

Итоги урока

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, практический, частично – поисковый.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные понятия

Погосты, уроки, реформа

Планируемы результаты

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: 1. Показывать на исторической карте территорию Древнерусского государства, главные торговые пути, походы князей.

2 . Учить делать сложные обобщения, давать характеристику историческому деятелю;

3. формировать ИКТ компетентности: работать с материалом Интернета;

4. систематизировать материал о деятельности первых русских князей.

Познавательные: устанавливают связи между и зависимости между объектами. Познакомить с деятельностью первых русских князей.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Развитие умения анализировать и систематизировать материал, работать с информацией.

Сохранение мотивации к учебной деятельности; проявление интереса к новому учебному материалу; адекватно понимают причины успешности или не успешности учебной деятельности; воспитание в себе гражданско – патриотических чувств через осознание своей этнической принадлежности, знание истории, развитие морального сознания и компетентности.

Читайте также: