Хан тауке план урока

Обновлено: 04.07.2024

Если у покойного не было братьев, то по решению совета аксакалов вдову сватали за кого-нибудь из дальних родственников. Таким образом, родственники покойного мужа становились для вдовы ее покровителями. При кочевом образе жизни, уклонившиеся от аменгерства женщины, были редкостью. В случае, если вдова уклонялась от аменгерства, то ее дети, имущество и хозяйство оставались у родичей покойного мужа, уходила одна вдова. При сочетании новым браком приглашалась родня жены для благословения.
Устанавливалось наследственное право. На суде без очевидных улик требовалось от двух до семи свидетелей, в случае их отсутствия приносилась присяга.


Урок позволит научить обучающихся находить доказательства уникальности и значимости деятельности хана Тауке в масштабах государства, давать развёрнутую характеристику историческому лицу, определять приоритеты развития государства в реальных исторических условиях.

Описание разработки

Цель урока:

Ключевая идея: Без людей нет истории. Без выдающихся правителей – нет великого государства. Без летописцев – нет достоверных сведений об историческом пролом и настоящем.

Время правления Тауке (1680-1715(8) гг)

Сын Салкам Жангира, внук Есим хана.

Жети Жаргы – законы Тауеке.

Тауке создал ханский совет и совет биев.

Провёл реформы (наделил судебной властью хана и биев, исполнительная власть была у биев)

Заключил союз с кыргызами и каракалпаками.

1710г –курултай в Каракорумах.

Развитие критического мышления: поиск аргументов. Размышление в действии.

Оценивание для обучения и оценивание обучения: Формативное оценивание используется при постановке целей, организации работы групп, выполнении заданий и их представлении. Предварительная оценка работы лидера группы своих участников. Сумативная оценка учителя на основании работы в группе, презентации работы и участия в каждом задании урока. Учитель по ходу урока ведёт дневник наблюдения.

Использование ИКТ: по окончании обсуждения аргументов, предлагается презентация о деятельности хана Тауке под запись в тетрадь.

Учёт возрастных особенностей обучающихся: распределение ролей в группах для участия каждого ребёнка в работе группы и достижения общего результата.

Управление и лидерство в обучении: Учитель управляет учебным процессом. Время выступления учителя – 7-9 минут за урок. Учитель по ходу урока ведёт дневник наблюдения, комментирует ответы учеников, оценки.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Проверить готовность класса к уроку.

2. Опрос.

3. Вступительное слово учителя.

4. Целеполагание.

- Как вы думаете, почему тема стоит под знаком вопроса?

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Ключевая идея: Без людей нет истории. Без выдающихся правителей – нет великого государства. Без летописцев – нет достоверных сведений об историческом пролом и настоящем.

Время правления Тауке (1680-1715(8)гг)

Сын Салкам Жангира, внук Есим хана.

Жети Жаргы – законы Тауеке.

Тауке создал ханский совет и совет биев.

Провёл реформы (наделил судебной властью хана и биев, исполнительная власть была у биев)

Заключил союз с кыргызами и каракалпаками.

1710г –курултай в Каракорумах.

Развитие критического мышления: поиск аргументов. Размышление в действии.

Оценивание для обучения и оценивание обучения: Формативное оценивание используется при постановке целей, организации работы групп, выполнении заданий и их представлении. Предварительная оценка работы лидера группы своих участников. Сумативная оценка учителя на основании работы в группе, презентации работы и участия в каждом задании урока. Учитель по ходу урока ведёт дневник наблюдения.

Использование ИКТ: по окончании обсуждения аргументов, предлагается презентация о деятельности хана Тауке под запись в тетрадь.

Учёт возрастных особенностей обучающихся: распределение ролей в группах для участия каждого ребёнка в работе группы и достижения общего результата.

Управление и лидерство в обучении: Учитель управляет учебным процессом. Время выступления учителя – 7-9 минут за урок. Учитель по ходу урока ведёт дневник наблюдения, комментирует ответы учеников, оценки.

Проверить готовность класса к уроку.

3.Вступительное слово учителя

-Как вы думаете, почему тема стоит под знаком вопроса?

Учащиеся делают свои предположения и высказывают своё мнение.

5.Работа в группах

1 гр. Определить причины ослабления Казахского ханства (внутреннее положение)

2 гр. Выяснить влияние внешних факторов на ослабление Казахского ханства.

3 гр. Выяснить причины укрепления верховной власти при Тауке хане. Жеты-жаргы.

4 гр. Определить причины укрепления международного положения Казахского ханства при хане Тауке.

Составляют постеры на заданные темы.

По ходу выступления групп учитель комментирует выступления учащихся.

Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором - мусорная корзина и на третьем - мясорубка. На желтом листочке, который затем приклеивается к плакату с изображением чемодана, необходимо зафиксировать наиболее важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забрать с собой и использовать в своей деятельности.

Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самосто­ятельно.

Изображение чемодана, корзины, мясорубки, стикеры.

Записывают домашнее задание в дневники.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Деятельность хана Тауке:

1.Тауке вступил на престол в 1680 году.

2.С его именем связано укрепление государствен­ности казахов,

3. утверждение внешнеполитических позиций Казахс­кого ханства в системе международных отношений в Центрально-Азиатском регионе.

4.Особое место в реформаторской деятельности хана Тауке занимала проблема создания правовой системы Казахстана.

5.Тауке успокоил племена после гибельных междоусобий,

6.он остановил кровопролития, продолжавшиеся несколько лет от распрей одних племен с другими.

7.Он убедил всех умом и справедливостью повиноваться себе, он соединил слабые роды воедино для сопротивления сильным, а сильных усмирил и дал всем вообще законы.

8.Тауке хан всемерно укреплял дружеские отношения с соседями. Были установлены дипломатические отношения с Бухарой

9.В период между 1686-1693 годами Тауке хан отправляет послов в Россию, с целью укрепления торговых отношений между странами.

10. Тауке хан заслуженно считается основоположником обычного права казахов

11. Тауке проводил ежегодные консультации с биями (Совет биев)

12. Свод законов под названием "Жет i Жар ғ ы" (Семь установлений)

Земельный закон (Жер дауы), в котором обговаривалось ре­шение споров о пастбищах и водопоях.

Семейно-брачный закон, устанавливавший порядок заключе­ния и расторжения брака, права и обязанности супругов, имуще­ственные права членов семьи.

· Военный закон, регламентирующий отправление воинской по­винности, формирование подразделений и выборов военноначальников.

· Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства.

· Уголовный закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства.

· Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяж­кие телесные повреждения.

· Закон о вдовах (Жес i р дауы), регламентирующий имуществен­ные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отноше­нию к ним общины и родственников умершего.

13.Через законы Тауке были установлены лозунги всех племен, родов и отличительные знаки всего материального богатства, применялись меры для укрепления авторитета ханской власти.

14. Наряду с этим в практику была введена новая система налогов.

15. На курултае 1710 года объединил казахов для борьбы с джунгарами.

Приложение №2

Внешняя политика:

- Создание военного союза казахов с киргизами и каракалпаками ослабили на некоторое время натиск джунгар на казахские земли. Именно поэтому во многих источниках Тауке хана называют “ханом казахов, киргизов и каракалпаков”.

- Для организации отпора джунгарам, в 1710 году хан Тауке проводил курултай казахских жузов, где было создано объединенные войско во главе Богенбай батыром.

- С 1686 по 1693 гг. Тауке хан направил пять посольств в Сибирь, с целью создания военного союза против джунгар и установления казахско-русских торговых отношений.

Внутренняя политика:

- Нормализовал политическую ситуацию, ликвидировал раздробленность казахских земель и подчинил её к централизованной власти.

- Совет биев превратил в важнейший орган, в задачи которого входило решения важнейших вопросов внутренней и внешней политики ханства.

- Совет биев созывался с участием наиболее влиятельных биев из казахских жузов: от Старшего – Толе бия, от Среднего – Казбек бия, от Младшего – Айтеке бия.

- При нем был составлен свод норм обычного права “Жеты Жаргы” (Семь установлений) определивши основные принципы правопорядка и государственного устройства.

- Время правления хана Тауке отличалось относительным спокойствием и названа в историй годами, когда “жаворонки клали яйца на овцах”.

- В конце XVII века нормы обычного права были дополнены при хане Тауке в виде единого свода под названием “Жеты Жаргы” (Семь установлений). При составлении “Жеты Жаргы” участвовали представители всех трех жузов. Это свод законов “Жеты Жаргы” содержит:

а) нормы административного, уголовного, гражданского права;

б) положения о налогах и религиозных воззрениях;

в) порядок управления ханством;

г) узаконивание различных сборов в пользу хана и биев;

д) наказания за совершенные преступления.

- Административное устройства.

Хан – титул правителя обладавшего гражданской, административной, судебной и военной властью. Ханом избирали только из Чингизидов. Личная охрана ханов – толенгуты.

Ханский Совет - состоял из улусных султанов и вождей кочевых племен.

Курултай- собрания представителей трех жузов, один раз в год созывался для решения общих вопросов общественной жизни ханства, особенно военных, дипломатических, решения территориальных споров и т.д.

Городская верхушка – это чиновники местной администрации: везири, вакили, хакимы, даруга, мустауфи,назначавшиеся ханами или удельными правителями.

Казахское ханство из-за патриархально-феодальных отношений не сложилось в централизованное государство.

Существовала улусная система. Во главе улусов – султаны, Чингизиды из ханского рода. Территория улуса называлось- юртом. По свидетельству Ибн Рузбихана, в начале XVI века казахское ханство состояло – десять улусов. Каждый улус состоял примерно из 10 тыс. семей. Несколько семей составляли колено, определенное количество колен составляло – род или племя.

Казахское общество в эпоху средневековья по развитию социально-экономических отношений находилась на уровне патриархально-феодальных отношений, а сложившаяся казахская государственность была феодальной.

В 1718 году после смерти хана Тауке в Туркестане усилились джунгарские нашествия и политическая раздробленность казахских земель.

“Жеты Жаргы” юридический закрепляли нормы средневекового казахского общества. В них были самым тщательным образом изложены нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положение о налогах, религиозных воззрениях, семейных отношениях, то есть охватывали практически все стороны жизни казахского общества.

Приложение №3

1.Раздробленность ханства казахов

2.Войны за пастбищные угодья.

3.Сбор налогов в пользу удельных ханов, а не великого хана

4.Война ханов за власть.

5.Опустошительные набеги джунгар.

6.Власть ханов без опоры на биев.

7.Вражда с Бухарой

1. В 1598 году Сибирское ханство попало под власть

A) Астраханского ханства B) Казахского ханства C) Могульского ханства D) Русского государства E) Крымского ханства

2. Изменение во внутриполитическом положении Казахского государства - усиление феодальных междоусобиц наблюдается с

A) начала XVI в. B) конца XVIII в. C) начала X VII в. D) конца XV в. E) начала XV в.

3. Проходившая в годы правления хана Есима казахско-бухарская война длилась более 20 лет и закончилась тем, что

A) хан признал свое поражение B) казахи изгнаны за Сырдарью C) казахи изгнаны из Семиречья D) бухарский хан одержал победу

E) казахи признали свое поражение

4. В результате успешной внешней политики хана Есима в состав Казахского ханства вошел город

A) Хива B) Самарканд C) Бухара D) Ташкент E) Сайрам

5. Главной причиной воин между казахскими ханами и Шайбанидами в регионе Сырдарьи является борьба за

1) водопои 2) зимние пастбища 3) власть в Мавераннахре 4) влияние на кочевые племена 5) города 6) торговые пути 7) утверждение ислама

8) влияние на Могулистан

7. Границы Русского государства придвинулись к Казахскому ханству в связи с распадом_____________

8. После смерти хана Тауекеля ханский титул перешел к его младшему брату Есиму, который правил в ____________гг.

1. В начале XVII в. во внутриполитическом положении Казахского государства происходят изменения -

A) усилились феодальные междоусобицы B) концентрируется власть C) Чингизиды отстраняются от власти D) начинается классовая борьба

2. В годы правления Есима бухарский хан, расторгнув договор, начал новые походы с целью изгнать казахов

A) за Сырдарью B) за Амударью C) из Семиречья D) из Мангышлака E) из Сыгнака

1) город Ташкент вошел в состав Казахского ханства 2) казахи были изгнаны за Сырдарью 3) бухарский хан, расторгнув договор, начал новые походы 4) казахи были изгнаны из Семиречья 5) хивинский хан, расторгнув договор, начал новые походы 6) город Бухара вошел в состав Казахского ханства 7) город Хива вошел в состав Казахского ханства 8) Чингизиды отстраняются от власти

5. Внешне политическое положение Казахского ханства первой половине XVII в. характеризуется тем, что

1) с образованием Джунгарского ханства возросла опасность потери земель на востоке 2) возросла опасность со стороны Китая 3) возросла опасность со стороны Могулистана 4) возросла опасность проникновения в Западную Сибирь России 5) 20-летняя война закончилась поражением бухарского хана 6) заключен союз с Джунгарией и Китаем 7) 20-летняя война закончилась поражением казахов 8) заключен союз с Россией против Китая

7. В1582-1598 гг. правителем Казахского ханства был____________

8. В годы правления Есима бухарский хан, расторгнув договор, начал новые походы, начавшаяся казахско-бухарская война длилась более___________лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача урока: познакомить учащихся с политической ситуацией на кануне и в период правления хана Тауке". Выделить роль казахских биев в жизни общества. Проблемная ситуация которую я создала в начале урока: "как нам известно Казахское ханства в период правления хана Есима стало бурно развиваться, как вы считаете что произошло в Казахском ханстве после смерти хана Есима?"

Тембаева Татьяна Николаевна
учитель истории и географии
ГУ Воскресенская СОШ, Качирский район, Павлодарская область
Цель: Раскрыть исторические условия появления независимого Казахского ханства.

Разработка урока по истории Казахстана

Цель: знакомство с политической ситуацией Казахского ханства в период правления хана Тауке.

Задачи:
- Познакомить учащихся с политической ситуацией накануне и в период правления хана Тауке, о роли казахских биев в жизни общества.

-Развивать умение и навыки работы с учебником.

-На примерах жизни исторических личностей их роли в истории казахского народа, воспитывать чувство патриотизма, чувство долга и ответственность перед Родиной.

Оборудование: учебник, карта, таблица - схема.
Тип: комбинированный.

Ход урока
I. Организационный момент (цели и задачи урока, дежурные, отсутствующие).

1. Проблемная ситуация. Подведение учащихся к теме урока

Как нам известно Казахское ханство в период правления хана Есима стала бурно развиваться, как вы считаете как развивалась дальнейшая судьба государства?

Задачи урока:

1. Выяснить в каких условиях шло упрочнение и возвышение Казахского ханства.

2. Рассмотреть политику первых правителей, их стратегию и тактику в борьбе за сохранение и расширение территории и укреплении суверенитета.

3. Роль биев в жизни общества.

Со времени образования Казахского ханства прошло более 5 столетий. Мы живем в государстве, основы которого были заложены во второй половине XV века.

Каждое новое поколение людей, вступая в жизнь, не начинает историю заново. Оно использует то, что уже сложилось, и на этой основе реализует собственные интересы и потребности, осуществляет свои собственные цели.

И тут уместны слова Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева

Как вы понимаете слова Президента? Кому они адресованы? Какое отношение, имеют к теме сегодняшнего урока? ( Все в истории взаимосвязано, нам необходимо изучать историю чтобы делать правильные выводы и быть патриотами своей страны)

Открываем тетради, записываем дату, и тему нашего урока.

II Проверка домашнего задания

-работа по таблице

-работа по тестам в учебнике

1Как вы обьясните причины образования двух ханств на территории Казахстана во второй половине 14 века.

2.В чем причина раздора и воин между ханами Турсуном и Есимом?

3. Чем закончилась казахско-бухарская война?

4. Каковы результаты мятежа хана Турсуна?

5. В чем особенность законов хана Есима. Найди отличия от законов хана Касыма?

III. Работа над новой темой. Вступительное слово учителя.

«В середине XV появляются качественно новое государство - Казахское ханство. Это государство национальное, объединившее в своих границах сформировавшуюся к этому времени казахскую нацию.

Итак, мы имеем следующие исходные факты: время образования Казахского ханства, имена его основателей, название государства, с территории которого произошла откочевка части населения, образовавшего ядро будущего государства и имена правителей этих государств.

1. Работа с учебником. В течение 12 минут ученики работают с 42 параграфом ( 1 пункт по группам) Задание:

Распри между султанами

2. . Работа с учебником. В течение 12 минут ученики работают с 42 параграфом ( 2 пункт по группам) Задание:

Почему Жангира называли Салкам? (Внушительный)

Основная причина нашествия джунгар?

Каким образом Жангир 600 воинами победил 50000 армию джунгар?

Почему 1665 году казахи проиграли джунгарам?

3. Работа с датами.

4.Рассмотрите реформы найдите особенности.

Тесты страница 180.

Домашнее задание: параграф 42, 43 с.174-178, таблица с.164

Итоговое слово: Действительно, казахский народ на протяжении всех минувших веков живет и здравствует на земле своих предков. Это благодаря великой воле народа его неиссякаемому чувству патриотизма. Народные предводители закаляли волю, воспитывали и укрепляли святое чувство патриотизма.

Именно эти предки выводили нас из сложных исторических перипетий, высоко пронесли честь и достоинство народа. Если будем постоянно познавать пройденный ими путь, то нашей державе обеспечена вечность, вечной будет и суверенность.


Оценить 1740 0

Виноградова В.П.

учитель истории и географии

Республика Казахстан

средняя школа имени Ж.Кереева

п.Шубаркудук, Актюбинская область

Тема: Казахское ханство при хане Тауке.

Развивать индивидуальную и самостоятельную деятельность учащихся, умение целенаправленно передавать готовую информацию, речь учащихся.

На примерах жизни исторических личностей, их роли в истории казахского народа, воспитывать чувства патриотизма, нравственность, мужество, чувство долга перед Родиной.

Тип урока: изложение нового материала

Методы: лекция гипертекст, наглядный, словесный, практический, групповой, элементы взаимного обучения, опережающее задание, кластер.

I. Организационный момент.

Постановка цели урока, психологический настрой класса.

II. Вводное слово учителя.

III. Прием гипертекст. Учитель читает текст.

- Слушая рассказ вы в своих текстах можете делать пометки, следить за сказанным. (самостоятельный просмотр текста в течении 2 минут)

IV. Работа в группах.

- Я буду задавать вопросы и проверю, что вы запомнили из услышанного. Зафиксировать ваши ответы в листах результативности мне помогут помощники в каждой группе.

(вопросы группам)

Вопросы группам:

1. Назовите годы правления хана Тауке.(1680-1718г.г.)

2. На представителей какого сословия опирался Тауке в своем правлении? (биев)

3. Какой город стал столицей Казахского ханства в период правления хана Тауке?(Туркестан)

9. Вся внутриполитическая деятельность Тауке хана была направлена на… (создание централизованного государства, единого казахского ханства)

10. С какими народами Тауке заключил военный союз против джунгар? (кыргызы и каракалпаки)

12. Во время нападения джунгар на Южный Казахстан в 1680г. уцелел только город….(Туркестан)

13. В каком году произошло собрание представителей трех жузов для решения вопроса по отпору джунгар? (1710г.)

14. В какой местности произошло собрание представителей трех жузов для решения вопроса по отпору джунгар? (близ Каракумов)

V. Работа с текстом учебника.

- Найдите все события, связанные с датами

1680г., 1710г., 1680г., 1680-1715г.г., 1681-1685г.г., 1718г., 1694г.

-озвучиваем события…

VII. Работа с кластером

VIII. Опровергни утверждение.

- Я буду выдвигать свои утверждения на ваш суд, вы либо соглашаетесь с ними, либо опровергаете их.

Я утверждаю, что жизненный путь Тауке был нелегким.

Я утверждаю, что Тауке стал ханом в 1710г. (нет, в 1680г.)

Я утверждаю, что казахско-джунгарские отношения были достаточно мирными и добрососедскими. (нет. Внешнеполитическое положение Казахского ханства в XVII-начале XVIII века было тяжелым. При хунтайши Батуре противоречия между джунгарами и казахами переросли в непрерывные войны.)

Я утверждаю, что вся политическая деятельность Тауке была направлена на сохранение независимости и территориального единства Казахстана (да)

Я утверждаю, что Толе би, Казыбек би и Айтеке би не оказывали никакого влияния на Тауке. (оказывали, они были его советниками)

Я утверждаю, что Тауке никогда не был в г.Туркестан. (Туркестан был столицей Казахского ханства при Тауке хане)

Я утверждаю, что Тауке хан стал первым, кто смог упорядочить племенные и родовые отношения. (да)

Я утверждаю, что важнейшим органом управления при хане Тауке был совет султанов. (нет, совет биев)

Я утверждаю, что в 1694г. Тауке хан направил к джунгарскому хунтайджи посла Аталыкова с целью заключения мирного соглашения.(нет, в 1694г. хан Тауке направил посла Аталыкова к русскому царю Петру I с целью заключения соглашения о торговых связях)

Читайте также: