Нормативно правовые акты регулирующие деятельность овд кратко

Обновлено: 05.07.2024

Нормативные акты, регулирующие деятельность государст­венных органов, в том числе органов и подразделений МВД Рос­сии, в особых условиях, различны по юридической природе, вре­мени и сферам действия, адресатам и субъектам, их применяю­щим, характеру, содержанию, направленности и степени регуля­тивного воздействия на решение возникающих задач. Они образуют систему, представленную следующими актами: Конституция Российской Федерации; конституционные и федеральные законы Российской Федерации; международные акты и общепризнанные принципы международного права (подписанные и признаваемые Российской Федерацией); указы Президента Российской Федера­ции; постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; акты министерства внутренних дел; других мини­стерств и ведомств, наделенных по данному вопросу компетенци­ей надведомственности; законные и подзаконные акты органов государственной власти субъектов Российской Фе­дерации и органов местного самоуправления; а также акты спе­циализированных органов по чрезвычайным обстоятельствам и чрезвычайным ситуациям.

Необходимо подчеркнуть, что нормативными актами Россий­ской Федерации в значительной мере урегулированы основопо­лагающие вопросы организации и функционирования органов внутренних дел в особых условиях, в том числе определяющие их место в общегосударственной системе предупреждения данных ситуаций и осуществления действий в особых условиях, компе­тенцию, общие и частные задачи, основные права и обязанности должностных лиц, организационное и ресурсное обеспечение, формирование органов оперативного управления, обеспечение готовности к действиям в особых условиях, а также организаци­онно-тактические приемы и способы действий сил и средств в конкретных чрезвычайных обстоятельствах и чрезвычайных ситуациях.

Вопрос.16.Краткое содержание основных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность ОВД при чрезвычайных обстоятельствах.

Нормативные акты, обеспечивающие (регулирующие) деятельность государственных органов, в том числе органов и подразделений МВД России, в особых условиях, в общем виде образуют систему, которая может быть представлена следующим образом:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Конституционные и федеральные законы.

3. Указы Президента.

4. Постановления Правительства.

5. Акты министерства внутренних дел, других министерств, ведомств, госкомитетов (приказы, наставления, инструкции, уставы, директивы и др.).

6. Законы и подзаконные акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации (положения, постановления и т.д.).

7. Решения специализированных органов по чрезвычайным обстоятельствам и чрезвычайным ситуациям (комиссий по ЧС, ведомственных и межведомственных органов оперативного управления, комендатур и др.).

В рамках этой системы необходимо рассматривать и международные правовые акты, ратифицированные Россией, а также межгосударственные акты суверенных независимых государств бывшего СССР, ратифицированные Россией, оказывающие существенное влияние на Российский нормотворческий процесс.

Основу всех законов, образующих систему законодательных актов, регламентирующих деятельность государственных органов и должностных лиц в особых условиях, является Конституция Российской Федерации
(1993г.).

Второй группой законов, образующих систему законодательных актов, регламентирующих деятельность государственных органов и должностных лиц в особых условиях, являются конституционные и федеральные законы.

Применительно к деятельности органов внутренних дел в особых условиях в соответствии с Конституцией разработаны и приняты два конституционных закона:

Во-вторых, содержание Указа Президента Российской Федерации о введении чрез­вычайного положения (ст. 5) стало более четким, определенным, прозрачным. В нем определяются обстоятельства, послужившие основанием для введения чрез­вычайного положения, дается его обоснование, определяются границы территории, на которой вводится чрез­вычайное положение, силы и средства, обеспечивающие режим чрез­вычайного положения, определяется перечень чрезвычайных мер, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан и организаций, время вступления Указа в силу, срок его действия, должностные лица и государственные органы, ответственные за осуществление определенных мер.

В-третьих, более определенно сформулированы меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения (ст.ст. 11, 12, 13, 14, 15).

В четвертых, более четко определены силы и средства для обеспечения режима чрезвычайного положения (ст. 16). Четко определены задачи, выполняемые Вооруженными Силами российской Федерации и другими войсками (ст. 17).

В-пятых, значительно повышена роль и место коменданта территории, на которой введено чрезвычайное положение, его права (ст. 18).

В-шестых, определено место и порядок создания объединенных оперативных штабов (ст. 19).

В-седьмых, порядок введения особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, создания временных специальных органов управления территорией и федерального органа (ст.ст. 22, 23, 24, 25).

Во-первых, дается понятие военного положения (ст. 1), определяются цели его введения, период действия, Вооруженные Силы и другие войска и формирования, порядок объявления общей и частичной мобилизации.

Во-вторых, определяются основания (ст. 3) и порядок введения военного положения (ст. 4).

В-третьих, регламентируется режим военного положения и его обеспечение (ст.ст. 5, 6, 7, 8, 9, 10).

В-четвертых, определяются полномочия органов государственной власти в области обеспечения режима военного положения и особенности их функционирования в период действия военного положения (ст.ст. 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17).

В-пятых, определено правовое положение граждан и организаций в период действия военного положения и их ответственность (ст.ст. 18, 19, 20).

Блок федеральных законов, регламентирующих деятельность государственных органов, в том числе органов и подразделений МВД России в особых условиях довольно значителен. В него входят свыше трех десятков федеральных законов, среди которых необходимо назвать:

Руководители органов внутренних дел обязаны знать, что в них, как правило, закреплены основополагающие вопросы организации и функционирования государственных органов, в том числе органов и подразделений МВД России, в особых условиях.

Нормативные акты, регулирующие деятельность государст­венных органов, в том числе органов и подразделений МВД Рос­сии, в особых условиях, различны по юридической природе, вре­мени и сферам действия, адресатам и субъектам, их применяю­щим, характеру, содержанию, направленности и степени регуля­тивного воздействия на решение возникающих задач. Они образуют систему, представленную следующими актами: Конституция Российской Федерации; конституционные и федеральные законы Российской Федерации; международные акты и общепризнанные принципы международного права (подписанные и признаваемые Российской Федерацией); указы Президента Российской Федера­ции; постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; акты министерства внутренних дел; других мини­стерств и ведомств, наделенных по данному вопросу компетенци­ей надведомственности; законные и подзаконные акты органов государственной власти субъектов Российской Фе­дерации и органов местного самоуправления; а также акты спе­циализированных органов по чрезвычайным обстоятельствам и чрезвычайным ситуациям.

Необходимо подчеркнуть, что нормативными актами Россий­ской Федерации в значительной мере урегулированы основопо­лагающие вопросы организации и функционирования органов внутренних дел в особых условиях, в том числе определяющие их место в общегосударственной системе предупреждения данных ситуаций и осуществления действий в особых условиях, компе­тенцию, общие и частные задачи, основные права и обязанности должностных лиц, организационное и ресурсное обеспечение, формирование органов оперативного управления, обеспечение готовности к действиям в особых условиях, а также организаци­онно-тактические приемы и способы действий сил и средств в конкретных чрезвычайных обстоятельствах и чрезвычайных ситуациях.

Вопрос.16.Краткое содержание основных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность ОВД при чрезвычайных обстоятельствах.

Нормативные акты, обеспечивающие (регулирующие) деятельность государственных органов, в том числе органов и подразделений МВД России, в особых условиях, в общем виде образуют систему, которая может быть представлена следующим образом:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Конституционные и федеральные законы.

3. Указы Президента.

4. Постановления Правительства.

5. Акты министерства внутренних дел, других министерств, ведомств, госкомитетов (приказы, наставления, инструкции, уставы, директивы и др.).

6. Законы и подзаконные акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации (положения, постановления и т.д.).

7. Решения специализированных органов по чрезвычайным обстоятельствам и чрезвычайным ситуациям (комиссий по ЧС, ведомственных и межведомственных органов оперативного управления, комендатур и др.).

В рамках этой системы необходимо рассматривать и международные правовые акты, ратифицированные Россией, а также межгосударственные акты суверенных независимых государств бывшего СССР, ратифицированные Россией, оказывающие существенное влияние на Российский нормотворческий процесс.

Основу всех законов, образующих систему законодательных актов, регламентирующих деятельность государственных органов и должностных лиц в особых условиях, является Конституция Российской Федерации
(1993г.).

Второй группой законов, образующих систему законодательных актов, регламентирующих деятельность государственных органов и должностных лиц в особых условиях, являются конституционные и федеральные законы.

Применительно к деятельности органов внутренних дел в особых условиях в соответствии с Конституцией разработаны и приняты два конституционных закона:

Во-вторых, содержание Указа Президента Российской Федерации о введении чрез­вычайного положения (ст. 5) стало более четким, определенным, прозрачным. В нем определяются обстоятельства, послужившие основанием для введения чрез­вычайного положения, дается его обоснование, определяются границы территории, на которой вводится чрез­вычайное положение, силы и средства, обеспечивающие режим чрез­вычайного положения, определяется перечень чрезвычайных мер, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан и организаций, время вступления Указа в силу, срок его действия, должностные лица и государственные органы, ответственные за осуществление определенных мер.

В-третьих, более определенно сформулированы меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения (ст.ст. 11, 12, 13, 14, 15).

В четвертых, более четко определены силы и средства для обеспечения режима чрезвычайного положения (ст. 16). Четко определены задачи, выполняемые Вооруженными Силами российской Федерации и другими войсками (ст. 17).

В-пятых, значительно повышена роль и место коменданта территории, на которой введено чрезвычайное положение, его права (ст. 18).

В-шестых, определено место и порядок создания объединенных оперативных штабов (ст. 19).

В-седьмых, порядок введения особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, создания временных специальных органов управления территорией и федерального органа (ст.ст. 22, 23, 24, 25).

Во-первых, дается понятие военного положения (ст. 1), определяются цели его введения, период действия, Вооруженные Силы и другие войска и формирования, порядок объявления общей и частичной мобилизации.

Во-вторых, определяются основания (ст. 3) и порядок введения военного положения (ст. 4).

В-третьих, регламентируется режим военного положения и его обеспечение (ст.ст. 5, 6, 7, 8, 9, 10).

В-четвертых, определяются полномочия органов государственной власти в области обеспечения режима военного положения и особенности их функционирования в период действия военного положения (ст.ст. 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17).

В-пятых, определено правовое положение граждан и организаций в период действия военного положения и их ответственность (ст.ст. 18, 19, 20).

Блок федеральных законов, регламентирующих деятельность государственных органов, в том числе органов и подразделений МВД России в особых условиях довольно значителен. В него входят свыше трех десятков федеральных законов, среди которых необходимо назвать:

Руководители органов внутренних дел обязаны знать, что в них, как правило, закреплены основополагающие вопросы организации и функционирования государственных органов, в том числе органов и подразделений МВД России, в особых условиях.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

1. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).

2. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

3. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции.

Судебная практика и законодательство — ФЗ О полиции. Статья 3. Правовая основа деятельности полиции

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) (часть 1 статьи 3, часть 1 статьи 4) устанавливает, что правовую основу деятельности полиции, являющейся составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, данный федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).

М.М. и К. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных положений Административного регламента и приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 4 августа 2008 г. N 676 (далее - Приказ N 676) в той мере, в какой они не предусматривают разъяснение сотрудниками органов внутренних дел лицу, отстраняемому от управления транспортным средством, а также в отношении которого проводится освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, прав и обязанностей, предусмотренных частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации, а в отношении понятых, участвующих в административном производстве, прав и обязанностей, предусмотренных статьей 25.7 КоАП РФ, противоречащими статье 3, части 2 статьи 4, статье 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции), нарушающими их права, свободы и законные интересы при управлении транспортными средствами и привлечении к административной ответственности.

положений Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции": части 1 статьи 3, согласно которой правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, данный Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел; а также статьи 28, предусматривающей, что сотрудник полиции имеет право на рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1) и на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом (пункт 17 части 1);

В силу положений части 1 статьи 3 названного федерального закона правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты МВД России.

Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 3, 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", Уставом Учреждения, распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 N 1629-р "О перечне объектов, подлежащих обязательной охране полицией" (далее - распоряжение N 1629-р), Федеральным законом от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране", пунктом 2 Правил организации охраны объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.05.2014 N 410, пришли к выводу об обоснованности требований Прокуратуры, поскольку у ответчика имеется обязанность осуществлять на договорной основе охрану зданий органов прокуратуры, включая физическую охрану объектов истца путем выставления постов.

Исходя из положений части 1 статьи 3 указанного федерального закона правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты МВД России.

части 2 статьи 3, согласно которой полиция в своей деятельности руководствуется законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции;

пункта 11 части 1 статьи 12, согласно которому на полицию возлагается обязанность пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции;

Такими федеральными законами являются данный Федеральный закон, согласно статье 47 которого финансовое обеспечение деятельности полиции, включая гарантии социальной защиты сотрудников полиции, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам полиции, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета (часть 1), а также Федеральный закон "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к которому отсылает Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающий, что правовое регулирование службы в органах внутренних дел осуществляется в том числе в соответствии с Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 1 статьи 3).

1. Регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с:

1) Конституцией Российской Федерации;

2) настоящим Федеральным законом;

3) Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон "О полиции"), Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел;

4) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;

5) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

6) нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

2. В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

3. Если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 3 дополнена частью 4 с 8 декабря 2020 г. - Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

4. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

Читайте также: