Неделя памяти жертв холокоста 2021 план мероприятий в школе

Обновлено: 04.07.2024

Вы будете смеяться. Вы будете плакать. Вы запомните эту историю навсегда…
В музыкальном спектакле Кабаре Терезин оживает подлинная история кабаре концлагеря/гетто Терезиенштадт. Там во время войны находились в заключении литераторы, актеры, музыканты, еврейская интеллигенция Западной Европы. Чтобы преодолеть тяготы лагерной жизни и не пасть духом, узники решают создать кабаре. Настоящее кабаре, где исполняются скетчи и сатирические номера! Кабаре становится излюбленным местом обитателей лагеря. В Терезиенштадт прибывает новая семья: Ильзе Вебер — известная писательница из Праги вместе с мужем и сыном. Они постепенно привыкают к трудностям и тоже начинают выступать на подмостках Кабаре Терезин, где обретают новых друзей — актрису Ханну и режиссера Карела. Вместе с ними приезжает и веселый старик Мендель, не унывающий ни в какой ситуации. Они становятся одной большой семьей: вместе на работу и на редкие, но яркие праздники. Казалось, что жизнь налаживается…

Почетными гостями встречи, как ожидается, станут Юрий Каннер — президент Российского еврейского конгресса; Эйтвидас Баярунас — посол Литовской Республики в РФ; Алекс Бен-Цви — посол Израиля в РФ; д-р Камила Рупейкайте — директор Музея еврейской истории им. Вильнюсского Гаона; Дануте Сельчинская — заведующая отделом увековечивания памяти спасителей евреев Музея еврейской истории им. Виленского Гаона; Ига Макутенене — внучка Праведницы народов мира Софии Бинкене; Кама Гинкас — театральный режиссер, спасенный семьей Софии Бинкене.

Одними из тех, о ком будут говорить участники эфира, станет семья Бинкисов из Каунаса. Сразу девять членов этой семьи были признаны Праведниками народов мира. В годы войны дом Бинкисов стал главным адресом для евреев, бежавших из каунасского гетто: здесь обсуждались планы побегов, готовились поддельные документы. Среди тех, кого спасли Бинкисы, были врач Миронас Гинкас с женой Фрумой Маней и их малолетний сын Кама Гинкас, ставший впоследствии знаменитым театральным режиссером.

Дорогие друзья!

Во многом благодаря масштабным мероприятиям “Недели памяти” трагедия, пережитая нашим народом в годы войны, становится не только известна все большему числу людей, но и воспринимается как общечеловеческое потрясение.

Нам важно, чтобы это было не только официально признано (сам факт учреждения ООН Международного дня памяти жертв Холокоста уже является таким признанием), но и осознано людьми. Принято ими на личном эмоциональном уровне, что называется — сердцем.

Потому что задача “Недели памяти” — больше, чем поминовение уничтоженных в Холокосте, сопереживание бывшим узникам гетто и концлагерей, дань уважения и памяти Праведникам народов мира. Наша цель (и я сейчас говорю о нас как об обществе и даже человечестве) – сделать невозможным повторение подобной трагедии, такого зверства. А этого можно достичь, только если в сознании людей, в их эмоциональном коде укоренится неприемлемость преступления, совершенного нацистами и их пособниками.

Вот для чего мы проводим мероприятия “Недели памяти”. И массовое участие в них россиян, интерес, с которым они к ним относятся, и переживания, которые у них остаются, говорят нам, что мы на верном пути.

В нынешнем году большинство мероприятий “Недели памяти” придется провести в онлайн-режиме, что связано с ограничениями из-за пандемии. Но главные события пройдут вживую (естественно, с соблюдением всех санитарных норм предосторожности). И любой участник мероприятий или зритель онлайн-трансляции сможет внести благотворительное пожертвование.

- ознакомление учащихся с трагедией Холокоста как одним из примеров бесчеловечной политики нацистов; познакомить с историей лагерей Освенцим, Майданек, Дахау и др., как трагической страницей периода Второй мировой войны.

-повышение информационной грамотности учащихся;

– продолжение работы по формированию толерантного сознания и активной позиции нетерпимости к современным проявлениям интолерантности, по воспитанию осознанной гражданской позиции;

-развитие умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию;

- научить понимать важность совместного противостояния таким явлениям, как этнические чистки, расизм и антисемитизм;

– продолжение развития навыков монологической речи, развития коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи.

- Способствовать формированию потребностей знать и помнить исторические события.

- Способствовать формированию уважительного отношения и толерантности к людям разных национальностей.

- .Воспитывать уважительное неравнодушное отношение к окружающим людям, независимо от их национальности и конфессиональной принадлежности.

- Учить учащихся делать выводы, размышлять в рамках обсуждаемой нравственной проблемы

Ход классного часа.

видео- День памяти жертв Холокоста

И.Бауэр, исследователь Холокоста.

Учитель: Сегодня наш классный час посвящён памяти жертв нацизма и героев Сопротивления, жертв Холокоста.

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января Международным днём памяти жертв Холокоста. Именно в этот день в 1945 Красная армия освободила Освенцим – крупнейший фашистский концлагерь, располагавшийся на территории Польши. За 4 года в Аушвице (немецкое название Освенцима) уничтожили более 2 млн.чел.

Учитель обращает внимание на эпиграф.

Холокост - это символ газовых камер, печей сжигающих детей, женщин, стариков, это массовый расстрел невинных мирных людей…

  • Какие же события привели к этой трагедии? Кто в ней повинен? На эти вопросы мы попытаемся с вами найти ответ.
  • Что необходимо сделать, чтобы подобные события больше никогда не повторились?

Учитель: После прихода к власти в январе 1933 Гитлер проводит в Германии последовательную политику государственного антисемитизма. Согласно этой политике австрийцы и немцы были объявлены господствующими, чистокровными расами, остальные же - недочеловеками, годными лишь к обслуживанию арийцев, - славяне, цыгане, евреи и представители многих других национальностей подлежали полному уничтожению. Среди всех народов, обреченных нацистами на физическое истребление, евреи ими были объявлены главным врагом и, по их планам, этот народ надо было уничтожить.

Учитель: Во время Второй мировой войны немецко-фашистское руководство создало широкую сеть различного типа лагерей для содержания военнопленных (как советских, так и граждан других государств) и насильственно угнанных в рабство граждан оккупированных стран. Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них по разным подсчётам от 5 до 7 миллионов – граждане России. Выжили чуть больше миллиона.

Ученик: Бухенвальд — один из крупнейших концентрационных лагерей на территории Германии . Бухенвальд имел 138 концлагерей - филиалов. Заключенных эксплуатировали и владельцы крупных промышленных фирм, чьи предприятия были расположены в районе Бухенвальда. В концлагерях Бухенвальда создаются оружейные фабрики, где в подземных цехах изготовлялись самолеты - снаряды "Фау". Бухенвальд был мужским лагерем. Выучить свой номер на немецком языке узник должен был в течение первых суток. Набор цифр заменял имя. В концлагере содержалось около 240 тысяч человек. 56 тысяч узников погибли.

Ученик: Лагерь Майданек был создан в августе-сентябре 1941 года, был поделён на пять секций, одна из которых была женской. У лагеря было 10 филиалов. В каждую топку закладывали по шесть трупов. Крематорий работал как доменная печь, без остановки, сжигая в среднем 1400 трупов в сутки…Через концлагерь Майданек прошло более миллиона узников. В лагере было уничтожено 360 тысяч человек.

Ученик: В апреле 1940 года был организован лагерь Освенцим (Аушвиц-Биркенау) комплекс немецких концлагерей, располагавшийся на юге Польши, около города Освенцим. Это был огромный концлагерь, располагался рядом с железной дорогой. Лагерь в Освенциме был самым большим концентрационным лагерем для поляков и узников других национальностей, которых гитлеровский фашизм обрекал на постепенное уничтожение голодом, тяжёлой работой, экспериментами, а также на немедленную смерть в результате массовых и индивидуальных казней. С 1942 года лагерь стал крупнейшим центром истребления европейских евреев. Большинство евреев погибло в газовых камерах сразу же после прибытия, без регистрации и обозначения лагерными номерами. Наряду с казнями и газовыми камерами, эффективным средством уничтожения узников была изнурительная работа. За время существования Освенцима в нем погибли, по разным оценкам, от 1.5 до 2.2 миллионов человек.

В лагере широко практиковались медицинские эксперименты и опыты. Изучались действия химических веществ на человеческий организм. Испытывались новейшие фармацевтические препараты. Заключённых искусственно заражали малярией, гепатитом и другими опасными заболеваниями в качестве эксперимента. Нацистские врачи тренировались в проведении хирургических операций на здоровых людях.

Аушвиц-Биркенау был крупнейшим и наиболее долго просуществовавшим из нацистских лагерей уничтожения , поэтому он стал одним из главных символов Холокоста .

Ученик: Саласпилс – концентрационный лагерь на территории, оккупированной нацистами Латвии, получивший печальную известность в мире из-за содержания в нем детей. В лагере мученической смертью погибли около 7 тысяч детей. Тела были частью сожжены, а частью захоронены на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса. Большинство из них подвергались выкачиванию крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали.

Ученик: Когда изможденные люди с больными, замученными детьми загонялись за тройную проволочную ограду концентрационного лагеря, для взрослых, но в особенности для беззащитных детей начиналось мучительное существование, насыщенное до предела тяжкими психическими и физическими истязаниями и издевательствами со стороны немцев и их прислужников. Несмотря на зимнюю стужу, привезенных детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старший из которых не достигал еще 12-ти летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали на холоде по 5-6 суток. Фашисты, выстраивая матерей с детьми, насильно отрывали малюток от несчастных родителей.

Учитель: Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. Грязь, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии приводили к массовой гибели. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие детские трупики, погибших мучительной смертью. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря. Массовую беспрерывную смертность детей вызывали те эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались маленькие мученики Саласпилса.

Видео- Дети в концлагерях

Холокост - что это за слово?

Необычного в нем ничего как будто нет.

Но, а если расшифруешь это слово

Сразу станет страшно почему-то всем.

Что же они сделали такого, и за что сожгли их в лагерях?

Может быть война тому виною или время, как порой твердят.

А ведь им хотелось очень, очень поиграть, с друзьями во дворе.

И побаловаться в школе, и поесть свой завтрак на траве.

Но пришли немецкие солдаты. И отправили детишек в лагеря

Не для отдыха и развлеченья, а для издевательства, и зверств.

Но мы в памяти оставим имена героев навсегда.

И в глазах как слезы засверкают, страшные кровавые слова.

Учитель: В 1945г. немецкий фашизм был побежден. Международный военный трибунал в Нюрнберге в октябре 1946 года назвал гитлеровские концентрационные лагеря одним из позорнейших средств террора по отношению к населению оккупированных стран, а совершенные в них преступления - преступлениями против человечества.

  • В начале классного часа вы видели на слайде высказывание И. Бауэра "Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями".
  • Почему проблема Холокоста сегодня столь актуальна в обществе? Почему мы вспоминаем события тех лет?

Учитель: Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле. Антисемитизм, рост экстремистских настроений продолжаются и в настоящее время. А чтобы не повторились подобные события, которые уносят миллионы невинных жизней, мы должны быть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий. В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости.

Понять причины современного геноцида, остановить возрождающийся фашизм невозможно без знания истории Холокоста. Трагедия Холокоста - это не только часть истории евреев; русского народа, а также это Катастрофа всего человечества, это, в сущности, кризис мировой цивилизации, получивший продолжение в Афганистане, Сирии, Чечне, в терактах по всему миру. И мы не должны об этом забывать, а знание свое обязаны передавать детям и внукам.

Ученик: Все можно сокрушить,

Смести, предать забвенью,

Заасфальтировать и заковать в бетон,

Взорвать собор, как лишнее строенье,

На месте кладбища построить стадион.

Все можно растерять, что собрано веками,

Все может замолчать, расправами грозя,

И только человеческую память

Забетонировать и истребить нельзя.

Учитель. Давайте ребята сделаем из бумаги бабочек, чтобы вокруг нас были только разноцветные бабочки. (изготовление учащимися бабочек из бумаг, оригами)

Учитель. И в завершении, мероприятия хочу вам рассказать «Притчу о бабочке и мудреце.

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

—Всё в твоих руках.

Учитель. Ребята , все в ваших руках! Спасибо за внимание! До свидание!

12 января в 15:30

13 января 14:00 — 15:30

Методический вебинар (в режиме online) по вопросам организации и проведения тематических уроков, приуроченных к Неделе памяти жертв Холокоста
Организатор: кафедра гуманитарного образования Института развития образования Омской области
Спикер: Светлана Тиханкина

15 января в 16:30

18 января в 15:00

19–20 января. Начало в 16:30

21–25 января

21 января

22 января в 10:15 — 11:45

22 января

25–27 января

25–31 января

27–30 января

27–29 января

  • субъект РФ
  • населённый пункт
  • образовательная организация / учреждение культуры / общественная организация и т. д.
  • форма проведения
  • количество участников
  • ответственный

К информации приложить 1-2 фото (не больше).

Вы будете смеяться. Вы будете плакать. Вы запомните эту историю навсегда…
В музыкальном спектакле Кабаре Терезин оживает подлинная история кабаре концлагеря/гетто Терезиенштадт. Там во время войны находились в заключении литераторы, актеры, музыканты, еврейская интеллигенция Западной Европы. Чтобы преодолеть тяготы лагерной жизни и не пасть духом, узники решают создать кабаре. Настоящее кабаре, где исполняются скетчи и сатирические номера! Кабаре становится излюбленным местом обитателей лагеря. В Терезиенштадт прибывает новая семья: Ильзе Вебер — известная писательница из Праги вместе с мужем и сыном. Они постепенно привыкают к трудностям и тоже начинают выступать на подмостках Кабаре Терезин, где обретают новых друзей — актрису Ханну и режиссера Карела. Вместе с ними приезжает и веселый старик Мендель, не унывающий ни в какой ситуации. Они становятся одной большой семьей: вместе на работу и на редкие, но яркие праздники. Казалось, что жизнь налаживается…

Почетными гостями встречи, как ожидается, станут Юрий Каннер — президент Российского еврейского конгресса; Эйтвидас Баярунас — посол Литовской Республики в РФ; Алекс Бен-Цви — посол Израиля в РФ; д-р Камила Рупейкайте — директор Музея еврейской истории им. Вильнюсского Гаона; Дануте Сельчинская — заведующая отделом увековечивания памяти спасителей евреев Музея еврейской истории им. Виленского Гаона; Ига Макутенене — внучка Праведницы народов мира Софии Бинкене; Кама Гинкас — театральный режиссер, спасенный семьей Софии Бинкене.

Одними из тех, о ком будут говорить участники эфира, станет семья Бинкисов из Каунаса. Сразу девять членов этой семьи были признаны Праведниками народов мира. В годы войны дом Бинкисов стал главным адресом для евреев, бежавших из каунасского гетто: здесь обсуждались планы побегов, готовились поддельные документы. Среди тех, кого спасли Бинкисы, были врач Миронас Гинкас с женой Фрумой Маней и их малолетний сын Кама Гинкас, ставший впоследствии знаменитым театральным режиссером.

Дорогие друзья!

Во многом благодаря масштабным мероприятиям “Недели памяти” трагедия, пережитая нашим народом в годы войны, становится не только известна все большему числу людей, но и воспринимается как общечеловеческое потрясение.

Нам важно, чтобы это было не только официально признано (сам факт учреждения ООН Международного дня памяти жертв Холокоста уже является таким признанием), но и осознано людьми. Принято ими на личном эмоциональном уровне, что называется — сердцем.

Потому что задача “Недели памяти” — больше, чем поминовение уничтоженных в Холокосте, сопереживание бывшим узникам гетто и концлагерей, дань уважения и памяти Праведникам народов мира. Наша цель (и я сейчас говорю о нас как об обществе и даже человечестве) – сделать невозможным повторение подобной трагедии, такого зверства. А этого можно достичь, только если в сознании людей, в их эмоциональном коде укоренится неприемлемость преступления, совершенного нацистами и их пособниками.

Вот для чего мы проводим мероприятия “Недели памяти”. И массовое участие в них россиян, интерес, с которым они к ним относятся, и переживания, которые у них остаются, говорят нам, что мы на верном пути.

В нынешнем году большинство мероприятий “Недели памяти” придется провести в онлайн-режиме, что связано с ограничениями из-за пандемии. Но главные события пройдут вживую (естественно, с соблюдением всех санитарных норм предосторожности). И любой участник мероприятий или зритель онлайн-трансляции сможет внести благотворительное пожертвование.

Читайте также: