Закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса кратко

Обновлено: 08.07.2024

Тема 1.3 Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе. Факторы психического развития

1. Рост, созревание и развитие.

2. Основные свойства развития. Виды, формы развития.

3. Закономерности психического развития.

4. Наследственность, среда и активность как факторы развития психики.

5. Понятие ведущей деятельности, ее роль в психическом развитии.

6. Понятие социализации личности. Механизмы и основные институты социализации.

Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствования психической функции или увеличение размеров функциональных возможностей отдельных составляющих или системы в целом (например, физический рост ребенка, рост запаса слов, объёма памяти).

Созревание – это процесс, последовательных предварительно запрограммированных изменений как внешнего вида организма, так и его внутренней сложности, интеграции, организации и функции.

  • – это процесс необратимых, закономерных и направленных по восходящей изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. Развитие - это сочетание и роста, и созревания для реализации единой линии развития. Это многоплановое движение по восходящей линии, которое детерминировано общим эволюционным процессом, конкретными историческими условиями, деятельностью, многообразием отношений, а также взаимообусловлено развитием социальной среды.

Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс, характерной особенностью которого является диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

2. Основные свойства развития. Виды, формы развития.

Основные свойства развития, отличающие его от других изменений: необратимость – способность к накапливанию, надстраиванию изменений; направленность – способность к наличию единой линии развития; закономерность – способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

Виды развития. Биологическое развитие человека – созревание физиологических, сенсорных и двигательных функций организма. На биологическом фундаменте начинают формироваться другие уровни жизни, которые связаны с развитием психики, социальным и духовным развитием.

Социальное развитие – процесс усвоения человеком социальных норм, опыта построения отношений, обусловленный совместной деятельностью и общением. Только во взаимодействии с другими человек формируется как личность, у него развивается самосознание и способность к сознательному поведению.

Духовное развитие – развитие способности человека ощущать взаимосвязь всех людей и формирование на этой основе духовности и нравственности, выражающиеся в гуманном отношении к другим людям, позитивном мировосприятии, доверии себе и безусловном принятии окружающих.

3. Закономерности психического развития.

Развитие обусловлено общим эволюционным процессом, культурно-историческими условиями, деятельностью, многообразием отношений. В целом развитие осуществляется по цепи переходов через кризисы и преодоления противоречий, через временное предвосхищение более высоких способов действия и возвращения на более низший уровень.

Источником развития является общество, именно оно ставит задачи развития, определяет набор деятельности человека и определяет возможности развития человека. При этом природные свойства человека являются органическими предпосылками данного процесса. Психологическими предпосылками развития являются условия восприятия мира и конкретные реакции на взаимодействие с ним.

Движущими силами развития являются противоречия: между возрастными физиологическими и психическими возможностями человека и сложившимся взаимодействием с окружающим миром; между внешней социальной ситуацией развития и внутренней позицией человека: между достигнутым уровнем психического развития и образом жизни.

Развитие представляет собой качественные изменения – появление новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Для него характерны:

• поступательный и направленный характер, когда пройденные уже ступени как бы повторяют известные черты и свойства низших, но на более высоком уровне;

• необратимость, т. е. движение на новом уровне, где реализуются результаты предыдущего развития;

• развитие представляет собой единство борющихся противоположностей, которые являются движущей силой процесса развития. Именно разрешение внутренних противоречий приводит к новому этапу развития.

К основным признакам развития относятся:

• появление новых сторон, новых элементов в развитии;

• перестройка связей между сторонами развития.

Процесс развития ребенка происходит в определенных условиях, в окружении предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. Иными словами, развитие ребенка зависит от социальной ситуации. Социальная ситуация является исходным моментом для всех изменений, происходящих в развитии ребенка на протяжении периода взросления. Она определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Все это и есть условия психологического развития ребенка. Источниками развития являются ведущая деятельность, ведущий тип общения и кризис развития.

Ведущий тип общения – это общение, в результате которого формируются и закрепляются основные черты личности (интеллектуальные, моральные, эмоционально-волевые).

Ведущая деятельность – это деятельность, в результате которой достигаются наибольшие успехи в развитии познавательных процессов и происходит формирование личностных новообразований. В каждом возрасте имеет место свой тип ведущей деятельности.

Основные закономерности психического развития

Сензитивность развития. Периоды, наиболее благоприятные для становления той или иной стороны психики, когда обостряется ее чувствительность копределенного рода воздействиям, называются сензитивными. Функции развиваются наиболее успешно и интенсивно. Таковым для овладения родным языком является возраст с 2 до 5 лет, когда малыш активно расширяет свой словарный запас, усваивает законы грамматики родного языка, переходя в итоге к связной речи.

Дивергентность и конвергентность. Дивергентность состоит в том, что психические функции отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы. Так, память выделяется из восприятия и становится самостоятельной мнемической деятельностью. Конвергенция обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики. В частности, взаимосвязи памяти с речью и мышлением обеспечивают ее интеллектуализацию.

Кумулятивность, предполагающая накопление отдельных показателей, подготавливающих качественные изменения в разных областях психики.

Неустойчивость (пластичность) развития дает возможность для изменения под влиянием каких-либо условий, усвоения различного опыта. Так, родившийся ребенок может овладеть любым языком, независимо от своей национальности, а в соответствии с той речевой средой, в которой он будет воспитываться. Другое проявление пластичности - подражание.

Л.С. Выготский сформулировал законмерности психического развития ребенка:

Детское развитие подчиняется не биологическим законам, а общественно-историческим законам, развитие ребенка происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов поведения и деятельности.

4. Наследственность, среда и активность как факторы развития психики.

Психическое развитие обусловлено влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Факторы психического развития — это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность. Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, то действие фактора среды — в социальных свойствах личности, а действие фактора активности — во взаимодействии двух предшествующих.

Изменение личности от возраста к возрасту протекает в следующих аспектах: физическое, психическое и социальное развитие.

Споры о том, что движет развитием личности, под влиянием каких факторов оно протекает отражаются в нескольких подходах.

Биогенетический подход объясняет развитие как процесс биологического, природного, наследственно запрограммированного созревания, развертывания природных сил. По мере взросления включается та или иная генетическая программа. Развитие ребенка предопределяется врожденными инстинктами, особыми генами сознания, носителями постоянных наследуемых качеств (бихевиоризм, Э. Торндайк). Согласно социогенетическому подходу развитие ребенка определяется его социальным происхождением, принадлежностью к определенной социальной среде. Природные данные составляют основу, возможность для развития, а преобладающее значение имеют социальные факторы, среди которых особую роль имеют обучение и воспитание. Активность самой личности - ее чувства, воля, интересы, деятельность - внутренний фактор развития.

Его образуют врожденные и унаследованные предрасположения — наследственность. От родителей к детям передаются определенне качества и особенности : задатки речи, мышления, деятельности, поведения; физические особенности: внешние расовые признаки, цвет глаз, черты лица, строение нервной системы, обусловливающее характер; специальные задатки для развития одаренности в какой-либо области.

Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Это помимо реалии природного мира реальность культуры. Культура – явление коллективное, исторически обусловленное и сконцентрированное в знаково-символической форме. Каждый человек входит в культуру, присваивая её материальное и духовное воплощение. Поэтому исторически обусловленные реальности существования человека, определяющие его развитие, можно классифицировать так: реальность предметного мира, реальность социального пространства, реальность образно-знаковых систем, природная реальность (Мухина В.С.).

Соотношение обучения и развития

Исследования Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова заложили психологические основы разработки целостной отечественной концепции развивающего обучения, отражающей все четыре ипостаси активного приобщения ребенка к миру: . вхождение в мир природы, мир общечеловеческой культуры, мир значимых других, а также развитие самосознания ребенка.

Активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма — это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности — это уравновешивание организма со средой.

5. Понятие ведущей деятельности, ее роль в психическом развитии.

Кризис новорожденности отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста.

Кризис 1 года — от младенчества к раннему детству.

Кризис 3 лет — это переход от раннего детства к дошкольному возрасту.

Кризис 7 лет является соединительным звеном между дошкольным и школьным воз­растом.

Кризис 13 лет совпадает с пубертатным возрастом –возрастом полового созревания.

При этом общая схема некоторого чередования относительно стабильных и переломных моментов процесса развития остается постоянной.

6. Понятие социализации личности. Механизмы и основные институты социализации.

Социализацию можно определить, как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Процесс социализации является двухсторонним: с одной стороны, это передача обществом индивиду своего опыта, а с другой стороны, это процесс усвоения индивидом общественного опыта. Принято выделять два основных типа социализации:

1) первичная – усвоение норм и ценностей ребенком;

2) вторичная – усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека.

Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Первичные институты социализации – это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты – это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

Процесс социализации состоит из нескольких этапов и стадий.

1. Стадия адаптации (рождение – подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.

2. Появление желания выделить себя среди других – стадия идентификации.

3. Стадия интеграции, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.

4. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.

5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно.

Выделяют пять факторов процесса социализации:

1) биологическая наследственность;

2) физическое окружение;

4) групповой опыт;

5) индивидуальный опыт.

К механизмам социализации относятся: идентификация, обособление, подражание, внушение, социальная фасилитация, конформность, чувство вины и стыда.

Психическое развитие человека – закономерный процесс в рамках общего развития личности и биологического взросления. По мере получения жизненного опыта наше восприятие окружающего меняется, а психика начинает обладать новыми качественными характеристиками.

Человек развивается неравномерно, и данный процесс может проходить то медленнее, то быстрее. Какие факторы влияют на ход нашего развития и в чем его особенности, мы расскажем в сегодняшней статье.

Особенности и механизмы психического развития человека

Развитие психики являет собой процесс созревания и постепенного усложнения психических функций и личности. На это влияет множество факторов, как наследственно-биологических, так и социальных. Научные деятели в области медицины и психологии пришли к выводу, что к пониманию этого процесса ведут два подхода. Первый строится на непрерывности процесса психического развития, другими словами, не существует каких-то этапов ускорения или замедления, связанных с возрастом человека.

Второй подход признается большинством ученых. Его суть: процесс психического развития человека неравномерен, зависит от возраста и социальной обстановки, начинается еще при нахождении в утробе матери и продолжается до самой смерти. На этом основании учёные определили стадии (этапы развития), каждая из них индивидуальна, отлична от другой не только содержанием, но и продолжительностью.

Особенности и механизмы психического развития человека

Говоря об источниках психического развития личности, нужно сделать акцент на трёх составляющих: ведущей деятельности, ведущем типе общения и кризисе развития.

Первый источник представляет собой деятельность, развитие которой отвечает за важнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности человека на конкретном этапе его становления. В определенный возрастной диапазон доминирует отдельный вид деятельности, который меняется со временем.

К примеру, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, именно благодаря ей (в основном) ребенок познаем себя и мир вокруг. В младшем школьном возрасте место игр занимает учебная деятельность, а в подростковый период – общение. Конечно, в какой-то момент (например, период юношеского возраста) ведущих деятельностей может быть несколько (юноши уделяют равное время общению и труду).

Создай жизнь Мечты с проверенными практиками от Марии Самариной

Девушка

ютуб
инстаграм
телеграм

Мы подготовили для тебя документы, которые помогут преобразить все сферы жизни: отношения, финансы, карьеру, здоровье, предназначение.

Это наши проверенные методики, благодаря которым 98% наших учеников отмечают позитивные изменения.

Обычно эти документы доступны только нашим ученикам, мы какое-то время будем раздавать их бесплатно, но очень скоро уберем их из открытого доступа. Скачивай и используй уже сегодня:

Пошаговая инструкция “Как совершить финансовый прорыв”

5 шагов для привлечения денег в жизнь за 2 недели

Руководство “Как построить здоровые отношения”

5 ошибок, которые убивают любовь

Инструкция по поиску своего предназначения

16 вопросов, которые помогут найти свое дело

Чек-лист “Как гарантированно исполнить желание за 30 дней”

7 уроков для достижения жизни Мечты

Ведущая деятельность помогает правильному формированию качественных особенностей психики, которые впервые появляются в определенном возрасте и определяют сознание индивида, его отношение к внутренней и внешней жизни. Кроме того, она помогает в успешном формировании общих (интеллект, активность, креативность и т.п.) и специальных (творческие, волевые и т.п.) способностей личности.

Как начать контролировать эмоции за 6 шагов?

Ведущий тип общения оказывает значительное воздействие на формирование основных положительных качеств субъекта. К типам коммуникации относятся межличностный, межгрупповой, личностно-групповой и т.п.

Кризисы развития возникают из-за разного рода противоречий, проявляющихся в процессе психического развития. Такие периоды хоть и длятся не очень долго, однако несут за собой резкие изменения в психике. Без них невозможно представить адекватное развитие человека.

Взаимосвязанными процессами (главными механизмами развития)

Взаимосвязанными процессами (главными механизмами развития), благодаря которым человек усваивает общественный опыт, являются интериоризация и экстериоризация.

Интериоризация происходит, когда индивид накапливает социальный опыт предыдущих поколений, видя перед собой орудия труда, речи. Внутри него происходит активный процесс, во время которого формируется сознание на основе опыта, который был усвоен при демонстрации. Осуществляется преемственность, и психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств.

Как увеличить доход минимум в 3 раза без достигаторства и впахивания 24/7

Как увеличить доход минимум в 3 раза без достигаторства и впахивания 24/7

Самые действенные практики от Марии Самариной, благодаря которым более 100 000+ человек уже выросли в доходах и исполнили материальные желания

Скачивайте инструкции и видео пока доступ к материалам открыт. Он может заблокироваться в любую минуту!


Мария Самарина




7 причин почему не удается пробить финансовый потолок

Расскажем какие привычки уничтожают ваши ресурсы

pdf иконка

Видео-практика по привлечению денег в свою жизнь

Эффективная медитация по увеличению финансового дохода

Тренажер по поиску истинного предназначения, дающего поток денег

Раскрытие максимального денежного потенциала

pdf иконка

Активирующая практика для расширения способностей

Которая поможет стремительно достигать поставленных целей


Уже скачали 100

Экстериоризация представляет собой обратный процесс, когда объективация внутреннего мира индивида в его деятельности переходит из стадии установки личных мотивов, целей, потребностей на следующий уровень, совершая практические действия по их реализации.

Получается, что внутреннюю психическую деятельность допустимо считать результатом интериоризации внешней предметной деятельности. В то время как внешнюю предметную деятельность можно рассматривать как экстериоризацию внутренней психической деятельности.

5 закономерностей психического развития человека

Существуют следующие закономерности психического развития человека:

  1. Оно происходит неравномерно, так как различные психические функции имеют свои стадии подъёма, стабилизации и спада. Также оно гетерохронно, поскольку существует неравномерность созревания отдельных органов и функциональных систем, достигающих необходимого уровня зрелости в разные возрастные периоды.
  2. Психическое развитие состоит из сложных периодов, во время которых случаются расхождения между временем и степенью развития психических процессов. Это и есть те самые кризисы, однако без этой неустойчивости развития не было бы финального становления.
  3. Закономерностью являются и особые периоды, когда человек находится в наиболее благоприятных условиях для формирования у него каких-либо психологических свойств и видов поведения. Они называются сенситивными.
  4. Оно кумулятивно, другими словами, имеет возможность накапливать количественные изменения, трансформироваться со временем и приводить к качественным преобразованиям в психическом развитии.
  5. Психическое развитие человека имеет две противоречивые тенденции, которые связаны между собой (дивергентность и конвергентность). Первая повышает разнообразие во время процесса психического развития, а вторая усиливает, сближает, синтезирует избирательность.

Факторы, влияющие на психическое развитие человека

Для изучения факторов, которые оказывают серьезное влияние на психическое развитие человека, нужно обратиться к биологическим предпосылкам (иначе, задаткам), которые есть у каждого. Они являются основой возникновения, развития и функционирования психических свойств.

Традиционно на развитие личности воздействуют два главных фактора: биологический (природный) и социальный.

Факторы, влияющие на психическое развитие человека

Под биологическим фактором психического развития индивида понимается наследственность. Именно эта способность позволяет сохранять в потомстве характерные черты вида, передавая свои отличительные признаки и особенности развития.

Что такое эмпатия, и как ее развить


Источником наследственности является генетический аппарат человека, а процесс становления организма запрограммирован генотипом. Именно совокупность генов определяет тип анатомо-физиологической структуры человеческого организма, его морфологические и физиологические признаки, строение нервной системы, принадлежность к определенному полу, характер физического созревания и пр. К слову, финальный результат, к которому приходит человек на том или ином этапе индивидуального развития, не закладывается заранее, а достигается в условиях разнообразия психического развития (функционирование разума, общение, активность и тому подобное).


    Если ты:
  • чувствуешь себя эмоционально истощённой к концу недели (или даже дня);
  • испытываешь постоянное чувство хронической неудовлетворенности, усталости и депрессии;
  • ничему не радуешься.
    Всего 1 час еженедельной перезагрузки позволит тебе:
  • стать эмоционально устойчивой,
  • получить заряд энергии
  • наладить энергообмен с миром.

Приглашение на Субботнюю Перезагрузку действует только до 12 марта 10:00

Введи e-mail, на который придет приглашение:

Под социальным фактором понимается общность элементов среды, с которыми человек сталкивается в период становления личности. Всё зависит от микросоциума (наиболее близкого круга общения, семьи и друзей, например) и от макросоциума (широкого круга взаимодействия, к примеру, СМИ или Интернет).

Возрастные этапы психического развития человека

Конечно, социальный фактор оказывает свое влияние косвенно, через внутренние условия.

Сочетание природных и социальных факторов с возрастными этапами дает новые психологические образования, названные социальной ситуацией развития. Это специфическая система отношений человека с миром вокруг него, которая изменяется при переходе от одного возраста к другому.

Единицей анализа социальной ситуации развития является переживание. Оно отображает, какое влияние в текущий момент оказывает среда на развитие личности. Ведь не секрет, что одна и та же ситуация может переживаться по-разному в разном возрасте и разными людьми. Сравните, как дети из одного класса относятся к полученным оценкам по школьным предметам, а также как относятся к ним выпускники и люди пожилого возраста.

Возрастные этапы психического развития человека

Родители обязательно должны научить ребенка общению с миром вокруг, причем сделать это как можно быстрее. Особое внимание следует уделить упражнениям, направленным на развитие моторики, определение цветов, размеров, форм и прочее.

Этот период длится с одного года и до трех лет. Ведущая деятельность данного периода – манипулятивно-предметная, основанная на желании познать, потрогать всё, что попадает в поле зрения. В ход идет не просто наглядное изучение, но и тактильное (руками, ногами, зубами). Именно в этом возрасте малыш начинает осознавать связь между предметом и его названием, запоминает их, вступает в первые диалоги с родителями, другими взрослыми и сверстниками.

Под социальным фактором

В качестве главных психических новообразований выступает речь и наглядно-действенное мышление. Другими словами, ребенок научится чему-либо, если увидит это и повторит несколько раз за взрослым.

В качестве особенностей данного этапа можно назвать:

В финале этапа раннего детства, как правило, наступает кризис трехлетия. Проявляется он в чрезмерной агрессии ребенка, его непослушании, бесконечных капризах и упрямствах.

Истероидный тип личности: признаки и причины развития

Данный период берет начало в три года, а завершается в семь лет. Ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Именно благодаря ей дошкольники узнают об отношениях в обществе и их последствиях. Также очень активно происходит развитие личностной сферы психического здоровья. В качестве главного возрастного новообразования выступает ярая потребность в общественной значимости и деятельности.

В возрасте 3-7 лет ребенку уже подвластно самостоятельное передвижение (без поддержки взрослых) и общение в социуме, поскольку его речь понятна для остальных.

В качестве особенностей данного этапа выделяется:

  • Понимание конкретной смысловой нагрузки всякого поступка. Если обучить ребенка основам ППД, то он поймет, для чего это требуется.
  • Наиболее успешное усвоение новой информации – через игру.
  • Острая потребность в общении со сверстниками для успешного взаимодействия с ними в будущем.

Этап дошкольного возраста завершается постепенным обретением независимости и ясным пониманием ребенка, что есть поступки и ответственность за них, причинно-следственная связь всего и со всем, полезные и вредные привычки, нормы поведения в обществе и другие важные вещи.

Период младшего школьного возраста начинается в семь лет, а завершается в одиннадцать. Во время него происходят важные изменения в жизни и поведении маленького человека, поскольку начинается обучение в школе, и игра уже отходит на второй план, ее место занимает учеба (именно она является ведущей деятельностью данного периода). Главные возрастные новообразования психики – склонность к произвольности, рефлексия и самоконтроль.

Младший школьный возраст

Младший школьный возраст

Под особенностями подразумевают:

  • Способность сосредотачиваться на чем-то конкретном, когда того требует ситуация (во время урока, например).
  • Овладение навыком планирования (когда делать домашнюю работу, когда пойти гулять с друзьями).
  • Проработка границ собственных знаний и выявление причин, почему, допустим, ему не удалось решение уравнения, чего именно для этого не хватает.

Ребенку в этом возрасте под силу дать оценку тем изменениям, которые произошли с ним. Он может соотнести свои умения в прошлом и настоящем, способен на выстраивание отношений в коллективе, готов подчиняться школьной дисциплине. Мама и папа должны эмоционально поддержать ребенка и пристально следить за его чувствами. Также требуется помочь найти новых друзей среди сверстников, если с этим возникает проблема.

Психология личности: синдром самозванца и что с этим делать

Для некоторых ребят этот этап может пройти абсолютно беспроблемно, особенно если их увлекает только учеба. Подростковый бунт может пройти незаметно. Кризис перенесется на более поздний срок.

Перед старшим поколением ставится серьезная задача – поиск общего языка с подростком и установление прекрасных отношений.

Юношеский возраст

Физическое и психическое развитие человека играют важнейшую роль в его жизни.

Я очень надеюсь, что вам понравится новая статья. Оставляйте свои комментарии, обсуждайте статьи, прямо на сайте подписывайтесь на паблик Вконтакте ImPsi Ψ Психология для ума, где вас будет ждать еще много всего интересного и полезного.

Содержание

Основные закономерности психического развития — это наиболее существенные и общие для всех однотипные изменения психики от рождения человека и до его смерти.

Маркова Аэлита Капитоновна предлагает трактовать эти закономерности как принципы психологии развития и возрастной психологии.

Основные закономерности психического развития:
1. Детерминация возрастного развития как соотношение предпосылок, условий и движущих сил развития.
2. Сензетивность, необратимость, преемственность и индивидуализация психического развития.
3. Неравномерность темпа и отдельных сторон психического развития.

Детерминация возрастного развития

Детерминация психического развития — это факторы психического развития, от которых оно зависит и которыми определяется (т.е. детерминанты).

Факторы психического развития

1 фактор — природные предпосылки психического развития
(Александр Владимирович Запорожец)

  • видовые признаки человека как представители Homo Sapiens (например, мозг человека);
  • некоторые частные биологические признаки, полученные от родителей (например, особенности нервной системы).
  • индивидуальные особенности, которые приобретаются в ходе пренатального развития (это могут быть задатки, определяющие развитие тех или иных способностей).

Основные закономерности психического развития

Период пренатального развития — это период от зачатия до рождения.

Перинатальный период — это период от 28 недели беременности (6 месяцев), включающий период родов и заканчивающийся после 168 часов после рождения (7 дней).

2 фактор — социальная среда как условия развития
(Даниил Борисович Эльконин)

Социальная среда — это:

  • социально-экономическая ситуация, в которой появился на свет и живет человек (т.е. макросреда);
  • ближайшее окружение человека на каждом возрастном этапе (т.е. микросреда).

Макросреда влияет на человека через микросреду.

Социальная среда должна быть:

Обучение и воспитание — это необходимые условия психического развития.

Госпитализм — это совокупность психических и соматических (от греч. soma — тело) нарушений, обусловленных длительным пребыванием ребенка в закрытых учреждениях.

Госпитализм

Отклонения в развитии эмоций у ребенка могут выражаться как в недостаточном их развитии (эмоциональная холодность), так и в чрезмерном развитии отрицательных эмоций.
Пример холодности и замкнутости может возникать в результате развития у ребенка госпитализма и при эмоциональной депривации.

Госпитализм — это синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у малыша вследствие отделения его от матери и ранней его институализации.
Особенно часто госпитализм проявляется в детских домах и домах ребенка, где детям не могут уделять достаточного внимания.

Основные закономерности психического развития

В крайних формах госпитализм может привести к серьезным душевным заболеваниям ребенка (младенческие маразмы и т.п.), хроническому инфицированию, а иногда и к смерти малыша.

Основные закономерности психического развития

В ходе поставленного эксперимента родителя просили прекратить на время общение с ребенком (3 мес), но, продолжая смотреть на малыша, придать своему лицу застывшее или отсутствующее выражение. У младенца это вызывало сначала удивление, затем он пытался повлиять на родителя улыбкой, гулением и двигательной активностью.

Через несколько минут поведение младенцев начинало меняться. Они отворачивались в сторону, начинали сосать палец и выглядели страдающими. Некоторые из детей реагировали на безучастность родителя хныканием, переходящим в непрерывный плач, у кого-то текли слюни и развивалась икота.

Согласно другим исследованиям, дети, потерявшие мать сразу же после рождения, часто вырастают замкнутыми, неконтактными людьми, а лишившись матери в 6-месячном возрасте, проявляют асоциальные черты поведения.

Основные закономерности психического развития

Исследования показали, что одним из важнейших факторов, неблагоприятно влияющих на ребенка, является недостаточность в его жизни эмоциональных и социальных стимулов. Таким образом, стоит подчеркнуть, что ребенку для полноценного развития необходима любовь человека, его ласка.

Малыш должен чувствовать, что он дорог взрослому, что его любят. Ребенок, выросший без любви, как правило, боязлив, хмур, недоверчив. Отсутствие любви в детстве сказывается на всей личности будущего человека.

3 фактор — собственно деятельность человека, прежде всего ведущая
(Алексей Николаевич Леонтьев)

В каждом возрасте человека один из видов деятельности становится главным, ведущим видом. Понятие ведущей деятельности раскрыто в трудах А.Н. Леонтьева.

Основные закономерности психического развития

3 признака ведущей деятельности:

  • деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности;
  • в этой деятельности формируются и перестраиваются познавательные психические процессы;
  • от этой деятельности зависят основные на данном возрастном этапе изменения личности.

Каждая ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для данного возрастного этапа новообразований, а переход от одной ведущей деятельности к другой означает смену возрастного этапа.

Ведущая деятельность человека

ПериодВедущая деятельность
Младенчество (от рождения до года)Общение со взрослыми
Раннее детство (1 — 3 года)Предметно-орудийная деятельность
Дошкольный возраст (3 — 6/7 лет)Ролевая игра
Младший школьный возраст (6/7 — 10/11 лет)Учебная деятельность
Подростковый возраст (11/12 — 15/16 лет)Общение со сверстниками
Юношеский возраст (17 — 23 года)Учебно-профессиональная деятельность
ВзрослостьТрудовая деятельность

4 фактор — противоречия как движущая сила психического развития
(Алексей Николаевич Леонтьев)

Противоречия могут быть следующими:

  • между образом жизни и возможностями человека;
  • между местом в социуме и желанием изменить это место.

Внешние противоречия сами по себе не являются двигателями развития. Развитие происходит только тогда, когда они вступают между собой в борьбу. Если случается так, что противоречия не возникают или не находят разрешение, то появляются отклонения в развитии.

Проблема обучения и развития в возрастной психологии

Лев Семенович Выготский выдвинул идею о ведущей роли обучения в психическом развитии высших психических функций (ВПФ). К ВПФ относятся речь, словесно-логическое мышление, воля, воображение, произвольное внимание, произвольная память. Это все продукты культурно-исторического развития.

Развитие ВПФ происходит из-за овладения 2 видами средств:

  • орудия труда (направлены во внешний мир и преобразуют природу);
  • знаки (направлены на внутренний мир человека и пересматривают психику человека; например, слово).

Овладеть этими 2 видами средств ребенок может только в процессе обучения под руководством взрослых. Поэтому развитие психики не может идти вне обучения. Выготский считал, что обучение является развивающим только тогда, когда оно идет впереди развития и ведет его за собой.

Основные закономерности психического развития

Развивающее обучение базируется на 2 уровнях развития:

1 уровень — низший — уровень актуального развития: уже сложившиеся на данный момент функции. На данном уровне выявляются такие функции по действиям, которые ребенок выполняет самостоятельно.

2 уровень — высший — зона ближайшего развития (ЗБР): те функции, которые находятся в процессе созревания. На данном уровне выявляются такие функции по действиям, которые ребенок выполняет с помощью взрослых.
Величина ЗБР — это потенциальные возможности ребенка, показатель запаса его развития, показатель обучаемости.

У детей с одинаковым уровнем актуального развития может быть разный уровень зоны ближайшего развития. Оценивая развитие ребенка, учитывают его ЗБР. Обучение не должно отрываться от ЗБР. Забегание вперед ЗБР не будет иметь развивающего эффекта.

Сензитивность, необратимость, преемственность и индивидуализация психического развития

Возрастная сензитивность — это наибольшая чувствительность к определенным обучающим воздействиям в определенные возрастные периоды.

В сензитивный период определенные воздействия только тогда могут влиять на развитие, когда психические функции находятся в процессе созревания. Когда они созревают, те же самые воздействия могут оказаться не только нейтральными, но и даже иметь негативный эффект.

Основные закономерности психического развития

Сензитивные периоды совпадают с тем, что Выготский назвал зоной ближайшего развития. Именно сензитивностью вызваны неповторимость и необратимость возрастного развития. Всякий пропущенный сензитивный период приводит к отставанию в развитии.

Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Поэтому, если упущен сенситивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.

Сензитивные периоды можно выделить из новообразований возраста. Таким образом, можно выделить несколько сензитивных периодов.

Сензитивные периоды

ВозрастСензитивный период
1,5 — 3 годаРазвитие речи
3 — 6/7 летРазвитие образных форм познания: восприятия, образной памяти, образного мышления, воображения
5 летПредполагается, что для обучения грамоте
6 летПредполагается, что для обучения чтению

Необратимость психического развития означает, что развитие в онтогенезе однонаправленно. Необратимость не означает неизменности произошедших изменений. Сформировавшиеся функции можно перестроить в контексте другого возраста, но результат будет иным, чем в норме.

Преемственность психического развития означает, что все последние этапы развития связаны с предыдущими. При этом старые структуры и образования не исчезают, а перестраиваются и входят в состав новых.

С преемственностью связана кумулятивность (накопление) развития.
Кумулятивность развития — это накопление в ходе роста психических свойств, качеств, умений, навыков, приводящее к качественным изменениям в их развитии.

Кумулятивность развития означает, что результат развития каждого последующего этапа включается в последний, при этом определенным образом трансформируясь.
Такое накопление изменений подготавливает качественное преобразование в психическом развитии.

Основные закономерности психического развития

Пример кумулятивности — это последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждый последующий вид мышления возникает на базе предыдущего.

Индивидуализация психического развития — это существование возрастных особенностей в индивидуальных вариантах. Индивидуализация в развитии выступает не сразу, не полностью, а изменяется и обогащается от возраста к возрасту.

Индивидуальные варианты развития проявляются:

  • в сроках наступления сензитивности к обучающим воздействиям;
  • в темпе и ритме приближения к зрелости и старости;
  • в разнообразии динамических особенностей, вызванных типом ВНД (высшей нервной деятельности), типом темперамента.

Неравномерность психического развития

Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью.
Гетерохронность
развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций.

Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер.

Основные закономерности психического развития

Неравномерность психического развития проявляется:

  1. В гетерохронности (неодновременность) отдельных сторон психического развития;
  1. В гетерохронности появления индивида и личности в человеке;
  2. В темпе развития.

Гетерохронность отдельных сторон психического развития подразумевает, что разные психические функции изменяются в онтогенезе неравномерно, периоды подъема сменяются периодами спада.

Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы идут впереди, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые отставали, приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Период, когда функция доминирует — это период ее оптимального развития.

В раннем детстве восприятие выдвигается в центр сознания и становится доминирующим психическим процессом. В дошкольном возрасте у детей доминирует память. В младшем школьном — мышление. Остальные функции зависят от доминирующей, как бы обслуживают ее.

Основные закономерности психического развития

Немецкий психолог Эрнст Мейман выявил такую закономерность: чем важнее функция, тем раньше она развивается. Значение функции для жизни, ее востребованность обеспечивает долговечность этой функции.

Гетерохронность появления индивида и личности в человеке подразумевает, что индивид возникает задолго до рождения личности. Личность может деформироваться и даже умереть при сохранном индивиде. И наоборот, индивид может умереть, а как личность продолжать жить (речь идет о наследии известных людей, о которых помнят даже после их смерти).

Неравномерность психического развития проявляется в темпе развития. Это было замечено американским психологом Арнольдом Гезеллом: чем младше ребенок, тем выше темп его развития.
Косвенно на это указывает обмен веществ: до 3 месяцев он составляет 400% уровня обмена веществ взрослых, от 3-6 месяцев — 300%.

Кроме возрастных особенностей есть и половые особенности темпа развития. Девочки обгоняют мальчиков на 2-3 года в психическом и физическом развитии (к концу подросткового возраста). Таким образом, женщины приближаются к зрелости и старости раньше, чем мужчины.

Основные закономерности психического развития

Индивидуальные различия неравномерности психического развития проявляются в акселерации и ретардации.
Ретардация — это замедление развития.
Акселерация — это ускорение развития.

Давайте сравним 1910 и 2010 годы. Рост новорождённых за указанный период увеличился в среднем на 0,5-1 см. Вес малышей стал больше на 200-300 грамм.
Семилетний ребёнок начала XXI века выше своего ровесника из начала прошедшего столетия в среднем на 1,5 см и тяжелее на 500 грамм. Но самые поразительные различия у подростков. Рост современного 13-летнего юноши превосходит аналогичный параметр предка на 10-15 см.

Причины акселерации и ретардации

  • Расширение и сужение круга брачных связей: у родителей разных этнических групп чаще рождаются акселераты, а у родителей-родственников чаще рождаются ретарданты.
  • Влияние на растущий организм дозированных факторов природной среды, при этом мужской организм более чувствителен.
  • Социально обусловленные явления, например, жизнь в мегаполисе, особенности питания, физические нагрузки.
  • Влияние геомагнитной активности: низкая солнечная активность ведет к акселерации, а высокая — к ретардации.

Акселерация и ретардация касаются прежде всего физического развития детей. В младенчестве физическое и психическое развитие неразрывно. Они начинают расходиться в более старшем возрасте.

Детская психология — одно из важнейших направлений современной психологической науки — теснейшим образом связана с общей психологией, раскрывающей природу и закономерности психики человека.

Для решения задач этого пособия нужно знать о сущности психического сознания, об особенностях, закономерностях общей и возрастной психологии.

Важно иметь в виду следующее:

• развитие психики — с самого начала социальный процесс;

• психика развивается в процессе активной деятельности;

• деятельность ребенка по отношению к среде всегда опосредована его отношениями с взрослыми.

При выполнении заданий используются:

• термины, такие как ведущая деятельность, сензитивный период, зона ближайшего развития, госпитализм, факторы и движущие силы психического развития ребенка и др. ;

• теории, раскрывающие суть психического развития.

Овладение терминами поможет найти общие подходы при решении любого типа задач; научит ориентироваться в ситуациях, содержащихся в упражнениях.

Выполнение задач и упражнений способствует уяснению и закреплению знаний об основных методологических принципах исследований, их построении, организации, проведении и интерпретации.

Неравномерность. Чем младше ребенок, тем выше и неравномерные темпы его физического и психического развития. Различные психические функции, свойства и образования развиваются по-разному : каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада.

О неравномерности психического развития судят по темпу, направленности и длительности происходящих изменений. Установлено, что наибольшая интенсивность колебаний в развитии функций приходится на период их высших достижений. Чем больше уровень продуктивности в развитии, тем выраженнее колебательный характер ее возрастной динамики (Е. Ф. Рыбалко).

Динамика развития познавательных функций на протяжении детского, подросткового и юношеского периода такова, что по мере взросления резко уменьшается перепад в развитии функций, но увеличивается частота колебаний. Иначе говоря, сложная система как бы сама себя стабилизирует, поддерживает свою целостность и при этом функции динамично развиваются.

Гетерохронность. Согласно гетерохронности фазы развития отдельных органов и функций не совпадают во времени. Это вызвано особенностями ее структуры, прежде всего неоднородностью элементов.

Немецким педагогом и психологом Э. Мейманом показано: чем нужнее та или иная функция, тем раньше она развивается. Например, ребенок учится ориентироваться в пространстве быстрее, чем во времени.

Неустойчивость развития. Понятие тесно связано с неравномерностью и гетерохронностью. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах развития. В свою очередь, высший уровень устойчивости — динамизм системы — возможен на основе частых мелко амплитудных колебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени разных психических процессов, свойств и функций — с другой.

Таким образом, устойчивость возможна благодаря неустойчивости.

Сензитивность развития. Сензитивные периоды развития — время повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к обучению и воспитанию.

Б. Г. Ананьев понимал сензитивность как временные комплексные характеристики коррелируемых функций, сенсибилизированных к определенному моменту обучения, и как следствие — действия созревания

функций и относительной сформированности сложных действий, обеспечивающих более высокий уровень функционирования мозга.

Сензитивные периоды ограничены во времени. Поэтому если сензитивный период развития той или иной функции упущен, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.

Кумулятивность психического развития. Результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, определенным образом трансформируясь. Такое накопление подготавливает качественные преобразования в психическом развитии. Например, подобным образом происходит последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая его форма возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.

Дивергентность и конвергентность. Две противоречивые и взаимосвязанные тенденции, когда дивергенция — многообразие признаков, появляющихся в процессе психического развития, а конвергенция — сужение многообразия, усиление избирательности.

Ведущие виды деятельности:

До 1 года: непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослыми. Потребность в общении; овладение речью и ходьбой.

От 1 до 3 лет: предметно - манипулятивная. Начало самосознания

От 3 до 6 – 7 лет: игровая, в том числе сюжетно – ролевые игры. Соподчинение мотивов.

От 6 – 7 до 10 - 11 лет: учебная. Произвольность психических процессов; внутренний план действия; рефлексия.

Растущие психические возможности ребенка естественным образом являются источником противоречий в системе взаимоотношений ребенка с взрослыми. Эти противоречия находят свое выражение в несоответствии новых психологических возможностей ребенка старой форме его взаимоотношений с окружающими людьми. В этот момент наступает кризис развития.

Кризис развития как механизм развития — переломный пункт в нормальном течении психического развития ребенка. По словам Л. С. Выготского, он возникает, когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл. Переход к следующему циклу будет обязательно переломным. Сущность каждого кризиса, отмечал ученый, заключается в перестройке внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменении потребностей и побуждений, движущих его поведением.

Кризис развития возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего.

Источником его возникновения выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности.

Лэпбук как средство развития ребёнка

Лэпбук как средство развития ребёнка Федеральный Государственный Образовательный Стандарт побуждает воспитателей искать новые подходы и идеи в своей педагогической деятельности.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Читайте также: