Краеведо туристская деятельность в детском саду

Обновлено: 28.06.2024

Автор: КУзьмина Светлана Анатольевна

Населенный пункт: Забайкальский край, с. Дульдурга

Информационная карта проекта:

Проблема: В современном мире острейшей проблемой времени становится то, что дети стали отказываться от социальной активности в пользу виртуальной. Ребята стали меньше проводить время на улице, почти не играют в подвижные игры. Дети становятся пользователями Интернет сети, меньше общаются лично, отдав предпочтение чатам. В квартирах мало кто из родителей устраивают спортивный уголок для своего ребёнка. Постоянное сидение за компьютером негативно влияет на осанку, мышечную силу, зрение и психическое здоровье ребенка.

Актуальность.

В условиях модернизации дошкольного образования особо остро встает проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Воспитать здорового ребенка, патриота своей страны - одна из важнейших задач современного общества. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки здорового образа жизни, патриотических чувств, нравственные ценности, которые проявятся в старшем возрасте.

В связи с этим особую значимость приобретает реализация развивающих ориентиров в познавательной деятельности дошкольников.

Туристско-краеведческая деятельность дошкольников является важным средством связи с жизнью. Культурной традицией любого народа должно быть получение знаний о том или ином крае, изучение его природы, истории, быта. Краеведческий подход в образовании дает возможность расширять воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для детей не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным посёлком, с его достопримечательностями, дошкольники учатся осознавать себя живущим в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщатся к богатствам национальной и мировой культуры.

Развитие чувства любви к Родине справедливо считали первоосновой воспитания Я.А. Каменский, А.Н. Радищев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Оно объединяет любовь и уважение к народу, ответственность и бережное отношение к его истории и традициям.

Становлению и развитию краеведения в советский период посвятили свои работы педагоги, социальные деятели, краеведы: М.И. Калинин, Н.К. Крупская, А.И. Лазарев, П.И. Рычков, Н.А. Соболева, М.В. Соловьев.

В отечественной педагогике с давних времен (К.Д.Ушинским, Е.А.Флериной, А.П.Усовой, Н.Т. Сакулиной, Б.М. Неменским) лежит главный принцип: воспитывать детей и в семье и в детском саду на близком, родном искусстве того края, где живет человек.

Кроме интеллектуального развития детей, туристические прогулки оказывают положительный, оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды.

Совершенствуются естественные виды движений, и обогащается двигательный опыт, развиваются координационные способности и выносливость.

Следовательно, туристско-краеведческая деятельность дошкольников включает в себя ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный и прикладной.

Цели проекта для детей: Расширение и закрепление знаний детей о родном крае как целостной взаимосвязанной системе; формирование эколого-туристских знаний и умений природопользования;

Цели проекта для педагогов: изучение и внедрение туристско-краеведческой деятельности в образовательный процесс ДОУ.

Задачи:

Обогащать личный опыт положительного, взаимодействия ребенка с природой, достопримечательностями Дульдургинского района, расширять экологически ценные контакты с растительным и животным, объектами природы; Средствами туристско-краеведческой деятельности развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; Познакомить с разными видами туризма. Закрепить навыки и умения работы с планом детского сада, своего села; повторить правила поведения в окружающей среде. Нравственно воспитывать дошкольников, развивая доброе заботливое отношение к природе и людям, своему городу; Способствовать физическому развитию ребенка, его оздоровлению.

Методы:

Поисково-исследовательский метод: самостоятельная работа детей с выполнением различных заданий на экскурсиях;

Метод самореализации через различные творческие дела, участие в различных соревнованиях, экскурсиях;

Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания

Формы работы:

Беседа с использованием иллюстративного и раздаточного материала

Различные игры (спортивные эстафеты по преодолению препятствий)

Викторины, конкурсы, проведение дней здоровья, экскурсионные выходы,

походы выходного дня.

Этапы работы:

1 этап. Установочный

Сентябрь 2018г

При постановке цели определяется и продукт проекта.

Вводит в игровую ситуацию.

Вхождение в проблему.

Вживание в игровую ситуацию.

2 этап Внедренческий

Планирование совместной деятельности,

Сбор и систематизация информации,

Проведение бесед, игр, экскурсий и др.

Выполнение всех необходимых действий, завершающихся созданием продукта проекта.

3 этап Заключительный

Май 2019г

Представление зрителям продукта деятельности.

Ожидаемые результаты:

Сформированы знания о детском туризме;

Знают представителей растений и животных Забайкальского края;

  • умения необходимые туристам в туристическом походе (умение читать карту своей местности; умение ориентироваться по плану села, на макете детского сада). Умение оценивать состояние окружающей среды и здоровья человека.

Привлечение родителей, активно участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в природе и участие в мероприятиях экологической направленности.

Возможные риски

Пути устранения

Отсутствие интереса, желания и времени, возможности помочь со стороны родителей;

Травматизм на экскурсиях;

Неумение родителей взаимодействовать с ребенком для достижения результата

Беседа о правилах поведения на реке, в лесу. Приобретение аптечки

Поиск дополнительных источников финансирования.

Разъяснение приемов взаимодействия

Подбор способов мотивации детей

Расчет бюджета на реализацию проекта составил пятнадцать тысяч рублей: (приобретение туристического снаряжения, аптечки, бумага А 4, листы для ламинирования, ватманы, туристические коврики и т.д.)

Продукт проекта:

- конспекты совместной деятельности, бесед, экскурсий и т.д.

- энциклопедия маленького туриста.

- презентация о проекте.

Пути реализации проекта:

Приложение 1.

Маршрутный лист – Блок № 1

Путешествие по экологической тропе

Экскурсии по детскому саду. (Беседы, встречи с работниками детского сада)

Маршрутный лист – Блок № 2

Маршрутный лист – Блок № 3

Туристические походы на природу

Ознакомление с растительным и животным миром забайкальского края.

Беседы, чтение художественной литературы, просмотр презентаций, викторины.

Маршрутный лист – Блок № 4

Просмотр презентаций, чтение, беседы

Игры: дидактические, сюжетно-ролевые, ориентирование по карте.

Приложение 2.

Перспективный план

Сентябрь

Моё село « (презентация)

Беседа с детьми о своем родном крае

Природа родного края

Природа села Дульдурга в фотографиях местных жителей.

Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней, любовь к своей малой родине.

Мы - туристы

Определение знаний дошкольников о туризме для дальнейшего планирования деятельности.

Октябрь

Мой детский сад

Экскурсия в прачечную. Беседа с работниками прачечной.

- Продолжать знакомить детей с работой мастера по стирке белья,

- уточнить знания о том, что в прачечной стирают, гладят полотенца,

постельное белье; закрепить названия бытовых приборов;

-воспитывать уважение к труду взрослых

Моё село

Экскурсия в районную библиотеку.

Беседы с работниками библиотеки; закреплять знания о бережном отношении к книгам.

Природа родного края

- Продолжать знакомить детей с природой родного края – река Иля.

- Закреплять характерные особенности октября.

- Знакомить с народным праздником Покровом.

Мы - туристы

Ноябрь

Мой детский сад

Экскурсия в русскую горницу.

Продолжать знакомить детей с предметами старинного быта и их названием: печь, ухват, чугунок, прялка, веретено, сундук, рушник, самовар, кокошник, люлька, лапти.

Обогащать словарь пословицами, загадками, старинными словами.

Моё село

Встречи, беседы с работниками парка. Знакомство с профессиями: эколог, лесник, егерь. Воспитывать у детей любовь к своей Родине — России.

Природа родного края

Знакомство с Красной книгой Забайкалья.

Закреплять знания детей об обитателях лесов Забайкальского края.

Закреплять знания детей об осени.

Мы - туристы

Декабрь

Мой детский сад

Экскурсия в медицинский блок. Встреча с медсестрой.

  • детей с профессией медработника детского сада; показать расположение и оборудование медкабинета; познакомить с некоторыми медицинскими принадлежностями и их назначением. Воспитывать уважение к труду медработника. Ознакомить с основами оказания первой медицинской помощи. Моё село

Экскурсии в общественные здания: почта, магазин, музей.

Природа родного края

Закреплять в игре знания детей о растениях, растущих в Забайкальском крае. Закреплять с детьми характерные особенности зимы в нашей местности.

Мы - туристы

Эстафеты соревновательного характера.

Познакомить детей с элементарными туристскими знаками. Учить их изображать на бумаге.

Январь

Мой детский сад

Экскурсия по экологической тропе. Птичья столовая.

- в игровой форме продолжить наблюдения за объектами экологической тропы в зимнее время.

Моё село.

  • о рождественских праздниках, как празднуют Рождество в нашем селе. Познакомить детей с народными праздниками и традициями.

Природа родного края

  • загадок о растениях, животных, птицах, насекомых, обитающих в Забайкалье. Закреплять знания детей о животном и растительном мире в игровой форме;

Повторить знания детей о характерных особенностях зимы Забайкальского края.

Мы - туристы

Ориентирование в пространстве, знакомство с планом.

Учить детей ориентироваться в пространстве (в группе, на территории детского сада); познакомить с планом, учить составлять план.

Февраль

Мой детский сад

Экскурсия на кухню. Беседа с работниками кухни. Продолжать знакомить детей с трудом повара; расширять и закреплять знания о кухонной посуде.

Моё село

Познакомить дошкольников с основными достопримечательностями районного центра.

Природа родного края

Закреплять и расширять знание детей о животных родного края,

Мы - туристы

Закреплять полученные знания о туризме через сюжетно-ролевую игру.

Март

Мой детский сад

  • в центр бурятского быта. Знакомство с бурятским бытом, национальной одеждой, традициями.

Моё село

Познакомить детей с историей возникновения села Дульдурга.

Природа родного края

Экскурсия в парк. Деревья нашего края.

Расширять знания детей о деревьях Забайкальского края.

Мы - туристы

Беседа с воспитанником Мишей Д. о поездке с родителями во Вьетнам.

Продолжать закреплять полученные знания детей о туризме в игре

Апрель

Мой детский сад

Природа родного края

Конкурс на лучшую кормушку

Познакомить с русскими обычаями встречи весны.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Мы - туристы

Экскурсия с родителями на реку Дульдурга.

Продолжать знакомить детей с природой родного края. Закреплять туристические знания на практике.

Май

Мой детский сад

Экскурсия по экологической тропе. Работа в цветнике и приусадебном огороде.

Воспитывать трудолюбие, эстетический вкус. Знакомить с растениями в цветнике.

Моё село

Экскурсия в парк Победы.

Беседа о воинах славы.

Познакомить детей с героями-земляками.

Природа родного края

Закреплять знания детей о живой и неживой природе родного края.

Мы - туристы

Совместный поход с родителями на реку Иля.

Закреплять полученные знания на практике. Воспитывать любовь и бережное

отношение к природе.

Перспективный план – работа с родителями.

Помощь в экскурсии к реке Иля.

Совместный поход с родителями на реку Иля.

Перспективный план – работа с педагогами.

Проведение диагностики по проекту.

Октябрь

Организация экскурсии к реке Иля.

Ноябрь

Создание картотеки загадок.

Январь

Февраль

Приобретение аптечки, которая необходима в туристических походах.

Март

Апрель

Краеведо – туристская работа в детском саду – одна из путей совершенствования воспитательно-образовательной работы детского сада, усиления ее патриотической направленности.

ВложениеРазмер
soderzhanie_i_formy_kraevedo-turistskoy_raboty_v_detskom_sadu.docx 34.23 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание и формы краеведо – туристской работы в детском саду.

Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы повышать физическую подготовленность и одновременно развивать умственные, познавательные способности и готовить их к жизни(3).

Анализ специальной литературы, изучение практического опыта показали, что одним из таких подходов является применение элементов туризма в работе с дошкольниками(1;4). При этом выявлено, что доступные формы туризма используются в детских садах в основном в познавательных и воспитательных целях. Вопросы активизации двигательного режима с использованием средств туризма, позволяющих не только совершенствовать двигательную сферу ребенка, но и формировать его личностные качества, а также расширять информацию об окружающей жизни, не заняли еще должного места в физическом воспитании дошкольников. Это связано с тем, что недостаточно разработано методика использования средств туризма, отсутствуют организационно-методические подходы, позволяющие педагогам применять их в работе с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения(3).

Краеведо – туристская работа в детском саду – одна из путей совершенствования воспитательно-образовательной работы детского сада, усиления ее патриотической направленности. Она позволяет приблизить обучение ребенка к реальной жизни, познакомить его с объектами ближайшего природного и социального окружения, создать запоминающийся образ Родины. Большая Родина всегда начинается с малой – с семьи, двора, детского сада, леса и речки, расположенных рядом. Использование краеведческого материала – важное условие для понимания своеобразия родного края и ступенька к пониманию удаленных от ребенка уголков страны(2).

Целью нашего педагогического исследования является реализация комплексного подхода к развитию ребенка, осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности, формирование краеведо-туристского знания, развитие познавательной и исследовательской деятельности, укрепление здоровья.

Основные задачи исследования:

  • ознакомление с окружающим миром, его достопримечательностями, памятниками и бережного отношения к ней, воспитание патриотических чувств.
  • на примере ближнего природного и социального окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему осознать свое место в нем;
  • средствами краеведо – туристской работы развивать интеллект ребенка, формировать наглядно – образное мышление, творческие способности, самостоятельность, навыки взаимоотношенийсо взрослыми и сверстниками;
  • нравственно воспитывать дошкольников, формировать доброе, заботливое отношение к природе, людям, своему поселку и стране;
  • способствовать физическому развитию ребенка и его оздоровлению;
  • учить ориентироваться в природной и социальной среде обитания.

Формы проведения занятий:

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

  • Беседа с использованием иллюстраций и демонстрацией опытов;
  • Наблюдения за домашними животными, комнатными растениями
  • экскурсии по селу, в мини- музеи в детском саду
  • игры (подвижные, дидактические: головоломки, “Кто это?”, “Что это?”, разрезные и объёмные головоломки и т.д.).

Старшая группа (5-6 лет)

  • Беседа с использованием иллюстративного материала, с демонстрацией опытов, слайдов, диафильмов и видеофильмов,
  • Наблюдения за животными, комнатными растениями, живой природой.
  • Экскурсии по селу, в предприятия, мини-музеи в детском саду, музей школы.
  • Мини походы на природу, по экологической тропинке на природе.
  • игры (спортивные, подвижные, дидактические: головоломки, “Кто это, что это?”, “Третий лишний”, сюжетно-ролевые игры).

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

  • беседа с использованием иллюстративного и раздаточного материала, демонстрацией опытов и использованием технических средств,
  • наблюдения за живой природой (растениями, животными, насекомыми)
  • экскурсии в Музей природы с. Эльгяй, по памятным местам на участках Эльгян, Харыйалах, парк культуры и отдыха, сквер
  • игры (с готовыми правилами: игры-соревнования, игры-состязания “Кто больше назовёт…!”, и “Кто быстрее” и др. , дидактические: разнообразные головоломки, конкурсы; сюжетно-ролевые игры). Практические занятия в помещении и на местности.

Туристско-краеведческая деятельность является одним из важных направлений в обучении детей 6-7 лет. С помощью нее дети могут получить знания об истории, культуре, развитии своего города, области, края. Имея такие знания, у детей формируется желание жить, трудится в своем городе, селе, области, крае, не уезжая в большие города.

В дошкольном возрасте происходит достаточно быстрое развитие интенсивное развитие эмоциональной нравственно-волевой и интеллектуальной сфер личности ребенка. Дети начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Именно поэтому туристско-краеведческая деятельность должна вводится в детском саду – в том возрасте, когда начинается процесс становления ребенка как личности.

Туристско-краеведческая деятельность в детском саду является одним из главных способов передачи детям тех знаний о родном крае, которые способствуют формированию нравственных качеств и воспитанию любви к своей малой родине. Она позволяет понять связи родного города, села, деревни с Родиной, осознать, что твой город – это часть великой страны, историей и культурой которой нужно и должно гордиться и изучать, помогает формировать нравственные понятия и чувства. Туристско-краеведческая деятельность является тем значительным педагогическим средством, способствующим вовлечению детей дошкольного возраста в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его современной жизни.

Педагогический процесс с точки зрения концепции дошкольного воспитания рассматривается как активное приобщение детей к общечеловеческим ценностям. В дошкольном возрасте ребенок получает основы личностной культуры, ее основы, соответствующие общечеловеческим духовным ценностям. В состав основы личностной культуры входит в том числе и ориентировка ребенка в окружающей его природе, в явлениях общественной жизни, предметах, которые созданы руками человека, в явлениях своей жизни и деятельности, в себе самом.

Одним из основных факторов формирования исторического и патриотического сознания детей дошкольного возраста является их ознакомление с историей родного края. Важность развития познавательных интересов детей дошкольного возраста в этой сфере вызвана социальным запросом общества. Дети окажутся приобщенными к культуре родного края, тем больше, чем глубже, полнее, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, культуре, истории, традициях.

Краеведческий подход в воспитании детей содействует реализации основных дидактических принципов педагогики: от простого к сложному, от близкого к далекому, от известного к неизвестному.

При этом необходимо соблюдать следующие условия:

1. «Использовать народный опыт непосредственно в жизни детей (сбор лекарственных трав, работы на садово-огородном участке);

2. Участвовать в краеведческой деятельности детям совместно со взрослыми;

3. Родные, близкие, работники детского сада должны совместно вести работу по усвоению детьми традиционных культурных эталонов;

Основная идея туристско-краеведческой деятельности заключается в формировании у детей 6-7 лет системных знаний по истории и культуре родного края, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.

В основу этой идеи легли следующие дидактические принципы:

1. Принцип историзма.

Этот принцип реализуется путем сохранения хронологической последовательности описываемых явлений и отнесения их к трем временным параметрам: прошлое – настоящее – будущее. Так, если с детьми изучают историю родной местности, города, села (прошлое, то следует знакомить их и с их современным состоянием (настоящее, а также перспективами обновления и развития (будущее). Этот подход обучает детей глубже понимать и осмысливать всю последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, а также содействует тому, что у детей последовательно формируется историческое мышление.

2. Принцип гуманизации.

Этот принцип предполагает то, что педагог со своим умением и опытом может встать на позицию ребенка, может учитывать его точку зрения, его чувства, эмоции, не игнорировать ребенка, а видеть в нем полноправного человека и партнера, а также ориентироваться на общепринятые понятия, такие как: любовь к родине, семье и своему Отечеству.

3. Принцип дифференциации.

Заключается в том, чтобы создать ребенку оптимальные условия для раскрытия потенциала каждого ребенка в процессе освоения им знаний о родном крае. Для этого необходимо учитывать возраст детей, накопленный ими опыт, эмоциональную и познавательную сферу и их особенности.

4. Принцип интегративности.

Предполагает тесное сотрудничество с семьями воспитанников, с социокультурными объектами города: выставками, библиотеками, музеями. Содержание краеведческого материала определяется с учетом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями края.

5. Принцип наглядности.

Заключается в наглядном донесении до детей информации, которая была бы интересна и доступна, это делается путем изготовления пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала.

В процессе формирования основ туристско-краеведческой деятельности ребенок :

- «определяет свою социальную роль в обществе;

- получает определенную систему знаний о связях и взаимозависимостях человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого;

- овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода, народа;

- имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях;

- развивает память, мышление, воображение, расширяет словарный запас;

- приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом;

- развивает самостоятельность, творчество, инициативность;

Важным фактором при ознакомлении детей с родным городом и краем является предметно-развивающая среда, которая позволяет ребенку в определенном предметно-развивающем пространственном окружении приобрести идеалы, овладеть культурой и развить эстетический вкус. Предметно-развивающая среда таким образом выполняет две функции: информационную и развивающую.

Важнейшим условием эффективности и результативности туристско-краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста является понимание их родителями необходимости патриотического воспитания, их помощь воспитателям в этом направлении. Работа с родителями может проходить в форме коллективных обсуждений нюансов проведения будущих экскурсий, прогулок, походов, выработке совместных решений. Прежде всего, следует проинформировать родителей о начале и содержании туристической подготовке детей; дать советы родителям по поддержанию единых требований к режиму дня ребенка, проведению закаливающих мероприятий; дать рекомендации, как подготовить одежду и личное снаряжение ребенка для кратковременных туристских прогулок. Далее следует спланировать содержание и методику подготовительной педагогической работы с детьми. Целью этого этапа работы является создание у детей дошкольного возраста правильного позитивного психологического настроя на новый для них вид деятельности. Перед детьми должна быть поставлена задача как можно лучше подготовиться к предстоящим экскурсиям и прогулкам: больше знать, уметь и быть готовым ко всякого рода трудностям и испытаниям. В связи с этим дети включаются в разнообразную деятельность : познавательную, двигательную, игровую, художественно-творческую.

Основными формами туристско-краеведческой деятельности детей дошкольного возраста является тематическая прогулка, экскурсия, поход. Основным методом воспитания в данном направлении можно отнести игровой, поскольку именно игровые приемы являются основой развития ребенка в дошкольном возрасте, придают эмоциональную окрашенность каждому путешествию в окружающий мир. Основной формой познания окружающего мира является в данном случае наблюдение, а подведение итогов каждого путешествия включает в себя устный рассказ и различные творческие работы: рисунки, лепку, создание фотоотчета, аппликации, конструирование.

Экскурсии и прогулки за пределы детского образовательного учреждения можно проводить, начиная с пятилетнего возраста. В детском саду дети старшей и подготовительной групп обладают повышенной степенью самостоятельности и организованности, это является обязательным условием проведения длительных прогулок за пределами детского учреждения. Здесь речь идет о дошкольном туризме, решающем не только воспитательные и образовательные задачи, а также и оздоровительные задачи, которые совершенствуют двигательные способности детей, и способствуют тому, что дети осваивают простейшие туристские умения и навыки. Для детей старшего дошкольного возраста туристская прогулка является вполне приемлемой и доступной формой организации деятельности детей. Туристские прогулки оказывают ярко выраженный оздоровительный эффект, который получается как следствие разнообразной двигательной активности, а также совместного воздействия на организм ребенка природных факторов : воздуха, солнца, воды. Дети старшего дошкольного возраста при занятиях туристической деятельностью ведут целесообразную двигательную активность, которая им необходима при так называемом двигательном голоде. Если такие туристские прогулки проводятся регулярно, у детей старшего дошкольного возраста активизируется двигательный режим.

Туристскими прогулками может заниматься любой ребенок, если у него отсутствуют серьезные патологии. Туризм это прекрасное средство оздоровления, которое общедоступно и рекомендуется всем взрослым и детям. А универсальность туризма в том, что он всесезонен. Детям старшего дошкольного возраста вполне доступно освоение простейших туристских умений и навыков, значительно обогащающих их двигательную деятельность и закладывающих фундамент для более серьезных занятий туризмом позже в школьные годы. У детей, занимающихся туризмом, появляется первый походный опят и необходимые навыки выживания в природной среде (умение ориентироваться на местности, ставить палатку, тушить костер, оказывать первую помощь пострадавшему). А самое главное, у детей, занимающихся туризмом, формируются качества личности, которые им будут необходимы в дальнейшей жизни это самостоятельность, ответственность, самоорганизация и воля. На развитие всех психических процессов дошкольников, а также внимания, мышления и памяти, оказывает благотворное влияние изучение начальных основ спортивного ориентирования (движение по карте, знание топографических знаков, работа с компасом) .

Туристские прогулки это не только яркие и положительные эмоции, это возможность узнать себя, оценить свои способности, показать свои силы и преодолеть новые препятствия. Туризм, как и любой другой вид спорта, способствует формированию дисциплины и порядка, который необходим ребенку с малых лет, это также возможность интересно и содержательно организовать свой досуг. Если интересно и увлекательно организована туристская прогулка или любая другая двигательная деятельность в природных условиях, у детей возникает интерес заниматься физической культурой, спортом и мотивация вести здоровый образ жизни.

Любая туристская прогулка для детей подготовительной группы начинается с ознакомления их с историей родного города и края. В процессе этого восприятия у детей развивается любознательность, появляются различные вопросы, на которые они со взрослым находят ответы, тем самым формируются мышление, речь, расширяется кругозор и закладывается основа национального самосознания.

Удивительный мир природы воздействует на детей старшего дошкольного возраста своим разнообразием и новизной. У ребенка возникает желание узнать и раскрыть все тайны природы. Педагог должен не упустить возможность помочь ему в этом, обращая внимание на красоту и особенности сезонных изменений. Вместе с воспитателем дети узнают о родном крае, собирают лекарственные травы, помогают исчезающим видам животных. С целью экологического образования детей проводятся туристско-краеведческие прогулки тематического характера. Такая прогулка характеризуется тем, что в нее включена природоохранная работа, дети участвуют в различных экологических акциях. Одним из эффективных методов ознакомления детей с историей родного края и воспитания чувства патриотизма является прогулка по историческим достопримечательностям родного города.

Чувство любви к родной природе - одно из составляющих патриотизма. Именно с воспитания любви к родной природе нужно начинать патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. При этом более важен не объем знаний, а создание ярких образов природных объектов и явлений. Важно, чтобы ребенок полюбил родную природу. Информация, данная воспитателем при знакомстве с городом, селом, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к созидательной деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать, слепить и т. д. то, о чем он только что услышал, увидел; рассказать родителям и друзьям то, что он узнал от воспитателя.

Экскурсия - важная форма туристско-краеведческой деятельности, помогающая педагогу в его воспитательной работе с детьми. Она вызывает интерес у детей и помогает взрослым найти нужную направленность в общении с ними, способствует развитию чувства патриотизма и гордости за свою родину.

Туристско-краеведческая деятельность воспитывает у детей дошкольного возраста уважение, гордость за ту землю, на которой они родились, живут, помогает им полнее, содержательнее, доступнее узнать историю и культуру своей малой родины, а это залог того, что в будущем дети с еще большим вниманием и уважением будут относиться к истории и культуре других народов, т. е. у ребенка формируется такое понятие как толерантность.

На уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира и положительного эмоционального отношения к ним влияют формы, средства, методы и приемы туристско-краеведческой деятельности, а самое главное, формирование детского опыта на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края.

Формирование элементарных представлений у детей 6–7 лет о России как о родной стране, об Иркутской области, о родном городе МБДОУ № 114 Перспективный план Формирование элементарных представлений у детей 6-7 лет о России, как о родной стране, об Иркутской области,.

Игровая деятельность как средство развития представлений о форме предметов у детей 5–6 лет Аннотация: в статье показана эффективность использования дидактических игр в работе по развитию представлений о форме предметов у детей.

ИКТ как средство формирования краеведческих представлений у детей дошкольного возраста В настоящее время воспитание любви к родному краю, родному городу, родной культуре - одна из основных задач воспитания подрастающего поколения.

Психолого-педагогические основы формирования у детей 6–7 лет представлений о родном крае Одна из главных задач, которую можно выделить при формировании у детей патриотического воспитания является любовь к Родине и толерантное.

Сборник дидактических игр как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение.

Краеведческая деятельность как средство социализации и воспитания личности дошкольников Краеведческая деятельность как средство социализации и воспитания личности дошкольников Шарова Ирина Сергеевна, старший воспитатель МБДОУ.

“А воля, а простор, природа, прекрасные
окрестности городка, а эти душистые
овраги и колыхающиеся поля, а розовая
весна и золотистая осень разве не были
нашими воспитателями? Зовите меня
варваром в педагогике, но я вынес из
впечатлений моей жизни глубокое
убеждение, что прекрасный ландшафт
имеет такое огромное воспитательное
влияние на развитие молодой души,
с которым трудно соперничать влиянию
педагога…”
К.Д. Ушинский

Это, так сказать, малая Родина. А если говорить о большой… В нашем представлении Древняя Русь ассоциируется с бескрайними просторами полей, вольным полетом птицы, стремительным бегом коня.

Впечатляющий образ Руси нарисовал поэт Алексей Константинович Толстой.

Край ты мой, родимый край,
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле.
Гой, ты родина моя!
Гой, ты лес дремучий!
Крик полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!

Социально-экономические и политические условия, сложившиеся в нашей стране, реформы российского образования, “информационный бум”, меняют базовые образовательные ориентиры – от “образования на всю жизнь” – “к образованию через всю жизнь”. В связи с этим особую значимость приобретает реализация развивающих ориентиров в познавательной деятельности дошкольников.

Следует подчеркнуть, что реализация современных ориентиров образования возможна только на прочном духовно-нравственном фундаменте, в котором чувство любви к Родине, чувство патриотизма играет ключевую роль. Туристско-краеведческая деятельность дошкольников является важным средством связи с жизнью. Культурной традицией любого народа должно быть получение знаний о том или ином крае, изучение его природы, истории, быта.

Развитие чувства любви к Родине справедливо считали первоосновой воспитания Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, А.Н. Радищев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Оно объединяет любовь и уважение к народу, ответственность и бережное отношение к его истории и традициям. Существенный вклад в развитие краеведения внес К.Д. Ушинский, теоретически обосновавший “родиноведческий принцип” в обучении и воспитании.

Становлению и развитию краеведения в советский период посвятили свои работы педагоги, социальные деятели, краеведы: Л.А. Гольденберг, М.И. Калинин, Н.К. Крупская, А.И. Лазарев, П.И. Рычков, Н.А. Соболева, М.В. Соловьев, В.Н. Татищев, В.Г. Чекан и др.

Но основа краеведения включает не только историю и природу родного края, но и искусство.

По мнению Б.М. Неменского, искусство родного края – тот дои, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства, поэтому свое родное искусство должно быть им остро прочувствовано.

В отечественной педагогике с давних времен (К.Д.Ушинским, Е.А.Флериной, А.П.Усовой, Н.Т. Сакулиной, Б.М. Неменским и др.) проповедуется главный принцип: воспитывать детей и в семье и в детском саду на близком, родном искусстве того края, где живет человек.

Направлением нашей работы мы избрали “Охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения”, что и позволяет нам решению задач оздоровления наших детей. На совещании педагогов дошкольного учреждения средством решения этой проблемы мы избрали туристско-краеведческую деятельность с детьми старшего возраста. Так как наш поселок находится в окружении полей и лесов, целью нашей работы является: научить детей замечать и любить красоту родного края.

Что помогает дошкольнику полюбить свою малую Родину, а в дальнейшем и большую Родину – свою Россию.

А что еще, как не прогулки и экскурсии в природу, туристические походы к природным объектам родного края поможет нам в решении стоящей перед нами задачи. Что в целом составляет туристско-краеведческую деятельность детей дошкольного возраста.

2. Туристско-краеведческая деятельность и ее роль в формировании личности ребенка.

Детей дошкольного возраста часто называют “почемучками”. У них велика потребность в познании, потребность открывать мир, людей, природу. В силу своих возрастных особенностей они всегда готовы откликнуться на все окружающее, новое в жизни.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

В процессе ознакомления дошкольников с родной природой воспитывается бережное отношение к ней. С самого раннего детства ребенок приучается беречь зеленые насаждения на своем участке, на улице, в парке, заботиться о животных, особенно о птицах, которые помогают охранять урожай полей, садов и огородов от вредителей.

Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, собирание грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний. Всю жизнь хранит человек воспоминания о речке, в которой он в детстве купался, о лужайке, на которой он бегал за пестрой бабочкой и собирал цветы. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к родине, воспитывается чувство патриотизма.

Туристические походы, путешествия, экспедиции являются самой доступной и эффективной формой краеведческой работы.

И именно туристско-краеведческая деятельность дает дошкольнику возможность контакта с окружающим миром, убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы, формирует образ Родины.

Коллективные прогулки способствуют формированию детского коллектива, в котором все связаны одной целью, где ребенок чувствует причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит.

Прогулки воспитывают у детей важнейшие нравственные качества, учат налаживать взаимоотношения между членами группы, развивают в каждом ребенке организованность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал логику природы самой доступной наглядной и полезной для ребенка. Природа воздействует на ребенка своей новизной, разнообразием, вызывает восторг, удивление, желание проникнуть в ее тайны.

Мы стараемся в своей работе не упустить возможность обратить внимание наших детей на красоту пейзажа, на особенности сезонных и суточных изменений в природе.

Целенаправленная систематическая работа по охране природы позволяет подключить детей к улучшению экологической проблемы родного поселка и его окрестностей.

С помощью наших воспитателей и родителей, дети узнают о лечебных свойствах растений родного края, участвуют в сборе лекарственных трав, принимают активное участие в изготовлении гербариев, поделок из природного материала.

Наш детский сад в своей работе придерживается принципов парциальной программы на идеях народной педагогики Е.С. Бабуновой “Наш Дом – Южный Урал”.

Работа по ознакомлению детей с историей родного края, является обязательной составной частью наших туристических прогулок, учитывая региональный компонент этой программы. Ребенок получает жизненный опыт в процессе восприятия различных предметов и явлений общественной жизни.

У ребенка расширяется кругозор, развивается любознательность, закладываются основы национального самопознания, формируются первичные представления о традициях и культуре народа.

Кроме интеллектуального развития детей, туристические прогулки оказывают оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды.

Растения, накапливая лучистую энергию солнца, обогащают воздух необходимым для дыхания кислородом. Большинство из них выделяют летучие сильно пахнущие вещества, которые убивают микробов – возбудителей различных болезней. На прогулках и экскурсиях дети вдыхают чистый воздух, наполненный смолистым ароматом деревьев, запахами цветов и трав, что оздоравливает их организм.

Совершенствуются естественные (жизненно важные) виды движений и обогащается двигательный опыт, развиваются координационные способности и выносливость.

Прыгание через встречающиеся канавы и ручейки, взбирание на пригорки делают детей ловкими, бодрыми, жизнерадостными.

Следовательно, туристско-краеведческая деятельность дошкольников включает в себя ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный и прикладной.

3. Содержание, формы и методы туристско-краеведческой деятельности в малокомплектном детском саду.

Туристско-краеведческая деятельность в нашем дошкольном учреждении имеют тесную связь с другими продуктивными видами деятельности детей: аппликацией, рисованием, трудом. Организуя данные виды деятельности с детьми мы решили приобщить дошкольников к декоративно-прикладному искусству Урала.

В своих работах, при изображении природных объектов, дети используют собственные впечатления от прогулок, экскурсий, наблюдений. Это делает работы детей выразительными, эмоциональными, помогает точнее изобразить их.

Также туристско-краеведческая деятельность в нашем детском саду является средством повышения задач оздоровления детей, способствует их физическому развитию, используя и дополняя навыки и умения, полученные на занятиях по физической культуре, проводимые физ.инструктором.

Наш поселок расположен в окружении реки, лесов, полей, а дошкольное учреждение расположено рядом с искусственно созданным водоемом.

Исходя из этого:
цель нашей туристско-краеведческой работы:
– научить ребенка жить в согласии с природой, замечать и любить красоту родного края.

Коллектив нашего дошкольного учреждения поставил перед собой следующие задачи:

  1. Обогащать личный опыт положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, расширять экологически ценные контакты с растительным и животным объектами природы;
  2. Средствами туристско-краеведческой деятельности развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
  3. Нравственно воспитывать дошкольников, развивая доброе заботливое отношение к природе и людям, своему поселку, стране;
  4. Способствовать физическому развитию ребенка, его оздоровлению.

Туризм в детском саду – это большая серьезная игра, внутри которой присутствуют другие игры.

Приобщать детей дошкольного возраста к туризму и краеведению мы начинаем со старшей группы. Программный материал подбираем в соответствии с оздоровительными и познавательными задачами.

То, насколько успешным будет результат нашей туристско-краеведческой деятельности, во многом зависит от регулирования нагрузки во время туристических прогулок.

Длительность туристической прогулки в оба конца без учета двигательной активности на привале должна соответствовать возрастным особенностям детей.

Основные показатели Первая прогулка Последующие прогулки
Длительность, км До 1,5 3,5–4,0
Продолжительность, ч До 1,5 3,5
Время непрерывного движения, мин До 15 25
Продолжительность промежуточного привала, мин Около 10 5 (иногда не проводится)
Вес рюкзака, кг 1,5 1,5

По дороге дети рассматривают цветы, деревья, прислушиваются к пению птиц, стараются уловить запахи природы.

Наша туристско-краеведческая работа предполагает три этапа:

  • Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности в повседневной жизни;
  • Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
  • Развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием ребенка;


Работа первого этапа осуществлялась в основном в игровой форме.

Задачи первого этапа мы решаем через ряд мероприятий, которые проводятся через различные формы:

– проведение тематических физкультурных занятий;
– проведение гимнастики;
– досугов и развлечений.

Предполагаемый результат I этапа:

  • дети подготовлены к участию в походах на 2–3 км.
  • Изучение азбуки туристов и законов леса;
  • Формирование навыков экологического труда.

Работа второго этапа осуществлялась с помощью трудовой деятельности детей.

Задачи второго этапа мы решается следующим образом:

  • Дети изучают туристическое снаряжение, правила укладывания рюкзака;
  • Во время путешествий дети учатся разжигать костер по всем правилам, ставить палатку;
  • Постоянно оказывают помощь в наведении порядка у озера, убирают в специальные мешки, оставленные банки, бумагу, стекло;
  • Учатся лечить растения на поврежденных местах ствола, ветки;
  • Знакомятся с легендами и историей родного края (наведением реки, улиц, памятных мест).

Учитывая особенности детей дошкольного возраста, мы всю работу строим в игровой форме.

В этом помогают праздники: “День Нептуна”, “В гостях у старичка Лесовичка”, “Лесная аптека”, “Зеленая аптека”, с участием любимых сказочных героев детей – лесных обитателей, Водяного, Лешего, Лесовичка, Хозяйки медной горы и др.


Предполагаемые результаты второго этапа:

1. Дети освоили азбуку туриста и законы леса;

2. Дети с большим энтузиазмом очищают экологическую тропу, полянку, сквер, расположенный рядом с детским садом, от посторонних предметов, проявляют заботу о родной природе;

3. У детей бережное и заботливое отношение к природе, дети не пройдут мимо надломленной ветки, обязательно проявят желание “полечить”;

4. Дети рассказывают о своей улице, об истоках названия родного поселка.



  • Освоение маршрута по усложненной местности, с подъемом на гору (находящуюся вблизи плотины).

На третьем этапе ведется работа по развитию познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

1. Сформирован стойкий познавательный интерес. Задают много вопросов, пытаются сами найти ответы;

2. Гуманное отношение к окружающей природе. Дети соблюдают заповеди леса:

  • Не поднимай шума в лесу;
  • Уходя, оставляй место чистым;
  • Не рви растений и т.д.

3. Физическая выносливость. Дети без трудностей преодолевают маршрут длиной 5–6 км.

4. Достаточный объем знаний о растительном и животном мире. Это конкретные представления о системе биологических потребностей человека, животного, растений; знания основных правил поведения человека в экосистеме, обеспечивающих сохранение их целостности.

5. Сформированно эмоциональное восприятие природы.


Тематический план туристско-краеведческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. (Приложение 1)

Словарь терминов. (Приложение 2)

Список используемой литературы. (Приложение 3)

Конспект занятия по краеведению “Путешествие по родному поселку”. (Приложение 4)

Конспект “Праздник Нептуна (на воде). Поход к реке Уй.” (Приложение 5)

Рабочий адрес: г. Екибастуз, ул. Петренко, 9, р. телефон: 76 – 00 – 44

Моя Родина там, где проплывают самые красивые облака….Не земля вообще как планета, а место, где родился и вырос, где светят звезды детства, – именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм формирования знаний о родном крае является краеведческая работа.

Краеведение – это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. Это – сокровище на века, залог нашего суверенитета в глазах других стран и народов.

Цель краеведческо-туристической работы: дать детям дошкольного возраста представления об экологии, истории и культуре родного края, от семьи к более широким понятиям – народ, Родина.

1. Формирование глубоких и системных знаний детей дошкольного возраста об окружающем мире во взаимосвязях и зависимостях.

2. Использование разнообразных методов, средств и форм работы, оказывающих содействие проявлению личностных качеств детей, их задатков, наклонностей и способностей.

3. Совершенствование двигательных умений детей, развитие их физических качеств, создание активного двигательного режима в ясли-саду.

4. Формирование соответствующих туристических умений, привычек самообслуживания и культурно-гигиенических привычек.

Вся работа в данном направлении планируется по туристическо-краеведческим сезонным циклам (времена года) и блокам (разделам). Каждый цикл имеет свои блоки, а каждый блок – свои темы:

  1. Природа вокруг нас.
  2. Мир космоса.
  3. Изучаем историю.
  4. Интересная география.
  5. Отправляемся в поход (обучаемся туризму).

Темы поделены на подтемы – занятия по определенной тематике, которая детально знакомит детей с окружающей средой.

Природа вокруг нас

  • Берем под свою защиту.
  • Путешествие в зеленое царство.
  • Времена года.
  • Водоемы родного края.
  • Растения и животные родного края.
  • Явления природы.
  • Человек и его деятельность в природе.
  • Формирование краеведческих привычек и умений в процессе ознакомления детей с природой родного края.

Мир космоса

  • Космос как межпланетное, межзвездное пространство.
  • Наш адрес во Вселенной.

Изучаем историю

  • Моя семья.
  • Мой детский сад.
  • Мой город – Экибастуз.
  • Моя столица – Астана.
  • Мое государство – Казахстан.

Интересная география.

  • Моя улица.
  • Мой микрорайон.
  • Моя маленькая родина.
  • Картография для дошкольников.

Отправляемся в поход (обучаемся туризму)

  • Законы, правила, традиции туристов.
  • Техника туризма.
  • Порядок походной жизни.
  • Техника ориентирования.
  • Топография для дошкольников.

Все занятия проводятся в игровой форме и направлены на развитие творческой, познавательной и физической активности детей. Темы тесно связаны с жизненным опытом ребенка, объемом его знаний, умений и навыков, а также с вопросами, которые у него возникают в процессе работы. Проведение исследовательской деятельности готовит ребенка к жизни, учит сосуществованию, развивает положительные моральные качества. Вся работа проводится в тесном контакте с семьей, обеспечивая преемственность детского сада и школы.

В формировании экологического мировоззрения, любви и заботливого отношения к природе мы определили три важных составляющих:

1. Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе, формирование познавательного интереса к окружающей среде.

2. Подача детям доступных знаний о природе родного края, причем новые знания они приобретают как результат личных открытий и базируются на ранее сформированных представлениях.

3. Организация практической деятельности детей в природном уголке в детском саду, на приусадебном участке, в степи, в парке, привлечение детей к природоохранной деятельности и общественно полезной работе.

В доступной форме рассказываем детям историю Казахстана, происхождение казахского народа, знакомим с основными историческими фактами и событиями.

Начиная работу по этому блоку с дошкольниками, мы определили основные направления работы:

  • родной язык;
  • фольклор;
  • музыкальное творчество;
  • народная мораль;
  • декоративно-прикладное искусство;
  • история;
  • краеведение.

Изучая с детьми казахский язык, мы учим их ощущать его красоту, напевность, гордиться им. Формируем желание сознательно, с любовью и достоинством общаться на государственном языке, быть его носителем. Широко знакомим детей с деятелями казахской культуры, писателями, поэтами, народными акынами. Рассматриваем портреты, устраиваем литературные вечера. Дети отображают свои знания в игровой деятельности.

Также широко используем фольклор: поем песни, учим считалки, народные игры, обрядовые песни, пословицы и поговорки, загадки, образные выражения.

Во время ознакомления с декоративно-прикладным искусством углубляем знания о народной игрушке, ковроткачестве, керамике, одежде. Привлекаем к декоративному рисованию с использованием элементов казахского орнамента.

Первые познания в истории Казахстана дети приобретают так, что погружение в прошлое осуществляется на фоне современной жизни. Планомерное изучение своего края (краеведение) вызывает у детей любопытство к историческому прошлому – к событиям, которые происходили в стране в древности.

Знакомим детей с историческими местами, памятниками, музеями, учим уважать выдающихся земляков, которые прославили родной город, область, Казахстан, исторических лиц, деятелей образования и культуры, воинов и трудящихся. Эти знания оказывают содействие воспитанию у детей чувства гордости за свою причастность к казахскому народу. Учим уважать государственную символику, рассказываем о некоторых основных событиях из истории Казахстана, Великой Отечественной войны, создания независимого Казахстанского государства.

Кроме проведения тщательно спланированных и организованных прогулок-походов и экскурсий по родному городу, соответствующие представления формируем с помощью бесед и рассказов, дополняя их чтением исторических рассказов, легенд, отрывков из художественных произведений, исторических песен, рассматриванием картин, иллюстраций, слайдов, фотоальбомов, открыток.

Основными формами туристической работы с дошкольниками являются: переходы, походы-прогулки, походы-экскурсии, целевые прогулки, походы в выходной день с участием родителей.

Это большой по объему знаний, умений и навыков раздел. Работа ведется по темам, которые объединяют теоретический и практический материал. Это такие темы как виды туризма, их особенности, снаряжение туриста, правила передвижения и т.п.

Одной из важных сторон подготовки туриста к походу является его теоретическая подготовка: самоконтроль, гигиена, первая помощь. А также охватывает географическую, топографическую, краеведческую, картографическую, экологическую, валеологическую подготовку.

К практической подготовке относится физическая подготовка, воспитание личных качеств, техническая, тактическая, психологическая подготовка.

Важное место в воспитании походного коллектива занимают туристические традиции. Хорошие традиции – это неписаные законы коллектива. Четкое соблюдение моральных законов туристической жизни оказывает содействие объединению походного коллектива, формированию у ее членов высоких моральных качеств, лучшему взаимопониманию.

Основные направления развития краеведческих привычек и умений:

1. Авдеева Н., Князева О., Стеркина Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста: Программа дошкольных образовательных учреждений // Дошкольное воспитание. - №3. - 1997. - С. 32-40; №4. - 1997. - С. 5-13.

2. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М.: Издательство "Российское педагогическое агенство”, 1997.- 132 с.

3. Глазачев С.Н., Грехова Л.И., Сотникова Н.Н. Экологическое образование в опыте работы дошкольных учреждений. (Минераловодский отдел образования: проблемы, поиск, опыт). - М.: Горизонт, Ставрополь: Сервис-школа, 1999. – 156 с.

4. Завьялова Т.П. Методические рекомендации по организации и проведению учебных занятий с использованием подвижных игр в процессе подготовки юных туристов ( из опыта работы). - Тюмень: ТГУ, 1993.

5. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада / Л.А. Каменева, А.К, Матвеева, Л.М. Маневцева и др.; Сост. Л.А. Каменева: Под. ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983 – 207 с.

6. Климова Т., Таранкова Н. Мы открываем мир: Программа экологического образования дошкольников / Дошкольное воспитание, - 1996 №7 - С. 20-25.

7. Королева А.Е., Кученева Г.Г. Экологическая дорожка (авторская программа) / Вестник Ас ЭКО, - 1994- вып. 3-4 - С. 3-7.

8. Мамонова Ю.Н. Программа краеведо-туристской деятельности в детском саду: В сб.: Краеведо-туристская работа с дошкольниками /Материалы научно-практической конференции, 16 февраля 1995. - М: ЭЦДЮТЭ "Родина”, 1995. - С.31-45.

9. Методика ознакомления детей с природой: Учебное пособие для педучилищ / Под. ред. П.Г. Саморуковой - М.: Просвещение, 1991.

10. Методические рекомендации к "Программе воспитания и обучения в детском саду” / Сост. Л.В. Русскова. - М.: Просвещение, 1986 – 400 с.

11. Мир природы и ребёнок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности "Дошкольное образование” / Л.А. Каменева, н.н. Кондратьева; Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Сморуковой. - СПб: АКЦИДЕНТ, 1998. - 319 с.

12. Михайленко Н.Я, Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации. - М.; 1993. – 30 с.

13. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методические пособие для воспитателей детских садов и учителей, - Мн.: "Асар”, 1996. – 128 с.

14. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - 3-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1991. - 160с.

15. Николаева С.Н. Как ребёнка приобщить к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. - М.: Новая школа, 1993. – 64 с.

16. Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников - М.: Новая школа, 1993. – 16 с.

17. Николаева С.Н. Формирование экологической культуры. Старшая группа // Дошкольное воспитание. - 1996 - № 7-9.

18. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева - М.: Просвещение, 1985 – 174 с.

Читайте также: