Научное познание как процесс постижения истины кратко

Обновлено: 04.07.2024

Об истинности предметов спорить бессмысленно. Истинными или ложными могут быть лишь наши суждения, знания о них. Это положение классической или корреспондентной концепции истины.

Наши истинные знания могут характеризоваться через понятия объективности, конкретности, абсолютности и относительности. Итак,

1) любое наше знание, истина всегда объективна по своему содержанию, т.к.к истина – это те знания, которые соответствуют объективному миру. Если же не соответствуют, то это не истина, а потому не объективных истин быть не может.

Надо добавить, что источником заблуждений могут быть и сами объекты, т.к. у них внешние и внутренние свойства могут не совпадать, сущность и явление, форма и содержание и т.д.

2) Истина всегда конкретна, т.к. знаний ни о чем быть не может. Всякое знание – это знание о чем-то.

3) Всякая истинаотносительна, т.к. никакое наше знание не является исчерпывающим. Всегда можно что-то уточнить и дополнить. Во-первых, развивается наша практика, способы познания, развиваемся мы сами. Во-вторых, мир бесконечен в своих проявлениях и развивается.

Некоторые философы преувеличивают момент относительности наших знаний, утверждая, что вообще точных знаний нет, что все знания поэтому – заблуждения. Их называют релятивистами. Релятивизм ведет к агностицизму.

Пример можно найти в стихах Омара Хайяма:

Много лет размышлял я над жизнью земной.

Непонятного нет для меня под луной.

Мне известно, что мне ничего не известно!

Вот последняя правда, открытая мной…

Существуют философы, преувеличивающие момент абсолютности в наших знаниях и считающие поэтому, что знание, которое они имеют – это абсолютная истина на все времена. Их называют догматиками.

Но что мы все-таки понимаем под абсолютной истиной? Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о мире. Такое знание – идеал, к которому мы стремимся. А реальное знание – это противоречивое единство моментов абсолютности и относительности, включающее порой и заблуждения. Такая противоречивость знания – источник его развития.

Концепции истины.

В классической философии сформировались корреспондентная, когерентная и прагматическая концепции истины. Концепции отличаются в основном пониманием критериев истины.

1)Выше мы рассмотрели корреспондентную концепцию истины. Ее истоки уходят к Платону, Аристотелю, Декарту. Истина – это правильное отражение действительности. Этот взгляд развивал и диалектический материализм, критерием истины рассматривая практику.

2) Когерентная концепция истины. Критерием истины считает непротиворечивость знаний. Это важный критерий, но основой базового знания, с которым мы соотносим новое знание, должна быть все же проверенность его практикой на соответствие объекту. Они же не выводят критерий истинного знания за рамки идеальной сферы. Например, Д.Юм усматривал истинность знаний в их соответствии ощущениям субъекта. Кант – в соответствии знаний априорным формам мышления. Гегель считал, что мир – единое целое, поэтому знание об отдельной вещи должно соответствовать системе знаний о мире (тем более, что у него мир- это абсолютная Идея).

3) Еще в античности софисты говорили, что истины нет, поэтому истиной будет то, что тебе выгодно (с выгодой они отождествляли счастье). Сократ же считал, что каждый может иметь свое мнение, но истина для всех должна быть одна.

Однако мнение софистов не кануло в лету, их идеи подхватили прагматики. Прагматики утверждают, что истина – это то, что выгодно, то, что приводит к успеху. Отсюда следует, что истин много (у каждого своя истина). Плюрализм истин.

4) С этой концепцией также связана конвенциональная концепция истины, считающая, что истина есть результат договора между людьми.

В постклассической философии истина лишается объективного статуса. Например, у Кьеркегора истина – это форма психического состояния личности, а неопозитивизме истина – это феномен языкового ряда.

И все же, поскольку мы получаем знание с целью практического его использования, то проверка его практикой необходима.

Практика – целесообразная, чувственно-предметная деятельность человеческого общества, направленная на преобразование объективной действительности. Ее содержанием является труд.

Практика – это вся совокупная общественно-историческая деятельность людей, осуществляемая ими сообща и обеспечивающая их существование и развитие (в отличие от опыта, который всегда индивидуален).

3. Роль практики в познания:

1) практика – основа познания;

2) практика – цель познания;

3) практика – критерий истины. Как критерий истины практика сама противоречива, т.е. и абсолютна (единственный критерий истины) и относительна (т.к сама развивается.

В структуру практики входит:

1) субъект практики (деятельности); 2) цель деятельности; 3) средства деятельности; 4) объект деятельности.

Основные виды практики:

Реальная деятельность представляет собой сочетание этих видов практики, с преобладанием одного из них.

В заключение следует отметить, что долгое время, начиная с разделения труда на умственный и физический, практика, труд считались чем-то низменным, а познание – возвышенным. И никакой связи между ними не видели. Впервые ввели практику в теорию познания Маркс и Энгельс. Определенные догадки были уже и у Гегеля. Дело в том, что в это время (середина 19 века) становится ясно, что знания, прежде всего научные, нужны производству. С другой стороны, производство стало ставить задачи перед наукой. Стала очевидной неразрывная связь теории и практики.

Вопрос № 36

Правильные, верные знания о мире называются истиной.

Об истинности предметов спорить бессмысленно. Истинными или ложными могут быть лишь наши суждения, знания о них. Это положение классической или корреспондентной концепции истины.

Наши истинные знания могут характеризоваться через понятия объективности, конкретности, абсолютности и относительности. Итак,

1) любое наше знание, истина всегда объективна по своему содержанию, т.к.к истина – это те знания, которые соответствуют объективному миру. Если же не соответствуют, то это не истина, а потому не объективных истин быть не может.

Надо добавить, что источником заблуждений могут быть и сами объекты, т.к. у них внешние и внутренние свойства могут не совпадать, сущность и явление, форма и содержание и т.д.

2) Истина всегда конкретна, т.к. знаний ни о чем быть не может. Всякое знание – это знание о чем-то.

3) Всякая истинаотносительна, т.к. никакое наше знание не является исчерпывающим. Всегда можно что-то уточнить и дополнить. Во-первых, развивается наша практика, способы познания, развиваемся мы сами. Во-вторых, мир бесконечен в своих проявлениях и развивается.

Некоторые философы преувеличивают момент относительности наших знаний, утверждая, что вообще точных знаний нет, что все знания поэтому – заблуждения. Их называют релятивистами. Релятивизм ведет к агностицизму.

Пример можно найти в стихах Омара Хайяма:

Много лет размышлял я над жизнью земной.

Непонятного нет для меня под луной.

Мне известно, что мне ничего не известно!

Вот последняя правда, открытая мной…

Существуют философы, преувеличивающие момент абсолютности в наших знаниях и считающие поэтому, что знание, которое они имеют – это абсолютная истина на все времена. Их называют догматиками.

Но что мы все-таки понимаем под абсолютной истиной? Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о мире. Такое знание – идеал, к которому мы стремимся. А реальное знание – это противоречивое единство моментов абсолютности и относительности, включающее порой и заблуждения. Такая противоречивость знания – источник его развития.

Концепции истины.

В классической философии сформировались корреспондентная, когерентная и прагматическая концепции истины. Концепции отличаются в основном пониманием критериев истины.

1)Выше мы рассмотрели корреспондентную концепцию истины. Ее истоки уходят к Платону, Аристотелю, Декарту. Истина – это правильное отражение действительности. Этот взгляд развивал и диалектический материализм, критерием истины рассматривая практику.

2) Когерентная концепция истины. Критерием истины считает непротиворечивость знаний. Это важный критерий, но основой базового знания, с которым мы соотносим новое знание, должна быть все же проверенность его практикой на соответствие объекту. Они же не выводят критерий истинного знания за рамки идеальной сферы. Например, Д.Юм усматривал истинность знаний в их соответствии ощущениям субъекта. Кант – в соответствии знаний априорным формам мышления. Гегель считал, что мир – единое целое, поэтому знание об отдельной вещи должно соответствовать системе знаний о мире (тем более, что у него мир- это абсолютная Идея).

3) Еще в античности софисты говорили, что истины нет, поэтому истиной будет то, что тебе выгодно (с выгодой они отождествляли счастье). Сократ же считал, что каждый может иметь свое мнение, но истина для всех должна быть одна.

Однако мнение софистов не кануло в лету, их идеи подхватили прагматики. Прагматики утверждают, что истина – это то, что выгодно, то, что приводит к успеху. Отсюда следует, что истин много (у каждого своя истина). Плюрализм истин.

4) С этой концепцией также связана конвенциональная концепция истины, считающая, что истина есть результат договора между людьми.

В постклассической философии истина лишается объективного статуса. Например, у Кьеркегора истина – это форма психического состояния личности, а неопозитивизме истина – это феномен языкового ряда.

И все же, поскольку мы получаем знание с целью практического его использования, то проверка его практикой необходима.

Практика – целесообразная, чувственно-предметная деятельность человеческого общества, направленная на преобразование объективной действительности. Ее содержанием является труд.

Практика – это вся совокупная общественно-историческая деятельность людей, осуществляемая ими сообща и обеспечивающая их существование и развитие (в отличие от опыта, который всегда индивидуален).

3. Роль практики в познания:

1) практика – основа познания;

2) практика – цель познания;

3) практика – критерий истины. Как критерий истины практика сама противоречива, т.е. и абсолютна (единственный критерий истины) и относительна (т.к сама развивается.

В структуру практики входит:

1) субъект практики (деятельности); 2) цель деятельности; 3) средства деятельности; 4) объект деятельности.

Основные виды практики:

Реальная деятельность представляет собой сочетание этих видов практики, с преобладанием одного из них.

В заключение следует отметить, что долгое время, начиная с разделения труда на умственный и физический, практика, труд считались чем-то низменным, а познание – возвышенным. И никакой связи между ними не видели. Впервые ввели практику в теорию познания Маркс и Энгельс. Определенные догадки были уже и у Гегеля. Дело в том, что в это время (середина 19 века) становится ясно, что знания, прежде всего научные, нужны производству. С другой стороны, производство стало ставить задачи перед наукой. Стала очевидной неразрывная связь теории и практики.

Вопрос № 36


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Целью любого познания является истина. Проблема определения сущ­ности истины и ее критерия является не только одной из самых древ- них философских проблем, но и, без сомнения, самых острых. Острота проблемы истины определена тем, что именно эта гносеологическая категория является центральной для выяснения мировоззренческой и методологической функций всего философского знания.

Все наше сознание представляет единство объективного содержа­ния и субъективной формы: явлений и сущности объективных предме­тов и процессов и отражений их в ощущениях, восприятиях, представ­лениях (отражение явлений) и понятиях, суждениях, умозаключениях (отражение сущности).

Суждения — форма мысли, и потому они субъективны. Но содер­жание суждений лишь постольку истинно, поскольку соответствует объективной реальности. Именно в этом смысле истина всегда объ­ективна.

В современной философии встречается множество агностических учений, силящихся доказать невозможность достижения в познании объективной истины. Большинство авторов таких учений — субъек­тивные идеалисты, для которых объективная реальность — фантом человеческого сознания. Единственное, с чем имеет дело человек, — факты его собственного сознания. При такой постановке вопроса ис­тина также становится фантомом, и разговоры об объективной истине лишены основания. Упраздняется и весь познавательный процесс.

Существуют и концепции, умеренно агностические. К ним отно­сятся, прежде всего, различные варианты современного релятивизма. Напомним, что релятивизм абсолютизирует изменчивость мира и на этой основе отрицает возможность познать его. Если объективная реальность изменчива, то не может быть устойчивого знания о ней.

Наиболее ярко противоположные подходы к истине проявляются в различных критериях истинности.

Рассмотрим несколько конкретных вариантов критерия истины суждений из тех, которые и сейчас используются в практике, а иногда и в науке, несмотря на то что они содержат явные логические противо­речия и противоречат практике познания и деятельности.

Ясность и отчетливость

Признание большинством

Проверяемость в чувственном опыте

Логичность и доказательность

Выяснение несостоятельности принципа верификации привело пред­ставителей неопозитивизма, прежде всего О. Нейрата (1882-1945) и Р. Карнапа, к созданию концепции когеренции, согласно которой ис­тинным надо признавать высказывание, внутренне логически непро­тиворечивое и не противоречащее другим высказываниям в составе данной теории. Однако такой подход опять (как еще у Декарта) пред­ставляет собой отождествление объективного содержания суждения, с которым и может быть только сопоставлена проблема его истинно­сти, и его формы, логической структуры. Такой подход делает равно- истинными системы Птолемея и Коперника, атомизм Демокрита и со­временную атомную физику.

Практика как критерий истины

Единственный метод, использование которого позволяло еще перво­бытному человеку и позволяет человеку в наше время выяснить, не заблуждается ли он в своих взглядах, — метод практической провер­ки — попытка воплотить свой взгляд на тот или иной процесс в самом этом процессе.

Практика — это чувственно-предметная совместная и целена­правленная деятельность людей по освоению и преобразованию природных и социальных процессов.

Практика включает три основных вида деятельности:

материально-производственный (объект — природные материалы и процессы);

общественно-политический (объект — социальные процессы и от­ношения);

научно-экспериментальный (объект — природные или социальные процессы, изучаемые локально или на моделях). Диалектическое единство объективного и субъективного в едином

процессе человеческой деятельности и познания может быть представ­лено следующей схемой (рис. 16).

Рис. 16. Диалектическое единство объективного и субъективного в процессе человеческой деятельности и познания

Схема раскрывает и основные функции практики в познании.

Ни у кого не вызовет сомнения и то, что от характера деятельности зависит и развитие мышления — логики сознания. Умение искусно и правильно оперировать понятиями дается в процессе деятельнос­ти. При этом не обязательно, чтобы это была деятельность учено­го-экспериментатора. Известно, что сложные практические задачи в строительстве, земледелии, машиностроении успешно решаются людьми, имеющими большой практический опыт и, следовательно, знания и умение их применять в нестандартных ситуациях.

Практика выступает как цель познания. Деятельность человека ста­вит перед ним такие задачи, решение которых необходимо для его дальнейшего существования и развития: новое знание воплощает­ся в новой деятельности, организует и управляет ею. Субъективное воплощается на этом этапе в объективном (С —> О 1 ).

Процесс познания определяет новые цели, являющиеся идеальны­ми моделями будущей деятельности. Цель познания — практичес­кая деятельность.

3. Практика — единственный, проверенный тысячелетиями истории

общества, критерий истинности знания, воплощенного в суждении.

Еще древнекитайский философ Мо-Цзы (479-400 гг. до н. э.) учил, что только высказывания, которые претворяются в деятельнос­ти человека, становятся постоянным знанием.

Процесс практического подтверждения истинности суждений свя­зан с применением различных методов и форм познания, о которых пойдет речь ниже.

Ясно, что не все суждения можно немедленно проверить в прак­тической деятельности. Практика должна созреть до возможности проверить некоторую гипотезу. Например, практическая проверка по­ложений специальной теории относительности А. Эйнштейна (1905) могла быть осуществлена только после изобретения и использования синхротронов, фазотронов, синхрофазотронов и других ускорителей элементарных частиц (около 1944).

В философии нередко возникали теории, стремящиеся абсолю­тизировать либо устойчивость, неизменность мира (родоначальники этой установки — философы Элейской школы Древней Греции), либо, наоборот, упразднить всякую повторяемость, закономерность, связь состояний — абсолютизировать изменчивость (родоначальник — уче­ник Гераклита — Кратил). Онтологические взгляды всегда были и ос­таются основанием гносеологических — теории познания.

Абсолютизация изменчивости мира логично приводила к реляти­визму — утверждению, что все знания человека относительны мгно­венному состоянию какой-то вещи или процесса. Данное состояние стремительно сменяется другим, вследствие чего наше познание по­стоянно и безнадежно отстает от объективной реальности, суждения о ней никогда ей не соответствуют. Таким образом, релятивизм отвер­гает возможность истинности нашего знания и является разновидно­стью агностицизма.

Наше знание действительно никогда не было и не будет абсолют­ной истиной. Это определяется двумя фактами:

познание относительно не только объекту познания, но и по отно­шению к его субъекту

Субъект познания представляет уровень развития данной научной области и всех сопредельных областей. Этот уровень (к тому же, не всегда адекватно представленный конкретным субъектом познания) и определяет относительность полученного знания.

Однако признание относительности любого момента знания не является основанием для агностицизма, или для отрицания объектив­ности истины.

Профессор

Одним из важнейших видов человеческой деятельности является исследование окружающей действительности. Важность познания заключается в том, что именно оно способствует всестороннему развитию человека и совершенствованию условий его жизнедеятельности. Среди всех форм познания высшей считается научная. Разберемся более подробно, что такое научное познание, в чём его особенности и какие виды научного познания существуют.

Что такое научное познание?

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, который способствует появлению у человека вполне конкретных и объективных знаний о природе, человеке и обществе. При этом все полученные знания объединяются и классифицируются в единую систему.

Научное познание является крайне сложным и комплексным процессом воспроизведения этих знаний. Основная цель заключается в получении информации об объективной истине за счет использования определенных приемов и алгоритмов. Главная суть заключается в обнаружении законов различных отраслей деятельности.

Все научное познание опирается на практические исследования, формулируется специальным языком, где используются вполне конкретные термины, символы и схемы. Все утверждения, выстраиваемые в научном познании должны строго опираться на достоверные доказательства, а также формировать конечные логические выводы. На промежуточных этапах допускается выдвижение теорий и гипотез. В целях научного познания требуется использование специального оборудования и приборов.

Особенности научного познания

Научное познание, как одна из форм изучения действительности, определяется следующими характеристиками:

  • Необходимость получения точных и достоверных данных;
  • Наличие доказательной базы и фактов, подтверждающих утверждение;
  • Рациональный и непротиворечивый подход;
  • Возможность проверки результатов;
  • Комплекс систематизированных знаний, изложенных в специальной форме в виде определений и понятий;
  • Демонстрация существенных свойств и объективных законов;
  • Использование специфических методик в ходе осуществления деятельности;

Исходя из подобных свойств, научное познание может быть названо универсальным, поскольку оно позволяет детально рассмотреть любой объект или явление. Однако в таком случае исследование должно проводиться только со стороны системы закономерностей и причин, а также подчиняться определенным логическим цепочкам.

Уровни научного познания

Научное познание может быть отнесено к категории систем, которые находятся в постоянном движении и развитии. Все эти элементы тесно связаны между собой, хоть и обладают определенными различиями. Методики и уровни научного познания во многом определяются эмпирическими и теоретическими свойствами.

1. Эмпирический уровень познания

Этот уровень характеризуется непосредственным изучением объекта, которое направлено на получение комплекса необходимой информации и фактов. После проведения исследований проводится фиксация данных, их последующий анализ и систематизация.

Выделяются следующие формы эмпирического познания:

  • Научный факт. Подразумевает некоторое отражение объективного факта в человеческом сознании, то есть, требуется использование некоторого языка для описания;
  • Эмпирический закон. Формирование конкретной устойчивой и объективной связи между конкретными явлениями и процессами.

На эмпирическом уровне познания используются особенные методики. Сред них можно выделить следующие:

  • Наблюдение. Под наблюдением подразумевается организованное восприятие объектов с конкретной целью. В ходе наблюдения должны формироваться объективные результаты, которые не будут зависеть от воли, стремлений и желаний субъекта.
  • Эксперимент – активный способ воздействия на происходящие события и явления с целью изучения. В ходе эксперимента человек производит вмешательство в естественное течение процесса с целью получения определенных результатов. Все полученные результаты должны быть обязательно зафиксированы.
  • Измерение – процесс получения численных величин конкретного явления;
  • Классификация – методика разделения объектов или явлений по группам на основе их свойств;
  • Систематизация – методика определения отношений между различными факторами и явлениями.
  • Сравнение – сопоставление основного перечня признаков двух объектов или явлений.

2. Теоретический уровень познания

На теоретическом уровне происходит более глубокое изучение конкретного объекта, поскольку основной целью является получение некоторой фундаментальной информации о закономерностях протекания явления или свойствах конкретного объекта.

Выделяются следующие формы теоретического познания:

  • Проблема – перечень вопросов и суждений, которые требуют ответа и подтверждения. Проблема возникает в случае появления противоречия между введенными до этого определениями;
  • Гипотеза – научное предположение, цель которого – формирование определения, позволяющего описать поведение явления или объекта. Любая гипотеза требует научного обоснования и экспериментальной проверки.
  • Теория – наиболее детальная и полная форма научного знания, поскольку дает полноценное представление о закономерностях связей явления.

В ходе теоретического научного познания используются следующие методы:

  • Единение между историческими фактами и логическими размышлениями. Подобный подход используется для формирования наиболее полной научной картины и представления.
  • Переход от конкретики к абстракции. Данный метод используется для мысленного воспроизведения целостного объекта.
  • Формализация. Позволяет провести сопоставления объектов и процессов на различных уровнях, а также сформировать их закономерности.
  • Математизация. Использование математических способов измерения с целью присвоения объектам и их характеристикам конкретных числовых значений. За счет внедрения чисел становится возможным использование численных методов, что существенно упрощает моделирование системы и расчетов.

Между эмпирическими и теоретическими методами есть тесная связь, поскольку каждый из них требует обязательной проверки и обоснования. Для получения достоверных научных знаний требуется тесное использование каждой из методик.

Методы научного познания

Под научным методом подразумевается комплекс правил, приемов и принципов, который позволяет получить наиболее полное представление об объекте, его характеристиках и свойствах.

К общенаучным методам исследования относятся:

  • Анализ – проведение подробного изучения отдельных компонентов объекта изучения;
  • Синтез – выделение конкретных связей между отдельными компонентами, выделенными на этапе анализа; – полный переход от общего знания к частному;
  • Индукция – обратный процесс, подразумевает переход от частного знания к общему;
  • Аналогия – формирование гипотезы о сходстве части свойств двух объектов на основе эквивалентности других их свойств;
  • Моделирование – воспроизведение определенной частицы признаков объектов с рядом допущений, которые оставляют поведение модели реалистичным;
  • Абстрагирование – мысленное выделение определенной части признаков предмета.
  • Идеализация – создание комплекса абстрактных объектов, которые не соответствуют действительности;
  • Сравнение – проведение сопоставления характеристик двух объектов;
  • Обобщение – проведение слияния отдельных объектов в ходе изучения.

На текущий момент основной задачей научного познания является создание комплексной и целостной картины мира, а также всего происходящего в нем. В рамках научного познания происходит объединение знаний и живых и неживых объектах природы, о человеке и обществе. В ходе исследований также учитываются все социокультурные особенности современного общества.

Как результат, в ходе научного познания формируются конкретные систематизированные сведения о том или ином объекте, явлении или процессе окружающего мира. Универсальность научного познания заключается в применимости подхода к абсолютно любому объекту окружающего мира, в том числе и невещественному.

Ключевыми принципами научного познания являются:

  • Объективность. Ни одно мнение не может считаться более авторитетным при поиске ответа;
  • Обобщение – объединение ряда характеристик в общее основание;
  • Соответствие полноты обоснования – все выдвинутые гипотезы и суждения должны быть проверены теоретически и практически;
  • Системность – все объекты должны рассматриваться в рамках какой-либо системы, либо как система;
  • Критичность – любой факт может быть оспорен или опровергнут;
  • Единство анализа и синтеза – изучения требуют все стороны конкретного изучаемого предмета;
  • Причинность – использование методов документальной и экспериментальной проверки для установления взаимосвязей;
  • Проверяемость – факт будет признан достоверным только в том случае, если он был произведен любое количество раз другими исследователями.

Немаловажным вопросом является рассмотрение критериев научного познания, поскольку именно они позволяют провести границу между наукой и псевдонаукой. Выделяются следующие критерии:

  • простота — в процессе познания используется минимальный набор необходимых средств и алгоритмов, позволяющих прийти к решению за минимальное количество действий;
  • когерентность — полученные результаты должны стать частью уже имеющихся знаний и не должны противоречить им;
  • эвристичность — результаты работ должны быть направлены на совершенствование и дальнейшее развитие науки, создавать фундамент для получения новых знаний;

Именно эти принципы и определяют современное научное познание.

Заключение

Стоит понимать, что научное и ненаучное познание являются крайне взаимосвязанными понятиями. Одно невозможно без второго, поскольку они взаимно дополняют друг друга и формируют основы для развития более глубокого понимания в каждом из направлений.

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: "Научное познание: методы научного познания, его уровни, особенности, формы и виды." из раздела кодификатора (1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки)

Содержание:

  • 6-06-2020, 01:37
  • ЕГЭ по обществознанию / Человек и общество ЕГЭ
  • pushkin
  • 77 862
  • 0

↑ Научное познание. Особенности научного познания

Наука направлена на изучение окружающего мира, действительности, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей. Целью научного познания является объективная истина, те. истина, которая не зависит от интересов и воли познающего.

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания:

  • стремление к получению достоверных знаний;
  • строгая доказанность научных фактов;
  • рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
  • проверяемость;
  • большая система научных знаний, которая изложена в определенных терминах, понятиях, теориях и гипотезах;
  • отражение существенных свойства и объективных законов;
  • формирование в ходе профессиональной деятельности ученых, осуществляемой с помощью специфических методов;
  • использование специальных материальных средств, таких как приборы, инструменты и другое научное оборудование.

Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире - будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

↑ Уровни и формы научного познания

Научное познание также состоит из двух уровней - эмпирического и теоретического, которые в своей основе зависят от научных фактов.

Уровни научного познания. Методы научного познания

Эмпирический или практический уровень (выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей).

Формы научного познания:

Научный факт (от лат. — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.

Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Теоретический уровень (выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых внутренних связей и отношений)

Формы научного познания:

Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа (бывают теоретические и практические).

Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для её разрешения.

Гипотеза — это научное предположение о каких-либо свойствах, качествах объекта, характеристиках и закономерностях процессов или явлений окружающего мира.

  • превращаются в теории
  • уточняются и конкретизируются
  • отбрасываются как заблуждения
  • Исходные основания: фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т.п.
  • Идеализированный объект данной теории.
  • Логика и методология, применяемые для построения теории.
  • Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории.
  • Ключевой элемент любой теории — закон, поэтому её можно рассматривать как систему законов.

↑ Методы научного познания

Методы научного познания: наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение.

Универсальные: анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация.

Метод (от гр. — путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).

Характеристики научного метода: строгость и объективность.

Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.

Наблюдение - целенаправленный и постоянный контроль исследуемого объекта, при этом объект может быть как элементом живой, так и неживой природы.

С помощью метода наблюдения познаются и открываются новые факты об окружающем мире. Эти факты образуют первичную научную информацию, которая впоследствии помогает объяснить многие процессы и явления, происходящие в природе. Результаты данного метода будут зависеть не только от познаваемого объекта, но и от уровня знаний и опыта исследующего.

Эксперимент - это метод научного познания, при котором исследователь создает при помощи научного оборудования искусственную среду или ситуацию, тем самым воздействуя на объект, для определения и выявления необходимых качеств, характеристик или свойств данного объекта.

Эксперимент представляет собой довольно глубокий, комплексный, действенный и результативный практический метод познания. Его отличительными особенностями является то, что исследователь способен изменить ход эксперимента, его условия, а при необходимости и остановить его. Различают естественный эксперимент (происходит в естественных условиях) и лабораторный (происходит в искусственных условиях).

Любой эксперимент может быть проведен как с натуральным, естественным объектом, так и с его макетом, искусственным заменителем. В основном это происходит тогда, когда изучение объекта в его естественной среде невозможно по какой-либо причине, как, например, исследование атмосферных явлений, комет и мн. др. Создание таких моделей называется моделированием.

Моделирование — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п.

Измерение — это исследование, которое заключается в определении числового значения качеств, свойств и характеристик объекта, путем сравнения его с общепринятым стандартом или единицей измерения, таких как, метр, грамм, литр и т п.

Все результаты, полученные в ходе эксперимента, наблюдения и измерений записываются с помощью знаковых символов, формул, схем, диаграмм, таблиц - этот метод получил название научного описания .

С помощью него составляются научные картины мира, теории, гипотезы - это своеобразный научный язык. Далее все описания синтезируются в теорию.

К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.

Анализ - процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.

Синтез - процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.

Познание не может сделать действительного шага вперёд, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности; связь анализа и синтеза — органическая, внутренне необходимая.

Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процессе познания.

Индукция - путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.

Дедукция - доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.

Универсальным методом научного познания является аналогия — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.

Абстракция (от лат. — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.

К теоретическим методам научного познания принадлежит единство исторического и логического.

Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.

Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от конкретного к абстрактному.

Формализация (от лат. — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.

Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоёмкой работы с объектами действовать с числами по определённым математическим правилам. Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс.

Название: Концепции современного естествознания

Жанр: Культурология


2.1. естественно-научное познание - процесс постижения истины

Несмотря на индивидуальность решения научных задач, можно назвать вполне определенные правила научного познания действительности:

– ничего не принимать за истинное, что не представляется ясным и отчетливым;

– трудные вопросы делить на столько частей, сколько нужно для их разрешения; начинать исследование с самых простых и удобныхдля познания вещей и восходить постепенно к познанию трудных и сложных;

– останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание, чтобы быть уверенным, что ничего не опущено.

Данные правила впервые сформулировал Рене Декарт (1596–1650), выдающийся французский философ, математик, физик и физиолог. Они составляют сущность метода Декарта, который в одинаковой мере применим для получения как естественно-научных, так и гуманитарных знаний.

Достоверность научных знаний

Среди ученых всегда возникал и возникает вопрос: в какой мере можно доверять научным результатам, т. е. вопрос о достоверности научных результатов и качестве работы ученого. Приходится констатировать, что научная продукция на своем пути к истине переполнена ошибочными результатами. Ошибочными не в том объективном смысле, что некоторые утверждения и представления со временем дополняются, уточняются и уступают место новым и что все естественно-научные экспериментальные результаты сопровождаются вполне определенной абсолютной ошибкой, а в гораздо более простом смысле, когда ошибочные формулы, неверные доказательства, несоответствие фундаментальным законам естествознания и т. п. приводят к неправильным результатам.

Существующие способы контроля научной продукции малоэффективны, и для науки контроль, в сущности, не нужен. Он нужен обществу, государству, чтобы не тратить деньги на бесполезную работу исследователей. Большое количество ошибок в научной продукции говорит о том, что приближение к научной истине – сложный и трудоемкий процесс, требующий объединения усилий многих ученых в течение длительного времени. Около двадцати веков отделяют законы статики от правильно сформулированных законов динамики. Всего лишь на десятке страниц школьного учебника умещается то, что добывалось в течение двадцати веков. Действительно, истина гораздо дороже жемчуга.

Истина - предмет познания

Подводя итог, сформируем три основных положения теории естественно-научного познания:

1. в основе естественно-научного познания лежит причинно-следственная связь;

2. истинность естественно-научных знаний подтверждается экспериментом, опытом (критерий истины);

3. любое естественно-научное знание относительно.

Вторая стадия познания заключается в проведении эксперимента и опыта. Естественно-научная истина – это объективное содержание результатов эксперимента и опыта. Критерий естественно-научной истины – эксперимент, опыт. Эксперимент и опыт – высшая инстанция для естествоиспытателей: их приговор не подлежит пересмотру.

Содержание

Читать: Аннотация
Читать: Предисловие
Читать: Часть i. естествознание и современный мир
Читать: Глава i. естествознание и окружающий мир
Читать: 1.1. роль естествознания в формировании профессиональных знаний
Читать: 1.2. естествознание в изменяющемся мире
Читать: 1.3. фундаментальные и прикладные проблемы естествознания
Читать: 1.4. естествознание и математика
Читать: 1.5. развитие естествознания и антинаучные тенденции
Читать: 1.6. естествознание и нравственность
Читать: 1.7. рациональная и реальная картина мира
Читать: 1.8. естественно-научные и религиозные знания
Читать: Контрольные вопросы
Читать: Глава ii. естественно-научное познание окружающего мира
Читать: 2.1. естественно-научное познание - процесс постижения истины
Читать: 2.2. формы естественно-научного познания
Читать: 2.3. методы и приемы естественно-научных исследований
Читать: 2.4. научное открытие и доказательство
Читать: 2.5. эксперимент - основа естествознания
Читать: 2.6. современные средства естественно-научных исследований
Читать: 2.7. важнейшие достижения современного естествознания
Читать: Контрольные вопросы
Читать: Часть ii. фундаментальные законы и концепции естествознания
Читать: Глава 3. фундаментальные принципы и законы
Читать: 3.1. физика - фундаментальная отрасль естествознания
Читать: 3.2. концепция атомизма и универсальность физических законов
Читать: 3.3. фундаментальные взаимодействия
Читать: 3.4. концепции материи, движения, пространства и времени
Читать: 3.5. принцип относительности и инвариантность
Читать: 3.6. свойства пространства, времени и законы сохранения
Читать: 3.7. фундаментальные законы ньютона
Читать: 3.8. статистические и термодинамические свойства макросистем
Читать: 3.9. термодинамические законы
Читать: 3.10. электромагнитная концепция
Читать: 3.11. корпускулярно-волновые свойства света
Читать: Контрольные вопросы
Читать: Глава 4. атомный и нуклонный уровни организации материи
Читать: 4.1. эволюция представлений о строении атомов
Читать: 4.2. постулаты бора
Читать: 4.3. корпускулярно-волновые свойства микрочастиц
Читать: 4.4. вероятностный характер микропроцессов
Читать: 4.5. элементарные частицы
Читать: 4.6. строение атомного ядра
Читать: 4.7. ядерные процессы
Читать: 4.8. перспективы развития физики микромира
Читать: Контрольные вопросы
Читать: Часть iii. естественно-научные концепции развития
Читать: Глава 5. концепция развития и эволюция вселенной
Читать: 5.1. сущность концепции развития
Читать: 5.2. эволюция вселенной
Читать: 5.3. структура вселенной
Читать: 5.4. средства наблюдения объектов вселенной
Читать: 5.5. проблема поиска внеземных цивилизаций
Читать: 5.6. солнечная система - часть вселенной
Читать: 5.7. земля - планета солнечной системы
Читать: Контрольные вопросы
Читать: Глава 6. эволюция естественно-научных знаний о веществе
Читать: 6.1. развитие химических знаний
Читать: 6.2. управление химическими процессами
Читать: 6.3. синтез химических веществ
Читать: 6.4. современный катализ
Читать: 6.5. образование земных и внеземных веществ
Читать: 6.6. природные запасы сырья
Читать: 6.7. органическое сырье
Читать: 6.8. новые химические элементы и изотопы
Читать: 6.9. перспективные химические процессы
Читать: 6.10. синтетические материалы
Читать: 6.11. традиционные материалы с новыми свойствами
Читать: 6.12. перспективные материалы
Читать: Контрольные вопросы
Читать: Глава 7. биосферный уровень организации материи
Читать: 7.1. основополагающие жизненные системы
Читать: 7.2. равновесие биохимических процессов
Читать: 7.3. носитель генетической информации
Читать: 7.4. генетические свойства
Читать: 7.5. белки - основа живых систем
Читать: 7.6. строение и разновидности клеток
Читать: 7.7. современное представление о происхождении жизни
Читать: 7.8. предпосылки эволюционной идеи
Читать: 7.9. эволюция жизни
Читать: 7.10. растительный и животный мир
Читать: 7.11. человек - феномен природы
Читать: 7.12. жизнеобеспечение человека
Читать: 7.13. продление жизни организма
Читать: 7.14. формирование ноосферы
Читать: Контрольные вопросы
Читать: Часть iv. естественно-научные основы современных технологий, энергетики и экологии
Читать: Глава 8. концепции развития современных технологий и энергетики
Читать: 8.1. развитие технических средств информационных технологий
Читать: 8.2. современные средства накопления информации
Читать: 8.3. мультимедийные системы и виртуальный мир
Читать: 8.4. микро- и наноэлектронная технологии
Читать: 8.5. лазерные технологии
Читать: 8. 6. современные биотехнологии
Читать: 8.7. генные технологии
Читать: 8. 8. проблемы клонирования
Читать: Контрольные вопросы
Читать: глава 9. естественно-научные проблемы энергетики
Читать: 9.1. современное представление об энергии
Читать: 9. 2. преобразование и потребление энергии
Читать: 9.3. эффективность производства и потребления энергии
Читать: 9.4. тепловые электростанции
Читать: 9.5. повышение эффективности энергосистем
Читать: 9.6. гидроисточники и геотермальные источники энергии
Читать: 9.7 гелиоэнергетика
Читать: 9.8 энергия ветра
Читать: 9.9. атомная энергетика
Читать: 9.10. особенности развития отечественной энергетики
Читать: 9.11. энергии мирового океана
Читать: 9.12. энергетика будущего
Читать: Контрольные вопросы
Читать: Глава 10. естественно-научные аспекты экологии
Читать: 10.1. глобальные катастрофы и эволюция жизни
Читать: 10.2. биосфера и предотвращение экологической катастрофы
Читать: 10.3. природные катастрофы и климат
Читать: 10.4. парниковый эффект и кислотные осадки
Читать: 10.5. сохранение озонового слоя
Читать: 10.6. водные ресурсы и проблемы их сохранения
Читать: 10.7. потребление энергии и среда нашего обитания
Читать: 10.8. радиоактивное воздействие на биосферу
Читать: 10.9. естественно-научные проблемы защиты окружающей среды
Читать: Контрольные вопросы
Читать: Глава 11. гармония трудовой деятельности людей и природы
Читать: 11.1. обновление энергосистем
Читать: 11.2. промышленность, автотранспорт и окружающая среда
Читать: 11.3. города и природа
Читать: 11.4. решение проблем утилизации
Читать: 11.5. перспективные материалы, технологии и окружающая среда
Читать: Контрольные вопросы
Читать: заключение
Читать: словарь специальных терминов
Читать: Указатель имен

Читайте также: