Что такое просвещенная монархия кратко

Обновлено: 02.07.2024

Такая политика была характерна для многих европейских государств XVIII в. XVIII в. - время господства просветительской? 1.76 идеологии. Французские просветители Ш. Л. Монтескье, М. В. Вольтер? 2.115, Д. Дидро? 2.114, Ж. Ж. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости.

Просвещённый абсолютизм — политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений.

Процесс просвещённого абсолютизма охватил все страны Европы, кроме Англии, Польши и Франции: Англия уже достигла того, к чему стремился просвещённый абсолютизм, в Польше не было королевского абсолютизма и господствовала шляхта, а царствовавшие во Франции Людовик XV и Людовик XVI не в состоянии были взять на себя роли инициаторов реформы, вследствие чего прежний строй был разрушен революцией.

Центральными фигурами в этой эпохе были Фридрих II Прусский (с 1740 по 1786) и Иосиф II Австрийский (с 1780 по 1790). Другие представители просвещённого абсолютизма:

  • в Испании — министр Аранда при Карле III (1759—1788)
  • в Португалии — Помбал (1760—1777) при Иосифе Эмануиле
  • в Неаполе — министр Тануччи при Карле III и Фердинанде IV
  • в Тоскане — Леопольд I (1765—1790)
  • в Дании — Кристиан VII (1766—1807) с министром Струэнзе (1769—1772)
  • в Швеции — Густав III (1771—1792)
  • в Бадене — Карл Фридрих
  • в Польше — Станислав Понятовский (1764—1795)
  • в России — Екатерина II

Сюда же относятся Карл-Август Веймарский, Иосиф-Эммерих, курфюрст Майнцкий, Клемент Саксонский, Кармер, составитель прусского свода законов, Бернсдорф, продолжатель дела Струэнзе, Зедлиц и Герцберг в Пруссии, Дом — посредник Фридриха в Германии, Гольц — его представитель в Париже, Монжела, мечтавший возродить Баварию, Фюрстенберг в Мюнстере, Стадион в Майнце, Абель в Штутгардте, Филанджьери в Неаполе, Шлеттвейн — министр в Бадене, Виллармина, Самбукка, Караччиоло — в Сицилии, Нери, Таванти, Манфредини — в Тоскане, Аранда, Гримальди, Флорида-Бланка, Кампоманес — в Испании, барон Крейц и барон Сталь — в Швеции.

Не во всех странах инициатива реформы принадлежала королям. В Португалии, Испании и Неаполе в роли просвещённых деспотов выступали министры, то же произошло и в Дании во время Струэнзе. Общая черта, отличающая представителей П. абсолютизма — деспотизм в проведении своих реформ, самонадеянность и часто необдуманность, непоследовательность.

Все реформы просвещённого абсолютизма, стремившиеся разрушить католико-феодальные отношения, совершались не только ввиду государственных соображений, но и содействовали эмансипации личности. Однако просвещённые деспоты обошли один из крупных недостатков государственной жизни XVIII в. — несовершенство законодательной деятельности государства и не выработали правильного порядка законодательства. Всё зависело от абсолютного монарха или его министра. Реформы П. абсолютизма захватывали область администрации, финансов, суда, умственной жизни, церкви, наконец — область сословных отношений и крестьянского быта.

В области администрации П. абсолютизм стремился к бюрократической централизации, к вытеснению чиновничеством общественных сил и к подавлению интересов дворянства. П. абсолютизм был враждебен народному представительству и старался уничтожить местный партикуляризм. Иосиф II нарушил конституции Австрийских Нидерландов и Венгрии, Фридрих II лишил в 1741 г. земские чины Силезии их права вотировать налоги.

Экономическая деятельность П. абсолютизма вытекала из сочувствия просвещённых деспотов меркантилизму, ставившему выше всего торговлю и промышленность, которые находились под опекой государства. Стремясь к пополнению государственных доходов, к удержанию в стране золота и серебра, П. абсолютизм покровительствовал развитию промышленности, охранял и улучшал в то же время и сельское хозяйство. Вместе с тем П. абсолютизм обратил особенное внимание на распределение налогов и упорядочение государственных расходов.

Для распространения образования также принимались серьёзные меры. Уже одно преклонение королей перед философами давало печати больше свободы. С другой стороны, монархи относились безразлично к прессе, так как общественное мнение было забыто. Поэтому эпоха просвещённого абсолютизма характеризуется большей свободой печати, особенно где не затрагивались политические вопросы. Цензурные стеснения были ограничены (в Австрии — цензурный устав Иосифа II в 1781 г.), но по отношению к католическому духовенству сохраняли особенную строгость.

В области сословных отношений вообще и крестьянского вопроса в частности П. абсолютизм тоже много сделал. И здесь во имя государственной пользы правители боролись с остатками феодализма, старались сократить аристократические привилегии и ограничить права дворян и духовенства. Помбаль весьма резко действовал в Португалии, стеснив дворянство. В Неаполе дворянские суды были лишены своей силы тем, что на них могли апеллировать к королевскому суду. В Швеции и Дании Густав III и Струэнзе теснили дворянство и вооружили его против себя. В Австрии Иосиф II вызвал сильнейшую оппозицию духовенства и дворянства тем, что хотел уничтожить податные привилегии дворян и ввёл поземельный налог.

В эту же эпоху впервые был поставлен на очередь крестьянский вопрос. Этому значительно способствовали физиократы, которые по своим политическим взглядам были на стороне просвещённого абсолютизма, и многие деятели просвещённого абсолютизма были сторонниками физиократов. Осуждая феодальные права, тяготевшие над землевладельцами, литература XVIII в. требовала уничтожения рабства и прекращения крепостных отношений. Вследствие этого в эпоху П. абсолютизма было обращено внимание на положение сельской массы, от которой зависит обогащение казны, и рядом с покровительством обрабатывающей промышленности просвещённый абсолютизм покровительствует и крестьянскому труду. В Пруссии Фридрих II меньше всех правителей подчинился физиократии, но и здесь было обращено внимание на улучшение быта крестьян. В Австрии крестьянский вопрос был выдвинут Иосифом II, который формально отменил крепостное состояние. То же было и в Савойе при Карле-Эммануиле III.

Просвещённый абсолютизм, задумавший столько государственных и общественных реформ, повсюду вызвал реакцию, которая скоро уничтожает либеральные приобретения, пока французская революция не докончила начатой просвещённым абсолютизмом ликвидации старого порядка.

В России реализация политики Просвещенного абсолютизма не была вызвана внутренними причинами, аналогичными западноевропейским. В России церковь практически не вмешивалась в дела государственной власти, не занималась охотой на ведьм и не учреждала инквизиции. Соответственно, наступление на церковь привело в XVIII веке только к разрушению сложившихся веками моральных ценностей российского общества. Освобождение власти от влияния церкви с одновременным разделением общества на просвещенных дворян и непросвещенных крестьян раскололо народ и подорвало едва сложившийся монархический строй (что выразилось в 75-летнем периоде переворотов и фиктивных правлений цариц после смерти Петра I). Просвещенный класс говорил сначала на немецком языке, затем перешел на французский, и при этом глубоко презирал непросвещенных русскоязычных крестьян, рассматривая их исключительно как субъект применения абсолютной власти. Соображения морали, человечности и справедливости были забыты наряду с церковными предрассудками, позитивная же программа Просвещения выполнялась в исключительно узком кругу избранных дворян и только в их интересах. Поэтому результатом Просвещения в России стало крепостное право, превратившееся в чистое рабовладение при Екатерине II, а также формирование самодостаточной бюрократической системы, традиции которой до сих пор дают о себе знать.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Просвещённый абсолютизм: политика монархов Европы

Изображение


Основы эпохи просвещённого абсолютизма

Просвещённый абсолютизм преобразовывал общественную жизнь государств.

Монархи с помощью советников, опираясь на учения французских философов, модернизировали системы управления страной, что сопровождалось формированием основ буржуазного общества.

Основные признаки этой политики:

Изображение

Глава государства — монарх, издающий законы, которые способствуют развитию общества.
Модернизация всех сфер общественной жизни страны.
Проведение реформ, улучшение системы управления, которая должна соответствовать идеям просветителей Запада, но в то же время способствовать укреплению абсолютной власти.
Принятие мер по предотвращению возмущения и бунтов.
Осуждение насилия, провозглашение свободы, равенства, права на частную собственность.

Основоположником теории разумного управления государством называют английского философа-материалиста Томаса Гоббса. Просвещённая монархия должна была учитывать, что, кроме абсолютной власти, у неё есть обязанности перед гражданами страны. Реформы предполагали:

повышение уровня жизни граждан, развитие медицины, науки и искусств;
движение по пути технологического прогресса;
развитие общественного образования и просвещения;
введение выборности судей и других должностных лиц;
снижение налогов;
установление главенства закона в государстве и равенства перед ним всех граждан.

Фридрих II Прусский (с 1740 по 1786) и Иосиф II Австрийский (с 1780 по 1790) воплотили в себе два направления, характерные для эпохи реформирования.

Фридрих был консерватором и лишь освещал новыми философскими идеями и понятиями прежнюю политику своей династии. Иосиф II относился к революционерам и попытался реформировать государственный строй Австрии, сообразуясь с философией Просветителей.

Правление Екатерины II

В России эпоха просвещённого абсолютизма связана с годами царствования Екатерины II Великой. Екатерина состояла в переписке с Вольтером и взяла лучшее из идей просветителей. Она инициировала созыв Уложенной комиссии по систематизации законов.

Крестьянство, составлявшее 90% населения России, не получило облегчения своего положения. Реформы частично были популистскими и служили укреплению образа императрицы как просвещённой царственной особы, заботящейся о благе своего народа. Преобразования в период царствования Екатерины II:

Изображение

Реформа Сената — законодательная функция перешла к императрице.
Церковное переустройство — значительная часть земель перестала быть церковной собственностью и была передана Коллегии экономии.
Отмена гетманства на Украине.

Нужно заметить, что кардинальное изменение устоев общества не могло пройти легко.

Эпоха просвещённого абсолютизма в России во время царствования Екатерины II не произвела полного реформирования государства, а только заложила основы будущих изменений.

Политика "просвещенного абсолютизма" Екатерины II.

Политику Екатерины II историки характеризуют как "просвещенный абсолютизм". Такая политика была характерна для многих европейских государств XVIII в. XVIII в. - время господства просветительской?1.76 идеологии. Французские просветители Ш.Л. Монтескье, М.В. Вольтер?2.115, Д. Дидро?2.114, Ж.Ж. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости.

Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени.

Идеалом Ш.Л. Монтескье, чье сочинение "О духе законов" было настольной книгой Екатерины II, являлась конституционная монархия с четким разделением законодательной, исполнительной и судебной властей. Екатерина II стремилась построитьзаконную самодержавную монархию, обновить ее с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.

Большое внимание Екатерина II уделяла совершенствованию законодательства. В 1763 г. она разделила Сенат на 6 департаментов со строго определенными функциями. Сенат стал органом контроля и высшей судебной инстанцией, при этом он лишился законодательной инициативы, которая перешла к императрице. В 1764 г. была проведена секуляризация церковных имуществ. Монастырские крестьяне были переданы в управление Коллегии экономии и стали называться экономическими. Был введен принцип веротерпимости. В 1765 г. для упорядочивания землевладения началось генеральное межевание земель.

Более удачными были просветительские начинания Екатерины в области образования, просвещения, культуры. Большое значение для просвещения и культуры имел Указ 1783 г. о "вольном книгопечатании". Впервые частные лица могли иметь типографии. В 1786 г. был утвержден "Устав народным училищам", по которому в каждом губернском городе создавались всесословные четырехклассные учебные заведения. В царствование Екатерины II были открыты первые женские учебные заведения страны: Смольный институт (1764 г.), Александровский институт (1765 г.). В 1783 г. была учреждена Российская Академия наук. Екатерина II положила начало крупнейшему музею мира - Эрмитажу. Всесторонне образованная императрица издавала сатирический журнал "Всякая всячина", писала пьесы и другие литературные произведения.

При Екатерине II в России получает развитие государственная сфера социального обеспечения. По губернской реформе (1775 г.) в губерниях учреждаются Приказы общественного призрения, ведавшие школами, больницами, богадельнями и др. Была открыта городская больница России - Обуховская больница в Петербурге (1779 г.).

Манифестом 1775 г. "О свободе предпринимательства" разрешалось всем желающим заниматься промышленной деятельностью, отменялись многочисленные казенные сборы с промыслов и торговли. Купцам разрешалось платить с капитала "по совести" - 1% ежегодно.

Политика "просвещенного абсолютизма" проявлялась в покровительстве свободной торговле, поощрения науки, просвещения, искусств.

Просвещенный абсолютизм

Просвещенный абсолютизм представляет собой интересную форму государственного правления, которая по своей сути является компромиссом между абсолютной монархией с одной стороны и демократическим (и правовым) обществом с другой. С высоты нашего XXI века можно сделать вывод, что просвещенный абсолютизм был одной из важных ступеней эволюции обществ от абсолютной монархии (или абсолютизма) до современного демократического устройства. Об особенностях и сути просвещенного абсолютизма и также о его значении для истории наша статья.

Теория и сущность

Проведенные реформы

Все правители европейского просвещенного абсолютизма проводили в своих странах целый ряд разных реформ, направленных на развитие и модернизацию общества с одной стороны, и на изживание старых феодальных, средневековых порядков, с другой. Так во многих странах:

Роль духовенства

Распространение просвещенного абсолютизма привело к ограничению старых феодальных прав не только лишь для дворянства, но и для духовенства, что в свою очередь привело к ряду конфликтов между королевской властью и католической церковью в ряде европейских стран. Светские правители вообще стали пытаться выйти из-под контроля папской курии. К тому же развитие просвещения тормозилось старыми католическими догмами, а многие талантливые ученые того времени и вовсе были преследованы инквизицией.

Наиболее радикально тут поступил уже упомянутый нами английский король Генрих VIII, он просто порвал отношение с католической церковью, создав в Англии англиканскую церковь во главе с английским же королем (то есть с собой во главе). В других европейских странах также влияние католической церкви было постепенно ограничено, много где четко определился курс на отделение государства от церкви и школы от церкви, происходила стремительная секуляризация общества, которая сопровождалась такими изменениями:

  • Папские буллы больше не обладали юридической силой. Пожалуй, за исключением лишь тех булл, которые были заверены королями.
  • Повсеместно была запрещена инквизиция, как и инквизиторские трибуналы.
  • Для духовенства были введены налоги.
  • Во многих европейских странах был изгнан или запрещен орден иезуитов. Связано это с тем, что иезуиты особенно активно противились антиклерикальных настроениям в обществе, за что и поплатились своим запретом.

Особенности в России

Петр I приобщает боря к цивилизации

Петр I приобщает бояр к цивилизации.

Читайте также: