Как найти в слове окончание 3 класс школа россии технологическая карта

Обновлено: 07.07.2024

Педагогическая цель: закрепление знаний об окончании, формирование знаний о нулевом окончании.

Планируемые образовательные результаты:

  • умение находить окончание в словах;
  • наблюдать за изменяемой частью слова;
  • формировать навыки определения окончания в словах.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Методы и формы обучения:

  • Словесные (рассказ, беседа, объяснение).
  • Письменные (запись в тетради и на доске).
  • Фронтальная и индивидуальная формы работы.

Образовательные ресурсы: учебник русского языка УМК "Школа России" 3 класс, 1 часть.

Наглядно-демонстрационный материал: иллюстрации, презентация.

Оборудование: мультимедийная презентация, телевизор, компьютер.

Технологическая карта урока русского языка

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация начала урока

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Алексеевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Проверьте, чтобы у вас на столах лежал учебник русского языка, тетрадь в редкую косую, дневник и пенал.

Сели тихо, спины ровно.

Лишних слов не пророня,

Мы сейчас изучим тему,

Глазки смотрят на меня!

Приветствуют учителя, настраиваются на активную рабочую деятельность

Определение целей урока

Повторение о глаголе

Наблюдение над языковым материалом

Запись слов в тетрадь с иллюстраций (Воробей, ворона, заяц, корова, лягушка, медведь, обезьяна, сорока)

А сейчас покажите, как вы умеете красиво и правильно записывать предложение. Для этого нужно отгадать загадку.
Проворонила ворона вороненка.
- Что это?
- Прочитайте скороговорку медленно, постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку в быстром темпе.
- Назовите орфограммы в словах.
(Во всех словах пишем непроверяемую безударную букву о, проверить не можем, так как ворона – словарное слово, а остальные слова образованы от слова ворона)

- На слайде у нас несколько слов среди которых вам надо выделить лишнее.

- Какое же слово лишнее?

- Кто из вас догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
А какие цели мы поставим перед собой ? (Вспомним что мы знаем об окончании; Узнаем, что такое нулевое окончание)

А какие задачи мы перед собой поставим? (Прочитайте с доски)

1. Вспомним, что такое окончание.

2. Исследуем для чего нужно окончание.

3. Научимся выделять нулевое окончания.

4. Оценим свои учебные действия.

- Откройте учебник на странице 81 найдите правило в оранжевой таблице. Прочитайте.

- Чтобы найти окончание в слове что нужно сделать?

- Окончание, потому что окончание это часть слова, а все остальное самостоятельные части речи.

- Вспомним что такое окончание.

Выполняют указания учителя

Первичное закрепление знаний.

Ребята, отгадайте загадку:

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня.

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Река)

- Запишите отгадку. (Ученик у доски)

Найдите и выделите окончание в слове река.

- Какое окончание вы выделили

- Что надо сделать, чтобы найти в слове окончание? (Изменить форму слова)

Откройте учебник на странице 82 упражнение 149.

(один ученик работает у доски)

- Ребята, а какое окончание в слове Обед? (Проблемная ситуация)

- В некоторых словах окончание может быть не выражено звуками (буквами). Такое окончание называется нулевым. Посмотрите, как обозначается нулевое окончание.

На доске запись:
Золотой листва ложились на земля.
- Можно ли назвать данные слова предложением?

- Почему?
- Измените формы слов так, чтобы получилось предложение.

- Запишите получившееся предложение в тетрадь. (Данную работу ученики выполняют в парах)

Повторение правил работы в парах.
- Чтение предложения записанного и на доске.
Желтая листва падала на землю.
- Теперь слова связаны по смыслу, сообщается о том, что происходит с листвой.
- Отметим ту часть слова, которую мы меняли, значком.

Учитель показывает, как выделять окончание.

- Что, вы выделили? (Окончание)
- Вы догадались, какую роль в предложении играет окончание?

- Задание: выделите в словах пословицы окончание.

Делу – время, потехе – час

Проверка с доской.

Кто выделил окончание во всех словах правильно, поставьте себе 5, кто допустил одну ошибку поставьте себе 4, кто допустил 3 ошибки поставьте себе 3. (аккуратно карандашом на полях)

- Кто сделал так же как я? С чем вы не согласны? (Дети не выделили окончание в слове час?)

Учитель: Давайте подведем итог урока.

- Какие трудности возникли?

- Кто еще раз сможет повторить общее правило проверки слов с безударной гласной, непроизносимой согласной и парной согласной в корне слова?

Учитель: Давайте подведем итог урока.

- Какие трудности возникли?

- Кто еще раз сможет повторить общее правило проверки слов с безударной гласной, непроизносимой согласной и парной согласной в корне слова?

Учитель: Молодцы. Спасибо за урок. Вы были внимательны, дружно работали, помогали друг другу.

Данный материал представляет технологическую карту урока по русскому языку в 3 классе по УМК "Школа России". это урок открытия новых знаний.

ВложениеРазмер
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx 23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

по русскому языку в 3 классе

«Что такое окончание?

Подготовила и провела Копейко С.Н.

Тема урока .Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Тип урока. Изучение нового материала.

Технология проблемного обучения.

Цель: познакомить с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; формировать умение находить окончание в словах.

- познакомить с новой частью слова- окончанием

-находить окончание слова, путём изменения его по числам.

-выявить значение окончания.

-формулировать определение окончания;

-определять значимость окончания в слове.

Универсальные учебные действия (УУД)

-Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

-На основе анализа объектов делать выводы.

-Обобщать и классифицировать по признакам.

-Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

- понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности

-развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

-прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

-Развиваем умение слушать и понимать других.

-Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

-Оформлять свои мысли в устной форме.

-Умение работать в паре, в группе

-мотивы учебной деятельности;

-проявлять интерес к русскому языку.

В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1 ч. – М.: Просвещение, 2016г., карточки с разноуровневым заданием.

Мотивация познавательной деятельности

2.Предлагает показать своё настроение перед началом урока на карточках.

3.Прочитайте пословицу. Как вы понимаете смысл этой пословицы? Вы готовы к уроку?

Дети отвечают на приветствие учителя.

Всем! Всем! Добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай трудиться!

Не мешай учиться!

Актуализация необходимых знаний

1. Предлагает прочитать слова улица, на улице, улицей, улицу.

-Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов?

-Это однокоренные слова? Почему?

-Какая часть слова меняется?

Ответ. Лексическое значение одинаковое.

Ответ. Нет. Имеют одно лексическое значение.

Формулируют тему урока. Определяют задачи урока. Проверяют по с. 79 учебника 1.

Организация познавательной деятельности

1.Организует наблюдение за окончанием слова в упр. 142 учебника

2.Организует совместную работу над упр.143.По окончанию работы предлагает определить , чему учились, выполняя это задание, на что следует обратить внимание.

3.Спрашивает , какую роль выполняет окончание. Предлагает выполнить упр.144 , комментируя действия.

Мы дружно трудились, немного устали.

Быстро все сразу за партами встали.

Руки поднимем, потом разведём

И очень глубоко всей грудью вздохнём .

4.Организует самостоятельную работу с упр.145.

5..Предлагает выполнить задания базового или повышенного уровня по выбору.

А) Составить словосочетания, выделить окончания в слове вода: выпил (вода),подошёл к (вода),вижу (вода) любуюсь (вода), мечтаю о (вода)

Б) Найди лишнее слово в каждой строке.

Берёза, берёзовая, берёзу, берёзой.

Берёзка, берёзовая, берёза, берёзу, берёзонька.

1.Читают текст. Находят выделенные слова, выясняют их лексическое значение.

Делают вывод, что меняется только форма слова, а лексическое значение остаётся прежним.

Находят изменяемую часть слова, отмечают графически.

2. Читают пословицы. Находят формы слова роса. Выделяют изменяемую часть. Делают вывод, что учились находить окончание в слове. На с.80 учебника находят сведения, подтверждающие сделанный вывод.

3.Читают пары слов. Рассуждают, что они не являются словосочетаниями, т.к не имеют смысла. Предлагают изменить форму слов в скобках. Объясняют роль окончания в слове.

4.Читают задание. Планируют действия. Представляю результаты. На с.80 читают информацию о роли окончания.

5.Читают задания. Выбирают уровень. Обсуждают результаты. Дают самооценку.

1.Предлагает обобщить полученные на уроке сведения об окончании слов по вопросам:

-Что нового узнали вы сегодня на уроке?

-Что такое окончание?

-Для чего служит окончание?

Покажите на карточках своё настроение к концу урока.

Обобщают полученную информацию. Соотносят свой вывод с текстом в учебнике.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Технологическая карта урока русского языка, 2 класс по теме "Повторение. Проверяемая безударная гласная в корне слов."

В технологической карте предложены планируемые результаты (УУД, предметные), показана деятельность педагога и обучающихся, что дает возможность работать, используя системно-деятельностный подход.


Технологическая карта урока русского языка, 2 класс, по теме "Повторение. Правописание проверяемой безударной гласной в корне слов".

В технологической карте даны планируемые результаты (УУД и предметные), предствлена деятельность обучающихся и педагога на уроке, формы и методы работы, что позволяет применять системно-деятельностный.

Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме "Алфавит"

В данной работе практически решаются задачи ознакомления детей с темой "Алфавит", работа проходит в группах и фронтально.

Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме: " Текст и предложение" (в соответствии с ФГОС)

На данном уроке учащиеся научатся распознавать текст, отдельные предложения; выделять предложения из текста; оформлять предложения на письме.


Технологическая карта урока русский язык 4 класс по теме "Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже" .

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс.


Технологическая карта урока русского языка 4 класс на тему: "Изложение научно-познавательного текста по коллективно составленному плану".

Представлена технологическая карта урока русского языка. Используется научно-познавательный текст, тема урока связана с уроком окружающего мира "Богатства недр".


Технологическая карта урока русского языка 1 класс на тему : "Слова помощники"

Технологическая карта урока русского языка 1 класс на тему : "Слова помощники".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сначала присаживаются девочки, затем присаживаются мальчики.

Давайте проверим готовность к уроку: у Вас на партах учебник, дневник, пенал и чистая тетрадь в широкую линию, подписанная простым карандашом.

Этап актуализации. Минутка чистописания:

- Посмотрите на доску, что перед вами?


- С какой целью мы выполняем минутку чистописания?

- Какая задача будет стоять перед вами?

- Пропишите минутку чистописания на новую строку. Выполните самооценивание зеленым карандашом.

- Какой большой раздел мы с вами начали изучать?

- Какие части у слов мы с вами уже изучили?

- Что такое однокоренные слова?

- Как найти корень слова?

- Что такое окончание слова?

Постановка проблемы урока:

Работа по карточкам

Карточка № 1. Работа в парах. Составьте словосочетания со словом осина, соедините линией.

- Являются ли слова осина, осины, осину, осине, осиной однокоренными? (Нет, имеют одно лексическое значение)

- Какая часть слова меняется? (Последняя буква, окончание слова)

- Как бы вы назвали эту изменяемую часть слова? (ответы детей)

- Какова цель урока?

Узнаем алгоритм, как найти окончание слова.

- Какие задачи поставим перед собой?

Учиться находить в словах окончание слова.

Открытие новых знаний

- Как же называется изменяемая часть слова осина? (Окончание)

- Выделим окончание в словах осина, осины, осину, осине, осиной. (Учащиеся работают на карточках)


- Как будем выделять окончание? (Предположения детей)

- В русском языке принято выделять окончание окошечком. (Показываю на доске в слове осина. В остальных словах выделяют учащихся.)

Лесенка успеха на полях.

1. Прочитать слово.

2. Устно изменить форму слова.

3. Сравнить буквы в конце слова.

4. Выделите окончание.

Работа по учебнику:

Откройте учебник на стр. 81 прочитайте правило в оранжевой рамке про себя.




Лесенка успеха на полях.

Физкультминутка для глаз

Закрепление полученных знаний



Работа по цепочке у доски.

Домашняя работа: стр. 80,81 учить правило в оранж. рамке., стр. 83 упр. 151, 152 (устно).

- Все задачи урока решены.

- Достигли ли мы цели урока?

- Расскажите мне алгоритм, как находить окончание в словах?

- Какую интересную информацию мы сегодня с вами изучили про окончание?

Оцените каждый свою работу на полях. Простым карандашом.

- Спасибо за урок!

Карточка № 1. Работа в парах. Составьте словосочетания со словом осина, соедините линией.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка для 3 класса на тему: "Окончание слова". В тех.карте расписана деятельность учителя и учащихся на протяжении всего урока, предусмотрен словарный диктант, работа в учебниках, индивидуальная работа со словарём. Расписано домашнее задание. Программа "Школа России".

Тема урока: Окончание слова.

Цель: создать условия для углубления представления об особенностях окончания как части слова.

Учебные задачи:

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

развивать умение находить окончания в словах;

работать со словарем;

различать формы слов.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Выпускник научится:

различать изменяемые и неизменяемые слова;

находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание;

Выпускник получит возможность научиться

выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;

Направленные на достижение личностных результатов:

У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования

будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека;

получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка;

научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.

Материалы для учащихся:

Материалы для учителя:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Этап мотивации (самоопределение)

Организует психологический настрой. Приветствует учащихся. Организует запись в тетрадях по образцу с доски.

- Здравствуйте, дети. Сегодня урок русского проведу у вас я. Меня зовут Евгения Александровна

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, списывают с доски по образцу.

- приветствуют учителя, присаживаются на свои места.

Этап актуализации пробного действия.

Организует работу по проверке д/з. упр.146

- Прочитайте стихотворение. Назовите пропущенные окончания.

- Что такое окончание?

- Для чего служит окончание?

Определите тему нашего урока.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Словарный диктант:

Огород, ужин, горох, обед, столица, картофель, компьютер, петрушка, огурец, помидор, овощи, чёрный.

- Выделите окончание у слов. У каких слов вы не смогли выделить окончание? Почему?

С ветки на ветку,

Быстрый как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал. (Белка)

- Измените форму слова белка. По принципу мн. ч. и ед. ч. Запишите в тетрадь и выделите окончание в словах.

- Что изменилось в слове, форма слова или лексическое значение?

Читают стихотворения и называют окончание.

- ребята читают стихотворение и называют окончания.

- дают определение окончанию.

- служит для связи слов в словосочетании и предложении.

- записывают число, кл. работу.

- пишут под диктовку учителя диктант словарный.

-потому что у этих слов нет окончания.

- изменяют форму слова, записывают в тетради, выделяют окончания.

- изменилась форма слова.

Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация

Этап построения проекта выхода из затруднения.

Учитель организует работу в учебнике.

- Откройте учебники на стр. 82, упр. 148.

- Прочитайте упражнение. Выполним задание к упражнению.

- Как доказать, что выделенные буквы в словах – это окончания.

- Измените формы этих слов.

- Прочитайте вторую пословицу.

- Как найти в слове окончание?

- Запишите вторую пословицу по памяти. Выделите в словах окончание.

- Давайте проверим. По цепочке называем слова и их окончание.

- Найдите упр. 149 на стр. 82. Прочитайте задание. Спишите упражнение и выделите в словах окончания самостоятельно.

- Проверьте по эталону. (на экране).

Работа со словами из словаря:

- Объясните лексическое значение слов ужин и обед.

- Выделите в этих словах окончания. Что вы заметили?

- Прочитайте на стр. 82 как называются такие окончания.

- Запишите слова в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

- Составьте предложения со словами ужин и обед, запишите.

- Запомните написание этих слов.

Работают в учебнике, выполняют задания.

- ребята выполняют упражнение 148.

- изменить форму слова.

- доброе – добрые, дело – дела, два – две, века – век, живет – живут.

- нужно изменить форму слова.

- ученики по памяти записывают в тетради пословицу.

- добрым, людям, добрая, слава.

- самостоятельно выполняют упражнение 149.

- Обед – без обеда, к обеду, за обедом, на обеде.

Ужин – без ужина, к ужину, за ужином, на ужине.

- объясняют лексическое значение слов.

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Организует отдых на уроке.

Минутный отдых.

Дети повторяют движения, которые показаны на экране.

Этап первичного закрепления с проговариванием в речи.

Организует работу в учебнике.

- Найдите в учебнике упр. 150. Прочитайте.

- Спишите, вставляя пропущенные буквы, сначала слова с нулевым окончанием, затем остальные слова. Выделите в словах окончание. Приступайте к работе, пользуйте орфографическим словарем в конце учебника.

- Прочитайте слова с нулевым окончанием.

- Прочитайте все остальные слова. Назовите окончания.

- Что можно сказать об орфограммах в этих словах?

-Молодцы, ребята. А сейчас следующее упражнение 151 на стр. 83.

- Прочитайте. Составьте из данных слов предложения.

- Как можно озаглавить этот текст?

- Выполним письменное задание по цепочке у доски.

- Что нового вы узнали о словах в русском языке?

- Составьте предложение с любым из данных слов.

- Какие части речи не имеют окончаний?

Продолжают работу по учебнику.

- читают упражнение 150.

- выполняют самостоятельно в тетради упр. 150.

- читают слова с нулевым окончанием: ветер, октябрь, трактор, праздник, обед, творог, понедельник, магазин, огурец, ужин.

- читают все остальные слова: жёлтый, облако, погода, деревня, пшеница, Москва, сроки, ягода, яблоко, помидоры.

- это непроверяемые орфограммы.

- Птичка на листике.

- составляют предложения, озаглавливают текст и записывают в тетради.

- читают получившийся текст.

- читают страничку для любознательных.

- есть имена сущ, не имеющие окончаний – иноязычные имена сущ – е.

- Папа купил для всей семьи билеты в кино.

- предлоги и союзы.

Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Этап рефлексии учебной деятельности.

Подводит итоги урока. Организует рефлексию. Задает домашнее задание.

- Спишите, вставьте пропущенные окончания.

Врем… не деньг…, потеряешь – не найдешь.

- Объясните смысл пословицы.

- Что такое окончание?

- Для чего служит окончание?

- Какое окончание называется нулевым? Приведите примеры.

- Какие задания сегодня вызвали у вас затруднение?

- А сейчас ребята, оцените свою работу на уроке: если у вас сегодня всё получились на уроке – поставьте руки домиком, если что – то было не понятно – вытяните руки перед собой, если на уроке совсем ничего не было понятно и ничего не получилось – опустите руки вниз.

- Д/з – упр. 152, стр. 83.

Отвечают на вопросы учителя. Записывают домашнее задание.

- списывают пословицу, вставляют пропущенные окончания.

- объясняют смысл пословицы.

- изменяемая часть слова, которая образует форму слова.

- для связи слов в словосочетании и предложении.

- окончание, не выраженное буквами – нулевое.

- ребята называют задания, которые вызвали затруднения.

- выполняют действия, оценивают свою работу на уроке.

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: Как найти в слове окончание?
Класс: 3
Цель: создать условия для углубления представления об особенностях окончания, как части слова; развивать умение находить окончание в словах.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
У обучающихся будут сформированы:
формирование уважительного отношения к мнению других участников образовательного процесса;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и учителем в различных социальных ситуациях.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Обучающиеся научатся:
понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя;
искать информацию в учебнике;
представлять информацию в разной форме.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
Обучающиеся научатся:
находить окончание в слове;
различать однокоренные слова и формы одного и тоже слова;
определять в словах нулевое окончание.

Читайте также: