Национальный план противодействия коррупции на 2021 2023 годы кратко

Обновлено: 02.07.2024

В России опубликован Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы (далее – Нацплан).

Утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 года № 478, он впервые охватывает такой длительный период – ранее подобные стратегические документы принимались сроком на 1-2 года, предыдущий Национальный план противодействия коррупции действовал 3 года, с 2018 по 2020 гг.

Новый Нацплан содержит перечень мероприятий по предупреждению и противодействию коррупции, минимизации и ликвидации ее последствий, распределенных по 16 направлениям. При этом многие поручения направлены на восполнение существующих правовых пробелов, выявленных в ходе правоприменительной практики предшествующих лет: часть из них касается конкретных механизмов, предусматривая, например, увеличение источников информации и предоставление доступа к ним в целях увеличения эффективности антикоррупционных проверок, часть связана с более концептуальными сюжетами, такими, как пересмотр норм о регулировании конфликта интересов и систематизация антикоррупционного законодательства.

Вместе с тем, отдельные вопросы, требующие совершенствования соответствующей нормативной правовой базы, не вошли в Нацплан: в частности, осталась за рамками обсуждения тема распространения антикоррупционных стандартов на отдельные организации с государственным участием.

1. Антикоррупционные стандарты

Первое направление Нацплана предусматривает принятие мер по совершенствованию системы антикоррупционных запретов, ограничений и обязанностей.

Часть поручений при этом предполагает подготовку предложений о правовом регулировании конкретных стандартов, таких как:

  • ограничения на совмещение должности главы муниципального образования на непостоянной основе с должностью в органе местного самоуправления или должностью руководителя муниципального учреждения,
  • обязанность представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – сведения о доходах, расходах) лиц, замещающих государственные должности,
  • обязанность представлять сведения о доходах, расходах кандидата на должность атамана Всероссийского казачьего общества и иных.

Другая часть запланированных мероприятий связана с проведением анализа действующих норм законодательства и правоприменительной практики по более широким направлениям, например, касающихся ограничений на получение подарков, создания и использования каналов информирования о коррупционных нарушениях, защиты лиц, сообщающих о коррупции.

Кроме того, в рамках данного направления запланирована подготовка методических рекомендаций по темам соблюдения запретов на занятие предпринимательской деятельностью и участие в управлении организациями и разработки планов противодействия коррупции в государственных органах, а также обзора правоприменительной практики защиты заявителей о коррупции.

2. Конфликт интересов

Кроме этого, документом предусмотрены:

  • подготовка предложений о возложении на непосредственного руководителя служащего обязанности принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов у служащего,
  • подготовка доклада о результатах проверок соблюдения лицами, замещающими должности в государственных органах и органах местного самоуправления, требований законодательства о конфликте интересов,
  • разработка методических рекомендаций по выявлению и минимизации коррупционных рисков при предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов.

3. Антикоррупционные проверки

В рамках данного направления запланирована подготовка предложений по совершенствованию действующего порядка проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, соблюдения запретов и ограничений, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, и устранению отдельных правовых пробелов, в том числе в части:

  • порядка проведения проверок в случае, если служащий (работник) меняет место службы (работы),
  • наделения правом направлять запросы в ходе проведения проверок руководителей антикоррупционных органов субъектов РФ, уполномоченных главой субъекта РФ, и лиц, уполномоченных единоличными исполнительными органами госкорпорации,
  • установления обязанности предоставлять информацию по запросам в ходе проверок для ЗАГСов, налоговых органов, лиц, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, Банка России, бюро кредитных историй
  • возможности получения прокурорами сведений, составляющих банковскую тайну.

Одновременно запланирована подготовка методических рекомендаций по вопросам проведения антикоррупционных проверок.

4. Дисциплинарная ответственность

Данный раздел содержит поручения, касающиеся:

  • повышение эффективности использования института увольнения в связи с утратой доверия за счет установления временных ограничений на трудоустройство в организации, учреждаемые или контролируемые Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием, а также контролируемые госкорпорациями,
  • изучения иных (помимо досрочного прекращения полномочий) возможностей привлечения к ответственности лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности,
  • разработки порядка привлечения к ответственности за несоблюдение антикоррупционных стандартов ВРИО глав субъектов РФ,
  • анализа практики отставки глав муниципальных образований за несоблюдение антикоррупционных стандартов,
  • актуализации Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за нарушение антикоррупционных стандартов

Одновременно в раздел включены поручения, касающиеся проведения мониторинга практики осуществления контроля за расходами и подготовки с учетом результатов такого мониторинга методических рекомендаций по осуществлению контроля за расходами.

5. Уголовная и административная ответственность

В рамках данного направления предусмотрено проведение анализа:

  • практики привлечения к ответственности за преступления против интересов службы в организациях,
  • практики принятия мер по предупреждению преступлений со стороны должностных лиц правоохранительных органов,
  • практики возмещения ущерба от коррупционных преступлений,
  • деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупционными преступлениями в целом и выявления, раскрытия и расследования фактов подкупа иностранных должностных лиц в частности.

Кроме этого, запланировано представление предложений по принятию мер, направленных на обеспечение полноты фактического взыскания ущерба, выделению процедуры розыска и ареста преступных активов в отдельное производство, устранению диспропорций наказаний за посредничество во взяточничестве (коммерческом подкупе) и обещание (предложение) посредничества, а также на недопущение нецелевого использования межбюджетных ассигнований, выделяемых на противоэпидемические мероприятия, реализацию национальных проектов, в том числе по выявлению и пресечению взяточничества, предоставления неправомерных преимуществ и оказания содействия аффилированным организациям.

6. Защита информации ограниченного доступа

Указанное направление предполагает, в том числе проведение работы по гармонизации законодательства об информации ограниченного доступа и антикоррупционного законодательства, представление предложений о порядке и сроках хранения справок о доходах, расходах, иных документов, содержащих персональные данные и информацию ограниченного доступа, представления копий справок о доходах, расходах по запросам при проведении доследственной проверки, расследовании уголовного дела и в иных случаях.

В рамках данного направления запланировано проведение анализа практики установления ограничений на трудоустройство после увольнения со службы в организации, в отношении которых лицо осуществляло отдельные функции государственного (муниципального) управления, подготовка предложения по расширению круга лиц, на которых распространяются соответствующие ограничения, и перечня организаций, в которые им может быть временно запрещено трудоустраиваться, а также разработка порядка проверки соблюдения соответствующих ограничений.

8. Противодействие коррупции в организациях частного сектора

Для целей борьбы с коррупцией в частном секторе Нацпланом предусмотрены следующие мероприятия:

  • принятие комплекса мер по повышению эффективности взаимодействия бизнеса и государства по вопросам противодействия коррупции,
  • проведение ежегодного исследования отношения к коррупции и ежегодных всероссийских акций, направленных на внедрение процедур внутреннего контроля и антикоррупционной политики в бизнес-секторе,
  • подготовка обзора лучших практик противодействия коррупции в организациях.

9. Противодействие коррупции в субъектах Российской Федерации

Данное направление предполагает, в том числе:

  • подготовку предложений по совершенствованию правового регулирования деятельности антикоррупционных органов и антикоррупционных комиссий субъектов РФ, в том числе актуализации соответствующих типовых положений,
  • изучение практики и разработку предложений по совершенствованию правового регулирования в части участия государственных служащих субъектов РФ и муниципальных служащих в управлении организациями,
  • проведение ежегодных семинаров-совещаний по актуальным вопросам применения антикоррупционного законодательства для представителей таких органов,
  • проведение социологических исследований оценки уровня коррупции в субъектах РФ.

10. Противодействие коррупции в закупочной деятельности

В рамках противодействия коррупции при осуществлении государственных (муниципальных) закупок Нацплан предусматривает:

11. Антикоррупционная экспертиза

Данное направление предполагает:

  • установление обязанности организаций, учредителем которых является Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование, госкорпорация, проводить антикоррупционную экспертизу проектов локальных актов и организация обучения для лиц, в должностные обязанности которых входит проведение антикоррупционной экспертизы в таких организациях,
  • мониторинг деятельности государственных органов и организаций, органов прокуратуры по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных актов и их проектов,
  • реализация на постоянной основе работы по обобщению практики проведения антикоррупционной экспертизы.

12. Образование и просвещение

Кроме того, всем органам и организациям поручено обеспечить проведение антикоррупционного обучения как для действующих служащих (работников) – прежде всего, участвующих в деятельности по противодействию коррупции и в проведении государственных (муниципальных) закупок, – так и для впервые поступающих на службу (работу) и представлять отчеты о проводимом обучении в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для подготовки итогового доклада.

Также в рамках данного направления запланированы:

13. Участие гражданского общества

Данный раздел содержит поручения, касающиеся проведения анализа практики рассмотрения обращений граждан и организаций по фактам коррупции, участия субъектов общественного контроля в антикоррупционной деятельности, предоставления мер поддержки социально ориентированным НКО, осуществляющим деятельность в области противодействия коррупции, в субъектах РФ, а также проведения мероприятий по расширению участия гражданского общества в антикоррупционной деятельности, в том числе за счет привлечения волонтерских организаций и движений, расширения практики включения в состав антикоррупционных комиссий представителей НКО, уставная деятельность которых связана с противодействием коррупции, представителей научного и экспертного сообщества, предоставления мер поддержки социально ориентированным НКО, осуществляющим деятельность в области противодействия коррупции, в субъектах РФ.

14. Международное сотрудничество

В данный раздел включены поручения, связанные с обеспечением участия Российской Федерации в различных международных антикоррупционных мероприятиях (проводимых АТЭС, G20, БРИКС, IACA и т.п.) и выполнением взятых на себя обязательств в соответствии с международными соглашениями (принятых ГРЕКО, ООН, ОЭСР, ФАТФ и т.п.).

15. Систематизация антикоррупционного законодательства

В рамках данного направления запланировано проведение на постоянной основе работы по систематизации и актуализации антикоррупционного законодательства, устранению пробелов и противоречий, неэффективных и устаревших норм.

16. ЦФА и информационные технологии

Последнее предусмотренное Нацпланом направление предполагает:

  • изучение новых форм коррупции, связанных с использованием цифровых технологий,
  • подготовку предложений по выявлению и пресечению преступлений, совещенных использованием цифровых финансовых активов, иных цифровых прав и цифровой валюты (далее – ЦФА),
  • подготовку предложений по использованию информационных технологий для представления, обработки, анализа и хранения сведений о доходах, расходах,
  • анализ практики представления сведений о владении ЦФА, проверки таких сведений и осуществления контроля за расходами на приобретение ЦФА,
  • принятие мер по повышению информированности граждан о возможности участия в общественном контроле с использованием государственных интернет-ресурсов и анализ возможностей развития таких интернет-ресурсов,
  • изучение практики применения цифровых технологий для предоставления государственных (муниципальных) услуг, осуществлении контрольных и надзорных функций, проведения закупок и подготовка обзора типовых способов совершения коррупционных нарушений, связанных с осуществлением указанных видов деятельности.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" постановляю:

1. Утвердить прилагаемый Национальный план противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы.

2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти обеспечить в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утвержденным настоящим Указом (далее - Национальный план), реализацию предусмотренных им мероприятий и внесение до 1 октября 2021 г. соответствующих изменений в планы противодействия коррупции федеральных органов исполнительной власти.

а) Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг обеспечить в соответствии с Национальным планом реализацию предусмотренных им мероприятий и внесение изменений в свои планы противодействия коррупции;

б) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и иным государственным органам субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления обеспечить в соответствии с Национальным планом реализацию предусмотренных им мероприятий и внесение изменений в региональные антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы противодействия коррупции) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

4. Доклады о результатах исполнения пунктов 2 и 3 настоящего Указа в части, касающейся внесения изменений в планы противодействия коррупции, региональные антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы противодействия коррупции), представить до 1 октября 2021 г.

5. Установить, что, если иное не предусмотрено Национальным планом, доклады о результатах исполнения настоящего Указа и выполнения Национального плана (далее - доклады) представляются:

а) Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, - Президенту Российской Федерации;

б) федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами и публично-правовыми компаниями, организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, - в Правительство Российской Федерации для подготовки сводных докладов. Сводные доклады представляются Президенту Российской Федерации в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов;

в) иными федеральными государственными органами и организациями - Президенту Российской Федерации;

г) высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации - полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах для подготовки сводных докладов. Сводные доклады представляются Президенту Российской Федерации в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов;

д) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации для подготовки сводных докладов. Сводные доклады представляются полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов. Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах на основании сводных докладов высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации подготавливают свои сводные доклады и представляют их Президенту Российской Федерации в течение двух месяцев с установленной Национальным планом даты представления докладов;

е) организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, - руководителям этих органов для подготовки сводных докладов. Сводные доклады представляются Президенту Российской Федерации в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов;

ж) организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, - руководителям этих органов для подготовки сводных докладов. Сводные доклады представляются в Правительство Российской Федерации в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов. Правительство Российской Федерации на основании сводных докладов руководителей указанных федеральных органов исполнительной власти подготавливает свои сводные доклады и представляет их Президенту Российской Федерации в течение двух месяцев с установленной Национальным планом даты представления докладов;

з) организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед иными федеральными государственными органами, - руководителям этих органов для подготовки сводных докладов. Сводные доклады представляются Президенту Российской Федерации в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов.

6. Установить, что федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации и которые являются основными исполнителями поручений, предусмотренных Национальным планом, представляют в Правительство Российской Федерации подготовленные ими в целях исполнения этих поручений:

а) проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов для их внесения Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы;

б) проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации для их внесения Правительством Российской Федерации в установленном порядке Президенту Российской Федерации на подписание;

в) проекты постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации для их рассмотрения и принятия Правительством Российской Федерации.

7. Установить, что федеральные государственные органы, не указанные в пункте 6 настоящего Указа, являющиеся основными исполнителями поручений, предусмотренных Национальным планом, представляют подготовленные ими в целях исполнения этих поручений проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации в Администрацию Президента Российской Федерации.

8. Президиуму Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции:

а) преобразовать рабочую группу президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции по мониторингу реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы, в рабочую группу президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции по мониторингу реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции;

б) рассматривать ежегодно доклад рабочей группы, названной в подпункте "а" настоящего пункта, о реализации за отчетный период мероприятий, предусмотренных Национальным планом.

9. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией настоящего Указа, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным государственным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Президент России Владимир Путин подписал указ о Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы. В документе перечислены поручения разным ведомствам по борьбе с коррупцией. Они касаются совершенствования системы запретов и ограничений, порядка проведения проверок сведений о доходах и расходах, а также регулирования ответственности за несоблюдение антикоррупционных стандартов.

Помимо этого, президент поручил изучить практику защиты людей, сообщивших о коррупции, и утвердить программу по просвещению граждан в этой области.


Отчеты чиновников о доходах и расходах

Согласно документу, к 15 октября правительство России должно представить предложения по улучшению отчетности о доходах чиновников. План, в частности, предполагает усовершенствование порядка предоставления деклараций чиновниками.

Администрации президента совместно с ЦБ поручено доработать законопроект о предоставлении сведений о доходах, расходах и имуществе финансовых уполномоченных, а также тех, кто претендует на эту должность.

Получение подарков

Нецелевое использование госсредств

Документ предусматривает принятие мер по недопущению нецелевого использования госсредств. МВД совместно с ФСБ и Казначейством поручено принять меры, чтобы не допустить нецелевого использования бюджетных средств, выделяемых в том числе на борьбу с распространением COVID-19, а также на реализацию нацпроектов.


Запрет госслужбы для коррупционеров

Усиление общественного контроля

План предусматривает усиление общественного контроля за проблемой коррупции. До 10 декабря Генпрокуратура должна подготовить предложения по детализации сведений о доходах, которые публикуются в интернете.

Подкуп иностранных должностных лиц

Полиция сопровождает Яо Цзиньци в Пекине. Яо Цзиньци — подозреваемый в совершении преступления бывший заместитель главы округа Синьчан на востоке Китая. Его экстрадировали из Болгарии. Яо, бежавший за границу в декабре 2005 года, стал первым бывшим государственным служащим, которого Китай экстрадировал из страны-члена ЕС. 2018 г.

Доступ к банковской тайне

Генпрокуратуре вместе с Центробанком поручено подготовить предложения по вопросам, связанным с получением прокурорами информации, составляющей банковскую тайну. Согласно новому плану, надзороное ведомство и ЦБ должны разработать способы упростить доступ к банковской тайне в рамках дел о коррупции.

Проверка цифровых активов и валюты

Минфину с участием Минтруда, Минцифры и Центробанку поручено представить предложения по проверке достоверности и полноты сведений о владении цифровыми активами и валютой.

Популяризация антикоррупционных стандартов

В Национальном плане противодействия коррупции содержится предложение проводить просветительские мероприятия, направленные на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям. Правительству РФ, в свою очередь, поручено проанализировать практику рассмотрения госорганами жалоб на коррупцию. При необходимости кабмин может представить предложения по совершенствованию правового регулирования в этой сфере.

Создание волонтерских движений

Общественная палата РФ должна будет с участием Минюста и Минтруда подготовить предложения о мерах по стимулированию участия граждан, общественных объединений и НКО в борьбе с коррупцией и по привлечению волонтерских движений к системной работе в этой сфере. Губернаторам рекомендовано с участием профильных ведомств и общественных структур определить приоритетные направления и проекты в области противодействия коррупции для оказания поддержки.

В частности, президент дал разным ведомствам поручения, чтобы сделать борьбу с коррупцией эффективнее. Они касаются уточнения формулировок в законах, обучения бизнеса, ужесточения наказания за коррупцию

Владимир Путин

На портале правовой информации опубликован указ президента Владимира Путина об утверждении национального плана по борьбе с коррупцией на 2021–2024 годы и сам текст документа, занимающий около 30 страниц.


  • Президент поручил правительству до 15 октября подготовить предложения по совершенствованию порядка представления лицами, замещающими государственные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
  • Генпрокуратуре, МВД, ФСБ и СК — по запрету госслужбы для тех, кто отделался штрафами за коррупционное преступление.
  • Генпрокуратуре вместе с ЦБ — по вопросам, связанным с получением прокурорами информации, составляющей банковскую тайну.
  • Администрации президента совместно с ЦБ было поручено доработать законопроект о предоставлении сведений о доходах, расходах и имуществе финансовых уполномоченных, а также тех, кто претендует на эту должность.

Владимир Путин и Александр Бортников

В целом в документе определены 16 основных направлений антикоррупционной деятельности, разбитых на поручения, в том числе: совершенствование системы запретов, ограничений и обязанностей, которые установлены в разных сферах деятельности; работа с конфликтами интересов и их предотвращение; подтверждение достоверности сведений о доходах и расходах; правовое регулирование ответственности за несоблюдение антикоррупционных стандартов; применение мер административного и уголовного воздействия; защита информации ограниченного доступа, полученной в ходе борьбы с коррупцией, и другие.

Новинкой выступает поручение проанализировать коррупционные риски при принятии решений о выделении субсидий из бюджетов, отметил Машанов. Национальный план также запретит директорам унитарных предприятий замещать должность при судимости по коррупционным составам. Согласно документу, нельзя будет принимать на госслужбу лиц без судимости, но с судебными штрафами по коррупционным составам.

Национальный план 2018 года состоял из восьми глав, в 2021-м их стало 16, обращает внимание член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова. Часть посвящена мерам и проблемам, которые ранее не упоминались в стратегиях прошлых лет. В частности, по словам юриста, новый документ содержит предложения по пресечению коррупции с цифровыми финансовыми активами и цифровой валютой. Кроме того, в отдельную главу выделили меры по взаимодействию с предпринимательским сообществом: опрос об отношении к коррупции и проведение антикоррупционных акций. Документ также содержит рекомендации не допустить нецелевое использование средств на противоэпидемические мероприятия и на противодействие распространению коронавируса.

Владимир Путин утвердил Национальный план противодействия коррупции на ближайшие три года. Контроль над чиновниками и их окружением становится еще шире и скрупулезнее, глубоко вникая и в семейные вопросы, и в активы, включая теперь и цифровые. Вводятся новые запреты на работу как на госслужбе, для проштрафившихся, так и после нее. Расширяется и контроль над операциями с госсобственностью всех видов и над госзакупками. Под действие плана попадают и депутаты, и даже казачьи атаманы

Новый план делает контроль за коррупцией тотальным

Коррупционер не укроется и в ЗАГСе

План расписан по времени, и ближайшей вехой стало 1 октября 2021 года. До этой даты руководители федеральных и региональных органов власти должны внести соответствующие изменения в ведомственные планы противодействия коррупции и доложить президенту об этих изменениях.

До 15 октября правительство должно разработать предложения по улучшению отчетности о доходах чиновников. И проработать вопрос усиления общественного контроля за ситуацией с коррупцией.

До 10 декабря Генпрокуратура обязана подготовить предложения по детализации сведений о доходах, публикуемых в интернете. А до сентября 2023 года — проанализировать коррупционные риски при безвозмездном вхождении госслужащих в состав руководства национальных корпораций.

К 2023 году силовые структуры должны предусмотреть запреты на работу в госорганах коррупционеров, которые отделались штрафами.

До 20 сентября 2022 года должны быть представлены предложения о мерах, которые повысят прозрачность процедур определения стоимости недвижимости и акций (долей, паев), которые находятся в государственной и муниципальной собственности. До 30 ноября 2023 года должны быть представлены предложения о порядке представления занимающимися госзакупками лицами сведений об аффилированных с ними лицах.

Особый акцент сделан на усиление эффективности мер, связанных с взысканием ущерба с коррупционеров в доход государства, продолжает юрист. Предлагается разработать методические рекомендации по контролю соответствия расходов государственных и муниципальных служащих их официальным доходам. Такой же контроль соответствия расходов официальным доходам ФНС пытается осуществлять и в отношении обычных россиян, так что можно говорить о тренде усиления такого контроля.

Необходимо, согласно документу, усилить контроль за личными сделками государственных и муниципальных служащих, связанными с распоряжением ими ценными бумагами, с переводами денег по счетам, с оценкой сведений в бюро кредитных историй. А также — запрашивать необходимые сведения из ЗАГСов.

Скажи мне правду, атаман

Интересное предложение для правительства: рассмотреть возможность возложить на руководителей обязанность принимать меры для предотвращения и урегулирования конфликта интересов у подчиненных.

Причем при оценке конфликта интересов будут учитывать сведения о бывших супругах и компаниях, в которых раньше проверяемые люди работали (и даже л тех, которым оказывали услуги). Это существенно расширяет круг проверяемых лиц и объем проверяемых сведений, полагает Василий Сосновский. Кроме того, любой обязанности должна корреспондировать ответственность — этот вопрос также предстоит решить. Также расширить меры по контролю за коррупцией предлагается на атаманов казачьих общин, которые играют все более существенную роль в российской системе власти.

Есть и меры по борьбе с коррупцией в депутатском корпусе законодательных органов субъектов РФ. На депутатов планируется возложить обязанность сообщать о всех поступающих к ним предложениях об участиях в коррупционных схемах. Важные нововведения касаются и контроля над цифровыми активами государственных и муниципальных служащих, это тоже в тренде усиления контроля государства за цифровыми активами граждан в целом.

Перечисленные шаги, констатирует Сосновский, очевидно увеличивают степень контроля государства над действиями государственных и муниципальных служащих. При этом часть мер планируется принять только через 2-3 года. Потребуется серьезная работа по детализации предложенных инициатив на законодательном уровне, а также огромная работа на уровне правоприменения, являющегося традиционно в России ахиллесовой пятой.

Капитализм, это учет и контроль

Однозначно правильными он считает шаги по запрету работы на госслужбе коррупционерам, а также разработке механизмов по вычислению держателей цифровых активов, говорит эксперт. Но вторая история может отразиться не только на коррупционерах и тех, кто занимается противозаконной деятельностью благодаря финансированию в криптовалютах, но и на рядовых гражданах — государство получит доступ ко всем активам инвесторов, если, конечно, сможет преодолеть децентрализованную систему блокчейна, говорит он.

Читайте также: