В чем заключается назначение сенсорного центра в группе в доу

Обновлено: 04.07.2024

Основной задачей раннего развития ребенка в 2-3 года, является развитие сенсорики мелкой моторики и координации движений. Развивается познавательная потребность, появляется любознательность, совершенствуются перцептивные действия.

При создании в группе центра сенсорного развития были поставлены следующие задачи:

- создать условия для обогащения зрительного сенсорного опыта детей;

- разработать игры, направленные на формирование тактильного, осязательного и сенсорного опыта детей;

- организовать центр сенсорного развития с учётом возможности детей играть как самостоятельно, так и совместно;

- обеспечить доступность и мобильность игр, представленных в центре.

Центр сенсорного развития несёт в себе следующие функции:

-стимуляция сенсорные функции (зрительное восприятие, осязание, слух и т.д.);

- развитие мелкой моторики рук;

- снятие мышечного и эмоционального напряжения;

- активизация процессов мышления, внимания, восприятия, памяти.

Сенсорные игры способствуют знакомству детей не только со свойствами различных предметов, но и с представлениями о форме, величине, цвете. Кроме того, во время игр развивается мелкая моторика кистей и пальцев рук. Уделяется большое внимание проговариванию детьми всех своих ощущений. Многие, из игр сделаны своими руками, которые вызывают огромный интерес у детей.
Центр содержит материалы и игры для развития тактильных ощущений, мелкой моторики. Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения.

Dsc04817

Dsc04754

Дидактические игры по сенсорному развитию.

Дидактическая игра "Чудесная коробочка"

Dsc04921

Dsc04937

Дидактическая игра"Найди цветок для божьей коровки"

Dsc05000

Dsc04829

Дидактическое пособие "Доска тактильных ощущений"

Dsc04870

Дидактические игры "Собери урожай яблок", "Собери шишки на ёлочке". Развивающая доска.

Dsc04628

Dsc04661

Дидактическое пособие "Бусы"

Dsc04876

Дидактическое пособие "Книжка ощущений"

Dsc04889

Дидактическое пособие "Сенсорная пирамидка"

Dsc04916

Дидактическая игра "Полянка для мышек"

Dsc04130

Dsc05022

Центр "Вода - песок"

Dsc04369

Dsc04386

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Аида Никульникова
Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ. Центр сенсорных игр.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ. Центр сенсорных игр.

Воспитатель Никульникова А. Ф., МБДОУ д/с №49, г. Ставрополь.

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. На основе ощущений и восприятия у детей формируется представление о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Дети учатся выделять один предмет из множества, находить сходство и различия между ними. Сенсорное развитие также предполагает развитие таких качеств, как ориентировочная деятельность (рассматривание, ощупывание и т. д., а также способствует освоению системы сенсорных эталонов.

При создании в группе центра сенсорного развития были поставлены следующие задачи:

-создать условия для обогащения зрительного сенсорного опыта детей;

-разработать игры, направленные на формирование тактильного, осязательного и сенсорного опыта детей;

- организовать центр сенсорного развития с учётом возможности детей играть как самостоятельно, так и совместно;

-обеспечить доступность и мобильность игр, представленных в центре.

Центр сенсорного развития несё т в себе следующие функции:

- стимуляция сенсорные функции (зрительное восприятие, осязание, слух и т. д.);

-развитие мелкой моторики рук;

-снятие мышечного и эмоционального напряжения;

-активизация процессов мышления, внимания, восприятия, памяти.

Сенсорные игры способствуют знакомству детей не только со свойствами различных предметов, но и с представлениями о форме, величине, цвете. Кроме того, во время игр развивается мелкая моторика кистей и пальцев рук. Уделяется большое внимание проговариванию детьми всех своих ощущений, что немаловажно для детей с ОВР. Выделяя сходства разных предметов, дети учатся сопоставлять одни предметы с другими, запоминают сенсорные эталоны, выстраивают сериационный ряд.

Центр содержит материалы и игры для развития тактильных ощущений, мелкой моторики. Это различного вида шнуровки, застёжки, прищепки, пуговицы, бусы, лабиринты, счёты, конструкторы из мелких деталей, логические игры, юла, плетение из резинок браслетов, плетение косичек и т. д.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ. Центр сенсорных игр.








Для развития тактильных ощущений в центре подобраны предметы с различной фактурой – гладкие, шершавые, меховые, колючие мячики, а также массажёры для рук и вязаные игрушки.


Для формирования зрительного восприятия разработаны игры с прищепками пуговицами, фишками разных геометрических форм и цветов, счёты с цветными бусами, пирамиды.







Для развития слухового восприятия используются музыкальные инструменты и игрушки с различными наполнителями (горошинки).



Для формирование двигательной активности подобраны игры на развитие умения ориентироваться в пространстве (удочка и рыбки с магнитами).


Для формирования умения выстраивать сериационный ряд используются пирамиды, игры с прищепками и пуговицами, плетение из резинок.



Развитию мелкой моторики рук и формированию умения выстраивать сериационный ряд способствуют логические игры – танграм, солитёр, домино, шашки, нарды.






Организация развивающей предметно-пространственной среды

Организация развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе

Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе При организации развивающей предметно - пространственной среды в группе учитывались требования ФГОС ДОУ. Насыщенность развивающей предметно.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста[/b].

Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе Организация развивающей среды в нашей средней группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность.


Аннотация
Статья посвящена вопросам организации сенсорной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения. В статье определяется значение сенсорной среды; задачи и факторы сенсорного развития дошкольников; описываются виды организации и обеспечения сенсорной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения. Приведены результаты исследования организации сенсорной среды в условиях дошкольного образовательного учреждениях города Северска.


Abstract
The article is devoted to the organization of the sensory environment in the conditions of preschool educational institution. The article defines the meaning of the sensory environment; tasks and sensory factors of development of preschool children; describes the types of organizations and provide sensory environment in the conditions of preschool educational institution. The results of the research organization of the sensory environment in the conditions of preschool educational institutions of the city of Seversk.

Научный руководитель: Н. А. Семенова, канд. пед. наук, доцент

Формирование всесторонне развитой и гармоничной личности – одна из важнейших задач дошкольного детства, развитие которой основывается на принципах ФГОС дошкольного образования: полноценное проживание ребенком этапов детства; индивидуализация дошкольного образования;

содействие и сотрудничество детей и взрослых; поддержка инициативы детей, сотрудничество с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и действий, возрастная адекватность дошкольного образования; учет этнокультурной ситуации развития детей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире [1, с. 7].

Проблему восприятия и его развития в дошкольном детстве в своих работах изучали отечественные и зарубежные ученые: Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, В.З. Денискина, Л.И. Солнцева, Г.В. Григорьева, Л.И. Плаксина, Е.Н. Подколзина, Э.Дж. Айрес, У. Кислинг, М. Монтессори. Они рассматривали чувствительность ребенка к тем или иным воздействиям окружающего мира и разрабатывали пути благоприятного развития и воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе. Для полноценного развития восприятия необходимо создавать сенсорную развивающую среду, которая оказывается влияние на развитие зрительного, слухового, тактильного и мышечного восприятия у дошкольников [2].

На сегодняшний день, одна главных задач детского сада – формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны по словам А.В.Запорожца – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер [3, С. 144]. Свои эталоны имеются в слуховом восприятии, свои – во вкусовом и обонятельном восприятии.

Работа по формированию сенсорных эталонов проходит по разному. Л. А. Венгер опираясь на особенности каждого возраста выделил основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до шести лет.

Таблица 1. Задачи сенсорного развития от рождения до шести лет

Возраст

Задачи

  • Обогащать впечатления;
  • Развивать внимание за движущимися яркими предметами;
  • Учить брать предметы разной формы и величины.
  • Научить выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов;
  • Накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
  • Формировать устойчивые сенсорные эталоны закрепленные в речи (цвет, геометрическая форма, величина);
  • Учить соотносить по величине несколько предметов;
  • Учить группировать путём обследования предметов: по цвету и форме вокруг образцов-эталонов;
  • Учить описанию формы, выполнять сложные глазомерные действия.
  • Знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур;
  • Соотносить по величине, элементы ряда, состоящего из большего количества предметов;
  • Развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Организация сенсорной среды в условиях ДОУ может быть организована через сенсорный уголок или сенсорную комнату. Мы проанализировали достоинства и недостатки каждой из формы сенсорной среды и отразили их в таблице № 2.

Таблица 2. Виды организации сенсорной среды

сенсорный уголок

сенсорная комната

помещение

назначение

  • Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. Д.);
  • Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
  • Создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;
  • Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • Повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников

наполнение

  • Стимулирующая активирующая развивающая среда;
  • Пособия и дидактические игры.
  • Стимулирующая активирующая развивающая среда;
  • Пособия и дидактические игры;
  • Цвето – звуковой дизайн, эстетическое оформление, техническое оснащение.

Качество и количество наполнения

Таким образом, сенсорные зоны и сенсорная комната дают возможность дать всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами, но различаются по полноте и качеству оснащения. Сенсорная комната, имеет больше возможностей поскольку она дополняется цвето – звуковым дизайном, эстетическим оформлением, техническим оснащением даст более положительный результат, а сенсорная зона, созданная в условиях группового помещения детского сада это адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования, поэтому возможностей для развития меньше.

Основу сенсорной среды составляют специальные средства, средства сенсорного развития – это предметы или их совокупность способствующие развитию сенсорного восприятия окружающего мира.

К средствам сенсорного развития относятся:

  • предметная среда (мебель, вещи, игрушки, мягкие модули, музыка, свет, запахи);
  • объекты живой и неживой природы (камни, песок, ракушки, растения и т.д.);
  • дидактические игры по сенсорному воспитанию;
  • наборы для творчества;
  • средства обеспечивающие движения крупные и мелкие;
  • предметы быта и специальные предметы (гладильная доска, грабли и т.д.)

Но эти средства необходимо правильно использовать, поэтому в психолого-педагогической литературе описаны специальные методы и приемы сенсорного развития.

Методы и приемы сенсорного развития – это способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности воспитателя и ребёнка, направленной на решение задач сенсорного воспитания и развития в процессе обучения.

К методам и приемам сенсорного развития можно отнести практические методы обучения, которые используются для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний. Во время их применения используются следующие приемы: планирование выполнения задания, постановка задания, оперативное стимулирование, контроль и регулирование, анализ результатов, определение причин недостатков.

Практические методы сенсорного развития бывают следующими:

  • упражнения;
  • исследовательские действия (выявление свойств, эксперимент, сравнение, наблюдение);
  • игра.

Только совокупность правильно подобранных средств и используемых методов и приёмов сенсорного развития могут обеспечить организацию полноценной сенсорной среды в условиях ДОУ.

Нами было проведено исследование на предмет организации сенсорной среды в условиях ДОУ. В исследовании участвовали десять ДОУ ЗАТО Северска. Результаты исследования представлены в таблице 3.

Таблица 3. Интервью по теме организации сенсорной среды в ДОУ ЗАТО Северска

Сенсорное развитие что это такое и для чего это надо.

Содержимое разработки

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. (Пример с новорожденным ребенком: с рождения малыш реагирует на погремушку – звук, свет, прикосновения, дальше по мере роста и развития ребенок начинает обследовать окружающий его мир).

Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления, т. е. усвоения меры качеств — эталонов, выработанных человечеством. Это – есть первый этап в сенсорном воспитании дошкольника.

Существуют такие эталоны как:

эталоны цвета (цвета спектра),

эталоны форм (геометрические плоскостные и объемные формы),

эталоны пространственного положения и направлений (вверху, внизу, слева, справа и др.),

эталоны величин (метр, килограмм, литр и др.),

эталоны длительности времени (минута, секунда, час, сутки и др.),

эталоны звучания звуков речи , звуковысотных интервалов (тон, полутон).

Эффективность аналитико - синтетической деятельности в процессе восприятия зависит от овладения ребенком разнообразными перцептивными действиями, благодаря которым образ предмета становится дифференцированным, т. е. в нем выделяются свойства.
Вторым этапом сенсорного воспитания - обучение детей обследовательским, перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках.

При этом для вычленения одной группы качеств требуются более простые действия. Например: поглаживание для выделения гладкости или шероховатости; сжимание, надавливание для определения твердости или мягкости; взвешивание на ладони для определения массы и т. п. Для выделения более сложных качеств, отношений, системы признаков требуется не одиночное действие, а система действий, производимых в определенной последовательности. Так, чтобы выяснить, из чего сделан тот или иной предмет, необходимо выявить признаки материала: прочность, твердость, прозрачность, особенности поверхности и т. д. Например, признаками металла в отличие от других материалов будут блеск, ощущение прохлады при прикосновении, прочность, особенности звучания при ударе и др. Для их выявления нужно владеть системой действий. Система обследовательских действий необходима также для выявления звуковысотных отношений и ритма, звукового состава слова (слушание, проговаривание, движение, модулирующее длительность звука, зрительное восприятие движений и кинестетическое его воспроизведение и т. д.).

К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики.

На основе принципа методики Марии Монтессори и особенностей развития детей, мы поставили следующие задачи:

Совершенствование двигательной функций: развитие и совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики, формирование графомоторных навыков.

Развитие слухового восприятия.

Развитие зрительного восприятия

Восприятие формы, величины, цвета.

Восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес).

Восприятие пространства и времени.

Учитывая поставленные задачи сенсорное пространство организовано следующим образом:

- сенсорный центр группы;

- функциональные зоны в разных местах детского сада.

Назначение сенсорного центра в группах – развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсорно­перцеп­тивных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними.

Сенсорные центры в группе делятся на следующие виды:

- игровой – развивающий уголок;

В игровом - развивающем уголке находятся различные игры способствующие сенсорному развитию детей:

Конструкторы различной модульности (лего, деревянный, пластмассовый, мягкий)

Куклы (являются не только средством развития речи, но и средствами психотерапии, когда ребенок боится рассказывать, но кукле он отвечает, т.к. это кукла, а не педагог).

В учебно–развивающем уголке находятся пособия для занятий, игр и упражнений, которые осуществляются под руководством взрослых это:

Подносы с различными крупами,

Лоточки с манкой,

Пластилин: разных видов,

Природный материал (часть находится в игровом центре, часть здесь),

Цветные скрепки, прищепки

Различные мерные стаканчики,

Плоскостные и объемные геометрические фигуры,

Пособия для ориентировки во времени.

Мелкие предметы нужны для развития мелкой моторики помогают добиться следующего результата:

- Укрепить мышечный тонус кисти рук.

- Развить четкие движения и координацию рук ребенка.

- Снизить утомляемость и повысить работоспособность.

- Избежать проблем с почерком и другими навыками письма.

Занятия с крупой развивают не только зрительное и тактильное восприятие, но и такие важные функции как самоконтроль, концентрацию внимание. Считается, что когда ребенок перебирает крупу у него концентрация внимания достигает наивысшей точки, как при точном письме.

Очень хорошо для развития зрительно – моторной координации использовать манную крупу.

Скрепки, прищепки хорошо использовать как для развития мелкой моторики, так и для зрительного восприятия и развития логического мышления.

Уголок релаксации – обязательный атрибут в группе для детей.

В уголках релаксации дети могут отдохнуть от собственных переживаний, уединиться, расслабиться и просто побыть одни. В них можно использовать детскую мягкую мебель, имитацию окна, цветы, коллаж с фотографиями мам.

Для развития тактильных ощущений используется массажные коврики:

С нашивками различной фактуры.

Деткам обязательно надо после сна ходить босыми ногами по этим коврикам. Ступни ног по количеству рецепторов не уступают рукам. Учим детей распознавать гладкость и шероховатость ногами.

Это все сенсорное пространство, которое должно быть в любой возрастной группе где пребывают дети.

Функциональные зоны – помещения детского сада, в которых находятся объекты для развития того или иного вида восприятия у ребенка опосредованным путем. В спортивном зале должны быть: модульный конструктор: большие геометрические формы, спортивный инвентарь для развития крупной моторики: мячи, кольцебросы, обручи, кегли, флажки, гимнастические ленты.

В сухом бассейне дети могут расслабиться и поиграть самостоятельно. В кабинете психолога можно организовать мини песочницу, для проведения различных игр с песком. Песок снимает мышечное напряжение, а так же помогает детям со слабой мелкой моторикой. В музыкальном зале происходят занятия, где дети имеют возможность развивать и слуховое, и зрительное, и двигательное восприятие.

Готовность детей к школе в значительной степени определяется его сенсорным развитием.

Читайте также: