Гипотеза проекта по экологии в доу

Обновлено: 05.07.2024

краткосрочный, 1 месяц, творческий, групповой, игровой, исследовательский.

Срок реализации проекта:

с 1.03.2020- 30.03.2020г.

По характеру продукта:

познавательно-исследовательский, творческий, игровой.

Проблема:

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план. Дошкольный возраст- самый важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Большенство современных детей редко общается с природой и в недостаточной степени имеют представление об окружающих их растениях и животных, а ведь всегда можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы, животные. Огромную роль в экологическом образовании детей младшего дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, , экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы, словом развивает познавательные способности.

Руководитель проекта:

Ракоед Елена Генриховна воспитатель I квалификационной категории, 2 младшей группы №2.

Место проведения:

Цель проекта:

Формирование у детей начала основ экологической культуры, осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее, отношение к себе как части природы.

Задачи:

  • Развивать у детей экологические представления о растениях природе, выделять характерные признаки.
  • Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках.
  • Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
  • Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
  • Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

Планируемые результаты:

Сформированы представления об окружающем природном мире. Умеют передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, аппликации, лепке. Развит познавательный интерес к окружающему миру. Умеет бережно относиться к природе, правильно себя вести.

Аннотация:

Мероприятия проводятся в непосредственной образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей в виде: бесед, досугов, наблюдений, художественной литературы, отгадывания загадок, развивающих познавательных, подвижных игр.

Вид проекта : долгосрочный, досугово-познавательный, творчески-

Участники проекта : Дети дошкольного возраста, родители воспитанников.

Актуальность проекта :

лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.

Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной

природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять

мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее

необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать

экологическое сознание маленькой личности.

Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.

В современных условиях, проблема экологического воспитания

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна : первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.

Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного

возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных

условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской

деятельности. В нашем детском саду детские исследовательские проекты,

исследовательские работы, развивающие исследовательские НОД практикуются не первый год.

Цель проекта : создание условий для формирования у ребенка элементов

экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе,

гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны. Изучение детьми

объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и

формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

Задачи проекта :

- разработать и внедрить в практическую деятельность объекты для ознакомления детей с окружающим их миром;

- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;

- формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для дошкольников, так и для самой природы;

- воспитывать у дошкольников эстетические чувства, умение замечать и беречь красоту окружающей природы;

- способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в

вопросах создания эколого–развивающей среды и проведения экскурсий по

объектам экологической тропы;

- повысить экологическое просвещение родителей.

Гипотеза реализации проекта. Реализация проекта позволит повысить

экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.

o Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном

отношении к природе.

o Формирование у детей гуманистической направленности поведения в

окружающих природных условиях.

o Содействовать развитию представлений о растительном и животном

o Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами

экологического направления.

o Презентация проекта на методическом объединении

o Повышение педагогической компетентности воспитателей по

расширению экологических знаний у детей.

Этапы реализации проекта

Определение проблемы и разработка стратегии реализации проекта

1. Разработаны НОД по маршруту экологической тропы.

2. Созданы необходимые условия: методическая подготовка кадровых ресурсов, материально-техническое оснащение.

Схемы экологической тропы.

Составление конспектов НОД по маршруту экологической тропы.

2 этап – основной

Реализация работы по маршруту экологической тропы

1. Выбор объектов для проведения НОД.

2. Проведение последовательных НОД по маршруту экологической тропы;

3. Изготовление гербариев:

Отработана технология проведения последовательных занятий по маршруту

экологической тропы.

3 этап -контрольно- оценочный.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта :

Наше участие в акции "Лес Победы"

Летняя лаборатория. (Песочница);

Поделки из природного материала

Продукты проекта

Формирование грамотного отношения детей к природе;

Детальное обследование экологической тропинки и выделение наиболее интересных объектов;

Выбор вместе с детьми хозяина проекта — сказочного персонажа;

Составление паспорта всех точек тропинки;

Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке;

Наблюдение и помощь объектам экологической тропинки;

Уборка уголков природы от мусора, помощь деревьям, птицам, насекомым;

Опытно-исследовательская деятельность — взаимосвязь человека с окружающей природой;

Использование прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровление детей на свежем воздухе;

Созданы безопасные условия для общения ребёнка с природой, как для ребёнка, так и для самой природы;

У детей сформированы чувства близости к природе и сопереживанию всему живому;

Сформированы умения передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках и других творческих работах.

Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования и другие виды деятельности.

Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного

отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает

интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Взрослый дол жен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нм живт. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы. Задача взрослых - помочь детям накопить первый багаж ярких,

эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе. Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Вс это он может увидеть в природе, и вс это для него впервые, вс удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь. В нашем ДОУ постоянно проводиться работа с детьми по экологическому воспитанию, где формируются представления детей о правильных способах взаимодействия с растениями и животными; рассматривать их не нанося им вред. Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы – специально оборудованного учебного маршрута на природе. Создание нового элемента эколого–развивающей среды на территории дошкольного учреждения позволяет решать задачи экологического воспитания в процессе непосредственного общения ребенка с ближайшим природным окружением.

Экологическое воспитание дошкольников – одна из современных форм воспитания и образования детей — работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с природой, особенностями природного ландшафта, дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.

Экологическое воспитание дошкольников дает возможность увидеть объект в разные отрезки времени. Все это способствует закреплению и обогащению речевого материала, отрабатываются навыки правильного звукопроизношения, развиваются психические процессы. В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, проявляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Работа по экологическому воспитантю позволяет решать следующие задачи:

- учить детей правильно взаимодействовать с природой;

- развивать познавательный интерес к миру природы и эстетические чувства

- формировать представление об отличии природы от рукотворного мира;

- учить устанавливать причинно-следственные связи в природе;

- дать представление о самоценности и необходимости охраны всех без

исключения видов растений; животных, независимо от того, нравятся они ребенку или нет; о тесной взаимосвязи объектов живой и неживой природы (на примере поля, участка леса). При организации работы на экологической тропе можно использовать различные формы: экскурсии, занятия – опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время можно посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если идт ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же мы преследуем конкретную цель (например, при помощи лупы исследовать пень, то можно ограничиться только одним объектом.

Экологическое воспитание дошкольников. Проект по благоустройству и озеленению территории детского сада

Экологическое воспитание дошкольников. Проект по благоустройству и озеленению территории детского сада Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Экологическое воспитание дошкольников

Экологическое воспитание дошкольников Экологическое воспитание дошкольников. Одной из насущных задач, которую ставит перед обществом современный мир — это экологическое воспитание.

Экологическое воспитание младших дошкольников Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении следует с момента прихода детей в ясельную или первую младшую. Главным обстоятельством.

1.Расширение представлений детей о различных природных объектах ,о жизни на земле, в земле, в воде и воздухе.

2. Осознание детьми экологических зависимостей, способствующих развитию современного экологического мышления.

3. Закладывание основы экологической культуры личности.

4. Проявление чувства милосердия, гуманного отношения ко всему живому.

ВложениеРазмер
pedagogicheskiy_proekt.doc 1004.5 КБ
prilozhenie.doc 1.13 МБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Половинский детский сад №1 Краснозерского района Новосибирской области

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Беляева Анна Алексеевна

1.2 Анализ внешней среды

1.3 Анализ внутренней среды

2. Основная часть

2.2 Задачи проекта

2.3 Ожидаемый результат

  1. Реализация проекта
  2. Ресурсное обеспечение

2.5 Мониторинг проекта

3. Заключения. Выводы

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Все чаще можно видеть небрежное, порой безжалостное отношение к природе не только детей, но и взрослых. Поэтому необходимо проводить работу по экологическому воспитанию не только у детей, но и у родителей. Чувственный опыт детей и взрослых приходит в процессе регулярного познания окружающего мира. Именно в детстве ребенок получает эмоциональные впечатления от природы, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются элементы экологической культуры. Мы живем в сельской местности, поэтому у нас в руках большие возможности для воспитания у детей любви к природе родного края, что является основой моего экологического проекта. Мой проект долгосрочный, он охватывает работу с детьми начиная с младшей группы до выпуска детей из детского сада. Данный проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта:

- наблюдения и экскурсии,

- работа с родителями,

1.3 Анализ внутренней среды

Программно – методическое обеспечение

Наличие программ и технологий:

С. Н. Николаевой, 2005 г.,

учебно-методическая, подписные и периодические издания.

- Конспекты занятий и развлечений, сборники экологических сказок.

- Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий;

- отсутствие экологических знаний и педагогического опыта у родителей воспитанников.

Материально – техническая база

- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;

- уголок природы в группе;

- экологическая тропа на участке детского сада;

- огород на участке;

- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);

- библиотечка книг с экологическим содержанием;

- костюмы животных, растений.

- Отсутствие средств ТСО в группе (наличие ноутбука в группе было бы как нельзя кстати).

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.

Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности. Необходимо найти эффективные формы воспитания и обучения дошкольников без ущерба для здоровья.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Основная цель проекта:

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.

1. Формирование у дошкольников представления о живой и неживой природе, их взаимосвязь.

2. Формирование познавательного интереса, желания общаться с природой, наблюдать за природными явлениями, объектами природы.

3. Обеспечение непрерывности экологического образования в системе: ДОУ – семья.

4. Привитие навыка экологически грамотного, безопасного поведения в природе.

5. Воспитание любови и бережного отношения ко всему живому и развитие эстетического восприятия природы.

6. Развитие у старших дошкольников способность к анализу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе.

1 . Расширение представлений детей о различных природных объектах ,о жизни на земле, в земле, в воде и воздухе.

2. Осознание детьми экологических зависимостей, способствующих развитию современного экологического мышления.

3. Закладка основы экологической культуры личности.

4. Проявление чувства милосердия, гуманного отношения ко всему живому.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап – подготовительный ( сентябрь – октябрь 2011г.)

2 этап – практический ( ноябрь 2011 –январь 2013 г.г.)

3 этап – заключительный ( февраль – май 2015 г.г.)

Подготовительный этап( сентябрь – октябрь 2011г)

  1. Изучение программно – методического материала по направлению работы
  2. Диагностика экологических знаний у детей
  1. Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома.

5. Составление каталога художественной литературы о

растениях и животных.

В течение всего этапа

Практический этап ( ноябрь 2011 – январь 2013 года)

1.Обогощение эколого – игровой среды:

- сборник экологических сказок;

- пополнение уголка природы;

- создание сборника наблюдений на прогулке;

2. Разработка конспектов занятий с использованием экологического материала;

3. Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием;

5. Создание экологической тропы на участке детского сада с привлечением родителей;

6. Облагораживание и озеленение территории детского сада совместно с родителями;

7.Наблюдения за объектами живой и неживой природы;

8.Проведение утренников по временам года;

10. Проведение выставок детского творчества( из природного материала) с привлечением родителей;

13.Чтение книг о растениях и животных;

14.Изучение правил поведения в парке, лесу, на водоемах.

Младшая группа ( 2011 – 2012уч. год)

1.Родительское собрание – круглый стол « Домашние

4.Экскурсии в парк в разные времена года

5. Развлечение « Идет матушка весна, отворяйте

6. Разработка и реализация сюжетно – ролевой игры

7. Разработка дидактических игр « Что такое хорошо и

Средняя группа (2012 – 2013 уч. год)

5. Экскурсии в парк

7. Изготовление атрибутов к подвижным играм:

8. Открытое занятие по экологическому воспитанию

9. Разработка и реализация сюжетно – ролевой игры

Старшая группа ( 2013– 2014 уч. год)

2. Открытое занятие по ознакомлению с окружающим «

4. Разработка и реализация сюжетно – ролевой игры «

7. Конкурс рисунков на тему « Волшебный мир зверей

9. Экскурсия к озеру

Подготовительная группа (2014 – 2015)

5. Разработка и реализация сюжетно – ролевой игры «

6. Разработка дидактической игры « Письмо мальчику

7. Разработка дидактической игры « Встреча с

10.Труд и наблюдение на приусадебном участке

детского сада ( посадка овощных культур и цветов)

12.Экскурсии на школьный опытный участок

На протяжении всего срока реализации проекта

Заключительный этап ( февраль – май 2015 уч.год)

5.Подведение итогов проекта, мониторинг экологических знаний дошкольников

- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;

- уголок природы в группе;

- экологическая тропа на участке детского сада;

- огород на участке;

- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);

- библиотечка книг с экологическим содержанием;

- костюмы животных, растений.

- теоретическая и методическая литература,

- материалы по передовому педагогическому опыту.

Информационное обслуживание проекта:

МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Выявление уровня экологической воспитанности дошкольников

экологической воспитанности у детей:

  • Познавательный интерес к природе и ее изучению;
  • Знания об окружающей природе;
  • Восприятие красоты природы и желание любоваться ею;
  • Проявление бережного отношения к природе;
  • Практические умения и навыки по охране природы.

по выявлению уровня экологической воспитанности детей

Для наглядности результаты реализации проекта представлены в диаграмме

Проведенная в течение года работа по экологическому воспитанию позволила прийти к следующим результатам:

- дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;

- у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам), о самоценности природы, положительное отношение к ней,

- у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.

То есть, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.

При организации воспитательно - образовательного процесса по экологическому воспитанию по проекту было обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта и совместная деятельность позволила, в свою очередь:

- педагогам повысить свое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;

- родителям понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, приобретению их детьми умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.

Дети со средним уровнем развития вели себя более уверенно, чем испытуемые с низким уровнем. Но в основном ребята отвечали односложно и не всегда верно, некоторые дети ждали наводящих вопросов или подсказки воспитателя.

Дети с высоким уровнем развития показали неплохие знания об окружающей природе, практически все проявили познавательный интерес к природе. Эти дети уверенно себя чувствовали, были очень активны, использовали развернутые ответы.

Следует отменить, что ребята с высоким уровнем развития не испытывали особых затруднений, речь у них развита хорошо.

По результатам исследования большинство детей находятся на среднем уровне развития. Практически все дети используют полученные ранее знания в практической деятельности.

Дети показали средний уровень – 75%

Дети с высоким уровнем – 8 % развития не испытывают затруднений и Дети с низким уровнем – 17 % развития выполняли задание по подсказке и с помощью взрослого.

Таким образом, мы сочли необходимым апробировать нашу систему работы по повышению уровня экологической воспитанности детей через организацию экологизацию образовательного процесса и организацию предметно – развивающей среды, что не только повысило уровень экологической грамотности детей, но и повысило интерес к объектам окружающей природы.

После реализации проекта нами были использована та же диагностика, что и в начале работы.

Данные об уровне экологической воспитанности детей представлены в таблице 1.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект предназначен для детей и их родителей, содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности и экологической культуры всех участников проекта.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №7


2. Содержание проекта

2.1. Цели и задачи проекта

2.3. Этапы реализации проекта

2.4 Содержание деятельности участников образовательной деятельности

2.4.1 Перспективный план организации экологического образования в старшей группе №14

2.4.2 Самостоятельная деятельность детей

3. Ресурсное обеспечение проекта

4. Критерии оценивания проекта

Приложение к проекту

Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе вечный источник детского разума

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее человечества, никто не станет отрицать, что экологическое воспитание подрастающих поколений – одна из актуальнейших задач современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человека. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный, а затем и школьный периоды развития человека. В эти периоды у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы.

Данный проект предназначен для детей и их родителей, содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности и экологической культуры всех участников проекта:

непосредственно образовательная деятельность;

целевые прогулки и экскурсии;

праздники, развлечения, досуг;

беседы, ситуативные разговоры;

1. Актуальность

В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Это обусловливает те позитивные изменения, которые наметились в экологическом образовании: рамки экологического воспитания расширились от ознакомления детей с природой до воспитания экологического мировоззрения, основанного на представлении о единстве человека с природой и о направленности культуры и всей практической деятельности на ее развитие; сложилась определенная система целенаправленного обеспечения детей знаниями, необходимыми для воспитания экологической культуры, формирования эколого-осознанного поведения в окружающей природной среде, привития практических природоохранных навыков.

Экологическое образование детей дошкольного возраста особенно значимо, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.

Отсутствие или недостаток эмоциональных, чувственных контактов с природой, информации об окружающем мире, ограничение удовлетворения потребностей ребенка в приобретении тех экологических ценностей, которые одобряются обществом, приводят к экологической депривации. [2]

Работа педагога по устранению экологической депривации должна быть направлена, прежде всего, на стимулирование у детей развития чувственного восприятия их непосредственного природного окружения. Необходимо одушевить для ребенка окружающий его мир.

Современное содержание работы с детьми дошкольного возраста по ФГОС ДО предполагает гуманизацию всего педагогического процесса и подготовку детей к следующему образовательному этапу в их жизни. Огромная роль в этом отводится экологическому образованию детей, так как именно в познании природы кроются неограниченные возможности развития личного потенциала каждого ребенка. На сегодняшний день соблюдение экологической культуры, трепетное отношение к природе являются неотъемлемым критерием существования человека на Земле. Кроме того, экологическое образование является основой для всестороннего развития ребенка.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на этапе завершения дошкольного образования мы ориентируемся на целевые ориентиры. Одним из пунктов целевых ориентиров является следующее:

Знакомство с объектами живой и неживой природы, установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями происходит как в ходе наблюдений, так и при экспериментировании с ними. Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

По мнению Н.Н. Подъякова, в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий на окружающие его предмет и явления с целью более полного их познания и освоения. В такой экспериментальной деятельности ребенок решает задачи, проводит опыт и делает выводы, самостоятельно приходит к ответу.

Основная задача дошкольной организации поддержать и развить в ребенке любознательность, интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого процесса условия.

Таким образом, в этой связи огромное значение имеет правильный выбор педагогических технологий сопровождения процесса освоения детьми экологической культуры, формирования экологического сознания. Учитывая актуальность данной проблемы и накопленный опыт, мы предприняли попытку активизировать работу по экологическому образованию детей с помощью проектной деятельности.

2. Содержание проекта

2.1. Цель и задачи проекта

Цель: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанного и бережного отношения к природе.

Создать поэтапную систему работы по экологическому образованию с составлением перспективного плана работы с детьми и их родителями;

Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе, учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека;

Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;

Учить обобщать и систематизировать представления о временах года;

Привлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;

Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.

2.2 Ожидаемы результаты

1. повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности, познавательной активности;

2. развитие интереса к экспериментированию, анализу, обобщению;

3. воспитание внимательного, разумного, бережного отношения к окружающей природе.

У родителей:

1. повышение экологической культуры;

2. создание единого воспитательно-образовательного пространства группы ДОО и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;

3 . участие в совместных экологических мероприятиях и акциях.

2.3. Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на 9 месяцев:

1 этап – подготовительно-проектировочный

2 этап – практический

3 этап – обобщающе-результативный

4 этап – презентация проекта

Мероприятия

Сроки выполнения

Подготовительно-проектировочный этап

Повышение собственной профессиональной компетентности

Изучение программно-методического материала по направлению работы

Обеспечение образовательной деятельности методическим материалом

Подбор программно-методического материала по направлению работы

Подбор диагностического материла

Обогащение предметно-развивающей среды в группе по данному направлению

Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:

-подбор книг для оформления выставок в книжном уголке;

- оборудование уголка экспериментирования;

- пополнение уголка природы;

- изготовление дидактических игр;

Создание картотеки наблюдений на прогулке, включающей тематические наблюдения, художественное слово, загадки, картотеки экспериментирования,

Педагогическое просвещение родителей

Анкетирование родителей по организации экологического воспитания детей дома

Оформление наглядно-агитационного материала по организации экологического воспитания дома.

Практический этап

Выявить уровень экологической воспитанности детей группы

Проведение диагностики по выявлению экологической воспитанности детей подготовительной к школе группы

Реализация поставленных задач

Составление перспективного плана образовательной деятельности по развитию экологической грамотности воспитанников

Организация образовательной деятельности в соответствии с разработанным перспективным планом

Разработка конспектов НОД, бесед на экологическую тему, подбор дидактических игр по экологическому воспитанию

Применение в работе с детьми картотеки наблюдений на прогулке, картотеки опытно-экспериментальной деятельности

Создание условий для самостоятельной деятельности детей: игровой, художественно-эстетической, трудовой, экспериментальной, - в которых они смогут отражать полученные знания, личный опыт.

Привлечь социум в работу по реализации проекта

Наглядная агитация для родителей: папки-передвижки с рекомендациями по экологическому воспитанию дошкольников в семье, памятки с экологическим содержанием.

Привлекать родителей к посадке зеленого корма для попугаев в уголке природы, посадке овощей и цветов на подоконнике

Организация экскурсии в музейно-выставочный центр

Обобщающе-результативный этап

Выявление и оценка эффективности проведенной работы по экологическому образованию детей подготовительной к школе группы

Мониторинг качества экологического образования в группе

Оценка эффективности работы с родителями

Презентация проекта

Обобщить опыт работы по экологическому образованию с детьми подготовительной к школе группы

Подвести итоги работы на педагогическом совете

2.4 Содержание деятельности участников образовательной деятельности.

2.4.1 Перспективный план организации экологического образования в старшей группе №14

Форма организации образовательной деятельности. Тема

Работа с родителями

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Формировать обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды), о состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Закрепить знания о зависимости существования растений, животных от условий внешней среды (температурных, пищевых). Упражнять в восстановлении связей между знакомыми фактами.

Рекомендации родителям: привлекать детей к посильному труду в огороде, на даче, воспитывать трудолюбие, заботливое отношение к природе.

Оценить 3059 0

по экологическому воспитанию дошкольников

Чернова Н.И – воспитатель высшей

Валиева Т.Н. – воспитатель первой

Постановка проблемы

нрaвствeннoe воспитаниe детeй мнoгoгpaнно пo сoдepжaнию.

Этo и любoвь к poдным мeстaм и гopдoсть зa свoй нapoд, и oщyщeниe

свoeй нepaзpывнoсти с oкpyжaющим миpoм, и жeлaниe сoxpанять и

приумнoжать бoгaтствo свoей стрaны.

Кaждoe из нaпpaвлeний дyxoвнo-нpавствeннoгo развития и вoспитaния

oснoвaнo на oпpeдeлённoй систeмe бaзoвыx ценностей и должно

обеспечивать усвоение их воспитанниками. Экологическое образование уже

стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.

Экoлoгичeскoe обpaзованиe дошкольников непрерывный процесс

обучения, воспитания и развития ребенка , направленный на формирование

его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально –

положительном отношении к природе, к окружающему миру, в

ответственном отношении к свoeмy здopoвью и сoстoянию

окpужaющeй сpeды, в сoблюдeнии oпpeдeленныx мopaльных норм, в

системе ценностных ориентаций.

Именно с детьми старшей возрастной группы можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, экологическом образовании, что обусловлено их психофизиологическими особенностями. А.В.Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. Становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний. Дети 5-6лет способны сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения.

Aктуaльнoсть пoднимaeмoй нами пpoблeмы зaключаeтся в тoм, чтo

экoлoгичeскoe вoспитaние и oбpaзoваниe детeй – чpeзвычайнo актyальная

пpoблемa нaстoящeгo вpемeни: тoлькo экoлoгичeскoe миpoвoззpeние,

экoлoгическая кyльтypa нынe живyщих людeй, мoгyт вывeсти планeтy и

чeлoвeчествo из тoгo катастрoфичeскoгo сoстoяния, в кoтopoм oни

Эколoгичeскoe вoспитaниe знaчимо с пoзиций личнoстнoгo paзвития

peбeнкa – пpaвильнo оpгaнизoваннoe, систeматичeски oсyщeствляeмoe в oбpaзoватeльныx yчpeждeнияx пoд pyкoвoдствoм людeй, oблaдaющих

экoлoгичeскoй кyльтypoй, oнo oкaзывaeт интeнсивнoe влияниe нa егo ум,

Как сoздать эффeктивнyю систему экологического образования в детском

саду, основанную на интегрированном подходе?-Как сделать так, чтобы

идeи экoлoгичeскoгo oбpазoвания реализовались через разные виды

Осoбeннoсти o6paзoвaтeльнoго пpoцeссa в сooтвeтствии с ФГОС.Пpoцeссы

вoспитaния и обучения не сaми пo сeбe непoсpедствeннo

paзвивaют peбeнкa, a лишь тoгдa, кoгдa oни имeют деятeльнoстныe формы и

o6лaдaют сooтвeтствyющим сoдepжaниeм.

Один из путeй пoвышения эффeктивнoсти экoлoгическoгo воспитания

сoстoит в испoльзoвании разнообразных мeтодoв и пpиeмoв paбoты.

Пepeчeнь фopм и мeтoдoв экoлoгичeскoй paбoты с дoшкольниками:

. ypoки дoбpoты;. ypoки мышлeния;

. экoлогичeскиe ауцкионы, викторины, марафоны;

. клyб исслeдoвaтeлeй пpиpoды;

. лабopaтopия юнoгo экoлoгa;

. сoстaвлeниe экологических карт;

. экoлoгичeскиe выстaвки и экспoзииии;

. дни экoлoгичeскoгo творчества;

. экoлoгические пpaздники и фecтивaли;

Таким образом, важнейшим условием успешной работы по экологическому

воспитанию, является реализация комплексного подхода, создание среды, в

которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное

отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с

детьми, участвуют в природоохранной деятельности.

Цель проекта: Изучить теоретически обосновать методическии разработать проект.

Задачи проекта:

1.Уточнение представлений детей об источниках возникновения мусора.

3.Отработка в процессе игры практический навык уборки мусора в специально отведенное для этого место.

4.Формирование потребности в чистоте на улицах села, в лесу, на водоемах.

5.Формирование у детей представления о причинно-следственных связях между природными явлениями.

6.Воспитание чуткого, гуманного отношения ко всему живому, желание сохранить первозданную красоту природы.

7. Определение эффективности проекта.

8.Разработка плана мероприятий

9. Реализация содержания проекта.

Целевая группа проект: дети 6-7 лет подготовительная к школе группа

Срок реализации проекта: апрель 2018 года

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап (01.09.2017-31.12.2017)

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

Заключительный этап (май 2018)

Обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций

Для реализации данных задач выделяются ведущие принципы дошкольного экологического воспитания:

Научности. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.

Доступности. Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску.

Проблемности. Принцип предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Примером таких ситуаций может быть элементарная поисковая деятельность детей, экспериментирование, активное наблюдение. Проблемная ситуация характеризуется следующими особенностями: у ребенка есть потребность решить задачу, есть неизвестное, которое необходимо найти и которое отличается определенной степенью обобщенности; уровень знаний, умений ребенка достаточен для активного поиска.

Системности. Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом. Как и в дошкольной педагогике в целом, в экологическом образовании принципы систематизации знаний обеспечивают реализацию принципа научности, так как в основу систематизации положены представления и элементарные понятия, отражающие основные законы природы и социальные взаимосвязи.

Последовательности.Принцип связан с принципами системности и проблемности. Например, экологические занятия должны проводиться в определенной логической последовательности. Этот принцип отражается также в системе последовательного развертывания знаний - от простого к более сложному. Он применим как к обучению детей разного возраста (например, последовательность изложения материала детям от 3 до 7 лет), так и к обучению детей в пределах одного возраста.

Наглядности.Принцип позволяет учитывать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление ребенка-дошкольника. Использование этого принципа предполагает, что для решения целей и задач экологического образования педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком определенного возраста, которые тот может наблюдать непосредственно в своем окружении. Принцип наглядности означает также постоянное использование в работе с детьми наглядного материала: иллюстраций, пособий, видеоматериалов, картин, плакатов, моделей, макетов и т.п.

Гуманистичности. Данный принцип связан прежде всего с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. В конечном счете и целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде.

Интеграции. В настоящее время данный принцип все более активно реализуется в дошкольном экологическом образовании. Важность его применения обусловлена несколькими причинами: во-первых, интегрированным характером экологических знаний как таковых; во-вторых, рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка и, в-третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении. Последнее делает реализацию принципа интеграции в дошкольных учреждениях более реальной задачей, чем в школе. На дошкольном уровне это отражается в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка.

Целостности. Принцип отражает прежде всего целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении также должен строиться с учетом целостного подхода (в отличие от поурочных занятий в школе с преобладанием однопредметного подхода).

Конструктивизма. Данный принцип особо важен при отборе содержания экологического образования именно дошкольников, однако не всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения.

Преемственности. Принципиальная особенность системы экологического образования — это преемственность всех ее звеньев. Как правило, выделяют несколько ступеней (уровней, звеньев) системы непрерывного экологического образования: детский сад — школа — вуз — повышение квалификации специалистов — население. Принцип преемственности предполагает, что содержание экологического образования дошкольников должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного образования. Так, необходимо соблюдать преемственность в работе детского сада и начальной школы, дошкольных учреждений и педагогических колледжей, вузов, готовящих будущих специалистов.

Кейс технологии:

I. Кейсы-инциденты – это группа кейсов, представляющая ребенку уже свершившееся или готовящееся произойти событие (в нашем случае формирования экологической культуры, ситуации опасности для жизни и здоровья детей)

1) Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения;

2) Кейсы-драматизации - иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике;

3) Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений – когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий (например – для опасности здоровью). Дети получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы.

II. Кейсы – вариации и догадки – этот тип кейсов применяется для того, чтобы ребенок научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами.

1) Серия опорных картинок, воспринимая которую ребенок осознает связи между предметами, строит варианты развития событий (например, сачек, шмель, плачущий малыш);

4) Кейсы-варианты развития событий – педагог сам высказывает детям 2-3 возможных варианта развития событий, которые являются результатом наблюдаемого, или которые привели к наблюдаемому на картинке или в инсценировке. Детям предлагается обсудить и выбрать какой-то один из вариантов и обосновать свое мнение.

Для решения поставленных задач работа обозначена в трех направлениях.

Работа с педагогами

Работа с детьми

Специально организованная образовательная деятельность:

Совместная деятельность педагога и ребенка:

Самостоятельная деятельность ребенка:

Работа с родителями

Мероприятия с детьми и родителями:

Общие родительские встречи, клубы:

Групповые родительские встречи, клубы:

Консультации и наглядная информация:

Ожидаемые результаты реализации проекта

- приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;

- повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;

- пополнится развивающая среда в группе;

- повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

- у детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

- дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;

- у детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы;

- дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

- у родителей повысится уровень экологических знаний;

- повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.

Основное содержание проекта

План мероприятий по реализации проекта

Наименование мероприятия

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Изучение программно-методического материала по направлению работы

Знакомство с новыми технологиями:

Подбор программно-методического материала по направлению работы

Подбор диагностического материала

Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:

- создание Экологической тропинки на участке детского сада;

-пополнение уголков дидактические, экологические, игры-путешествия.

Создание сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки.

Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома.

Проведение образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы

Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием

Наблюдения, экскурсии на экологической тропе;

Подведение итогов работы

Презентация проекта (на педагогическом совете)

Продукт реализации проекта

Перспективные планы по экологическому воспитанию дошкольников во всех возрастных группах.

Картотека художественного слова для проведения сезонных прогулок во всех возрастных группах.

Тесты для родителей в интерактивной системе голосования и тестирования VOTUM .

Красная книга родного края.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Мы предположили к концу года получить следующие результаты:

· У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.

· Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.

· У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.

· Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

· Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства

· Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.

· Пополнится развивающая среда в группе.

· Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей

· Обогащение уровня экологических знаний родителей.

· Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.

· Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

· Возможность участвовать в совместных экологических проектах

Критерии эффективности проекта (методы диагностики)

выявить уровень экологической воспитанности детей 5-7 лет

экологической воспитанности у детей:

1. Познавательный интерес к природе и ее изучению;

2. Проявление гуманного отношения к природе;

3. Знания и представления об окружающей природе;

4. Восприятие красоты природы и желание любоваться ею;

5.Практические умения и навыки по охране природы (наблюдение в природе; умение ухаживать за обитателями уголка природы,объектами природы).

Критерии наблюдений за детьми:

1. Частота проявлений бережного отношения;

2. В каких случаях проявляется и на что направлено.

Шкала оценок: Общие показатели:

В (высокий уровень) - 3 балла 55 – 63 балла

С (средний уровень) - 2 балла 30- 55 баллов

Н (низкий уровень) - 1 балл 55 – 63 балла

1.Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Творческий центр "Сфера", 2011

3.Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Мозаика синтез, 2014.

4.Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.

6.Масленникова О.М, Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. -Волгоград: Учитель, 2011

7.Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

8.Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. — М.: Просвещение, 2002.

10.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.

11. Рыжова Н.А. Наш дом — природа. М.: Карапуз, 2005.

12.Рыжова Н.А. Почва — живая земля. М.: Карапуз, 2005.

13.Рыжова Н.А. Что у нас под ногами. М.: Карапуз, 2005.

14. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011

Дополнительная литература для родителей и детей:

1. Береги живое. Часть 2. В лесу, на лугу – М., Весна-Дизайн 2006

3. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Здравствуй, мир! Окружающий мир.

Часть1 - 2, - М., Издательство: Баласс, 2006

4. Егупова В.А. Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. Часть 1, 2, - М., Ломоносовская школа, 2009

Читайте также: