Как замотивировать родителей на взаимодействие с доу

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Повышение мотивации родителей к сотрудничеству

Аннотация. Доклад ознакомит с некоторыми формами работы с родителями, которые при современном подходе могут стать нетрадиционными и эффективными способами взаимодействия педагога и родителя с целью повышения мотивации к сотрудничеству.

В данной работе, логично было бы обсудить различные формы работы с родителями, которые будут наиболее эффективно реализовывать цели, поставленные современными реформами в образовании. Основным является сотрудничество и взаимопонимание, стремление к единству в достижении поставленной цели между педагогами образовательного учреждения и родителями – это успешность в обучении ребенка.

Если учитель внимательно слышит. Я не ошиблась в выборе глагола. Именно, слышит, а не слушает своего оппонента, которым в данный момент является родитель, и вовремя реагирует на жалобы или пожелания, то есть вероятность избежать каких-либо осложнений, как в детском, так и родительском коллективе.

Большой сложностью подчас является, казалось бы, элементарный вопрос, а именно, что все родители хотят, чтобы обучение ребенка в школе было наиболее комфортным и плодотворным. И в тоже время отстраняются от участия в классных или школьных мероприятиях, оправдывая это огромной занятостью. И вот, как мне кажется, важная задача классного руководителя донести до родителей, что единомыслие родительского и педагогического коллектива школы – это успешность школьника не только для достижения наилучшего учебного результата, но и в воспитании общечеловеческих качеств личности, уважения в отношениях ко всем людям, умения проявлять такт, сочувствие.

Некоторые формы работы, которые могут поспособствовать повышению мотивации родителей к участию в классной и школьной жизни ребенка, которые я практикую:

2. Экскурсионная деятельность.
Это особый интересный вид сотрудничества педагогической триады. Есть, действительно, активная группа, которая с удовольствием посещает экскурсии, а другая часть живет отстраненно. А вот, если бы они хотя бы раз съездили на экскурсию со всем классом, то увидели бы как общается их ребенок с одноклассниками, как слушается рассказ экскурсовода, на сколько ему интересна тематика экскурсии и т.д. Для повышения активности родителей, провожу достаточно большую информационную работу по итогам прошедшей экскурсии и среди детей, и среди родителей: размещаю фотографии мероприятия, видеоролики и познавательную информацию.

3. Совместно с педагогом планирование и организация родителями конкурсов, развлечений на классных мероприятиях.
Родителям предоставляется полная свобода в выборе развлекательных мероприятий и подборе конкурсов, вопросов викторин и др. Моя задача состоит в том, чтобы рассмотреть все пункты мероприятия со стороны ТБ, ОБЖ и согласовать с администрацией и, конечно же, привлечь к участию наибольшее количество родителей.

4. Тематические родительские собрания с использованием ИКТ технологий.
Конечно, все папы и мамы, желают своим любимым чадам только самого хорошего. Но порой не объективны в своих выводах и решениях, порой не хватает педагогических знаний и опыта, о чем они могут и не догадываться. Поэтому, я считаю, что тематические беседы на родительских собраниях являются необходимыми, хотя нельзя отнести к нетрадиционным формам. Но использование новых информационных подходов делает этот всем педагогам известный способ общения с родителями – нетрадиционным, новым, интересным. А именно, использование тематических презентаций, анкетирования, диспутов, демонстрация видеороликов – все это является мощным фактором в стимулировании родителей не только к общению с педагогом, но и желание присутствовать на родительских собраниях.

В заключении хотелось бы сказать, что любые формы работы можно сделать нетрадиционными, если привнести в них толику новизны, неординарности, которая поспособствует повышению мотивации со стороны родителей, а, следовательно, станет ступенькой к успешности самого ребенка.

Общение- самый привычный способ установить отношение с другими людьми. Связь общения с деятельностью является принципиальной и лежит в основе психолого-педагогических встреч специалистов с родителями. Общение опосредовано деятельностью самих детей, создающей дополнительную опору для эффективного взаимодействия, что позволяет вовлечь семью в психолого- педагогический процесс

Анализ запросов родителей и их ожиданий от детского сада

Формы сотрудничества родителей и педагогов :

- родительские собрания

(Н. М, Метенова Родительские собрания в деском саду)

-выступление специалистов (логопедов, психологов)

(индивидуальная работа с родителями, решение общих вопросов)

- дни открытых дверей

- собеседование (индивидуальная работа с родителями)

Наглядно- текстовая информация

Этапы сотрудничества :

-заключительный (обобщение полученного опыта)

При возникновении общения педагогов и родителей :

современной классификации различают несколько стереотипов поведения родителей.

Агрессивно недовольные родители, постоянно критикующие действия воспитателей, часто требуют разбирательства их претензий в вышестоящих инстанциях, хотя дело можно решить в режиме конструктивного общения с работниками детского сада. Это может негативно сказаться на взаимоотношениях их детей с педагогами, которые стараются любыми путями избежать конфликта.

Типы поведения воспитателей

Воспитатели родителей считают, что мамам и папам (как и детям) требуется все объяснять, так как они менее компетентны, чем специалисты, которые занимаются с детьми каждый день. Такие воспитатели обычно не учитывают особенности семьи конкретного ребенка, считают свое мнение единственно правильным. Как ни странно этот стиль отношений часто проявляется не только у опытных воспитателей, но и у молодых специалистов.

Закрытые воспитатели стараются не привлекать внимания к своей работе, не любят делиться своими профессиональными трудностями, так как опасаются критики со стороны коллег, родителей, руководства. Скованные и немногословные со взрослыми, они сосредоточены на своей работе, исполнительно и комфортно чувствуют себя только среди детей. С родителями не всегда делятся информацией об их детях.

Интеллектуалы – воспитатели, которые игнорируют коммуникативную деятельность дошкольников, не учитывают эмоциональную мотивацию их поведения. В своей работе они больше внимания уделяют занятиям, а не игре и общению детей друг с другом.

Педанты требуют четкого выполнения режима, правил поведения, соблюдения тишины и порядка. Любое бурное проявление индивидуальности ребенка рассматривается ими как нарушение. В результате тихие и послушные дети становятся любимчиками, а активные и подвижные часто наказываются как возмутители спокойствия. Информация, которую получают родители от таких педагогов, касается в основном вопросов дисциплины и поведения ребенка.

Родителей нужно считать нашими помощниками и союзниками в сложных вопросах обучения и воспитания, обязательно нужно опираться на их компетентность и заинтересованность. Ведь цель у нас одна - здоровый, активный, успешный ребёнок. А чтобы добиться максимально эффективного сотрудничества и хороших результатов, при беседе с родителями нужно не только подробно рассказывать о подходах к образованию и воспитанию, особенностях программ, приоритетных направлениях и перспективах развития, но и выяснять ожидания родителей в отношении детского сада

Аналитическая справка о деятельности воспитателя ГБДОУ

Аналитическая справка о деятельности воспитателя ГБДОУ Предлагаю вам аналитическую справку, которую я готовила к концу учебного года. 1. ФИО, стаж, категория, учреждение. 2. Анализ списочного.

Мастер класс для родителей. Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей дошкольного возраста 5–6 Цель: 1. Приобщить родителей к образовательному процессу. 2. Ознакомление с методами и приёмамиобучения детей: - развитие мелкой моторики,.

Современная развивающая среда и использование медиатехнологий в ДОУ

Современная развивающая среда и использование медиатехнологий в ДОУ Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства требуют создания новых форм познавательного, учебного и игрового.

Справка о наличии перспективного плана прохождения педагогическими работниками курсовой подготовки и его выполнении АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА о наличии перспективного плана прохождения педагогическими работниками курсовой подготовки и его выполнение Составила:(ФИО,.

Справка о наличии перспективного плана прохождения педагогическими работниками курсовой подготовки (помощь аттестующимся) АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА о наличии перспективного плана прохождения педагогическими работниками курсовой подготовки и его выполнение Составила:.

Возможные трудности при организации взаимодействия с семьями. Мотивация родителей на сотрудничество с ДОУ Одним из требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования является взаимодействие с родителями.

Повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьей. Обучение навыкам дифференцированно подходить к организации работы с родителями; обозначить направления работы педагогов с семьями воспитанников; обогащение практического опыта педагогов в работе с родителями.

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Семинар – практикум для педагогов

«Методы и способы мотивации родителей

Автор: педагог – психолог Губер Т.В.

Январь 2018 год

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьей.

- формировать умения дифференцированно подходить к организации работы с родителями;

- обозначить направления работы педагогов с семьями воспитанников;

- обогащение практического опыта педагогов в работе с родителями.

Ход мероприятия:

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Наше дошкольное учреждение много делает для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Мы знаем о существовании роли педагога, родителя, взрослого. Причем у каждой роли может быть своя реальность и каждый будет прав, но по-своему.

Специалисты – это тоже взрослые, они также нуждаются в понимании, уважении к своей работе. Очевидно, что без удачного общения и взаимодействия с семьей ребенка хорошие результаты почти недостижимы.

Мотивация родителей на сотрудничество с работниками ДОУ

Пирами́да потре́бностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощённое изложение идей американского психолога Абрахама Ямаслоу. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей.

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая, — стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

Задание 1. Определите соответствие. Что подразумевает каждая потребность.

Цель: поиск эффективных форм привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения.

  • Методическая помощь педагогам в сфере работы с родителями
  • Изучение семей детей
  • Изучение семейного опыта в воспитании и обучении детей
  • Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии
  • Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ через организации интересных форм работы
  1. Изучить рекомендации и руководства передового педагогического опыта
  2. Разработать теоретический алгоритм по решению проблемы
  3. Определить круг работы каждого специалиста и воспитателя
  4. Подобрать анкеты, тесты для воспитателей и родителей
  5. Подобрать и апробировать формы и содержание работы по привлечению родителей к деятельности ДОУ

Этапы:

1 этап – работа с кадрами;
2 этап – работа с родителями;
3 этап – подведение итогов.

  1. Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей и педагогов
  2. Совершенствование уровня включения родителей в деятельность ДОУ
  3. Создание благоприятных условий для привлечения родителей к участию в деятельности ДОУ

Гипотеза:

Если выстроить эффективную технологию взаимодействия с родителями: через: организацию интересных формы работы, координацию деятельности всего педагогического коллектива, создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей, то можно повысить уровень привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения.

Показатели степени включения родителей в деятельность дошкольного учреждения (по О.В. Солодинкиной и А.А.Майера) или какие результаты мы хотели бы получить

  • О педагогической деятельности в целом
  • О специфике работы с детьми в целом
  • Об особенностях образовательного процесса в ДОУ
  • О возможных результатах деятельности детей дошкольного возраста

2. Изменение характера вопросов родителей к педагогам детского сада, рост их педагогических интересов и знаний.
2. Владение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
3. Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активность; участие в конкурсах, досугах, праздниках и т.д.
4. Понимание родителями практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе.
5. Степень проявления интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.
6. Общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в детском саду.

Высший уровень проявления показателей является критерий включённости родителей в планирование образовательного процесса в дошкольном учреждении

  • Положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу, осознание её целей и личностной заинтересованностью
  • Совместным планированием, организацией и контролем за жизнедеятельностью детей
  • Свободой выбора участников деятельности
  • Позицией администрации, способствующей самореализации и самовыражению педагогов и родителей

В работе ДОУ на данный момент актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей.

Родители очень нуждаются в помощи и поддержке в воспитании собственных детей. Не парадокс ли? Но это так. Кто же им поможет? Одной из злободневных и актуальных задач нашего времени становится взаимодействие и сближение образовательного учреждения и семьи, а также распространение накопленного в этом направлении опыта.
Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей.

Семья играет главную роль в жизни ребенка. Первыми, кто передает ребенку опыт в непосредственном эмоциональном, нравственном, художественно-эстетическом, социально-личностном развитии становятся близкие взрослые, прежде всего его семья. Хорошо если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой атмосфере, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Он растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитие способностей, формировании ценных жизненных ориентаций. Мы считаем, что педагоги и родители должны искать вместе наиболее эффективные способы решения проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи.

  • Создание благоприятных условий для привлечения родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;
  • Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
  • Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

Преобладающая часть родителей — не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знании в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Поэтому, сотрудничая с родителями мы стремимся к позиции поддержки, учитываем эмоционально-личностные особенности как ребенка, так и его близких, придумывая способы вовлечения родителей в воспитательный процесс, предоставляя им право свободно, по своему усмотрению, знакомиться с жизнью ребенка в разных видах деятельности: в игре, труде, во время еды, на прогулке и т.д. Такие наблюдения источник новых, подчас неожиданных знаний о ребенке.

Взаимоотношения педагогов и родителей возможно лишь в том случае, если педагоги являются советчиками, размышляют вместе с родителями, договариваются о совместных действиях. Для активизации воспитательных возможностей родителей педагогу целесообразно использовать разнообразные активные формы общения с ними: дискуссионные встречи, практикумы, тренинги, совместные досуги взрослых и детей, фольклорные семейные вечера, познавательно-игровые викторины и многое другое.

Еще одна из интересных форм работы ‚с родителями является создание игротек в холлах детского сада. Где родители вместе с детьми могут окунуться в мир занимательных игр.



Организуем выставок совместного творчества детей и родителей по изобразительной деятельности в течение года, поделок из природного материала. Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже стали традиционными, но всё же вызывают огромный интерес малышей и желание мам и пап заниматься со своими детьми изобразительным искусством.






Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогает выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения.

В заседаниях клуба принимают участие не только педагоги и родители, но и дети. Участвуя в таких акциях дети, родители и педагоги получают творческий импульс к развитию своих способностей, а так же эмоциональную и духовную поддержку. Дети получают возможность разобраться в той или иной информаций, а родители, незаметно для себя, с увлечением передают свои знания и опыт.

Данная форма организации общения педагогов и родителей выполняет доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствует изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивает рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми – протягиваются невидимые нити дружбы и сотрудничества.

Таким образом, особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяющее его чувство самоценности влияние на ценностные ориентации и мировоззрение ребенка.

Если выстроить эффективную технологию взаимодействия с родителями через: организацию интересных формы работы, координацию деятельности всего педагогического коллектива, создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей, то можно повысить уровень привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения. (Приложение 1)

Читайте также: