Принятие христианства право на руси категории населения княжеские усобицы план урока

Обновлено: 06.07.2024

Конспект урока разработан для учащихся 6 класса. Целью урока является представление личности великого князя Владимира, решившегося на принятие христианства;показать благотворную роль принятия христианства на дальнейшее развитие государства.

Оценить 2129 0

Тема: Принятие христианства на Руси.

Цель: дать представление о личности великого князя; решившегося на принятие христианства; обосновать причины принятия христианства; показать благотворную роль принятия христианства.

Задачи: формировать у учащихся представление о крещении Руси, как важном событии, повлиявшем на дальнейшее развитие государства; развивать умение работать с текстом документов и учебника; развивать речь, память, внимание.

Основное содержание: Князь Владимир Святой; язычество; трудный путь выбора новой веры.

Основные даты: 988 г.- Крещение Руси.

1. Князь Владимир.

2. Причины принятия христианства на Руси.

3. Крещение Руси.

4. Значение принятия христианства.

В конце урока вернуться к этому вопросу.

При нехватке времени оставить на домашнее задание.

Сегодня мы будем говорить о князе Владимире I, и причинах побудивших его принять христианство.

В 963 году у Святослава Игоревича родился сын, которого нарекли Владимиром. Воспитывал его дядя, брат матери Добрыня- язычник по вере.

Слайд. Великий князь Владимир. Худ. В. Васнецов.

В юности Владимир был язычником и вёл соответствующий образ жизни.

Вопрос: Вспомните что такое язычество?

Язычество- религиозное верование (многобожие).

На киевских холмах князь Владимир установил идолы шести языческих богов: Перуна- бога грома и молний

Даждьбога- бога плодородия

Стрибога- повелителя ветра

Хорса- бога Солнца

Мокоши- женское божество

Семаргла- бог почвы, растений.

Этим идолам приносили даже человеческие жертвы.

2. Обострение внешнеполитической ситуации ускорило процесс принятия христианства на Руси.

Вопрос: Предположите, чем было вызвано принятие православного христианства Русью?

Византия попросила помощи от Руси против мятежников. Владимир обещал помощь, но взамен попросил руки Анны, сестры императора Константина. Братья согласились, но Анну замуж выдавать за Владимира не спешили. По условию Константина, князь Владимир должен был принять христианскую веру. В ответ на это Владимир берёт Херсонес и идёт на Константинополь. Византийцы согласились на перемирие и на брак Владимира с Анной.

Но были ещё более важные причины принятия Русью христианства

Учащиеся выполняют запись в тетрадь.

Причины принятия христианства.

1. Необходимость объединения племён.

2. Оправдание социального неравенства.

3. Повышение международного авторитета Руси.

4. Приобщение к византийской культуре.

Владимир понимал, что удерживать под своей властью славянские племена, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Необходима была другая сила, которая бы смогла привести к мирному объединению племён. И это было христианство. Только через единую веру, можно прийти к миру и согласию.

К тому же некоторые племена были недовольны тем что, по их мнению их главные божества принижались рядом с киевским Перуном. Отсюда шли ссоры, раздоры, стычки.

Вопросы: -Какие религиозные верования были отвергнуты Владимиром и почему?

- Стояла ли Русь в это время перед каким-либо религиозным выбором?

3. По преданию, незадолго до крещения, Владимир ослеп. Анна, узнав о недуге, посоветовала Владимиру поспешить с принятием христианства.

Слайд. Крещение князя Владимира. Худ. В. Васнецов.

Обряд крещения состоялся. При выходе из купели Владимир прозрел. Вскоре, в Киеве венчался с Анной, на реке Почайне крестил киевлян в 988 году. Слайд. Крещение киевлян. Худ. Лебедев.

Древние идолы были сброшены в Днепр.

Вопросы: - Каков был характер крещения Руси ?

- Подумайте, в чём причина того, что славяне противились принятию христианства?

- Чем можно объяснить живучесть языческих верований на Руси?

4. Значение принятия христианства на Руси.

Учащимся предоставляется возможность самим ответить на этот вопрос.

Учащиеся при помощи записей, учебник, собственных умозаключений, излагают значение, результаты, положительные моменты от принятия христианства.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема : Зарождение раннефеодальных отношений в Киевской Руси. Принятие христианства.

Цель урока: охарактеризовать сущность раннефеодальных отношений в Киевской Руси, выделить их особенности в сравнении с процессами в Западной Европе; оценить значение принятия христианства при князе Владимире для социально – политического развития государства.

План урока:

Значение крещения Руси.

Основные понятия: усобица, печенеги, христианство, православие.

Важнейшие даты: 988 г. – принятие христианства на Руси.

Проверка домашнего задания.

Проверить контурные карты;

Княгиня Ольга. Годы жизни ? – 969 гг.; годы правления: 945 – 964 гг.

Император Константин VII Багрянородный: годы правления 913 – 959 гг.

Император Роман I Лакапин: соправитель Константина VII Багрянородного с 920 г. по 944 г.

Император Роман II . Годы правления: 959 – 963 гг.

Император Никифор II Фока. Годы правления: 963- 969 гг.

Первый исторически достоверный полский князь из династии Пястов Мешко I . Годы правления: 960 – 992 гг.

Князь Болеслав I . Годы правления: 935 – 972 гг.

Изучение нового материала.

Преподаватель сообщает: Собираясь во второй поход в Болгарию, Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями: старшего Ярополка – посадил в Киеве, второго Олега – в Древлянской земле, а младшего – Владимира – в Новгороде. В 972 г. Святослав умер, и скоро братья перессорились между собою и пошли друг га друга войной. Началась первая усобица на Руси.

Запись в тетрадях:

Усобицы – войны между князьями за великокняжеский престол.

Преподаватель сообщает:

В 980 г. Владимир становится единовластным правителем Руси. Он завершил объединение земель. Произошло качественное изменение в отношениях Киева и племён: сыновья Владимира становятся наместниками, т. е. укрепляется система управления страной.

Учащимся предлагается выполнить задание на основании материала учебника (параграф 8, с. 58 – 59) составить таблицу:

Владимир на Волыне

Тмутараканское княжество (современный Крым)

Преподаватель сообщает: Владимир продолжал вести активную

внешнюю политику своего. отца в985г. вновь предпринял поход

против Дунайской Болгарии и заключил с ней мир. Также обозначилось новое направление во внешней политике – западное:

Русь вступила в борьбу с Польшей. Объектом раздора стали пограничные территории в районе Закарпатья – так называемая Червенская Русь (показать на карте).

Запись в тетрадях:

Печенеги - тюркоязычный кочевой народ. В VIII IX вв. их кочевья располагались между низовями Волки и Урала. В IX в. печенеги переместились в южнорусские степи и стали совершать набеги на Русь.

Преподаватель продолжает рассказывать новый материал: Стремясь оградить южные границы Руси от постоянных набегов, Владимир предпринял строительство крепостей на левобережье Днепра (показать на карте).

Работа с учебником: На основе материала учебника (параграф 8 с. 60 – 61) учащиеся должны записать по пунктам предпосылки крещения на Руси:

Предпосылки крещения на Руси:

А) Интересы развивающегося государства (централизация) требовали отказа от многобожия и введения монотеистической религии;

Б) Этого требовали международные условия, т. к. почти весь европейский мир уже перешёл к христианству;

В) Христианство с его новыми нравственными нормами требовало

Гуманного отношения к человеку, т.е. несло в себе огромную воспитательную функцию;

Г) Приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, письменности, духовной жизни страны;

Д) Усложнение социальной структуры общества на Руси требовало объяснения, новой идеологии, которую как раз и смогло представить христианство.

Запись в тетрадях:

Христианство – одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникла в I в. н э. в Иудее. Общий признак, объединяющий христианские вероисповедания – вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира.

Преподаватель сообщает: К концу X в. христианство уже проникло на Русь. Известно, что среди дружины князя Игоря были христиане, более того, жена Игоря, княгиня Ольга, тоже крестилась. Она уговаривала креститься и своего сына Святослава, но тот не считал это удобным для себя.

Владимир не сразу пошёл на введение христианства. Сначала он решил провести реформу язычества, стремясь поднять древние верования до уровня государственной религии: приказал поставить деревянные кумиры шести богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргила и Мокоши. Однако эта религиозная реформа не принесла того результата, на который рассчитывал Владимир. И он избрал православное христианство.

Запись в тетрадях:

Православие – христианское вероучение, сложившиеся в Византии как восточнохристианская церковь, в отличие от возникшего на Западе католицизма.

Работа с учебником:

Беседа с учащимися по вопросам:

- Означало ли такое испытание насильственное, или даже добровольное крещение, то, что, человек сразу станет христианином? (Нет, пройдут ещё долгие десятилетия, прежде чем христианство восторжествует на Руси, более того, язычество так до конца и не сдалось, многие языческие традиции и праздники совместились с христианскими).

Работа с учебником: на основании материала учебника (параграф 8, с. 62 – 63) и с вашей помощью ученики должны записать важнейшие последствия крещения Руси:

А) политические:

2) Христианство стало государственной религией, связывало светскую и церковную власть и объединяло многоэтническое население в единое целое.

3) Династическое родство с византийскими императорами.

1) Создание церкви как института и церковной организации по византийскому образцу;

2) Вхождение русского государства и народа в круг византийской культуры ценностей, искусства и т. д.

3) Возможность, в отличие от католицизма, ведения проповеди на родном для верующих языке.

4) Введение кириллической азбуки и начало литературы.

III . Итог урока.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов дальнейшего исторического развития Руси.

Домашнее задание.

Параграф 8, повторить термины и записи в тетрадях.

Дополнительное задание. Ответить на вопрос: кто правил в то же время, что князь Владимир в Византии, Болгарском царстве, Священной Римской империи, Франции, Польше, Чехии, Венгрии?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уяснить образ Владимира Красно Солнышка, цели проводимых им войн, походов и реформ.

Дать представление о принятии христианства на Руси.

Показать особенности христианства по сравнению с язычеством.

Оценить значение принятия христианства при князе Владимире для социально – политического развития государства.

Оборудование:

карта “Киевская Русь в IX-начале XII вв.”;

документ “Повесть о временных лет”;

иллюстрации М. Макарова “Свержение идолов языческих богов в Киеве”;

В. М. Васнецов “Крещение киевлян в вода;

Презентация “Владимир Святославович. Принятие христианства и его значение”.

Основные понятия и термины: усобица, христианство, религия, язычество, православие.

II. Изучение нового материала.

План изучения нового материала.

Начало правления князя Владимира.

Причины принятия христианства.

Значение принятия христианства.

1. Начало правления князя Владимира. Объяснение нового материала учитель начинает с беседы по вопросам:

– Какие князья после смерти Святослава претендовали на княжеский престол?
– На какую силу опирались князья?
– В чём были сильные и слабые стороны наёмного войска?
– Как Владимир решал вопрос о варягах-наёмниках? Почему это было важным государственным делом?

Рассказ учителя: Особо следовало бы остановиться на последних двух десятилетиях перед Крещением. У прославленного завоевателя Святослава, сына Игоря и св. Ольги, было три сына. Старшего, Ярополка отец ещё при жизни посадил в Киеве (предпочитая проводить жизнь в военных походах вдали от столицы), Олега – в Овруче, а младшего, Владимира – в Новгороде. Но по малолетству назначил им в управители своих воевод: Ярополку – Свенельда, а Владимиру – его дядю, Добрыню. В точности неизвестно, в силу каких причин между братьями возникла ссора, следствием которой была гибель Олега и бегство Владимира за море к варягам, но более правдоподобно было бы относить её, скорее, к интригам воевод-регентов, нежели на совесть юных князей.

Записать в тетрадь:

Княжил в Киеве и опирался на варягов-наёмников.

Правил в Древлянской земле и опирался на дружину из крестьян.

Правил в Новгороде, опирался на варягов-наёмников и крестьян, ремесленников.

В 972г Святослав умер, между братьями вспыхнула ссора и пошли они войной друг на друга, началась усобица между братьями.

Записать в тетрадь:

Усобица – война между князьями за великокняжеский престол.

В результате междоусобиц погиб Олег, а Владимир изгнал Ярополка и занял Киев. Изгнание варягов-наёмников и создание русской княжеской дружины позволили Владимиру укрепить обороноспособность страны.

Работа с картой “ Киевская Русь в IX–XII вв.”.

Учитель показывает на карте походы князя Святослава против кочевников. В результате этих походов сложилась огромная территория Киевского государства.

Работа с текстом параграфа (§ 5, страница 63–66).

Учащиеся работают с текстом и определяют систему мер, проведённых Владимиром для укрепления южных границ Руси.

Учащиеся называют эти меры:
– создание мощной системы крепостей на южной границе;
– создание гарнизонов крепостей из жителей северных областей;
– строительство сигнальных башен.

Учитель подводит учащихся к следующим рассуждениям и выводам:

К обороне страны было привлечено всё население, а не только жители приграничных областей, происходит общегосударственное укрепление границ;

Оборона становится общенародным делом, а это усиливает обороноспособность государства, создаются крепости на юге, куда переселяются жителей с севера для несения сторожевой службы;

Благодаря государственному подходу Владимира к обороне страны натиск печенегов был приостановлен.

2. Причины принятия христианства. Рекомендуется изучение вопроса начать с работы с картой:
– Назовите и покажите территории соседних с Русью государств.

Учащиеся показывают и называют:
– Хазарский каганат,
– Византию,
– Волжскую Булгарию,
– Польшу,
– племена балтов, финно-угоров.

Учитель акцентирует внимание на вероисповедании соседей Руси:
– хазары – иудаизм,
– волжские булгары – ислам,
– Византия – православие,
– Польша – католичество.

Следовательно, это были религии, в основе которых лежала вера в одного бога. Только племена балтов, финно-угоров были язычниками.

Записать в тетрадь:
Рели́гия – особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Язычество – идолопоклонство, вообще – религия, основанная на поклонении многим богам.

Учащиеся с помощью учителя называют и записывают причины принятия христианства на Руси:

Объединить и покорить восточнославянские племена можно было, только на основе общей монотеистической религии (то есть веры в одного бога).

Необходимость усиления княжеской власти.

Стремление сблизить Русь с Западной Европой, преодолеть культурную изоляцию Руси.

Социальное расслоение и имущественное неравенство требовало идеологического обоснования.

Стремление укрепить международный авторитет Руси.

Записать в тетрадь:

Христианство – одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникла в I в. н. э. в Иудее. Имеет три основных направления :католицизм, православие, протестантизм. Общий признак, объединяющий христианские вероисповедания – вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира.

3. Крещение Руси.

Рассказа учителя о принятии христианства Русью.

Прежде всего, следует вспомнить, что много лет на Киевском столе правила княгиня-христианка – св. Ольга (945–969); если сомневаться ещё в христианстве князя Аскольда (. -882). Уже в тексте договора с Византией под 944 г. упоминается соборная церковь св. прор. Илии, а также, по словам летописца, мнози беша (были) варязи христиане (Повесть временных лет; далее – ПВЛ). И если блаженная Ольга не успела привлечь к правоверию своего единственного сына Святослава, т.к. на момент принятия ею христианства (944) он был уже достаточно взрослым человеком, к тому же поглощённым страстью к военным подвигам, то, не исключено, что преуспела она в отношении своих внуков – Ярополка и Владимира, тем более, что старший из них – Ярополк находился на её попечении лет до 13, а Владимир был ещё несколькими годами младше.

Во всяком случае, нам известно, что Ярополк, будучи правителем, политически “некрещеного” государства, весьма покровительствовал христианам: христианом даде волю велику, как читаем в Иоакимовской летописи. Таким образом, есть все основания полагать, что в 80-е гг. X в. в Киеве уже не только многие варяги и бояре, но и отчасти простые горожане, не говоря уже о купцах, крестились и были христианами. Но большинство жителей, как древней столицы, так и других крупных городов, бесспорно, были язычниками, довольно мирно уживавшимися с христианским меньшинством. Наиболее консервативным было население деревень; культивирование языческих верований здесь сохранялись ещё многие столетия.

Итак о Владимире как будущем крестителе Руси.

Записать в тетради:

Православие – христианское вероучение, сложившееся в Византии как восточнохристианская церковь, в отличие от возникшего на Западе католицизма.

988 год – крещение Владимира I.

Работа с документом “Повесть временных лет” о крещении Руси.

(Распечатать каждому ученику.)

“Корсунь же отдал грекам как вено за царицу, а сам вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, – чтобы принял он возмездие от людей. "Велик ты, Господи, и чудны дела твои!". Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: "Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его". Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор. Затем послал Владимир по всему городу сказать: "Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, – будет мне врагом". Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре". На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ; а дьявол говорил, стеная: "Увы мне! Прогнан я отсюда! Здесь думал я обрести себе жилище, ибо здесь не было учения апостольского, не знали здесь Бога, но радовался я служению тех, кто служил мне. И вот уже побежден я невеждой, а не апостолами и не мучениками; не смогу уже царствовать более в этих странах". Люди же, крестившись, разошлись по домам. Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его, воззрел на небо и сказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правильную и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на тебя и на твою силу". И сказав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых.”и иллюстрациями: М. Макарова “Свержение идолов языческих богов в Киеве” В. М. Васнецов “Крещение киевлян в водах Днепра”.

На основе документов учащиеся анализируют процесс крещения Руси.

Рассказа учителя: важно отметить, как распространялось христианство. Распространение христианства не было мирным процессом. Единобожие вводились “огнём и мечом” (например, в Новгороде). Язычество долго не уступало место христианству.

Работа по рисунку страница 70.С. В. Иванов “Христиане и язычники”

Рассказа учителя: по мере постепенного распространения христианства появляются и служители новой веры – это духовенство: священники, епископы. Архиепископ – старший епископ. Митрополит – одна из высших должностей в церкви, глава крупной епархии, подчинён только патриарху из Константинополя.

Для управления церковью на Руси сразу была образована митрополия с центром в Переяславле и три епархии – Киевская, Новгородская, Белогородская. Самыми первыми митрополиями были греки, приехавшие в Киев.В крупных городах были построены городские соборы: в Киеве – Десятинная церковь, затем Софийский собор, в Чернигове – храм Спаса, Новгороде – Софийский собор.

4. Значение принятия христианства. Рекомендуется изучить по учебнику.

Вопрос:
– В чём значение принятия христианства на Руси?

Работа с текстом “Историческое значение крещения Руси” (с. 70).

Учащиеся отмечают следующее:
– княжеская власть и власть феодалов укрепилась, что способствовало объединению Руси;
– византийская культура распространилась на Руси;
– международное положение Руси укрепилось, Русь входила в круг христианских государств.

III. Закрепление изученного материала.

Вопросы:
– Почему князь Владимир изменился, став христианином?
– Почему была выбрана православная вера?
– В чём заключается значение принятия христианства?

IV. Итог урока.

Конспект и самоанализ урока по теме

Способствовать формированию представлений о правлении князя Владимира, о принятии христианства и его значении.

Образовательные ресурсы

. Правление князя Владимира

2. Причины принятия христианства

3. Крещение Руси

4. Значение принятия христианства.

Личностнозначимая проблема

Какие перемены в жизни древнерусского государства произошли после принятия христианства?

м етоды и формы
обучения

Методы: наглядный, поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Планируемые результаты

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему:

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. Ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ; выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства; выяснить систему управления Древнерусским государством

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

Приветствие учащихся, проверка отсутствующих

Садятся на свои места, настраиваются на работу

Прежде чем мы с вами дальше отправимся листать страницы нашей истории, давайте вспомним некоторые понятия, которые изучили на прошлых уроках.

Скажите, пожалуйста, что такое религия?

Какие верования существовали у славян?

Дайте определение понятию язычество.

Отличались ли славяне от германских племен?

Какую религию исповедовали германцы?

Как называется такое явление?

Мы сказали, что славяне исповедовали язычество, скажите, предпринимались ли попытки принять новую религию?

Каким образом религия влияет на государства?

Религия – вера в сверхъестественные силы и существа

Язычество – вера во множество богов

Славянские племена от германских не отличались

Германцы исповедовали христианство, но частично сохранились языческие обряды

Да. Княгине Ольга приняла христианство в 957 г. и пыталась склонить к этому сына Святослава, но попытка не увенчалась успехом. Святослав остался язычником

Религия способствует укреплению государства и объединению народа

Мотивация учебной деятельности

Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока.

Исходя из вышесказанного материала, скажите, о чем мы с вами поговорим на сегодняшнем уроке.

Давайте постараемся сформулировать тему урока

Молодцы! (Слайд 1)

Давайте теперь постараемся сформулировать план, позволяющий раскрыть содержание данной темы

Молодцы! Давайте запишем план к себе в тетрадь (Слайд 2)

1. Правление князя Владимира

2. Причины принятия христианства

3. Крещение Руси

4. Значение принятия христианства.

О князе Владимире и крещении Руси

Правление князя Владимира. Крещение Руси

Записывают тему урока

1. Правление Владимира

2. Причины принятия новой религии

3. процесс и значение крещения Руси

Запись в тетради

1. Правление князя Владимира

2. Причины принятия христианства

3. Крещение Руси

4. Значение принятия христианства.

Изучение нового материала

Работа с документом в учебнике на стр. 55

Физкультминутка

Скажите, в каком году погибает Святослав Игоревич?

У Святослава было трое сыновей: Ярополк, Олег и Владимир. После его смерти между сыновьями начались усобицы за власть.

Скажите, что такое усобицы?

Давайте запишем это определение в тетрадь

В результате борьбы власть одерживает Владимир.

Таким образом, мы переходим к рассмотрению первого пункта нашего плана: Правление князя Владимира (980-1015) (Слайд 3).

Владимир был сыном Святослава и ключницы Малушки. Воспитанием мальчика занимался дядя по материнской линии – Добрыня.

Свое княжение Владимир начинает с наведения порядка в государстве.

Прочитайте первый пункт учебника на стр. 49 и скажите, куда совершал завоевательные походы Владимир.

Покажите данные походы на карте

Молодцы! Для охраны своих территорий от печенегов, Владимир строил оборонительные рубежи, состоящие из цепочки крепостей, что приводит к снижению набегов.

Важным событием в княжение Владимира стало принятие христианство.

Как известно, среди киевских дружинников христианство встречалось с середины X в.

Скажите сколько богов в христианстве?

Как называется главный христианский праздник?

Первоначально Владимир провел языческую реформу в 980 году, объединив в единый пантеон Перуна, Дажьбога, Стрибога, Хорса и Мокошь (Слайд 5).

Однако добиться единства так и не удалось. Тогда Владимир принимает решение принять новую религию.

Скажите, какие аргументы, по мнению летописца, оказали решающее влияние на выбор веры Владимиром (Слайд 6)?

Что вы знаете про ислам?

Что такое иудейство?

Выделяют несколько причин принятия христианства

1. Стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство;

2. Женитьба на сестре византийского императора Анне и укрепление власти;

3. Прочные культурные связи с Византией;

4. Бабушка Владимира, княгиня Ольга, была христианской;

5. Православие было более терпимым к местным традициям.

988 г. произошло крещение Руси (Слайд 8).

Давайте посмотрим видеофрагмент крещения.

Скажите, как воспринял народ новую религию, согласно видеофрагменту?

Как вы думаете, все люди восприняли новую религию положительно?

Чтобы сгладить, противоречия, Владимир оставляет несколько языческих праздников.

Скажите, сохранились эти праздники в современное время, какие это праздники?

В видеофрагменте, было сказано, что христианство способствовало развитию культуры. Давай на основе имеющихся у вас знаний постараемся выделить значение крещения Руси.

После принятия христианства, что изменяется в государстве?

Молодцы! Давайте запишем значение принятия христианства (Слайд 9)

1. Политические – укрепление государства и авторитета князя;

2. Международные – увеличение торговых оборотов с христианскими государствами и укрепление международного авторитета;

3. Нравственные – замена многочисленных богов, единым богом;

4. Духовные – приход письменности, образования, зодчества, искусства, изменение быта.

Запись в тетрадь

Усобица - внутренняя вражда между лидерами или группами за власть

Запись в тетрадь

Правление князя Владимира (980-1015)

Работы с учебником на стр. 49.

Владимир подчинил Киев и Половецкое княжество, разгромил радимичей. Совершил поход в Волжскую Булгарию. Первые столкновения с Польшей и присоединение Червеня и Перемышля.

В христианстве один бог – Иисус Христос

Запись в тетради

980 г. – первая религиозная реформа. Объединение богов в единый пантеон.

Читают документ на стр. 55

В исламе запрет на употребление свинины и питье. Иудеи, не имевшие постоянной церкви считались отвергнутыми Богом. Христианство понравилась красотой церквей и обрядов.

Ислам самая молодая религия. Главная книга мусульман – Коран. Запрещается есть свинину и употреблять спиртные напитки. Разрешается многоженство.

Религия евреев. Во главе бог – Яхва.

Запись в тетради

1. Стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство;

2. Женитьба на сестре византийского императора Анне и укрепление власти;

3. Прочные культурные связи с Византией;

4. Бабушка Владимира, княгиня Ольга, была христианской;

5. Православие было более терпимым к местным традициям.

988 г. – крещение Руси

Положительно, радостно. Считая, что если князь крестился, значит, религия хорошая.

Нет, многие считали ее враждебной и продолжали верить в своего бога.

Сохранились. Масленица, день Ивана Купалы.

Строительство церквей, появление религиозных книг, развитие образования.

Запись в тетрадь

Значение принятия христианства

1. Политические – укрепление государства и авторитета князя;

2. Международные – увеличение торговых оборотов с христианскими государствами и укрепление международного авторитета;

3. Нравственные – замена многочисленных богов, единым богом;

4. Духовные – приход письменности, образования, зодчества, искусства, изменение быта.

Первичное закрепление знаний

А сейчас для закрепления изученного материала, немного поиграем. На правильный ответ вы хлопайте (Слайд 10).

1. Владимир был единственным сынов Святослава;

2. Правление Владимира 980-1015 гг.

3. Первая религиозная реформа состоялась в 980 г.

5. Основной верой славян до 988 года был ислам.

6. Крещение Руси произошло в 988 г.

7. Принятие христианства способствовало укреплению власти князей и авторитету Руси.

8. Начинает подъем культуры, искусства.

Молодцы! Давайте себе теперь похлопаем.

Сейчас вам необходимо будет закончить предложения

Мне было особенно интересно изучать …..

Мне понравилось /не понравилось на уроке …..

Учитель : Ляпустина Анна Викторовна

Дата проведения урока : 31.01.2018

Предмет : История

Тема : Правление князя Владимира и крещение Руси

Тип урока : открытие новых знаний

Цель урока: Способствовать формированию представлений о правлении князя Владимира, о принятии христианства и его значении.

Задачи урока:

Образовательная:

· сформировать у учащихся представление одеятельности князя Владимира,

· охарактеризовать языческую реформу князя Владимира и значение принятия христианства.

Развивающая:

· продолжить работу по формированию умения работать с историческими источниками.

Воспитательная:

способствовать воспитанию любви и уважения к истории своей страны.

Формируемые УУД:

Формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Овладеть целостным представлением об историческом пути наших предков на основании исследования свидетельств древних летописцев; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; устанавливать причины активной внешней политики первых русских князей.

Метапредметные:

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в парах; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; оценивать результаты своей деятельности.

Оборудование: Учебник, мультимедийная презентация, компьютер, мультимедийный проектор.

Место данного урока в теме: 9 урок, до этого изучалась тема:Становление Древнерусского государства. Данная тема рассчитана на час.

Форма урока : урок-исследование

Методы и приемы : проблемное обучение, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, работа с текстом, с картой и с раздаточным материалом, , комментированное чтение, заполнение таблицы .

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны - формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологи и системно-деятельностный подход.. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. На уроке была использована технология интегрированного обучения.

1. Характеристика класса . ( 4 обучающихся)

Межличностные отношения в классе носят обоюдный характер, вид-приятельские отношения.

На проведенном уроке учебники и тетради были у всех учащихся. Уровень обученности класса-средний.

Характеристика триединой цели урока (ТЦУ).

Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологическихоснов процесса усвоения новых знаний . Развивающий и воспитывающий аспекты ТЦУ поставлены, исходя из характеристики класса с учётом индивидуальных особенностей мышления учащихся.

Характеристика замысла урока (план).

Изучение новой темы базируется на умениях обучающихся работать с картой и учебником, выполнять задания разной сложности

Усвоение нового материала запланировано через практическую (проектную) работу, так как класс способен логически мыслить, анализировать.

Закрепление спланировано через фронтальную, индивидуальную и групповую работу Всё это будет способствовать реализации всех аспектов триединой цели урока

Структура урока отвечает дидактическим целям и задачам урока.

На уроке формировались следующие компетентности: коммуникативная, информационная, компетентность разрешения проблем.

Урок состоял из этапов:

I. Актуализация знаний: На данном этапе учащимся предлагалось ответить на вопросы учителя по пройденной теме.

II. Мотивационный этап: На данном этапе учащиеся отвечали на наводящие вопросы учителя. Формулировали тему урока, цели и задачи.

III. Изучение нового материала: На данном этапе учащиеся работают с текстом учебника, отвечают на поставленные вопросы, заполняют таблицу, работают с картой и документами. Также просмотр видеоролика о крещение Руси

IV. Первичное закрепление и осмысление полученных знаний: данный этап предполагает проверку знаний с помощью игры в хлопки. На правильное высказывание учителя ученики хлопают в ладоши.

Итоги урока и рефлексия: Подведение итогов урока, с помощью наводящих вопросов.

Ученики с помощью незаконченных предложений:

Мне было особенно интересно изучать …..

Мне понравилось /не понравилось на уроке …..

Оценивают свою работу на уроке, а также эмоциональное состояние.

Структурный аспект самоанализа.

Все задания были направлены на достижение конечного результата: Способствовать формированию представлений о правлении князя Владимира, о принятии христианства и его значении.

Базовая модель этой технологии критического мышления учитывает психологию человека, особенное его познания и включает следующие стадии: фаза вызова (вызов), фаза реализации мысли (осмысление), фаза рефлексии (размышление)

Главными задачами второй фазы является активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация и отслеживание собственного понимания, то есть осмысление нового материала. На стадии осмысления идёт активная самостоятельная работа учащихся. Здесь применяю такие приемы: заполнение таблицы .Третья фаза (рефлексия ) - размышление, направлена на суммирование и систематизацию новой информации

Функциональный аспект самоанализа.

Структура урока была подчинена триединой цели урока (ТЦУ) и содействовала достижению конечного результата урока (КРУ). Каждый предшествующий момент урока тесно связан с последующим.

Осуществлению развивающего аспекта триединой цели урока способствовали практически все УВМ: умения сопоставлять, анализировать, логически мыслить, рефлексировать свою деятельность

Задачи воспитания коллектива осуществлялись через создание дружеской и творческой атмосферы урока, доброжелательного отношения учителя и учеников

Аспект оценки КРУ (конечный результат урока)

Считаю, что урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты. Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками. (личностно-ориентированное обучение)

Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками.

Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом на уроке, разнообразием видов деятельности, динамичностью урока и соответствием содержания урока возрасту учащихся.

Активность класса можно оценить как высокую. Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися, и организовать их активную работу на уроке, цели достигнуты.

Читайте также: