Организация деятельности обучающихся в социально значимых проектах в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Активность человека связана с мотивацией. Значит, необходимо создать условия для формирования положительной мотивации у детей в решении социальных проблем. Проектная деятельность одна из немногих видов школьной работы, позволяющая приобретать реальный жизненный опыт. Занимаясь проектной деятельностью, младший школьник учится видеть проблемы в окружающем мире, учится планировать свою деятельность и находить общий язык со сверстниками.

1. Оказание конкретной помощи нуждающимся.

2. Включение школьников в активную деятельность.

Сроки реализации проекта:4 года.

Этапы реализации проекта:

1. Организационный: постановка целей и задач, создание группы активистов из числа обучающихся.

2. Проектирование (планирование) мероприятий.

3. Деятельность по проекту (реализация деятельности по направлениям).

4. Подведение итогов (анализ работы, определение дальнейшей работы).

Контроль исполнения проекта: о рганизацию контроля выполнения проекта осуществляет классный руководитель.

Исполнители проекта: администрация школы, классный руководитель, учащиеся класса, родители.

Главная идея проекта: созидательная совместная деятельность детей и взрослых, занятость и самоорганизация обучающихся, получение нового опыта согласования личных и общественных интересов.

Направления деятельности в реализации проекта:

1. Работа с ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

2. Общение и поддержка детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

3. Экологическая работа.

4. Организация творческого досуга учащихся класса.

5. Организация и проведение акций для своих сверстников.

В процессе работы все ее участники (особенно взрослые) понимают, что результат, который должен быть достигнут в ходе реализации проекта, не будет виден сразу: нельзя научить доброте, чуткости, состраданию и сопереживанию, терпимости и доброжелательности, участию в судьбах людей, живущих рядом, за какой-то определенный срок. Этот проект долгосрочный, поэтому важно им заниматься все то время, пока дети учатся в школе. От этого будет зависеть дальнейшая жизнь и самих участников проекта, и окружающих их людей, и страны в целом.

Каждый год в первые майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших, кланяется живым. В этом году на классном часе мы получили каждый по письму от неизвестного солдата. Это письмо настолько заинтересовало меня, что я хочу тоже рассказать о моем прадедушке, который воевал на войне.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

laquo;Организация деятельности обучающихся в группах продленного дня».


Исследовательская и проектная деятельность в формировании социально – значимых компетенций современного школьника

Материал содержит доклад для выступления на педсовете по теме "Исследовательская и проектная деятельность в формировании социально-значимых компетенций современного школьника".

2.5. Участие обучающихся в социально значимых проектах по предмету. Форма 8

В соответствии с требованиями ФГОС в содержании деятельности обучающихся значительное внимание в работе уделяется внеурочной деятельности. Знания, полученные детьми по предмету в урочное время, .


участие обучающихся в социально значимых проектах

Организация деятельности обучающихся в социально значимых проектах.

Одной из главных задач как классного руководителя состоит в том, чтобы воспитывать в детях патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение к окружающим, гордость за свое Отечество.

Оценить 455 0

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТАХ

Одной из главных задач как классного руководителя я вижу в том, чтобы воспитывать в детях патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение к окружающим, гордость за свое Отечество.

Цель проекта: формирование активной гражданской позиции школьников и их экологической культуры через участие в социально-значимой деятельности

  • пропагандировать экологическую культуру;
  • использовать возможности для привлечения школьников к социально-активной жизни;
  • способствовать формированию у детей сознательного отношения к охране и сохранению природы.
  • освоение навыков коммуникативной культуры, работы в коллективе;

Адресная направленность:

Проект рассчитан для учащихся 4 класса, которые способны реализовать данную идею за 2011-2012 гг.

Партнеры и их роль в проекте

В ходе подготовки и реализации проекта необходимы партнеры, в качестве которых выступают учитель, родители, специалист-биолог.

Проект предполагает:

1. Проведение просветительской, исследовательской и агитационной деятельности, направленной на пропаганду среди учеников класса и начальной школы экологической культуры и понимания ценности природы.
2. Проведение исследования, сбор информации, встречу с биологом.
3. Создание учащимися листовок, стенда, создание мультимедийной презентации.

Этапы реализации проекта

  • Организация деятельности творческой группы.
  • Планирование работы по проекту.
  • Изучение мотивационной сферы воспитанников в области экологической грамотности.

Актуальность. Здоровье – самое дорогое, что есть у человека. Бережное отношение к своему собственному здоровью нужно воспитывать с самого детства.
Проблема сохранения здоровья остается самой острой социальной проблемой общества.

Цель проекта: формирование мотивации здорового образа жизни у школьников, воспитание убеждённости и потребности в нем – через участие в конкретных, востребованных детьми, разнообразных видах деятельности.

  • пропагандировать здоровый образ жизни;
  • использовать возможности для привлечения школьников к социально-активной жизни;
  • способствовать формированию у детей сознательного отношения к своему здоровью.

Адресная направленность:

Проект рассчитан для учащихся 4 класса, которые способны реализовать данную идею за 2011-2012 гг.

Партнеры.

В ходе подготовки и реализации проекта необходимы партнеры, в качестве которых выступают учитель, родители.

Проект предполагает:

1. Информационно-методическую работу со школьниками, выразившими желание принять участие в работе по данному проекту.
2. Создание учащимися театрального представления по проблеме формирования здорового образа жизни школьников, профилактике негативных привычек.
3. Проведение просветительской и агитационной деятельности, направленной на пропаганду среди учеников класса и начальной школы понимания ценности здорового образа жизни.
4. Развитие творческой деятельности школьников.

Этапы реализации проекта

  • Организация деятельности творческой группы.
  • Планирование работы по проекту.
  • Изучение мотивационной сферы воспитанников в области здоровьесбережения.
  • Организация проектной деятельности учащихся.
  • Сбор информации по теме проекта.
  • Написание сценария мини-спектакля.
  • Подготовка представления.
  • Презентация итогов проекта в виде театрального представления.
  • Рефлексия деятельности.

Актуальность проекта. Важное место в образовательном и воспитательном процессах школы занимает библиотека. Детская библиотека является исключительно адаптивным социокультурным институтом. Библиотека связана с общекультурными и просветительскими традициями России. Дети нуждаются в библиотечном пространстве, которое они могут воспринимать как свое собственное детское.
В образовательном учреждении есть возможность, используя все имеющиеся ресурсы, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и нетрадиционные виды носителей информации, отвечающую его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.
Основная идея – интеграция детей в социокультурную среду общества через чтение, просветительскую деятельность.

Цель проекта: способствовать приобщению детей к культурному наследию своего народа, к его нравственным, эстетическим ценностям.

  • создать условия для привлечения школьников к социально-активной жизни;
  • проведение просветительской, исследовательской и агитационной деятельности, направленной на пропаганду среди учеников класса и школы культурных ценностей.
  • организацию волонтёрской деятельности в образовательном учреждении, городской библиотеке №11, в ДОУ.

Адресная направленность:

Проект рассчитан для учащихся 4 класса, которые способны реализовать данную идею за 2011-2012 гг.

Проект предполагает:

Проведение волонтёрским отрядом совместных мероприятий с социальным партнёром – библиотекой.
Работу волонтёрского лекторского отряда в образовательном учреждении.

Социальные партнеры проекта.

В ходе подготовки и реализации проекта необходимы партнеры, в качестве которых выступают учитель, родители, библиотекарь лицея, сотрудники городской детской библиотеки №__ и др.

Прогнозируемые результаты:

участники проекта осознают в процессе деятельности его социальную значимость, что повысит уровень сознательного поведения.
развитие и саморазвитие ребенка через приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре;
усвоение ценности чтения и книги; формирование информационной культуры личности;

Этапы реализации проекта

  • Знакомство учащихся с идеями проекта.
  • Создание добровольческого волонтёрского отряда.
  • Налаживание связей с библиотекой.
  • Планирование работы.
  • Обобщение результатов проектной деятельности.
  • Определение перспектив развития.

Актуальность проекта

Актуальным является идея сохранения воспоминаний о событиях Великой Отечественной войны для современного и будущего поколений, освещение судеб земляков, участников и свидетелей, героических и трагических страниц ВОв.

Цель проекта:

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание, повышение социальной активности и гражданской ответственности через непосредственное общение с ветеранами, передачу ими личных ощущений и жизненного опыта людей, прошедших войну;

Задача проекта: Организация социально-значимой общественной деятельности школьников.

Адресная направленность: Проект рассчитан для учащихся 4 класса, которые способны реализовать данную идею за 2011-2012 гг.

Социальные партнеры проекта.

В ходе подготовки и реализации проекта необходимы партнеры, в качестве которых выступают учитель, ветераны Вов, труженики тыла.

Проект предполагает:

Проведение интервью с тружеником тыла, поздравление ветеранов.
Реализация программы позволит придать социальную значимость понятиям: национальная гордость, патриотизм, историческая память, гражданский долг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья будет полезна и интересна учителям начальной школы, так как в ней предложены социальные проекты и методы работы с ними .

Социальные проекты в начальной школе.

Социальные проекты создают условия для обеспечения эмоционального благополучия и развития личности ребёнка, раскрытия его творческого потенциала, предполагают ситуации выбора, в которых школьник должен найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и социального опыта. В нашей школе социальные проекты это одно из приоритетных направлений воспитательной работы.

Цель работы над социальными проектами в начальной школе: развитие личности и создание основ творческого потенциала обучающихся для реализации социально значимого результата.

формировать позитивную самооценку, самоуважение;

развивать коммуникативную компетентность в сотрудничестве;

содействовать способности к организации деятельности и управлению ею;

учить работать с информацией.

Проектирование - это процесс создание проекта.

Социальный проект - это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном социуме (классе, школе, городе, регионе)

Представляете, как чувствует себя маленький человечек, который способен полноценно помочь решить кому то социально значимую проблему! И речь не идёт о крупномасштабных операциях по спасению всего мира…можно просто посадить дерево, покормить птиц и тд.

Под социальным проектирова­нием понимается деятельность:

социально значимая, то есть имеющая социальный эффект;

задуманная, продуманная и осуществленная обучающимся;

в ходе которой он вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;

через которую формируются его социальные навыки.

Социаль­ное проектирование можно рассматривать как методический приём организации образовательного процесса. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межлично­стное общение.

Социальное проектирование позволяет решать задачи повышения качества образования, организации эффективной работы с детьми. Привлекая ребёнка к участию в социальном проекте, мы способствуем его социализации: формированию личностной концепции и мировоззрения, поиску новых способов социального взаимодействия с миром взрослых.

Цель и задачи проекта.

План работы над проектом.

Этапы реализации проекта.

Результат (продукт деятельности) проекта.

К тому же, это прекрасный опыт командной работы, где от точности, ответственности, исполнительности каждого зависит общий результат. В такой работе формируются лидерские качества обучающихся, появляются навыки коллективной работы. Формируется ответственность перед собой и командой за качество выполненной работы.

Виды социальных проектов вы видите на экране

Работа над созданием и реализацией социальных проектов объединяет педагогов, родителей и детей, делает образовательный процесс в учреждении образования более открытым и результативным.

В работе над социальным проектом мы выделяем такие этапы:

Этап 1. Изучение социальной среды и выявление актуальной социальной проблемы.

Этап 2 . Привлечение участников для решения данного социального проекта.

Этап 3. Определение цели, задач социального проекта.

Этап 4. Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей.

Этап 5. Определение необходимых ресурсов.

Этап 6. Проведение плановых мероприятий.

В ходе работы над социальным проектом мы последовательно:

-привлекаем внимание детей к актуальным социальным проблемам общества;

- подводим к пониманию сложности и противоречивости определенных ситуаций в жизни, к осознанию этих противоречий как к важным социальным проблемами;

- включаем обучающихся в реальную практическую деятельность по разрешению или содействию разрешения одной из этих проблем силами самих ребят;

- решаем исследовательские или творческие задачи;

- обсуждаем совместно с детьми, вырабатываем пути решения социальных проблем.

Работа над проектом развивает следующие умения у обучающихся:

Коммуникативные: они учатся вести диалог, слушать собеседника, излагать и аргументировать свою точку зрения, сотрудничать со взрослыми, работать в команде, выступать перед аудиторией знакомых и незнакомых людей;

Регулятивные: учатся ставить цели, планировать свою деятельность, контролировать и анализировать её успехи и неудачи на каждом этапе выполнения работы;

Познавательные: овладевают начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности, связях между ними, согласно содержанию своей работы; получают навыки работы с источниками информации.

Личностные: формируется положительное отношение к школе и к учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Основными требованиями к проекту являются:

Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.

Целостность – общий смысл проекта должен быть очевиден и ясен, каждая его часть должна соответствовать общему замыслу и предполагаемому результату.

Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга.

Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта является следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.

Компетентность участников проекта– в технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.

Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем.

Работа над проектом позволяет почувствовать ребёнку значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в классе, в школе, в городе, открывая для них новые возможности к сотрудничеству. Разрабатывая проект, мы проходим все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, реализация и результат.

Эта работа выявляет не только наши положительные качества, но и позволяет определить свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем можно работать. Родители тоже помогают своим детям в реализации их идей, вместе обсуждают их, побуждая ребёнка вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Формируется положительная модель современной школы, родители получают возможность активно сотрудничать со своими детьми, делить с ними радость победы, анализировать неудачи, что сближает родителей и детей.

Социальные проекты могут создаваться как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В октябре мы заявляем о своих социальных проектах. А в апреле проходит показ и защита наших социальных проектов, где жюри выявляет победителей среди заявленных кандидатов. Неоднократно мы становились победителями и призёрами школьного конкурса социальных проектов.

школьного возраста. Цель: развитие интереса к русским народным сказкам, их видам и особенностям.

Раскрыть нравственный смысл русских сказок и продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать, инсценировать;

Развивать творческие способности учащихся.

Воспитывать чувство ответственности за результат коллективной творческой работы.

Подготовка и проведение открытых мероприятий для 1-4 классов по теме проекта (игры, викторины, конкурсы)

Развитие познавательных, творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, умения публично выступать и представлять проект.

Цель проекта: формирование потребности совершать добрые поступки.

Оказывать помощь нуждающимся (например, пожилым людям, ребятам младше себя, животным, птицам);

Сохранять историю своей малой Родины;

Воспитывать бережное отношение к природе родного края;

Формировать привычку совершать добрые дела.

Эти задачи мы хотели решать путем оказание реальной помощи тем, кто в ней нуждается (престарелым жителям, ветеранам войны и труда, инвалидам).

Выявлять и посильно решать экологические проблемы (уборка мусора, озеленение, подкормка птиц зимой).

Организация праздников для ребят 1-4классов по теме нашего проекта.

Проведение классных часов, встреч, экскурсий по родному краю.

Направление деятельности нашего проекта:

- создание групп по направлениям;

- организация проектной деятельности;

- налаживание внешних связей и сотрудничества вне школы.

Участниками нашего проекта являлись:

- учащиеся, воспитанники д /c;

- просто неравнодушные граждане.

В рамках нашего проекта были проведены следующие мероприятия:

Праздник для мам ко Дню Матери.

Встреча с интересными людьми. Встреча с детским писателем Григорием Кайгородовым.

Проведение праздника по ПДД для ребят 1-х классов.

Концертная программа для ветеранов войны и труда к 9 мая.

Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Ханты -Мансийска

Бакиева Наталья Валентиновна

Проектная деятельность в начальной школе /авт.-сост. М.К. Господникова / и др./. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. -131 с.

Метод проектов в начальной школе: система реализации / авт.-сост. Н.В. Засоркина /и др./. Волгоград: Учитель, 2012. – 135 с.

Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации: программа, занятия, проекты / авт.-сост. М.Ю. Шатилова /и др/.-Волгоград: Учитель, 2013. 169 с.

Проектная деятельность школьников: пособие для учителя /К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.

Читайте также: