Национальные проекты и структурные преобразования в экономике россии 2000 е гг кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Приоритетные национальные проекты России период 2000-2008 годов (политология).

5 сентября 2005 г. Президент выступил на совместном заседании правительства, парламента и руководителей регионов, где сформулировал концепцию национальных проектов.

На основе этих положений были разработаны четыре приоритетных национальных проекта: "Здоровье", "Качественное образование", "Доступное и комфортное жилье", "Развитие аграрно-промышленного комплекса". Основной смысл каждого из проектов - концентрация одновременно государственных денег и организационных усилий власти (бюджетных и административных ресурсов) на повышении качества жизни граждан Российской Федерации.

В каждой из проблем выделены ключевые точки приложения усилий.

В проекте "Здоровье" это развитие первичной медицинской помощи (сети поликлиник и т.д.) и обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи (за счет строительства новых центров медицинских высоких технологий).

В проекте "Качественное образование" - поощрение лучших учителей, стимулирование вузов и школ, внедряющих инновационные программы, информатизация школ и развитие материальной базы школьного образования, создание сети национальных университетов и бизнес-школ.

Особого внимания заслуживает проект "Качественное и доступное жилье". Большинство россиян нуждаются в жилье, но не могут себе позволить его покупку. Государство, обеспечивая сбалансированное стимулирование спроса и предложения на жилищном рынке, поддерживая строительство нового жилья рыночными механизмами, рассчитывает уже в течение ближайших 5 лет переломить ситуацию.

После избрания в 2008 году Д.М. Медведева Президентом работа по продвижению реформ продолжилась.

По новому законодательству учитываются интересы граждан, чьи представители ранее оказывались за бортом законодательной власти. Механизмы этого представительства в законе прописаны достаточно четко - партия, набравшая по итогам выборов от 5 до 6 процентов, получает один мандат. В случае, если партия преодолевает 6 процентов, но не достигает 7, ей предоставляются два мандата. Тем самым, ряд партий, не имеющих возможности преодолеть 7 процентный барьер, оказываются в состоянии не только представлять интересы собственных избирателей, но и реально влиять на власть, поскольку теперь они получат доступ к обязательным инструментам "политической страховки" (парламентская трибуна, депутатские запросы, депутатская неприкосновенность и т.д.). Кроме того, другим законопроектом эти партии фактически приравниваются к имеющим полноценные фракции в возможностях использовать государственные СМИ.

Цель повышения представительства и защиты интересов граждан преследуют и новые нормы закона, увеличивающие системное влияние политических партий. Партии по инициативе Президента получают больше возможностей для воздействия на власть (причем на всех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном).

Представительной власти в целом, а следовательно и формирующим ее партиям, передали часть контрольных функций за деятельностью власти исполнительной. Правительство теперь будет предоставлять в Госдуму ежегодный отчет.

Партии будут меньше зависеть от финансовых ловушек во время избирательных кампаний - был ликвидирован залог на выборах всех уровней.

С учетом новых норм по усилению внутрипартийной демократии через обязательную ротацию руководства партий и увеличение влияния парламентских миноритариев, через гарантии представления государственных СМИ, такие нововведения значительно расширяют размер "приза", за который на выборах борются основные партийные игроки.

Все перечисленные реформы, конечно же, предусматривают постепенную либерализацию внутриполитической жизни. Некоторым либеральным радикалам хотелось бы более существенного снижения планки. Возражение здесь простое: цель существующих норм - стимулирование партийного строительства через сохранение преференций для крупных политических партий, имеющих возможность реально отстаивать интересы избирателей.

Важной оказалась также и стилистика работы с пакетом политреформ, которую Медведев, кстати, уже фактически распространяет и на другие подобные инициативы. В прошлом власть после президентских посланий иногда предпочитала подольше "раскачиваться" перед внесением законопроектов в Думу. Теперь сформирован фирменный "медведевский" стиль, в основе которого оперативность и привлечение к работе всех заинтересованных сторон. Сразу через несколько дней после Послания состоялась встреча Президента с представителями парламентских партий, на которой были сформированы конкретные механизмы реализации идей главы государства, а затем немедленно началось внесение новых законопроектов.

Наиболее сильно это выразилось при принятии пакета антикризисных мер в конце прошлого года.

В 2000-х годах в России были проведены масштабные экономические реформы, в том числе налоговая, земельная, бюджетная, банковская, пенсионная, таможенная, реформы ВПК, электроэнергетики, железнодорожного транспорта, жилищно-коммунального хозяйства.

Налоговая реформа

Земельная реформа

Реформа трудовых отношений

Был принят Трудовой кодекс.

Пенсионная реформа

С 1 января 2002 года каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного пенсионного страхования, получает официальные уведомления о состоянии собственного пенсионного счета, что позволяет ему отслеживать результаты накопительного финансирования пенсий — точнее, объемы дополнительных доходов пенсионной системы. Пенсионер вправе самостоятельно распорядиться своими пенсионными накоплениями. Накопительная часть трудовой пенсии может остаться в ведении Пенсионного фонда РФ, а может быть передана в негосударственный пенсионный фонд, с которым нужно будет заключить договор обязательного пенсионного страхования. Негосударственный пенсионный фонд обязан передать поступившие к нему средства в управляющую компанию по своему выбору.

В 2000-х годах в России были проведены масштабные экономические реформы, в том числе налоговая, земельная, бюджетная, банковская, пенсионная, таможенная, реформы ВПК, электроэнергетики, железнодорожного транспорта, жилищно-коммунального хозяйства.




Налоговая реформа

Земельная реформа

Реформа трудовых отношений

Был принят Трудовой кодекс.

Пенсионная реформа

С 1 января 2002 года каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного пенсионного страхования, получает официальные уведомления о состоянии собственного пенсионного счета, что позволяет ему отслеживать результаты накопительного финансирования пенсий — точнее, объемы дополнительных доходов пенсионной системы. Пенсионер вправе самостоятельно распорядиться своими пенсионными накоплениями. Накопительная часть трудовой пенсии может остаться в ведении Пенсионного фонда РФ, а может быть передана в негосударственный пенсионный фонд, с которым нужно будет заключить договор обязательного пенсионного страхования. Негосударственный пенсионный фонд обязан передать поступившие к нему средства в управляющую компанию по своему выбору.


К концу 1990-х гг. ситуация в экономике России сложилась критическая. Значительная её часть контролировалась олигархическими или откровенно криминальными структурами. Финансовые ресурсы страны были исчерпаны и практически полностью зависели от внешних заимствований. Инфляция в 1999 г. составила 36,5 %. На предприятиях задержки с выплатами зарплат достигали двух лет. По отношению к 1991 г. реальные доходы граждан составляли лишь 40 %, пенсии ещё меньше. Почти треть населения имела доходы ниже прожиточного минимума и находилась за чертой бедности.

Всё это вело к нарастанию социальных проблем, коррупции, преступности. Продолжался демографический кризис: ежегодно численность населения страны уменьшалась почти на миллион человек.

Новое руководство России видело одним из главных направлений выхода из этого положения переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. Государство ввело своих представителей в советы директоров крупнейших монополий, заметно влияло на проводимую ими политику.




Стабильное поступательное развитие экономики России в 2000—2007 гг. сделало возможным переход на долгосрочное планирование её развития. Был принят трёхлетний бюджетный план на 2008—2010 гг. В феврале 2008 г. Президент В. В. Путин поставил задачи развития страны на период 2008—2020 гг. Планировалось, что темпы роста ВВП будут составлять до 6 % в год, а инфляция сократится наполовину и составит в 2010 г. 5—6 %.


Налоговая реформа

В 2000 г. одной из первых была начата налоговая реформа. Смысл её состоял в том, чтобы путём регулирования налоговых ставок заставить работать экономику. Было решено снизить налоговое бремя предприятий, упростить налогообложение малого бизнеса, повысить роль добывающей промышленности, с опорой на которую в дальнейшем следовало перейти к развитию остальных отраслей экономики. Ставка налога на прибыль предприятия была снижена с 35 до 24 %. Налог добывающих компаний стал зависеть от мировых цен на сырьё. В 2004 г. был отменён налог с продаж.

Важной частью налоговой реформы стало введение единого налога для физических лиц в размере 13 %. Одновременно вместо страховых взносов во внебюджетные фонды ввели единый социальный налог.

В результате всех этих мер поступление федеральных налогов и сборов от крупнейших налогоплательщиков выросло сразу более чем вдвое. В короткий срок федеральный бюджет значительно пополнился средствами, ранее скрытыми от государства.

Решение проблемы внешнего долга

Значительное укрепление государственного бюджета способствовало решению проблемы внешнего долга. К началу 2000 г. Россия имела государственный долг в размере 132,8 млрд долларов. Проценты от пользования внешними кредитами нарастали как снежный ком.

Руководством страны была поставлена задача постепенного сокращения внешнего долга. С 1 января 2000 г. по 1 января 2008 г. он сократился до 44,9 млрд долларов. Золотовалютные резервы России увеличились с 12,2 млрд долларов в 1999 г. до 476,3 млрд долларов в 2008 г.


Для решения перспективных задач развития был создан Стабилизационный фонд, позволявший избежать неблагоприятного развития внешних экономических факторов, связанных с колебанием мировых цен на энергоносители, курсов валют и т. п.

Социальное развитие: разработка и реализация приоритетных национальных проектов

С лета 2000 г. наметилась тенденция выхода промышленности и сельского хозяйства России из кризиса. С 2001 г. это проявилось в росте доходов населения, увеличившихся на 6 % впервые после распада СССР. В 2002 г. они выросли на 9 %, в 2003 г. — на 14,5 %, в 2004 г. — на 11 %. Это стало возможным благодаря повышению уровня минимальной оплаты труда, пенсий и социальных выплат. Структурная перестройка экономики, налоговая реформа, а также быстрый рост мировых цен на энергоносители привели к тому, что ВВП впервые за годы реформ начал расти. Этот рост в 2000 г. составил 9%, в 2001 г. — 5 %, в 2002 г. — 4.3 %, в 2003 г. — 7,3 %, в 2004 г. — 7,1 %, в 2005 г. — 6.4 %, в 2006 г. — 6,6 %, в 2007 г. — 7,8 %.

Демографическая политика

Одной из самых серьёзных проблем России является сокращение населения. Начиная с 2000 г. были приняты специальные программы мер. Для снижения смертности особой статьёй в расходах на здравоохранение стало финансирование массового медицинского обследования населения, оказание первой помощи, проведение вакцинации и других профилактических мер.

Итоги социально-экономического развития страны

За 2000—2007 гг. экономика России прошла большой путь. Она продемонстрировала темпы роста, которых страна не знала 30 лет. В среднем они составляли более 7 % в год. Втрое за эти годы сократилась инфляция.

Был значительно сокращён внешний долг. В короткий срок золотовалютные резервы России выросли в 40 раз, была решена проблема внешней задолженности, создан Стабилизационный фонд.

Успехи в развитии экономики использовались для реализации национальных проектов в социальной сфере. Здравоохранение, образование, жилищное строительство получили новые стимулы к развитию. Началось решение важнейшей для страны демографической проблемы.

Вместе с тем проблем в развитии экономики страны оставалось немало. Главной из них было сохранение приоритета её топливно-энергетической, сырьевой составляющей. Высоким оставался уровень инфляции. Укрепление позиций рубля вело к росту импортных поставок, что пагубно влияло на состояние отечественного производства. Особенно это заметно было в автомобиле-, авиа-, приборо- и судостроении, химической, пищевой промышленности, сельском хозяйстве.

Становилось всё более очевидно, что решить стоящие перед страной задачи можно только на путях инновационного развития.


ТАСС-ДОСЬЕ. 11 февраля на сайте правительства РФ были опубликованы информационные материалы о национальных проектах, утвержденных в рамках указа президента РФ Владимира Путина от 7 мая 2018 года. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории нацпроектов в РФ.

Начало реализации нацпроектов

С начала 2000-х годов в России разрабатывали различные концепции и программы стратегического развития страны. Первым инструментом комплексного решения целевых задач стали федеральные целевые программы (ФЦП), их начали принимать с 2002 года.

5 сентября 2005 года Путин на расширенном совещании с членами правительства, руководством Федерального собрания РФ и членами президиума Госсовета объявил о начале реализации в РФ приоритетных национальных проектов. Цель этих программ заключалась в концентрации бюджетных и административных ресурсов по главным направлениям социально-экономического развития РФ, что должно было привести к повышению качества жизни граждан России.

21 октября 2005 года для разработки мер, направленных на реализацию нацпроектов, при главе государства был образован Совет по реализации приоритетных национальных проектов (в 2006-2010 годы и в 2012-2016 годы - Совет при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике; в 2010-2012 годы - Комиссия при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике; в 2016-2018 годы - Совет при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам).

С 1 января 2006 года в России началась реализация четырех нацпроектов: "Здоровье", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Образование" и "Развитие агропромышленного комплекса (АПК)".

Нацпроект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"

Целью национального приоритетного проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" было заявлено формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания российских граждан. Сроки реализации - 2006-2010 гг. Одной из поставленных задач был рост ежегодного объема жилищного строительства в РФ к 2010 г. до 80 млн кв. м. Однако этого показателя достичь в оговоренные сроки не удалось: в 2008 г. объем жилищного строительства, по данным Росстата, составил 64,1 млн кв. м, в 2010 г. - 58,4 млн кв. м. Показатель в 80 млн кв. м в год был достигнут только по итогам 2014 г. В рамках реализации нацпроекта было также запланировано увеличение объемов выдаваемых ипотечных кредитов с 20 до 415 млрд руб. в год. В 2010 г., по данным Банка России, в стране было выдано ипотечных кредитов на сумму 380,1 млрд руб., в 2011 г. - 716,9 млрд руб.

Нацпроект "Развитие АПК"

Задачей нацпроекта "Развитие АПК" было объявлено увеличение производства сельскохозяйственной продукции в России и улучшение социально-экономического положения сельского населения. Нацпроект включал в себя три направления: "ускоренное развитие животноводства" (основная цель - сделать доступными кредиты как для крупных, так и для мелких фермерских хозяйств); "стимулирование развития малых форм хозяйствования" и "обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе". В ходе его реализации предполагалось увеличение производства мяса на 7%, молока - на 4,5%. Также на 6% должен был вырасти объем продукции личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств. Планировалось построить 1 млн 392,9 тыс. кв. м жилья и улучшить жилищные условия 31,64 тыс. молодых специалистов на селе. Объем финансирования проекта в 2006-2007 гг. составил 34,9 млрд руб. По данным Минсельхоза, по итогам 2007 г. контрольные целевые показатели по всем трем направлениям нацпроекта оказались выполненными. В 2008 г. нацпроект был преобразован в Государственную программу развития сельского хозяйства.

Нацпроект "Здоровье"

Проект "Здоровье" предусматривал повышение доступности и качества медицинской помощи, подготовку медицинских специалистов, обеспечение дополнительных выплат врачам и медперсоналу, строительство центров высоких медицинских технологий и др. В 2006 г. на осуществление этих целей из бюджета было выделено 62,6 млрд руб. Всего в 2006-2010 гг. в рамках реализации нацпроекта "Здоровье" было потрачено 607 млрд руб. С 2006 г. участковым врачам и медсестрам к основной зарплате осуществлялись дополнительные выплаты в размере 10 тыс. руб. и 5 тыс. руб. в месяц соответственно. Работники скорой помощи и фельдшерско-акушерских пунктов также получили прибавку: для врачей она составляла 5 тыс. руб., фельдшеров - 3,5 тыс., медсестер - 2,5 тыс. руб. В 2006-2010 гг. в России, по словам вице-премьера правительства РФ Александра Жукова, в рамках нацпроекта более 10 тыс. клинических учреждений были оснащены современным диагностическим оборудованием, обновлено около 70% парка автомобилей скорой помощи. 20 марта 2006 г. постановлением правительства был определен перечень из 15 федеральных центров высоких медицинских технологий (14 в регионах и один в Москве), которые планировалось построить. В ходе реализации нацпроекта "Здоровье" было завершено строительство 13 федеральных медцентров. В рамках нацпроекта с 1 января 2006 г. начала действовать программа "Родовой сертификат". Она позволяет каждой беременной женщине самостоятельно выбрать родильный дом, а также получить диспансерное наблюдение ребенка в течение первого года жизни.

Нацпроект "Образование"

В рамках национального проекта "Образование" осуществлялась поддержка лучших учебных заведений, внедрение современных образовательных технологий, стимулирование вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы, обеспечение всех российских школ интернетом. В 2006-2010 гг. общий объем финансирования нацпроекта "Образование" составил 280 млрд руб. Государственную поддержку получили 3 тыс. инновационных школ (по 1 млн руб. каждая) и 10 тыс. лучших учителей (по 100 тыс. руб.). Семнадцати лучшим инновационным университетам России были предоставлены гранты в сумме 5 млрд руб. Более пяти тысяч победителей различных олимпиад и конкурсов получили премии для поддержки талантливой молодежи по 60 и 30 тыс. руб. Программа подключения российских школ к интернету была завершена досрочно в 2008 г. В Южном и Сибирском (в Ростове- на-Дону и Красноярске) федеральных округах в 2006 г. были созданы федеральные университеты (еще восемь федеральный университетов сформированы в 2010-2014 гг.). Решением Совета при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 19 января 2010 г. нацпроект "Образование" стал одним из инструментов реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

Продление сроков реализации нацпроектов, госпрограммы

29 июля 2010 г. на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике под председательством главы государства Дмитрия Медведева были утверждены основные параметры нацпроектов на период с 2011 по 2013 г. Всего на реализацию трех проектов ("Здоровье", "Образование", "Доступное жилье") было запланировано выделить 1 трлн 392 млрд руб., в том числе около 798 млрд руб. из федерального бюджета.

В частности, в рамках проекта "Здоровье" было запланировано достичь увеличения продолжительности жизни на 2,3 года до 71,3 лет (фактически этот показатель был достигнут в 2015 г.). Нацпроект "Образование" предполагал в 2011-2013 гг. финансирование программы развития ведущих российских университетов на сумму в 41 млрд руб., ежегодную поддержку не менее 25 региональных программ, направленных на оптимизацию сети образовательных учреждений и внедрение новых экономических механизмов управления, дополнительное обучение более 17 тыс. школьных педагогов и др.

В 2010 г. правительство утвердило новые документы государственного стратегического планирования - государственные программы ("Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ", "Доступная среда на 2011-2020 гг." и др.). В по состоянию на конец 2018 г. в России действовали 43 госпрограммы.

Майские указы 2012 года

7 мая 2012 г., в день своей инаугурации, президент РФ Владимир Путин подписал 11 так называемых майских указов, в которых были обозначены основные направления социально- экономического развития страны до 2020 г. Документы затрагивали основные вопросы экономической и социальной политики, здравоохранения, образования и науки, обеспечения граждан доступным жильем и повышения качества услуг ЖКХ, совершенствования системы госуправления, а также развития Вооруженных сил РФ.

В пакете законов, подписанных президентом, был определен ряд социально-экономических показателей, которые должны быть достигнуты до 2018 или 2020 г. в рамках исполнения майских указов. Среди них рост в 1,5 раза реальной зарплаты и производительности труда; создание 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, где зарплата выше средней по отрасли; переоснащение армии новейшими видами вооружений на 70%; достижение 20 места в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса; рост ожидаемой продолжительности жизни в стране к тому же сроку до 74 лет; увеличение объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 27% валового внутреннего продукта (ВВП); рост продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП в 1,3 раза относительно уровня 2011 г.; увеличение доли публикаций российских ученых в иностранных научных изданиях до 2,44%.

По итогам 2018 г. ожидаемая продолжительность жизни в России составила 72,84 года (оценка Росстата, в 2012 г. - 70,5 лет, целевой показатель в 2018 г. - 74 года).

Продукция высокотехнологичных и наукоемких отраслей ВВП в 2017 г. достигла 21,7% (цель в 2018 г. - 30%).

Численность высокопроизводительных рабочих мест в 2017 г. составляла 17,6 млн при целевом показателе 25 млн к 2020 г.

Уровень современных образцов вооружений и техники в российской армии в 2017 г., по словам министра обороны Сергея Шойгу, достиг 59%, что в 3,6 раза выше, чем в 2012 г. (тогда показатель составлял 16%). - Всего в 2012-2017 гг. в войска поступили более 58 тыс. единиц и различных комплексов.

Доля российских научных публикаций в международных научных журналах выросла с 2,08% в 2010 г. до 2,45% в 2016 г., превысив плановый показатель в 2,44%.

В рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса, опубликованном в мае 2018 г., Россия заняла 31-е место (в 2012 г. - 120, целевой показатель в 2018 г. - 20-е место).

Приоритетные проекты 2016-2018 гг.

30 июня 2016 г. президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Этим же решением были упразднены два других консультативных органа, действовавших при главе государства: советы по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, а также по жилищной политике и повышению доступности жилья. Совет был создан для подготовки предложений главе государства по разработке и реализации основных направлений стратегического развития страны, определения ключевых параметров наиболее важных государственных проектов и программ.

13 июля 2016 г. на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам был утвержден перечень из 11 основных направлений стратегического развития РФ на период до 2018 г. и до 2025 г.: здравоохранение; образование; ипотека и арендное жилье; ЖКХ и городская среда; международная кооперация и экспорт; производительность труда; малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы; реформа контрольной и надзорной деятельности; безопасные и качественные дороги; моногорода; экология. Тогда же было принято решение о формировании к 1 декабря 2016 г. "пилотного портфеля" приоритетных проектов для их реализации.

15 октября 2016 г. в качестве постоянных органов управления проектной деятельностью в РФ были утверждены президиум Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, а также Департамент проектной деятельности Аппарата правительства РФ.

В 2016-2018 г. были утверждены паспорта 29 приоритетных проектов (например, "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации", "Формирование здорового образа жизни" и др.). С 2018 г. также ряд государственных программ бы переведен на проектное управление. В 2017 г. в федеральном бюджете на реализацию приоритетных проектов было выделено в общей сложности порядка 177 млрд руб., в 2018 г. - 168 млрд руб.

Реформы В. Путина (2000-2008)

Правительство разработало программу для поддержания малого бизнеса. Предприниматели получили большую свободу. Государство ослабило контроль, бюрократическую опеку.

Социально-экономическая политика Путина 2000-2008

Благодаря налоговой реформе существенно расширилась налогооблагаемая база, улучшилась собираемость налогов. Сократился отток капитала за рубеж. Был введен единый социальный налог и 13% подоходный налог.

Правительство Путина провело пенсионную реформу. Формирование пенсий происходило по накопительному принципу.

Банковская реформа привела к усилению контроля над лицензированием коммерческих банков.

Жилищно-коммунальное хозяйство тоже было реформировано. Сфера коммунальных услуг перестала быть государственной.

Льготная реформа поспособствовала монетизации социальной помощи. Часть льгот была переведена на денежный эквивалент.

Правительство Дмитрия Анатольевича Медведева занялось разработкой инновационных систем. В медицинскую, информационную, энергетическую отрасли были введены новые технологии.

Реформы Медведева

Активно развивались телекоммуникационная и космическая системы. Исследователи работали над повышением энергоэффективности. Большое внимание уделялось нанотехнологиям. Появились технологии манипулирования веществом на молекулярном и атомном уровнях.

Обновились транспортная и энергетическая инфраструктуры.

В декабре 2008 года правительство приняло антикризисную программу по улучшению экономической ситуации.

12 ноября 2009 года началась глобальная модернизация экономики.

Основные изменения при В. Путине (с 2012 года)

Правительство Путина учредило пост Уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Долгосрочная экономическая политика РФ

  • К 2020 году создать и обновить около 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест.
  • К 2015 году объем инвестиций увеличить до 25%, а к 2018 – как минимум до 27%.
  • К 2018 году увеличить в 1,3 раза (относительно показателей 2011 года) долю продукции наукоемких и высокотехнологических отраслей экономики в ВВП.
  • К 2018 году увеличить в 1,5 раза (относительно показателей 2011 года) производительность труда.

В 2011 году в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса Россия заняла 120-ю позицию. В 2015 году планировалось подняться до 50-й, а в 2018 – до 20-й позиции.

Читайте также: