Какова горьковская концепция человека в произведениях разных лет как она отражает особенности кратко

Обновлено: 04.07.2024

Аннотация. Данный урок является сдвоенным, это третий урок в теме "Жизнь и творчество А.М. Горького" после уроков по биографии писателя и о художественных особенностях творчества.

Домашнее задание к уроку: 1) прочитать поэму "Человек", рассказы "Старуха Изергиль", "Макар Чудра", "Песню о Соколе"; 2) выписать из рассказов афоризмы; 3) найти в рассказе "Старуха Изергиль" эпизоды, в которых "появляется" "тень"; 4) повторить, что такое "романтизм в литературе".

Оборудование к уроку: 1) АРМ учителя, 2) Интернет, 3) 3 ноутбука, 4) литературоведческие словари, 5) тексты выше перечисленных художественных произведений.

Целеполагание и мотивация.

Слово учителя. "Горький - пролетарский писатель, а человек - это звучит гордо. Вот и всё, что достаточно было знать об этом писателе на протяжении семидесяти лет. Остальное - как бы неважно. Но вот именно, что "как бы". Потому что Горький - не кукла на полке в магазине, с приклеенным ценником и ярлыком изготовителя. Он - тоже Человек, и он не только звучал, но и прожил жизнь гордо. Жизнь эта была разделена на два обширнейших этапа: до большевистской революции и после. Начинал Горький писать в Российской империи, а заканчивал : в стране, потерпевшей Великую Октябрьскую революцию. Писал неодинаково. И читать его тоже будут по-разному". (В. Жарко "Человек Горького и Горький - Человек".//Литература, 1998, №23, с.4)

  • А как читали вы? Что показалось вам у Горького интересным, примечательным или наоборот скучным, уже знакомым? Вы читали его произведения легко, увлечённо или, наоборот, никак не могли "вчитаться"?
  • Какая мысль, идея показалась вам главной в этих произведениях? О чём задумывается писатель, о чём размышляет?

Слово учителя. "Человек - главное, что создал Горький. Всё, что написано Горьким, - написано Человеком, о Человеке и для Человека". (там же)

  • О чём вам интересно поразмышлять сегодня в свете прочитанных произведений Горького? Как сформулируем тему урока? (Учитель с помощью наводящих, уточняющих вопросов помогает учащимся сформулировать тему. Необязательно, чтобы формулировка учащихся звучала в точности, как в конспекте учителя.)
  • Как вы думаете, менялись ли взгляды Горького на Человека на протяжении жизни? Почему?
  • Интересно ли вам узнать, как менялись эти взгляды? Зачем вам это нужно? (Последний вопрос чрезвычайно важен для целеполагания и мотивации учащихся на активную познавательную деятельность. Не стоит бояться, если кто-то из учащихся скажет, что ему это совсем не нужно. В первую очередь, мы поблагодарим его за доверие и откровенный ответ и послушаем других. Всегда найдётся хотя бы один ученик в классе, который интересуется историей или обществознанием, и он скажет примерно следующее: "А мне интересно: каждый человек имеет свой ответ на те или иные вопросы. Я взрослею, и у меня формируется мировоззрение. Мне любопытно сопоставить, сравнить свои взгляды со взглядами Горького, оставившего неоднозначный след в истории литературы".)

Слово учителя. Предлагаю сегодня сосредоточить наше внимание на раннем дореволюционном творчестве А.М. Горького. (Учащиеся записывают сформулированную тему урока в тетрадь.)

Какие вопросы у вас возникали в процессе чтения или сейчас, по ходу урока? (Договариваемся с учащимися, что вопросы формулируем обобщённо, не называя тех или иных героев.)

Учащиеся формулируют вопросы

Учитель (или ученик) записывает их на доске или на слайде. Эти вопросы станут направлениями разговора о ранних романтических произведениях Горького. (Последний вопрос может быть предложен учителем, обязательно с обоснованием, почему важно на это обратить внимание.) - Слайд 2.

  1. В чём смысл жизни Человека? Каков его путь?
  2. Есть ли конец пути?
  3. Что отвергает Человек и почему?
  4. Кто его спутник и почему?
  5. Какие принципы жизни утверждает Горький в образе Человека?
  6. Почему Горький отрицает положительные (. ) общечеловеческие ценности: мечту, любовь, дружбу, надежду, веру, сострадание?
  7. Чем Человек отличается от человека, людей?
  8. Чем является смерть для Человека?
  9. В каком стиле написаны данные произведения? Почему?

У нас несколько произведений, много вопросов, в отношении каждого произведения, наверное, возникнут ещё дополнительные вопросы. Каким образом выстроим нашу деятельность сегодня, какими дополнительными источниками хотели бы воспользоваться?

Работа в группах.

1 группа. "Неоромантизм М. Горького и его романтические герои".

  1. Что такое "романтизм" как литературное направление?
    (Вспомните, найдите в словаре, в интернете.)
  2. Каковы особенности романтического героя?
  3. Что такое "неоромантизм"?
  1. Прочитайте текст, отвечая на вопросы, заполните пропуски, выполните задания (Приложение 2). (Ответы - Приложение 3)
    (Материал для задания взят со страницы сайта http://65-k.com/publications.php?category=15&mode=show&id=414).
  2. Добавить в презентацию урока слайд "Романтизм и неоромантизм". (Слайд 3).

2 группа. "Ницшеанские мотивы в раннем творчестве М. Горького".

Прочитайте предложенные вам статьи:

Басинский П. Путешествие Заратустры в Россию. Ницше и русская литература: от Достоевского до Зощенко. // Литература, 1996, № 11, с.2

Колобаева Л. Горький и Ницше.// Вопросы литературы, 1990, № 10, с. 162.

  1. Кто такой Ницше?
  2. В чём суть его идей?
  3. Чем философия Ницше, его эстетика и этика привлекли к себе Горького?

3 группа. Анализ поэмы А.М. Горького "Человек".

Познакомьтесь с историей создания поэмы "Человек" (Приложение 6.)

  1. Как вы думаете, почему Горький отказался от первоначального замысла?
  2. В чём смысл жизни Человека? Каков его путь?
  3. Есть ли конец пути?
  4. Что отвергает Человек и почему?
  5. Кто его спутник и почему?
  6. Какие принципы жизни утверждает Горький в образе Человека?
  7. Почему Горький отрицает положительные общечеловеческие ценности: мечту, любовь, дружбу, надежду, веру, сострадание?
  8. Чем Человек отличается от человека, людей?

4 группа. Романтический герой М. Горького

Задание:

Ответьте на предложенные вопросы, подготовьте монологическое высказывание.

Представьте ключевые мысли вашего высказывания на слайдах презентации. (см. папку на рабочем столе ноутбука "Задание к уроку"). Примечание: в зависимости от подготовленности учащихся и частоты таких заданий на уроке предлагаем заполнить готовый шаблон или самостоятельно разработать слайды.

  1. Кто положительный герой в ранних романтических рассказах Горького и почему? Кто отрицательный герой и почему? В чём особенность изображения этих героев?
  2. Какие ценности утверждают романтические герои Горького? Ради чего погибают? В чём видят смысл жизни?
  1. В чём особенность композиции рассказа "Старуха Изергиль"?
  2. Почему рассказ начинается именно с пейзажа? Понаблюдайте, как Горький рисует образы неба и земли? В чём символическое значение вступительной части? Как она связана с последующими частями рассказа? Какую роль играет небо в жизни людей?
  3. На кого делит всех людей старуха Изергиль? Кого сберегает в своей памяти? Почему?
  4. Чем жила эта женщина, во имя чего? По каким принципам строила свою жизнь?
  5. Прокомментируйте портрет Изергиль? Красота ушла, а что осталось взамен?
  6. Почему не спится Изергиль? Какие поступки совершала в своей жизни Изергиль? "Я не была никогда рабой, ничьей", - говорит героиня. Согласны ли вы с ней? Обоснуйте свой ответ?
  7. Как вы считаете, почему Изергиль видит в степи тень Ларры, но не видит искры от сердца Данко (их видит рассказчик)? Слово "тень" не раз упоминается в рассказе. Найдите эти эпизоды. Символом чего является "тень" в рассказе Горького?
  8. В чём смысл жизни старухи Изергиль, изменился ли он в старости?
  9. Каково происхождение Ларры? Сравните судьбу Ларры с судьбой его отца? Что общего и в чём различие?
  10. Каков характер Ларры? В чём суть его конфликта с людьми? За что наказан Ларра? Как автор относится к герою? А какова позиция рассказчицы - старухи Изергиль? Олицетворением чего является Ларра?
  11. Каково происхождение Данко? Что прославляет автор в Данко? Какая идея воплощена в образе этого героя?
  12. Какую роль играет природа в рассказе о Данко?
  13. Олицетворением чего является Данко?
  14. В основу легенд о Ларре и Данко положены известные библейские сказания. Как известно, сопоставления и аналогии помогают глубже проникнуть в суть явлений. Сравните Легенду о Данко и библейскую легенду о Моисее, легенду о Ларре и библейскую легенду о Вечном Жиде. Что общего между горьковскими и библейскими героями? В чём их различие?
  15. Оба героя гордые. В чём разница их гордости?
  16. Вспомните историю Сокола. Определите внутреннюю суть этого героя. К чему он стремится? Какие качества его отличают?
  17. Вспомните историю Ужа. Определите внутреннюю суть этого героя. К чему он стремится? Какие качества его отличают? В чём мудрость Ужа?
  18. В чём смысл противопоставления аллегорических образов Ужа и Сокола? Какие ценности утверждают эти герои? Какое место в этом мире занимают Уж и Сокол? Почему они стремятся навстречу друг другу: Уж - в небо, Сокол - на землю?
  19. Какую истину знает Рагим и не смог познать каждый из героев песни?

5 группа. Художественная идея ранних романтических рассказов М. Горького

Задание:

Ответьте на предложенные вопросы, подготовьте монологическое высказывание.

Представьте ключевые мысли вашего высказывания на слайдах презентации. (см. папку на рабочем столе ноутбука "Задание к уроку"). Примечание: в зависимости от подготовленности учащихся и частоты таких заданий на уроке предлагаем заполнить готовый шаблон или самостоятельно разработать слайды.

  1. В романтических произведениях XIX века романтический герой противостоит обществу. Кому или чему противостоят герои Горького?
  2. Что больше всего ценят герои Горького?

Посмотрите по словарю Ожегова значение слова "свобода". В каком из 3-х значений употреблял Горький слово "свобода" в своих романтических рассказах?

  1. Какие две концепции жизни, два представления о ней раскрывает писатель в ранних романтических рассказах?
  2. Почему романтический рассказ назван так просто и обыденно - "Старуха Изергиль"?
  3. Какова роль легенд в рассказе? Какой общей идеей объединяются все три части рассказа? Почему они расположены именно в таком порядке: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о себе, легенда о Данко?
  4. В чём художественный смысл рассказа "Старуха Изергиль"?
  5. Какова роль пейзажа в начале рассказа "Макар Чудра"? В какой мир погружает читателя автор?
  6. Во что верят герои рассказа? По каким правилам живут?
  7. Чему противостоят герои Горького?
  8. Как Лойко и Радда воспринимают свою любовь? Как относятся к возлюбенному (возлюбленной)?
  9. Почему герои не могут быть счастливы в нашем, обычном понимании? Кто стал инициатором трагической развязки? Почему именно этот герой? Почему именно смерть оказывается единственным выходом?
  10. Почему Горький в такой крайней форме трактует понятие "свобода"? Согласны ли вы с автором?

Представление результатов работы в группах.

1 группа. "Неоромантизм М. Горького и его романтические герои".

"Романтимзм (фр. romantisme) - явление европейской культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века. характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению".

Основные черты романтизма:

1. Описывается исключительный герой в исключительных обстоятельствах

2. Герой-отшельник, герой-изгнанник, сильная личность, бунтарь

3. Противоборство героя и окружающего мира

4. Экзотическое место действия

5. В центре находится личность героя

6. Двоемирие (мир фантазии, мечты и мир реальности)

"Неоромантизм - течение в искусстве (прежде всего, в литературе) рубежа XIX-XX веков, возникающее как реакция на реалистические и натуралистические тенденции второй половины XIX века. В общем смысле слова может быть определён как возрождение литературных настроений первой четверти и половины XIX века в Европе (Романтизм). Может пониматься как ранняя фаза или одно из крыльев модернизма.

Мир неоромантической литературы полон неожиданностей, приключений и опасностей, но действуют в нём самые обычные люди. Героизм поступков - это стремление прожить жизнь ярко, не теряя уважения к самому себе. ("Остров сокровищ"Р. Л. Стивенсона, "Капитан Сорви-Голова" Л. Буссенара).

Неоромантизм оказался очень плодотворным литературным направлением. В ХХ веке продолжают создаваться неоромантические произведения("Одиссея капитана Блада" Р.Сабатини и "Наследник из Калькутты").

На формирование неоромантизма оказала значительное влияние философия Ницше и Шопенгауэра, поэтому в центре неоромантического произведения часто стоит личность особой силы".

"Явление неоромантизма в русской литературе конца ХХ века породило нового романтического героя. Он во многом унаследовал черты героев-романтиков начала XIX века: силу и яркость характера, стремление к подвигу и приключениям, нередко противопоставленность враждебному обществу, серой и унылой жизни".

(Елена Стародубцева. "Особенности конфликта в рассказе

2 группа. "Ницшеанские мотивы в раннем творчестве М. Горького".

Группа представляет в устной форме результат работы по материалам статей и задания.

3 группа. Анализ поэмы А.М. Горького "Человек".

Группа представляет монологическое высказывание - анализ поэмы.

Центральная фигура раннего романтического творчества Горького выведена в поэме "Человек". Человек призван осветить весь мир, распутать узлы всех заблуждений, он "трагически прекрасен". Человек независим от материальных благ.

Он "идёт вслед за Мыслью, отвергая и Веру, и Надежду, и Любовь, которые в поэме находятся в одном ряду со Смертью, Пошлостью, Ложью: Путь Человека труден и бесконечен: "Так шествует Человек - вперёд! и - выше! всё - вперёд! и - выше!". Его движение - лестница, на каждую ступеньку которой приходится карабкаться с трудом. И на этом пути вместе с ним - только Мысль. Человек и Мысль не зависят друг от друга, они идут вместе, помогая друг другу. И - "я (Человек) создан Мыслию затем, чтоб опрокинуть, разрушить, растоптать все старое, все тесное и грязное, все злое, - и новое создать на выкованных Мыслью незыблемых устоях свободы, красоты и - уваженья к людям!" (В. Жарко "Человек Горького и Горький - Человек".//Литература, 1998, №23, с.4)

4 группа. Романтический герой М. Горького

Слайды 8 - 13 (если учащиеся не смогут подготовить свою презентацию)

5 группа. Художественная идея ранних романтических рассказов М. Горького

Слайды 9, 14 - 16 (если учащиеся не смогут подготовить свою презентацию)

Слово учителя. "За несколько месяцев до создания рассказа "Старуха Изергиль" М. Горький писал: "Мечтать - это не значит жить. Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд. Пусть будет ясное сознание ошибок и стыд за прошлое. Пусть отвращение к настоящему будет беспокойной, острой болью и жажда будущего - страстным мучением". Так понимал высший смысл жизни и искусства писатель. И сам искал сильное, мобилизующее слово. Уже в ранних произведениях оно было найдено". (Л.А. Смирнова. "Искры во мраке жизни. Ранняя романтическая проза Горького". // Русская литература. Советская литература: Справочные материалы: Кн. для учащихся ст. классов/ Л.А. Смирнова, С.А. Джанумов, Л.М. Крупчанов и др.; Сост. Л.А. Смирнова. - М., Поосвещение, 1989 г. - С. 214.)

В атмосфере российского безвременья и скуки (таково было состояние умов накануне 90-х годов прошлого века) неожиданно прозвучал бодрый голос Максима Горько­го. В отличие от голосов Чехова и Толстого он рождал ка­кие-то смутные надежды, призывал всех пойти в какое-то непонятное будущее, в котором Человек будет настолько велик, что даже смерть не сможет его испугать.




Социализм Горького не носил научного характера, а был тесно связан с его пониманием трагичес­кой сущности Человека как центра мироздания, который страшно одинок в пустой Вселенной и которому никто не поможет, кроме него самого. В социализме Горького отчетливо видны религиозные черты, хотя писатель никогда не был мистиком.

Горький назвал литературу челове­коведением. Вопрос о человеке, об оценке его роли и места в мире, об отношении к личности, о принципах се изображения в литературе - цент­ральная проблема всякой эстетики, и в особенности эстетики Горького.

Через все творчество Горького лейтмотивом проходит непоколебимое убеждение писателя в беспредельном могуществе человека. Можно с пол­ным правом утверждать, что не было в мировом искусстве другого худож­ника, который с такой силой и стра­стью отстаивал бы свою веру в че­ловека. И с самого начала художник как бы различает псевдочеловеческое, мещанское и подлинное человеческое, героическое.

Так было, по А.М. Горькому, в прошлом. Внутреннюю суть всемирно-историче­ского прогресса в настоящем писатель видит в новых перспективах, которые открывает перед личностью револю­ционная борьба пролетариата.

И этот двусторонний процесс исто­рического развития - с одной сторо­ны, распад личности в индивидуали­стическом мире и возрождение инди­видуумам. В самой этой антитезе заключен оптимизм Горького, который в перспективе исторического будущего видел осуществление своей мечты о сильной, свободной, гармоничной и цельной личности.

Отношение Горь­кого к человеку, к его возможностям – одна из самых замечательных черт горьковской эстетики и философии.

Не случайно в сознании Горького философия неверия человека ассоциировалась с декадентами. Не случайно и то, что современный экзистенциализм сделал мрачное безверие в человека знаменем своей философии; эта философия красноречиво подтверждает положения Горького о том, что мещанский буржуазный индивидуа­лизм с железной закономерностью приводит к раздроблению, разруше­нию личности. Выдвинув в качестве исходного принципа индивидуальное бытие, изолировав личность от общества, от социального целого, экзистенциалисты пришли к безысходно мрачным выводам. Человек безнадежно одинок, он живет под знаком одного всепоглощающего чувства – страха смерти, его существование есть цепь страданий и бессмыслиц. И единственным освобождением от этой трагической бессмыслицы является та же смерть. Читая сочинения современных экзистенциалистов, как будто возвращаешься к тем, кого Горький оспари­вал полвека тому назад.

Вопрос о человеке, об оценке его роли и места в мире, об отношении к личности, о принципах се изображения в литературе - цент­ральная проблема всякой эстетики, и в особенности, эстетики Горького.

1. Абросимова В.Н., Л.Н. Толстой и А.М. Горький (1902г.) - по архивным документам // Вестник Моск. ун-та. Сер.9, филология. - М., 1995. - № 2. - С.74.

2. Алексеева А. Драматургия Горького в современном театре (По материалам спектаклей театров г.Горького) // Тезисы докладов Горьковской конференции. - М., 2001. - С.14-16.

3. Анастасьев А. Слово и характер в драме // Вопросы советской драматургии: Сб. статей. – М., 2008. - С.18.

4. Андреев Ю. Уроки Максима Горького // Литературная газета. – 2008. - 6 ноября. - С.3.

7. Асмолова В. Максим Горький: К 120-летию со дня рождения // Книжное обозрение. – 1988. - № 13. - С.4.

8. Асонова Е.А. О преподавании драматургии в школе // Образование в современной школе. – 2002. - № 2. - С.43.

10. Балатова Е. Горький на сцене сегодня // Театр. – 2008. - № 6. - С.103-110.

11. Балухатый С. Вопросы изучения драматургии Горького // Горький и театр. - М.: Искусство, 2008. - С.151-198.

12. Балухатый С.Д. Социальное значение первых драм М. Горького. - Л., 2007.

13. Баранов В.И. Очень хороший писатель [М. Горький в современном литературоведении. Обзор публикаций 1996г.] // Книжное обозрение, - 1996. - № 36. - С.16-17.

14. Барахов В.С. Горький, которого мы не знаем: к 125-летию со дня рождения писателя: Беседа с зав. арх. М. Горького при Ин-те мир. лит. им. Горького В.С. Бараховым / Записала И. Тосунян // Литературная газета. – 1993. - 10 марта (№10). - С.6.

15. Барахов В.С. Наследие А.М. Горького и вопросы литературы // Русская литература. – 1985. - № 3. –С.43-57.

16. Барсуков Н., Филатов Е. Бой с мещанством ["Мещане" в Свердловском драматическом театре] // Горьковская правда. – 2007. - № 118. 23 мая. - С.3.

17. Белова Т.Д. Пьеса М. Горького "Мещане" как целостное единство: Опыт жанрового анализа драматургического произведения. - Саратов, 1989.

20. Благов Д.А. Горький и мы // Звезда. – 1988. - № 3. - С.195-201.

21. Бялик Б. Горький-драматург. - М.: Сов. писатель, 1977.

22. Бялик Б.А. Достоевский и достоевщина в оценках Горького. - М.: АН СССР, 2000.

24. Гачев Г. Национальные образы мира. - М., 1998.

25. Максим Горький и ХХ век: Горьковские чтения. 1997: материалы международной конференции. - Горький: Изд-во Нижегородского ун-та, 1998.

26. Горький А.М. Собр.соч.: В 30 т. - М., 1953.

27. Горький М. Полное собрание художественных произведений. - М., 1968.

28. Горький Максим и Леонид Андреев Литературное наследство.- М., 1965.

29. Горький в воспоминаниях современников. - М., 1981.

31. Горький и советские писатели. Неизданная переписка. Литературное наследство, - т.70. - М., 1963.

32. Горький и современность. Сб. ст. - М.: Наука, 1970.

33. Горький А.М. и Чехов А.П. Переписка, статьи, высказывания. - М.: ГИХЛ, 1951.

34. Горьковский альманах: Год 1946 / Под общей ред. Ю. Юзовского. - М.: ВТО, 1948.

35. Горьковские чтения, 1947-1948.- Л.: АН СССР, 1949.

36. Горьковские чтения, 1949-1952.- М.: АН СССР, 1954.

38. Горьковские чтения, 1964-1965. Горький и русская литература начала ХХ века. - М., 1965.

39. Касторский С.В. Драматургия Горького М.. Наблюдения над идейно-художественной спецификой. - М., 2000.

40. Кафанова Л. Мещане и мещанство // Учительская газета. - 2005. - № 30.

41. Коган П. Горький М. - М., 2008.

42. Леонов Л.М. Слово о Горьком. - М., 1971.

43. Летопись жизни и творчества А.М. Горького: В 4 т. - М., 1960.

44. Лихачев Д.С. Еще о точности литературоведения. - Л., 1981.

45. Луначарский А.В. Собр. соч в 8 т., - Т. 2. М. Горький. - М., 1964.

49. Михайловский Б.В. Драматургия Горького эпохи первой русской революции. - М., 1999.

50. Набоков В. В. Лекции по русской литературе. - М.: Независимая газета, 1996.

51. Осьмаков Н.В. Историко-функциональное исследование произведений художественной литературы // Русская литература в историко-функциональном освещении. - М., 1979.

52. Очерки истории русского советского драматического театра / Под ред. Н.Ф. Зографа. В 3-х т., - Т.1., - М., 1954.

53. Примочкина Н.Н. Горький сегодня // Литература в школе. - 2008. - № 7. - с.75.

55. Спиридонова Л.А. М. Горький: диалог с историей. - М., 1994.

56. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. - М., 1983.

58. Товстоногов Г. Мой Горький // Театр. - 1988. - №3. – С. 74.

59. Фрумкин К.Г. Купечество и мещанство: социально-психологические размышления на материале русской классической драмы // Историческая психология и социология истории: В 2-х т., - Т.1. – М., 2009.

60. Хализев В. Драма как род литературы: (Поэтика, генезис, функционирование). - М., 1986.

61. Юзовский Ю. Драматургия М. Горького. Ч.1. - М.-Л., 1940.

62. Юзовский Ю. Максим Горький и его драматургия. - М., 2001.

В атмосфере российского безвременья и скуки (таково было состояние умов накануне 90-х годов прошлого века) неожиданно прозвучал бодрый голос Максима Горько­го. В отличие от голосов Чехова и Толстого он рождал ка­кие-то смутные надежды, призывал всех пойти в какое-то непонятное будущее, в котором Человек будет настолько велик, что даже смерть не сможет его испугать.

Социализм Горького не носил научного характера, а был тесно связан с его пониманием трагичес­кой сущности Человека как центра мироздания, который страшно одинок в пустой Вселенной и которому никто не поможет, кроме него самого. В социализме Горького отчетливо видны религиозные черты, хотя писатель никогда не был мистиком.

Горький назвал литературу челове­коведением. Вопрос о человеке, об оценке его роли и места в мире, об отношении к личности, о принципах се изображения в литературе - цент­ральная проблема всякой эстетики, и в особенности эстетики Горького.

Через все творчество Горького лейтмотивом проходит непоколебимое убеждение писателя в беспредельном могуществе человека. Можно с пол­ным правом утверждать, что не было в мировом искусстве другого худож­ника, который с такой силой и стра­стью отстаивал бы свою веру в че­ловека. И с самого начала художник как бы различает псевдочеловеческое, мещанское и подлинное человеческое, героическое.

Так было, по А.М. Горькому, в прошлом. Внутреннюю суть всемирно-историче­ского прогресса в настоящем писатель видит в новых перспективах, которые открывает перед личностью револю­ционная борьба пролетариата.

И этот двусторонний процесс исто­рического развития - с одной сторо­ны, распад личности в индивидуали­стическом мире и возрождение инди­видуумам. В самой этой антитезе заключен оптимизм Горького, который в перспективе исторического будущего видел осуществление своей мечты о сильной, свободной, гармоничной и цельной личности.

Отношение Горь­кого к человеку, к его возможностям – одна из самых замечательных черт горьковской эстетики и философии.

Не случайно в сознании Горького философия неверия человека ассоциировалась с декадентами. Не случайно и то, что современный экзистенциализм сделал мрачное безверие в человека знаменем своей философии; эта философия красноречиво подтверждает положения Горького о том, что мещанский буржуазный индивидуа­лизм с железной закономерностью приводит к раздроблению, разруше­нию личности. Выдвинув в качестве исходного принципа индивидуальное бытие, изолировав личность от общества, от социального целого, экзистенциалисты пришли к безысходно мрачным выводам. Человек безнадежно одинок, он живет под знаком одного всепоглощающего чувства – страха смерти, его существование есть цепь страданий и бессмыслиц. И единственным освобождением от этой трагической бессмыслицы является та же смерть. Читая сочинения современных экзистенциалистов, как будто возвращаешься к тем, кого Горький оспари­вал полвека тому назад.

Вопрос о человеке, об оценке его роли и места в мире, об отношении к личности, о принципах се изображения в литературе - цент­ральная проблема всякой эстетики, и в особенности, эстетики Горького.

1. Абросимова В.Н., Л.Н. Толстой и А.М. Горький (1902г.) - по архивным документам // Вестник Моск. ун-та. Сер.9, филология. - М., 1995. - № 2. - С.74.

2. Алексеева А. Драматургия Горького в современном театре (По материалам спектаклей театров г.Горького) // Тезисы докладов Горьковской конференции. - М., 2001. - С.14-16.

3. Анастасьев А. Слово и характер в драме // Вопросы советской драматургии: Сб. статей. – М., 2008. - С.18.

4. Андреев Ю. Уроки Максима Горького // Литературная газета. – 2008. - 6 ноября. - С.3.

7. Асмолова В. Максим Горький: К 120-летию со дня рождения // Книжное обозрение. – 1988. - № 13. - С.4.

8. Асонова Е.А. О преподавании драматургии в школе // Образование в современной школе. – 2002. - № 2. - С.43.

10. Балатова Е. Горький на сцене сегодня // Театр. – 2008. - № 6. - С.103-110.

11. Балухатый С. Вопросы изучения драматургии Горького // Горький и театр. - М.: Искусство, 2008. - С.151-198.

12. Балухатый С.Д. Социальное значение первых драм М. Горького. - Л., 2007.

13. Баранов В.И. Очень хороший писатель [М. Горький в современном литературоведении. Обзор публикаций 1996г.] // Книжное обозрение, - 1996. - № 36. - С.16-17.

14. Барахов В.С. Горький, которого мы не знаем: к 125-летию со дня рождения писателя: Беседа с зав. арх. М. Горького при Ин-те мир. лит. им. Горького В.С. Бараховым / Записала И. Тосунян // Литературная газета. – 1993. - 10 марта (№10). - С.6.

15. Барахов В.С. Наследие А.М. Горького и вопросы литературы // Русская литература. – 1985. - № 3. –С.43-57.

16. Барсуков Н., Филатов Е. Бой с мещанством ["Мещане" в Свердловском драматическом театре] // Горьковская правда. – 2007. - № 118. 23 мая. - С.3.

17. Белова Т.Д. Пьеса М. Горького "Мещане" как целостное единство: Опыт жанрового анализа драматургического произведения. - Саратов, 1989.

20. Благов Д.А. Горький и мы // Звезда. – 1988. - № 3. - С.195-201.

21. Бялик Б. Горький-драматург. - М.: Сов. писатель, 1977.

22. Бялик Б.А. Достоевский и достоевщина в оценках Горького. - М.: АН СССР, 2000.

24. Гачев Г. Национальные образы мира. - М., 1998.

25. Максим Горький и ХХ век: Горьковские чтения. 1997: материалы международной конференции. - Горький: Изд-во Нижегородского ун-та, 1998.

26. Горький А.М. Собр.соч.: В 30 т. - М., 1953.

27. Горький М. Полное собрание художественных произведений. - М., 1968.

28. Горький Максим и Леонид Андреев Литературное наследство.- М., 1965.

29. Горький в воспоминаниях современников. - М., 1981.

31. Горький и советские писатели. Неизданная переписка. Литературное наследство, - т.70. - М., 1963.

32. Горький и современность. Сб. ст. - М.: Наука, 1970.

33. Горький А.М. и Чехов А.П. Переписка, статьи, высказывания. - М.: ГИХЛ, 1951.

34. Горьковский альманах: Год 1946 / Под общей ред. Ю. Юзовского. - М.: ВТО, 1948.

35. Горьковские чтения, 1947-1948.- Л.: АН СССР, 1949.

36. Горьковские чтения, 1949-1952.- М.: АН СССР, 1954.

38. Горьковские чтения, 1964-1965. Горький и русская литература начала ХХ века. - М., 1965.

39. Касторский С.В. Драматургия Горького М.. Наблюдения над идейно-художественной спецификой. - М., 2000.

40. Кафанова Л. Мещане и мещанство // Учительская газета. - 2005. - № 30.

41. Коган П. Горький М. - М., 2008.

42. Леонов Л.М. Слово о Горьком. - М., 1971.

43. Летопись жизни и творчества А.М. Горького: В 4 т. - М., 1960.

44. Лихачев Д.С. Еще о точности литературоведения. - Л., 1981.

45. Луначарский А.В. Собр. соч в 8 т., - Т. 2. М. Горький. - М., 1964.

49. Михайловский Б.В. Драматургия Горького эпохи первой русской революции. - М., 1999.

50. Набоков В. В. Лекции по русской литературе. - М.: Независимая газета, 1996.

51. Осьмаков Н.В. Историко-функциональное исследование произведений художественной литературы // Русская литература в историко-функциональном освещении. - М., 1979.

52. Очерки истории русского советского драматического театра / Под ред. Н.Ф. Зографа. В 3-х т., - Т.1., - М., 1954.

53. Примочкина Н.Н. Горький сегодня // Литература в школе. - 2008. - № 7. - с.75.

55. Спиридонова Л.А. М. Горький: диалог с историей. - М., 1994.

56. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. - М., 1983.

58. Товстоногов Г. Мой Горький // Театр. - 1988. - №3. – С. 74.

59. Фрумкин К.Г. Купечество и мещанство: социально-психологические размышления на материале русской классической драмы // Историческая психология и социология истории: В 2-х т., - Т.1. – М., 2009.

60. Хализев В. Драма как род литературы: (Поэтика, генезис, функционирование). - М., 1986.

Психологизм в литературе – это изображение душевной жизни человека в художественном произведении.

Концепция сильной и свободной личности в ранних произведениях М. Горького

Характерной особенностью русских писателей 19 – начала 20 века является то, что они в своих произведениях рассматривают душевный мир человека, нравственные искания личности. Эту традицию продолжает и М. Горький.

Своеобразная концепция личности в ранних произведениях М. Горького связана с идеей гордого, сильного, свободного, ни от кого не зависимого человека.

Готовые работы на аналогичную тему

В этом произведении писатель показывает три проявления свободной, сильной, гордой, красивой личности:

  • Сама старуха Изергиль,
  • Ларра,
  • Данко.

У получеловека Ларры вечная, но одинокая жизнь. Ларра является олицетворением высшего уровня развития вольнолюбия и гордости. Но эта гордость и свобода стали проклятием для людей и для самого Ларры.

Идеал истинно свободного и сильного человека – личность Данко. В этом герое сочетаются и гордость, и любовь к людям. Именно такое слияние, вероятно, и делает человека свободным. Данко желает свободы для всех, но его сердце сгорает во имя народа, который его предал.

Если в ранних произведениях М. Горького человек предстает свободной, гордой личностью, то в творчестве писателя в более поздний период все большее место отводится обычным людям.

Чтобы увидеть свое положение, оценить его, понять, как оно ничтожно и ужасно, нужно иметь силу, мужество и смелость.

Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов.
Во-первых, становится очевидно, что пьесы Максима Горького раннего периода "сопротивляются" истолкованию их в русле "реалистического" типа. Хотя это не означает, что данное восприятие в корне неверно, однако оно заметно сужает диапазон истолкований драм "Мещане", "На дне", "Дачники", как правило, вводя ее в рамки исключительно жанра социально-бытовой драмы или комедии.
Во-вторых, ранняя драматургия Горького рождалась и развивалась под сильным влиянием художественного явления "новой драмы" рубежа XIX-XX вв. , впитывая ее достижения в области поэтики и одновременно пытаясь полемизировать с ее идеологией. С одной стороны, открытый "новой драмой" трагизм повседневности присущ и горьковской драматургии, однако к проблеме этой Горький подошел уже с иной точки зрения, что и стало основой для зарождения в его произведениях для театра трагикомического конфликта. С другой стороны, многие художественные принципы "новой драмы", усвоенные Горьким, сделали возможным истолкование его драматургии сквозь призму многих жанров и жанровых разновидностей, берущих свое начало именно в этом явлении начала века - вплоть до истолкования в русле "театра абсурда".
Наконец, явное тяготение пьес М. Горького раннего периода к истолкованию их в русле трагикомического жанра также можно считать следствием близости к эстетике "новой драмы". Тенденция эта проявилась настолько очевидно в истории функционирования пьес "Мещане", "На дне" и "Дачники" в ХХ столетии, что понадобился дополнительный анализ, подтвердивший верность предварительных наблюдений. Таким образом главным итогом диссертационного исследования можно считать вывод о том, что в истории отечественной литературы пьесы Горького раннего периода представляют жанр трагикомедии.
В процессе этого анализа был также сделан еще один вывод: драматургия Горького - это еще и интеллектуальный театр. Именно этим объясняются, с одной стороны, длительные периоды охлаждения к ней театров, а с другой, ее популярность в кризисные периоды истории, которые характеризуются повышенной интеллектуальностью. Здесь можно сразу оговорить, что данное определение жанровой разновидности не отменяет понятия "философская драма" в отношении пьес Горького. Однако если последнее относится в большей мере к содержанию этих произведений, то понятие "интеллектуальная драма" характеризует прежде всего поэтику пьесы, ее форму, которая - в силу своей многогранности, многоаспектности, многослойности - способна до бесконечности приращивать смыслы художественному созданию. Следовательно, при истолковании пьес Горького именно через понимание высокой интеллектуализированности их формы лежит путь к новым трактовкам драматургии Горького.

Читайте также: