Какова горьковская концепция человека в произведениях разных лет как она отражает особенности кратко
Обновлено: 04.07.2024
Аннотация. Данный урок является сдвоенным, это третий урок в теме "Жизнь и творчество А.М. Горького" после уроков по биографии писателя и о художественных особенностях творчества.
Домашнее задание к уроку: 1) прочитать поэму "Человек", рассказы "Старуха Изергиль", "Макар Чудра", "Песню о Соколе"; 2) выписать из рассказов афоризмы; 3) найти в рассказе "Старуха Изергиль" эпизоды, в которых "появляется" "тень"; 4) повторить, что такое "романтизм в литературе".
Оборудование к уроку: 1) АРМ учителя, 2) Интернет, 3) 3 ноутбука, 4) литературоведческие словари, 5) тексты выше перечисленных художественных произведений.
Целеполагание и мотивация.
Слово учителя. "Горький - пролетарский писатель, а человек - это звучит гордо. Вот и всё, что достаточно было знать об этом писателе на протяжении семидесяти лет. Остальное - как бы неважно. Но вот именно, что "как бы". Потому что Горький - не кукла на полке в магазине, с приклеенным ценником и ярлыком изготовителя. Он - тоже Человек, и он не только звучал, но и прожил жизнь гордо. Жизнь эта была разделена на два обширнейших этапа: до большевистской революции и после. Начинал Горький писать в Российской империи, а заканчивал : в стране, потерпевшей Великую Октябрьскую революцию. Писал неодинаково. И читать его тоже будут по-разному". (В. Жарко "Человек Горького и Горький - Человек".//Литература, 1998, №23, с.4)
- А как читали вы? Что показалось вам у Горького интересным, примечательным или наоборот скучным, уже знакомым? Вы читали его произведения легко, увлечённо или, наоборот, никак не могли "вчитаться"?
- Какая мысль, идея показалась вам главной в этих произведениях? О чём задумывается писатель, о чём размышляет?
Слово учителя. "Человек - главное, что создал Горький. Всё, что написано Горьким, - написано Человеком, о Человеке и для Человека". (там же)
- О чём вам интересно поразмышлять сегодня в свете прочитанных произведений Горького? Как сформулируем тему урока? (Учитель с помощью наводящих, уточняющих вопросов помогает учащимся сформулировать тему. Необязательно, чтобы формулировка учащихся звучала в точности, как в конспекте учителя.)
- Как вы думаете, менялись ли взгляды Горького на Человека на протяжении жизни? Почему?
- Интересно ли вам узнать, как менялись эти взгляды? Зачем вам это нужно? (Последний вопрос чрезвычайно важен для целеполагания и мотивации учащихся на активную познавательную деятельность. Не стоит бояться, если кто-то из учащихся скажет, что ему это совсем не нужно. В первую очередь, мы поблагодарим его за доверие и откровенный ответ и послушаем других. Всегда найдётся хотя бы один ученик в классе, который интересуется историей или обществознанием, и он скажет примерно следующее: "А мне интересно: каждый человек имеет свой ответ на те или иные вопросы. Я взрослею, и у меня формируется мировоззрение. Мне любопытно сопоставить, сравнить свои взгляды со взглядами Горького, оставившего неоднозначный след в истории литературы".)
Слово учителя. Предлагаю сегодня сосредоточить наше внимание на раннем дореволюционном творчестве А.М. Горького. (Учащиеся записывают сформулированную тему урока в тетрадь.)
Какие вопросы у вас возникали в процессе чтения или сейчас, по ходу урока? (Договариваемся с учащимися, что вопросы формулируем обобщённо, не называя тех или иных героев.)
Учащиеся формулируют вопросы
Учитель (или ученик) записывает их на доске или на слайде. Эти вопросы станут направлениями разговора о ранних романтических произведениях Горького. (Последний вопрос может быть предложен учителем, обязательно с обоснованием, почему важно на это обратить внимание.) - Слайд 2.
- В чём смысл жизни Человека? Каков его путь?
- Есть ли конец пути?
- Что отвергает Человек и почему?
- Кто его спутник и почему?
- Какие принципы жизни утверждает Горький в образе Человека?
- Почему Горький отрицает положительные (. ) общечеловеческие ценности: мечту, любовь, дружбу, надежду, веру, сострадание?
- Чем Человек отличается от человека, людей?
- Чем является смерть для Человека?
- В каком стиле написаны данные произведения? Почему?
У нас несколько произведений, много вопросов, в отношении каждого произведения, наверное, возникнут ещё дополнительные вопросы. Каким образом выстроим нашу деятельность сегодня, какими дополнительными источниками хотели бы воспользоваться?
Работа в группах.
1 группа. "Неоромантизм М. Горького и его романтические герои".
- Что такое "романтизм" как литературное направление?
(Вспомните, найдите в словаре, в интернете.) - Каковы особенности романтического героя?
- Что такое "неоромантизм"?
- Прочитайте текст, отвечая на вопросы, заполните пропуски, выполните задания (Приложение 2). (Ответы - Приложение 3)
(Материал для задания взят со страницы сайта http://65-k.com/publications.php?category=15&mode=show&id=414). - Добавить в презентацию урока слайд "Романтизм и неоромантизм". (Слайд 3).
2 группа. "Ницшеанские мотивы в раннем творчестве М. Горького".
Прочитайте предложенные вам статьи:
Басинский П. Путешествие Заратустры в Россию. Ницше и русская литература: от Достоевского до Зощенко. // Литература, 1996, № 11, с.2
Колобаева Л. Горький и Ницше.// Вопросы литературы, 1990, № 10, с. 162.
- Кто такой Ницше?
- В чём суть его идей?
- Чем философия Ницше, его эстетика и этика привлекли к себе Горького?
3 группа. Анализ поэмы А.М. Горького "Человек".
Познакомьтесь с историей создания поэмы "Человек" (Приложение 6.)
- Как вы думаете, почему Горький отказался от первоначального замысла?
- В чём смысл жизни Человека? Каков его путь?
- Есть ли конец пути?
- Что отвергает Человек и почему?
- Кто его спутник и почему?
- Какие принципы жизни утверждает Горький в образе Человека?
- Почему Горький отрицает положительные общечеловеческие ценности: мечту, любовь, дружбу, надежду, веру, сострадание?
- Чем Человек отличается от человека, людей?
4 группа. Романтический герой М. Горького
Задание:
Ответьте на предложенные вопросы, подготовьте монологическое высказывание.
Представьте ключевые мысли вашего высказывания на слайдах презентации. (см. папку на рабочем столе ноутбука "Задание к уроку"). Примечание: в зависимости от подготовленности учащихся и частоты таких заданий на уроке предлагаем заполнить готовый шаблон или самостоятельно разработать слайды.
- Кто положительный герой в ранних романтических рассказах Горького и почему? Кто отрицательный герой и почему? В чём особенность изображения этих героев?
- Какие ценности утверждают романтические герои Горького? Ради чего погибают? В чём видят смысл жизни?
- В чём особенность композиции рассказа "Старуха Изергиль"?
- Почему рассказ начинается именно с пейзажа? Понаблюдайте, как Горький рисует образы неба и земли? В чём символическое значение вступительной части? Как она связана с последующими частями рассказа? Какую роль играет небо в жизни людей?
- На кого делит всех людей старуха Изергиль? Кого сберегает в своей памяти? Почему?
- Чем жила эта женщина, во имя чего? По каким принципам строила свою жизнь?
- Прокомментируйте портрет Изергиль? Красота ушла, а что осталось взамен?
- Почему не спится Изергиль? Какие поступки совершала в своей жизни Изергиль? "Я не была никогда рабой, ничьей", - говорит героиня. Согласны ли вы с ней? Обоснуйте свой ответ?
- Как вы считаете, почему Изергиль видит в степи тень Ларры, но не видит искры от сердца Данко (их видит рассказчик)? Слово "тень" не раз упоминается в рассказе. Найдите эти эпизоды. Символом чего является "тень" в рассказе Горького?
- В чём смысл жизни старухи Изергиль, изменился ли он в старости?
- Каково происхождение Ларры? Сравните судьбу Ларры с судьбой его отца? Что общего и в чём различие?
- Каков характер Ларры? В чём суть его конфликта с людьми? За что наказан Ларра? Как автор относится к герою? А какова позиция рассказчицы - старухи Изергиль? Олицетворением чего является Ларра?
- Каково происхождение Данко? Что прославляет автор в Данко? Какая идея воплощена в образе этого героя?
- Какую роль играет природа в рассказе о Данко?
- Олицетворением чего является Данко?
- В основу легенд о Ларре и Данко положены известные библейские сказания. Как известно, сопоставления и аналогии помогают глубже проникнуть в суть явлений. Сравните Легенду о Данко и библейскую легенду о Моисее, легенду о Ларре и библейскую легенду о Вечном Жиде. Что общего между горьковскими и библейскими героями? В чём их различие?
- Оба героя гордые. В чём разница их гордости?
- Вспомните историю Сокола. Определите внутреннюю суть этого героя. К чему он стремится? Какие качества его отличают?
- Вспомните историю Ужа. Определите внутреннюю суть этого героя. К чему он стремится? Какие качества его отличают? В чём мудрость Ужа?
- В чём смысл противопоставления аллегорических образов Ужа и Сокола? Какие ценности утверждают эти герои? Какое место в этом мире занимают Уж и Сокол? Почему они стремятся навстречу друг другу: Уж - в небо, Сокол - на землю?
- Какую истину знает Рагим и не смог познать каждый из героев песни?
5 группа. Художественная идея ранних романтических рассказов М. Горького
Задание:
Ответьте на предложенные вопросы, подготовьте монологическое высказывание.
Представьте ключевые мысли вашего высказывания на слайдах презентации. (см. папку на рабочем столе ноутбука "Задание к уроку"). Примечание: в зависимости от подготовленности учащихся и частоты таких заданий на уроке предлагаем заполнить готовый шаблон или самостоятельно разработать слайды.
- В романтических произведениях XIX века романтический герой противостоит обществу. Кому или чему противостоят герои Горького?
- Что больше всего ценят герои Горького?
Посмотрите по словарю Ожегова значение слова "свобода". В каком из 3-х значений употреблял Горький слово "свобода" в своих романтических рассказах?
- Какие две концепции жизни, два представления о ней раскрывает писатель в ранних романтических рассказах?
- Почему романтический рассказ назван так просто и обыденно - "Старуха Изергиль"?
- Какова роль легенд в рассказе? Какой общей идеей объединяются все три части рассказа? Почему они расположены именно в таком порядке: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о себе, легенда о Данко?
- В чём художественный смысл рассказа "Старуха Изергиль"?
- Какова роль пейзажа в начале рассказа "Макар Чудра"? В какой мир погружает читателя автор?
- Во что верят герои рассказа? По каким правилам живут?
- Чему противостоят герои Горького?
- Как Лойко и Радда воспринимают свою любовь? Как относятся к возлюбенному (возлюбленной)?
- Почему герои не могут быть счастливы в нашем, обычном понимании? Кто стал инициатором трагической развязки? Почему именно этот герой? Почему именно смерть оказывается единственным выходом?
- Почему Горький в такой крайней форме трактует понятие "свобода"? Согласны ли вы с автором?
Представление результатов работы в группах.
1 группа. "Неоромантизм М. Горького и его романтические герои".
"Романтимзм (фр. romantisme) - явление европейской культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века. характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению".
Основные черты романтизма:
1. Описывается исключительный герой в исключительных обстоятельствах
2. Герой-отшельник, герой-изгнанник, сильная личность, бунтарь
3. Противоборство героя и окружающего мира
4. Экзотическое место действия
5. В центре находится личность героя
6. Двоемирие (мир фантазии, мечты и мир реальности)
"Неоромантизм - течение в искусстве (прежде всего, в литературе) рубежа XIX-XX веков, возникающее как реакция на реалистические и натуралистические тенденции второй половины XIX века. В общем смысле слова может быть определён как возрождение литературных настроений первой четверти и половины XIX века в Европе (Романтизм). Может пониматься как ранняя фаза или одно из крыльев модернизма.
Мир неоромантической литературы полон неожиданностей, приключений и опасностей, но действуют в нём самые обычные люди. Героизм поступков - это стремление прожить жизнь ярко, не теряя уважения к самому себе. ("Остров сокровищ"Р. Л. Стивенсона, "Капитан Сорви-Голова" Л. Буссенара).
Неоромантизм оказался очень плодотворным литературным направлением. В ХХ веке продолжают создаваться неоромантические произведения("Одиссея капитана Блада" Р.Сабатини и "Наследник из Калькутты").
На формирование неоромантизма оказала значительное влияние философия Ницше и Шопенгауэра, поэтому в центре неоромантического произведения часто стоит личность особой силы".
"Явление неоромантизма в русской литературе конца ХХ века породило нового романтического героя. Он во многом унаследовал черты героев-романтиков начала XIX века: силу и яркость характера, стремление к подвигу и приключениям, нередко противопоставленность враждебному обществу, серой и унылой жизни".
(Елена Стародубцева. "Особенности конфликта в рассказе
2 группа. "Ницшеанские мотивы в раннем творчестве М. Горького".
Группа представляет в устной форме результат работы по материалам статей и задания.
3 группа. Анализ поэмы А.М. Горького "Человек".
Группа представляет монологическое высказывание - анализ поэмы.
Центральная фигура раннего романтического творчества Горького выведена в поэме "Человек". Человек призван осветить весь мир, распутать узлы всех заблуждений, он "трагически прекрасен". Человек независим от материальных благ.
Он "идёт вслед за Мыслью, отвергая и Веру, и Надежду, и Любовь, которые в поэме находятся в одном ряду со Смертью, Пошлостью, Ложью: Путь Человека труден и бесконечен: "Так шествует Человек - вперёд! и - выше! всё - вперёд! и - выше!". Его движение - лестница, на каждую ступеньку которой приходится карабкаться с трудом. И на этом пути вместе с ним - только Мысль. Человек и Мысль не зависят друг от друга, они идут вместе, помогая друг другу. И - "я (Человек) создан Мыслию затем, чтоб опрокинуть, разрушить, растоптать все старое, все тесное и грязное, все злое, - и новое создать на выкованных Мыслью незыблемых устоях свободы, красоты и - уваженья к людям!" (В. Жарко "Человек Горького и Горький - Человек".//Литература, 1998, №23, с.4)
4 группа. Романтический герой М. Горького
Слайды 8 - 13 (если учащиеся не смогут подготовить свою презентацию)
5 группа. Художественная идея ранних романтических рассказов М. Горького
Слайды 9, 14 - 16 (если учащиеся не смогут подготовить свою презентацию)
Слово учителя. "За несколько месяцев до создания рассказа "Старуха Изергиль" М. Горький писал: "Мечтать - это не значит жить. Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд. Пусть будет ясное сознание ошибок и стыд за прошлое. Пусть отвращение к настоящему будет беспокойной, острой болью и жажда будущего - страстным мучением". Так понимал высший смысл жизни и искусства писатель. И сам искал сильное, мобилизующее слово. Уже в ранних произведениях оно было найдено". (Л.А. Смирнова. "Искры во мраке жизни. Ранняя романтическая проза Горького". // Русская литература. Советская литература: Справочные материалы: Кн. для учащихся ст. классов/ Л.А. Смирнова, С.А. Джанумов, Л.М. Крупчанов и др.; Сост. Л.А. Смирнова. - М., Поосвещение, 1989 г. - С. 214.)
В атмосфере российского безвременья и скуки (таково было состояние умов накануне 90-х годов прошлого века) неожиданно прозвучал бодрый голос Максима Горького. В отличие от голосов Чехова и Толстого он рождал какие-то смутные надежды, призывал всех пойти в какое-то непонятное будущее, в котором Человек будет настолько велик, что даже смерть не сможет его испугать.
Социализм Горького не носил научного характера, а был тесно связан с его пониманием трагической сущности Человека как центра мироздания, который страшно одинок в пустой Вселенной и которому никто не поможет, кроме него самого. В социализме Горького отчетливо видны религиозные черты, хотя писатель никогда не был мистиком.
Горький назвал литературу человековедением. Вопрос о человеке, об оценке его роли и места в мире, об отношении к личности, о принципах се изображения в литературе - центральная проблема всякой эстетики, и в особенности эстетики Горького.
Через все творчество Горького лейтмотивом проходит непоколебимое убеждение писателя в беспредельном могуществе человека. Можно с полным правом утверждать, что не было в мировом искусстве другого художника, который с такой силой и страстью отстаивал бы свою веру в человека. И с самого начала художник как бы различает псевдочеловеческое, мещанское и подлинное человеческое, героическое.
Так было, по А.М. Горькому, в прошлом. Внутреннюю суть всемирно-исторического прогресса в настоящем писатель видит в новых перспективах, которые открывает перед личностью революционная борьба пролетариата.
И этот двусторонний процесс исторического развития - с одной стороны, распад личности в индивидуалистическом мире и возрождение индивидуумам. В самой этой антитезе заключен оптимизм Горького, который в перспективе исторического будущего видел осуществление своей мечты о сильной, свободной, гармоничной и цельной личности.
Отношение Горького к человеку, к его возможностям – одна из самых замечательных черт горьковской эстетики и философии.
Не случайно в сознании Горького философия неверия человека ассоциировалась с декадентами. Не случайно и то, что современный экзистенциализм сделал мрачное безверие в человека знаменем своей философии; эта философия красноречиво подтверждает положения Горького о том, что мещанский буржуазный индивидуализм с железной закономерностью приводит к раздроблению, разрушению личности. Выдвинув в качестве исходного принципа индивидуальное бытие, изолировав личность от общества, от социального целого, экзистенциалисты пришли к безысходно мрачным выводам. Человек безнадежно одинок, он живет под знаком одного всепоглощающего чувства – страха смерти, его существование есть цепь страданий и бессмыслиц. И единственным освобождением от этой трагической бессмыслицы является та же смерть. Читая сочинения современных экзистенциалистов, как будто возвращаешься к тем, кого Горький оспаривал полвека тому назад.
Вопрос о человеке, об оценке его роли и места в мире, об отношении к личности, о принципах се изображения в литературе - центральная проблема всякой эстетики, и в особенности, эстетики Горького.
1. Абросимова В.Н., Л.Н. Толстой и А.М. Горький (1902г.) - по архивным документам // Вестник Моск. ун-та. Сер.9, филология. - М., 1995. - № 2. - С.74.
2. Алексеева А. Драматургия Горького в современном театре (По материалам спектаклей театров г.Горького) // Тезисы докладов Горьковской конференции. - М., 2001. - С.14-16.
3. Анастасьев А. Слово и характер в драме // Вопросы советской драматургии: Сб. статей. – М., 2008. - С.18.
4. Андреев Ю. Уроки Максима Горького // Литературная газета. – 2008. - 6 ноября. - С.3.
7. Асмолова В. Максим Горький: К 120-летию со дня рождения // Книжное обозрение. – 1988. - № 13. - С.4.
8. Асонова Е.А. О преподавании драматургии в школе // Образование в современной школе. – 2002. - № 2. - С.43.
10. Балатова Е. Горький на сцене сегодня // Театр. – 2008. - № 6. - С.103-110.
11. Балухатый С. Вопросы изучения драматургии Горького // Горький и театр. - М.: Искусство, 2008. - С.151-198.
12. Балухатый С.Д. Социальное значение первых драм М. Горького. - Л., 2007.
13. Баранов В.И. Очень хороший писатель [М. Горький в современном литературоведении. Обзор публикаций 1996г.] // Книжное обозрение, - 1996. - № 36. - С.16-17.
14. Барахов В.С. Горький, которого мы не знаем: к 125-летию со дня рождения писателя: Беседа с зав. арх. М. Горького при Ин-те мир. лит. им. Горького В.С. Бараховым / Записала И. Тосунян // Литературная газета. – 1993. - 10 марта (№10). - С.6.
15. Барахов В.С. Наследие А.М. Горького и вопросы литературы // Русская литература. – 1985. - № 3. –С.43-57.
16. Барсуков Н., Филатов Е. Бой с мещанством ["Мещане" в Свердловском драматическом театре] // Горьковская правда. – 2007. - № 118. 23 мая. - С.3.
17. Белова Т.Д. Пьеса М. Горького "Мещане" как целостное единство: Опыт жанрового анализа драматургического произведения. - Саратов, 1989.
20. Благов Д.А. Горький и мы // Звезда. – 1988. - № 3. - С.195-201.
21. Бялик Б. Горький-драматург. - М.: Сов. писатель, 1977.
22. Бялик Б.А. Достоевский и достоевщина в оценках Горького. - М.: АН СССР, 2000.
24. Гачев Г. Национальные образы мира. - М., 1998.
25. Максим Горький и ХХ век: Горьковские чтения. 1997: материалы международной конференции. - Горький: Изд-во Нижегородского ун-та, 1998.
26. Горький А.М. Собр.соч.: В 30 т. - М., 1953.
27. Горький М. Полное собрание художественных произведений. - М., 1968.
28. Горький Максим и Леонид Андреев Литературное наследство.- М., 1965.
29. Горький в воспоминаниях современников. - М., 1981.
31. Горький и советские писатели. Неизданная переписка. Литературное наследство, - т.70. - М., 1963.
32. Горький и современность. Сб. ст. - М.: Наука, 1970.
33. Горький А.М. и Чехов А.П. Переписка, статьи, высказывания. - М.: ГИХЛ, 1951.
34. Горьковский альманах: Год 1946 / Под общей ред. Ю. Юзовского. - М.: ВТО, 1948.
35. Горьковские чтения, 1947-1948.- Л.: АН СССР, 1949.
36. Горьковские чтения, 1949-1952.- М.: АН СССР, 1954.
38. Горьковские чтения, 1964-1965. Горький и русская литература начала ХХ века. - М., 1965.
39. Касторский С.В. Драматургия Горького М.. Наблюдения над идейно-художественной спецификой. - М., 2000.
40. Кафанова Л. Мещане и мещанство // Учительская газета. - 2005. - № 30.
41. Коган П. Горький М. - М., 2008.
42. Леонов Л.М. Слово о Горьком. - М., 1971.
43. Летопись жизни и творчества А.М. Горького: В 4 т. - М., 1960.
44. Лихачев Д.С. Еще о точности литературоведения. - Л., 1981.
45. Луначарский А.В. Собр. соч в 8 т., - Т. 2. М. Горький. - М., 1964.
49. Михайловский Б.В. Драматургия Горького эпохи первой русской революции. - М., 1999.
50. Набоков В. В. Лекции по русской литературе. - М.: Независимая газета, 1996.
51. Осьмаков Н.В. Историко-функциональное исследование произведений художественной литературы // Русская литература в историко-функциональном освещении. - М., 1979.
52. Очерки истории русского советского драматического театра / Под ред. Н.Ф. Зографа. В 3-х т., - Т.1., - М., 1954.
53. Примочкина Н.Н. Горький сегодня // Литература в школе. - 2008. - № 7. - с.75.
55. Спиридонова Л.А. М. Горький: диалог с историей. - М., 1994.
56. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. - М., 1983.
58. Товстоногов Г. Мой Горький // Театр. - 1988. - №3. – С. 74.
59. Фрумкин К.Г. Купечество и мещанство: социально-психологические размышления на материале русской классической драмы // Историческая психология и социология истории: В 2-х т., - Т.1. – М., 2009.
60. Хализев В. Драма как род литературы: (Поэтика, генезис, функционирование). - М., 1986.
61. Юзовский Ю. Драматургия М. Горького. Ч.1. - М.-Л., 1940.
62. Юзовский Ю. Максим Горький и его драматургия. - М., 2001.
В атмосфере российского безвременья и скуки (таково было состояние умов накануне 90-х годов прошлого века) неожиданно прозвучал бодрый голос Максима Горького. В отличие от голосов Чехова и Толстого он рождал какие-то смутные надежды, призывал всех пойти в какое-то непонятное будущее, в котором Человек будет настолько велик, что даже смерть не сможет его испугать.
Социализм Горького не носил научного характера, а был тесно связан с его пониманием трагической сущности Человека как центра мироздания, который страшно одинок в пустой Вселенной и которому никто не поможет, кроме него самого. В социализме Горького отчетливо видны религиозные черты, хотя писатель никогда не был мистиком.
Горький назвал литературу человековедением. Вопрос о человеке, об оценке его роли и места в мире, об отношении к личности, о принципах се изображения в литературе - центральная проблема всякой эстетики, и в особенности эстетики Горького.
Через все творчество Горького лейтмотивом проходит непоколебимое убеждение писателя в беспредельном могуществе человека. Можно с полным правом утверждать, что не было в мировом искусстве другого художника, который с такой силой и страстью отстаивал бы свою веру в человека. И с самого начала художник как бы различает псевдочеловеческое, мещанское и подлинное человеческое, героическое.
Так было, по А.М. Горькому, в прошлом. Внутреннюю суть всемирно-исторического прогресса в настоящем писатель видит в новых перспективах, которые открывает перед личностью революционная борьба пролетариата.
И этот двусторонний процесс исторического развития - с одной стороны, распад личности в индивидуалистическом мире и возрождение индивидуумам. В самой этой антитезе заключен оптимизм Горького, который в перспективе исторического будущего видел осуществление своей мечты о сильной, свободной, гармоничной и цельной личности.
Отношение Горького к человеку, к его возможностям – одна из самых замечательных черт горьковской эстетики и философии.
Не случайно в сознании Горького философия неверия человека ассоциировалась с декадентами. Не случайно и то, что современный экзистенциализм сделал мрачное безверие в человека знаменем своей философии; эта философия красноречиво подтверждает положения Горького о том, что мещанский буржуазный индивидуализм с железной закономерностью приводит к раздроблению, разрушению личности. Выдвинув в качестве исходного принципа индивидуальное бытие, изолировав личность от общества, от социального целого, экзистенциалисты пришли к безысходно мрачным выводам. Человек безнадежно одинок, он живет под знаком одного всепоглощающего чувства – страха смерти, его существование есть цепь страданий и бессмыслиц. И единственным освобождением от этой трагической бессмыслицы является та же смерть. Читая сочинения современных экзистенциалистов, как будто возвращаешься к тем, кого Горький оспаривал полвека тому назад.
Вопрос о человеке, об оценке его роли и места в мире, об отношении к личности, о принципах се изображения в литературе - центральная проблема всякой эстетики, и в особенности, эстетики Горького.
1. Абросимова В.Н., Л.Н. Толстой и А.М. Горький (1902г.) - по архивным документам // Вестник Моск. ун-та. Сер.9, филология. - М., 1995. - № 2. - С.74.
2. Алексеева А. Драматургия Горького в современном театре (По материалам спектаклей театров г.Горького) // Тезисы докладов Горьковской конференции. - М., 2001. - С.14-16.
3. Анастасьев А. Слово и характер в драме // Вопросы советской драматургии: Сб. статей. – М., 2008. - С.18.
4. Андреев Ю. Уроки Максима Горького // Литературная газета. – 2008. - 6 ноября. - С.3.
7. Асмолова В. Максим Горький: К 120-летию со дня рождения // Книжное обозрение. – 1988. - № 13. - С.4.
8. Асонова Е.А. О преподавании драматургии в школе // Образование в современной школе. – 2002. - № 2. - С.43.
10. Балатова Е. Горький на сцене сегодня // Театр. – 2008. - № 6. - С.103-110.
11. Балухатый С. Вопросы изучения драматургии Горького // Горький и театр. - М.: Искусство, 2008. - С.151-198.
12. Балухатый С.Д. Социальное значение первых драм М. Горького. - Л., 2007.
13. Баранов В.И. Очень хороший писатель [М. Горький в современном литературоведении. Обзор публикаций 1996г.] // Книжное обозрение, - 1996. - № 36. - С.16-17.
14. Барахов В.С. Горький, которого мы не знаем: к 125-летию со дня рождения писателя: Беседа с зав. арх. М. Горького при Ин-те мир. лит. им. Горького В.С. Бараховым / Записала И. Тосунян // Литературная газета. – 1993. - 10 марта (№10). - С.6.
15. Барахов В.С. Наследие А.М. Горького и вопросы литературы // Русская литература. – 1985. - № 3. –С.43-57.
16. Барсуков Н., Филатов Е. Бой с мещанством ["Мещане" в Свердловском драматическом театре] // Горьковская правда. – 2007. - № 118. 23 мая. - С.3.
17. Белова Т.Д. Пьеса М. Горького "Мещане" как целостное единство: Опыт жанрового анализа драматургического произведения. - Саратов, 1989.
20. Благов Д.А. Горький и мы // Звезда. – 1988. - № 3. - С.195-201.
21. Бялик Б. Горький-драматург. - М.: Сов. писатель, 1977.
22. Бялик Б.А. Достоевский и достоевщина в оценках Горького. - М.: АН СССР, 2000.
24. Гачев Г. Национальные образы мира. - М., 1998.
25. Максим Горький и ХХ век: Горьковские чтения. 1997: материалы международной конференции. - Горький: Изд-во Нижегородского ун-та, 1998.
26. Горький А.М. Собр.соч.: В 30 т. - М., 1953.
27. Горький М. Полное собрание художественных произведений. - М., 1968.
28. Горький Максим и Леонид Андреев Литературное наследство.- М., 1965.
29. Горький в воспоминаниях современников. - М., 1981.
31. Горький и советские писатели. Неизданная переписка. Литературное наследство, - т.70. - М., 1963.
32. Горький и современность. Сб. ст. - М.: Наука, 1970.
33. Горький А.М. и Чехов А.П. Переписка, статьи, высказывания. - М.: ГИХЛ, 1951.
34. Горьковский альманах: Год 1946 / Под общей ред. Ю. Юзовского. - М.: ВТО, 1948.
35. Горьковские чтения, 1947-1948.- Л.: АН СССР, 1949.
36. Горьковские чтения, 1949-1952.- М.: АН СССР, 1954.
38. Горьковские чтения, 1964-1965. Горький и русская литература начала ХХ века. - М., 1965.
39. Касторский С.В. Драматургия Горького М.. Наблюдения над идейно-художественной спецификой. - М., 2000.
40. Кафанова Л. Мещане и мещанство // Учительская газета. - 2005. - № 30.
41. Коган П. Горький М. - М., 2008.
42. Леонов Л.М. Слово о Горьком. - М., 1971.
43. Летопись жизни и творчества А.М. Горького: В 4 т. - М., 1960.
44. Лихачев Д.С. Еще о точности литературоведения. - Л., 1981.
45. Луначарский А.В. Собр. соч в 8 т., - Т. 2. М. Горький. - М., 1964.
49. Михайловский Б.В. Драматургия Горького эпохи первой русской революции. - М., 1999.
50. Набоков В. В. Лекции по русской литературе. - М.: Независимая газета, 1996.
51. Осьмаков Н.В. Историко-функциональное исследование произведений художественной литературы // Русская литература в историко-функциональном освещении. - М., 1979.
52. Очерки истории русского советского драматического театра / Под ред. Н.Ф. Зографа. В 3-х т., - Т.1., - М., 1954.
53. Примочкина Н.Н. Горький сегодня // Литература в школе. - 2008. - № 7. - с.75.
55. Спиридонова Л.А. М. Горький: диалог с историей. - М., 1994.
56. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. - М., 1983.
58. Товстоногов Г. Мой Горький // Театр. - 1988. - №3. – С. 74.
59. Фрумкин К.Г. Купечество и мещанство: социально-психологические размышления на материале русской классической драмы // Историческая психология и социология истории: В 2-х т., - Т.1. – М., 2009.
60. Хализев В. Драма как род литературы: (Поэтика, генезис, функционирование). - М., 1986.
Психологизм в литературе – это изображение душевной жизни человека в художественном произведении.
Концепция сильной и свободной личности в ранних произведениях М. Горького
Характерной особенностью русских писателей 19 – начала 20 века является то, что они в своих произведениях рассматривают душевный мир человека, нравственные искания личности. Эту традицию продолжает и М. Горький.
Своеобразная концепция личности в ранних произведениях М. Горького связана с идеей гордого, сильного, свободного, ни от кого не зависимого человека.
Готовые работы на аналогичную тему
В этом произведении писатель показывает три проявления свободной, сильной, гордой, красивой личности:
- Сама старуха Изергиль,
- Ларра,
- Данко.
У получеловека Ларры вечная, но одинокая жизнь. Ларра является олицетворением высшего уровня развития вольнолюбия и гордости. Но эта гордость и свобода стали проклятием для людей и для самого Ларры.
Идеал истинно свободного и сильного человека – личность Данко. В этом герое сочетаются и гордость, и любовь к людям. Именно такое слияние, вероятно, и делает человека свободным. Данко желает свободы для всех, но его сердце сгорает во имя народа, который его предал.
Если в ранних произведениях М. Горького человек предстает свободной, гордой личностью, то в творчестве писателя в более поздний период все большее место отводится обычным людям.
Чтобы увидеть свое положение, оценить его, понять, как оно ничтожно и ужасно, нужно иметь силу, мужество и смелость.
Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов.
Во-первых, становится очевидно, что пьесы Максима Горького раннего периода "сопротивляются" истолкованию их в русле "реалистического" типа. Хотя это не означает, что данное восприятие в корне неверно, однако оно заметно сужает диапазон истолкований драм "Мещане", "На дне", "Дачники", как правило, вводя ее в рамки исключительно жанра социально-бытовой драмы или комедии.
Во-вторых, ранняя драматургия Горького рождалась и развивалась под сильным влиянием художественного явления "новой драмы" рубежа XIX-XX вв. , впитывая ее достижения в области поэтики и одновременно пытаясь полемизировать с ее идеологией. С одной стороны, открытый "новой драмой" трагизм повседневности присущ и горьковской драматургии, однако к проблеме этой Горький подошел уже с иной точки зрения, что и стало основой для зарождения в его произведениях для театра трагикомического конфликта. С другой стороны, многие художественные принципы "новой драмы", усвоенные Горьким, сделали возможным истолкование его драматургии сквозь призму многих жанров и жанровых разновидностей, берущих свое начало именно в этом явлении начала века - вплоть до истолкования в русле "театра абсурда".
Наконец, явное тяготение пьес М. Горького раннего периода к истолкованию их в русле трагикомического жанра также можно считать следствием близости к эстетике "новой драмы". Тенденция эта проявилась настолько очевидно в истории функционирования пьес "Мещане", "На дне" и "Дачники" в ХХ столетии, что понадобился дополнительный анализ, подтвердивший верность предварительных наблюдений. Таким образом главным итогом диссертационного исследования можно считать вывод о том, что в истории отечественной литературы пьесы Горького раннего периода представляют жанр трагикомедии.
В процессе этого анализа был также сделан еще один вывод: драматургия Горького - это еще и интеллектуальный театр. Именно этим объясняются, с одной стороны, длительные периоды охлаждения к ней театров, а с другой, ее популярность в кризисные периоды истории, которые характеризуются повышенной интеллектуальностью. Здесь можно сразу оговорить, что данное определение жанровой разновидности не отменяет понятия "философская драма" в отношении пьес Горького. Однако если последнее относится в большей мере к содержанию этих произведений, то понятие "интеллектуальная драма" характеризует прежде всего поэтику пьесы, ее форму, которая - в силу своей многогранности, многоаспектности, многослойности - способна до бесконечности приращивать смыслы художественному созданию. Следовательно, при истолковании пьес Горького именно через понимание высокой интеллектуализированности их формы лежит путь к новым трактовкам драматургии Горького.
Читайте также: