Национальные проекты 2005 года кратко

Обновлено: 27.04.2024

Общеизвестно, что в 1990-е годы российская социальная сфера пережила острейший кризис недофинансирования. Достаточно сказать, что бюджетные расходы на здравоохранение, образование и культуру к концу прошедшего десятилетия упали в 2--2,5 раза. На этот вызов было два возможных ответа: восстановление прежнего уровня финансирования или же проведение радикальной реформы.

Первый вариант оказался невозможным по двум причинам. Объективная вытекала из простого факта уменьшения ВВП до 40% от уровня конца 1980-х годов. Конечно, можно было и из оставшихся скудных средств, собираемых государством, выкроить побольше в пользу социальной сферы, но это все равно не позволило бы решить проблему. Субъективная причина заключалась в убежденности тогдашнего руководства страны в том, что реформы давно назрели.

Так, Владимир Путин, заявивший во время своей предвыборной кампании 1999 года о необходимости разработки долгосрочной стратегии развития России, инициировал создание Центра стратегических разработок (ЦСР), возглавил который Герман Греф, доверенное лицо будущего президента. Одной из основных целей Центра было и прояснение будущего социальной сферы.

Интересно сопоставить список реальных проблем, накопившихся к тому моменту в здравоохранении, образовании и -- забегая вперед -- в жилищной сфере, с президентскими посланиями.

Здравоохранение:

Накопившиеся проблемы Послание Президента 2004 года
1. Отсутствие стандартов лечения.
2. Неразбериха с разграничением бюджетного и страхового финансирования, а также с установлением приемлемых объемов участия населения в финансировании медицинского обслуживания из собственных средств.
3. Отсутствие четкой и оптимальной этапности оказания медицинской помощи (начиная от профилактики и кончая реабилитацией после стационарного лечения).
4. Экономическая и финансовая несамостоятельность медицинских учреждений.
5. Сверхнормативная изношенность зданий, сооружений и медицинского оборудования.
6. Критически низкая оплата труда медицинских работников.
1. Гарантии бесплатной медицинской помощи должны быть общеизвестны и понятны. По каждому заболеванию должны быть выработаны и утверждены стандарты медицинских услуг с обязательным перечнем лечебно-диагностических процедур и лекарств, а также с минимальными требованиями к условиям оказания медпомощи.
2. Пациентом может оплачиваться только дополнительная медпомощь и повышенный уровень комфортности ее получения.
3. Нужно перейти от сметного принципа содержания медицинских учреждений к оплате за оказанный объем и качество медицинской помощи. Причем такая оплата должна производиться в соответствии с принципами обязательного страхования.
4. Правительство и парламент должны обеспечить правовую базу обязательного медицинского страхования, государственных гарантий медицинской помощи, частной медицинской практики, оказания платных услуг.

Образование:

Жилье:

Накопившиеся проблемы Послание Президента 2004 года
1. Большинство людей нуждаются в жилье, но не могут себе позволить его покупку.
2. Отсутствует эффективная система долгосрочного жилищного кредитования.
3. Нынешних объемов жилищного строительства не хватает для удовлетворения потребностей населения.
4. Качество жилищных и коммунальных услуг остается очень плохим, а уровень износа коммунальной инфраструктуры -- высоким.
5. Социальное жилье и жилье для инвалидов, ветеранов и других категорий граждан выделяется очень низкими темпами.
6. Граждане слабо защищены от махинаций при покупке и продаже жилья.
1. К 2010 году минимум треть граждан страны (а не одна десятая, как сейчас) должны иметь возможность приобрести квартиру, отвечающую современным требованиям, за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов.
2. Ипотека должна стать доступным способом решения проблем для людей со средними доходами. Нужны и другие формы финансирования -- участие граждан в долевом строительстве и жилищно-накопительных программах.
3. Одновременно необходимо гарантировать предоставление малоимущим гражданам социального жилья.
4. Чтобы рост спроса на жилье не привел только к скачку цен, необходимо обеспечить конкурентные условия для жилищного строительства. Граждане России не обязаны оплачивать стоимость административных барьеров, создаваемых в строительстве, а также сверхприбыли застройщиков-монополистов. Принятие мер по установлению четких правил землепользования и застройки, упрощение процедуры разрешений и согласований на строительство, подготовка необходимой инженерно-коммунальной инфраструктуры.

Обращает на себя внимание высокая степень совпадения реальных проблем и президентских размышлений. Возможно, поэтому послание Владимира Путина Федеральному Собранию 2004 года можно считать лучшим из пока им произнесенных.

Что же случилось дальше?

По давно заведенной традиции правительство принимается исполнять все сказанное. Составляется специальный план, который отражает буквально каждую мысль из послания. Назначаются министерства, ответственные за реализацию, а премьер-министр со своим аппаратом жестко контролируют этот план. Так было во все предыдущие годы. Однако на этот раз получилось иначе.

Президент взял инициативу на себя. Он организовал Совет по решению указанных им проблем, в который вошли, кроме профильных министров, депутаты из всех думских фракций, представители профсоюзов и работодателей. Курировать работу этого Совета было поручено президентскому помощнику Игорю Шувалову. Под эгидой Администрации президента были организованы рабочие группы по нескольким направлениям. Кроме образования, здравоохранения и жилья, они занялись социальными проблемами военнослужащих, миграцией в Россию и Калининградской областью. К участию в их работе были привлечены лучшие эксперты страны, представители правительства.

Казалось бы -- хороший старт для начала реформ. Однако в 2005 году деятельность этих групп была фактически свернута. Единственное направление, по которому удалось добиться реального продвижения, -- разработан и принят Думой пакет поправок в жилищное законодательство, фактически запустивший механизм ипотеки.

По другим направлениям не удалось выйти даже на стадию готового продукта. Причин несколько: и разногласия внутри групп, и сопротивление правительства. Потерял интерес к этой работе и Владимир Путин. Видимо, продолжающийся рост цен на нефть приглушал остроту нерешенных проблем. Кроме того, власти сильно испугались эксцессов начала 2005 года, вызванных монетизацией льгот. Появилось ощущение, что реформы могут нести сильные политические риски, а впереди уже маячили выборы 2007--2008 годов.

Известное выступление президента 5 сентября 2005 года, где о национальных проектах было объявлено публично, готовилось в глубокой тайне. Это предопределило многие сложности и проблемы, с которыми пришлось столкнуться при их реализации в 2006 году. Об этом чуть ниже.

А пока важно отметить, что основные мероприятия нацпроектов разительно отличаются от тех направлений реформ, которые были объявлены Владимиром Путиным в 2004 году (я не рассматриваю нацпроект по развитию АПК, поскольку он не имеет прямой социальной направленности):

1. Укрепление первичного звена (повышение заработной платы участковым врачам, участковым педиатрам, врачам общей практики, а также работающим вместе с ними медсестрам).

3. Проведение диспансеризации людей, работающих во вредных условиях труда.

4. Выдача родовых сертификатов.

5. Оснащение поликлиник новым диагностическим оборудованием.

7. Строительство новых федеральных центров по оказанию высокотехнологической медицинской помощи.

8. Увеличение объемов высокотехнологической медицинской помощи.

1. Гранты лучшим учителям.

2. Гранты школам, в которых внедряются передовые методики обучения.

3. Оснащение школ учебным оборудованием.

4. Интернетизация школ.

5. Закупка школьных автобусов для села.

6. Гранты и стипендии для талантливой молодежи.

7. Получение начального профессионального образования во время срочной службы в вооруженных силах.

8. Гранты вузам, ведущим активную инновационную деятельность.

9. Создание двух национальных университетов.

10. Создание двух бизнес-школ.

1. Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования (государственная поддержка системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и развитие инфраструктуры рынка ипотечных ценных бумаг).

2. Повышение доступности жилья (государственная поддержка молодым семьям и молодым сельским специалистам в приобретении или строительстве индивидуального жилья с помощью ипотечных кредитов).

3. Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры (сокращение административных барьеров, предоставление государственных гарантий по кредитам на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой и субсидирование процентной ставки по таким кредитам).

4. Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем установленных категорий граждан (увеличение объемов предоставляемого социального жилья).

Характерно, что уже после оглашения идеи о нацпроектах Владимир Путин неоднократно заявлял о том, что правительству следовало бы не забывать и о реформах. Но, судя по всему, эти реформы, а значит и политические риски их реализации, были отодвинуты на следующий политический цикл. Одна из причин этого -- многочисленные системные сбои, которые произошли при реализации нацпроектов в течение 2006 года.

«Всего субъектами Российской Федерации был запрошен 9601 автомобиль, распределено -- 6723. Московская область, к примеру, делала заявку на 213 реанимобилей, распределено было в ее адрес 120. Она же заказывала и 88 реанимобилей повышенной проходимости -- получит 55. Амурская область заявляла 24 реанимобиля повышенной проходимости, а получит 29 обыкновенных машин “скорой помощи” хотя и повышенной проходимости. (Но амурчанам-то нужны были реанимобили!)


ТАСС-ДОСЬЕ. 11 февраля на сайте правительства РФ были опубликованы информационные материалы о национальных проектах, утвержденных в рамках указа президента РФ Владимира Путина от 7 мая 2018 года. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории нацпроектов в РФ.

Начало реализации нацпроектов

С начала 2000-х годов в России разрабатывали различные концепции и программы стратегического развития страны. Первым инструментом комплексного решения целевых задач стали федеральные целевые программы (ФЦП), их начали принимать с 2002 года.

5 сентября 2005 года Путин на расширенном совещании с членами правительства, руководством Федерального собрания РФ и членами президиума Госсовета объявил о начале реализации в РФ приоритетных национальных проектов. Цель этих программ заключалась в концентрации бюджетных и административных ресурсов по главным направлениям социально-экономического развития РФ, что должно было привести к повышению качества жизни граждан России.

21 октября 2005 года для разработки мер, направленных на реализацию нацпроектов, при главе государства был образован Совет по реализации приоритетных национальных проектов (в 2006-2010 годы и в 2012-2016 годы - Совет при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике; в 2010-2012 годы - Комиссия при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике; в 2016-2018 годы - Совет при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам).

С 1 января 2006 года в России началась реализация четырех нацпроектов: "Здоровье", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Образование" и "Развитие агропромышленного комплекса (АПК)".

Нацпроект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"

Целью национального приоритетного проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" было заявлено формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания российских граждан. Сроки реализации - 2006-2010 гг. Одной из поставленных задач был рост ежегодного объема жилищного строительства в РФ к 2010 г. до 80 млн кв. м. Однако этого показателя достичь в оговоренные сроки не удалось: в 2008 г. объем жилищного строительства, по данным Росстата, составил 64,1 млн кв. м, в 2010 г. - 58,4 млн кв. м. Показатель в 80 млн кв. м в год был достигнут только по итогам 2014 г. В рамках реализации нацпроекта было также запланировано увеличение объемов выдаваемых ипотечных кредитов с 20 до 415 млрд руб. в год. В 2010 г., по данным Банка России, в стране было выдано ипотечных кредитов на сумму 380,1 млрд руб., в 2011 г. - 716,9 млрд руб.

Нацпроект "Развитие АПК"

Задачей нацпроекта "Развитие АПК" было объявлено увеличение производства сельскохозяйственной продукции в России и улучшение социально-экономического положения сельского населения. Нацпроект включал в себя три направления: "ускоренное развитие животноводства" (основная цель - сделать доступными кредиты как для крупных, так и для мелких фермерских хозяйств); "стимулирование развития малых форм хозяйствования" и "обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе". В ходе его реализации предполагалось увеличение производства мяса на 7%, молока - на 4,5%. Также на 6% должен был вырасти объем продукции личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств. Планировалось построить 1 млн 392,9 тыс. кв. м жилья и улучшить жилищные условия 31,64 тыс. молодых специалистов на селе. Объем финансирования проекта в 2006-2007 гг. составил 34,9 млрд руб. По данным Минсельхоза, по итогам 2007 г. контрольные целевые показатели по всем трем направлениям нацпроекта оказались выполненными. В 2008 г. нацпроект был преобразован в Государственную программу развития сельского хозяйства.

Нацпроект "Здоровье"

Проект "Здоровье" предусматривал повышение доступности и качества медицинской помощи, подготовку медицинских специалистов, обеспечение дополнительных выплат врачам и медперсоналу, строительство центров высоких медицинских технологий и др. В 2006 г. на осуществление этих целей из бюджета было выделено 62,6 млрд руб. Всего в 2006-2010 гг. в рамках реализации нацпроекта "Здоровье" было потрачено 607 млрд руб. С 2006 г. участковым врачам и медсестрам к основной зарплате осуществлялись дополнительные выплаты в размере 10 тыс. руб. и 5 тыс. руб. в месяц соответственно. Работники скорой помощи и фельдшерско-акушерских пунктов также получили прибавку: для врачей она составляла 5 тыс. руб., фельдшеров - 3,5 тыс., медсестер - 2,5 тыс. руб. В 2006-2010 гг. в России, по словам вице-премьера правительства РФ Александра Жукова, в рамках нацпроекта более 10 тыс. клинических учреждений были оснащены современным диагностическим оборудованием, обновлено около 70% парка автомобилей скорой помощи. 20 марта 2006 г. постановлением правительства был определен перечень из 15 федеральных центров высоких медицинских технологий (14 в регионах и один в Москве), которые планировалось построить. В ходе реализации нацпроекта "Здоровье" было завершено строительство 13 федеральных медцентров. В рамках нацпроекта с 1 января 2006 г. начала действовать программа "Родовой сертификат". Она позволяет каждой беременной женщине самостоятельно выбрать родильный дом, а также получить диспансерное наблюдение ребенка в течение первого года жизни.

Нацпроект "Образование"

В рамках национального проекта "Образование" осуществлялась поддержка лучших учебных заведений, внедрение современных образовательных технологий, стимулирование вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы, обеспечение всех российских школ интернетом. В 2006-2010 гг. общий объем финансирования нацпроекта "Образование" составил 280 млрд руб. Государственную поддержку получили 3 тыс. инновационных школ (по 1 млн руб. каждая) и 10 тыс. лучших учителей (по 100 тыс. руб.). Семнадцати лучшим инновационным университетам России были предоставлены гранты в сумме 5 млрд руб. Более пяти тысяч победителей различных олимпиад и конкурсов получили премии для поддержки талантливой молодежи по 60 и 30 тыс. руб. Программа подключения российских школ к интернету была завершена досрочно в 2008 г. В Южном и Сибирском (в Ростове- на-Дону и Красноярске) федеральных округах в 2006 г. были созданы федеральные университеты (еще восемь федеральный университетов сформированы в 2010-2014 гг.). Решением Совета при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 19 января 2010 г. нацпроект "Образование" стал одним из инструментов реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

Продление сроков реализации нацпроектов, госпрограммы

29 июля 2010 г. на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике под председательством главы государства Дмитрия Медведева были утверждены основные параметры нацпроектов на период с 2011 по 2013 г. Всего на реализацию трех проектов ("Здоровье", "Образование", "Доступное жилье") было запланировано выделить 1 трлн 392 млрд руб., в том числе около 798 млрд руб. из федерального бюджета.

В частности, в рамках проекта "Здоровье" было запланировано достичь увеличения продолжительности жизни на 2,3 года до 71,3 лет (фактически этот показатель был достигнут в 2015 г.). Нацпроект "Образование" предполагал в 2011-2013 гг. финансирование программы развития ведущих российских университетов на сумму в 41 млрд руб., ежегодную поддержку не менее 25 региональных программ, направленных на оптимизацию сети образовательных учреждений и внедрение новых экономических механизмов управления, дополнительное обучение более 17 тыс. школьных педагогов и др.

В 2010 г. правительство утвердило новые документы государственного стратегического планирования - государственные программы ("Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ", "Доступная среда на 2011-2020 гг." и др.). В по состоянию на конец 2018 г. в России действовали 43 госпрограммы.

Майские указы 2012 года

7 мая 2012 г., в день своей инаугурации, президент РФ Владимир Путин подписал 11 так называемых майских указов, в которых были обозначены основные направления социально- экономического развития страны до 2020 г. Документы затрагивали основные вопросы экономической и социальной политики, здравоохранения, образования и науки, обеспечения граждан доступным жильем и повышения качества услуг ЖКХ, совершенствования системы госуправления, а также развития Вооруженных сил РФ.

В пакете законов, подписанных президентом, был определен ряд социально-экономических показателей, которые должны быть достигнуты до 2018 или 2020 г. в рамках исполнения майских указов. Среди них рост в 1,5 раза реальной зарплаты и производительности труда; создание 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, где зарплата выше средней по отрасли; переоснащение армии новейшими видами вооружений на 70%; достижение 20 места в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса; рост ожидаемой продолжительности жизни в стране к тому же сроку до 74 лет; увеличение объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 27% валового внутреннего продукта (ВВП); рост продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП в 1,3 раза относительно уровня 2011 г.; увеличение доли публикаций российских ученых в иностранных научных изданиях до 2,44%.

По итогам 2018 г. ожидаемая продолжительность жизни в России составила 72,84 года (оценка Росстата, в 2012 г. - 70,5 лет, целевой показатель в 2018 г. - 74 года).

Продукция высокотехнологичных и наукоемких отраслей ВВП в 2017 г. достигла 21,7% (цель в 2018 г. - 30%).

Численность высокопроизводительных рабочих мест в 2017 г. составляла 17,6 млн при целевом показателе 25 млн к 2020 г.

Уровень современных образцов вооружений и техники в российской армии в 2017 г., по словам министра обороны Сергея Шойгу, достиг 59%, что в 3,6 раза выше, чем в 2012 г. (тогда показатель составлял 16%). - Всего в 2012-2017 гг. в войска поступили более 58 тыс. единиц и различных комплексов.

Доля российских научных публикаций в международных научных журналах выросла с 2,08% в 2010 г. до 2,45% в 2016 г., превысив плановый показатель в 2,44%.

В рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса, опубликованном в мае 2018 г., Россия заняла 31-е место (в 2012 г. - 120, целевой показатель в 2018 г. - 20-е место).

Приоритетные проекты 2016-2018 гг.

30 июня 2016 г. президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Этим же решением были упразднены два других консультативных органа, действовавших при главе государства: советы по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, а также по жилищной политике и повышению доступности жилья. Совет был создан для подготовки предложений главе государства по разработке и реализации основных направлений стратегического развития страны, определения ключевых параметров наиболее важных государственных проектов и программ.

13 июля 2016 г. на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам был утвержден перечень из 11 основных направлений стратегического развития РФ на период до 2018 г. и до 2025 г.: здравоохранение; образование; ипотека и арендное жилье; ЖКХ и городская среда; международная кооперация и экспорт; производительность труда; малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы; реформа контрольной и надзорной деятельности; безопасные и качественные дороги; моногорода; экология. Тогда же было принято решение о формировании к 1 декабря 2016 г. "пилотного портфеля" приоритетных проектов для их реализации.

15 октября 2016 г. в качестве постоянных органов управления проектной деятельностью в РФ были утверждены президиум Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, а также Департамент проектной деятельности Аппарата правительства РФ.

В 2016-2018 г. были утверждены паспорта 29 приоритетных проектов (например, "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации", "Формирование здорового образа жизни" и др.). С 2018 г. также ряд государственных программ бы переведен на проектное управление. В 2017 г. в федеральном бюджете на реализацию приоритетных проектов было выделено в общей сложности порядка 177 млрд руб., в 2018 г. - 168 млрд руб.

Содержание

Проекты

Программа приоритетных национальных проектов была сформулирована президентом России Владимиром Путиным 5 сентября 2005 года в обращении к правительству, парламенту и руководителям регионов.

Первый вице-премьер Дмитрий Медведев 27 ноября 2005 заявил, что этот список может в будущем быть дополнен наукой и культурой.

Национальный проект в сфере здравоохранения предусматривает повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, повышение зарплаты некоторым категориям врачей (например, участковым терапевтам).

  • Денежные выплаты врачам, медсестрам, акушерам
  • Вакцинация
  • Обследование новорожденных
  • Проф переподготовка
  • Женская консультация получает 3000 рублей
  • Родильный дом получает 6000 рублей

Родовые сертификаты введены с 1 января 2006 года. С 1 января 2007 года выплаты по каждому сертификату были увеличены на 1000 рублей.

Национальный проект в сфере образования предусматривает создание двух новых университетов (Южный и Сибирский федеральный университеты; государство выделяет по 3 млрд руб. на каждый), двух бизнес-школ (в том числе Высшая школа менеджмента в Санкт-Петербурге; по 1,5 млрд руб. на каждую), выделение грантов, поощрение лучших учителей, а также талантливых студентов и аспирантов, меры по дополнительному образованию военнослужащих.

  • Конкурсы инновационных вузов
  • Учебные пособия
  • Премии школам
  • Премии лучшим учителям
  • Премии лучшим ученикам
  • Транспорт школам сельским
  • Национальные университеты
  • Проф-образование в экспериментальных воинских частях
  • Премии преподавателей ВУЗов
  • увеличение к 2010 г. объёмов жилищного строительства в 2 раза, а в 2007 г. — на треть (до 56 млн кв. м); увеличение доли населения, способного приобрести жилье, с 9 % до 30 %;
  • увеличение к 2007 г. объёма ипотечных кредитов более чем на треть (до 151 млрд руб.) и снижение ставки по ипотечным кредитам с 15 % до 11 % в 2007 г. и до 8 % в 2008—2009 гг.;
  • выделение жилищных субсидий ряду категорий граждан;
  • модернизацию ЖКХ, увеличение к 2007 г. частных инвестиций в коммунальном секторе до 20 % и снижение износа коммунальной инфраструктуры с 60 % до 55 %.

Национальный проект в сфере сельского хозяйства направлен на приоритетное развитие животноводства, преодоление демографического кризиса в отрасли, на борьбу с бедностью, создание современного конкурентоспособного сельхозпроизводства, а также на стимулирование развития малых форм агробизнеса.

  • Развитие сельской кредитнойкооперации
  • Развитие лизинга
  • Развитие животноводства и земледелия

С 2008 года проект преобразован в Государственную программу развития сельского хозяйства [1] .

Финансирование

На реализацию национальных проектов в федеральном бюджете на 2006 год выделено 134,5 млрд рублей (с учётом правительственных гарантий — 161 млрд). В частности, на здравоохранение направлено 62,6 млрд, на образование — 30,8 млрд, на программу доступного жилья — 21,9 млрд и на развитие агропромышленного комплекса — более 19 млрд.

Всего с учётом внебюджетных фондов (социального и медицинского страхования) из федеральных источников на реализацию национальных проектов в 2006 году выделено 186,8 млрд руб.

В проекте федерального бюджета 2007 году на национальные проекты заложено 206,3 млрд рублей. Наибольший объём средств направят на поддержку здравоохранения и образования.

Кроме того, средства выделяются и региональными бюджетами в рамках реализации национальных проектов на уровне регионов.

Совет по национальным проектам

Главой совета, согласно указу, является сам президент. Первым заместителем главы совета назначен Д. Медведев, заместителями главы совета стали вице-премьер А. Жуков и помощник президента И. Шувалов.

Всего в Совет вошло более 50 человек, в частности, также полпреды в федеральных округах, губернаторы, мэры, некоторые политики, представители деловых кругов и т. д.

Премьер-министр М. Фрадков в Совет не вошёл. М. Фрадков проработку национальных проектов поручил вести Комиссии по взаимодействию федерального центра и регионов, которую он возглавляет. С этой целью Д. Медведев назначен зам. председателя Комиссии.

Итоги реализации



По итогам 2009 года продолжительность жизни в России увеличилась до 69 лет. [2] В феврале 2010 года заместитель председателя правительства России Александр Жуков заявил, что увеличение продолжительности жизни является успехом приоритетных национальных проектов. [2]

См. также

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Приоритетные национальные проекты" в других словарях:

Приоритетные национальные проекты, предложенные президентом — Президент России выступил с инициативой реализации четырех национальных проектов "Современное здравоохранение", "Качественное образование", "Доступное жилье", "Эффективное сельское хозяйство" на встрече с… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Медведев Дмитрий Анатольевич — (Medvedev Dmitry Anatolyevich) Биография Медведева Дмитрия Анатольевича, карьера и достижения Биография Медведева Дмитрия Анатольевича, карьера и достижения, участие в выборах Содержание Содержание 1. Биография Происхождение Детство и юность… … Энциклопедия инвестора

Использование информационных технологий является важным условием для успешного процесса обучения истории. Для человека, живущего в рамках современной цивилизации характерно стремление к визуальному восприятию информации. Зрительная и знаковая информация преобладает над текстовой и содержит здоровье-сберегающий фактор. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий облегчает процесс запоминания, повышает уровень мотивации учащихся, создает условия для динамичного образования, развивает образно-иллюстративное мышление, что позволяет “погрузить” ученика в обстановку определенного времени, эпохи. Электронные пособия реализуют идеи индивидуального и дифференцированного обучения.

Заявленная тема - история современной России 2000-х годов позволяет использовать все вышеперечисленные характерные черты информационно-коммуникативного обучения. Тема нашей работы “Приоритетные национальные проекты современной России 2005-2010 гг.”.

Актуальность темы заключена в том, что приоритетные национальные проекты являются главными составляющими не только внутренней экономической политики современной России, но и выступают основой формирования мировоззрения общества в вопросах о демократии, о правовом государстве, о гражданском обществе.

Цельность основных направления позволила проектам проникнуть во все сфер жизнедеятельности общества, поэтому на уроке истории можно концентрически изучить, как отдельно взятое направление ПНП – “Здоровье”, “Образование, “Жилье”, “Развитие АПК” - так и во взаимосвязи, определяя ход реализации, уровень достижения, поставленных целей, формы взаимодействия, выбранных направлений.

Достойное место в уроке может занимать работа с документами, которая позволяет детально изучить вопрос и выделить группу документов для доказательного объяснения целей, направлений и хода реализации отдельно взятого ПНП. Работа с документами является основной частью отработки заданий части С (ЕГЭ, ГИА). Демонстрационный блок в виде таблиц и диаграмм в разделе “Информация” расширяет возможности по усвоению материала по ПНП.

Данный проект позволяет выделить метапредметные связи: история, обществознание, экономика, право, география.

Структура нашей работы состоит в следующем:

На первой странице размещены основные разделы: “Главные вопросы урока”, “ПНП”, “ПНП Здоровье”, “ПНП Образование, “ПНП Жилье”, “ПНП Развитие АПК”, “Кто есть кто?”, “Освоили. Усвоили. Присвоили”, “Информация”.

Каждый раздел имеет оглавление.

Из каждого раздела можно перейти на “Главную страницу”, на ссылки по документам из разделов “ПНП”, “ПНП Здоровье”, “ПНП Образование, “ПНП Жилье”, “ПНП Развитие АПК”.

Разделы “ПНП”, “ПНП Здоровье”, “ПНП Образование, “ПНП Жилье”, “ПНП Развитие АПК” содержат меню: цели, направления, реализация, документы. Информацию можно получить, использую гиперссылку, путем наведения курсора на текст. С каждого слайда можно перейти на следующий слайд или вернуться к “Главной странице”, другому информационному тексту или разделу.

Раздел “Освоили. Усвоили. Присвоили” проверяет усвоение материала, изложенного в разделах “ПНП”, “ПНП Здоровье”, “ПНП Образование, “ПНП Жилье”, “ПНП Развитие АПК”, “Кто есть кто?”, “Информация”. Задания сформулированы по двум темам: цели ПНП и реализация ПНП. Каждая тема содержит 4 вопроса двух уровней: на “4” балла, на “5” баллов. Ученик выбирает тему, номер и уровень вопроса. На страницу с вопросом можно перейти по гиперссылке. Каждый вопрос содержит управляющую кнопку “ОТВЕТ”, перейдя по которой, учащийся может проверить правильность своего ответа. С каждой страницы, содержащей задание, можно вернуться на “Главную страницу” или в раздел “Освоили. Усвоили. Присвоили”. Ответ на каждый вопрос содержит гиперссылки на страницу, где указана информация по теме.

Таким образом, данная работа позволяет систематизировать знания учащихся по вопросам внутренней политики государства на современном этапе и создает условия для реализации различных методических приемов, способов в соответствии с формой работы. Желаем успехов в реализации целей и задач обучения!

В качестве основных методических рекомендаций приводятся следующие параметры: цель, ожидаемый результат, основные понятия, классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, решаемых на уроке (занятии), формы учебного занятия и форма контроля знаний учащихся.

1 вариант

Цель: сформировать у учащихся представление о событиях в современной истории России в социально-экономической сфере жизнедеятельности общества.

  • Определить содержательные линии Приоритетных национальных проектов России в период 2005-2010 гг.
  • Сформировать представление о стратегии и тактике в социально-экономической сфере в рамках реализации Приоритетных национальных проектов России в период 2005-2010 гг.
  • Проанализировать основные стратегические линии Приоритетных национальных проектов России в период 2005-2010 гг.
  • Определить значение внедрения новой социально-экономической стратегии России в 2005-2010 гг.

Основные понятия: Приоритетный национальный проект, ЖКХ, АПК, ПНП “Здоровье”, ПНП “Образование”.

  1. Ценностно-смысловые установки
  2. Рефлексия
  3. Саморегуляция
  4. Сотрудничество
  5. Коммуникация
  6. Разрешение проблем
  7. Приобретение знаний
  8. Использование ИКТ
  9. Освоение знаний: отработка
  10. Освоение знаний: связи и отношения

Формы учебного занятия: лабораторная работа на основе использования ИКТ, презентация Microsoft Power Point “Приоритетные национальные проекты современной России 2005-2010 гг.” (цель и задачи см. выше)

Форма контроля знания учащихся:

Вводный контроль: 1 вариант: беседа, 2 вариант: фронтальный опрос, 3 вариант: “мозговой штурм”, 4 вариант: оппонирование

Текущий контроль: практическая работа по слайдам презентации.

Вариант № 1. Составить гипотетические линии, определяющие причины выдвижения ПНП России в 2005 году.

Вариант № 2. Определить на основе статистических данных, схем, диаграмм стратегию ПНП в соответствии с социально-экономической ситуацией в России в 2005 году.

Вариант № 3. Рассмотреть со сферами жизнедеятельности общества основные направления ПНП России в 2005-2010 гг.

Вариант № 4. На основе основных направлений ПНП России в 2005-2010 гг. выделить проблемные аспекты социально-экономической жизни страны. Определить положительные результаты ПНП России к 2010 году.

Вариант № 5. Сформулировать перспективы расширения ПНП и изменения развития ПНП в современной истории России.

Вариант 1. Индивидуальная консультация

Вариант 2. Самопроверка

Вариант 3. Оппонирование

Итоговый контроль: словесно-логические задания на основе алгоритма выполнения заданий в разделе “Викторина: Проверь себя”.

Рефлексия: по выбору учителя (психологическая, учебная, педагогическая).

Вариант 1. Психологическая. “Ассоциативный ряд”

Вариант 2. Учебная. “Статистика и факты”

Вариант 3. Педагогическая. “Продолжи фразу”: “ПНП изменило…”, “ПНП модернизировало …”, “ПНП сформировало …”, “ПНП расширило…”, “ПНП требует…”, “ПНП имеет значение для…”.

2 вариант

Цель: продолжить формирование метапредметных учебных умений и навыков в работе с информационными материалами, источниками на основе изучения исторических событий.

  • Определить содержательные линии Приоритетных национальных проектов России в период 2005-2010 гг.
  • Сформировать представление о стратегии и тактике в социально-экономической сфере в рамках реализации Приоритетных национальных проектов России в период 2005-2010 гг.
  • Проанализировать основные стратегические линии Приоритетных национальных проектов России в период 2005-2010 гг.
  • Определить значение внедрения новой социально-экономической стратегии России в 2005-2010 гг.
  • Продолжить формирование творческого отношения к учебному труду через метод проектов.
  • Создать условия для реализации коллективного творческого дела и ролевого участия.

Основные понятия: Приоритетный национальный проект, ЖКХ, АПК, ПНП “Здоровье”, ПНП “Образование”.

  1. Ценностно-смысловые установки
  2. Рефлексия
  3. Саморегуляция
  4. Сотрудничество
  5. Коммуникация
  6. Разрешение проблем
  7. Приобретение знаний
  8. Использование ИКТ
  9. Освоение знаний: отработка
  10. Освоение знаний: связи и отношения

Формы учебного занятия: урок-проект на основе использования ИКТ, презентация Microsoft PowerPoint “Приоритетные национальные проекты современной России 2005-2010 гг.” (цель и задачи см. выше)

Форма контроля знания учащихся:

Вводный контроль: беседа-консультация регламент деятельности, форма деятельности, результат деятельности.

Текущий контроль: практическая работа в рамках подготовки и выполнения проекта.

Вариант № 1. Учащиеся делятся на группы. Выбирают раздел презентации, на основе основных задач темы составляют проект, готовят презентацию (представление) проекта.

Читайте также: