На школьном собрании почему и

Обновлено: 07.07.2024

Школа и семья ответственны за обучение и воспитание детей, поэтому они должны находиться в тесном взаимодействии. Пока основным способом взаимодействия семьи и школы остаются родительские собрания – общешкольные и классные.

Классные родительские собрания проводятся классным руководителем в соответствии с его должностными обязанностями, как правило, раз в четверть.

Для учителя и родителей классные родительские собрания служат местом взаимного информирования об обучении и воспитании школьников, постановки общих задач, создания коллектива единомышленников, обучения родителей методам воспитания, организации совместных с учениками мероприятий и т.д.

Почему родители не любят ходить на родительские собрания?

Потому что многие родители считают родительские собрания потерей времени и пустой болтологией.

Несколько характерных комментариев родителей по поводу классных родительских собраний в сети Интернет:

Методика проведения классных собраний практически всегда одна и та же: в начале сетования, что родители плохо посещают собрания, потом раздают листочки с оценками детей. Затем следуют нелицеприятные комментарии, и родители по очереди сжимаются в комочек за партой, краснеют и бледнеют или начинают спорить с учителями, часто — на повышенных тонах.

За 12 лет, проведенных сыном в школе, ни одного собрания не могу вспомнить с удовольствием. Тягомотина, постоянные выговоры всем и за все, редкие похвалы одному-двум отличникам.

Когда же речь заходит о финансовых вопросах, хочется уже только одного — отдать денег, сколько скажут, и поскорее покинуть помещение.

Я бы с удовольствием заплатила за то, чтобы за меня туда кто-нибудь сходил и отметился.

Учителю по большому счету все равно, кто придет: мать, отец, бабушка, дедушка, соседка или дядя Витя. Главное, чтобы он явился, получил информацию, проголосовал и сдал деньги, когда и сколько надо.

Родительское собрание — это очень большое затяжное видео, которое насильно заставляют нас смотреть.

У нас была такая классная, которая постоянно вводила нас в депрессию и относилась к родителям детей как к провинившимся школьникам.

К сожалению, положительные комментарии встречаются значительно реже.

В Москве предложили решать вопрос с посещением общешкольных собраний посредством сети Интернет. Получить ответы на общие вопросы, связанные с образованием, родители каждого ученика могут на интернет-собраниях. Все вопросы, обсуждаются в онлайн-режиме. Такие встречи проводятся обычно раз в две недели. В этом случае родителям школьников не нужно ходить на собрания. Пока это проводится в рамках эксперимента.

Обязаны ли родители ходить на собрания?

Иногда классные руководители требуют обязательного присутствия родителей на собрании. Неявившихся просят написать объяснительную записку или вызывают на беседу с директором школы. Правомерно ли это?

  • знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости ребенка;
  • получать информацию обо всех видах планируемых обследований обучающегося и давать согласие на проведение такого обследования;
  • принимать участие в управлении организацией.

Родительские собрания, дни открытых дверей, открытые уроки для родителей — это форма реализации прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, получение информации об образовательном процессе.

Вместе с тем, Закон не регламентирует посещение родительских собраний, как обязанность родителей. Поэтому законодательством не предусмотрена административная ответственность за то, что родители не посещают родительское собрание в школе. Тем более школа не являются организацией, которая может штрафовать участников образовательного процесса за те или иные действия. Также школа не имеет права обязать родителей писать и объяснительные записки.

Если родители не имеют возможности ходить на собрания, то они могут получить необходимую информацию, посещая индивидуальные консультации. У каждого педагога в рабочем времени запланированы часы для индивидуальных бесед с родителями. Во время таких индивидуальных встреч обсуждаются вопросы, которые касаются непосредственно школьной жизни ребенка, его обучения и поведения.

В то же время родители должны участвовать в процессе воспитания и обучения детей. Поэтому, если родители систематически не посещают родительские собрания, не интересуются школьной жизнью своего ребенка, то эта ситуация должна насторожить учителя, школу.

Нередко случается так, что родители в силу занятости на работе не могут присутствовать на собрании лично, а вместо них на собрание приходят бабушки или дедушки детей. Правомерно ли это?

Если родители предупреждают классного руководителя о том, что вместо них на собрание придет бабушка или дедушка, то это вполне возможно. Юридических оснований отказать им в присутствии на родительском собрании нет. Однако, официальными представителями ребенка являются родители, и только они имеют право решать те или иные вопросы, возникающие в процессе обсуждения с родителями и учителем.

Что делать?

С точки зрения родителей:

  • родительское собрание должно быть максимально информативным, а информация должна быть одинаково важна для всех родителей;
  • промахи и проступки детей не должны обсуждаться публично, как и их внешний вид;
  • решение финансовых вопросов не должно быть главной темой для обсуждения;
  • целесообразно, чтобы с родителями предварительно обсуждались и согласовывались темы предстоящих родительских собраний;
  • родители с интересом посещают собрания, на которых присутствует и отвечает на вопросы школьный психолог;
  • присутствие на классных собраниях учителей-предметников не желательно, т.к. это зачастую приводит к конфликтным ситуациям и бессмысленным перепалкам, ведь среди родителей всегда найдется хотя бы один недовольный качеством преподавания.

Следовательно, сегодня родительское собрание должно быть нетрадиционным. А это значит, что на родительских собраниях должны использоваться такие методы и приемы, которые активизируют внимание родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор.

Нетрадиционные методики проведения родительских собраний повышают интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно улучшают явку, активизирует родителей на решение проблем воспитания.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Родительское собрание

Родительское собрание

Выяснить причины неуспеваемости учащихся;

Помочь родителям искоренить эти причины.

1. Разработать совместно с родителями варианты сотрудничества с ребенком;

2. Повысить психологическую грамотность родителей.

Оборудование: классный журнал, тетради учащихся, табеля с отметками за 1 полугодие.

Ход собрания:

1. Слово классного руководителя.

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях.

Почему приходится сталкиваться со случаями, когда ребенок не желает учиться? Он готов на любую хитрость, лишь бы не делать уроки. У таких детей учебный материал бывает запущен до такой степени, что кратковременное усилие не может вывести их из возникшего тупика. Но к концу четверти они после дополнительных опросов и заданий получают удовлетворительные оценки.

Что побуждает ребенка заниматься этой трудной для него деятельностью - учебой? Что является для него движущим мотивом? Существует несколько точек зрения.

Ребенок знает, зачем надо учиться: получить специальность, хорошо зарабатывать. Но в подростковом возрасте далекая мотивация практически не влияет на поведение человека. Отсроченный результат , который наступит через несколько лет, не привлекает ребенка. Короткая мотивация - близкий результат - вот то, что определяет его поведение. Вся информация о благах, которые сулит хорошая учеба, хранится в его памяти, он может успешно воспроизвести ее; но для ребенка это абстрактные знания, никак не сказывающиеся на его поступках.

Вторая точка зрения – ребенка должны побуждать хорошо учиться познавательные мотивы , им движет радость познания. Раньше многие вещи ребята действительно слышали первый раз на уроке. Сегодня же дети, приходящие в школу, обо всем хоть краем уха, да слышали. Школьный материал кажется им знакомым и не вызывает особого интереса.

Если ребенок с малолетства приучен к самостоятельности, исполнительности, он и в школьном возрасте без труда сможет организовать себя на выполнение учебных заданий. Но даже у таких детей могут возникнуть трудности в учебе, но они хотят учиться, не отказываются от помощи старших. Если у ребенка эти черты характера не выработаны, то, садясь за уроки, ему нужно преодолевать себя. Нежелание учиться является результатом отсутствия навыка – умения учиться и управлять собой. Поэтому прилагаемые усилия родителей должны быть сосредоточены на том, чтобы этот навык сформировать. Усилия же, направленные на бесконечные объяснения, что учиться нужно, желаемого результата принести не могут. Ребенок возненавидит пытку повторяющимися нотациями. Возникает неприязнь к школе, учебе, к родителям

Я бы выделила следующие причины неуспеваемости:

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПРИВОДЯЩИЕ К ВЫКЛЮЧЕНИЮ ИЗ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Рассмотрим каждую из причин.

Социальные причины

Социальная среда, в которой воспитывается ученик

Низкий уровень жизни родителей

Тяжёлая социально-психологическая обстановка в школе, классе, негативное отношение со стороны учителей

Особенности домашнего воспитания

Систематические прогулы занятий

Наследственность

Чрезмерная робость, стеснительность

Нестандартность. В эту группу могут попасть и вундеркинды, которые по разным причинам выпадают из процесса обучения

Врождённая неспособность к умственному труду

Как установить контакт с ребенком?

устранить все , что порождает конфликт;

перестать читать нотации;

не забывать хвалить, если ребенок заслужил это;

нельзя возлагать больших надежд на исправление учебных дел;

относиться сдержанно к школьным неудачам;

интересоваться, чем живет ваш ребенок;

постепенно входить в жизнь ребенка, втягивать его в жизнь семьи;

выбрать общее дело, которое вызывало бы интерес у школьника и было знакомо родителям;

совместно планировать бюджет.

Как организовать помощь ребенку в учебе?

ежедневно проверять выполнение домашних заданий;

создавать атмосферу доброжелательного отношения к просьбам о помощи;

никогда не отказывать в помощи, откладывать все дела;

родители должны сами предлагать помощь;

помнить, что немедленных результатов не будет.

Как добиться систематического выполнения домашнего задания?

добиваться неукоснительного и систематического приготовления уроков;

относиться к урокам как к серьезному и важному делу;

нельзя откладывать выполнение уроков по любым причинам;

добиваться выполнения домашнего задания в определенное время и в отведенном для этого месте;

добиваться, чтобы период включения в работу был коротким;

не позволять отвлекаться на посторонние дела.

2. Общие рекомендации

Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов

Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю

Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период обучения он привык к вашему контролю

Приучайте его к самостоятельности постепенно (В какой-то момент родитель, следящий за успеваемостью, устает, или уже не справляется со школьной программой, или решает для себя, что его сын (или дочь) уже достаточно взрослый для самостоятельной работы, и прекращает всяческую помощь. Внешне это выглядит как стремление помочь ребенку стать взрослым и самостоятельным, на самом деле это часто диктуется усталостью, неспособностью успевать за усложняющейся программой школьного обучения, стремлением снять с себя ответственность за успешное осуществление процесса учения. Создается впечатление, что в какой-то момент родитель проходит некую критическую точку, после которой его силы иссякают, и изменение его поведения происходит очень быстро. Подросток, привыкший полагаться на помощь родителей, совершенно теряется, и даже если он хотел бы самостоятельной жизни, он на это просто не способен. И как результат – резкое снижение успеваемости.)

Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием

Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей;

Не спешите обвинять учителей в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения;

Вспомните сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками, были ли случаи когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные;

В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком;

Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке грустное зрелище;

Пусть ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы;

Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора;

Учите ребёнка выражать свои мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма;

Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни;

В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.

И в завершении нашей встречи давайте попробуем определить для вас и вашего ребенка цель этого учебного года.

Действительно ли так должны проходить встречи родителей и классного руководителя? Какими они должны быть в действительности?

Что это такое?

Это официальное мероприятие, которое организуется школой для демонстрации и обсуждения успехов учащихся и улучшения условий, в которых они обучаются (совместными усилиями).

Что обязательно для всех родительских собраний:

1) Проводятся раз в четверть (но могут и чаще, если необходимо, например, проблемы в классе);
2) Обязательны для посещения мамами и папами (если вы не можете прийти, нужно предупредить классного руководителя звонком, смс или через ребёнка);
3) Родители должны знать, когда будет собрание не позже, чем за три дня до события (как правило, через вклейки в дневниках или в группах социальных сетей).

Что должно быть на родительских собраниях:

Что может быть на родительском собрании?

1) встреча со специалистами (психологом, врачом, юристом, уполномоченным по правам несовершеннолетних и др.). Какая проблема волнует родителей – такого специалиста и можно пригласить (приглашает либо классный руководитель, либо родители, может и администрация);
2) просмотр документальных и обучающих фильмов о воспитании, физиологическом развитии детей в подростковом возрасте и т.д.

Чего не должно быть на родительском собрании:

Что делать, если пропустил родительское собрание

Конечно, никто вас не будет ругать и писать заявление на имя завуча по этому поводу тоже не нужно. Родительские собрания организуются для вас, родители, чтобы ознакомить с нововведениями школы, проблемами класса, обсудить успеваемость и куда пойти на каникулах. Часто только на собраниях получается раздать родителям какие-либо анкеты, заявления и прочее и тут же их получить заполненными. Ведь дети могут их потерять, порвать или просто не донести до родителей.

Остались вопросы? Напишите в комментарии, мы обязательно постараемся вам помочь.

Мои дети часто меняли школы, поэтому собрания стали частью родительской жизни. Признаюсь, многие из них я пропустила, потому что c годами перестала понимать их практическую значимость и начала ценить своё время. Да и сами учителя говорят, что для родителей намного полезнее индивидуальное общение с педагогами.


Для начала несколько простых, но важных советов, с которыми собрания не превратятся в бесконечную жвачку и переливание из пустого в порожнее.

1. Чтобы встреча имела обозримые пределы, заранее узнайте у классного руководителя повестку и соберите конкретные вопросы родителей в родительском чате. Лучше заранее обговорить, кто их задаст на собрании. Разумеется, по ходу появятся ещё вопросы, но, согласитесь, быстрее и удобнее, когда есть готовый список и человек, который его прочитает.

2. Не задавайте вопрос ради вопроса, демонстрируя свою заинтересованность. Поверьте, в этот момент вы раздражаете всех, включая самого учителя (ведь он тоже торопится домой).

5. Если вы решили вовсе не ходить на родительские собрания, избавьтесь от ненужной рефлексии по этому поводу. Никто вас осуждать не будет, а личные встречи с учителями гораздо эффективнее.

Какие бывают собрания и что на них делать (и не делать)

1. Когда обсуждают, что изменится в школе


Такое собрание полезно для родителей первоклассников, пятиклассников и десятиклассников (когда переходишь на новую ступень). Проводится в начале учебного года. Лучше его не прогуливать, потому что можно пропустить действительно важные вещи про организацию учёбы, педагогический состав, школьное питание, работу группы продлённого дня, дополнительные занятия и так далее.

О чём можно (и стоит) спросить:

Анна Кузнецова, учитель и многодетная мама

2. Когда обсуждают вашего ребёнка. Да, при всех


Кроме всеобщего невроза, эти встречи ничего не несут. Поэтому я всегда спрашивала о повестке. Если вы всё-таки оказались на таком собрании и вашего ребёнка при всех остальных родителях отчитывают и предсказывают ему провал на экзамене, можете смело идти после собрания в кабинет директора и писать жалобу на некомпетентного педагога. Это радикальная мера. Лучше спокойно задайте учителю примерно такие вопросы:

  • Почему вы обсуждаете моего ребёнка в присутствии посторонних?
  • Почему вы считаете, что это исправит ситуацию, а не усугубит её?
  • Зачем вы внушаете детям (и нам, родителям), что они провалятся на ЕГЭ?

Лидия, мама выпускника, Подмосковье

3. Когда обсуждают поездку или поход в музей


На такие собрания ходят самые активные участники родительского комитета. Они обсуждают концепцию, бюджет и другие детали. Честно говоря, им просто нужно сказать спасибо, потому что благодаря их добровольной инициативе жизнь школьников насыщеннее и интереснее. Как правило, спасибо никто не говорит, зато каждый знает, как сделать лучше.

Читайте также: