Какие виды мышления в первую очередь формирует проектная деятельность в школе

Обновлено: 04.07.2024

Что это

Что проект, а что — нет

Но для начала хорошо бы определиться в понятиях. Что можно назвать проектом? Проект — конкретная задача с четкими сроками и результатом — цель и план.

Как это происходит

1 этап — анализ ситуации

У каждого проекта есть контекст – своеобразная окружающая среда. И для того, чтобы принять решение, открывать этот проект или нет, — необходим анализ.

Зачем этот проект нужен, каковы перспективы и риски. Для того, чтобы принять правильное решение – посмотрите на реалистичность, рентабельность и смысл проекта для себя лично. Здесь и сейчас это для вас реально? Есть ли у вас нужные ресурсы и можете ли вы найти недостающее? Осуществляя этот проект вы приобретете больше, чем потратите? Лично вам это интересно? Этот проект связан с чем-то еще более важным в вашей жизни?

2 этап – формулирование цели проекта

Цель должна быть обязательно записана! Пока это есть только в вашей голове – это не цель, это мечты.

3 этап – планирование

Для первичного плана достаточно общего видения крупных этапов – фаз проекта. А важнее на данном этапе задать себе вопрос: как узнаю, что достиг этого и обозначить конкретные цифры, факты и т.д.

4 этап – оценка рисков

5 этап — контроль

Это финальный этап подготовки. Здесь уже общий план разбит на более мелкие подзадачи. Определены сроки. Осталось только определиться с тем, как и кем будет осуществляться контроль за их выполнением.

Что становится возможно

По факту проектное мышление дает живучесть – мы учимся находить устраивающий нас выход даже из самой сложной и тяжелой ситуации. От того, что есть сейчас, мы находим путь к тому, что хотим – четкому и определенному результату.

Больше свободы – так как мы знаем, что сможем организовать себе достойные условия почти в любой ситуации, мы становимся меньше зависимы: от страха, от мнения и прихоти других людей, от обстоятельств и т.д. Можно экспериментировать и выбирать разные пути достижения результата, использовать разные, а не только традиционные средства. И еще одна удивительная вещь – наша свобода перед проектом. Мы можем его начинать или нет, и закрыть при желании.

Возможность увеличить доход. С помощью проектного мышления сокращаются потери, увеличивается конкретная измеримая польза. А где как не в такой парадигме водиться финансовому достатку?

И интересную жизнь — так как реализовывать свои мечты очень увлекательно.

Ваша Анастасия Тахтарова-Иванова

Формирование проектного типа мышления

Формирование проектного типа мышления

Умение рассматривать проблемную ситуацию, возникшую в процессе деятельности, как задачу, предполагающую поиск, нахождение и реализацию оптимального варианта решения, является важной составной частью субъектной позиции личности. Обучение такому подходу к проблемной ситуации должно стать необходимым элементом образовательного процесса.

С проблемными ситуациями учащиеся сталкиваются в различных сферах школьной жизни: в учебном процессе (на уроках и при подготовке домашних заданий), в общении со сверстниками и взрослыми, при участии в общественной жизни класса и школы, в процессе решения собственных жизненных задач.

Готовность и способность работать с проблемной ситуацией как с задачей предполагает, что человек (в нашем случае — учащийся) способен:

— вычленить ее суть;

— переформулировать проблему в задачу собственной деятельности;

— спланировать шаги по решению этой задачи;

— осуществить необходимые шаги;

— оценить полученный результат с точки зрения поставленной цели.

Такой подход к проблеме мы назвали проектным. Интеллектуальной составляющей такого подхода к проблемам является проектное мышление

Навыки мышления, общественное сознание и психология поведения всех субъектов, в частности, образовательного процесса уже не соответствуют новым ус­ловиям, в которые властно поставила нас жизнь.

Важнейшей составляющей инновационного образования должна быть методо­логия деятельности как система процедурных правил, принципов и приемов, кото­рые составляют содержание человеческой деятельности, ее стратегию и тактику, связывают теорию и практику. Развиваясь первоначально в наукоемких отраслях промышленности, методология инновационной деятельности в настоящее время все более проникает в социальную сферу. В частности, инновационное обучение созда­ет новый тип учебно-воспитательного процесса, раскрепощающий личность учителя и ученика. Такой тип обучения (и образования) помимо поддержания существующих традиций сти­мулирует активный отклик на возникающие проблемные ситуации, как перед от­дельным человеком, так и перед обществом.

В педагогических нововведениях центральное место занимают технологии обучения, развивающие личность обучаемых, их способности, в частности, творче­ские технические способности. Одной из таких технологий является метод проектов.

Метод проектов (путь исследования) — это система обучения, основанная на индуктивном принципе, заключающемся в обобщении знаний и умений, получен­ных при решении частных задач во время проектирования. Самостоятельное полу­чение теоретических знаний обеспечивает лучшее их усвоение и запоминание. Это явилось основой широкого распространения метода проектов в ряде передовых стран.

Первоначально он был предложен в конце XIX столетия американскими уче­ными Д. Снезден, Д. Дьюи, У. Х. Кипарк. Большое внимание этому методу уделял один из ведущих педагогов дореволюционной России С. Т. Шацкий. Ныне он возродился вновь и широко пропагандируется в периодической и иной педагогической литературе. Однако, на мой взгляд, еще мало освещена практиче­ская организация проектирования.

За последние годы в российской системе дополнительного образования появился опыт внедрения развивающих задач, определяемых как проект. Результатом этой педагогической деятельности является создание ребенком собственного проекта на предложенную тему. Под проектом в контексте дополнительного образования понимается результативная деятельность, совершаемая в специально организованных педагогических условиях. Она даёт ребенку возможность действовать самостоятельно, реализовывать замысел и получать определенный результат.\\\

Главной целью использования метода проектов

является обучение умениям и навыкам проблематизации, целеполагания, выдвижения гипотез, структурирования и систематизации, планирования, организации мышления и деятельности по решению разнообразных теоретических и практических задач.

Педагогическая цель:

вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс, развитие художественно-эстетических способностей, проектировочных и технологических умений.

практическое использование знаний, умений, навыков;

формирование навыков исследовательской деятельности;

освоение работы с технологической документацией.

Развитие проектного мышления у детей младшего школьного возраста включает в себя следующие основные стадии разработки проекта:

1. Организационно – подготовительная: проблематизация – разработка проектного задания (выбор).

2. Разработка проекта: исследовательский этап, разделение проекта на части и анализ составляющих частей.

3. Технологическая: реализация частей, составляющих проект, включающий в себя оценку использования различных источников информации, планирование деятельности, применение различных приемов и материалов конструирования.

4. Заключительная: оформление результатов – презентация, обсуждение, саморефлексия.

Уровень креативности у детей младшего школьного возраста определяется доминированием в мышлении четырех основных особенностей. Это:

Оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне;

Семантическая гибкость, т. е. способность видеть объект под новым углом зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта;

Образная адаптивная гибкость, т. е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые скрытые стороны;

Семантическая спонтанная гибкость, т. е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей (А. Г. Маклаков).

Эти особенности позволяют проследить на занятиях прямую взаимосвязь между дивергентным мышлением и проектной деятельностью детей, как деятельностью творческого характера. Формирование и развитие проектного мышления происходит в процессе приобщения детей к конструированию и моделированию объектов техники, создании сюжетных макетов, разработке интерьера комнат и другие.

Чтобы достичь высокого уровня проектного мышления, дети должны пройти все этапы разработки проекта. Необходимо так же помнить, что такие задачи ставятся, когда учащиеся имеют определенный уровень знаний и опыт работы, хорошие графические навыки, знают свойства материалов, умеют пользоваться инструментами и приспособлениями.

Таким образом, созданы благоприятные условия для развития проектного мышления, реализации творческого потенциала детей.

Что такое проектное мышление?

Проектное мышление – это:

  • Система восприятия реальности
  • Метод понимания себя и других
  • Способ формулирования целей
  • Технология реализации планов.

Проектное мышление не дает гарантий распиаренной абсолютной “успешности”, будь она неладна.

Проектное мышление дает:

  • Живучесть
  • Больше степеней свободы
  • Прикладную осознанность
  • Финансовую обеспеченность
  • Интересную жизнь

В 2013 году я провел курс “Проектный офис и проектный экстрим”. Он имел сугубую бизнес-ориентированность. Почитайте описание, мне не хочется цитировать самого себя и отзывы участников.

Проектное мышление: системность мыслей и действий, приводящая к результату

Каждый наш день состоит из маленьких и больших проектов: сделать уроки, сходить на шопинг, провести собрание. Конечно, можно прожить день интуитивно, но это точно не самый разумный вариант. Сегодня мы расскажем вам, почему проектное мышление является основой успеха современного человека и как его развить.

Что такое проектное мышление?

Проектное мышление – это способность четко определять проблему и находить способы ее решения в условиях ограниченности ресурсов. Оно разбивает вопрос на отдельные задачи, ищет между ними несостыковки и взаимосвязь. Проектное мышление заключается не только в самом мышлении, но и в определенных действиях. С помощью моделирования, составления схем, наглядных изображений и обсуждений проводятся эксперименты, осуществляются действия, которые помогают найти корень проблемы и решить ее [Г. Штомпф, 2012].

Научиться проектному мышлению можно, но для этого нужно много практиковаться и из раза в раз повторять похожие шаги. Это как обучение игре на музыкальном инструменте: можно годами читать пособие и слушать произведения других музыкантов, а можно достать гитару и каждый день стирать подушечки пальцев о струны, выполняя один и тот же урок, пока не будет достигнуто совершенство в исполнении.

Теперь, когда есть примерное понимание, как же работает проектное мышление, давайте рассмотрим этапы его работы подробно:

На первый взгляд, кажется, что быть проектировщиком легко. Но так ли это на самом деле? Каждый подход к решению задач имеет свои преимущества и подводные камни, давайте рассмотрим их подробнее.

О плюсах и нюансах проектного мышления

Реалии сегодняшнего дня диктуют нам условия действовать в режиме ограниченности ресурсов и всегда быть ориентированными на результат. Как раз проектный тип мышления помогает легко справляться с этим. Благодаря ему мы можем достигать поставленных целей в короткие сроки без потери качества, предугадывать риски, оперативно реагировать на них и оптимизировать используемые ресурсы.

Проектное мышление направлено на поиск корня проблемы и рационального решения, на реализацию которого потребуется минимум усилий. Еще одно преимущество такого подхода в том, что он не подразумевает механического выполнения задач, а чаще всего требует освоения новых навыков и знаний.

Еще одно индивидуальное ограничение – это отсутствие практики такого подхода. На деле чаще получается так: собирается команда из специалистов, которые ранее не работали вместе. Им ставится задача решить вопрос, используя проектное мышление, но миссия проваливается, т.к. внутри команды происходит разделение: специалисты, имеющие между собой что-то общее, объединяются и настороженно относятся к тем, кто использует непривычные для них подходы в работе. Избежать подобных ситуаций поможет обучение, а начинать следует с небольших проектов, которые помогут создать доверительные отношения внутри команды и объединить умы.

Огромную роль в эффективности проектного мышления играет культура отношений внутри организации. Если руководитель, в отличие от своей команды, не заинтересован в решении задачи подобным образом, или считает, что это трата времени впустую, ведь есть другие приоритетные вопросы, то проект может быть сорван. В таком случае нужно поработать над уровнем взаимодействия внутри иерархии. Бывшему генеральному директору и исполнительному председателю Procter & Gamble Алану Лафли пришлось расстаться почти с половиной руководителей, т.к. их взгляды на культуру проектного мышления не совпадали, и они не были заинтересованы в развитии проектного мышления в своей деятельности [Trends Skolkovo, 2021].

Технологии развития проектного мышления

Проектное мышление – это не вроденное умение, а значит, доступно оно абсолютно каждому. Для этого нужно научиться управлять собой, людьми и планами. Управление собой – это своеобразная педагогика по отношению к самому себе. Сформировав проектный образ мыслей, мы можем решить любую проблему, используя при этом минимум ресурсов.

Марк Форстер выделяет следующие принципы, которые помогут сформировать проектное мышление:

Проектное мышление – отличный помощник в образовании, ведь получение профессии – это тоже проект. В процессе обучения часто совершается одна и та же ошибка: человек, не доходя до определенной вершины совсем чуть-чуть, начинает думать, что уже все знает и смысла доходить до конца нет. Эксперты назвали это иллюзией альпиниста, который мечтает дойти до пика вершины, но, сбивая ноги, стирая обувь (одним словом, набираясь опыта), за несколько шагов до цели решает свернуть назад, т.к. уже и так все увидел.

Так он лишает себя возможности взглянуть на потрясающий пейзаж и понять, что за этой горой, оказывается, есть горы еще выше, рассмотреть которые можно только с заветной вершины. Процесс обучения тоже должен иметь определенный план: разделите свой образовательный путь на этапы (вершины), найдите способы добраться до каждой запланированной высоты.

Что касается управления людьми, то в этом случае главным инструментом является делегирование. Если вы из тех, кто считает, что лучше все делать самому, вам стоит научиться доверять задачи другим людям. Марк Форстер рекомендует не откладывать работу, а делегировать ее как можно раньше. Будьте конкретны в постановке задачи, разделяйте срок ее выполнения на несколько промежуточных блоков и при этом оставляйте запас времени, например, если задачу нужно сделать через 10 дней, скажите, что на нее у исполнителя есть 7 дней. Напоминайте о дедлайне до его наступления и сразу дайте знать, если все допустимые сроки уже прошли [М. Форстер, 2020].

Делегировать стоит тогда, когда это выгоднее, чем делать что-то самому. Можно отказаться от приготовления еды и заказывать ее в ресторане, но в этом нет смысла, если стоимость заказа выше сэкономленного времени. Выгода зависит от компетентности исполнителя в том числе, и это тоже необходимо учитывать.


По мнению создателей Dragon Dreaming, управление проектами начинается с мечты, но, как показывает практика, 90% мечтаний так и не становятся реальностью, т.к. люди не делятся ими и не объединяются для их реализации. Первый шаг на пути к реализации задуманного – поделиться мечтой и найти команду, которая поможет воплотить ее в жизнь. Затем наступает этап планирования и реализации задуманного, после – команда переходит к действию, а финальным этапом проекта является празднование: подводятся итоги, участники команды хвалят друг друга, выделяют лучших, отмечают личностный рост и рост всей команды [РБК Тренды, 2021].

Развиваем проектное мышление у детей

Формирование проектного мышления у детей – одна из первостепенных задач образовательных учреждений. Школьные годы, бесспорно, чудесные, но как раз в этот период ученики сталкиваются со своими первыми проблемами, решать которые они должны научиться самостоятельно.

Проектное мышление помогает им:

  • проанализировать возникший вопрос;
  • понять его суть;
  • выстроить этапы решения вопроса;
  • осуществить эти этапы;
  • сделать правильные выводы.

Такой подход помогает смотреть на проблему не как на что-то негативное и нерешаемое, а как на задачу, которая требует системного подхода. Марина Битянова, кандидат психологических наук, автор курса по развитию проектного мышления для учащихся пятых классов, предлагает изучать подход к решению проблем в виде метафоры и зрительных образов – так детям будет проще понять суть вопроса.

Автор выделяет следующие подходы к решению проблемных ситуаций:

Проблемы, похожие на мозаику: они состоят из нескольких отдельных частей. Задача решится тогда, когда решится каждая ее составляющая. Такой подход применяется, когда проблему можно поделить на смысловые части, особенно это удобно при работе в группах. Задача детей: научиться выделять их и находить пути решения.


Проблемы, похожие на многослойное желе: решить задачу подобного рода можно соблюдая последовательность действий. Придерживаться порядка шагов в этом случае обязательно. Задача детей: научиться составлять алгоритм действий и разделять этапы на важные и не важные.


Проблемы, похожие на снежинку: такие проблемы могут решаться нескольким путями. Задача детей: выявить способы решения вопроса, проанализировать их и выбрать наиболее подходящий.



Чтобы поближе познакомить детей с типами проблем, обучить их проектному мышлению, научить взаимодействовать в группе и принимать коллективные решения, необходима практика. Автор курса предлагает выполнять упражнения, каждое из которых направлено на решение определенного типа проблем:

Это упражнение помогает освоить метод решения задач типа мозаики. По сценарию, исследователи пригласили учащихся встретить праздник в малоисследованном районе бассейна реки Амазонки. Они уже ждут их там и надеются, что дети самостоятельно доберутся до пункта назначения, взяв с собой все самое необходимое, и подготовят программу мероприятия. Ход игры: ученики делятся на 3 группы, чтобы решить 3 разные задачи: определить маршрут следования, понять, что нужно взять с собой и составить программу праздника.

Группам, которые определяются с вещами и планом мероприятий, предоставляются листы бумаги формата А3, на них они изложат ход своих мыслей, а группе, которая продумывает маршрут, дается карта с разметкой в виде сетки, где каждый квадрат 5*5 – это путь длиной в 1 день. Дети должны решить, каким путем они пойдут до пункта назначения:


На выполнение задания каждой группе дается 15-20 минут, после чего они представляют свой проект, а зрители задают уточняющие вопросы и вносят свои предложения.

Задача детей: написать столбик цифр по числу картинок и напротив каждого порядкового номера написать букву, обозначающую картинку. После этого дети рассказывают, почему они соотнесли буквы и цифры именно так.


Все условия размещаются на доске. Учащиеся делятся на несколько групп, каждая из которых получает лист бумаги со схематичным изображением помещения, а также фломастеры. На выполнение задания отводится 15-20 минут. Далее каждая группа представляет свой проект, но при этом другие не должны комментировать и оценивать презентацию. Затем проводится голосование за самый лучший проект, а голосующие по итогу выполнения упражнения могут обосновать свой выбор.

Упражнение направлено на отработку проблемы, похожую на притчу о слоне. Ведущий зачитывает следующий текст:

«Два друга решили в выходной день встретиться и провести время вместе. Они договорились о встрече в определенном месте в 9 часов. Один из них пришел на место встречи в 9 утра и напрасно прождал своего приятеля целый час. Обеспокоенный, он позвонил другу и… разбудил его своим звонком!

Важно в конце упражнения подвести учащихся к выводу, что герои истории по-разному поняли слова, и это свойственно абсолютно всем людям [М. Битянова, 2002].

Проектное мышление развивает критический взгляд на ситуацию: ребенок оценивает все варианты развития событий, подвергая сомнению каждый шаг и просчитывая риски. Благодаря коллективной проектной деятельности дети становятся внимательнее друг к другу, учатся слышать и слушать, приобретают социальные навыки, развивают свои личностные качества. Также такой подход к работе помогает наладить атмосферу в коллективе. Как видите, роль проектного мышления очень важна в становлении детей как зрелых членов общества и будущих профессионалов.

Подведем итог

Уметь мыслить проективно = уметь превращать задачу в проектную деятельность. Это подход к достижению целей, который ориентирует на результат, а не на процесс, экономит ресурсы, развивает дополнительные личностные и профессиональные навыки. Проектное мышление используется не только в дизайне, строительстве, маркетинге и других профессиональных сферах, но и в повседневной жизни, когда мы организуем отдых, проходим обучение или просто планируем свой день.

Проектное мышление – это сочетание творческого, системного и критического мышления, которое помогает создать образ будущего и исключает абстрактные выводы. Способность рассматривать задачу, как проект, важно развивать еще в раннем возрасте, ведь это умение позволяет решать даже самые нестандартные задачи, используя различные техники и алгоритмы. Это один из ключевых навыков успешного руководителя и профессионала своего дела.

Желаем вам интересных задач, и чтобы все проекты реализовывались с удовольствием!



Каждый учитель в рамках своего предмета стремится смоделировать необходимые условия для творческого становления учащихся. Наше методическое объединение учителей технологии не осталось в стороне. Формируя интерес к предмету, мы приобщаем учащихся к активному получению технических знаний и трудовых умений, что в дальнейшем дает широкую возможность в овладении инвариантными способами и средствами преобразования окружающей действительности.

Важным шагом здесь является творческая проектная деятельность учащихся - самостоятельная завершенная работа ученика, выполненная под руководством учителя.
Она направлена на развитие познавательных процессов, стимулирует умственные действия, интенсифицирует обучение, способствует гармоничному развитию личности.

Увеличение потока информации через введение новых учебных дисциплин блокирует мыслительный потенциал ученика. А получаемая на моих уроках информация обстоятельно и глубоко осмысливается учащимися, поскольку полученные теоретические сведения они применяют в собственной проектной деятельности.

Проектирование способствует интеграции учебных предметов.

Внедрение проектирования привлекает к работе и родителей, что расширит их общение и совместную деятельность с детьми.

Мой опыт организации проектной деятельности учащихся определил 4 этапа действий.
Первый – изучение школьников, выявление их психофизиологических особенностей, интересов. Без этого невозможен личностно ориентированный, индивидуальный подход к детям. Я изучаю своих воспитанников на каждом занятии в учебной мастерской, постоянно наблюдая их, контактируя и взаимодействуя с ними. Полученные сведения записываю в рабочую тетрадь. Этот банк данных является неоценимым для меня подспорьем.

Второй – выбор, определение темы проекта. В первую очередь учитываю индивидуальные особенности детей. Одни учащиеся сами выбирают тему, и я приветствую самостоятельность, удостоверившись, что выбор не случайный. Другим детям сама её предлагаю (интересную и посильную). Третьим – называют родители. Принимаю только разумное предложение, консультирую пап и мам.

Третий – составление плана. Это тщательно продуманный перечень этапов работы школьников над проектом. Причём устанавливаю сроки их выполнения.
При реализации второго и третьего этапов действую с учётом возраста учащихся. В младших классах, когда уровень самостоятельности низок, помогаю детям, учу проектированию. Однако делаю это незаметно, чтобы укрепить уверенность в себе каждого. В старших, когда учащиеся работают самостоятельно, выступаю в роли консультанта.

Четвёртый – оценивание проектной деятельности. Для этого раздаю детям зачетные листы, в которых за выполненную часть работы ставлю оценку. Итоговую вывожу с учётом текущих.

Вывод: такая организация учебно-воспитательного процесса развивает у учащихся умения целеполагания и планирования, обучает самоконтролю по этапам работы в соответствии с объективными требованиями.

Метод проектов.

Вывод: разнообразие проектной деятельности активизирует мыслительную деятельность учащихся, формирует приёмы рациональной работы с различными источниками информации, даёт простор для самовыражения личности.
2) Метод проблемного обучения.

Вывод: данный метод позволяет поэтапно (от простого к сложному) усваивать учебный материал, является началом самостоятельной творческой деятельности и основной предпосылкой дальнейшего самообразования.

Формы работы с учащимися.

1) Коллективная работа.


2) Групповая работа.

За основу разделения учеников на группы беру уровень их познавательной самостоятельности в условиях проблемно-поисковой деятельности, степень сложности заданий. Оно носит временный характер и предусматривает движение из групп с более низким уровнем познавательной самостоятельности в группу с более высоким. Ученикам не сообщаю, к какой группе каждый из них относится.

- для 3-ей группы (разделение на подгруппы по интересам): заполненное пространство иллюзорно воспринимается большим, чем незаполненное, поэтому в той части фигуры, которую нежелательно увеличивать, лучше избегать сосредоточения линий и отделок; найти на прилагаемых образцах изделий те, где нарушены пропорции элементов отделки.

3)Работа в парах.

По сравнению с индивидуальной работой парная ускоряет темп выполнения.
4) Индивидуальная работа.
Данная форма позволяет мне определить, на каком уровне
проблемности может работать ученик, выполняя проект. Занимаясь с учащимися 5 – 11 классов по изготовлению изделий, сталкивалась с моментами отставания или опережения по отношению к общему плану занятий, поэтому отстающим помогала выбрать правильный путь выхода из создавшейся ситуации, а выполнивших задание ставила перед новой проблемой.

4. Критерии сформированности критического мышления:

- обоснованность восприятия объектов окружающей действительности;
- умение самостоятельно мыслить, находить проблему и решать её путём анализа имеющегося опыта и синтеза научных знаний;
- умение формировать технические задачи по совершенствованию существующего или созданию нового объекта;
- способность прогнозировать результаты и возможные последствия
разных вариантов решения;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


В.А.Сухомлинский

В своей работе я опираюсь на технологию личностно-ориентированного, развивающего обучения. Использую такие методы обучения, которые направлены на активизацию познавательной деятельности и помогают созданию ситуации успеха у детей на занятии.

Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет обучающимся в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в изделии. Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать обучающемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Основной целью проекта является формирование творческого мышления обучающихся.

Век научного прогресса заставил людей усиленно развиваться. Возникла острая потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого мышления. Нас заинтересовывают активные личности, умеющие принимать особенные решения. Ценятся нестандартные взгляды, требующие творческого подхода.Дивергентность, оригинальность мышления, стремление к необычным решениям трактуются теперь как самые драгоценные качества личности. Современному обществу необходим человек, способный предвидеть результаты своей жизнедеятельности, что невозможно, на наш взгляд, при стереотипном стиле мышления.

Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений обучающихся.

Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества, эстетического, художественного вкуса. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. Результатом обучения оказывается уже не усвоение знаний, умений и навыков, а формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих успех практической деятельности.

Благодаря методу проектов у учащихся значительно повышается творческая активность. В ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творчество. Работая над проектом, каждый обучающийся имеет возможность проявить собственную фантазию, активность и самостоятельность. Проект меняет обязанности обучающегося и педагога. Первый активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания обучения и конкретного урока; второй – выступает в роли консультанта, помощника, участника игр и занятий.

Идея этого подхода для меня очень привлекательна, потому что обучение ориентировано на личностные характеристики. Предшествующий опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития ребенка, особенности его психики (памяти, восприятия, мышления), также позволяют каждому обучающему работать в своем индивидуальном режиме, что в свою очередь позволяет реализовывать здоровье-сберегающие технологии в обучении.

Декоративно-прикладное искусство дает возможность по-новому взглянуть на привычные вещи, понять красоту окружающего мира и нравственно воздействовать на детей. Овладев этим видом искусства, дети приобретают веру в себя, в свое будущее. Пользуясь литературой по РТВ, я подобрала и составила упражнения (использую из на занятиях во время обучения), которые позволяют развить беглость, гибкость и оригинальность мышления.Среди условий, стимулирующих развитие творческого мышления, выделяют следующие: ситуации незавершенности или открытости в отличие от жестко заданных и строго контролируемых; разрешение и поощрение множества вопросов; стимулирование ответственности и независимости; акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях; внимание к интересам детей со стороны взрослых и сверстников.

Креативная личность интуитивно чувствует, что нужно для создания новой идеи, решения трудной задачи: добавить одну деталь или перевернуть все вверх ногами, придумать принципиально новое или разобрать и сложить по-другому нечто уже привычное, действовать вопреки сложившимся стереотипам или просто найти способ взглянуть на статические системы динамически…

Проект — замысел какого-либо нового объекта, материализованный в определенных замыслом техниках и материалах.

Учащиеся со своими работами участвовали в городских, областных конкурсах; стали победителями и заняли призовые места.


Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта, также они предполагают соответствующее оформление результатов.





Творческое проектирование и межпредметная интеграция содействуют в определении творческой, исследовательской задачи, требующей интегрированных знаний, исследовательского поиска для её решения.

и конкурс детского творчества


МГОК уделяет большое внимание развитию спорта в городе



День за днём, за годом год МГОК работает

город живёт


Это было давно и недавно.

Воевали на фронте бойцы.

И сражались за Родину славно,

чьи-то братья, мужья и отцы.…



Хороши, подаренные МГОКом, детские площадки во дворах нашего города


С праздником металлурги!

С Днём Металлурга!

Любви и верности вашим семьям


День за днём, за годом год МГОК работает - город живёт



Я пойду на МГОК работать, пусть меня научат


С Днём рождения любимый Железногорск - город горняков!





День за днём, за годом год МГОК работает –

город живёт




-80%

Читайте также: