Наука как форма познания кратко

Обновлено: 03.07.2024

Наука — это знания, проверенные и подтвержденные практикой. приведенные в систему и позволяющие объяснить существующее и предсказать будущее. Объяснение и предсказание являются важней­шими функциями научного знания. Как объяснение, так и предсказа­ние осуществляется наукой на основе знания объективных связей и отношений, присущих процессам и явлениям объективного мира, по­зволяющих выявить тенденции их развития и определить вероятност­ные их изменения.

Надежность (в границах возможного) научного предсказания яв­ляется итогом создания теории рассматриваемого объекта, знания кон­кретных условий предсказываемого процесса или явления и умения правильно, логично вычислить отдаленные последствия, результаты и перспективы развития. Научное предсказание и предвидение явля­ются одним из самых ярких проявлений творческой активности науч­но-теоретического мышления. Они подчеркивают значимость нау­ки как формы человеческого познания, позволяющей, опираясь на теоретическое мышление, значительно опережать эмпирический уро­вень познания.

Наука как форма познания представляет собой многоплановое яв­ление. С одной стороны, она предстает как совокупность теоретичес­ких знаний о реальной действительности, а с другой, выступает как процесс познания. Наука, выступая в форме познания, является видом духовной деятельности, которая производит объективно-истинное, систематизированное знание. Наука это не только творческая деятельность по получению нового знания, но и результат такой деятельности.

Научные знания отличаются тем, что они приведены в систему на основе определенных принципов и логически оформлены в виде тео­рии. Представляя собой теоретические системы, научные знания вы­ражают объективные законы функционирования природных, социальных, духовных образований.

Классификация наук опирается на объективный фактор, на те или иные стороны действительности, либо на формы движения материи, представляющие предмет конкретной науки.

Выделяют науки о природе, обществе и познании. Отдельные группы представляют технические и математические науки.

Специфическими признаками научного знания являются:

1. Специализированные языки науки, образованные целостными системами понятий, теорий, гипотез, законов и иных идеальных форм, закрепленных в естественных или искусственных языках.




2. Использование своих специфических средств, применимых в отдельных или смежных науках. (Телескопы, микроскопы, ускорители и т.д.)

3. Применение специфических методов деятельности (см. об этом ниже).

4.Ориентированность на объективную истинность знаний, ибо если нет истинности, то нет и науки. Истина - высшая ценность, ради которой трудятся ученые.

Помимо перечисленных признаков научного знания, выделяют так-же такие критерии как опытная проверяемость, воспроизводимость строгость и другие.

Современная наука дисциплинарно организована. Она включаете себя различные области знания, которые взаимодействуют между со­бой и, вместе с тем, имеют относительную самостоятельность. Наука как целое представляет сложную развивающуюся систему, которая порождает все новые относительно самостоятельные подсистемы и новые объединяющие (интегративные) связи, обусловливающие фун­кционирование системы науки как единого целого.

В структуре научного знания выделяют два уровня знания - эмпи­рический и теоретический и, соответственно этому, два уровня позна­ния (см. об этом ниже). Структура научного знания не исчерпывается этими двумя уровнями, а включает в себя также основания научного знания. Это наиболее актуально, когда области специального знания, особенно те, которые носят антинаучный характер, претендуют на ста­тус науки. В качестве оснований науки можно выделить идеалы и нор­мы исследования, научную картину мира и философские основания.

Идеалы и нормы научного познания выражают ценностные и целе­вые установки науки, поскольку содержат в себе ответ на вопрос о нуж­ности или ненужности тех или иных познавательных действий. Идеал подлинной науки - истина. Ценность исследовательской деятельнос­ти псевдонаук в доказательстве несуществующих оснований в области знания. Отсюда вытекает разность подходов науки и псевдонауки к нормам научного познания. Нормы научного исследования неразрывны с идеалом, на достижение которого они нацелены и вместе образуют метод деятельности по достижению цели. Наука не боится различных форм доказательства, основанных на объективном подходе. Псевдонаука идет по пути фальсификаций. Важнейшее требовав науки состоит в соответствии метода исследуемому объекту.

Второй блок оснований науки составляет научная картина мира, как целостная система связи достижений фундаментальных и прикладных наук, показывающая место и роль любой из отраслей научного знания в едином функционирующем научном целом.

Гуманитарное знание анализирует деятельность людей, в кото­рой органично переплетены материальное и идеальное, объективное и субъективное, стихийное и сознательное. В силу этого гуманитар­ное знание содержит знание об объективных факторах существо­вания человека и общества, а также о субъективном элементе, дела­ющем жизнь человека и общества отличной от работы агрегата, под­чиненного законам механики. Хотя объективное в общественной жизни проходит через сознание человека и приобретает оттенок субъективности, оно позволяет обнаружить законы его функцио­нирования.

Законы функционирования (сущность) общества изучаются наукой об обществе, а оттенки объективного с элементами субъективности под различными углами зрения анализируют искусство, нравственность, религия, правосознание.

Одним из оснований научного знания выступают философские идеи и принципы. Именно эти идеи и принципы выполняют роль методологии науки.

Методология - это система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности по достижению познавательных целей, а также учение о данной системе и теория метода. На основании методологии разрабатываются или используются конкретные методы той или иной науки. Метод, в широком смысле слова, представляет собой способ деятельности не только в познании, но и в любой другой сфере социальной жизни. В узком, гносеологическом смысле, метод есть способ практической и теоретической деятельности человека, направленный на познание объекта.

Многообразие видов человеческой деятельности обусловливают многообразный спектр методов, которые могут быть квалифицированы по самым различным основаниям.

Все методы научного познания по степени общности и области действия можно разделить на три основные группы: универсальные, общенаучные и специальные.

Универсальные методы характеризуют философский подход и применимы во всех сферах познавательной деятельности человека с учетом их специфики. Содержанием универсальных методов являются общефилософские подходы к пониманию окружающего нас мира, са­мого человека, его познавательной и преобразовательной деятельнос­ти. Универсальные методы зависят от философских позиций познаю­щего субъекта.

Общенаучные методы - методы познания, используемые во всех науках. Их объективной основой являются общеметодологические за­кономерности познания, включая и гносеологические принципы. К общенаучным методам относятся методы наблюдения и эксперимен­та, метод моделирования, гипотетико-дедуктивный метод, системный и структурно-функциональный подходы и т.д.

Специальные (частнонаучные) методы применимы в рамках толь­ко отдельных (частных) наук. Объективной основой таких методов являются законы и теории частных наук. К специальным методам от­носятся методы качественного анализа в химии, метод меченых ато­мов в биологии, метод спектрального анализа в физике и химии, ме­тод статистического моделирования при изучении систем и т.д.

Наука — это знания, проверенные и подтвержденные практикой. приведенные в систему и позволяющие объяснить существующее и предсказать будущее. Объяснение и предсказание являются важней­шими функциями научного знания. Как объяснение, так и предсказа­ние осуществляется наукой на основе знания объективных связей и отношений, присущих процессам и явлениям объективного мира, по­зволяющих выявить тенденции их развития и определить вероятност­ные их изменения.

Надежность (в границах возможного) научного предсказания яв­ляется итогом создания теории рассматриваемого объекта, знания кон­кретных условий предсказываемого процесса или явления и умения правильно, логично вычислить отдаленные последствия, результаты и перспективы развития. Научное предсказание и предвидение явля­ются одним из самых ярких проявлений творческой активности науч­но-теоретического мышления. Они подчеркивают значимость нау­ки как формы человеческого познания, позволяющей, опираясь на теоретическое мышление, значительно опережать эмпирический уро­вень познания.

Наука как форма познания представляет собой многоплановое яв­ление. С одной стороны, она предстает как совокупность теоретичес­ких знаний о реальной действительности, а с другой, выступает как процесс познания. Наука, выступая в форме познания, является видом духовной деятельности, которая производит объективно-истинное, систематизированное знание. Наука это не только творческая деятельность по получению нового знания, но и результат такой деятельности.

Научные знания отличаются тем, что они приведены в систему на основе определенных принципов и логически оформлены в виде тео­рии. Представляя собой теоретические системы, научные знания вы­ражают объективные законы функционирования природных, социальных, духовных образований.

Классификация наук опирается на объективный фактор, на те или иные стороны действительности, либо на формы движения материи, представляющие предмет конкретной науки.

Выделяют науки о природе, обществе и познании. Отдельные группы представляют технические и математические науки.

Специфическими признаками научного знания являются:

1. Специализированные языки науки, образованные целостными системами понятий, теорий, гипотез, законов и иных идеальных форм, закрепленных в естественных или искусственных языках.

2. Использование своих специфических средств, применимых в отдельных или смежных науках. (Телескопы, микроскопы, ускорители и т.д.)

3. Применение специфических методов деятельности (см. об этом ниже).

4.Ориентированность на объективную истинность знаний, ибо если нет истинности, то нет и науки. Истина - высшая ценность, ради которой трудятся ученые.

Помимо перечисленных признаков научного знания, выделяют так-же такие критерии как опытная проверяемость, воспроизводимость строгость и другие.

Современная наука дисциплинарно организована. Она включаете себя различные области знания, которые взаимодействуют между со­бой и, вместе с тем, имеют относительную самостоятельность. Наука как целое представляет сложную развивающуюся систему, которая порождает все новые относительно самостоятельные подсистемы и новые объединяющие (интегративные) связи, обусловливающие фун­кционирование системы науки как единого целого.

В структуре научного знания выделяют два уровня знания - эмпи­рический и теоретический и, соответственно этому, два уровня позна­ния (см. об этом ниже). Структура научного знания не исчерпывается этими двумя уровнями, а включает в себя также основания научного знания. Это наиболее актуально, когда области специального знания, особенно те, которые носят антинаучный характер, претендуют на ста­тус науки. В качестве оснований науки можно выделить идеалы и нор­мы исследования, научную картину мира и философские основания.

Идеалы и нормы научного познания выражают ценностные и целе­вые установки науки, поскольку содержат в себе ответ на вопрос о нуж­ности или ненужности тех или иных познавательных действий. Идеал подлинной науки - истина. Ценность исследовательской деятельнос­ти псевдонаук в доказательстве несуществующих оснований в области знания. Отсюда вытекает разность подходов науки и псевдонауки к нормам научного познания. Нормы научного исследования неразрывны с идеалом, на достижение которого они нацелены и вместе образуют метод деятельности по достижению цели. Наука не боится различных форм доказательства, основанных на объективном подходе. Псевдонаука идет по пути фальсификаций. Важнейшее требовав науки состоит в соответствии метода исследуемому объекту.

Второй блок оснований науки составляет научная картина мира, как целостная система связи достижений фундаментальных и прикладных наук, показывающая место и роль любой из отраслей научного знания в едином функционирующем научном целом.

Гуманитарное знание анализирует деятельность людей, в кото­рой органично переплетены материальное и идеальное, объективное и субъективное, стихийное и сознательное. В силу этого гуманитар­ное знание содержит знание об объективных факторах существо­вания человека и общества, а также о субъективном элементе, дела­ющем жизнь человека и общества отличной от работы агрегата, под­чиненного законам механики. Хотя объективное в общественной жизни проходит через сознание человека и приобретает оттенок субъективности, оно позволяет обнаружить законы его функцио­нирования.

Законы функционирования (сущность) общества изучаются наукой об обществе, а оттенки объективного с элементами субъективности под различными углами зрения анализируют искусство, нравственность, религия, правосознание.

Одним из оснований научного знания выступают философские идеи и принципы. Именно эти идеи и принципы выполняют роль методологии науки.

Методология - это система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности по достижению познавательных целей, а также учение о данной системе и теория метода. На основании методологии разрабатываются или используются конкретные методы той или иной науки. Метод, в широком смысле слова, представляет собой способ деятельности не только в познании, но и в любой другой сфере социальной жизни. В узком, гносеологическом смысле, метод есть способ практической и теоретической деятельности человека, направленный на познание объекта.

Многообразие видов человеческой деятельности обусловливают многообразный спектр методов, которые могут быть квалифицированы по самым различным основаниям.

Все методы научного познания по степени общности и области действия можно разделить на три основные группы: универсальные, общенаучные и специальные.

Универсальные методы характеризуют философский подход и применимы во всех сферах познавательной деятельности человека с учетом их специфики. Содержанием универсальных методов являются общефилософские подходы к пониманию окружающего нас мира, са­мого человека, его познавательной и преобразовательной деятельнос­ти. Универсальные методы зависят от философских позиций познаю­щего субъекта.

Общенаучные методы - методы познания, используемые во всех науках. Их объективной основой являются общеметодологические за­кономерности познания, включая и гносеологические принципы. К общенаучным методам относятся методы наблюдения и эксперимен­та, метод моделирования, гипотетико-дедуктивный метод, системный и структурно-функциональный подходы и т.д.

Специальные (частнонаучные) методы применимы в рамках толь­ко отдельных (частных) наук. Объективной основой таких методов являются законы и теории частных наук. К специальным методам от­носятся методы качественного анализа в химии, метод меченых ато­мов в биологии, метод спектрального анализа в физике и химии, ме­тод статистического моделирования при изучении систем и т.д.

Читайте также: