Анализ программы духовно нравственного воспитания в начальной школе

Обновлено: 06.07.2024

за 2018 – 2019 учебный год. Воспитатель : Казначеева О. А.

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей школьной возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы. Вся деятельность педагогов Центра направлена на обеспечение системного подхода к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого инициативного, компетентного гражданина России.

Реализация деятельности по данному направлению осуществляется в соответствии с поставленными задачами:

- сохранение и укрепление духовно нравственного здоровья воспитанников;

-формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей: любви к России, своему краю и народу;

-формирование культуры личности воспитанников, основ общения и межличностных отношений, нравственных понятий, чувств и убеждений духовной народной культуры;

-воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, уважительного отношения к государственной символике, любви к Родине;

- воспитание потребности здорового образа жизни и трудолюбия.

Основной целью реализации программы является формирование социально интегрированной личности воспитанников в системе ценностных установок Центра.

В нашей группе осуществляется система совместной деятельности воспитателя, логопеда, психолога, музыкального руководителя, методиста по сохранению духовно-нравственного здоровья детей.

Формы работы : познавательные часы, беседы, целевые прогулки и экскурсии, диспуты, игровые программы, видеоматериалы, игры нравственного и духовного содержания, проведение праздников и мероприятий, тематические и творческие вечера, участие в конкурсах.

Все мероприятия духовно-нравственной направленности отражены в планах воспитательной работы. В рамках программы духовно-нравственного воспитания в группе планируются и проводятся мероприятия по направлениям: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное. физкультурно-оздоровительное, трудовое, экологическое, художественно-эстетическое.

Данные учреждения обладают всем необходимым оборудованием, техническими средствами, информационными технологиями, необходимыми для эффективной подачи информации воспитанникам Центра.

Посещение Воскресной школой при Свято-Троицком соборе осуществляется системно в форме занятий с преподавателями Воскресной школы и прямого контакта с духовными наставниками. Доверительные беседы с настоятелями Свято-Троицкого собора способствуют формированию и воспитанию личности, благотворно влияя на все стороны взаимоотношений воспитанников с миром : на их этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентации, эмоциональное состояние, общее физическое и психическое развитие.

С целью обеспечения реализации по духовно-нравственному воспитанию и развитию школьников в группе функционирует уголок православной культуры, где проводятся индивидуальные и групповые беседы, чтение православных книг. Оформлены тематические уголки для детей. в оформлении использованы: символика страны, края, города, рисунки и фотографии по данной теме.

В Центре систематически проходят совместные мероприятия и праздники духовного и нравственного возрождения (Рождество Христово, Масленица, Пасха и др.).

18 апреля в Центре прошел праздник Светлой Пасхи! Все с большим интересом и радостью готовились к Пасхе. Дети познакомились с историей праздника, с его символами. С большим удовольствием учили стихи, посвященные Светлому Христову Воскресению, готовили пасхальные поделки.

Воспитанники принимали активное участие в плановых мероприятиях и праздниках Воскресной школы.

С целью знакомства с православной культурой нашей страны, приобщения детей к духовно-нравственным ценностям стало хорошей традицией организация экскурсионных поездок. Это экскурсии по памятным местам родного края (Свято-Троицкий собор, Храм Николая Чудотворца, Мамонтова пустынь и др.).

Духовно-нравственное мировосприятие неразрывно связано с гражданско-патриотической деятельностью. Работая с детьми в данном направлении, используем различные формы работы : экскурсии, целевые прогулки, организовываем народные праздники, вечера встреч с сотрудниками музея, ветеранами, рассказываем своим воспитанникам о событиях в истории страны, родного города, культурных, научных, спортивных и трудовых достижений россиян, победах русского народа. Внеурочные мероприятия проводятся в соответствии с календарем памятных дат истории и культуры нашего отечества.

Одним из возможных путей духовного - нравственного возрождения детей в Центре является трудовое воспитание. Мы приобщаем воспитанников в доступных формах к труду и подводим их к осознанию того, что в обществе любой труд не только общественная обязанность и долг, но и средство обогащения человека нравственными и духовно-эстетическими ценностями.

Работая с детьми в данном направлении, были организованны экскурсии

по городу с целью знакомства с различными видами труда; на производственные предприятия с целью ознакомления с различными профессиями, встречи с представителями разных профессий; трудовые акции.

Включение детей в совместную социально-значимую деятельность способствует сохранению и укреплению духовно нравственного здоровья воспитанников.

Результатом эффективности духовно нравственного воспитания детей являются :

- рост числа воспитанников Центра с позитивной духовно – нравственной направленностью;

- рост общей активности детей при проведении коллективных дел и мероприятий по данному направлению в Центре и за его пределами ;

- повышение уровня воспитанности и духовно – нравственного здоровья.

Поставленные задачи по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей выполнены. Учебно-тематический план реализован полностью.

Данные задачи являются актуальными на следующий год, так как контингент воспитанников ежегодно меняется.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников являются национальные ценности:Россия, многонациональный народ РФ, гражданское общество, семья, труд, наука, религия, природа, человечество.Моя задача, как педагога - нейтрализовать негативное влияние, помочь родителям в воспитании детей, указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.

Анализ работы по духовно-нравственному воспитанию

Обоснование выбора направления работы.

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников являются национальные ценности: Россия, многонациональный народ РФ, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Моя задача, как педагога - нейтрализовать негативное влияние, помочь родителям в воспитании детей, указать пути и условия формирования нравственности ребенка.

Работа по формированию духовно - нравственной культуры младших школьников включает:

развитие творческой деятельности учащихся;

установление взаимодействия с родителями учащихся.

Моя работа, как воспитателя была направлена на повышение уровня воспитанности детей. На начало учебного года мной была проведена диагностика уровня воспитанности. Результаты таковы: уровень воспитанности 1,7 бал.

Уровень воспитанности класса по критериям за 2014-15 учебный год

Критерии воспитанности

Средний балл

Самостоятельность и организованность

2.Были поставлены следующие цели и задачи.

ЦЕЛИ: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора. Формирование у школьников представления об общепринятых нравственных понятиях, ценностях, которые в дальнейшем станут ориентиром в различных жизненных ситуациях и понимании людей.

1. Выявить уровни сформированности духовно-нравственных качеств у младших школьников.

2. Выявить представления детей младшего школьного возраста о духовно-нравственных ценностях.

3. Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.

4. Прививать интерес к историко-культурному наследию страны.

5. Приобщать воспитанников к праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, играм своей Родины.

6. Опытно-экспериментальным путем подтвердить эффективность внеклассной работы в духовно-нравственном воспитании младших школьников.

3. Проведенная работа.

Организация духовно-нравственного развития и воспитание учащихся осуществляется по следующим направлениям:

нравственное и духовное воспитание;

трудовое, экологическое воспитание;

культуротворческое и эстетическое воспитание;

Все направления духовно-нравственного развития и вос­питания важны, дополняют друг друга и обеспечивают раз­витие личности на основе отечественных духовных, нрав­ственных и культурных традиций.

Внеклассная работа является логическим продолжением начатой на уроке работы с учителем. Я организую разнообразные формы внеурочной деятельности.

Основные формы работы: сюжетно-ролевая игра, настольная игра, игра-путешествие, игра-эстафета, викторины, КВН, выставка рисунков, заочные путешествия , беседы, конкурсы, праздники, внеклассные мероприятия, чтение художественной литературы, круглые столы, конкурсно-игровая программа, спортивное соревнование и т. д.

Взаимодействие с родителями класса: беседы, консультации, выступление на родительских собраниях на тему о поведении учащихся, их нравственности, воспитанности, взаимоотношениях с окружающими; привлечение родителей к участию в выставках рисунков, школьных мероприятиях.

Таким образом, систематическая работа по воспитанию духовно-нравственных качеств позволяет создать условия для осмысления детьми значимости для себя норм и правил поведения, развития ценностного отношения к себе, людям, окружающему миру.

Результативность.

Организовывая воспитательный процесс, я создавала атмосферу доброжелательности, понимания, ценности каждого ученика. Стремилась, чтобы каждый воспитанник чувствовал себя комфортно.

В результате выполнении намеченных действий, реализации воспитательных целей и задач по духовно-нравственному воспитанию, можно констатировать следующее: в уровне воспитанности наблюдается

положительная динамика. Уровень воспитанности вырос на + 0,2.

На начало учебного года уровень воспитанности: 1,7 бал.

На конец учебного года уровень воспитанности: 1,9 бал.

В статье указаны основные пути реализации программы "Духовно-нравственное воспитание и развитие младих школьников ", результаты программы.

ВложениеРазмер
realizatsiya_programmy.doc 109 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

В течение четырёх лет наша школа работала над реализацией программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников. Образовательное учреждение создавало условия для духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, формирования патриотизма, любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, развития творческих способностей и формирования основ ответственного поведения в обществе и в семье.

Задачи программы систематизированы по основным направлениям духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

• воспитание нравственных чувств и этического сознания;

• воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

• формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

• воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

• воспитание ценностного отношения к прекрасному,

формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

В области формирования личностной культуры:

• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала • формирование нравственного смысла учения;

• формирование основ морали : определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

В области формирования социальной культуры:

• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

• укрепление доверия к другим людям;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

• формирование осознанного и уважительного отношения к религиям , к вере и религиозным убеждениям;

В области формирования семейной культуры:

• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• формирование представления о семейных ценностях.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания дополняли друг друга и обеспечивали развитие личности на основе духовных, нравственных и культурных традиций.

приобретали опыт уважительного и творческого отношения к труду, приобретали умения и навыки самообслуживания в школе и дома.

В ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю

помогали видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, понимать красоту окружающего мира через художественные образы.

Для изучения уровня воспитанности учащихся ( методики диагностических программ, разработанных Н.П.Капустиным, М.И.Шиловой) проводилось анкетирование детей и родителей в начале и конце обучения в начальной школе. В начале обучения в начальной школе 20% детей имело низкий уровень воспитанности: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулировалось в основном требованиями взрослых, самоорганизация и саморегуляция ситуативны; 10% детей имело средний уровень воспитанности, для которого свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция; 20% детей имело хороший уровень воспитанности: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна. В конце обучения отмечена положительная динамика: 20% детей имеет средний уровень воспитанности, 10% детей имеет хороший уровень воспитанности, 20% высокий уровень воспитанности.

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования обеспечивало достижение учениками воспитательных результатов.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Мониторинг эффективности реализации образовательной программы духовно-нравственного воспитания в 1-4 кл.

Содержимое публикации

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Системно-деятельностный подход является методологической основой организации уклада школьной жизни, с учетом которого определяется, что процесс духовно-нравственного развития и воспитания в структурно-методологическом плане представляют собой как метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен младший школьник, на основе базовых национальных ценностей. Таким образом, достигается согласование системно-деятельностного подхода к организации целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося.

Развивающий подход. Он определяет общую конструкцию программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы, каждое из основных направлений которой оформляется в виде тематической программы (плана), основу которой составляют:

многоукладность тематической программы, т.е. интеграцию ею различных видов образовательной и социально-педагогической деятельности: урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной и т.д. (системно-деятельностный подход);

разработанные для каждого направления и соответствующие базовым ценностям технологии духовно-нравственного развития и воспитания.

Процесс духовно-нравственного развития и воспитания технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. Развивающий характер развития и воспитания заключается в сознательном принятии учащимся определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).

Базовые национальные ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.

Цель программы : воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

Воспитание нравственных чувств и этического сознания;

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание.)

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов :

нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;

социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;

индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;

интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;

социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

Замысел программы заключается в том, что целостное воспитательное пространство школы структурируется рядом воспитательных программ и подпрограмм.

Направления работы учителя в рамках программы:

1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека . Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.

4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Содержание работы по духовно- нравственному развитию и воспитанию обучающихся на ступени начального общего образования .

Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

в содержании и построении уроков;

в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности;

в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;

в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;

в личном примере ученикам

Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов :

Традиционными внеклассными мероприятиями, КТД.

Социальным и средовым проектированием

Целевыми и комплексно-целевыми программами воспитательной работы и внеучебной деятельности.

Календарь традиционных школьных дел и праздников

(в зависимости от этапа реализации программы календарь традиционных дел может меняться)

Праздник осени (Праздник урожая); Весёлые старты.

Новогодний праздник, экологические олимпиады.

День защитника России

Праздник мам; День птиц; Праздник книги; Проводы Зимы.

День ПОБЕДЫ. До свидания, школа! Здравствуй, лето!

Процедура мониторинга программы духовно-нравственного развития (ДНР)


Мониторинг проводится классным руководителем (после специального обучения) дважды в год сентябре, апреле.

Классный руководитель выполняет диагностику нравственного уровня развития и воспитания младших школьников (субъективный тест).

Далее все измерения заносятся в сводную таблицу. Анализ результатов, представленных в сводной таблице, позволяет провести экспертизу и выявить эффективность деятельности по формированию духовно-нравственной сферы младших школьников.

Мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников направлен на выявление следующих параметров:

Все результаты выражаются в баллах и фиксируются в таблицах.


Таблица 1. Уровень духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников

Уровень сформированности личностной культуры

Уровень сформированности социальной культуры

Уровень сформированности семейной культуры

Таким образом, полученный уровень духовно нравственного развития и воспитания каждого младшего школьника (значение суммарного балла) можно соотнести с ключами:

Читайте также: