При каких обстоятельствах бетховен переехал из бонна в вену кратко

Обновлено: 08.07.2024

Музыкальное творчество четырнадцатилетнего Людвига обогащается новыми жанрами. Под влиянием музыки Моцарта он пишет три квартета для чембало[23], скрипки, альта и виолончели.

В этот же период Бетховен пишет песни и фортепианные произведения и делает наброски фортепианного концерта (сохранилась лишь фортепианная партия). Общий кругозор юного композитора расширяется. Вскоре художественная жизнь Бонна уже не дает Людвигу никакого удовлетворения. Страстное желание учиться влечет шестнадцатилетнего юношу из тихой провинциальной резиденции в большой город.

Но прекрасный учитель Нефе, первоклассная боннская капелла и собственное положение придворного музыканта уже не удовлетворяли Людвига. Для его свободолюбивой натуры независимость была дороже всего. Кроме того, он еще не встречался с лучшими немецкими композиторами. По мере знакомства Людвига с сочинениями Моцарта его преклонение перед гением этого музыканта растет. Сыграть ему свои сочинения, услышать его советы, жить рядом с великим человеком становится непреодолимым желанием Бетховена. И в 1787 году юноша отправляется к Моцарту, в Вену. Очевидно, Бетховен, с разрешения курфюрста, получил кратковременный отпуск, надеясь потом, упрочив положение в столице, совершенно порвать с боннской придворной капеллой. Так делали многие ее музыканты. Откуда у Людвига оказались деньги на поездку? Скорее всего это были сбережения от уроков, быть может, помощь того или иного друга. Средства эти были очень скудны: на обратную дорогу денег не хватило, и Людвиг вынужден был занять небольшую сумму у советника Шадена, случайного знакомого в Аугсбурге.

Людвиг начал брать уроки у Моцарта. Впоследствии Бетховен, рассказывая Черни об игре великого композитора, говорил, что Моцарт играл исключительно тонко, но его игре недоставало legato (связности), то есть певучести мелодии.

Тогда же здоровье Людвига действительно подверглось тяжелым испытаниям. Болезни, одна за другой, начинают подтачивать могучий от природы организм. Вначале — тиф. Осложнения после тифа вызывают длительные страдания, особенно в области кишечника; эти боли терзали его всю жизнь, порою резко обостряясь.

В те же годы Людвиг переносит другую тяжелую болезнь — оспу, обезобразившую и без того некрасивое лицо его. Правда, по свидетельству почти всех современников, лично знавших Бетховена, невыгодное впечатление от его наружности быстро исчезало благодаря прекрасным лучистым глазам и обаятельной улыбке.

После кончины матери семейные невзгоды стали почти невыносимыми для больного, измученного юноши. Смерть годовалой сестренки, пьянство отца и горькая нужда — все это легло тяжелым гнетом на старшего сына. Платья умершей матери были проданы, средств не хватало на самое необходимое. В этих тяжелых обстоятельствах Людвиг делает шаг, свидетельствующий о его решимости и незаурядной силе характера: опасаясь, чтобы братья его не умерли с голоду, Людвиг берет на себя ответственность за воспитание двух младших братьев и просит курфюрста о выселении спившегося отца из Бонна.

Иоганн, которому было всего сорок семь лет, уже задолго до этого фактически стал нетрудоспособным. Он окончательно потерял голос, и его не увольняли из капеллы только потому, что обычно музыканты пожизненно сохраняли должность и жалованье. Поэтому и после изгнания из Бонна Иоганн продолжал бы получать свои двести талеров[24] в год. Но Людвиг добился и другого, более важного результата. Отныне половина жалованья Иоганна, то есть сто талеров, удерживалась в пользу детей. Однако, пожалев отца, Людвиг не настаивал на буквальном выполнении обоих пунктов приказа курфюрста, и Иоганн не покинул Бонна; получая свои двести талеров лично, он очень аккуратно выплачивал старшему сыну назначенную половину. Впоследствии Иоганн хитростью добыл у сына роковое распоряжение курфюрста и уничтожил его. Еще в течение пяти лет, вплоть до своей смерти, несчастный отец был посмешищем Бонна и позором для собственных детей.

Кое-как наладив жизнь дома, Людвиг снова втягивается в привычные служебные обязанности. Более интенсивно, чем прежде, идет его композиторская работа. Обремененный повседневными заботами о братьях, одинокий, малообщительный юноша живет замкнуто, делая исключение лишь для семейства Брейнингов, которое после смерти матери становится для Людвига второй семьей.

Глава пятая ПОЕЗДКА В РОССИЮ

XXXIX Я БЕРУ СЕБЕ ГУВЕРНАНТКУ НЕСЧАСТЛИВАЯ ПОЕЗДКА В ВЕНУ 1766-1767

XXXIX Я БЕРУ СЕБЕ ГУВЕРНАНТКУ НЕСЧАСТЛИВАЯ ПОЕЗДКА В ВЕНУ 1766-1767 По прибытии в Бреслау я отправился к знаменитому венецианцу аббату Бастиани, которого облагодетельствовал прусский король. Аббат был высоким светловолосым мужчиной, достаточно хорошо сложённым, с умным

Первая поездка в Петербург

Первая поездка в Петербург По укоренившемуся издавна обычаю, московский сезон кончался проводами и шумными овациями, направленными по адресу всех артистов труппы. Впоследствии, когда была устроена вращающаяся сцена, для финала оваций ее пускали в ход, и вся стоящая на

Глава 22. Моя первая поездка в Америку

Глава 22. Моя первая поездка в Америку Шел 1936 год. Получив после долгого перерыва в начале августа очередной отпуск, я собирался провести его вместе с женой и пятью сыновьями в Крыму. Вещи были уже упакованы, поезд отходил ночью. Я зашел к Сталину попрощаться. У него

Глава пятая ПОЕЗДКА В РОССИЮ

Первая поездка в Англию

Первая поездка в Англию Перестав быть депутатом, Талейран 15 января 1792 года покинул Париж. Он не бежал, а был отправлен тогдашним министром иностранных дел Вальдек де Лессаром с дипломатической миссией в Лондон. Посла в Англии у французов тогда не было, и задачей Талейрана

Глава пятая. Часть первая

Первая поездка в Бухару

Первая поездка в Бухару Отец решил взять сына в Бухару, чтоб показать ему город. В один из зимних дней он оседлал осла и, усадив меня сзади, отправился в путь. За селом Яланги, у развесистого дерева, осел остановился. Стоило большого труда заставить его идти дальше.

Глава третья Первая поездка за границу

Глава третья Первая поездка за границу 1Владимир вступал в самостоятельную жизнь во времена, полные соблазнов для молодой, ищущей приложения своим нерастраченным силам души.Крепостнический быт уходил в небытие, но уходил медленно, мучительно, и петербургское

3. Первая поездка за границу

3. Первая поездка за границу Алёша считал, что ему в России делать нечего. Революция победила, установилась советская власть. Смотреть, как распоряжаются большевики, ему не хотелось, но не состоять членом партии — значило здесь, в России, вообще+ не участвовать в

Первая поездка в Сочи

Первая поездка в Сочи Удивительное событие: мы едем с мамой на море! Первый раз мама едет в отпуск не в санаторий, а со мной и Маришей. Мы едем в шикарный город Сочи. Я ещё не была там, но звучит совершенно потрясающе: СОЧИ… Тут и СОН, и ОЧИ…А Фёдор с нами не едет. И бабушка не

Первая заграничная поездка

Первая заграничная поездка Мы с Вааранди собираемся в дорогу. — Советы Михкеля Мартны, Густава Суйтса и Яана Томпа. — Два дня в Берлине. — В Вяггитале на земляных работах.К этому времени относится и первая моя попытка увидеть мир за пределами Эстонии. Ехать мы собрались

Первая поездка заграницу

Продолжаем изучать биографию Бетховена, и сегодня мы будем говорить о его второй поездке в Вену и первых нескольких лет жизни в музыкальной столице.

Первые годы Бетховена в Вене

Прощание с родным Бонном и переезд в Вену

По одним данным 2-го , а по другим данным 3-го ноября 1792 года молодой Бетховен покинул Бонн и где-то 10-12 числа прибыл в Вену, но на этот раз уже надолго задержался в музыкальной столице.

Он уже мог себе позволить оставить младших братьев одних, ибо они в то время уже сами зарабатывали себе на жизнь: Каспар стал музыкантом, а Иоганн учился и работал у одного фармацевта.

Вот только по поводу того, откуда у Людвига были деньги на поездку, у музыковедов опять начинается путаница. Одни (в основном, в англоязычных источниках) говорят, что расходы на вторую поездку Людвига в Вену возместил сам курфюрст, который, кстати говоря, не уволил Бетховена из штата придворной капеллы и сохранил ему жалованье.

Другие, не менее авторитетные источники утверждают, что никаких денег курфюрст Бетховену не давал, и молодой человек пользовался лишь своими личными сбережениями, собранными в процессе преподавательской деятельности, работы в оркестре и половины жалованья отца.

Кстати, по поводу жалованья отца :

Иоганн Бетховен к тому времени уже давно не пел в капелле (c 1789), ибо совсем спился и потерял былой голос.

Но в то время сотрудники капеллы получали что-то вроде пенсии — то есть, даже после того, как прекращали фактическую работу в капелле, музыканты все равно числились там официально и пожизненно получали определенное жалованье.

По инициативе Людвига курфюрст обязал окончательно спившегося после смерти жены Иоганна выплачивать детям половину своего дохода.

Учитывая то, что Людвиг в этой семье был старшим сыном, именно он получал эти средства лично из рук несчастного алкоголика, Иоганна, который, кстати говоря, без всяких возражений соблюдал это решение курфюрста.

В любом случае, прибыв в Вену, Людвиг уже не мог рассчитывать на часть жалованья своего отца, ибо через некоторое время после его прибытия в музыкальную столицу несчастный Иоганн ван Бетховен скончался.

Иоганн ван Бетховен - отец Людвига ван Бетховена

Более того, по свидетельствам тех же биографических источников, по прибытию в Вену во второй раз Людвиг уже мог позволить себе достаточно приличную одежду. А деньги из Бонна он, по их мнению, не только не получал, но и сам посылал материальные средства в Бонн для своих братьев.

В то же время некоторые западные биографы говорят радикально противоположные вещи — вплоть до того, что Бетховен будто бы в первое время по прибытию в Вену жил в грязном подвале. Кому же верить? — К сожалению, мы это никак не проверим.

Вообще, 1792 год был судьбоносным для Европы. Французы, как раз, начали судебное следствие над своим королем, а также захватывали близлежащие земли.

Маленькие незащищенные земли курфюрста на Рейне были особенно уязвимы. После уезда Бетховена из Бонна цивилизованная жизнь, которую он связывал с этим замечательным городом, осталась в прошлом.

Максимилиан Франц, отпустивший молодого композитора в Вену, ожидал, что Людвиг вернется в ближайшее время (максимум, через пару лет). Но для него это уже было не так важно, ибо вскоре знаменитый кёльнский курфюрст сам навсегда сбежит из родных земель, которые захватят французы, казнившие своего короля и его супругу, Марию-Антуанетту (которая, кстати говоря, была родной сестрой курфюрста).

Следовательно, ни о каком возвращении Бетховена в Боннскую капеллу и, тем более, получении жалованья в качестве ее бывшего работника, уже не было и речи. Бетховен на этот раз окончательно перебрался в музыкальную столицу. Весной 1794 года в Вену переехал его младший брат, Каспар Карл, а в декабре 1795 года и другой его брат - Иоганн.

Учителя Бетховена в Вене

Посетив Вену во второй раз, молодой Людвиг с большим удовольствием взял бы у Моцарта еще пару уроков (если предыдущие, действительно, были: подробнее), но к тому времени великий Моцарт уже скончался.

Гайдн

Теперь уроки Людвигу давал шестидесятилетний Гайдн, который за пару лет до этого был в Бонне, остановившись по пути в Лондон. Судя по всему, еще тогда он пообещал молодому Людвигу взять его к себе на обучение.

В связи с тем, что Людвиг не получал от Гайдна того, чего хотел (у них это было взаимно), ему приходилось параллельно заниматься с другими учителями.

Иоганн Георг Альбрехтсбергер

В любом случае, через некоторое время после переезда Людвига в Вену маэстро Гайдн снова на год уехал в Англию (в 1794). Поэтому, Бетховен теперь уже по рекомендации самого Гайдна стал брать уроки у другого музыканта — тогда уже пожилого Иоганна Георга Альбрехтсбергера, который был не так известен, как Гайдн.

Безусловно, этот педагог сыграл огромную роль в становлении Бетховена, как великого композитора! Хотя, также как и Гайдн, Альбрехтсбергер часто отмечал упрямую натуру Бетховена.

Антонио Сальери

В это же время Людвиг обучается оперному сочинению у того самого Антонио Сальери, по одной из легенд, якобы, отравившего Моцарта. Взаимоотношения Бетховена и Сальери были достаточно хорошими и эффективными.

Сальери считал Бетховена очень талантливым учеником, а тот, в свою очередь, очень положительно относился к своему преподавателю, принимая во внимание все его указания.

Но в конце концов, овладев искусством написания оперных партий под руководством самого Сальери, который был мастером в этом деле, Людвиг все равно добавит "новаторства" при сочинении своей оперы.

Алоис Фёрстер - учитель Бетховена

Также в намного меньших подробностях известны детали о занятиях Бетховена с Алоисом Фёрстером (1748 – 1823), который, вероятно, обучал Людвига сочинять квартеты.

Бетховен завоевывает популярность в Вене

В 1795 году Гайдн вернулся из Лондона, став еще более знаменитым. Второй визит композитора в Лондон вдохновил его на множество сочинений: современники даже утверждали о незначительном проявлении ревности Бетховена к успеху последних симфоний Гайдна, написанных в Лондоне.

Но стоит отметить, что Гайдн осуществил значительный вклад в знакомство юного Людвига с музыкальной жизнью Вены, и впоследствии молодой композитор был полностью очарован ею.

Однако стоит признать, что важнейшим катализатором, помогавшим Бетховену обретать полезные знакомства и славу, был тот факт, что он учился у самого Йозефа Гайдна.

Бетховен просто стремился окунуться в музыкальную жизнь самой волнующей из столиц. Хотя Вена тогда была не такой большой, как сегодня, в этом городе сосредоточилась все культурное влияние великой империи Габсбургов (правда, до позорного примирения с французами в 1809 году). Во многом, благодаря этому, в Вене роскошь и искусство расцвели необычайно ярко!

Однако молодой и упрямый Людвиг, новатор по своей природе, не послушал авторитетного советчика и все-таки издал это трио, о чем ни капли не пожалел. Тем более, что публика оценила работу молодого Бетховена!

И действительно, Вена оказалась беззаботной и открытой для всего нового как в театрах, так и в концертных залах. Жившие в этом городе князья и графы, обладавшие огромными состояниями, часто помогали многим музыкантам, а также нередко имели во владении небольшие, а иногда и большие частные оркестры.

В периоды финансовых проблем Бетховен, благодаря подработкам в этих оркестрах, мог заработать, хотя бы, на жизнь (конечно, поначалу о каких-то серьезных заработках речи не было). Людвигу нередко приходилось выступать в частных домах, восхищая домовладельцев своей безупречной манерой импровизации.

Более-менее серьезные публичные выступления у Бетховена начались с 1795 года. В этом году (29 марта) на благотворительном концерте, посвященном вдовам и сиротам великих музыкантов, он представляет публике свой фортепианный концерт (судя по всему, Второй).

Свой второй опус , состоявший из трех сонат для ф-но, Людвиг также сыграл при дворе Лихновского. Сами сонаты были посвящены Гайдну.

Стремительно набирая известность, в 1796 году Бетховен начал путешествовать с выступлениями по разным музыкальным городам Восточной Европы, среди которых были Прага, Дрезден, Берлин (тогда еще столица Пруссии), а также венгерские Пешт и Пресбург. Длилась эта поездка несколько месяцев, до конца осени. Там его способности к импровизации произвели серьезное впечатление на слушателей.

Амалия Зебальд - одна из возлюбленных Бетховена

Как обычно, во время поездки он нашел себе новых друзей, ставших его поклонниками. Одной из них стала Амалия Зебальд — талантливая певица, которой Бетховен очень симпатизировал.

Пианист, не имеющий конкурентов

Вернувшись в Вену осенью 1796 года, Бетховен продолжает свою концертную деятельность. В то время музыкальная жизнь Вены стала гораздо тише в связи с невыгодной для Вены политической обстановкой.

Пианист Йозеф Вёльфль

Одним из немногих пианистов, кто мог хоть как-то конкурировать с Людвигом, был маэстро Иосиф Вёльфль.

Однако игра Бетховена, обладавшего не менее выдающейся техникой, отличалась просто сумасшедшей экспрессией и взрывным характером, сочетавшимся с элементами тогда еще непривычного романтизма. Безусловно, подобная манера игры была "козырем" Бетховена.

В общем, несмотря на политическую обстановку, Людвиг продолжает выступать с концертами в Вене, постепенно набирая популярность как пианист и композитор.

Академия Бетховена - приглашение

Бетховен набирает авторитет, как композитор

К этому времени некоторые книжные издатели уже сами уговаривали Бетховена сообщать им о появлении на свет новых произведений. Бетховен уже, безусловно, становится известным в Вене, как композитор.

В это время Бетховеном уже были написаны и другие произведения:

  • Струнные квартеты из 18 опуса
  • 2 концерта для фортепиано
  • 10 сонат для ф-но

Через год в Вену приезжают старые добрые друзья из Бонна — Антонин Рейха, ставший впоследствии известным композитором, а также тот самый Стефан Брёйнинг, которого Людвиг любил, как брата (эта любовь была взаимной). Ну а профессор Вегелер уже давно был в Вене — еще в 1794 он бежал из Бонна, охваченного пламенем Французской революции.

Другие периоды биографии Бетховена :

  • Предыдущий период: Возвращение Бетховена в Бонн после первой поездки в Вену
  • Следующий период: Глухой композитор

Биография Бетховена — вся информация о Биографии Бетховена

Поздний цветок (2016)

Фильмы о Людвиге ван Бетховене

По биографии Бетховена снято так много документальных и художественных фильмов, что мы решили упомянуть лишь о самых известных из них.

Фильмы о Людвиге ван Бетховене

Перу Бетховена принадлежит также значительное количество произведений ансамблевой музыки. Кроме 16 струнных квартетов он написал 5 струнных квинтетов, 7 фортепьянных трио, 5 струнных трио и более десятка работ для различных комбинаций духовых инструментов.

Бетховен, по утверждению Антона Шиндлера, пользовался собственным темпоритмом и, считаясь большинством музыковедов последним Венским классиком, умудрился нарушить немало канонов классического стиля в музыке.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Фильм о Бетховене



Как и его современники, Бетховен был истинным ребёнком эпохи Просвещения, и понятие свободы всегда в той или иной форме проникало в его творчество. Но знаменитый композитор также был настроен пренебречь условностями. Не из желания шокировать, а из потребности иметь свободу, чтобы защитить свою художественную целостность. О том, как Людвиг, потеряв слух, сумел обрести мировое признание и славу – далее в статье.

Краткая биография

Людвиг родился в Бонне, Германия, в 1770 году. Он вырос в семье придворных музыкантов, однако знаменитый композитор никогда не вспоминал о своём детстве с нежностью. В отличие от отца Вольфганга Амадея Моцарта, который таскал своего маленького вундеркинда по всей Европе, чтобы выступать, отец Бетховена, Иоганн ван Бетховен, часто проявлял скорее зависть, чем гордость. Хотя Иоганн действительно наставлял своего сына в ранние годы, он был яростным алкоголиком, и его невероятно непредсказуемые перепады настроения приводили маленького ребёнка в замешательство.

Несмотря на то, что Людвига не так поощряли и поддерживали, как его культового предшественника, он продемонстрировал сопоставимый уровень мастерства, так что его также легко можно было назвать вундеркиндом. Будущий композитор находил утешение в своей музыке. В возрасте тринадцати лет он получил свою первую работу в качестве помощника придворного органиста. Он изучал Моцарта, Франца Йозефа Гайдна и Иоганна Себастьяна Баха. Бетховену, должно быть, нравилась мысль о продолжении традиций таких выдающихся композиторов, поскольку в нежном возрасте одиннадцати лет он уже написал серию так называемых курфюрстенских сонат.

Слева напрво: Тереза Брунсвик, верный друг и ученица Бетховена. \ Дом, где родился композитор.

Какой бы успокаивающей ни была его музыка, семейная жизнь Людвига продолжала беспокоить его. Его мать умерла от чахотки, когда ему было семнадцать лет, а алкоголизм его отца неуклонно усугублялся. В возрасте девятнадцати лет Людвиг взял на себя ответственность и заменил своего отца на посту главы семьи. Пройдёт совсем немного времени, и его талант приведёт его в музыкальную столицу Европы, открыв пред молодым музыкантом новые возможности и перспективы.

Музыкальная карьера

Слева направо: Бетховен в тридцать лет. \ Фото: Портрет Людвига ван Бетховена, работа Кристиана Хорнемана, 1803 год.

Слева направо: Бетховен в тридцать лет. \ Фото: Портрет Людвига ван Бетховена, работа Кристиана Хорнемана, 1803 год.

В 1792 году он отправился в Вену, чтобы учиться у Гайдна. Вскоре после встречи с Йозефом упрямый композитор столкнулся лицом к лицу со своим учителем и выразил желание освободиться от общепринятых музыкальных формул, которым он должен был следовать. Моцарт умер всего годом ранее, в 1791 году, и его смерть только усилила его растущее влияние, установив эталон того, какой должна быть современная музыка.

Но Людвиг хотел следовать своим собственным путём, и эти непредсказуемые и неизведанные музыкальные порывы выделили его среди других как свежее и оригинальное звучание. В своей фортепианной сонате № 1 фа минор 1795 года, соч. 2, № 1, он достиг контраста не за счёт смены клавиш, как его современники, а за счёт экспериментов с изменением скорости, повторения и резких переходов от мягкого к громкому. Это стало общей темой в его музыке. В том же году его фортепианное трио до минор дебютировало с зажигательным финалом, полным срочности, хаоса и резких повторений. Фердинанд Рис, ученик Бетховена, сказал о премьере:

Случай в теплице. \ Фото: amebaownd.com.

Страсти не раз вспыхивали между двумя культовыми композиторами. Несомненно, Людвиг чётко заявил о том, кем он является и что из себя представляет. Людвиг родился в то время, когда менялся интеллектуальный и социальный ландшафт Европы. Во Франции Эпоха Просвещения, как известно, нашла свой несколько ужасный апофеоз во Французской революции. Феодальная система была упразднена, французской монархии пришёл конец, а католическая церковь была лишена своей политической власти. Но идеалы добродетели, разума, свободы и прогресса также нашли своё уникальное выражение в других европейских странах.

Слева направо: Бетховен за работой дома. \ Ференц Лист.

Бетховен как руководитель выступления квартета Разумовского из неизвестной газеты, основанного на картине Августа Боркмана, 1880-1890 годы. \ Фото: uberpanache.com.

Молодой Бетховен, играющий перед Моцартом. \ Фото: horizonmusicacademy.

Наполеон поддерживал революционные принципы и в значительной степени чтил социальные перемены, произошедшие во Франции в эпоху Просвещения. Однако он отказался от некоторых из этих ценностей, когда объявил себя императором Франции. Людвиг назвал Наполеона не более чем тираном и немедленно изменил название своего произведения на Sinfonia Eroica.

Когда зритель смотрит на произведения Бетховена, он видит человека, который не боится занимать сильную политическую позицию, и у него возникает ощущение, что знаменитый композитор был одновременно художественным лидером и сторонником социальных перемен. Но когда зритель смотрит на его сонаты, которые представляют собой более частную форму его музыкального самовыражения, он видит, что Людвиг также обнажил свою внутреннюю борьбу и душу.

Личная жизнь и наследие

Слева направо: Бетховен сочиняет Шестую симфонию. \ Графиня Юлия Гвиччарди, которой композитор посвятил Лунную сонату.

Слева направо: Бетховен сочиняет Шестую симфонию. \ Графиня Юлия Гвиччарди, которой композитор посвятил Лунную сонату.

Знаменитый композитор много раз влюблялся за свою жизнь, но ни одна из этих любовных историй не имела счастливого конца. Всего через несколько лет, проведённых в Вене, он стал известен своим мастерством пианиста-виртуоза. Людвиг стал хедлайнером конкурсов импровизации - мероприятия, на котором два пианиста соревновались, импровизируя на определённую мелодию. Экспрессия и талант Бетховена заставили аристократических дам просить уроков музыки у музыкального мастера. Но как только их увлечение угасало и перед ними садился невысокий, сварливый мужчина с довольно неопрятной внешностью, большинство женщин быстро чувствовали, что их увлечение композитором проходит.

Веймарский двор муз, Шиллер читает в суде в Тифурт, Теобальд фон Ор, 1860 год. \ google.com.

Слева направо: Император Иосиф II со статуей Марса, работа Антона фон Марона, 1775 год. \ Франц Йозеф Гайдн, Джон Хоппнер, 1792-1792 годы.

Слева направо: Император Иосиф II со статуей Марса, работа Антона фон Марона, 1775 год. \ Франц Йозеф Гайдн, Джон Хоппнер, 1792-1792 годы.

Великий композитор Людвиг ван Бетховен. \ Фото: serenademagazine.com.

Несмотря на свои многочисленные достижения, Людвиг, пожалуй, наиболее известен как глухой композитор. Он впервые заметил признаки потери слуха в возрасте двадцати восьми лет. По мере того, как его состояние прогрессировало, а попытки лечения не помогали, знаменитый композитор ненадолго задумался о смерти. К 1802 году Людвиг удалился в сельскую местность, окружающую Хайлигенштадт. Находясь там, он создал так называемое Завещание Хайлигенштадта, письмо, адресованное своим братьям, в котором он рассказал о своём отчаянии из-за того, что оглох, о своём желании исполнить своё предназначение музыканта и о своих размышлениях о самоубийстве. Однако письмо так и не было отправлено. Точно неизвестно, что стало причиной потери слуха композитора. Существуют теории, которые варьируются от тифа до отравления свинцом и сифилиса. Хотя его болезнь только усугублялась, и Людвиг почти полностью потерял слух к сорока годам, это не помешало ему создать некоторые из своих самых знаковых произведений. Он не оглох в одночасье, и первые три десятилетия своей жизни композитор провёл, создавая сонаты, симфонии и струнные квартеты. Поэтому он точно понимал, как инструменты будут взаимодействовать друг с другом, и мог идентифицировать звук по его вибрации.

Похороны Бетховена. \ Фото: pl.wikipedia.org.

Могила Бетховена на центральном кладбище Вены, Австрия. \ Фото: google.com.

Людвиг был классическим примером измученного музыканта, просвещённого мыслителя и хранителя моральных ценностей. Столкнувшись с потерей слуха, он говорил о своей творческой судьбе, а не о том, чтобы заниматься музыкой ради достатка. Своими невероятными композициями и сильной волей к творчеству, несмотря на личные проблемы, Людвиг вдохновил многих музыкантов, поэтов, художников и кинематографистов.

В продолжение темы о композиторах, читайте также о том, как гениальный Моцарт, сколотив целое состояние , чуть не профукал его, а также о том, из-за чего он всю жизнь соперничал с Сальери.

Читайте также: