На физику как учебный предмет средней школы положены следующие задачи

Обновлено: 05.07.2024


2 чел. помогло.

§1. Методика обучения физике как одна из педагогических наук

Методика обучения физике - педагогическая наука, являющаяся приложением принципов дидактики к преподаванию учебного пред­мета физики.

Что же является предметом исследования методики обучения физике? Заметим, что он не оставался неизменным.

Еще шире предмет методики обучения физике трактуется из­вестным методистом В.Ф. Юськовичем, который под ним понимал структуру и содержание школьного курса физики и закономерности обучения и воспитания учащихся в процессе преподавания физики.

В последние годы особое внимание уделяется не только обуче­нию и воспитанию учащихся, но и их развитию, поэтому под предметом методики обучения физике следует понимать теорию и практику обучения физике, воспитания и развития учащихся в про­цессе обучения физике.

Таким образом, методика обучения физике имеет свой предмет исследования, т.е. определенную область действительности, и ме­тоды исследования, с помощью которых осуществляется процесс научно-исследовательской деятельности в области обучения фи­зике. К ним относятся как теоретические, так и эксперименталь­ные методы. Они будут обсуждаться ниже.

Следовательно, методика обучения физике - одна из педагоги­ческих наук. Как любая отрасль педагогической науки, методика обучения физике является наукой гуманитарной, прикладной (не фундаментальной).

В связи с рассмотренным выше существенны два момента. Первым является изменение предмета методики обучения физике с течением времени, что связано как с изменением задач, стоящих перед школьным образованием, в том числе физическим, так и с развитием самой науки - методики обучения физике.

Ответ на первый вопрос предполагает формулировку целей обу­чения. Как известно, школа выполняет социальный заказ. Это оз­начает, что цели школьного образования, и физического в частно­сти, определяются потребностями общества. Развитие общества приводит к изменению целей образования. В прямой зависимости от целей образования находится его содержание (чему учить). На­пример, если ставится цель формирования у учащихся научного мировоззрения, то в содержание курса физики должен включаться материал мировоззренческого характера; если ставится цель фор­мирования у учащихся представлений об основных направлениях научно-технического прогресса, то соответствующий материал должен войти в курс физики.

Поскольку цели физического образования изменяются с тече­нием времени, то и содержание курса физики также реформирует­ся. На содержание курса физики влияют, кроме того, уровень раз­вития науки - физики, психолого-педагогические особенности учащихся, уровень развития информационной среды, позволяю­щей учащимся получать неформальное образование.

Отвечая на вопрос о том, как учить физике, мы выбираем со­ответствующие целям обучения методы, средства и организаци­онные формы обучения, которые зависят как от целей обучения, так и от его содержания. Например, если ставится цель формиро­вания у учащихся исследовательских экспериментальных умений, то в содержание курса должны быть включены соответствующие экспериментальные работы, использованы исследовательский ме­тод обучения, определенные средства обучения (приборы, печат­ные средства) и индивидуальная форма организации учебной дея­тельности. На методы, средства и формы обучения также оказы­вает влияние уровень развития психолого-педагогических наук, физической науки и техники.

Таким образом, цели, содержание, методы, формы и средства обучения образуют методическую систему, в которой ведущую роль играют цели обучения, определяя стратегию педагогической деятельности.

Методика обучения физике тесно связана с другими науками, и прежде всего с физикой, психологией и педагогикой (схема 2). Связи с этими науками проявляются как в содержании курса фи­зики, так и в методах, средствах и формах обучения. Так, развитие физики привело к тому, что в программу курса физики были включены физические основы полупроводников, элементы специ­альной теории относительности, квантовой физики и др.

Методика обучения физике связана также с философией, логи­кой, с техническими науками. Развитие техники приводит к соз­данию новых средств обучения, что в свою очередь требует раз­работки методики их использования в учебном процессе.

§2. Документы, регламентирующие учебный процесс в средних

общеобразовательных учреждениях

гуманистический характер образования,

приоритет общечеловеческих ценностей,

свобода развития личности,

адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся.

Идея демократизации системы образования получает свое от­ражение в принципах гуманизации, гуманитаризации и дифферен­циации процесса обучения.

Гуманизация обучения предполагает усиление внимания к лич­ности ребенка, который становится центральным субъектом всего учебно-воспитательного процесса.

Гуманитаризация обучения предполагает усиление внимания к гуманитарным аспектам наук, которые изучаются в соответст­вующих им учебных предметах (мировоззренческим, методологи­ческим, историко-биографическим, экологическим).

Дифференциация предполагает такую организацию процесса обучения, которая учитывает индивидуальные особенности уча­щихся, их способности и интересы.

В настоящее время общее среднее образование можно полу­чить в образовательных учреждениях разных типов: в школе, в гимназии, в лицее, в колледже, в частной школе.

Гимназия - среднее общеобразовательное учреждение, работающее в со­ставе V-XI классов (I-IV классы - прогимназия), ориентированное на обу­чение, воспитание и развитие учащихся, склонных к умственному труду, и призванное дать своим выпускникам универсальное образование.

Лицей ~ профессионально ориентированное общеобразовательное учреж­дение, работающее в составе VIII-XI или X-XI классов. Лицеи, как прави­ло, создаются при высших учебных заведениях технического профиля. Их задача - дать учащимся общее образование и помочь им реализовать свои склонности и способности в выбранной ими сфере профессиональной дея­тельности. Технические лицеи часто создаются на базе бывших средних про­фессионально-технических училищ.

Колледж - профессионально ориентированное образовательное учрежде­ние, которое наряду с общеобразовательной подготовкой осуществляет про­фессиональную подготовку, традиционно дававшуюся в средних технических учебных заведениях. Существуют педагогические, медицинские, технические и другие колледжи. Работают в составе X-XI классов, плюс 3 года дополни­тельного обучения. Возможно обучение в колледже в течение трех лет на базе общеобразовательной подготовки.

^ Частные школы создаются по инициативе общественных, религиозных ор­ганизаций, различных ассоциаций и фондов, предприятий и частных лиц. Частная школа обязана иметь свой устав и лицензию на право осуществления образовательной деятельности, выданную соответствующим департаментом образования. В течение трех лет после получения лицензии выпускники част­ной школы проходят аттестацию в государственных образовательных учреж­дениях. Через три года при условии соответствия подготовки учащихся госу­дарственным требованиям школа получает аккредитацию и право выдачи свидетельств об образовании.

Вторым документом, регламентирующим работу средних об­щеобразовательных учреждений, является базисный учебный план, который определяет максимальный объем учебной нагрузки уча­щихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение феде­рального и национально-регионального компонентов государст­венного образовательного стандарта.

Базисный учебный план включает не предметы, а образова­тельные области и состоит из двух частей: инвариантной и вариа­тивной.

В инвариантной части полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и гарантирует овладение выпускниками общеобразова­тельных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающим продолжение образования.

^ Вариативная часть обеспечивает реализацию регионального и школьного компонентов.

Часы вариативной части используются на изучение предметов, обозначенных в образовательных областях базисного учебного плана (в том числе для углубленного изучения), на изучение кур­сов по выбору, факультативов, проведение индивидуальных и групповых занятий.

В соответствии с дополнениями к базисному учебному плану на изучение физики отводится не менее двух часов в неделю с VII по XI классы.

В таблице 3 приведен базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования № 322 от 09.02.98.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Основные положения методики обучения физике : наиболее эффективные методы

Физика – это наука о наиболее общих свойствах и формах движения материи. Физика помогает познавать окружающий мир. Задача физики – исследовать закономерности физических явлений и находить способы применения этих явлений в жизни человека. Учитель является центральной фигурой в учебном процессе из физики. Он организует, направляет и корректирует учебную работу учеников. Для реализации на практике своих функций, он должен иметь определенную систему умений и навыков разнопланового характера. А именно:

• в совершенстве знать физику как науку, владеть методами физики и знать перспективы ее развития;

• уметь вооружить учеников определенной программой знаний и навыков из физики;

• владеть приемами и методами организации классного коллектива, реализации заданий, которые поставлены перед ними программой.

По меткомуопределению известного физика-методиста П.А.Знаменского "Предмет методики преподавания физики - теория и практика обучения основам физики."

Методика преподавания физики занимается исследованием процесса и закономерностей, изучение основ физики, методов эффективного усвоения этих основ и приобретение учащимися практических умений и навыков предусмотренных программой. Методика физики – это педагогическая наука исследующая пути и средства обучения, его закономерности и пути и средства воспитания и развития учащихся. Методика обучения физике как педагогическая наука решает задачи обеспечения высокоэффективного учебного процесса из физики. Она определяет:

• место физики в учебном процессе средней школы;

• содержание обучения физике;

• структуру учебного процесса;

• способы, методы и средства.

Предмет методики физики – это теория и практика обучения основам физики. Предмет методики физики– это учебный процесс по физике. Объект методики преподавания физики – учащиеся и преподаватель.

Главные функции методики преподавания физики :

1. общеобразовательная (дать ученикам знания основ физики на современном уровне в определенной системе: основные понятие, законы, теории; сформировать в учениках современную естественнонаучную картину мира; овладение учениками методами научного исследования; ознакомление с научными основами современных технологий.).

2. Развивающая (развивает познавательные возможности: самостоятельно изучать новую литературу, ориентироваться в потоке научно-технической информации, учиться логически мыслить и переходить от логического мышления к диалектическому и творческому).

3. Воспитывающая (обучение физики служит базой для формирования научного мировоззрения, которое реализуется при расскытии таких аспектов, как человек и труд, человек и машина).

Задачи методики преподавания физики (в моей интерпретации):

1. Для чего учить – обоснование цели преподавания физики в школе.

2. Чему учить – это определение и систематическое совершенствование содержания и структуры курса физики.

3. Как учить – это разработка, экспериментальная проверка и внедрение в практику обучения наиболее эффективных методов и приемов обучения, воспитания и развития учащихся, а также учебного оборудования для занятий по физике.

Структура методики обучения физике:

• общие вопросы - содержание и последовательность изучения физики, воспитание на уроках физики, методы обучения физике, современные технологии в содержании школьной физики, активизация учебного процесса, организация внеурочной работы и новые информационные технологии в учебном процессе и тому подобное;

• методика изучение отдельных тем - содержание тем, последовательность изучения, демонстрационный и лабораторный эксперимент, задачи, экскурсии, графическая наглядность, воспитательный аспект темы и т.п.;

• методика и техника школьного физического эксперимента - содержание демонстраций и лабораторных работ и методика их проведения, техника воссоздания опытов, эффективности эксперимента и т. п.

В процессе развития методики физики сложились специфические методы исследования. О.И.Бугайов разделяет их на смысловые и формализированные.

Содержательные методы исследования:

Педагогическое наблюдение - сбор материалов научного исследования на основе сбора данных из уроков, классов, выполнения лабораторных и контрольных работ и т. п.

Документальные наблюдения - изучение письменных материалов, дневников, планов работы, конспектов учителей, тетрадей учеников, классных журналов и т.д.

Педагогический эксперимент - своеобразный учебный процесс, организованный так, чтобы можно было наблюдать педагогические явления в контролируемых условиях.

Тест успешности - совокупность специально подобранных заданий, которые предусматривают оценивание знаний учеников за конкретными параметрами.

Формализованные методы исследования:

Теоретический анализ - определение ведущей идеи и разработка гипотезы исследования. Инструментами теоретического анализа являются: структурно-логический анализ содержания и структуры учебного процесса учитывая существующие связи между отдельными его частями; статистическое оценивание отдельных явлений в учебе, онтодидактичний анализ, который опирается на процесс генерализации знаний, что выражается в ее тенденции обобщать многочисленную частичность универсальными законами.

Для организации учебного процесса нужно определить содержание физического образования и выяснить, с какого возраста учеников начинать изучение физики и какой принцип положить в основу построения школьного курса физики. Содержание и последовательность изучения основ физики регламентирует программа как основной государственный документ, обязательный для выполнения. В средней школе возможные три системы обучения и соответствующих программ физики: радиальная (линейная), концентрическая и ступенчатая. Радиальная предлагает систематическое и последовательное изложение всех курсов, разделов и тем. Пример: общий курс физики в институте. Ее недостатки: нет постепенного нарастания трудности усвоения материала, что соответствует принципам возрастной психологии и дидактики.

Концентрическая состоит из двух концентров:

- изложение всего материала на элементарном уровне,

- изложение того же материала, но на более глубоком уровне физических теорий, обобщений абстракций и математического аппарата.

Ее недостатки: уходит много времени, загромождается программа, теряется интерес

Ступенчатая объединяет радиальный и концентрический. От радиального она берет систематичность изложения, а от концентрического – учет возрастных особенностей. Например, гидростатика в 7 классе, гидродинамика в 10 классе; закон Ома для участка цепи в 8 классе, а для полной цепи в 11 классе.

Программа по физике построена по ступенчатому принципу. Она

предусматривает изучение физики двумя ступенями:

Курс физики является обязательным в курсе средней школы (в Америке только 20% учит физику – для Америки это норма). Физика осуществляет политехническое образование школьников, развивает мышление, формирует научные представления об окружающем мире, является элементом общей культуры человека. Физика использовала математику, как аппарат. Благодаря физике математика развивается (сейчас). Элементы физики используются в геологии, биологии, химии. Происходит дифференциация и интеграция наук.

Требования к построению курса физики:

При отборе материала на учебники необходимо учитывать:

1. научность содержания,

2. систематичность изложения,

3. единство теории и практики,

4. взаимосвязь курса физики с другими предметами,

5. распределение учебного материала по годам

Программы по физике строятся с требованиями предъявляемыми к средней школе и должны обеспечивать уровневую и профильную дифференциацию обучения. Концепция уровневой дифференциации предполагает выделение уровня обязательных результатов знаний, и на основе этого строятся высшие уровни овладения учебным материалом. Таких уровней три: А, В, С.(А – уровень обязательных результатов, В,С – высшие уровни).

Уровневая дифференциация предполагает дифференциацию по уровням трудности учебных заданий и требований к этим заданиям.

Я считаю, что организовать эффективно современное учебное занятие можно, только если использовать разные методы обучения. Наиболее эффективными методами обучения физики я считаю репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый или эвристический; исследовательский (по классификации видов содержания образования и способов их усвоения М.М. Скаткина и І.Я. Лернера за степенью реализации развивающей функции). Согласно требованиям ФГОС учитель должен организовать для ученика возможность ознакомления с учебным материалом, представить его значимость и практическое применение. Для разных групп уровневой дифференциации учащихся применяю разные методы: способные ученики 7-9 классов и ученики профильных групп 10 -11 классов выполняют исследования на уроке открытия новых знаний, другие группы изучают этот же материал частично-поисковым методом с моей консультацией. Повторяют и применяют общие выводы.

Широкого распространение приобрела классификация методов обучения с учетом средств обучения, которые используются на уроках. На разных занятиях с разной целью я использую все эти методы:

• робота с книгой;

• методы контроля и учета знаний и умений учеников.

Я учу учеников разным исследованиям в физике: теоретическими и

экспериментальными методами. Методы теоретической физики разделяют на модельные гипотезы, математические гипотезы и принципы. Ученики создают практическую модель идеального газа, исследуют броуновское движение с помощью электронного микроскопа. В методе математических гипотез используется математическая экстраполяция. На основе экспериментальных данных находят математическое выражение функциональной зависимости между

физическими величинами (профильная группа так изучает газовые законы).

Экспериментальный метод реализуется в разных видах учебного

физического эксперимента. Учебный эксперимент выступает одновременно как метод обучения,

источник знаний и средство обучения. Я использую демонстрационный и лабораторный эксперимент. Перечень демонстраций по каждой теме курса физики есть в программе. Лабораторный эксперимент классифицируют по организационными признаками, которые полнее всего отображают характер деятельности учителя и учеников. Согласно с этой классификацией существует четыре вида учебного лабораторного эксперимента:

• фронтальные лабораторные работы;

• домашние наблюдения и опыты;

Все их я использую в учебном процессе.

В моей педагогической деятельности конечно нашли отображение все методы познания и логического мышления: индукция, дедукция, абстракция и обобщение, анализ и синтез, аналогии, модели. Большинство вычислительных задач решаются аналитическим методом, но я показываю разные способы их решения, в том числе через синтез.

Только учитель, опираясь на свою теоретическую подготовку, опыт может так синтезировать методы обучения, чтобы они смогли дать эффективность – интерес и знания физики у учеников.

1. Своеобразный учебный процесс, организованный так, чтобы можно было наблюдать педагогические явления в контролируемых условиях - это:
• Тест успешности
• Анкетирование
• Педагогический эксперимент
• Педагогическое наблюдение

2. Какой вид анализа опирается на процесс генерализации знаний?
• онтодидактичний анализ
• структурно- логический анализсодержания и структуры учебного процесса
• симплексный анализ
• статистическое оценивание отдельных явлений в учебе

3. В средней школе возможные следующие системы обучения физике:
• ступенчатая
• стоическая
• радиальная
• концентрическая

4. Для научного мышления характерны:
• четкое формулирование цели исследования
• отказ от гипотез
• разработка методики исследования
• формулирование выводов

5. Образовательные цели обучения физике заключаются в следующем:
• ознакомление с научными основами современных технологий
• сформировать в учениках античную картину мира
• овладение учениками методами научного исследования
• дать ученикам знания основ физики на современном уровне в определенной системе

6. Межпредметные связи обеспечивают:
• использование при изучении физики знаний, полученных при изучении других предметов
• дублирование в содержании учебных предметов
• согласованное во времени изучение разных учебных дисциплин с целью их взаимной поддержки
• вариативность требований к знаниям, умениям и навыкам

7. Сбор материалов научного исследования на основе сбора данных из уроков, классов, выполнения лабораторных и контрольных работ и т. п. - это:
• Анкетирование
• Педагогический эксперимент
• Педагогическое наблюдение
• Тест успешности

8. Функции учебного предмета физики реализуются в учебном процессе, который определяется следующими компонентами:
• средства обучения
• содержание обучения
• изучение
• коррекционная работа
• преподавание

9. Самым простым подходом (принципом) построения программы обучения физике является:
• радиальный
• ступенчатый
• концентрический

10. К общим вопросам в структуре методики обучения физике относятся:
• воспитание на уроках физики
• методы обучения физике
• содержание и последовательность изучения физики
• содержание отдельных тем

11. Какой подход (принцип) построения программы обучения физике предусматривает изучение разделов, тем и вопросов программы лишь один раз за весь период учебы с исчерпывающей полнотой?
• концентрический
• ступенчатый
• радиальный
• стоический

12. Мировоззрение учеников основывается на определенных философских положениях. Значительная их часть формируется при изучении физики. Все эти положения можно разделить на следующие группы:
• Материальность мира
• Диалектико-материалистический характер познания природы
• Схоластика
• Диалектика природы

13. Инструментами теоретического анализа являются:
• онтодидактичний анализ
• симплексный анализ
• структурно-логический анализ содержания и структуры учебного процесса
• статистическое оценивание отдельных явлений в учебе

14. Для реализации на практике своих функций, учитель физики должен иметь определенную систему умений и навыков разнопланового характера, в том числе:
• знать физику как науку
• вести сложные переговоры
• владеть приемами и методами организации классного коллектива
• уметь вооружить учеников определенной программой знаний и навыков из физики

15. Методика обучения физике определяет:
• структуру учебного процесс
• содержание обучения физике
• место физики в учебном процессе средней школы
• способы, методы и средства обеспечения высокой эффективности учебного процесса из физики

16. Формирование гражданских качеств учеников на уроках физики предполагает необходимость:
• Учить учеников рассматривать все достижения науки и техники с точки зрения общественного развития.
• Показывать роль международного сотрудничества для развития науки.
• Пояснять социальное значение того или другого раздела физики, тех или других открытий.
• Освещать роль отечественных ученых в развитии науки и техники.

17. Укажите пути осуществление политехнического обучения на уроках физики:
• демонстрация принципов действия физических и технических приборов и установок
• работа психологов с учащимися
• пояснение примеров практического применения физических явлений и законов
• проведение экскурсий на производство

18. Основные признаки педагогического эксперимента, которые одновременно составляют и его суть - это:
• неконтролируемость условий для чистоты эксперимента (чтобы на повлиять на поведение учащихся)
• учет результатов учебного процесса и формулировки окончательных выводов
• создание условий, в которых можно наиболее ярко видеть связи между разными сторонами учебного процесса
• внесение в учебный процесс определенных изменений в соответствии с планом и гипотезой исследования

19. Какой подход (принцип) построения программы обучения физике предусматривает изучение его в два этапа, в соответствии с которыми программа разделена на две части?
• стоический
• концентрический
• ступенчатый
• радиальный

20. На физику как учебный предмет средней школы положены следующие задачи:
• воспитание учеников
• развитие познавательных и умственных способностей учеников
• формирование современного научного мировоззрения
• подготовка учеников к сознательному выбору профессии
• изучение основ науки физики

Рабочая программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела "Физика и методы научного познания"

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Цели изучения физики

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в X и XI классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Школьным учебным планом на изучение физики в средней школе на базовом уровне отводится 207 часов. В том числе в 10 классе - 105 часов, в 11 классе - 102 учебных часа из расчета 3 учебных часа в неделю.

Рабочая программа составлена с учетом разнородности контингента учащихся непрофилированной средней школы. Поэтому она ориентирована на изучение физики в средней школе на уровне требований обязательного минимума содержания образования и, в то же время, дает возможность ученикам, интересующимся физикой, развивать свои способности при изучении данного предмета. Увеличение часов направлено на усиление общеобразовательной подготовки, для закрепления теоретических знаний практическими умениями применять полученные знания на практике (решение задач на применение физических законов) и расширения спектра образования интересов учащихся.

В рабочую программу включены элементы учебной информации по темам и классам, перечень демонстраций и фронтальных лабораторных работ, необходимых для формирования умений, указанных в требованиях к уровню подготовки выпускников старшей школы.

В рабочей программе выделен заключительный раздел "Повторение", что способствует систематизации знаний и умений, которыми должен овладеть учащийся. Обобщающее повторение проводится в соответствии со структурой рабочей программы, за основу берутся изученные фундаментальные теории, подчеркивается роль эксперимента, гипотез и моделей.

Весь курс физики распределен по классам следующим образом:

- в 10 классе изучаются: физика и методы научного познания, механика, молекулярная физика, электродинамика (начало);

- в 11 классе изучаются: электродинамика (окончание), оптика, квантовая физика и элементы астрофизики, методы научного познания.

Распределение учебного времени по темам является примерным. Учителю дано право изменять порядок изучения отдельных вопросов внутри темы, а так же использовать по своему усмотрению резервное время.

В качестве основных учебников взят комплект учебников Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.. Физика 10,1 классы, М.: Просвещение, 2006 - 2008 г.г

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа, составленная на основе примерной программы, предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
  • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Обязательные результаты изучения курса "Физика" приведены в разделе "Требования к уровню подготовки выпускников", который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика "Знать/понимать" включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов.

Рубрика "Уметь" включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать и объяснять физические явления и свойства тел, отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основании экспериментальных данных. Приводить примеры практического использования полученных знаний, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

В рубрике "Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни" представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Основное содержание (207 часов)

105 часов, 3 часа в неделю

Физика и методы научного познания (2 часа)

Физика - наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории.

Механика (35 часов)

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

  • Зависимость траектории от выбора системы отсчета.
  • Падение тел в воздухе и в вакууме.
  • Явление инерции.
  • Сравнение масс взаимодействующих тел.
  • Второй закон Ньютона.
  • Измерение сил.
  • Сложение сил.
  • Зависимость силы упругости от деформации.
  • Силы трения.
  • Условия равновесия тел.
  • Реактивное движение.
  • Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
  • Измерение ускорения свободного падения.
  • Исследование движения тела под действием постоянной силы.
  • Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости.
  • Исследование упругого и неупругого столкновений тел.
  • Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.
  • Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.

Молекулярная физика (33 часа)

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.

Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

  • Механическая модель броуновского движения.
  • Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
  • Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.
  • Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.
  • Кипение воды при пониженном давлении.
  • Устройство психрометра и гигрометра.
  • Явление поверхностного натяжения жидкости.
  • Кристаллические и аморфные тела.
  • Объемные модели строения кристаллов.
  • Модели тепловых двигателей.
  • Измерение влажности воздуха.
  • Измерение удельной теплоты плавления льда.
  • Измерение поверхностного натяжения жидкости.
  • Электродинамика (27 часов)
  • Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи.
  • Электрометр.
  • Проводники в электрическом поле.
  • Диэлектрики в электрическом поле.
  • Энергия заряженного конденсатора.
  • Электроизмерительные приборы.
  • Измерение электрического сопротивления с помощью омметра.
  • Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
  • Измерение элементарного заряда.
  • Повторение (резерв свободного учебного времени) - 8 часов
  • Экскурсия - 4 часа проводится во внеурочное время

102 часа, 3 часа в неделю

Электродинамика (62 часа)

Магнитное поле тока. Плазма. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле.

Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения.

Законы распространения света. Оптические приборы.

  • Магнитное взаимодействие токов.
  • Отклонение электронного пучка магнитным полем.
  • Магнитная запись звука.
  • Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.
  • Свободные электромагнитные колебания.
  • Осциллограмма переменного тока.
  • Генератор переменного тока.
  • Излучение и прием электромагнитных волн.
  • Отражение и преломление электромагнитных волн.
  • Интерференция света.
  • Дифракция света.
  • Получение спектра с помощью призмы.
  • Получение спектра с помощью дифракционной решетки.
  • Поляризация света.
  • Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.
  • Оптические приборы
  • Измерение магнитной индукции.
  • Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза.
  • Измерение показателя преломления стекла.
  • Квантовая физика и элементы астрофизики (28 час)

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.

Читайте также: