План урока государство фараонов 5 класс

Обновлено: 06.07.2024

а н а л и з и ро ва т ь т е к с т д о к у м е н т а . Р а зв и т и е у с т н о й р е ч и у ча щ их с я.

р а б о т ы у ч а щ их с я ( р и су нк и , к р о с с в о р д ы, р е б у с ы ) , к а рт о ч к и н о вы х и ст о р ич ес к и х т е р м и н о в .

У ч а щ и е с я у ж е им е ю т п р е д с т а в л е ни е о г е о г р а ф ич е с к о м п о л о ж е н и и и п р и р о д н ы х у с ло ви я х

Д р е в н ег о Е г и п т а, а т ак ж е об у сл о ви я х и п р и ч и н а х в о з ни к но в е ни я ц ив и ли з а ц и и н а б е р ег а х

2) Р а б о та с к а р то й . Р а с ск аз ат ь о м е с т о по ло же ни и и п р и р о дн ых у с ло ви ях Др е в н ег о Ег ип та ,

Р а с с к а з а т ь о б о б ъе д ин е н ии Ег ип т а , ис по л ь зу я з н а н и я п а м ят н ик а д р е в н е е г ип е т ск о го ре ль еф а

П е р в ый в о п ро с и зу ч а е т с я с о п о ро й н а ил л ю ст р ат и в н ы й м а т е р и а л, ч т о б ы н а г ля д не е п ок а з ат ь ,

ч то т а ко е в о ст о ч но е д е с п о т и я . П а м я т ни к о м в о с т оч н о й д ес п от и и ф а р а он о в я в л я ют с я

п ир а ми д ы . О н и на г л яд н о с в ид е т ел ь ст ву ю т о т о м , ка ко й ог р о м но й в л а с т ь ю на д о бы л о

о б л а д ат ь , ч то б ы з а ст а в ит ь р а б о т ат ь н а с т р о и т ел ь с т в е т ыс яч а л юд ей .

И д а м б ы, и к а н ал ы , и п ир ам и д ы ст ро и л и с во б о д н ые л ю д и . Т ак и е в ел ич е с т в е н ны е

выкажут ем у под л и н но е у в аж ен и е, о н по за б о т и т с я о н и х , пр о с т ых лю д я х , о б их д е т ях ,

А н а л и з и р у я ре зу ль т ат ы р а б о т ы с д о ку м е нт о м , у ч а щ и е с я п р их од я т к вы во ду о к о л о с с а л ь н ой

формирование в Др е в не м Ег и пт е пр е д с т а вл ен и й о бо ж ес т в ен н о м ха ра к т е р е в л а с т и и

ма т е р иа ло м бу ду т бу к в ы . Вм е ст о т оч е к н у ж н о н а пи с а т ь с ло в а , о т но ся щ ие с я к и с т ор и и

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 5 классе "Государство фараонов" с использованием компьютерных технологий: презентации, интерактивной карты, компьютерного тестирования. Учащиеся получают представления о возникновении государства в Египте, определяют признаки государства. Учитель на уроке формирует умения работать с документами, картой, делать выводы.Учащиеся вовлечены в процесс самостоятельного поиска новых знаний.

Государственное учреждение образования

Учитель истории Довжик О.И.

Тема урока: Государство фараонов

1.Дать представления учащимся о возникновении государства в Египте

2.Формировать умения работать с документами, картой, делать выводы.

3. Продолжить вовлечение учащихся в процесс самостоятельного поиска новых знаний.

Эпиграф урока:

А в немой дали застыли

Саркофаги древней были,

Величавые, как вечность,

Молчаливые, как смерть.

Стадия вызова: Актуализация опорных знаний.

Историческая разминка

Главные занятия древних людей?

На каких крупных животных охотились первобытные люди?

Какое изобретение позволило человеку охотиться на птиц?

Во что верили первобытные люди?

Из какого занятия возникло скотоводство, а земледелие?

Назовите первый металл, из которого человек стал делать орудия труда.

Что такое неравенство?

Как принято считать года до нашей эры? А нашей эры?

Сто лет – это?

Десять веков – это?

ВИКТОРИНА: 1.Где был расположен Древний Египет?

б)в Южной Африке

2.Древний Египет находился:

а)на берегу моря

в)на берегах реки Нил

3.Вдали от Нила среди пустыни встречались:

4.Каким занятиям способствовали природные условия:

5.Пройдя пороги Нил впадал:

а)в Красное море

в)в Средиземное море

6.Разлив Нила ежегодно начинался:

7.После разлива Нила на полях оставался:

8. В Древнем Египте были развиты следующие ремесла:

а)изготовление различных орудий труда

г) все перечисленные ремесла

Назови предмет( слайд 7). Что вам не знакомо?

Для каких занятий была благоприятна природа Древнего Египта?

Какие трудности создавала природа для первых жителей долины Нила?

2. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Творческое задание: Нарисовать большой дом таким, каким он вам представляется

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Отгадайте загадку: Он был царем

Потом завоевал Египет

И стал хозяином корон

Повелевать стал всеми

Кто это? О чем пойдет речь на уроке?

Государство возникло в Египте тогда, когда возникли классы: эксплуататорам необходимо было держать в повиновении крестьян и рабов.

Задание: Определить признаки государства( слайд 24)

Указывается на первоначальное количество государств в долине и дельте Нила (около сорока) и дается представление о том, что каждое государство осуществляло свою власть на определенной территории. В объеме учебника следует сказать о войнах между египетскими государствами и образовании двух больших царств: Южного и Северного (на схеме мелом проводится примерная граница между ними). При рассказе об объединении Египта используются самодельные аппликадии корон царей Южного, Северного, а потом единого Египетского государства. Учитель сначала прикрепляет к схеме белую корону царя Южного царства, затем красную со страусовым пером корону царя Северного царства (золотая змейка на коронах, по мнению египтян, охраняла царя от всяческих бед).

Царь Южного царства завоевал Северный Египет: образовалось единое Египетское государство. Царь-завоеватель захотел носить обе короны - Южного и Северного царств, но ведь на одну голову две шапки не наденешь! Поэтому мастера изготовили для него головной убор, который объединил в себе обе короны (прикрепляется аппл. 3, рядом можно написать примерную дату объединения Египта: 3000 г. до н. э.). Учитель показывает на карте владения Египетского государства и его столицу Мемфис, в соответствии с учебником говорит о власти фараонов в Египте (более подробно власть фараонов характеризуется на следующем уроке).

Вопросы: Сколько государств образовалось в Египте в IV тысячелетии до н. э.? Почему их количество постепенно уменьшалось? Какие два царства образовались в Египте в результате войн? Когда образовалось единое государство в Египте? Сколько тысяч лет назад?


(слайд 25-26)

Царь Южного царства завоевал Северный Египет: образовалось единое Египетское государство. Царь-завоеватель захотел носить обе короны - Южного и Северного царств, но ведь на одну голову две шапки не наденешь! Поэтому мастера изготовили для него головной убор, который объединил в себе обе короны ( записывают учащиеся в тетрадь дату объединения Египта: 3000 г. до н. э.).

Работа с картой: Учитель показывает на карте владения Египетского государства и его столицу Мемфис, в соответствии с учебником говорит о власти фараонов в Египте (более подробно власть фараонов характеризуется на следующем уроке).

Вопросы: Сколько государств образовалось в Египте в IV тысячелетии до н. э.? Почему их количество постепенно уменьшалось? Какие два царства образовались в Египте в результате войн? Когда образовалось единое государство в Египте? Сколько тысяч лет назад?

Определение системы управления государством в Египте: (слайды 27-32)

Возглавляемый фараоном государственный аппарат состоял из чиновников разного служебного положения. Формируя понятие чиновник, учитель подчеркивает, что все чиновники назначались либо самим фараоном, либо вышестоящим начальником (отсюда полная оторванность всех чПо всей стране чиновники измеряли крестьянскую землю, записывали, сколько у кого фруктовых деревьев и кустов винограда, быков и ослов, овец и гусей. Со всего имущества взимался налог в пользу государства. Размер его определяли не труженики-крестьяне, а чиновники, которым не было дела до жизни простых людей.

Учитель отмечает, что всюду в Египте находились царские амбары, куда свозили зерно и овощи, а также загоны, куда сгоняли скот. Предположите, как фараон поступал со всей этой массой зерна и других продуктов. Кому в Египте был выгоден сбор налогов? Первый вопрос обычно затрудняет учащихся (фараон продавал за границу, поедал сам). Учитель объясняет: из царских амбаров выдавали жалованье чиновникам, хлебом и другими продуктами кормили воинов и стражников, надсмотрщиков и тюремщиков. Фараон и его вельможи распоряжались налогами, как хотели, не считаясь с земледельцами и не советуясь с ними.

Управление заключалось также в руководстве работами по орошению. Чем были вызваны эти работы? Что собой представляли? Кто в Египте был заинтересован в строительстве каналов и плотин? Нужно отметить, что в исправности каналов и плотин было заинтересовано все население Египта. Один канал снабжал водой сотни полей, среди них были земли, принадлежавшие самому фараону, знати и крестьянам. Но тяжелые работы по орошению были возложены на крестьян и рабов. Чиновники же только руководили этими работами: сгоняли крестьян на строительство, следили за тем, чтобы по всей стране каналы и плотины находились в исправности.

Еще больше общественная несправедливость проявлялась при сооружении дворцов и гробниц для царя и знати.

Идет строительство каналов. По колено в грязи роют его крестьяне. Рядом разгуливают чиновники в белой чистой одежде, они только руководят работой, но сами не возьмут лопату в руки. А хлеб получают в первую очередь] И все же крестьяне понимают: канал нужен всему населению Египта. Совсем иное отношение к труду у тех же крестьян при возведении, например, царского дворца. На его строительстве заняты тысячи людей, а нужен дворец лишь одному человеку. Но отказаться работать крестьяне не могут.

Самостоятельная работа: Прочтите в учебнике и ответьте на вопрос:

Какие поручения давали фараоны своим вельможам?

Руководство различными работами.

Контроль за сбором налогов.

Руководство военными походами.

Проблемное задание: Докажите, что основу могущества Древнеегипетского государства составлял труд простых земледельцев и ремесленников?

Отгадать загадку: Не один год, не один раб

Ее строили за так

Чтобы фараон спокойно

Мог в загробном мире жить

И музейным экспонатом

Человечеству служить

Рассказ учителя: До наших дней в Египте сохранилось около ста пирамид. На фотографии самые крупные из них. Каждая строилась для одного фараона. Каждая из огромных пирамид носит имя того царя, который в ней похоронен,- говорит учитель. - Пирамиды меньших размеров - это гробницы царских жен и приближенных. Пирамиды не случайно строили на западе, на границе с пустыней. Египтянам казалось, что солнце каждый вечер умирает, заходя за горизонт. Поэтому запад они считали страной смерти. Рассматриваются слайды 33-35.

Задание в атласах: Найдите на карте Большие пирамиды и определите словами их географическое положение.

• обеспечить накопление школьниками опыта выступать с докладами.

План обобщения материала:

1. Что такое государство?

2. Признаки государства.

3. Является ли Древний Египет государством?

Основные понятия урока:

Государство, фараон, вельможи, налоги, население, территория, войско.

Особенности урока. Учащиеся впервые знакомятся с признаками государства. Содержание урока насыщено фактическим, изобразительным и текстовым материалом.

Ребята, скажите, пожалуйста, мы живём в государстве? Как оно называется? Почему вы решили, что Россия – государство?

Ученики высказываются, озвучивают свои предположения.

Учитель: мы несколько уроков посвятили Древнему Египту, какие темы мы затрагивали?

Учитель: можно ли Древний Египет назвать государством?

Ученики высказывают своё мнение.

Ученики зачитывают подготовленные дома определения.

Учитель: итак, государство – это политическая форма организации общества на определённой территории, оно обладает независимостью, аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.

Учитель: определять, является ли Древний Египет государством мы будем в группах.

Первая группа работает с исторической картой, затем делает вывод о том, какой признак государства там зашифрован.

Алгоритм чтения исторической карты

Прочитайте название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение);

Ознакомьтесь с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте);

Чтение информации на карте начинайте с самых крупных объектов и постепенно двигайтесь к более мелким:

а) вспомните природно-климатические признаки территории (в какой части света находится, какими морями омывается); б) определите признаки государства ( от автора : ученики могут назвать признаком не только территорию, но и столицу (наличие городов), наличие государств-соседей );
в) определите деятельность человека, отображённую на карте (это могут быть военные походы, торговые пути). Помните, что движение на карте всегда обозначается стрелкой.

Группы 2-5 работают с иллюстрациями: у каждой группы есть памятка работы с иллюстрациями, согласно плану, вы составляете описание вашей картинки и высказываетесь о признаке государства, который вам выпало угадать.

На основе памятки школьники описывают иллюстрации.

1. Подробно описать все, изображенное на картине.

2. Указать, какую композицию выбрал художник, какие использованы геометрические фигуры. Сделать на основе композиции вывод: какого впечатления добивался художник.

3. Определить, как передано движение или его отсутствие.

4. Определить колорит картины (холодный/теплый, локальный/полный). На основе колорита сделать вывод: какого впечатления добивался художник

5. Найти композиционный центр картины. Что на него указывает.

6. Определить: о чем эта картина. Подобрать к ней название.

Шестая группа работает с историческими текстами:

Первая строка камня указывает на семь додинастических фараонов, среди них возможные имена: Вазнер (правил между 3100 и 3050 годами до н. э.), Хсекиу, Теш, Тиу правившие Нижним Египтом в конце IV тысячелетия до н. э. Кроме имен фараонов, ничего больше о них не известно.

Редер Д.Г. Законодательство в древнем Египте.

От древнего Египта не дошли до нас своды законов. Этот зияющий пробел в памятниках египетской письменности ставит египтологов в очень тяжелое положение. В то время как социально-экономические отношения в других восточных странах (в Шумере, Вавилонии и Ассирии, в Хеттском царстве и Иудее) могут изучаться в значительной мере на основании подлинных установлений, выработанных древними законодателями в утвержденных царями, древнеегипетское общество приходится анализировать, привлекая такие первоисточники, которые не в состоянии полностью заменить утраченные записи законов. Как бы ни были богаты и разнообразны находящиеся в нашем распоряжении памятники, найденные в долине Нила, они не могут компенсировать утрату сборников законов, хранившихся в судебных учреждениях царства фараонов, и притом, по всей вероятности, в значительном количестве экземпляров, но затем почти бесследно исчезнувших. Мы знаем точно и определенно, что в древнем Египте вырабатывались в различные эпохи писаные законы, что они кодифицировались, дополнялись и перерабатывались.

Если верить греческому историку Диодору, то первым законодателем был основатель объединенного египетского государства Менес. Законодательная деятельность приписывалась Сесострису, Бокхорису (VIII в. до н.э.) и другим фараонам. Римский автор Элиан утверждает, ссылаясь на египетскую традицию, что Сесострис получил законы от самого Гермеса (так греки и римляне называли египетского бога мудрости и божественного судью Тота).

Кого считает автор первым законодателем?

На какие исторические источники опирается автор?

Какие трудности возникают при изучении законодательства Древнего Египта?

О каком признаке государства идёт речь?





3. Государство на берегах Нила
Первое в мире государство возникло в Египте в конце 4-ого тысячелетия до нашей эры. Египет расположен в северо-восточной Африке. Большая часть страны покрыта пустынями, а изредка встречающиеся в ней островки зелени называются оазисами. На севере Египет омывается Средиземным морем, а на востоке – Красным. В самом Египте течет Нил – вторая по протяженности река в мире.




По горизонтали:
1. Государственные служащие, занятые управлением.
2. На этом материке находится Египет.
3. Принудительный продуктовый сбор в пользу государства.
4. Их интересы выражал царь и сам был одним из них.
5. Море, омывающее Египет на севере.
По вертикали:
1. Основа военного могущества государства.
2. Благодаря этому стало возможным возникновение эксплуатации в долине Нила.
3. Один из признаков государства.
4. Титул египетский царей.
5. Море, омывающее Египет на востоке.
6. Самый угнетенный класс в Древнем мире.
7. Островок растительности в пустыне.
Ответы:
По горизонтали: 1. Чиновники; 2. Африка; 3. Налоги; 4. Рабовладельцы; 5. Средиземное.
По вертикали: 1. Войско; 2. Излишки; 3. Территория; 4. Фараон; 5. Красное; 6. Рабы; 7. Оазис.
Домашнее задание: записи в тетради, § 6 – пересказ, выучить наизусть определение государства и его признаки.

Читайте также: