Как обращаться к детям в детском саду

Обновлено: 03.07.2024

Говорят, что первый учитель закладывает основу того, какими будут последующие 11 школьных лет.

Что уж говорить тогда о воспитателях в детском саду: очень часто именно они — первые взрослые за пределами семьи, с которыми начинает взаимодействовать ребенок, — формируют у него базовое впечатление о социуме и правилах поведения в нем.

Звучит фантастично, но нам всегда категорически везло с воспитателями! Все они были добрыми, отзывчивыми, приветливыми, педагогически подкованными и чудом не выгоревшими от огромной нагрузки феями.

Впрочем, возможно дело в том, что у нашей семьи пять секретов поддержания хороших взаимоотношений с работниками детского сада. Спойлер: и нет, это не мешки подарков ко всем праздникам, и не готовность красить веранду в пургу и снегопад по первому зову заведующей. Ну, разве что иногда…

В этой статье мы не будем рассматривать случаи вопиющего непрофессионализма и недобросовестного отношения к детям — если вы столкнулись с таким поведением, то самым безболезненным выходом может стать перевод ребенка в другую группу или даже другой детский сад.

1. Уважение

Воспитатель — самый главный человек в жизни ребенка во время нашего отсутствия. Да, вот эта чужая тетя, придется смириться.

Ваш ребенок должен видеть, что вы уважаете и цените труд воспитателя, прислушиваетесь к его мнению. Постарайтесь не обсуждать при ребенке педагогические ошибки воспитателя, даже если вам кажется, что они имели место — это можно сделать наедине.

Для ребенка группа детского сада — первый опыт общественной жизни. Правила поведения в этом обществе устанавливает именно воспитательница.

Не стесняйтесь задавать воспитателю вопросы и делиться своими тревогами.

Совет: постарайтесь не обсуждать наболевшие проблемы на ходу, и уж тем более по утрам, во время приема детей. Договоритесь с воспитателем о возможности встречи с глазу на глаз или ограничьтесь телефонным разговором в удобное для вас обоих время.

2. Самостоятельность

Отправляя малыша в коллектив, попробуйте научить его простым бытовым вещам и основам ухода за собой: аккуратно есть и убирать со стола, самостоятельно одеваться и обуваться, если позволяет возраст, не стесняться вовремя озвучивать взрослым свои нужды: болит живот или голова, не могу завязать шапку или найти варежки и т. д.

Неплохо будет заранее рассказать ребенку о правилах общения с другими детьми: о том, что нужно делиться игрушками, уступать место на качелях или помогать и защищать более слабых, не бросать друзей в беде.

Совет: покупая ребенку одежду и обувь для детского сада, выбирайте простые варианты, которые ребенку будет удобно надевать самому: многочисленные застежки и шнурки создадут малышу дополнительные проблемы.

Чего делать категорически не стоит: рассчитывать на то, что всем этим вещам ребенка должны научить в саду. Конечно, если ребенок не умеет самостоятельно есть, то в саду его действительно научат это делать, но чем более подготовленными придут в сад наши дети, тем больше времени останется у воспитателя на качественное общение, игры и собственно воспитание.

3. Помощь

Ну, вот мы и добрались до покраски веранды, мытья окон и оптовых закупок цветной бумаги.

Постарайтесь найти в себе силы и хотя бы время от времени посещать родительские собрания: многие просьбы, с которыми на них персонал детского сада обращается к родителям, довольно легко выполнимы и делаются в интересах наших детей.

4. Сотрудничество

Основа здоровья физического и психологического здоровья дошколят — соблюдение правильно организованного режима и единство требований и правил, установленных всеми взрослыми вокруг. Как это?

Картина мира, создаваемая родителями, не должна противоречить тому, чему малышей учат воспитатели.

Например, воспитатели могут отрабатывать на занятиях правила поведения на дороге, а родители — в спешке перебегать дорогу в неположенном месте или не пристегиваться в машине. Ребенку будет неловко осознавать, что окружающие его любимые взрослые нарушают важные правила.

Поэтому выдыхаем, ждем зеленого сигнала светофора, хулиганим в отсутствие ребенка.

Выходные, опять же: велик соблазн нарушить установленный режим дня — пропустить дневной сон, лечь спать позже и заменить полноценный обед парой хот-догов и мороженым. Поддаемся иногда, конечно же… но все же если вы можете соблюдать режим, к которому ребенок привык в детском саду, то лучше его не нарушать.

Иногда стоит внимательно прислушиваться к рекомендациям педагога, который имеет возможность ежедневно сравнивать поведение и нормы развития нескольких десятков детей. Если воспитательница рекомендует обратиться за помощью к логопеду, физиотерапевту или другому специалисту, не пренебрегайте ее советом. Она делает это исключительно ради благополучия вашего ребенка.

5. Благодарность

Ну и напоследок: давайте не забывать о благодарности. Работа воспитателя — физически и эмоционально очень тяжелый труд.

Сотрудники детского сада отдают малышам огромную часть своей жизни. Во многом именно от их вклада зависит то, какими вырастут наши дети и насколько подготовленными они пойдут в школу. И речь здесь не только об умении читать или писать: очень часто, пока мы на работе, именно они учат наших детей общаться, дружить, договариваться с другими детьми и работать в коллективе.

Самое простое и самое эффективное, что мы можем сделать, — это относиться к их труду с признательностью. Простые теплые слова, улыбки и приветливость — ребята, поверьте, все это способно творить чудеса!

Совет: Если в вашем коллективе принято дарить воспитателям подарки, никогда не обсуждайте при детях их стоимость и тем более не выражайте недовольства необходимостью сдавать на это деньги. Мы все хотим, чтобы наши дети были счастливы и здоровы. Будьте уверены: воспитатели хотят ровно того же самого. И, воспитывая детей в сотрудничестве с педагогами, мы можем добиться гораздо больших успехов.

Через пять лет работы в детском саду Евгений Пепеляев стал лучшим воспитателем Перми, а потом и всей страны. Фото: Ксения Третьякова.

Через пять лет работы в детском саду Евгений Пепеляев стал лучшим воспитателем Перми, а потом и всей страны. Фото: Ксения Третьякова.

Лучший воспитатель страны Евгений Пепеляев из Перми ведет блог, в котором рассказывает, как нужно поступать родителям в сложных ситуациях и находить правильные ответы на непростые детские вопросы.

Когда Евгений Владимирович еще сам был маленьким мальчиком Женей, он, как и многие мальчишки, мечтал стать пожарным или космонавтом. После школы пошел учиться на радиофизика, но очень быстро понял – это не его.

- А потом случайно увидел объявление, что требуются специалисты по работе с детьми. Что-то екнуло в душе в этот момент, - вспоминает Евгений Пепеляев. - Решил попробовать. Поступил в педагогический и устроился в детский сад. И уже через пять лет стал лучшим воспитателем Перми, а потом - и всей страны.

МЕНЬШЕ СЕРЬЕЗНОСТИ, БОЛЬШЕ ИГРЫ

В самом начале работы мне казалось, что надо быть очень серьезным, когда общаешься с ребенком. Я ведь взрослый. Но этот подход не работает. Подходите к решению любой проблемы с игрой.

Дети с удовольствием соберут игрушки на прогулке, если пакет будет от них убегать. Фото: Ксения Третьякова.

Дети с удовольствием соберут игрушки на прогулке, если пакет будет от них убегать. Фото: Ксения Третьякова.

СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ

Занятие по физкультуре в самом разгаре, а мальчик Саша саботирует весь процесс. Мы вышли из зала. Вначале была мысль поругать его, но он отвернулся к стене - на контакт не шел.

- Саша, ты не хочешь заниматься? Ты чем-то расстроен? - спрашиваю я.

- Я не успел посмотреть мультфильм.

- Ты расстроен из-за того, что не успел посмотреть мультфильм?

- Да. Утром нужно было в садик, и я не успел досмотреть мультфильм.

- Понимаю, Саша. Очень жаль, что так получилось…

И ребенок немного приободряется. Через пару минут мы возвращаемся в зал.

ВОПРОС ВМЕСТО УКАЗАНИЯ

Однажды я понял, что почти всегда обращаюсь к детям в повелительном наклонении: встань, завяжи, возьми, подойди, отойди. Перестроить свои привычки оказалось делом не одного дня. А это непременно следовало сделать, так как общение с помощью вопросов предполагает более уважительное отношение к ребенку, это общение на равных, не с позиции главного, то есть взрослого. Плюс он дает ребенку возможность выбрать: согласиться или отказаться.

- Тебе помочь или сам справишься?

- Мог бы дать поиграть конструктор?

Особенно здорово работает с ребятами застенчивыми, робкими или теми, кому необходимо больше веры в себя.

Есть нюанс. Когда мы спрашиваем, то можем получить отказ, и нужно уважать право ребенка не согласиться с вами.

ПРЕДОСТАВЬТЕ ПРАВО ВЫБОРА

Я говорю воспитанникам так: если хочешь есть, кладешь себе кашу, запеканку, наливаешь суп, намазываешь масло на булочку, наливаешь какао. Ребенок сам определяет, что и в каком количестве он будет есть. Кому-то нравится суп, и он съедает с добавкой, а есть любители салатов или тушеной капусты.

А если ребенок откажется от всего и останется голодным? Вопреки нашим опасениям - такого никогда не происходит. Когда все вокруг дружно едят, аппетит просыпается сам собой.

РАЗРЕШИТЕ СЕРДИТЬСЯ

НЕ ЛИШАЙТЕ РЕБЕНКА ПЕРЕЖИВАНИЙ

Детский плач первое время вызывал у меня чувство беспомощности. Мне хотелось бежать и спасать ребенка. Или согласиться и разрешить ему делать все, что он хочет, лишь бы не плакал. Особенно трудно давались слезы расстающихся с мамами детей.

Мы, взрослые, часто хотим уберечь детей от боли, с которой они встречаются в жизни. Причем речь не о тех случаях, когда ребенок стукнулся или разбил коленку. Когда малыш плачет, мы придумываем 1000 и 1 способ, как его порадовать: дать что-то вкусное, или попросить игрушку у другого ребенка, чтобы наш не плакал.

Ребенку важно, чтобы взрослый был рядом. Фото: Ксения Третьякова.

Когда ребенок плачет – это неприятно, но если каждый раз сразу переключать внимание на яркую картинку, давать планшет или обещать конфету, человек учится сбегать из неприятных переживаний. А взрослыми мы потом заедаем стресс, сидим за телевизором, идем веселиться в клуб. Все что угодно, лишь бы не быть грустным, рассерженным, беспомощным.

А что если не заслонять малышей от грустных и тяжелых переживаний? Если объяснять и просто быть рядом? Мои дети меня невероятно удивляют своей стойкостью. А ваши?

УЧИТЕ ВИДЕТЬ ГРАНИЦЫ ДОЗВОЛЕННОГО

Катание с горки - любимая забава детей. В нашем саду действует правило: на горку залезаем по ступенькам, скатываемся по одному. Ждем, пока отойдет скатившийся. Мы озвучиваем правило и следим за выполнением. Если нарушил договоренность - покататься сможешь только в следующую прогулку. Нарушители пробовали кричать, ругаться, плакать - все зря. Зато на следующий день каждый ждал очереди, скатывался, отходил и вставал в очередь заново.

Рамки и границы должны быть в жизни детей. Они служат им защитой и опорой.

НА ЗАМЕТКУ

- Когда ребенок задает вопросы, которые ставят вас в тупик, и вы не знаете, как ответить, можно так прямо ему об этом и сказать - мол, нужно подумать. Возьмите паузу, а после вернетесь к этому разговору. Честность и искренность в общении - это фундамент взаимопонимания.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Пермский радиофизик стал лучшим воспитателем России

Евгений Пепеляев пришел в образование совершенно случайно и уже шесть лет работает с дошколятами (Подробнее. )

Победитель конкурса "Лучший воспитатель года" 31-летний пермяк Евгений Пепеляев – делится своим опытом (Подробнее. )

Возрастная категория сайта 18 +

Педагог постоянно находится в центре внимания, общается с детьми непрерывно в течение дня. Простое общение с ребенком несет потенциал, который по силе воздействия превосходит все образовательные и воспитательные усилия, но часто остается недооцененным. Если воспитатель правильно общается с детьми, они тянутся к нему, слушают и слышат его. Такому педагогу легче справляться с малышами и достигать взаимопонимания в общении с родителями.

Какие правила необходимо соблюдать при общении с детьми

Если вы хотите, чтобы дети прислушивались к вашему мнению, верили в справедливость ваших действий и стремились вам подражать, ваша главная задача — стать для них непреложным авторитетом. Чтобы этого добиться, всегда следите за тем, что и как вы говорите и делаете.

Практические рекомендации по общению с детьми и их родителями

Относитесь к ребенку как к личности. Признавайте его право иметь собственные желания, выбирать игрушки, занятия, друзей. Всегда обращайтесь к ребенку только по имени, замечайте успехи, чаще хвалите. Разговаривайте доброжелательным тоном, улыбайтесь.

Чего нельзя делать категорически

Публично обсуждать проступки и ошибки детей. Если вы хотите использовать какую-то ситуацию в воспитательных целях, рассказывайте о ней максимально отвлеченно, как будто герой истории — какой-то посторонний мальчик или девочка. Расскажите, что он или она сделали и к каким негативным последствиям это привело.

Унижать малышей, кричать на них, обзывать и тем более бить. За это воспитатели могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

Приходить в группу с плохим настроением. Дети очень восприимчивы к настроению педагога. Их привлекают веселые, улыбающиеся люди, а хмурых и недовольных они стараются избегать. Настроение влияет и на способы общения воспитателя, и на восприятие малышей, их готовность понимать и слушаться педагога. Найдите то, что поднимает вам настроение — может быть, это веселая музыка, психологические техники, небольшая зарядка, мысли о приятных делах, которыми вы займетесь сегодня, обещание награды после работы и пр. Если день не задался прямо с утра, используйте эти средства.

Обсуждать внешний вид и поступки родителей или других взрослых в присутствии детей, даже если вам кажется, что они спят или заняты своими делами.

Можно ли научиться общению с дошкольниками и где это сделать?

Научит воспитателей решать эмоциональные проблемы детей, помогать им выражать свои чувства и понимать чувства окружающих. Это полезный навык, который облегчит вашу работу и пригодится детям в жизни

Как правильно заставлять и запрещать

Не заставляйте детей делать что-то, а попытайтесь заинтересовать их. Правила поведения в группе и гигиенические навыки прививайте через игру. Не объясняйте, а показывайте на своем примере.

Практические рекомендации по общению с детьми и их родителями

Если что-то запрещаете, всегда объясняйте причину запрета. Бывает так, что родители придерживаются принципов свободного воспитания, и дети впервые сталкиваются с запретами только в детском саду. Не кричите на ребенка, а спокойно объясняйте, почему нельзя драться, опасно влезать на подоконник, какие могут быть последствия. Лучше всего запреты усваиваются через игру, мультфильмы или сказки.

Реакцией ребенка на запрет может стать истерика, попытки добиться своего любой ценой. В этом случае лучше всего работает отвлечение. Предложите ребенку интересное занятие, покажите игрушку или начните рассказывать что-нибудь увлекательное.

Правила общения воспитателя с родителями

Каждый день вы готовитесь к занятиям, планируете игры и держите в уме режимные моменты. Точно так же стоит продумывать общение с родителями воспитанников. Прежде чем начать разговор о ребенке, мысленно проговорите всё, что вы хотите сказать, и какими именно словами. Не обвиняйте родителей, а выражайте обеспокоенность. Представьте их возможные реакции и подумайте, что вы скажете в ответ. Так в разговоре вы будете чувствовать себя увереннее и убедительнее.

Практические рекомендации по общению с детьми и их родителями

Не обсуждайте поведение ребенка в присутствии других родителей, всё общение с ними должно происходить наедине. Постарайтесь отойти в сторону, выйти из группы, если возможно, попросив младшего воспитателя присмотреть за оставшимися малышами. Тем самым вы показываете свое уважение и к ребенку, и к его родителям. А заодно не даете родителям уронить ваш авторитет в глазах других детей, если разговор пойдет не по намеченному плану.

Чтобы воспитательные меры имели эффект, родители и воспитатели должны придерживаться одинаковой позиции. Постарайтесь сформировать доверительные отношения, найти с родителями общий язык и согласовать принципы воспитания. Объясняйте им, что такой подход и в их интересах тоже.

Используйте каждую минуту рядом с детьми и их родителями для взаимной пользы и пусть ваше общение будет приятным!

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Как правильно общаться с ребенком.

Шубочкина И.Н. , воспитатель

МБДОУ №95 г.Мурманска

Как правильно разговаривать с ребенком, чтобы не обидеть его растущее самоуважение? Нужно помнить, что дети нуждаются:
- во взаимопонимании со взрослыми;
- в признании его, как полноправной личности;
- в общении со взрослыми "на равных".

Воспитатель для ребенка — носитель общественных требований, правил, различных оценок (поощрения, порицания, запрета). Поэтому в связи с опытом сложившихся отношений воспитателя и ребенка у последнего формируется признание или непризнание педагога, доверчивое или недоверчивое к нему и его оценке отношение, умение выразить ему свои чувства, признательность, желание общаться с ним, сообщать о радостях и неудачах. Активность, как со стороны ребенка, так и со стороны воспитателя способствует лучшему их взаимопониманию в процессе общения.

Пример . Старшая и подготовительная группы вышли на прогулку. К одной из воспитательниц подошел мальчик.

— Александра Михайловна,— сказал он,— хотите, я вам подарю эту веточку, потому что я вас очень люблю?

—Выбрось вон свою палку и иди, играй, а нам дай спокойно поговорить.

И видя, что мальчик еще стоит с протянутой веточкой, воспитательница резко добавила:

Потупившись, мальчик неловко пошел прочь.

Думаю всем ясно, какие чувства испытал мальчик. И если такое повторится несколько раз, у ребенка и совсем пропадет желание когда-либо обращаться к педагогу. Так возникает непонимание друг друга, полоса отчуждения, что снижает эффективность воспитательных воздействий, уровень культуры взаимоотношений вообще. А, как известно, дети лишенные эмоционального тепла, оказываются педагогически запущенными. А ведь нельзя допустить, чтобы вне сферы внимания воспитателя остался хоть один ребенок.

Имеют одну суть – испугать ребенка, чтобы добиться послушания. Такие слова не учат ребенка пониманию – они просто наводят страх. Лучше доступно объяснять ребенку, почему он должен что-либо делать, и что будет, если этого не делать.

Если вы хотите привить ребенку привычку к полезной пище и режиму питания – найдите что-то, что будет действительно мотивировать, а не запугивать. Как вариант: рассказывайте истории о богатырях, которые побеждают злодеев только благодаря тому, что кушают полезную кашку по утрам.

Привычки надо мягко исправлять. Рассказываем ребенку, почему беситься, кривляться и ковырять в носу не правильно. Для убедительности можно рассказать, что настоящие герои вырастают только из послушных и прилежных малышей, а в качестве примера можно назвать положительных персонажей из любимого мультика.

Поймите: ломая новую игрушку, проливая молоко или разбивая тарелку, ребенок правда хочет научиться самостоятельности, но он еще слишком мал и ему нужна помощь. Когда в ответ на свои действия он слышит подобные вещи, он наоборот опускает руки: зачем что-то делать, если я все равно сделаю это плохо и меня наругают. Из таких детей потом вырастают апатичные и безынициативные взрослые, которые на полном серьезе считают себя ни на что не способными неудачниками и даже не берутся за дела. Требуется терпение и желание прийти на помощь, когда ребенок об этом просит – остальное придет само.

Такие приказы без попытки обсудить и услышать мнение ребенка – это очень жесткое давление, а чем больше давление, тем сильнее сопротивление. Настаивая на своем, всегда объясняйте ребенку, почему должно быть именно так, и сочувствуйте, если его желания не совпадают с необходимостью что-то делать, а когда-то просто позвольте ребенку сделать свой выбор – так он научится сам решать, что ему нужно, и аргументировать свою позицию.

Эти грубые окрики больше напоминают элементы дрессуры, а не общение с ребенком. Имейте в виду, что каждое грубое слово, сказанное ребенку, вернется вам в будущем еще большей грубостью и пренебрежением.

Мастерство педагогического руководства проявляется, прежде всего, в умении сочетать многообразие средств, методов и приемов воздействия на детей. Здесь большое значение имеют: характер требований воспитателя к детям (справедливый, обоснованный, последовательный, направляющий); особенности замечаний (необидные, доброжелательные, не унижающие человеческого достоинства); оптимальное соотношение положительных и критических оценок.

Варианты решения конфликтов в детских дошкольных учреждениях.

Каждый воспитатель прежде всего должен уметь :

- Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.

- Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.

- Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.

- Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.

- Уважать в каждом ребенке личность.

В детском саду запрещается :

- Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.

- Приходить к детям с плохим настроением.

- Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.

- Оставлять детей одних.

-Обсуждать поступки родителей, взрослых, их внешний вид в присутствии детей, даже если вам кажется, что они спят, или играют и не слушают вас.

Каждый воспитатель прежде всего должен помнить:

- что с детьми обращаются ровно, спокойно, терпеливо.

- что недопустимы со стороны воспитателя и других сотрудников постоянные порицания.

- что ребенка надо назвать по имени, по фамилии в дошкольном возрасте детей называть нельзя.

- что речь воспитателя - образец для подражания.

Помимо своей речи, мы должны обращать внимание и на речь младшего воспитателя. Он тоже должен общаться с детьми в подобающем тоне, не оскорблять и не унижать достоинства ребенка. От того, как взрослый обращается к детям, во многом зависит его педагогический успех.

Читайте также: