География как наука ее роль и значение в системе наук кратко

Обновлено: 05.07.2024

География — единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующихся на выявлении пространственно-временных закономерностей. Основными объектами изучения географических наук являются геосферы (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы…)

Географические науки изучают поверхность Земли, облекающие и подстилающие ее слои вещества (сферы), как природные (литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера и др.), так и неприродные (социосфера, техносфера). В совокупности они составляют особого рода географический объектизучения, который до настоящего времени не получил однозначного определения и объяснения в системе географических наук.

Предмет –структура географической оболочки, динамика, взаимодействие и распределение в пространстве её компонентов. В рамках географической оболочки возникла жизнь, развившаяся до уровня человеческого общества. Поэтому предмет географии затрагивает также вопросы, связанные со взаимодействием человека и природы.

Сложность объекта исследования и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук. В её рамках выделяются естественные (физико-географические) и общественные (социально-экономические) географические науки. Иногда отдельно выделяют географическую картографию, как отдельную географическую дисциплину.

География как система наук сформировалась не сближением изолированно возникших географических наук, а путём автономного развития некогда единой географии и её расчленения на специализированные научные дисциплины — по компонентам, их сочетаниям, уровням исследования и степени обобщения, целевым установкам и практическим потребностям.

Накопление географических знаний происходило в течение длительной истории развития общества. Тем не менее, сейчас есть на Земле ждущие своего открытия белые пятна. Широкие пространства для открытий ныне представляют не описания объектов и явлений, а объяснение их сущности и взаимодействия. Теперь под географическим открытием понимают не столько территориальное, сколько теоретическое открытие, установление новых географических закономерностей.

Методика географических исследований — это сложная система, включающая:

  • общенаучные подходы и методы (математические, исторический, экологический, моделирования, системный и др.);
  • конкретно-научные подходы и методы (геохимические, геофизические, палеогеографические, технико-экономические, экономико-статистические, социологические и др.);
  • рабочие приёмы и операции получения информации (балансовый метод; дистанционные методы, в т. ч. авиакосмические; лабораторные методы, напр. спорово-пыльцевой анализ, радиоуглеродный метод; анкетирование; выборочный метод и др.);
  • методы эмпирического и теоретического обобщения информации (индикационный, оценочный, аналогов, классификации и др.);
  • методы и приёмы хранения и обработки информации (на электронных носителях, перфокартах и др.).

Общие черты географического подхода (территориальность, комплексность, конкретность, глобальность)

География всегда была тесно связана с развитием общества и производительных сил, а географическая наука отражала особенности жизни общества в определенный период. Этапы, выделяемые в истории географии часто совпадают с историческими и характеризуются различными общественными функциями этой науки. С момента зарождения и вплоть до эпохи Великих географических открытий география выполняла познавательно-описательную функцию . В этот же период зародилась картография с ее особым научным языком. В эпоху первой научной революции преобладающей становится аналитическая и объяснительная функция и начинается расчленение географии на частные научные дисциплины. В XX веке для географии характерно развитие и упрочение конструктивного (преобразовательного) направления, усиление интеграции между частными дисциплинами. Появление новых научных направлений продолжается и сейчас. Каждый последующий этап развития науки не отменяет функции, свойственные предыдущему этапу, а поднимает их на иной качественный уровень.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: ГЕОГРАФИЯ

Тема: Введение. Источники географической информации

Цель : Познакомить студентов с курсом географии, современными методами географических исследований и источниками географической информации.

География как наука, ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО.

Экономическая и социальная география мира – это общественная географическая наука, изучающая территориальную организацию человеческого общества.

Поскольку она связана со многими науками: прежде всего с физической географией, экологией, историей, демографией, этнографией, экономической картографией, она широко использует географические, экономические, социальные методы исследования.

Нельзя рассматривать хозяйство без людей- основной производительной силой, поэтому экономическая география породнилась с социальной географией.

Любая страна, любой народ вносит вклад в мировую экономику, культуру. Поэтому знания о других странах имеет познавательное и практическое значение

Предметом экономической географии стало изучение хозяйства стран и регионов мира.

Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО

1. Владеть географическими знаниями для решения глобальных проблем человечества,

2.Уметь наблюдать за географическими объектами, процессами и явлениями, их изменения в результате природных и антропогенных воздействии,

3.Уметь использовать карты для получения новых географических знаний,

4.Применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий.

География является важнейшим компонентом любой профессии. Её важнейший аспект – формирование мировоззрения, кругозора в становлении профессионального самосознания личности будущего специалиста.

Географические знания необходимы каждому человеку для того, чтобы осознать свою роль и место в жизни и в преобразовании действительности, определить активную жизненную позицию.

2. Методы географических исследований.

В географии немало методов, которые позволяют проводить комплекс исследовательских работ.

Какие методы исследования вам известны? Научный метод— способ, приемы достижения цели, образ действия.

Метод описания- (Как применяется этот метод в географии, что вы описывали?-рельеф., реки) Картографический метод – ведущий метод в географии .Почему, карта, как сказал Н Н Баранский, второй язык географии? Какие функции выполняет карта ( источника информации, средства обучения, метода обучения). Он основан на получении информации с помощью карт: описывать географические объекты, сравнивать разные карты для получения подробной информации и т.д.

Сравнительно –географический метод - На чем основан этот метод?(на выделении сходства и различии, что вы сравнивали на уроках географии?)

Статистические методы (на что опирается этот метод?- Опирается- на демографическую, статистическую и экономическую статистику)–обработка цифровых данных и их сопоставление и анализ.

Математический . Почему называют математизация географии- Потому что помогает решать вопросы классификации, типологизации, районирования).

Метод математико –географического моделирования – заключается в построении моделей различных географических процессов и объектов.

Аэрокосмический метод – метод изучения Земли с летательных аппаратов –воздушных и космических. Этот метод можно назвать дистанционным, который включает аэро- или космические снимки и дешифрование полученных изображении.

Космическое земледелие – Как применяется этот метод? (изучение природных и антропогенных процессов, происходящих на Земле)

Геоинформационные методы, получившие наиболее распространение в картографии. Суть этого метода? (заключается в информационно- картографическом моделировании природных и общественных геосистем на основе географических знаний и цифровых баз данных)

Знакомство с т ематическим планом содержания учебной дисциплины География

Аудиторные занятия. Содержание обучения.

1. Источники географической информации

2. Политическое устройство мира

3. География мировых природных ресурсов

4. География населения мира

5. Мировое хозяйство

7. Россия в современном мире

8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Задание №1:

Работа по картам атласа:

Автор: Кондрашова Нелли Петровна

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Крымск

Тема: Введение. Источники географической информации

Тема занятия: География как наука.

Практическое занятие №1

Цели занятия:

1. образовательные цели:

  • сформировать представление географии как науке и ее роль и место в системе наук;
  • познакомить со структурой учебника, методами географических исследований и источниками географической информации ;

2. воспитательные цели:

  • воспитание чувства уважения друг к другу и к обществу в целом;
  • способствовать желанию познать окружающий мир;

3. развивающие цели:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
  • развитие памяти и мышления;
  • развитие умения анализировать и делать выводы.

Задачи выполнения домашнего задания обучающемуся:

Прочитайте лекционный материал и в рабочих тетрадях ответьте на предложенные вопросы

1. Дайте определение понятиям: география, ГИС.

2. Перечислите традиционные и новые методы географических исследований;

3. Обозначьте основные источники географической информации

План лекции:

1. География в системе наук о Земле и ее роль в жизни общества

2.Традиционные и новые методы географических исследований.

3.Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование.

4. Геоинформационные системы .

Ход занятия:

1.География в системе наук о Земле и ее роль в жизни общества

География – система естественных и общественных наук о природе, населении и хозяйстве Земли. Изучает структуру, функционирование и эволюцию ландшафтной сферы Земли, взаимодействие и распределение в пространстве-времени ее отдельных частей – природных и природно-общественных геосистем и компонентов.

Функции и задачи географии: 1) познавательная, информативная – как устроен мир; 2) установление законов и закономерностей пространственно-временной организации ландшафтной оболочки Земли; 3) конструктивная – оптимизация территориальной организации общества; 4) географические прогнозы; 5) обеспечение сохранения среды обитания человека, сохранение ландшафтного разнообразия; 6) учебно-воспитательная.

Система географических наук: физ. география и эк. география (картография, страноведение, география океана, историческая география). Физическая: общая физическая география, ландшафтоведение (региональная физ. геогр.), палеография. Экономическая география: общая социально-экономическая география, региональная социально-экономическая география, политическая география.

Отраслевые науки: топография, геоморфология, климатология, гидрология, гляциология, лимнология, география почв, биогеография, география промышленности, география с/х, география транспорта, география населения, география сферы обслуживания, география культуры, география поведения.

Прикладные геогр. дисциплины: медицинская география, мелиоративная география, рекреационная география, военная.

География - многоотраслевая наука. Это обусловлено сложностью и многообразием главного объекта ее исследования – географической оболочки Земли. Располагаясь на границе взаимодействия внутриземных и внешних (в том числе космических) процессов, географическая оболочка включает в себя верхние слои твердой коры, гидросферу, атмосферу и рассеянное в них органическое вещество. В зависимости от положения Земли на эклиптической орбите и благодаря наклону ее оси вращения различные участки земной поверхности получают разное количество солнечного тепла, дальнейшее перераспределение которого в свою очередь обусловлено неравномерным по широте соотношением суши и моря.

Современное состояние географической оболочки следует рассматривать как результат ее длительной эволюции - начиная с возникновения Земли и становления ее на планетный путь развития.

Правильное понимание процессов и явлений различного пространственно-временнóго масштаба, протекающих в географической оболочке, требует по меньшей мере многоуровневого их рассмотрения, начиная с глобального - общепланетарного. Вместе с тем исследование процессов общепланетарного характера до последнего времени считалось прерогативой геологических наук. В общегеографическом синтезе информация этого уровня практически не использовалась, а если и привлекалась, то довольно пассивно и ограниченно. Однако отраслевое подразделение естественных наук достаточно условно и не имеет четких границ. Объект же исследований у них общий - Земля и ее космическое окружение. Изучение различных свойств этого единого объекта и процессов, протекающих в нем, потребовало разработки различных методов исследований, что в значительной мере и предопределило их отраслевое подразделение. В этом плане географическая наука имеет больше преимуществ перед другими отраслями знаний, т.к. обладает наиболее развитой инфраструктурой, позволяющей вести всестороннее изучение Земли и окружающего ее пространства.

2.Традиционные и новые методы географических исследований.

Экономическая и социальная география мира - это общественно-географическая наука, предметом изучения которой являются общие закономерности развития и размещения населения и хозяйства на земном шаре, а также в отдельных регионах и странах. Важнейшими целями ее исследования является поиск рационального расселения и размещения хозяйства и оптимизация отношений между развитием общества и природы.

Методы географических исследований — способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются:

1) Картографический метод. Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии — Николая Николаевича Баранского — это второй язык географии. Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

2) Исторический метод. Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.

3) Статистический метод. Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.

4) Экономико-математический. Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсобеспеченности, ВВП на душу населения и т.д.

5) Метод географического районирования. Выделение физико- географических (природных) и экономических районов — один из методов исследования географической науки.

6) Сравнительно-географический. Всё подлежит сравнению: больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее. Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий.

7) Метод полевых исследований и наблюдений. Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами — самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений — все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.

8) Метод дистанционных наблюдений. Современная аэро- и космическая съёмка — большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.

9) Метод географического моделирования. Создание географических моделей — важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является глобус.

10) Географический прогноз. Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы.

3. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование.

Среди основных требований, которые могут быть предъявлены к общественно-географической информации, можно назвать:

– современность, т.е. она должна соответствовать временному интервалу исследования. Однако данное условие может не выполняться при проведении ретроспективного анализа развития объекта исследования;

– адресность, т.е. информация должна быть привязана не только ко времени, но и к определенной территории. В изучении реального объекта (процесса или явления) в пространственном аспекте реализуется географическая индивидуальность исследования;

– динамичность информации означает ее постоянное изменение, движение во времени и пространстве. Эволюционное развитие объекта исследования определяется усложнением его структуры, привлечением новых функциональных свойств, увеличением численности факторов его развития. Данная информация не должна ускользать из поля зрения географа;

– соответствие полученной информации теме исследования, а следовательно, и поставленной цели. Важное значение приобретает ее актуальность и своевременность;

– объективность (достоверность) информации обеспечивает достоверность полученных выводов и предложенных к исполнению рекомендаций;

– верифицируемость. Часть публикуемой общественно-географической информации может быть подвергнута сомнению в своей достоверности (корректности), поэтому необходимо критически подходить к выбору источников информации и проводить верификацию (уточнение, проверку) полученных данных через иные источники. Особенно избирательно исследователь должен подходить к материалам, публикуемым в сети Интернет.

С учетом обширности общественно-географических исследований в качестве источника необходимой информации может выступать значительное количество информационных ресурсов, в т.ч.:

– научно-литературные источники, включающие научные и научно-популярные публикации, монографии, учебники и учебные пособия, продолжающиеся периодические издания и сборники научных трудов, диссертации на соискание ученых степеней, энциклопедические словари и т.д.;

– нормативно-правовые источники, включающие любые юридические акты международного, государственного, регионального и местного значения;

– картографическая или графическая информация, представляющая сложные процессы в упрощенном для восприятия виде;

– результаты самостоятельных полевых (натурных) исследований и наблюдений;

– архивные и фондовые материалы;

– результаты социологических исследований;

– данные мониторинговых исследований.

3. Геоинформационные системы.

Геоинформационные системы (также ГИС — географическая информационная система) — системы, предназначенные для сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных данных и связанной с ними информации о представленных в ГИС объектах.

Классификация ГИС

По территориальному охвату:

глобальные ГИС; субконтинентальные ГИС; национальные ГИС;

региональные ГИС; субрегиональные ГИС; локальные или местные ГИС.

По уровню управления:

федеральные ГИС; региональные ГИС;

муниципальные ГИС; корпоративные ГИС.

полнофункциональные; ГИС для просмотра данных;

ГИС для ввода и обработки данных; специализированные ГИС.

По предметной области:

городские или муниципальные ГИС; природоохранные ГИС и т. п.

ГИС-система позволяет:

определить какие объекты располагаются на заданной территории;

определить местоположение объекта (пространственный анализ);

дать анализ плотности распределения по территории какого-то явления (например плотность расселения);

определить временные изменения на определенной площади;

смоделировать, что произойдет при внесении изменений в расположение объектов (например, если добавить новую дорогу).

Практическая работа № 1

научиться: - анализировать картосхемы и простейшие карты, отражающие различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.

- сопоставлять географические карты различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

- обрабатывать, анализировать и представлять географическую информацию в графической и картографической форме.

С помощью карт атласа выполните предложенные задания :

1. Изучите физическую карту материка Северная Америка, отметьте на контурной карте основные географические объекты - крупные реки и озера, горные хребты и цепи, подпишите названия морей и океанов, которые омывают берега материка.

3. Сделайте выводы о взаимосвязи рельефа и расположения месторождений полезных ископаемых и центров добывающей промышленности США и Канады.

Д/з:

Баранчиков Е.В. Петрусюк О.А. География для студентов и специальностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс для студ.учреждений сред. проф.образования М-2015, с. 3-7

География в системе наук

До сих пор к понятию и интерпретации предмета географии относят несколько пониманий. Географическую оболочку, по мнению многих исследователей нельзя назвать однозначной, поскольку в наше время понимание этого термина имеет широкое применение. География как наука, затрагивает огромное количество отраслей из различных областей образования, что является показателем ее важности в жизни каждого человека. Если исследовать географию, как общественное понятие, то оно наполняется скорее обобщением чего либо, без точностей и конкретных определений. Проще говоря, объект и предмет изучения этой науки, определяют ее непосредственное место в системе наук. Что касается взаимосвязи географии и прочих наук, то здесь можно привести интересный пример: абсолютно все материальные процессы можно разделить на определенные формы, в зависимости от их действия (механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная). Эти действия в свою очередь изучаются определенной наукой, или группой наук, которые с развитием мира могут поглощать друг друга или же наоборот делится. Такая связь называется генетической и является хорошим примером развития и положения географии среди прочих дисциплин.

В пределах географической оболочки часто происходят поистине удивительные процессы, которые объединяют в себе все формы движения. Благодаря такому фактору география занимает уникальное место в современной системе наук. Она, в первую очередь, выступает синтетической и двоякой наукой, которая объединяет в себе естествознание и обществознание. География сталкивается с такими науками, как с точными науками, так и гуманитарными, и в то же время тесно связана с социальной группой наук. На стыке с социальной группой образуется относительно самостоятельные науки, затрагивающие социальную систему. Для того, что бы понять единство и рознь двух основных направлений географии, следует найти различие, как в природе, так и в обществе. Объединенность природы и общества отчетливо проявляется в следующих факторах: во-первых, общество является результатом самостоятельного развития природы, за счет чего, общественная форма движения произошла от предшествующих, природных форм движения. Во-вторых, общество является частью природы, то есть, является частью материального мира, которое подчиняется определенным законам. В-третьих, любые, даже малейшие изменения в природе, оказывают большое влияние на жизнедеятельность и развитие социального общества. Объединение общества и природы являются главной основой единства естественных и социальных групп наук, а так же не позволяет в жесткой форме противопоставлять их. Отсюда вытекает, во-первых, важность синтезирующей роли такой дисциплины как география в системе наук, а во-вторых, единство естественного и общественного направления в фундаментальной структуре географии. Такое единство отчетливо показывает себя в состоянии подхода к анализу пространственного расположения предметов, в тесной взаимосвязи обеих основных ответвлений географии, в наличии общего познания, в наличие общего языка науки и конечно же в роли междисциплинарного подхода при решении экологических проблем и рационально верного использования природных ресурсов, а так же рациональной организации общества на определенной территории.
Хотя между обществом и целостной природой имеются явные отличия, так как общество является более обособленной частью природы. Общественное направление движения далеко не качественно стыкуется с простейшими природными процессами и выделяется специфическими социальными знаками. Именно поэтому естественные и социальные географические дисциплины являются сравнительно самостоятельными по сравнению со своими объектами, предметами и познанием в целом. В целом, развитие географии, как и прочих наук, является диалектически противоречивым процессом. География охватывает многие науки и несет в себе множество различных понятий, что делает ее очень интересной для изучения, а так же ставит на высокую ступень в системе наук, в счет своей уникальности и интересности. Не каждая наука может похвастаться своей универсальностью, потому как большинство из них являются своего рода узконаправленными и охватывают в основном определенную часть знаний. География же понятие глобальное, а как наука тесно связанная с иными дисциплинами и множеством смежных наук, изучающих ее разделы.

Что такое география: понятие, ветви, история и дисциплины

Что такое

Что такое география?

География это наука, изучающая саму жизнь на поверхности планеты Земля. Она посвящена изучению земель, живых организмов и природных явлений, а также взаимодействию друг с другом и распределению в пространстве каждого из этих компонентов.

История понятия “географии” началась еще до нашей эры — впервые слово γεωγραφία, что в переводе означает “землеописание”, было употреблено Эратосфеном. География — это дисциплина, которая пытается понять все природные и цивилизационные сложности, но не только в их статическом виде, а еще и в динамическом, то есть изучает их изменения и все ступени развития.

Объектом изучения дисциплины являются закономерности и законы распределения и взаимодействия различных компонентов географической среды, а также их сочетание на всех уровнях.

История развития географии

Старая карта мира

Старая карта мира

Самые первые карты, которые известны ученым на сегодняшний день, датируются примерно 9-м веком до нашей эры. Найдены они были в Вавилоне. Хотя известная и изученная вавилонская карта мира называется Imago Mundi, она на три столетия старше, чем ее первые предшественники. На этом артефакте, который был восстановлен и расшифрован ученым Экхардом Унгером, изображен Вавилон на Евфрате, окруженный землями, где находятся Ассирия, Урарту и несколько городов, которые окаймлены так называемой “горькой рекой”, то есть океаном.

На карте также изображены семь островов, образующих семиконечную звезду. Описания пяти из этих земель дошли до наших дней. Более ранние карты говорят о немного другом восприятии мира — Вавилон на них не является центром, он изображен чуть севернее. Что же должно быть в центре мира — неизвестно.

Одна из первых карт мира: Imago Mundi

Одна из первых карт мира: Imago Mundi

Античные греческие писатели и летописцы называли истинным создателем географии Анаксимандра, жившего в 5 веке до нашей эры. Его идеи дошли до нас клочками и фрагментами через цитаты, которые включали его последователи в свои труды. Именно Анаксимандру приписывают изобретение гномона, довольно примитивного, но все же относительно точного инструмента, с помощью которого можно измерять широту. Другой знаменитый грек, Фалес, научился предсказывать затмения.

Карта Земли по Анаксимандру

Карта Земли по Анаксимандру

Именно античная нация стала первой развивать географию в качестве искусства и науки. На Балканском полуострове эта дисциплина стала развиваться и осваиваться с помощью картографии, философии, литературы и математики. До сих пор продолжаются споры о первом ученом, кто понял, что Земля круглая. Это открытие присваивается либо Пармениду, либо Пифагору.

Анаксагор сумел доказать, что профиль Земли круглый, тем самым объяснив затмения, но до конца жизни считал планету плоской. Первые же попытки приблизительной оценки радиуса Земли были сделаны Эратосфеном.

Первая же строгая и довольно точная система линий широты и долготы была создана Гиппархом. За основу своей работы ученый взял труды древних вавилонских математиков. Благодаря этому он смог поделить меридианы на 360 градусов, а каждый градус делился на 60 (минут). Чтобы измерить долготу в разных точках планеты, Гиппарх предложил использовать затмения, чтобы понять разницу во времени в разных географических точках.

Гиппарх Никейский

Гиппарх Никейский

Затем римляне, которые находились в постоянной борьбе за новые земли, смогли создать обширные исследования территорий, который сохранились в виде значительного количества карт. Их работы вкупе с работами Гиппарха позволили Птолемею создать свои знаменитые детальные атласы.

Первые ростки современной географии можно найти не только в Европе: другие древние культуры также приложили свою руку, особенно китайская. Методы, изобретенные в 3 веке в Китае, дали немало плодов. Азиатские географы, такие как Лю Ан, Пей Сю, Цзя Дан, Шэнь Куо, Фан Чэнда, Чжоу Дагуань и Сюй Сяке приложили много усилий для развития науки о земле.

Средневековье и развал Римской империи привели науку в упадок, поэтому новым центром изучения географии стал Ближний Восток, то есть исламский мир. Мухаммад аль-Идриси, подготовил подробные карты мира (такие как Tabula Rogeriana), в то время как другие географы, такие как Якут аль-Хамави, Абу Райхан Бируни, Ибн Баттута и Ибн Халдун, предоставили подробные отчеты о своих путешествиях.

Реконструкция перевёрнутой карты Аль-Идриси

Реконструкция перевёрнутой карты Аль-Идриси

Кроме того, исламские ученые переводили и интерпретировали ранние работы римлян и греков. С этой целью была даже создана знаменитая академия Дом Мудрости. Сураб, мусульманский географ конца 10 века, создал книгу географических координат с инструкциями по созданию прямоугольной карты мира с равноугольной или цилиндрической равноудаленной проекцией.

Хронометр Гаррисона

Хронометр Гаррисона

Интересный факт: еще не полностью открытый, но уже на полном ходу осваивающийся Новый Свет должен был быть разделен между двумя великими державами Пиренейского полуострова. Тогда в 1494 году был создан Тордесильский договор. Этот договор провел границу мировых владений, которая проходила через два полюса и пересекалась в Атлантическом океане.

В 18 и 19 веках география становится полноценной и признанной во всем мире наукой. В этот период по всему миру открываются институты и организации, целью которых становится развитие географии и изучение Земли.

В последние два столетия технологический прогресс позволил создать огромное количество новых инструментов, которыми ученые могут пользоваться в своих исследованиях. Новые компьютеры, программы и другие технологии позволили специалистам изучать мир на совершенно ином уровне.

Ветви географии

География как наука на современном этапе является сложнейшей системой знаний, которые постоянно переплетаются и взаимодействуют друг с другом. Но при всей сложности, можно выделить три основных ее направления:

  • Физическая география;
  • Социально-экономическая география;
  • Картография.

Картография

“От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой заканчивается” — Н. Н. Баранский

Именно карта остается основой любого географического исследования, так как не существует никакого другого более точного и удобного метода ориентации в пространстве. Лишь с помощью нее можно наиболее правильно создать модель мира.

Картография — это наука об исследовании, моделировании и изображении пространства, сочетания и взаимодействия объектов и природных явлений.

Объектами этой дисциплины выступает Земля, другие небесные тела, звездное небо и Вселенная. Продуктами ее деятельности выступают разного рода карты: плоские карты, объемные, глобусы или же другие виды. В свою очередь картография имеет несколько разделов.

Картоведение это наука об изучении техники создания и производства карт.

Математическая картография

Математическая картография это наука, которая изучает построение моделей пространства на плоскости. Земля имеет форму сферы, поэтому создать точную карту на плоскости с сохранением всех пропорций, углов и расстояний не представляется возможным. Именно математическая картография пытается создавать наиболее точные модели пространства на плоскости.

Составление и оформление карт — наука о техническом дизайне и физическом воплащении моделей пространства.

Цифровая картография

Цифровая картография это раздел, который сложно назвать отдельным, так как это скорее инструмент, с помощью которого проводятся различные вычисления. Эта наука является дополнением и помощником для других направлений.

Интересный факт: нам, может быть и привычно видеть север в верхней части карты, но так было не всегда. В средние века, когда исламский мир перетянул одеяло лидерства в этой сфере на себя, восток был сверху. На латынь слово “восток” переводится как oriens. И чтобы правильно прочитать карту, восток должен был быть сверху, поэтому говорилось, что ее надо “сориентировать”. Отсюда и появилось это слово!

Физическая география

Физическая география

Физическая география

Физическая география это отрасль естествознания, которая занимается изучением процессов и закономерностей в природной среде, такой как атмосфера, гидросфера, биосфера и геосфера. Физическая география делится на несколько областей.

Геоморфология

Геоморфология — область, связанная с пониманием поверхности Земли, и процессов, благодаря которым она формируется как в настоящем, так и в прошлом. Геоморфология в свою очередь делится на несколько других направлений, которые изучают уже конкретные формы рельефа — к примеру, существует пустынная геоморфология или речная. Но все эти направления имеют общие процессы и методы, которые объединяют их в одну дисциплину. Геоморфология стремится понять историю и динамику рельефа и прогнозировать будущие изменения с помощью комбинации полевого наблюдения, физического эксперимента и численного моделирования (геоморфометрия).

Гидрология

Гидрология — область, которая изучает воду в любом ее проявлении и в любом месторасположение. Таким образом настоящая дисциплина охватывает воду в реках, озерах, водоносных горизонтах и, в некоторой степени, ледниках. Наука изучает все процессы и динамику развития этих водоемов.

Гляциология

Гляциология — область, которая изучает ледники и ледяные щиты, криосферы и другие явления связанные со льдом.

Биогеография

Биогеография — наука, которая изучает географические закономерности распределения животных видов и процессы, которые влияют на формирование подобных закономерностей. Биогеография возникла как область исследований в результате работы Альфреда Рассела Уоллеса, хотя область до конца двадцатого века в основном рассматривалась как историческая с точки зрения перспективы и описательная с точки зрения подхода.

Климатология

Климатология — область, которая изучает климат. Дисциплина изучает все процессы и явления, связанные с погодными условиями в различные периоды времени. Климатология изучает как природу микро (локального), так и макро (глобального) климата, а также природные и антропогенные воздействия на них. Ориентируется на долгосрочное прогнозирование погоды.

Метеорология

Метеорология — область, которая исследует атмосферу и фокусируется на прогнозировании на краткосрочный период. Метеорологические явления —это наблюдаемые погодные явления, которые освещают и объясняются наукой о метеорологии.

Почвоведение

Почвоведение — область, которая направлена на изучения почв в их естественной среде. В основном занимается педогенезом, морфологией почвы, классификацией почвы.

Палеогеография — область, которая изучает материалы в стратиграфической записи, чтобы понять формирование континентов в их географическом развитии.

Прибрежная география

Прибрежная география — область, изучающее динамическое взаимодействие между океаном и сушей. Направление включает как физическую географию, так и человеческую.

Океанография — область, которая изучает моря и океаны на поверхности Земли. Охватывает широкий круг вопросов, включая морские организмы и динамику экосистем (биологическая океанография); океанические течения, волны и динамику геофизической жидкости (физическая океанография); тектонику плит и геологию морского дна (геологическая океанография); и потоки различных химических веществ и физических явлений, происходящих в океане и вблизи его границ (химическая океанография).

Ландшафтная экология

Ландшафтная экология — область, которая изучает влияние изменений ландшафта на общие экологические процессы.

Геоматика

Геоматика — область, которая отвечает за технологическое развитие географии, то есть за распространение информации, интерпретацию полученных данных и их хранение.
Четвертичная геология — область, отвечающая за изучение последних 2,6 миллионов лет существования Земли, с целью понимания последних экологических изменений.

Социально-экономическая география

Социально-экономическая география

Социально-экономическая география

Социально-экономическая география или общественная география — это отрасль географии, которая отвечает за изучение людей, сообществ, культур, экономики и их взаимодействие друг с другом и окружающей средой. Социально-экономическая география имеет несколько видов.

Культурная география

Культурная география — область, изучающие различные продукты культурного развития обществ во всех их вариациях. Направление изучает анализ закономерностей, связанных с языком, религией, экономикой и другими культурными областями.

География развития

География развития — область, которая изучает распределение населения по уровню общего развития, то есть изучает качество жизни и экономическую деятельность на всей территории Земли.

Экономическая география

Экономическая география — область, направленная на изучение и взаимовлияние различных экономических систем.

Медицинская география

Медицинская география — область, изучающая перспективы и закономерности развития здравоохранения, борьбы с различными заболеваниями.

Историческая география

Историческая география — изучение человеческой истории. Историческая география изучает широкий спектр вопросов и тем. Общей темой является изучение географии прошлого и того, как место или регион меняются во времени. Многие исторические географы изучают географические модели во времени, в том числе и то, как люди взаимодействовали с окружающей средой и создавали культурный ландшафт.

Политическая география

Политическая география — область, изучающая то, как пространственные явления влияют на политические явления и наоборот.

География населения

География населения — область, изучающая то, как географические различия в распределении, составе, миграции и росте населения связаны с окружающей средой.
География населенных пунктов — область, изучающая географию городских и сельских поселений.

Городская география

Городская география — область, которая изучает города, поселки и другие районы относительно плотного заселения. Двумя основными интересами дисциплины являются месторасположение (как поселение позиционируется относительно физической среды) и ситуация (как поселение позиционируется относительно других населенных пунктов). Другой областью интереса дисциплины является внутренняя организация городских территорий с учетом различных демографических групп и инфраструктуры.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: