Как собирают деньги благотворительные организации в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Благотворительные организации – компании со статусом юридического лица, осуществляющие некоммерческую деятельность. По закону, 70-80% всех средств, полученных от свободных пожертвований, такие фонды обязаны потратить на свою основную некоммерческую цель – собственно, помощь нуждающимся, реставрацию исторических зданий, улучшение экологии и так далее. Направленностей у благотворительности много. Оставшиеся 20-30% (цифра неточная, так как в разных странах этот процент бывает различаться) организация в праве тратить на саму себя. То есть, на заработную плату сотрудникам, на содержание офиса, на рекламные нужды и так далее. Получается, что чем больше компания получит пожертвований, тем крупнее сумму она сможет забрать себе. И абсолютно в её интересах привлекать как можно больше денег от населения.

В обороте крупных благотворительных фондов, решающих различные социальные проблемы, и которым периодически помогают успешные бизнесмены, находятся серьезные суммы. И сотрудники таких организаций могут получать вполне неплохие заработные платы, уже не говоря об основателях и руководителях. Иногда они пользуются различными ухищрениями, чтобы получить как можно больше пожертвований. Это либо откровенное мошенничество или уловки, которые вводят людей в заблуждение, но по факту закон не нарушают.

Способы привлечения средств

Когда деньги собираются на лечение детей, очень важным моментом является прикрепленная фотография ребенка. Вы не раз видели людей в метро, которые ходят по вагонам с призывами помочь малышу, больному раком или лейкемией. В руках у сотрудника фонда обязательно находится фотография ребенка, скорее всего, довольно жалостливая. Конечно, никакого мошенничества в этом нет только если ребенок и его болезнь настоящие. Но сам факт наличия фотографии – это уловка, заставляющая отдать свои 20-50 рублей даже тех людей, которые при других условиях этого бы не сделали. Особенно хорошо это влияет на женщин, у которых есть маленькие дети.


Любой некоммерческой организации для полноценной, стабильной работы нужно уметь привлекать финансирование и управлять бюджетом. И делать это так, чтобы быть уверенными: денег хватит на долгую перспективу, мы не закроемся и не оставим своих благополучателей без поддержки.

Рассказываем, из каких частей состоит бюджет НКО.

Пожертвования от частных лиц

Это те деньги, которые переводят обычные люди, чтобы поддержать организацию или ее проекты. Жертвователи могут сделать разовый перевод или подписаться на регулярные пожертвования — установить сумму, которая будет списываться с его карты ежемесячно. Регулярные пожертвования — гораздо привлекательнее для НКО, так как именно благодаря ним, фонды могут планировать свои траты. Потому что знают — каждый месяц у них гарантированно будет определенная сумма.

Чтобы приток средств был регулярным, важно:

— понятно доносить свою миссию и ценности до аудитории;

— регулярно работать с соцсетями и СМИ;

— четко формулировать свои идеи;

— не стесняться рассказывать людям о том, почему важно поддержать работу организации.

Гранты

Это отличный способ найти финансирование на отдельные проекты организации или на основную работу (уставную деятельность). Получить грант можно на вполне внушительную сумму, и это позволит покрыть много потребностей фонда.

— Выиграть грант довольно сложно: конкуренция высока, нужно уметь вовремя отслеживать открытые конкурсы, грамотно составлять заявки и ярко презентовать свои идеи.

— Гранты даются на определенный период, — например, на полгода или год. Затем финансирование заканчивается.

Пожертвования от корпоративных доноров

Довольно много предпринимателей готовы участвовать в благотворительности. Некоторые компании готовы помогать различным благотворительным организациям, которые соответствуют их ценностям. Бывает, что речь идет о довольно крупных суммах.

Коммерческие услуги

Какие коммерческие услуги может оказывать НКО.

Консультации для бизнеса и других некоммерческих организаций

В НКО работают профессионалы, которые обладают уникальными знаниями и экспертизой. Например, они знают, как правильно и системно помогать бездомным людям, или понимают, как оценить, посчитать и описать эффективность той или иной благотворительной программы.

Все это может быть полезно бизнесу, который хочет начать участвовать в благотворительности или хочет понять, как построить программу корпоративной-социальной ответственности. Кроме того, знания и экспертиза специалистов из НКО может быть полезна фондам, которые только начинают свой путь.

Например, бизнесы, связанные с платежами (банки, онлайн-магазины), могут встроить пожертвования в свою систему. Но чтобы дать клиентам достойный выбор фондов и корректную механику, им может понадобиться консультация. Также компания может захотеть вовлечь своих сотрудников в благотворительность. И вот чтобы понять, как это лучше организовать, HR-отделу компании может понадобится консультация фондов.

Для физических лиц

Чтобы узнать, как НКО организовать коммерческую деятельность, нужно изучить законодательство: здесь и здесь.

Важно понимать: если делать ставку только на один из способов привлечения средств, то если с этим способом что-то пойдет не так, организация останется без денег, а значит, не сможет продолжать помогать подопечным.

Поэтому НКО необходимо учиться получать доходы всеми способами, не зацикливаясь на чем-то одном. Использовать пожертвования, если закончился грант, или договариваться с бизнесом, если сократился объем донатов от частных лиц. Так организация становится более устойчивой и может прогнозировать и планировать системную помощь и решение социальных проблем на перспективу. Чтобы выстроить процесс продажи услуг фонда системно, организации нужен коммерческий директор.

— консультации, в том числе HR-отделов организаций;

— некоторые технологические решения, которые бизнес может внедрить у себя на сайтах или в приложениях;

— исследование эффективности действующих программ Корпоративной-социальной ответственности

— услуги по разработке грантов для НКО вместе с бизнесом.


Знания


Знания


Знания


Культура


Опыт


Опыт

Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.

По всем вопросам обращайтесь на [email protected]

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам "Нужна помощь"

Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
р/с 40703810701270000111
в ТОЧКА ПАО БАНКА "ФК ОТКРЫТИЕ"
к/с 30101810845250000999
БИК 044525999

Стоит начать с того, что Фонды изначально могут отличаться друг от друга. Чтобы отчетливее увидеть различия, можно остановиться на фандрайзинговых и корпоративных фондах. Корпоративные фонды чаще всего учреждаются коммерческими компаниями, которые хотели бы направлять часть прибыли на борьбу с конкретной социальной проблемой. В таком случае фонд полностью или преимущественно финансируется компанией — учредителем, а главная задача фонда заключается в том, чтобы этими средствами эффективно распорядиться.

Фандрайзинговые фонды , чаще всего, учреждаются физическими лицами и не имеют запланированного регулярного финансирования. Деятельность такого фонда будет разворачиваться в двух направлениях : реализация программ и проектов, эффективно воздействующих на решение социальной проблемы, и привлечение финансирования на реализацию этой деятельности (иначе говоря, фандрайзинг ). Наш Фонд тоже является фандрайзинговым фондом, и именно поэтому далее в статье мы расскажем о том, как и откуда, в том числе мы, берём средства.

Что вообще включает в себя финансирование Фонда?

Первоначально Фонд формирует годовой бюджет, который включает в себя расходы на реализацию программ и проектов и расходы на административно-хозяйственную деятельность. То есть мы составляем смету необходимых расходов для реализации деятельности по оказанию помощи, включающую в себя закупку или аренду необходимого оборудования, работу привлеченных специалистов (психологов, юристов, тренеров и т.д.), прочие сопутствующие расходы. Определяясь с пониманием возможного объема работ формируется штат Фонда. В него входят административные сотрудники (директор, бухгалтер, иногда юристы и т.п.), сотрудники, отвечающие за непосредственную реализацию программ и проектов и сотрудники, чья деятельность направлена на привлечение ресурсов (PR-менеджеры, фандрайзеры и т.д.).

Осознав годовой бюджет и опираясь на основную цель деятельности Фонда, мы переходим к самому интересному — процессу привлечения ресурсов. У фандрайзинговых фондов может быть несколько источников финансирования.

Сбор частных пожертвований

Это та часть деятельности, которая знакома вам больше всего. Мы четко выстраиваем механизм оказания помощи, выстраиваем цепочку освоения денежных средств и обращаемся к людям с просьбой сделать пожертвование на любую сумму.

Сбор пожертвований является привилегией некоммерческих организаций, поэтому, во избежание мошенничества, он должен отвечать требованиям законодательства.

Фото: Jens Schlueter / Getty Images

Мы часто сталкиваемся с просьбами о помощи: на лечение, хлеб и борьбу за экологию. Кое-что из этого — мошенничество и попрошайничество, а что-то — профессиональный фандрайзинг. Как отличить? Отвечаем на вопросы

Что это вообще такое — фандрайзинг? Нельзя по-русски назвать?

Чем это отличается от попрошайничества? С шапкой у церкви тоже фандрайзеры стоят?

Фандрайзинг всегда направлен на решение либо чужих, либо наших общих проблем. На паперти же стоят те, кто ищет деньги для решения своих собственных задач.

Почувствуйте разницу: где-то наводнение и затопило деревню. Благотворительный фонд помогает этим людям восстановить дома, вам предлагают сделать пожертвование в фонд. Вы делаете пожертвование, когда на ваши деньги восстанавливают дом — вы получаете отчет. Это — фандрайзинг.

Как отличить на улице фандрайзера от мошенника?

Что до ящиков-копилок — сами по себе они легальное средство для сбора пожертвований, но тут тоже есть несколько правил:

А в интернете кто есть кто? Какой сбор профессиональный, а кого лучше обходить стороной?

Профессиональные благотворители никогда не собирают деньги на личные карточки. У организаций всегда есть сайт, на сайте — страница безопасных платежей онлайн, реквизиты и договор пожертвования.

У меня свой бизнес, я могу нанять фандрайзера или это только в благотворительности?

Фандрайзинг как термин в основном используется в отношении тех организаций и проектов у которых есть социальная миссия — благотворительность, образование, культура. Сейчас фандрайзеры стали появляться в стартапах, они занимаются привлечением инвестиций.

В бизнесе есть люди выполняющие функцию фандрайзинга, но обычно их должности называются иначе: менеджер по работе с партнерами, со спонсорами, менеджер по развитию, по работе с ключевыми клиентами или инвесторами — все зависит от конкретных задач.

Фандрайзеры получают зарплату или процент от привлеченных средств?

Мы хотим получить грант, но больше нам ничего не нужно. Кто нам в этом поможет?

Привлечением грантов занимается грант-менеджер или грантрайтер. Это одна из разновидностей фандрайзинга. Для того, чтобы получить грантовое финансирование, недостаточно просто составить заявку, нужно смотреть на проект в целом, иногда адаптировать его под условия грантового конкурса. Нужно составить бюджет, заранее продумать критерии оценки эффективности проекта, анализировать работу, готовить отчет. Получение и обслуживание грантовых денег — трудоемкая задача.

Какие еще бывают виды фандрайзинга, кроме грантрайтинга?

Можно выделить два основных направления: привлечение пожертвований частных лиц и работа с бизнесом. Внутри каждого из них есть свои подвиды, требующие специфических навыков и компетенций.

Частные пожертвования могут быть массовыми — нужно привлечь как можно большее внимание к проблеме как можно большего количества людей. Для этого проводятся акции, концерты, забеги и так далее (это событийный фандрайзинг), публикуются материалы в прессе, снимаются видеоролики, сюжеты для телевидения (это медиа-фандрайзинг).
Работа с крупными частными донорами — это отдельное направление.

Для взаимодействия с компаниями нужно понимать корпоративную культуру, встроиться в задачи бизнеса.

Я хочу стать фандрайзером. Где этому учат?

Нам нужен фандрайзер. Как его искать и выбирать?

Читайте также: