Что такое системность знаний кратко

Обновлено: 05.07.2024

Системность знаний основана на определении места новых знаний в многоуровневой иерархической организации. При этом необходимо найти ответы на вопросы: какие понятия детализируют или обобщают новые знания и в каких отношениях они состоят с известными фактами и закономерностями. [1]

Особая организация, особая системность знания ; не просто упорядоченность, как в обыденном знании, а упорядоченность по осознанным принципам; упорядоченность в форме теории и развернутого теоретического понятия. [2]

Главным критерием образованности должны стать системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно достраивать недостающие элементы в системе знаний с помощью логичебких рассуждений. [3]

В целом формирование коммуникативной культуры, компетентности специалистов в разных сферах деятельности, в том числе и в области технологий общественных связей, предполагает всесторонность, системность знаний - гуманитарных и естественно-научных. Именно поэтому одной из актуальных задач современной высшей школы становится введение в образовательный стандарт комплекса дисциплин коммуникативного цикла, в первую очередь - основ теории коммуникации. [4]

Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить. Главный критерий образованности - системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. В древнем афоризме: Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается - большая доля истины. [5]

Таким образом, все разделы предмета химии связаны между собой последовательно развивающимися понятиями, объединяющими их в единое целое - в систему. Следствием системности содержания является системность знаний учащихся. А когда знания становятся убеждениями, достоянием учащихся, то и мышление их приобретает свойство системности. [6]

Соответственно указанные характеристики результата учения являются показателями эффективности учения при рефлексивном и нерефлексивном составе его операций. К собственно усвоению знаний и действий среди них относится системность знаний осознанность знаний и действий, получаемых в результате учения. [7]

Наиболее значимая среди них состоит в возможности формирования у учащихся умения математизации реальных ситуаций, а это, как указывалось выше, связано с формированием такого важного действия, как действие моделирования. Изучение метода уравнений и неравенств в определенной мере преследует цель установления межпредметных и внутрипредметных связей, а значит, формирования системности знаний . [8]

Однако нас интересует именно развитие знания, а не отдельных его элементов. Какой-либо фрагмент знания может включать несколько понятий, одно из которых совершает интенсивное развитие, а другое - экстенсивное. Простейшей ячейкой системности знания является научная теория. [9]

В дальнейшем экономическое образование может быть еще более ограничено в результате повышения качества преподавания и углубленного изучения традиционных школьных предметов. В результате любое знание, которое приобретают и будут приобретать учащиеся в области экономики, будет ими получено главным образом через внедрение экономики в другие предметы, такие как общественные науки, история, обучение бизнесу. Большинство изучаемых дисциплин в неязыковых вузах имеют комплексный характер и находятся в тесном взаимодействии с экономическими дисциплинами, педагогикой и психологией. Современная образовательная система предусматривает введение таких новых дисциплин и курсов: Маркетинг, Психология предпринимательств, Защита прав потребителей, Предпринимательское право, которые дифференцируют содержательную подготовку студентов с учетом специфики специальности и интересов. Одной из важнейших задач таких интегративных курсов является выявление и реализация междисциплинарных связей, так как они повышают научный уровень обучения и являются особой педагогической категорией. Установление связей между дисциплинами является необходимым педагогическим условием для формирования научного мировоззрения, целостности и системности знаний , основанных на сведениях общественно-политического и социально - экономического характера. Междисциплинарные связи дают возможность посмотреть на учебный курс или дисциплину с разных сторон, прочнее запомнить весь предмет и, что самое важное, способствуют приучению учащихся самостоятельно находить, сопоставлять и переносить ранее известное на новое. [10]

, качество совокупности знаний; характеризуется наличием в сознании структурно-функциональных связей между разнородными элементами знаний. С.з. предполагает понимание человеком соотношения между разнопорядковыми понятиями, понятиями и законами, научными фактами и постулатами, постулатами и следствиями и пр., осознание личностью знаний по их месту в научной теории. Как показывает школьная практика, от сознания ученика (независимо от его способностей и успеваемости) эти связи, как правило, ускользают. Непонимание учащимися структурных связей между разнородными элементами теоретических знаний, включённых в учебные курсы, отражается на осмыслении знаний, усвоенных в определённой последовательности, препятствует формированию целостности знаний, увеличивая нагрузку на память.

Системное знание (СЗ) - антитеза элементно-суммативной совокупности знаний; взаимосвязанная в целостность совокупность предметного знания, обладающего определенной структурой. Целостность образуют дифференциальные знания, организованные в структуру методологической установкой системного подхода. СЗ - концептуальная система, фиксирующая, описывающая реальность системного бытия предмета, отражающая его многомерную картину, когда каждый компонент знания связан с другими, и как совокупное знание создает ту полноту его описания, в котором он предстает как целостный системный предмет. Системный подход - не только методологическое средство, направляющее исследование, определяющее характер познавательных процедур, но и средство, определяющее производимую при этом концептуальную систему (элементы знаний, их содержание, структуру). В равной мере системный подход является и средством выбора из всей совокупности наличных знаний тех фрагментов, которые синтезируются в концептуальную систему, составляющую теоретическую основу решаемой задачи или проблемы: каков должен быть предмет и какова должна быть деятельность его проектирования.

В.П.Кузьмин пишет, что многомерное бытие предмета есть источник многоаспектного знания о нем. Каждый модус его бытия отражается системой знаний, включающей знание о:

- отношениях, связях, взаимодействиях (внешних и внутренних, типе взаимодействий и характере возникающих изменений);

- процессуальных формах системы: развитии, функционировании, динамике состояний.

Однако дифференциация научного знания - лишь одна из сторон развивающегося знания. Другая ее сторона - это процесс интеграции, который все более усиливается. Этому способствуют не только внутренние тенденции развития науки, но и глобальный характер практических задач, вставших перед человечеством, перешагнувшим в новое тысячелетие. И здесь особая роль принадлежит методологии системных исследований, системному анализу, системному мышлению.

Научное мышление - категория историческая; каждой конкретно-исторической эпохе присущ свой стиль мышления, В его характеристиках

отражаются реалии исторического этапа жизни людей, развития культуры, происходящие изменения в характере решаемых практических и познавательных задач, в технологиях материального и духовного производства и самой человеческой деятельности: в функциях, содержании, средствах и способах. Все сферы человеческой жизнедеятельности получают отражение в разных формах общественного сознания (философия, идеология, наука, искусство, право, мораль и т.д.), оказывая влияние на общий способ мышления. Последний, выражаясь словами Г.Гегеля, есть эпоха, схваченная в мыслях.

Системное мышление является конкретным выражением диалектического метода в науке, - отмечает А.М.Коршунов. Здесь важно выделить два момента. Первый связан с пониманием системной природы вещей. Каждая вещь рассматривается в некоторой системе взаимодействий, преемственно связанных явлений, в их совокупности, составляющей организованное целое. Законы ее бытия рассматриваются как выражение всей системы взаимодействий. Подобное рассмотрение диалектики вещей, выражая общие особенности теоретического мышления, свидетельствует о том, что и само оно системно. Второй момент связан с пониманием развития как борьбы противоположностей. Как отмечает И.Б. Новик, в трактовке взаимодействий противоположностей имеют место две Крайности. Одна выражает полярность противоположностей - такое их разведение по полюсам, при котором между ними уже есть борьба. Другая - антиномизм, - т.е. настолько значительную между ними враждебность, что уже выражение противоречий исключает возможность их разрешения. Системное мышление выделяет здесь момент, в котором возможно разрешение противоречия, усматривая между противоположностями промежуточный компонент -взаимное превращение противоположностей, стирающее их исходные противоречия и рождающее нечто новое (которое обладает внутренними противоположностями, находящимися еще не в стадии борьбы, а сосуществования), более жизнеспособное и потому прогрессивное.

Стиль мышления представляет собой систему, состоящую из внешней методологической установки и конкретных особенностей познавательного процесса данного исторического этапа. Так, в системный стиль научного мышления имеет ряд исторически характерных черт, отличающих его от стиля мышления классической науки. Выделяют следующие его особенности.

Ракитов А.И. считает, что системный стиль мышления не следует традиции классической науки экстраполировать методологию лидирующей в данный период научной дисциплины на все остальные (как это имело место, например, в XVII-XIX вв., когда закономерности механики экстраполировались на химию, биологию, психологию, социологию и т.д.). Системное мышление в принципе междисциплинарно; оно выступает общенаучной методологией, которая опирается не на законы отдельной науки, а на общий теоретический фундамент материалистической диалектики. Общая методологическая установка системного мышления - рассматривать объекты любой науки с единой точки зрения в одной из всеобщих форм их бытия: в форме систем как целостности в единстве с внутренней сложностью и организованностью частей.

По словам Л.Я.Зориной, системное мышление рассматривает реальный объект (комплекс объектов) как многомерное целое с учетом множества детерминирующих факторов: специфических и неспецифических, прямых и косвенных, стабильных и переменных. Оно существенно ограничивает сферу жесткого детерминизма, характерного для классической науки, и ориентируется, главным образом, на вероятностно-статистические закономерности.

Если научное мышление классической науки имело объектную направленность - на исследование объектов внешнего мира, безотносительно к их включению в сферу деятельности человека, то системное мышление отличает объектно-субъектная направленность; оно ориентировано на системы, включающие человека, его деятельность. Объектом исследования становятся в меньшей мере вещи, фрагменты внешнего мира, в большей - социальные, искусственно создаваемые человеком системы: их конструирование, проектирование, строительство. При анализе сложности таких субъект-объектных систем мышление ориентировано на задачу управления - исследования проблем оптимального регулирования процессов происходящих в системе, что предполагает сбор и анализ огромного массива информации о процессах исследуемой системы. Эта задача посильна лишь при использовании компьютерной техники. ЭВМ становится главным техническим средством системного мышления, а познавательная деятельность принимает формализованный характер.

Системный подход, являясь формой самосознания наук, выражает ее стремление осознать происходящие существенные изменения стиля научного мышления. В рамках системного подхода происходит осознание характера состояния и соответствия (или несоответствия) наличных или создаваемых методологических средств специфическим задачам исследования и построения сложных объектов.

Все научные концепции (прямо или опосредованно) системно взаимосвязаны между собой .

Научное знание всегда системно организовано. Раз-ные художественные произведения даже одного и того же автора могут быть совершенно не связаны между собой .

Однако, разные научные теории даже самых разных авторов объединяются в целостную науку.

Если между научными концепциями возникают существенные противоречия, то ученые их стре-мятся так или иначе преодолевать (или хотя бы сглаживать), восстанавливая взаимную согласо-ванность в рамках единой системы знания.

От системности отдельных научных областей важно пытаться перейти к более-менее единой картине ми-ра.

Конечно, со временем эта картина сменится другой, более совершенной.

Полностью избежать все противоречия невозможно и на смену преодоленным будут возникать новые.

Единое здание науки воздвигается (и перестраива-ется) содружеством ученых только системоорганизо-ванно.

Любая система научных знаний уходит со сце-ны не под давлением даже очень веских, но раз-розненных фактов, противоречащих ей.

Она отступает лишь перед новой системой на-учных знаний (новой парадигмой).

Во многих современных науках широко используется системный подход. В его основе лежит исследование объектов как систем.

Методология С. п. определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих её механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Изменение типа научных и практических задач сопровождается появлением общенаучных и специально-научных концепций, для которых характерно использование в той или иной форме основных идей С. п. Так, в учении В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере научному познанию предложен новый тип объектов — глобальные системы. Выделение особого класса систем — информационных и управляющих – послужило фундаментом возникновения кибернетики.

В биологии системные идеи используются в экологических исследованиях, при изучении высшей нервной деятельности, в анализе биологической организации, в систематике.

В экономической науке принципы С. п. получают распространение особенно в связи с задачами оптимального экономического планирования, которые требуют построения многокомпонентных моделей социальных систем разного уровня.

В практике управления идеи С. п. кристаллизуются в методологических средствах системного анализа.

С. п. не существует в виде строгой методологической концепции: он выполняет свои эвристические функции, оставаясь не очень жестко связанной совокупностью познавательных принципов, основной смысл которых состоит в соответствующей ориентации конкретных исследований. Эта ориентация осуществляется двояко.

Во-первых, содержательные принципы С. п. позволяют фиксировать недостаточность старых, традиционных предметов изучения для постановки и решения новых задач.

Во-вторых, понятия и принципы С. п. существенно помогают строить новые предметы изучения, задавая структурные и типологические характеристики этих предметов и т. о. способствуя формированию конструктивных исследовательских программ.

Будучи в принципе общенаучным направлением методологии и непосредственно не решая философских проблем, С. п. сталкивается с необходимостью философского истолкования своих положений. Сама история становления С. п. убедительно показывает, что он неразрывно связан с фундаментальными идеями материалистической диалектики, что нередко признают и многие из западных учёных. Именно диалектический материализм даёт наиболее адекватное философско-мировоззренческое истолкование С. п.: методологически оплодотворяя его, он вместе с тем обогащает собственное содержание; при этом, однако, между диалектикой и С. п. постоянно сохраняются отношения субординации, т. к. они представляют разные уровни методологии; С. п. выступает как конкретизация принципов диалектики.

По своей структуре диалектика как метод состоит из набора принципов, назначение которых — вести познание к развертыванию противоречивости развития.

2 группы принципов:

1) предпосыл.-ые – объективности (изнач. ориент. на объект-сть, рассм. вещей самих по себе, в их всеобщности, не откл. от них на побочн.обст., устр-ть агности. ориент. в процессе дв. к сущн.), системности, историзма, диалект. противореч-сти

Читайте также: