Типы профессиональных планов и предпочтений кратко

Обновлено: 05.07.2024

Любые челоеческие способности имеют под собой психофизиологическую основу. Особое значение для проведения качественной профдиагностики имеет выделение профессионально важных качеств личности - ПВК.

Принципы психодиагностики в профессиональном отборе.

Оценка степени соответствия личности качествам, требуемым в данной профессии.
1. Унифицированность. Используется унифицированный набор психодиагностических методов (тест Антхауэра, MMPI), обеспечивающий большой объём максимально надёжной информации.
2. Можно их использовать при определении профпригодности и в целях определения возможных кадровых перемещений (>,^,? и т.д.)
3. Ориентация на группы сходных профессий и должностей.

Необходимые качества личности для успешного освоения определённого вида профессий.

4. Приоритетный учёт общих способностей человека.
5. Принцип презумпции профессиональной пригодности (пока не подтверждена профессиональная непригодность, человек считается пригодным для выполнения любой деятельности).
6. Психологические методы диагностики позволяют выявить профессионально важные качества личности. (ПВК)

2. Понятие о профессиографии. Психограмма и профессиограмма

Профессиография призвана путём объективного исследования раскрыть всю сложность профессии, выявить её структурные и содержательные особенности, установить всё многообразие взаимоотношений личности специалиста с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми, с целым рядом специфических явлений, сопровождающий трудовой процесс. Главную часть Профессиограммы составляет Психограмма, представляющая собой полное описание собственно психологических характеристик деятельности, совокупность психофизиологических и личностных качеств, являющихся для неё профессионально важными.

Психологические тесты позволяют определить с большой долей вероятности неудачи в профессиональной деятельности, чётко определяя нижнюю границу способностей. Успех в профессиональной деятельности зависит и от ряда других факторов.

Факторы успешности в профессиональной деятельности.

Методы психологической диагностики.

Тестовые методики ненадёжны. Необходимо применять батареи методик. MMPI даёт 20% ошибки. "Я разочаровалась в батареях. Слишком долго, нудно, заказчику кажется, что это лишнее".
1. Экспресс-диагностика: тесты компактны, просты в исполнении; возможно выявление групп риска. Например: опросник Айзенка, Шмишека - Леонгарда, Голланда, тест Лири, КОТ, Люшер. Не могут сказать о профессиональной непригодности.
2. Методы углублённой диагностики. Максимальная валидность и надёжность, универсальность, многофакторность. Не могут сказать о профессиональной непригодности. CPI, MMPI, Ровен, Гилфорд, Кеттел (интеллектуальный). Требуют продолжительного времени тестирования.
Глубинные методы диагностики. Выявление мотивации человека, в том числе и скрытой. Проективные тесты (Hand-тест), методы экспериментальной психосемантики. Эти методики требуют высокого уровня подготовки пользователя.

3. Профпланы и их типы

Выделяют следующие типы профессиональных планов.
1. Долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.
2. Индивидуальные, личностные и групповые.
Составление профплана позволяет человеку более подробно осуществить построение временной перспективы, долгосрочное целеполагание и коректировку долгосрочных и краткосрочных профессиональных целей.

Личностные характеристики личности оказывают решающее влияние на ее поведение в организации и результативность профессиональной деятельности. Дж.Голланд выделил следующих шесть типов личности, соотносящихся с определенным типом поведения и профессиональным предпочтением:

1. Реалистический тип – личность, отличающаяся энергичным, агрессивным поведением, необщительная и стремящаяся к занятию конкретными материальными объектами. Обладает моторной ловкостью и математическими способностями. Реалистическому типу личности рекомендуется деятельность в области инженерии, механики, строительства, агрономии и т.п.
2. Исследовательский тип – личность, характеризующаяся познавательным поведением. Такой человек креативен, любопытен, аналитичен, независим, оригинален. Доминируют теоретические ценности, превалирует стремление к решению задач, требующих интеллектуальных усилий и абстрактного мышления. Исследовательскому типу личности целесообразно посвятить себя научным занятиям в области биологии, астрономии, математики, физики и иных точных наук.
3. Социальный тип – личность, нацелена на внешнюю среду, предпочитает чувственную и эмоциональную деятельность. Эта личность нуждается в активных социальных контактах, стремится поучать и воспитывать. Обладает хорошими вербальными способностями. Социальный тип личности наиболее эффективен в профессиях, связанных с обучением, лечением, социальным обслуживанием.
4. Конвенциальный тип – личность с ярко выраженным предпочтением к четко структурированной деятельности, конкретная, консервативная, практичная. Хорошо развиты математические наклонности. Для такой личности предпочтительны профессии связанные с финансами и бухгалтерским учетом.
5. Артистический тип – личность, стремящаяся к самовыражению, опирается на эмоции, воображение, интуицию. Человек с таким типом личности независим в решениях, оригинален, имеет свой взгляд на жизнь, не придерживается условностей общества. Имеет высокоразвитые моторные и вербальные способности. Артистический тип личности тяготеет к творческим занятиям – музыке, живописи, искусству, литературе и др.
6. Предприимчивый тип – личность, отличающаяся инициативным поведением. Она направлена на достижение целей, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность. У предприимчивого типа личности ярко выражено стремление к доминированию, признанию и власти. Таким типом личности должны обладать предприниматели и бизнесмены. Предпочтительная профессиональная сфера – менеджмент, юриспруденция, политика и общественная деятельность.

Базовыми процессами этого периода И.С. Кон (18) называет процессы дифференциации умственных способностей и интересов, без которых был бы затруднительным выбор профессии, развитие интегративных процессов самосознания, выработка мировоззрения и жизненной позиции.

Наиболее важными новообразованиями в юношеском возрасте являются поиск себя в мире, формирование мировоззрения, устремленность в будущее, активный поиск путей и средств для самоутверждения, что побуждает к активизации процесса профессионального самоопределения к уточнению и конкретизации профессиональных планов.

Формирование способности связать планы на будущее с действиями в настоящем, предвидеть результаты и последствия своих действий, способствует развитию целеустремленности, воли, формирует готовность к предстоящим трудностям. Молодые люди начинают предпринимать конкретные шаги к реализации своей цели.

При выборе профессии повышается значимость собственных ценностей, повышается влияние мнения взрослых, ослабляется влияние сверстников (по сравнению с подростковым возрастом). Однако, по прежнему сильны мотивы моды, престижа.

Профессиональные интересы конкретизируются, становятся более устойчивыми.

Потребность в обучении, стремление к независимости, потребность в активности, разнообразии, делают наиболее привлекательными профессии, связанные с широким обучением, с подвижным и разнообразным характером труда, а также профессии, предоставляющие свободу и самостоятельность.
2.6 Типы профессиональных планов

Типология профессиональных планов может быть осуществлена по разным основаниям. Чаще всего в качестве основания для типологии служат признаки (характеристики) профессиональных планов.

Е.И. Головаха выделяет следующие основные характеристики профессиональных и жизненных перспектив:

1) продолжительность (способность человека заглядывать в свое будущее); 2) реалистичность (способность разделять реальность и фантазии в представлениях о своем профессиональном будущем); 3) дифференцированность (степень расчленения будущего на последовательные этапы, ближайшие и отдаленные перспективы); 4) оптимистичность (соотношение положительных и отрицательных прогнозов относительно своего профессионального будущего, а также уверенность в том, что ожидаемые положительные прогнозы сбудутся в намеченные сроки); 5) согласованность (способность связывать будущие события с прошлыми и настоящими, высокая актуальность для самоопределяющегося человека событий жизни, способность реально оценивать время и т.п.).

В качестве основания для типологии профессиональных планов можно использовать признаки, выделенные Е.А. Климовым:

1) смутность - определенность, ясность плана (как образа в сознании);

2) отрывочность - полнота;

3) изменчивость - устойчивость (во времени, по отношению к внушающим и другим воздействиям);

4) фантастичность - реалистичность;

5) несогласованность, противоречивость - логическая и внутренняя согласованность;

А.А. Кроником и Е.И. Головахой на основании обобщения опыта различных авторов, а также на основании проведенного ими исследования были выявлены типы построения старше­классниками личной профессиональной перспективы (ЛПП), в основу которых положены различные критерии.

В первом варианте основанием для типологии являлась определенность дальней и ближайших профессиональных целей, что выражалось в следующих типах:

1-ый тип. Ориентированные на дальнюю профессиональную цель. Старшеклассники, выстраивающие личную профессиональную перспекти­ву по данному типу, характеризуются отчетливым представлением, кем они хо­тели бы стать по профессии через 10-15 лет (Высокий уровень определенности дальней профессиональной цели).

2-ой тип. Ориентированные на ближайшие профессиональные цели. Для подростков, выстраивающих личную профессиональную перспективу по данному типу, характерно наличие четкого представления об учебном заве­дении, в котором они собираются учиться после школы, о стажировке по ка­кой-либо профессии или начальном месте работы. При этом дальняя профес­сиональная цель для них является неопределенной.

3-ий тип. Нецелеустремленные.

Для данных школьников характерна неопределенность дальней профессио­нальной цели и ближайших шагов в профессиональной сфере после окончания школы.

Во втором варианте типология выстраивалась по двум основаниям: опреде­ленности профессиональных целей (дальней и ближайших) и наличие конкрет­ных действий по поиску информации об интересующей профессии или начало подготовки к ее освоению.

1-ый тип. Ориентированные на дальнюю профессиональную цель, реализующие.

2-ой тип. Ориентированные на дальнюю профессиональную цель, нереализующие.

3-ий тип. Ориентированные на ближние профессиональные цели, реализую­щие.

4-ый тип. Ориентированные на ближние цели, нереализующие.

5-ый тип. Нецелеустремленные, реализующие.

6-ой тип. Нецелеустремленные, нереализующие.

Основаниями третьего варианта типологии служили ориентированность на дальнюю или ближайшие профессиональные цели и определенность представ­лений о возможных препятствиях. Наличие представлений о препятствиях на­ми обозначается как реалистичность.

1-й тип. Ориентированные на дальнюю профессиональную цель реалистичные

2-й тип. Ориентированные на дальнюю профессиональную цель, нереалистич­ные.

3-ий тип. Ориентированные на ближайшую профессиональную цель, реали­стичные.

4-ый тип. Ориентированные на ближайшую профессиональную цель, нереа­листичные.

5-ый тип. Нецелеустремленные, реалистичные.

6-ой тип. Нецелеустремленные, нереалистичные.

В специально проведенном исследовании авторы соотносили тип построения личной профессиональной перспективы старшеклассниками с характеристика­ми их личностного времени. Основным критерием выделения групп испытуе­мых, значительно различающихся особенностями личностного времени, являл­ся психологический возраст

В итоге были выделены следующие обобщенные типы построения ЛПП с учетом психологического возраста испытуемых и особенностей построения своих перспектив.
Типология 1

Психологический возраст испытуемых, ориентированных на ближайшие профессиональные цели, значительно чаще соответствует хронологическому, чем у испытуемых, ориентированных на дальнюю профессиональную цель и нецелеустремленных.

Испытуемые, выстраивающие личную профессиональную перспективу по 2-ому типу данной типологии (ориентированные на ближайшие профессио­нальные цели), значительно реже характеризуются психологическим возрастом младше 14 лет, чем испытуемые, выстраивающие личную профессиональную перспективу по 1-ому и 3-ему типу.
Типология 2

Испытуемые, выстраивающие личную профессиональную перспективу по 5-ому типу данной типологии (нецелеустремленные реализующие) значительно чаще, чем испытуемые других типов, характеризуются психологическим воз­растом старше 16 лет. Наличие основания реализация является дифференци­рующим для испытуемых, ориентированных на ближайшие профессиональные цели. Старшеклассники, ориентированные на ближайшие профессиональные цели, реализующие, характеризуются более старшим психологическим возрас­том, чем ориентированные на ближайшие профессиональные цели, нереали­зующие.


Типология 3

Учащиеся, выстраивающие личную профессиональную перспективу по 2-ому, 5-му и 6-му типам данной типологии (ориентированные на дальнюю про­фессиональную цель, нереалистичные и нецелеустремленные, реалистичные и нереалистичные) характеризуются одинаковыми частотами встречаемости за­ниженного, завышенного и соответствующего хронологическому психологиче­скому возрасту. Наиболее часто психологический возраст испытуемых, вы­страивающих личную профессиональную перспективу по данным типам, млад­ше 14.

Испытуемые, ориентированные на ближайшие профессиональные цели, реалистичные и нереалистичные, значительно чаще других имеют психологиче­ский возраст старше 16 лет.

Значительно большая часть испытуемых, выстраивающих личную профес­сиональную перспективу по 1-му типу (ориентированные на дальнюю профес­сиональную цель, реалистичные), характеризуется психологическим возрастом старше 16 лет.

Миллионы юношей и девушек, оканчивая школу, пытаются найти свой жизненный путь, однако не всем удается достичь желаемых успехов. Одна из причин заключается в том, что профессиональные и жизненные планы не всегда хорошо продуманы, составлены без учета своих способностей и возможных препятствий.

У каждого человека: и у взрослого, и у ребёнка – есть удивительная возможность – мечтать. Пока человек живёт, он всегда о чём-то мечтает. Иногда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели. Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идём вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни. Давайте назовём эту лестницу “лестницей желаний”. Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идём уверенно, можем ошибаться, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Ваш подъём зависит во многом от того, как вы будете вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с вами по лестнице: будете толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперёд, идти рядом. Вы сейчас находитесь в такой ситуации, когда вам необходимо спланировать своё движение по лестнице жизни, найти свой жизненный путь. Однако не всем удается достичь желаемых успехов. Одна из причин заключается в том, что план не всегда хорошо продуман, составлен без учета своих способностей и возможных препятствий.

Профессиональный план – это представление человека о своём профессиональном будущем, поэтому его построение зависит от него самого, его опыта. Говоря о профессиональном плане, мы говорим о пути, имеющем протяжённость во времени.

Планирование обычно бывает: долгосрочное (на несколько десятилетий вперёд); на средний срок (несколько месяцев или лет) и краткосрочное (несколько дней, недель). Планирование профессионального пути у человека чаще всего идёт как намётки основных вех. Причём эти вехи могут быть разные: временные (например, к 23 годам окончить институт и найти хорошую работу), событийные (стать менеджером) без чёткого указания возраста человека при совершении события.

Планируя свою профессиональную карьеру, необходимо проявить максимум самостоятельности. Ошибки, пока они только в планах, исправимы. У вас есть знания о себе и о мире профессий, ведь осознанным выбор человека может быть только тогда, когда учитываются все обстоятельства дела.

При составлении профессионального плана надо обдумать свою главную цель, полезно продумать реальные пути и средства достижения поставленной цели. Необходимо помнить, что в профессиональном плане всегда должен присутствовать и запасной вариант, ведь наша жизнь изменчива, и на пути к поставленной цели могут возникнуть неожиданные препятствия: неудача на ЕНТ, непредвиденное снижение спроса на избранную профессию, отсутствие материальных возможностей и многое другое.


Жизненный план – представление человека о желаемом образе жизни (социальный, профессиональный, семейный статус) и путях его достижения

Профессиональный план - представление человека о своем профессиональном будущем

Профессиональный выбор ориентирован на ближайшую перспективу. Например, выбор конкретного профессионального учебного заведения. Далее может быть выбор (уточнение) специальности, кафедры, факультета… В ходе обучения могут быть и другие выборы: научного руководителя, места производственной практики. Различных спецку4рсов и т.п. По окончании – выбор места работы. Таким образом, вся карьера – это чередующиеся выборы. Следовательно, нельзя утверждать, что неудачный выбор профессии сделает неудачной и всю жизнь. Даже неудачный выбор можно во многом подкорректировать другими (последующими) выборами. Хотя конечно, лучше поменьше делать таких неудачных выборов.

И в основе профессиональных перспектив, и в основе профессиональных планов, и даже – профессиональных выборов лежат ценностно-смысловые ориентации данного человека. Каждый раз он как бы задает себе вопрос: а позволит ли данный выбор, план или перспектива прийти к желаемому образу жизни, к успеху?

Ниже представлены основные варианты планирования профессионального развития:

2. Реалистический вариант. Здесь человек, наоборот, не ставит перед собой сложные цели, а больше учитывает свои реальные возможности и как бы подбирает профессиональные цели под эти возможности. Обычно такие скромные цели человек достигает, хотя нередко и сожалеет о том, что даже не попробовал достичь боле интересные и сложные цели. Иногда бывает и так, что человек, уже начав реализовывать такие планы, обнаруживает в себе более интересные возможности. И тогда возможны другие, более сложные выбор и планы, т.е. вполне допустима корректировка планов.




1.7. Основные ошибки и предрассудки при планировании карьеры

4.Перенос отношения с человека – представителя той или иной профессии – на саму профессию. Например, у подростка есть знакомый взрослый – прекрасный человек, занимающийся наукой. И тогда подросток начинает думать, что все ученые – прекрасные люди. Хотя известно, что часто в творческих профессиях работают люди с очень непростыми характерами, что нередко порождает непростые взаимоотношения в трудовых коллективах (зависть, склоки, откровенную травлю наиболее творческих работников и т.п.). И общаться с такими людьми достаточно сложно. Поэтому в дальнейшем могут возникнуть сильные разочарования. Надо помнить, что далеко не всегда сама профессия собирает в свои ряды наилучших людей. А прекрасные (умные, порядочные) люди есть в каждой профессии, даже в среде ученых.

5.Увлечение какой-то внешней или какой-то частной стороной профессии. Например, в профессии геолог школьника может привлечь возможность путешествовать, но при этом не учитывается, что у геолога много кропотливой и даже рутинной работы, связанной с тончайшими наблюдениями, химическими анализами, записями и обработкой результатов. Поэтому следует учитывать все разнообразные характеристики будущей профессии.

8.Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности). Конечно, дело это непростое, - отмечает Е.А.Климов. Но явный не учет своих склонностей и своей готовности часто приводит к тому, что намеченные цели не достигаются или за достижения приходится сильно расплачиваться своим здоровьем и нервами, что никак не вяжется с успешным выбором, приносящем удовлетворение и счастье человеку.

9.Незнание или недооценка своих физических особенностей и недостатков, существенных при выборе профессии. Здесь также возможны трудности при достижении намеченных целей и трудности уже в самой профессиональной деятельности. Например, работа, требующая отличного здоровья, выносливости, стрессоустойчивости может вызвать у неподготовленного человека не только нервные срывы и психические заболевания, но и привести к авариям и катастрофам, которые могут иметь весьма тяжелые последствия для окружающих.

10.Незнание основных действий, операций и порядка их выполнения при решении, обдумывании задачи о выборе профессии. И тогда возникают ситуации, когда человек хочет правильно выбрать профессию, но действует скорее хаотично, чем энергично, когда при внешней видимости какой-то активности результат может оказаться не удачным. И здесь могут помочь не только отдельные советы и консультации специалистов, но в идеале – систематическая профориентации оная работа. А со стороны самоопределяющегося человека важна активность по поиску тех специалистов, которые могли бы квалифицированно помочь в правильном профессиональном и жизненном выборе.

К типичным ошибкам, выделенным Е.А.Климовым, можно добавить и другие ошибочные действия многих самоопределяющихся людей:

11.В поиске консультантов и советчиков нередко обращаются в коммерческие психологические центры, где с клиентов (школьников и их родителей) берут достаточно высокие гонорары. Дело в том, что не всегда большие гонорары соответствуют качественной помощи.

12.Излишнее доверие к психологам-профконсультантам, которые хотя и стараются оказать эффективную помощь, но тоже не всегда удачно это делают. Например, в платном консультировании, чтобы как-то оправдать высокие гонорары, консультант строит свои взаимоотношения с клиентом на откровенной манипуляции (очаровывает его и навязывает свои выборы или забалтывает его красивыми разговорами, а то и просто банально тестирует его с помощью экзотических зарубежных тестов и выдает наукообразные, но малообоснованные рекомендации). Конечно, мы не советуем настороженно относиться к профконсультантам (в том числе, и к частнопрактикующим), но по возможности, следует иногда и перепроверять их рекомендации, а главное – понимать, что ответственность за выборы лежит на самом самоопределяющемся человеке.

Контрольные вопросы к Главе 1:

1.Каковы психологические причины возникновения профориентации как особого научно-практического направления в начале Х1Х века в странах или Западной Европы и Северной Америки?

2.Что важнее для полноценного профессионального самоопределения, нахождение смысла в выбираемой профессии или нахождение смысла в самом поиске смысла? Почему?

4.Какую роль в формировании образа профессионального и жизненного успеха играют современные средства массовой информации?

5.Должен ли психолог-профконсультант рассматривать сомнительные варианты планирования карьеры (криминальные или предполагающие сильные унижения при совершении карьерных шагов)?

Профессиональный выбор ориентирован на ближайшую перспективу. Например, выбор конкретного профессионального учебного заведения. Далее может быть выбор (уточнение) специальности, кафедры, факультета… В ходе обучения могут быть и другие выборы: научного руководителя, места производственной практики. Различных спецку4рсов и т.п. По окончании – выбор места работы. Таким образом, вся карьера – это чередующиеся выборы. Следовательно, нельзя утверждать, что неудачный выбор профессии сделает неудачной и всю жизнь. Даже неудачный выбор можно во многом подкорректировать другими (последующими) выборами. Хотя конечно, лучше поменьше делать таких неудачных выборов.

И в основе профессиональных перспектив, и в основе профессиональных планов, и даже – профессиональных выборов лежат ценностно-смысловые ориентации данного человека. Каждый раз он как бы задает себе вопрос: а позволит ли данный выбор, план или перспектива прийти к желаемому образу жизни, к успеху?

Ниже представлены основные варианты планирования профессионального развития:

2. Реалистический вариант. Здесь человек, наоборот, не ставит перед собой сложные цели, а больше учитывает свои реальные возможности и как бы подбирает профессиональные цели под эти возможности. Обычно такие скромные цели человек достигает, хотя нередко и сожалеет о том, что даже не попробовал достичь боле интересные и сложные цели. Иногда бывает и так, что человек, уже начав реализовывать такие планы, обнаруживает в себе более интересные возможности. И тогда возможны другие, более сложные выбор и планы, т.е. вполне допустима корректировка планов.

1.7. Основные ошибки и предрассудки при планировании карьеры

4.Перенос отношения с человека – представителя той или иной профессии – на саму профессию. Например, у подростка есть знакомый взрослый – прекрасный человек, занимающийся наукой. И тогда подросток начинает думать, что все ученые – прекрасные люди. Хотя известно, что часто в творческих профессиях работают люди с очень непростыми характерами, что нередко порождает непростые взаимоотношения в трудовых коллективах (зависть, склоки, откровенную травлю наиболее творческих работников и т.п.). И общаться с такими людьми достаточно сложно. Поэтому в дальнейшем могут возникнуть сильные разочарования. Надо помнить, что далеко не всегда сама профессия собирает в свои ряды наилучших людей. А прекрасные (умные, порядочные) люди есть в каждой профессии, даже в среде ученых.

5.Увлечение какой-то внешней или какой-то частной стороной профессии. Например, в профессии геолог школьника может привлечь возможность путешествовать, но при этом не учитывается, что у геолога много кропотливой и даже рутинной работы, связанной с тончайшими наблюдениями, химическими анализами, записями и обработкой результатов. Поэтому следует учитывать все разнообразные характеристики будущей профессии.

8.Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности). Конечно, дело это непростое, - отмечает Е.А.Климов. Но явный не учет своих склонностей и своей готовности часто приводит к тому, что намеченные цели не достигаются или за достижения приходится сильно расплачиваться своим здоровьем и нервами, что никак не вяжется с успешным выбором, приносящем удовлетворение и счастье человеку.

9.Незнание или недооценка своих физических особенностей и недостатков, существенных при выборе профессии. Здесь также возможны трудности при достижении намеченных целей и трудности уже в самой профессиональной деятельности. Например, работа, требующая отличного здоровья, выносливости, стрессоустойчивости может вызвать у неподготовленного человека не только нервные срывы и психические заболевания, но и привести к авариям и катастрофам, которые могут иметь весьма тяжелые последствия для окружающих.

10.Незнание основных действий, операций и порядка их выполнения при решении, обдумывании задачи о выборе профессии. И тогда возникают ситуации, когда человек хочет правильно выбрать профессию, но действует скорее хаотично, чем энергично, когда при внешней видимости какой-то активности результат может оказаться не удачным. И здесь могут помочь не только отдельные советы и консультации специалистов, но в идеале – систематическая профориентации оная работа. А со стороны самоопределяющегося человека важна активность по поиску тех специалистов, которые могли бы квалифицированно помочь в правильном профессиональном и жизненном выборе.

К типичным ошибкам, выделенным Е.А.Климовым, можно добавить и другие ошибочные действия многих самоопределяющихся людей:

11.В поиске консультантов и советчиков нередко обращаются в коммерческие психологические центры, где с клиентов (школьников и их родителей) берут достаточно высокие гонорары. Дело в том, что не всегда большие гонорары соответствуют качественной помощи.

12.Излишнее доверие к психологам-профконсультантам, которые хотя и стараются оказать эффективную помощь, но тоже не всегда удачно это делают. Например, в платном консультировании, чтобы как-то оправдать высокие гонорары, консультант строит свои взаимоотношения с клиентом на откровенной манипуляции (очаровывает его и навязывает свои выборы или забалтывает его красивыми разговорами, а то и просто банально тестирует его с помощью экзотических зарубежных тестов и выдает наукообразные, но малообоснованные рекомендации). Конечно, мы не советуем настороженно относиться к профконсультантам (в том числе, и к частнопрактикующим), но по возможности, следует иногда и перепроверять их рекомендации, а главное – понимать, что ответственность за выборы лежит на самом самоопределяющемся человеке.

Контрольные вопросы к Главе 1:

1.Каковы психологические причины возникновения профориентации как особого научно-практического направления в начале Х1Х века в странах или Западной Европы и Северной Америки?

2.Что важнее для полноценного профессионального самоопределения, нахождение смысла в выбираемой профессии или нахождение смысла в самом поиске смысла? Почему?

4.Какую роль в формировании образа профессионального и жизненного успеха играют современные средства массовой информации?

5.Должен ли психолог-профконсультант рассматривать сомнительные варианты планирования карьеры (криминальные или предполагающие сильные унижения при совершении карьерных шагов)?

Читайте также: