Начальная школа какие бывают тексты
Обновлено: 05.07.2024
Текст – это устное или письменное высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой, связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить.
Тема текста – это то, о ком или о чём рассказывается в тексте.
Главная мысль текста – это то главное, что хотел сказать автор, чем хотел поделиться.
Текст, в котором говорится, почему происходят те или иные события, явления, является текстом – рассуждением.
Текст, в котором рассказывается о последовательности событий, является текстом – повествованием.
Текст, в котором описывается предмет или явление, является текстом – описанием.
Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке): текст, тема текста, главная мысль текста, текст – повествование, текст – рассуждение, текст – описание.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 11-14.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 5-7.
Канакина В.П. Русский язык. Раздаточный материал. 3 класс. – М.: Просвещение, 2019. – С. 4-6.
Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Текст – это устное или письменное высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой, связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить.
Тема текста – это то, о ком или о чём рассказывается в тексте.
Главная мысль текста – это то главное, что хотел сказать автор, чем хотел поделиться.
Прочитаем тексты. Определим их тему и главную мысль.
Как красиво осенью в лесу! Берёзка одела жёлтый сарафанчик. Дуб обрядился в зелёный кафтан. Под ногами пёстрый разноцветный ковёр.
В этом тексте рассказывается об осени. Значит, тема текста – осень. Главное, что хотел сказать автор, ‒ осенью в лесу красиво.
Текст, в котором говорится, почему происходят те или иные события, явления, является текстом – рассуждением. К этому тексту можно задать вопрос почему, зачем? В тексте рассуждении, обычно, три части. Вступление, в котором задаётся вопрос или утверждается что-либо. Основная часть, в которой даётся ответ на поставленный вопрос (доказательство). Заключение – вывод или подтверждение того, что было сказано.
Прочитаем. Докажем, что этот текст является рассуждением.
У котов 24 уса, по 12 с каждой стороны. Зачем они коту? Усы помогают котам получать информацию обо всём, что их окружает. С их помощью коты, не видя или не касаясь предметов, определяют, что эти предметы есть, различают их размер и форму. Усы помогают котам и в охоте. Ими коты определяют расстояние до мышки и то, как её удобнее схватить. Вот почему усы не только украшение, но и жизненно важный орган всех котов и кошек.
Этот текст отвечает на вопрос: зачем коту усы? В нём три части: в первой части – задаётся вопрос; во второй – ответ на поставленный вопрос; в третьей – вывод. Это текст – рассуждение.
Прочитаем текст. О чём или о ком рассказывается в тексте?
Собака и её тень.
Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, – бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло. И осталась собака ни с чем.
В этом тексте рассказывается о собаке, которая переходила через реку и уронила кусок мяса. В основе рассказа – событие, поступок. В тексте много действий: шла, несла, увидела, подумала, бросила, кинулась, осталась. Текст, в котором рассказывается о последовательности событий, является текстом – повествованием. К этому тексту можно задать вопросы: что случилось? что произошло? На основе текста можно представить несколько последовательных картин.
Прочитаем. О чём рассказывается в тексте?
Первый весенний цветок. Чистый, свежий, пахнущий весной, он появился на проталинке среди пропитавшегося влагой снега. Его фарфоровая чашечка светилась ослепительной белизной. Он казался хрупким и беззащитным. Но сколько в нём жизни, смелости, отваги. Не побоялся, первым вылез из мёрзлой земли. Настоящий герой.
В этом тексте рассказывается о подснежнике. Слова, которые использовал автор текста (чистый, свежий, пахнущий весной, ослепительная белизна, хрупкий) помогают представить этот цветок. Текст, в котором описывается предмет или явление, является текстом – описанием. К этому тексту можно задать вопрос: какой? На основе текста можно представить только одну картинку.
Описание - это текст, в котором происходит описание кого-то или чего-то (людей, растений, животных, разных предметов и явлений природы).
К такому тексту можно задать вопросы: какой? какая? какое? как выглядит? в чём его особенность?
На камне греется ящерица.
Ящерка небольшая, сантиметров десять от острой головки до кончика хвоста. Спинка оливкового цвета с рисунком из разноцветных пестринок. Лапки более коричневого оттенка. А шейка светлая, почти белая.
Рассуждение - это текст, который объясняет причину какого-то явления или события.
К такому тексту можно поставить вопросы: почему? что из этого следует?
В тексте-рассуждении можно выделить три части:
- мысль, требующая доказательства;
- доказательство (оно может состоять из нескольких абзацев);
- вывод.
Не спешите брать птенцов домой!
Почему нельзя брать птенчика домой?
Во-первых, многие из этих птенцов на самом деле не выпали из гнезда, а покинули гнездо, не научившись летать. Такое происходит, чтобы хищники не разорили всё гнездо целиком. Птенчики прячутся в укромных уголках и ждут, пока родители их покормят.
Во-вторых, несведущий человек не сможет выкормить птенца в домашних условиях. Такое занятие требует многих знаний, терпения и ответственности.
Поэтому не стоит спешить и брать птенцов домой.
Повествование - это текст, в котором идёт рассказ о чём-то, ком-то, о каких-то событиях.
К такому тексту можно поставить вопросы: кто? что? что случилось? что происходит? когда это произошло? что будет потом?
Рано утром мы с сестрой пошли в лес за ягодами. Тропинка вела нас всё дальше и дальше в зелёный загадочный лес. На опушке мы разбрелись в разные стороны, чтобы набрать ягод.
Собирая ягодку за ягодкой, я поднял голову и увидел в кустах маленького лисёнка. Я замер с вытянутой рукой и старался рассмотреть его получше. Никогда раньше я не видел лисёнка в живую! Редкий гость тоже смотрел на меня бусинками своих глаз. Не знаю, сколько мы смотрели друг на друга, но вдруг сестра окликнула меня. Лисёнок тут же исчез в зарослях, как будто его и не было.
Как показали исследования, развитие речи учеников тормозится. По мнению Ладыженской, главная причина этого – отсутствие разработанной на научной основе методики развития речи младших школьников. (Есть экспериментальная программа “Речь и культура общения”. Ей соответствует пособие “Речь, речь, речь”).
Чтобы создать высказывание, ученик должен владеть вполне определёнными умениями, которые перечислены в соответствии со структурой речевой деятельности. Эти умения являются общими как для младших школьников, так и для взрослого человека. Поэтому в школе надо формировать одни и те же речевые умения во всех классах. Различным будет лишь речевой материал текста, стиль речи, жанр.
- Зачем говорю и пишу? (задача речи).
- Каковы особенности адресата? К кому я обращаюсь?
- Какой предмет речи, о чём я собираюсь говорить и писать?
- Что я хочу донести, какова основная мысль?
- Намечать ход развития мысли, последовательность.
- Намечать ведущий тип речи.
- Намечать жанр речи.
- Соблюдать требования к отбору содержания и языковых средств с учётом задачи, адресата, жанра и так далее.
- Отбирать необходимое содержание с учётом типа речи, жанра, распределить это содержание по микротемам.
- Выбирать языковые средства, формируя каждую мысль, конструируя предложения с учётом стиля речи, типа речи, жанра, требований культуры речи.
- Оценивать соответствие высказывания ситуации общения требованиям речевого поведения.
- Воспринимать или предполагать реакцию партнёра.
- Совершенствовать высказывания.
В каждом классе ученики усваивают некоторые разновидности речи, которые имеют практическое значение, жизненно необходимое ребёнку. Этот речевой материал необходимо распределить по классам, чтобы соблюдалась преемственность в работе.
Работа над связной речью будет эффективна лишь в том случае, если учащиеся будут действовать осознано на основе специальных знаний. Неслучайно один из важнейших принципов Занкова – принцип ведущей роли теоретических знаний. А основной педагогический идеал-программы “Речь” – от практики к теории и опять к практике.
Текст. Типы текста.
При восприятии, при передаче содержания, при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текст. Знания о признаках текста носят практический характер, и выступают основой для определения тех операций, которые необходимо выполнять при работе над изложением или сочинением. Поэтому в первом классе я даю детям понятия, связанные с текстом.
- Членимость текста.
- Смысловая ценность.
- Связность.
Членимость текста – обязательный его признак, так как текст состоит из двух и более предложений.
Смысловая цельность заключается в том, что все предложения соотносятся с единой темой и подчинены доказательству какой-либо основной мысли. Смысловая цельность заключена в том, что заглавие текста является как бы свёрнутым текстом и именно в нём отражается тема, чаще основная мысль.
Обычно текст имеет свою композицию.
- Начало (вступление).
- Основная часть.
- Концовка.
Завершающая часть текста должна выполнять функцию вывода и соответствовать теме.
Таким образом, говоря о смысловой цельности текста, имеем в виду единство темы и основной мысли, композицию (начало, основную часть, концовку) и завершенность текста.
Связность.
Благодаря этой особенности текст не рассыпается. Существует два вида связи предложений в тексте.
Виды связи:
Цепная связь. При которой каждое последующее предложение продолжает мысль предыдущего. Языковыми средствами связи являются местоимения, синонимы, повторы.
Цепная связь встречается в текстах повествовательного характера.
Параллельная связь. При этой связи все предложения подчинены одному, содержащему в какой-то степени основную мысль.
Параллельная связь встречается в текстах описания.
Таким образом, текст должен иметь свою композиционную форму и соответствовать правилам построения.
В основе работы над текстом в школе лежат речеведческие понятия, которые объединяют различные понятия лингвистической речи.
- текст,
- заглавие,
- тема,
- основная мысль,
- композиция,
- абзац,
- средства связи предложений в тексте,
- план,
- повествование,
- описание,
- рассуждение,
- разговорная речь,
- деловая,
- художественная речь.
Эти понятия необходимы для того, чтобы ученики осознано работали над своей речью. Часть этих понятий представлена в учебнике определениями, а часть закреплена через выполнение практических заданий.
Виды речевых упражнений:
- определи тему и основную мысль текста,
- озаглавь текст,
- определите, из скольких предложений состоит текст, соответствуют ли они заглавию.
- прочитайте текст, найдите в нём лишние слова,
- включите в данный текст недостающие предложения,
- сделайте текст более эмоциональным и выразительным.
Типы текста как основные композиционные формы его существования.
Полноценное владение письмом – это владение письменной речью как средством общения и самовыражения, и основное внимание следует уделять формированию умения свободно общаться посредствам письменной речи, излагать в соответствии с её законами, правилами свои мысли и чувства. Глубоко ошибочно мнение, что письменная речь – это просто записанная устная. Ещё А.С. Пушкин отмечал, что “писать единственно языком разговорным, значит не знать языка”.
В письменной речи действуют сои законы и правила, касающиеся выбора слов, построения предложений и текста в целом. Эти законы и правила усваиваются постепенно, в процессе специального обучения, важной частью которого является написание изложений и сочинений.
Прежде чем перейти к какому-либо пересказу (устному или письменному), я разбираю типы текстов, их структуру.
- или даём представление о свойствах предмета, явления,
- или рассказываем о том, что происходит с ними,
- или высказываем умозаключение о предмете.
- описание,
- повествование,
- рассуждение.
- повествование с элементом описания,
- рассуждение с элементом повествования,
- рассуждение с элементом описания.
Описание – это высказывание, в котором перечисляются основные признаки предмета или явления.
Основная функция описания: запечатлеть предмет или явление в определённый момент действительности.
Виды описания: пейзажное, портретное, описание интерьера, характера человека.
- Общее впечатление о предмете.
- Характерные признаки.
- Вывод.
-
конкретная лексика (существительные),
- глаголы несовершенного вида,
- составное именное сказуемое,
- однородные члены.
Виды связи предложений в тексте: параллельная связь, так как о предмете сообщают различные сведения.
В описании первое предложение обычно является вводным и обычно отражает первое впечатление.
Повествование – это высказывание, в котором даётся представление о последовательном развитии действия.
Функция: передать динамику действия, показать, с чего началось и как закончилось действие.
Схема композиции:
- завязка,
- кульминация,
- развязка.
Языковые средства: обстоятельственная лексика со значением места и времени (однажды, как-то раз, как-то, жили-были). Обязательное повествование. Смысловую нагрузку несут глаголы-сказуемые, которые указывают на развитие действия. Синтаксические конструкции различны.
- местоимения
- повторы
- синонимы
- обстоятельственные слова
- союзы
- видовременные формы глагола.
Рассуждение – это высказывание, в котором доказываются, обосновываются какие-либо мысли.
Функция – показать движение мысли к выводу.
- Индуктивное (доказательство – вывод).
- Дедуктивное (вывод – доказательство).
- Основная мысль или тезис.
- Доказательство или аргумент.
- Вывод.
- лексика, указывающая на порядок мыслей (во-первых, во-вторых…)
- лексика, указывающая на итог (таким образом, так, следовательно, поэтому)
- наречие со значением усиления (несомненно, конечно, гораздо)
- глаголы-сказуемые несовершенного вида в доказательствах, а в выводах глаголы совершенного вида.
- связь предложений в тексте – смешанная.
Таким образом, текст реализуется в трёх композиционных формах, которые выполняют каждый свою функцию, структуру, характеризуются определённой семантикой.
- теория,
- разобрать образцы текстов,
- дать задания на создание собственного текста.
Во втором классе бес употребления термина даётся ученикам задание составить рассказ по рисункам, чтобы научить учеников подчинять каждое предложение теме рассказа и озаглавливать текст.
3 класс.
Даётся определение, что такое повествование. Теория: текст-повествование отвечает на вопросы: что случилось? что произошло?
- начало
- основная часть
- концовка.
Затем разбирается образец. Текст разбирается так, чтобы в нём чётко выделялась структурные элементы.
- О чём рассказывается в тексте?
- Сформулируйте тему?
- Озаглавьте текст.
- Разделите текст на три части.
- С чего началось событие?
- Чем закончилось?
- Что произошло?
- Что решили сделать?
- Сначала, потом, наконец.
- Вот и получился….
После анализа образца даём ученикам задание на создание текста. Сначала изложение, затем рассказ по рисункам, сочинение.
В 4 классе даём памятку для создания текста повествования.
- О чём будете рассказывать? (тема текста).
- Какая мысль в рассказе будет основной?
- Как лучше озаглавить текст?
- С чего можно начать рассказ? (о чём будете говорить во введении)
- О чём расскажете в основной части? (как развивалось действие, какой момент был самым интересным, чем всё закончилось)
- Как можно закончить рассказ?
Даются тексты описания птиц, растений, цветов. Их задача показать, что нужно сказать об этих предметах, чтобы слушатели их представили.
Задание: Видели ли вы, как цветёт черёмуха? Расскажите об этом. Опишите весенние цветы.
Текст-описание отвечает на вопрос “какой”? В тексте описании дано описание характера или перечисление признаков людей, животных, растений, явлений природы, различных предметов.
Для анализа подбирается текст, в котором чётко можно выделить признаки описываемого предмета.
Сорока – красивая птица.
Голова, крылья, хвост.
Разбирая текст, выясним, с чего начинается описание, какие особенности внешнего вида отмечаются в тексте.
Задание: Опиши животное так, чтобы мы его увидели, представили.
4 класс.
- Выделить признаки предмета, которые нужно описать.
- Подумай, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным, ярким, какие сравнения использовались.
- Определить своё отношение к предмету, который будете описывать.
- Почему? Потому что…
- Во-первых…, во-вторых…
- Вот почему.
- Кратко назови то, что будешь доказывать.
- Подумай, как можно построить своё доказательство.
Его можно начать так:
“Происходит это потому, что…”
“ Объясняется это тем, что…”
Таким образом, работая над типами текста, нужно дать минимум теории, показать образец текста, проанализировать его, дать задание составить собственный текст, учитывая жизненный опыт ребёнка.
1 класс.
Использую в работе занятия по составлению текста.
- Найди антонимы.
- Ответь на вопросы по картинкам.
- Составь рассказ по картинкам и опорным словам.
- Вспомни сказку и начни её рассказывать
Этот вид работы проходит в группах. Тип и структура текстов отрабатываются на уроках чтения.
Что такое текст? Чем отличается текст от простого набора предложений? Какие бывают типы текстов и какие особенности у каждого типа текстов? На эти и другие вопросы постарается ответить профессор Грамматейкин. А заодно ребята узнают, почему листья на деревьях осенью желтеют и краснеют.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока "Текст. Типы текстов"
Здравствуйте, друзья мои.
Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое текст, из чего он состоит и какие существуют типы текстов.
Давайте прочитаем то, что я вам подготовил:
Жаворонок – небольшая птичка, чуть крупнее воробья. На голове у жаворонка небольшой хохолок.
Прилетают жаворонки к нам ранней весной. Устраивают гнёзда на лугу или в поле, прямо на земле среди травы. Самочки сидят в гнезде. Самцы радуют всех своим заливистым пением. А когда выведутся птенцы, родители научат их летать.
Улетают эти птички в тёплые края уже в сентябре. И до следующего года не услышим мы их чудесное пение.
А теперь я предлагаю прочитать вот это:
Жаворонки – перелётные птицы. Я люблю слушать чудесные песни жаворонков. Сороки и галки остаются на зиму в родных местах. Жаворонки прилетают к нам весной. Осенью мы не слышим птичьих песен. На голове у жаворонка небольшой хохолок. Птицы уничтожают вредных насекомых. Дятел долбит крепким клювом кору ели.
Как вы думаете, это два текста? Я уверен, вы сразу скажете, что слева записан текст, а справа – набор предложений.
А справа – набор предложений. Они объединены общей темой – птицы. Но главную мысль здесь выделить невозможно. И предложения не связаны между собой по смыслу. Поэтому текстом их назвать никак нельзя.
Я уверен, что вы, ребята, уже хорошо усвоили:
Текст – это несколько предложений, объединённых общей темой и связанных между собой по смыслу. В тексте можно определить главную мысль. Текст можно озаглавить. Тема текста и его главная мысль подсказывают, какое название можно дать тексту.
А теперь я предлагаю вашему вниманию ещё три небольших текста. Давайте прочитаем их. А потом подумаем – что между ними общего и чем они различаются.
Вот первый текст:
Мы вместе с учительницей пошли в парк. Там росли клёны, липы, ивы и берёзы.
Листья на липах и берёзах пожелтели. У клёна были золотистые и красные листья. А вот ива всё ещё стояла зелёная.
Весь парк в лучах солнца был такой яркий и разноцветный!
Теперь прочитаем второй текст:
Мы вместе с учительницей пошли в парк. Там росли клёны, липы, ивы и берёзы.
Мы собирали упавшие на землю разноцветные листья, рассматривали их. Некоторые листья мы аккуратно засушим, а потом сделаем из них интересные аппликации. А ещё учительница обещала научить нас делать розы из кленовых листьев.
Теперь у нас будет много природного материала для разных поделок.
А вот и третий текст:
Мы вместе с учительницей пошли в парк. Там были красные клёны, золотистые липы и берёзы, зелёные ивы.
Учительница рассказала нам, что в зелёный цвет листья окрашивает зелёное красящее вещество – хлорофилл, который образуется под солнечными лучами. А осенью хлорофилла в листьях становится мало, и они желтеют. У некоторых деревьев вместо хлорофилла вырабатывается красное вещество – антоциан, и листья на них краснеют. Ива же столько хлорофилла за лето накопила, что стоит зелёной до глубокой осени.
Вот почему осенью листья разноцветные.
Ну, вот мы и прочли три текста. Вроде бы все тексты на одну и ту же тему – об осеннем парке. Но какие же они разные!
Первый текст – это текст-описание. Составляя текст-описание, автор называет признаки предмета, явления или события, которое он описывает. Это может быть внешний вид человека или животного, картина природы, описание события. В нашем тексте-описании рассказывается, какого цвета листья на деревьях. К тексту-описанию можно поставить вопросы: как выглядит предмет описания? Какие у него признаки?.
Второй текст – повествование. Составляя текст-повествование, автор рассказывает о каких-либо действиях или событиях, передаёт их последовательность. В нашем тексте рассказывается о том, как ребята собирали разноцветные листья, и о том, для чего им нужны эти листья. К тексту-повествованию можно поставить вопросы где? когда? что происходило? что происходит? что будет происходить? в будущем.
Третий текст – это рассуждение. Составляя текст-рассуждение, автор объясняет, почему или для чего происходит какое-либо явление или событие. Ещё в тексте-рассуждении выдвигается какая-то версия, а потом приводится её доказательство. В нашем тексте объясняется, почему осенью листья деревьев меняют окраску. К тексту-рассуждению можно поставить вопросы почему? зачем?
Вот я и познакомил вас, друзья мои, с разными типами текстов. Хотя, сказать по секрету, иногда в одном тексте может встречаться и повествование, и описание, и рассуждение.
Если вы ещё раз посмотрите наш текст о жаворонке, то увидите, что первый абзац в нём – описание жаворонка. А дальше идёт повествование – рассказ о жизни жаворонка в наших краях.
Ну а теперь давайте ещё раз повторим то, что вам нужно запомнить.
Текст – это несколько предложений, объединённых общей темой и связанных между собой по смыслу. В тексте можно выделить главную мысль. Текст можно озаглавить. Тема текста и его главная мысль подсказывают, какое название можно дать тексту.
Существует три типа текстов – повествование, описание и рассуждение.
В тексте-повествовании рассказывается о каких-то событиях или явлениях. К тексту-повествованию можно поставить вопросы где? когда? что происходило? что происходит? что будет происходить?
В тексте-описании может описываться внешний вид человека, животного, картины природы. К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?
В тексте-рассуждении что-то объясняется или доказывается. К тексту-рассуждению можно поставить вопросы почему? зачем?
Вот и всё, о чём я сегодня хотел рассказать вам, друзья мои. До свидания! До новых встреч!
Читайте также:
- Каким образом вспомогательная школа решает проблему социальной адаптации учащихся
- Раскройте что было необычным в воцарении бориса годунова как это сказалось на его правлении кратко
- Краткосрочный план урока по познанию мира
- Пармская обитель краткое содержание анализ
- Как симфонический оркестр участвует в создании ярких сценических образов кратко