Начальная школа какие бывают тексты

Обновлено: 05.07.2024

Текст – это устное или письменное высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой, связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить.

Тема текста – это то, о ком или о чём рассказывается в тексте.

Главная мысль текста – это то главное, что хотел сказать автор, чем хотел поделиться.

Текст, в котором говорится, почему происходят те или иные события, явления, является текстом – рассуждением.

Текст, в котором рассказывается о последовательности событий, является текстом – повествованием.

Текст, в котором описывается предмет или явление, является текстом – описанием.

Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке): текст, тема текста, главная мысль текста, текст – повествование, текст – рассуждение, текст – описание.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 11-14.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 5-7.

Канакина В.П. Русский язык. Раздаточный материал. 3 класс. – М.: Просвещение, 2019. – С. 4-6.

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Текст – это устное или письменное высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой, связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить.

Тема текста – это то, о ком или о чём рассказывается в тексте.

Главная мысль текста – это то главное, что хотел сказать автор, чем хотел поделиться.

Прочитаем тексты. Определим их тему и главную мысль.

Как красиво осенью в лесу! Берёзка одела жёлтый сарафанчик. Дуб обрядился в зелёный кафтан. Под ногами пёстрый разноцветный ковёр.

В этом тексте рассказывается об осени. Значит, тема текста – осень. Главное, что хотел сказать автор, ‒ осенью в лесу красиво.

Текст, в котором говорится, почему происходят те или иные события, явления, является текстом – рассуждением. К этому тексту можно задать вопрос почему, зачем? В тексте рассуждении, обычно, три части. Вступление, в котором задаётся вопрос или утверждается что-либо. Основная часть, в которой даётся ответ на поставленный вопрос (доказательство). Заключение – вывод или подтверждение того, что было сказано.

Прочитаем. Докажем, что этот текст является рассуждением.

У котов 24 уса, по 12 с каждой стороны. Зачем они коту? Усы помогают котам получать информацию обо всём, что их окружает. С их помощью коты, не видя или не касаясь предметов, определяют, что эти предметы есть, различают их размер и форму. Усы помогают котам и в охоте. Ими коты определяют расстояние до мышки и то, как её удобнее схватить. Вот почему усы не только украшение, но и жизненно важный орган всех котов и кошек.

Этот текст отвечает на вопрос: зачем коту усы? В нём три части: в первой части – задаётся вопрос; во второй – ответ на поставленный вопрос; в третьей – вывод. Это текст – рассуждение.

Прочитаем текст. О чём или о ком рассказывается в тексте?

Собака и её тень.

Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, – бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло. И осталась собака ни с чем.

В этом тексте рассказывается о собаке, которая переходила через реку и уронила кусок мяса. В основе рассказа – событие, поступок. В тексте много действий: шла, несла, увидела, подумала, бросила, кинулась, осталась. Текст, в котором рассказывается о последовательности событий, является текстом – повествованием. К этому тексту можно задать вопросы: что случилось? что произошло? На основе текста можно представить несколько последовательных картин.

Прочитаем. О чём рассказывается в тексте?

Первый весенний цветок. Чистый, свежий, пахнущий весной, он появился на проталинке среди пропитавшегося влагой снега. Его фарфоровая чашечка светилась ослепительной белизной. Он казался хрупким и беззащитным. Но сколько в нём жизни, смелости, отваги. Не побоялся, первым вылез из мёрзлой земли. Настоящий герой.

В этом тексте рассказывается о подснежнике. Слова, которые использовал автор текста (чистый, свежий, пахнущий весной, ослепительная белизна, хрупкий) помогают представить этот цветок. Текст, в котором описывается предмет или явление, является текстом – описанием. К этому тексту можно задать вопрос: какой? На основе текста можно представить только одну картинку.

Описание - это текст, в котором происходит описание кого-то или чего-то (людей, растений, животных, разных предметов и явлений природы).

К такому тексту можно задать вопросы: какой? какая? какое? как выглядит? в чём его особенность?

На камне греется ящерица.

Ящерка небольшая, сантиметров десять от острой головки до кончика хвоста. Спинка оливкового цвета с рисунком из разноцветных пестринок. Лапки более коричневого оттенка. А шейка светлая, почти белая.

Рассуждение - это текст, который объясняет причину какого-то явления или события.

К такому тексту можно поставить вопросы: почему? что из этого следует?

В тексте-рассуждении можно выделить три части:

  1. мысль, требующая доказательства;
  2. доказательство (оно может состоять из нескольких абзацев);
  3. вывод.

Не спешите брать птенцов домой!

Почему нельзя брать птенчика домой?

Во-первых, многие из этих птенцов на самом деле не выпали из гнезда, а покинули гнездо, не научившись летать. Такое происходит, чтобы хищники не разорили всё гнездо целиком. Птенчики прячутся в укромных уголках и ждут, пока родители их покормят.

Во-вторых, несведущий человек не сможет выкормить птенца в домашних условиях. Такое занятие требует многих знаний, терпения и ответственности.

Поэтому не стоит спешить и брать птенцов домой.

Повествование - это текст, в котором идёт рассказ о чём-то, ком-то, о каких-то событиях.

К такому тексту можно поставить вопросы: кто? что? что случилось? что происходит? когда это произошло? что будет потом?

Рано утром мы с сестрой пошли в лес за ягодами. Тропинка вела нас всё дальше и дальше в зелёный загадочный лес. На опушке мы разбрелись в разные стороны, чтобы набрать ягод.

Собирая ягодку за ягодкой, я поднял голову и увидел в кустах маленького лисёнка. Я замер с вытянутой рукой и старался рассмотреть его получше. Никогда раньше я не видел лисёнка в живую! Редкий гость тоже смотрел на меня бусинками своих глаз. Не знаю, сколько мы смотрели друг на друга, но вдруг сестра окликнула меня. Лисёнок тут же исчез в зарослях, как будто его и не было.

Как показали исследования, развитие речи учеников тормозится. По мнению Ладыженской, главная причина этого – отсутствие разработанной на научной основе методики развития речи младших школьников. (Есть экспериментальная программа “Речь и культура общения”. Ей соответствует пособие “Речь, речь, речь”).

Чтобы создать высказывание, ученик должен владеть вполне определёнными умениями, которые перечислены в соответствии со структурой речевой деятельности. Эти умения являются общими как для младших школьников, так и для взрослого человека. Поэтому в школе надо формировать одни и те же речевые умения во всех классах. Различным будет лишь речевой материал текста, стиль речи, жанр.

  1. Зачем говорю и пишу? (задача речи).
  2. Каковы особенности адресата? К кому я обращаюсь?
  3. Какой предмет речи, о чём я собираюсь говорить и писать?
  4. Что я хочу донести, какова основная мысль?
  1. Намечать ход развития мысли, последовательность.
  2. Намечать ведущий тип речи.
  3. Намечать жанр речи.
  4. Соблюдать требования к отбору содержания и языковых средств с учётом задачи, адресата, жанра и так далее.
  1. Отбирать необходимое содержание с учётом типа речи, жанра, распределить это содержание по микротемам.
  2. Выбирать языковые средства, формируя каждую мысль, конструируя предложения с учётом стиля речи, типа речи, жанра, требований культуры речи.
  1. Оценивать соответствие высказывания ситуации общения требованиям речевого поведения.
  2. Воспринимать или предполагать реакцию партнёра.
  3. Совершенствовать высказывания.

В каждом классе ученики усваивают некоторые разновидности речи, которые имеют практическое значение, жизненно необходимое ребёнку. Этот речевой материал необходимо распределить по классам, чтобы соблюдалась преемственность в работе.

Работа над связной речью будет эффективна лишь в том случае, если учащиеся будут действовать осознано на основе специальных знаний. Неслучайно один из важнейших принципов Занкова – принцип ведущей роли теоретических знаний. А основной педагогический идеал-программы “Речь” – от практики к теории и опять к практике.

Текст. Типы текста.

При восприятии, при передаче содержания, при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текст. Знания о признаках текста носят практический характер, и выступают основой для определения тех операций, которые необходимо выполнять при работе над изложением или сочинением. Поэтому в первом классе я даю детям понятия, связанные с текстом.

  1. Членимость текста.
  2. Смысловая ценность.
  3. Связность.

Членимость текста – обязательный его признак, так как текст состоит из двух и более предложений.

Смысловая цельность заключается в том, что все предложения соотносятся с единой темой и подчинены доказательству какой-либо основной мысли. Смысловая цельность заключена в том, что заглавие текста является как бы свёрнутым текстом и именно в нём отражается тема, чаще основная мысль.

Обычно текст имеет свою композицию.

  1. Начало (вступление).
  2. Основная часть.
  3. Концовка.

Завершающая часть текста должна выполнять функцию вывода и соответствовать теме.

Таким образом, говоря о смысловой цельности текста, имеем в виду единство темы и основной мысли, композицию (начало, основную часть, концовку) и завершенность текста.

Связность.

Благодаря этой особенности текст не рассыпается. Существует два вида связи предложений в тексте.

Виды связи:

Цепная связь. При которой каждое последующее предложение продолжает мысль предыдущего. Языковыми средствами связи являются местоимения, синонимы, повторы.

Цепная связь встречается в текстах повествовательного характера.

Параллельная связь. При этой связи все предложения подчинены одному, содержащему в какой-то степени основную мысль.

Параллельная связь встречается в текстах описания.

Таким образом, текст должен иметь свою композиционную форму и соответствовать правилам построения.

В основе работы над текстом в школе лежат речеведческие понятия, которые объединяют различные понятия лингвистической речи.

  • текст,
  • заглавие,
  • тема,
  • основная мысль,
  • композиция,
  • абзац,
  • средства связи предложений в тексте,
  • план,
  • повествование,
  • описание,
  • рассуждение,
  • разговорная речь,
  • деловая,
  • художественная речь.

Эти понятия необходимы для того, чтобы ученики осознано работали над своей речью. Часть этих понятий представлена в учебнике определениями, а часть закреплена через выполнение практических заданий.

Виды речевых упражнений:

  • определи тему и основную мысль текста,
  • озаглавь текст,
  • определите, из скольких предложений состоит текст, соответствуют ли они заглавию.
  • прочитайте текст, найдите в нём лишние слова,
  • включите в данный текст недостающие предложения,
  • сделайте текст более эмоциональным и выразительным.

Типы текста как основные композиционные формы его существования.

Полноценное владение письмом – это владение письменной речью как средством общения и самовыражения, и основное внимание следует уделять формированию умения свободно общаться посредствам письменной речи, излагать в соответствии с её законами, правилами свои мысли и чувства. Глубоко ошибочно мнение, что письменная речь – это просто записанная устная. Ещё А.С. Пушкин отмечал, что “писать единственно языком разговорным, значит не знать языка”.

В письменной речи действуют сои законы и правила, касающиеся выбора слов, построения предложений и текста в целом. Эти законы и правила усваиваются постепенно, в процессе специального обучения, важной частью которого является написание изложений и сочинений.

Прежде чем перейти к какому-либо пересказу (устному или письменному), я разбираю типы текстов, их структуру.

  1. или даём представление о свойствах предмета, явления,
  2. или рассказываем о том, что происходит с ними,
  3. или высказываем умозаключение о предмете.
  1. описание,
  2. повествование,
  3. рассуждение.
  1. повествование с элементом описания,
  2. рассуждение с элементом повествования,
  3. рассуждение с элементом описания.

Описание – это высказывание, в котором перечисляются основные признаки предмета или явления.

Основная функция описания: запечатлеть предмет или явление в определённый момент действительности.

Виды описания: пейзажное, портретное, описание интерьера, характера человека.

  1. Общее впечатление о предмете.
  2. Характерные признаки.
  3. Вывод.
    конкретная лексика (существительные),
  • глаголы несовершенного вида,
  • составное именное сказуемое,
  • однородные члены.

Виды связи предложений в тексте: параллельная связь, так как о предмете сообщают различные сведения.

В описании первое предложение обычно является вводным и обычно отражает первое впечатление.

Повествование это высказывание, в котором даётся представление о последовательном развитии действия.

Функция: передать динамику действия, показать, с чего началось и как закончилось действие.

Схема композиции:

  1. завязка,
  2. кульминация,
  3. развязка.

Языковые средства: обстоятельственная лексика со значением места и времени (однажды, как-то раз, как-то, жили-были). Обязательное повествование. Смысловую нагрузку несут глаголы-сказуемые, которые указывают на развитие действия. Синтаксические конструкции различны.

  • местоимения
  • повторы
  • синонимы
  • обстоятельственные слова
  • союзы
  • видовременные формы глагола.

Рассуждение это высказывание, в котором доказываются, обосновываются какие-либо мысли.

Функция – показать движение мысли к выводу.

  1. Индуктивное (доказательство – вывод).
  2. Дедуктивное (вывод – доказательство).
  1. Основная мысль или тезис.
  2. Доказательство или аргумент.
  3. Вывод.
  • лексика, указывающая на порядок мыслей (во-первых, во-вторых…)
  • лексика, указывающая на итог (таким образом, так, следовательно, поэтому)
  • наречие со значением усиления (несомненно, конечно, гораздо)
  • глаголы-сказуемые несовершенного вида в доказательствах, а в выводах глаголы совершенного вида.
  • связь предложений в тексте – смешанная.

Таким образом, текст реализуется в трёх композиционных формах, которые выполняют каждый свою функцию, структуру, характеризуются определённой семантикой.

  1. теория,
  2. разобрать образцы текстов,
  3. дать задания на создание собственного текста.

Во втором классе бес употребления термина даётся ученикам задание составить рассказ по рисункам, чтобы научить учеников подчинять каждое предложение теме рассказа и озаглавливать текст.

3 класс.

Даётся определение, что такое повествование. Теория: текст-повествование отвечает на вопросы: что случилось? что произошло?

  1. начало
  2. основная часть
  3. концовка.

Затем разбирается образец. Текст разбирается так, чтобы в нём чётко выделялась структурные элементы.

  • О чём рассказывается в тексте?
  • Сформулируйте тему?
  • Озаглавьте текст.
  • Разделите текст на три части.
  • С чего началось событие?
  • Чем закончилось?
  • Что произошло?
  • Что решили сделать?
  • Сначала, потом, наконец.
  • Вот и получился….

После анализа образца даём ученикам задание на создание текста. Сначала изложение, затем рассказ по рисункам, сочинение.

В 4 классе даём памятку для создания текста повествования.

  1. О чём будете рассказывать? (тема текста).
  2. Какая мысль в рассказе будет основной?
  3. Как лучше озаглавить текст?
  4. С чего можно начать рассказ? (о чём будете говорить во введении)
  5. О чём расскажете в основной части? (как развивалось действие, какой момент был самым интересным, чем всё закончилось)
  6. Как можно закончить рассказ?

Даются тексты описания птиц, растений, цветов. Их задача показать, что нужно сказать об этих предметах, чтобы слушатели их представили.

Задание: Видели ли вы, как цветёт черёмуха? Расскажите об этом. Опишите весенние цветы.

Текст-описание отвечает на вопрос “какой”? В тексте описании дано описание характера или перечисление признаков людей, животных, растений, явлений природы, различных предметов.

Для анализа подбирается текст, в котором чётко можно выделить признаки описываемого предмета.

Сорока – красивая птица.

Голова, крылья, хвост.

Разбирая текст, выясним, с чего начинается описание, какие особенности внешнего вида отмечаются в тексте.

Задание: Опиши животное так, чтобы мы его увидели, представили.

4 класс.

  1. Выделить признаки предмета, которые нужно описать.
  2. Подумай, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным, ярким, какие сравнения использовались.
  3. Определить своё отношение к предмету, который будете описывать.
  • Почему? Потому что…
  • Во-первых…, во-вторых…
  • Вот почему.
  1. Кратко назови то, что будешь доказывать.
  2. Подумай, как можно построить своё доказательство.

Его можно начать так:

“Происходит это потому, что…”
“ Объясняется это тем, что…”

Таким образом, работая над типами текста, нужно дать минимум теории, показать образец текста, проанализировать его, дать задание составить собственный текст, учитывая жизненный опыт ребёнка.

1 класс.

Использую в работе занятия по составлению текста.

  1. Найди антонимы.
  2. Ответь на вопросы по картинкам.
  3. Составь рассказ по картинкам и опорным словам.
  4. Вспомни сказку и начни её рассказывать

Этот вид работы проходит в группах. Тип и структура текстов отрабатываются на уроках чтения.


Что такое текст? Чем отличается текст от простого набора предложений? Какие бывают типы текстов и какие особенности у каждого типа текстов? На эти и другие вопросы постарается ответить профессор Грамматейкин. А заодно ребята узнают, почему листья на деревьях осенью желтеют и краснеют.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Текст. Типы текстов"

Здравствуйте, друзья мои.


Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое текст, из чего он состоит и какие существуют типы текстов.

Давайте прочитаем то, что я вам подготовил:

Жаворонок – небольшая птичка, чуть крупнее воробья. На голове у жаворонка небольшой хохолок.

Прилетают жаворонки к нам ранней весной. Устраивают гнёзда на лугу или в поле, прямо на земле среди травы. Самочки сидят в гнезде. Самцы радуют всех своим заливистым пением. А когда выведутся птенцы, родители научат их летать.

Улетают эти птички в тёплые края уже в сентябре. И до следующего года не услышим мы их чудесное пение.

А теперь я предлагаю прочитать вот это:

Жаворонки – перелётные птицы. Я люблю слушать чудесные песни жаворонков. Сороки и галки остаются на зиму в родных местах. Жаворонки прилетают к нам весной. Осенью мы не слышим птичьих песен. На голове у жаворонка небольшой хохолок. Птицы уничтожают вредных насекомых. Дятел долбит крепким клювом кору ели.


Как вы думаете, это два текста? Я уверен, вы сразу скажете, что слева записан текст, а справа – набор предложений.

А справа – набор предложений. Они объединены общей темой – птицы. Но главную мысль здесь выделить невозможно. И предложения не связаны между собой по смыслу. Поэтому текстом их назвать никак нельзя.


Я уверен, что вы, ребята, уже хорошо усвоили:

Текст – это несколько предложений, объединённых общей темой и связанных между собой по смыслу. В тексте можно определить главную мысль. Текст можно озаглавить. Тема текста и его главная мысль подсказывают, какое название можно дать тексту.

А теперь я предлагаю вашему вниманию ещё три небольших текста. Давайте прочитаем их. А потом подумаем – что между ними общего и чем они различаются.

Вот первый текст:
Мы вместе с учительницей пошли в парк. Там росли клёны, липы, ивы и берёзы.

Листья на липах и берёзах пожелтели. У клёна были золотистые и красные листья. А вот ива всё ещё стояла зелёная.

Весь парк в лучах солнца был такой яркий и разноцветный!

Теперь прочитаем второй текст:

Мы вместе с учительницей пошли в парк. Там росли клёны, липы, ивы и берёзы.

Мы собирали упавшие на землю разноцветные листья, рассматривали их. Некоторые листья мы аккуратно засушим, а потом сделаем из них интересные аппликации. А ещё учительница обещала научить нас делать розы из кленовых листьев.

Теперь у нас будет много природного материала для разных поделок.

А вот и третий текст:

Мы вместе с учительницей пошли в парк. Там были красные клёны, золотистые липы и берёзы, зелёные ивы.

Учительница рассказала нам, что в зелёный цвет листья окрашивает зелёное красящее вещество – хлорофилл, который образуется под солнечными лучами. А осенью хлорофилла в листьях становится мало, и они желтеют. У некоторых деревьев вместо хлорофилла вырабатывается красное вещество – антоциан, и листья на них краснеют. Ива же столько хлорофилла за лето накопила, что стоит зелёной до глубокой осени.

Вот почему осенью листья разноцветные.


Ну, вот мы и прочли три текста. Вроде бы все тексты на одну и ту же тему – об осеннем парке. Но какие же они разные!

Первый текст – это текст-описание. Составляя текст-описание, автор называет признаки предмета, явления или события, которое он описывает. Это может быть внешний вид человека или животного, картина природы, описание события. В нашем тексте-описании рассказывается, какого цвета листья на деревьях. К тексту-описанию можно поставить вопросы: как выглядит предмет описания? Какие у него признаки?.

Второй текст – повествование. Составляя текст-повествование, автор рассказывает о каких-либо действиях или событиях, передаёт их последовательность. В нашем тексте рассказывается о том, как ребята собирали разноцветные листья, и о том, для чего им нужны эти листья. К тексту-повествованию можно поставить вопросы где? когда? что происходило? что происходит? что будет происходить? в будущем.

Третий текст – это рассуждение. Составляя текст-рассуждение, автор объясняет, почему или для чего происходит какое-либо явление или событие. Ещё в тексте-рассуждении выдвигается какая-то версия, а потом приводится её доказательство. В нашем тексте объясняется, почему осенью листья деревьев меняют окраску. К тексту-рассуждению можно поставить вопросы почему? зачем?

Вот я и познакомил вас, друзья мои, с разными типами текстов. Хотя, сказать по секрету, иногда в одном тексте может встречаться и повествование, и описание, и рассуждение.

Если вы ещё раз посмотрите наш текст о жаворонке, то увидите, что первый абзац в нём – описание жаворонка. А дальше идёт повествование – рассказ о жизни жаворонка в наших краях.

Ну а теперь давайте ещё раз повторим то, что вам нужно запомнить.

Текст – это несколько предложений, объединённых общей темой и связанных между собой по смыслу. В тексте можно выделить главную мысль. Текст можно озаглавить. Тема текста и его главная мысль подсказывают, какое название можно дать тексту.

Существует три типа текстов – повествование, описание и рассуждение.

В тексте-повествовании рассказывается о каких-то событиях или явлениях. К тексту-повествованию можно поставить вопросы где? когда? что происходило? что происходит? что будет происходить?

В тексте-описании может описываться внешний вид человека, животного, картины природы. К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?

В тексте-рассуждении что-то объясняется или доказывается. К тексту-рассуждению можно поставить вопросы почему? зачем?


Вот и всё, о чём я сегодня хотел рассказать вам, друзья мои. До свидания! До новых встреч!

Читайте также: