Пармская обитель краткое содержание анализ

Обновлено: 05.07.2024

Итальянская тематика занимает существенное место в творческом наследии Стендаля. Мир страстей и сильных характеров исследуется писателем и в новелле “Ванина Ванини”, и в “итальянских хрониках”. Наиболее глубоко и полно эта тема раскрыта в последнем завершенном романе Стендаля “Пармская обитель” (1839).

В нем теория итальянского характера, который писатель исследовал во всех своих книгах об Италии и ее искусстве, получает достойное художественное выражение.

Знакомство Стендаля со старинными итальянскими рукописными

хрониками, с жизнью старейших аристократических семейств давало ему богатейшую пищу для размышлений и художественных обобщений. В хрониках, по мнению писателя, был заключен тот “местный колорит”, без которого, как считали художники нового времени, невозможно создать подлинное реалистическое произведение. Одна из найденных Стендалем семейных хроник – “Истоки величия семьи Фарнезе” – и натолкнула писателя на мысль о написании “небольшого романа”.

Стендаль переносит события, описанные в хронике, в столь знакомую ему Италию XIX в. Действие в романе начинается в 1796 г. и завершается в

1830 г., растягиваясь, таким образом, на 34 года. В центре романа судьбы того поколения итальянцев, которые вступили в жизнь на исходе XVIII в., в момент зарождения опьяняющих надежд о свободе и сплоченности Италии. Сражение при Ватерлоо безжалостно развеяло эти надежды.

Но крах свободолюбивых иллюзий не уничтожил личного достоинства и благородства тех, кто с оружием в руках отстаивал независимость и попранную честь своей родины.

Италия, находящаяся под игом Австрии, разделенная на множество мелких княжеств, представляла собой задворки тогдашней Западной Европы. Одно из этих княжеств, а именно – герцогство Модена, было изображено Стендалем в романе под видом Пармского княжества. История сразу же и властно вторгается на страницы “Пармской обители”: сначала, как лучезарная надежда, но вскоре, как трагедия “мучеников собственного воображения” типа молодого итальянского аристократа Фабрицио дель Донго.

Юный герой “Пармской обители” – это тот самый “природный человек”, о котором так любил рассуждать Стендаль. Его детство прошло в обстановке духовного подъема, под знаком романтики сражений за свободу, озаренных победами Наполеона. Мечтающий о подвигах во имя родины и свободы, Фабрицио дель Донго спешит присоединиться к войскам своего кумира на поле Ватерлоо, но тут неискушенного юношу ждет первое жестокое разочарование. Он настолько юн, что его принимают за кого угодно – шпиона, дезертира, предателя, но только не за героя.

Когда же, наконец, “юный герой” попадает на поле сражения, он лицом к лицу сталкивается с мерзкими реалиями человеческой бойни: грязью, кровью, неразберихой, жуткой обыденностью смерти, паническим страхом и беспорядочным отступлением. День, проведенный молодым добровольцем в гуще сражения, стал для него цепью сплошных кошмаров и полного непонимания происходящего. Солдаты кажутся ему грабителями. Те, с кем он плечом к плечу собирался драться за свободу, отнимают у него коня, чтобы увезти раненого гусара.

Фабрицио не в состоянии реально воспринимать и адекватно оценивать происходящие события, которые хаотично проносятся перед его изумленным взором. Солдат, который протягивает теряющему сознание юноше кусок хлеба, кажется ему неблагородным. Зато расчетливая и циничная маркитантка, приютившая его в своей повозке, воспринимается им как сказочная и великодушная фея.

Батальные сцены Стендаля, по свидетельству Оноре де Бальзака и Льва Толстого, явились для того времени примером непревзойденного реалистического мастерства в изображении будней войны и ввели “в грех зависти” даже автора “Человеческой комедии”, а также многому научили создателя грандиозной эпопеи “Война и мир”, который отмечал, что именно Стендаль своим описанием битвы при Ватерлоо подсказал ему новаторский подход к изображению человека на войне.

Однако вернемся к нашему герою. После поражения Наполеона в битве при Ватерлоо Фабрицио возвращается в Парму и в результате козней высокопоставленных негодяев попадает надолго в тюрьму. Стендаль сатирически изображает дворянство и духовенство Италии периода Реставрации, предающих национальные интересы своей родины.

Он противопоставляет придворному обществу молодую отважную женщину, гордую и блистательную герцогиню Джину Пьетранера Сансеверину – любимицу Пармы. Она сердечно привязана к своему племяннику Фабрицио дель Донго и готова во имя своего чувства сделать все возможное и невозможное для его спасения.

Верный своей теории итальянского характера, согласно которой в нем доминирует только чувство, Стендаль наделяет свою героиню всепоглощающим чувством ненависти к герцогу крошечной Пармы и его подхалимам.

Писатель создает идеальный образ этой женщины. И хотя она действует почти всегда безрассудно, а с первого взгляда даже безнравственно: подкупает слуг и тюремщиков, “обольщает” своего бывшего кучера Лодовико и Ферранте Палла, организовывает убийство одного принца и отдается другому,- все эти поступки, в конечном счете, раскрывают величие ее души – целомудренной, истинной и поэтому прекрасной.

Размышляя о поведении Джины, Оноре де Бальзак пишет: “Весь мир – ступенька к ее страсти. И в этом женщина выше и прекраснее мужчины”. Видно не случайно Джине Сансеверине с радостью помогает “отважный и неукротимый” поэт-бунтарь Ферранте Палла, объявленный австрийскими властями “бандитом с большой дороги”.

Скрывающийся в лесах после провала заговора карбонариев, народный трибун примыкает к содружеству “пылких душ”. Ферранте Палла придает заботам Джины о спасении любимого ею племянника значение мятежного вызова, брошенного полицейской деспотией, торжествующей свою победу в Италии.

Достигая в романе высокой степени художественной правды, Стендаль изображает и такие личности, которые даже в услужении принцу, корчившему из себя “короля-солнце” Людовика XIV, представляют собой позитивное начало. В первую очередь это касается образа графа Моска. Даже описывая портрет графа, которому Стендаль безусловно симпатизирует, он очень тонко и вместе с тем с нескрываемым сарказмом подчеркивает, каким убогим людям приходится графу, человеку чести и долга, служить: “Он был бы еще хорош собой, если б, в угоду принцу, не приходилось ему пудрить волосы для доказательства своей благонадежности”.

Ни графу Моска, ни его возлюбленной герцогине Сансеверине, по сути, ничего от окружающих не надо. Они самодостаточны. Граф легко может расстаться со своей должностью, за которую люди из его окружения готовы пойти на любую подлость. Он в любой момент готов уехать со своей возлюбленной в небольшое поместье, подальше от мелкой суеты придворных вельмож.

Их мало занимают чины, богатство, поклонение глупцов. Для них просто не существует “добродетелей”, почитаемых придворными холопами. Они всем своим существом исповедуют культ счастья, верную дружбу и пылкую страсть.

Но их любовь и независимость вызывают зависть и раздражение как у пармского принца, так и у придворных.

Последние страницы романа овеяны безутешной скорбью писателя о жизнях и страстях, которым жестокий мир не прощает их драгоценную неподдельность.

В конце романа, там, где обычно пишут слово “конец”, Стендаль поместил английское изречение: “To the happy few” – “Для немногих счастливцев”. Вверяя “Пармскую обитель” горстке избранных умов, он как бы заслонял очередное свое детище от обиды молчания, коим современники Стендаля встречали все его произведения. Однако на сей раз молчание было нарушено восторженной похвалой Оноре де Бальзака: “человеку огромного таланта”, “одному из мастеров литературы идей”, “волшебнику”, чье сочинение исполнено правды и вместе с тем “потрясает своим искусством, сложностью и четкостью”.

Стендаль написал произведение за 2 месяца в конце 1838 г. Оно было напечатано в 1839 г. Стендалю пришлось изучить множество документальных источников, рукописей и хроник.

Литературное направление и жанр

С другой стороны, Стендаль ставит перед собой цель изобразить неприкрытую правду, объективные факты. Развивая романтическую тематику, Стендаль пользуется реалистической стилистикой.

Тема и проблематика

Считается, что в романе Стендаль развивает так называемую итальянскую тему, исследуя итальянский характер. Стендаль изображает "природного человека", в жизни которого доминируют чувства, и показывает закономерный конец такой жизни. Попутно писатель поднимает множество актуальных социальных, психологических и философских проблем, начиная от влияния случайности на жизнь человека и заканчивая проблемой политического мироустройства.

Сюжет и композиция

Действие романа происходит с 1796 по 1830 г. Пролог повествует о вступлении Наполеона на территорию Италии. В растянутой экспозиции описывается происхождение главного героя, его семья и родня.

Место действия романа – Италия, Парма – крошечное княжество в Северной Италии. Но герои оказываются в Лозанне и Париже, на берегах романтических озёр.

События ускоряются в момент участия героя в битве при Ватерлоо. Описание этого боя стало образцом для целой эпохи писателей-реалистов. Ничего романтического в этом сражении нет. Вместо воодушевления и душевного подъёма – хаос, неразбериха, мелочность, суетливость, грязь. Случайность играет огромную роль в данном романе. Герой оказывается в определённых ситуациях почти случайно. Он наблюдает случайные смерти, случайную путаницу. Романтические героизм и воодушевление неуместны среди суеты. И ситуации превращаются в комические, иногда трагикомические. Все участники битвы только и думают, как бы побыстрее вырваться оттуда живым. Фабрицио спасает, совершенно в стиле новеллы эпохи Возрождения, маркитантка, давшая ему совет убираться восвояси и нашедшая для него чужие документы.

История жизни Фабрицио составляет сюжет романа, авантюрный приключенческий сюжет, характерный для эпохи чинквеченто. Фабрицио в центре перипетий, хотя в романе переплетается много сюжетных линий, события запутаны. Герой гоним за государственную измену, хотя сам же разочаровался в своей наполеоновской идее. Потом к этому прибавляется случайное убийство, ведь герой защищал свою жизнь в бою с предыдущим любовником своей возлюбленной.

Спасти Фабрицио из заточения помогают связи влюблённой в него тётки, герцогини Сансеверины, и самоотверженность влюблённой в него дочери коменданта Пармской крепости Клелии.

Вернуться в Парму Фабрицио тоже может волею случая, так как умирает принц. Оправданный герой всё-таки становится архиепископом

В конце романа погибают все три участника любовного треугольника. Клелия выходит замуж по воле отца, но не прекращает отношений с Фабрицио. Она не переживает смерти их сына, Фабрицио умирает в монастыре в тоске по возлюбленной, а герцогиня тоже едва переживает любимого.

Герои романа

Главный герой романа – красавец Фабрицио дель Донго. В начале романа он – пылкий 16-летний юноша, воспитанный на рассказах графа Пьетранера о сражениях Наполеона. Для Италии Наполеон был освободителем, героем, поэтому Фабрицио тайно убегает во Францию, узнав, что Наполеон вырвался из заточения и идёт на Париж. Фабрицио мечтает принять участие в битве при Ватерлоо. Но на поле боя он не узнаёт прославленных полководцев, теряется, ужасается грязи войны и убегает. С этого момента начинаются его злоключения. Он не может больше быть причастным к военной карьере и по совету тётки делает духовную. Ни годы обучения, ни жизнь в высоком духовно сане не мешают Фабрицио иметь отношения с женщинами. Они становятся вольной или невольной причиной его несчастий. Тётка помогает начать духовную карьеру, но она чуть не обрывается, когда монсеньор влюбляется в актрису Мариетту Вальсерра и убивает её любовника.

Но есть одна женщина, которую Фабрицио полюбил всем сердцем. Это благочестивая Клелия. Именно с ней три месяца заточения герой счастлив, именно она даёт обет никогда больше не видеть возлюбленного, если ему удастся бежать из тюрьмы накануне казни. Клелия тоже очень напоминает романтическую героиню. Она настолько благородна, что не может нарушить обет не видеть Фабрицио и встречается с ним в темноте. Она страстна и порывиста, бесстрашно переворачивает столик с едой. Зная, что там яд. Клелия ухитряется читать романтические послания заключенного, не боится гнева отца.

В жизни Фабрицио важнейшую роль сыграла тётка Джина. Она была любовницей женатого графа Моска, влиятельного при дворе. Фиктивный брак с герцогом Сансеверина делает её самой популярной при пармском дворе. Герцогиня остроумна и хитра, полна собственного достоинства. Это настоящая интриганка, всегда добивающаяся своего. Она не может совладать только с отданным Фабрицио сердцем. В конце романа она счастливо выходит замуж за своего любовника графа Моска, но полноты счастья не испытывает.

Художественное своеобразие

Когда тётка Фабрицио грозит принцу, что уедет из его владений, он снова пугается, что она расскажет о его страхах и бесчестных судах Расси. Принц из страха обещает герцогине помиловать Фабрицио, но тут же сажает его в Пармскую крепость высотой 180 футов.

По законам реализма Стендалю удалось обобщить сатирический образ политической борьбы и точно изобразить типы политиков, сделав их узнаваемыми в реальной жизни.

Исследователи находят в сюжете романа что-то неуловимо фарсовое, пародийное, сравнивают его с либретто комической оперы. Кажется, что автор разочаровался в собственных идеалах и тонко высмеял их.

стендаль пармская обитель

Главный герой - младший сын маркиза Донго, Фабрицио. Его детство прошло в родовом замке в окружении близких – у него были две сестры и старший брат. К семнадцати годам Фабрицио превратился в привлекательного стройного, высокого и улыбчивого юношу, который был страстно увлечен Наполеоном. Узнав о том, что его армия высадилась в бухте Жуан, он под чужим именем отправляется туда, чтобы вступить в ряды солдат императора.

Юноше удается поучаствовать в бою при Ватерлоо, но Наполеон терпит поражение. Маркитантка советует Фабрицио возвращаться домой, и он решает последовать совету. Но по дороге обратно он узнает, что старший брат донес на него, и теперь полиция ищет его как заговорщика.

Дворцовая жизнь и первая любовь

стендаль пармская обитель отзывы

Джине нравится новая жизнь, придворная возня забавляет ее, однако девушку беспокоит судьба брата. Благодаря ее просьбам Фабрицио отправляется в Неапольскую духовную академию изучать богословие. Учеба длится три года и завершается успешной сдачей экзаменов, после чего наш герой отправляется в Парму. Здесь он поселяется у своей сестры.

Однажды Фабрицио случайно заходит в театр и видит актрису Мариетту, в которую влюбляется. Но у нее уже есть покровитель Джилетти, который готов убить дворянина. Они встречаются за городом, начинается драка, которая оканчивается смертью Джилетти. Теперь Фабрицио вынужден скрываться. Он бежит в Болонью, где встречает Мариетту.

Заговор и новая возлюбленная

стендаль пармская обитель анализ произведения

Узнав о заговоре, Джина отправляется во дворец. Принц ожидает от женщины униженной мольбы, но вместо этого слышит слова благодарности за то, что оказывал ей милость и любезность в течение последних 5 лет. Теперь же она готова покинуть столицу, раз не угодила монарху. Принц боится, что Джина, уехав, разнесет о нем дурные слухи и сначала соглашается помиловать Фабрицио. Но наутро изменяет решение и рассылает приказы об аресте.

Вскоре Фабрицио оказывается в Пармской крепости. Комендантом крепости является генерал Конти. Когда юношу ведут через тюремный двор, он случайно видит его дочь Клелию. Фабрицио очарован красотой девушки и уже не может думать ни о чем другом, кроме как о ее лице.

Напротив башни, где держат Фабрицио, находятся птичьи клетки. Каждое утро сюда приходит Клелия, чтобы покормить питомцев. Девушка случайно поднимает голову и встречается взглядом с узником. Клелия очень красива, но ужасно робка и застенчива.

Молодые люди начинают тайно переговариваться с помощью алфавита. Как-то ночью Фабрицио пишет любовное письмо, которое спускает на веревке вниз.

Развязка

Итак, Клелия решает спасти Фабрицио, так как принц приговорил его к смерти. Фабрицио и девушка тайно встречаются, Клелия уговаривает его бежать. План удается осуществить, и Джина увозит пленника в Швейцарию.

В этой время в Парме на престол восходит Эрнест V, что дает беглецам возможность вернуться. Но приговор действует, и суд состоится. Дело разрешается в пользу героя.

Фабрицио становится архиепископом. Клелия выходит замуж по воле отца. Влюбленные тайно встречаются. Вскоре у девушки рождается ребенок, но после его смерти умирает и сама Клелия. Фабрицио в отчаянии удаляется в монастырь. Через год герой умирает от тоски.

стендаль пармская обитель краткое содержание

Анализ

Основная мысль произведения весьма трагична: жестокий мир не прощает людям искренних и настоящих чувств. Всех, кто на них осмелится, ждет гибель.

Роман и сегодня пользуется популярностью. Читатель в основном довольно высокого его оценивают, но указывает на ряд недостатков, среди которых на первом месте - неожиданная и печальная развязка. Затем подчеркивается то, что сегодня мало кто знает настолько хорошо историю, чтобы свободно ориентироваться в хитросплетениях сюжета, так как автор подробно не разбирает и не описывает исторические события.

Фильм

стендаль пармская обитель фильм

Мари-Анри Бейль. Французский писатель Стендаль: краткая биография и творчество

Стендаль: краткая биография и творчество. Интересные факты из жизни

Предлагаем познакомиться с жизнью и творчеством великого писателя. Свои творения он подписывал "Стендаль". Биография этого писателя, как и его произведения, интересует сегодня многих. Однако далеко не все знают, что настоящее его имя было .

Пальмский собор: история возведения, различные факты

Фешенебельная Пальма-де-Мальорка полна старинных достопримечательностей, удивительная красота которых заставит приезжих замереть от восторга. Главным религиозным сооружением города является кафедральный собор, возведенный на средиземноморском .

Обитель, Захар Прилепин: краткое содержание

Большой популярностью в последние годы пользуется роман, который написал Прилепин, "Обитель". Краткое содержание произведения призвано рассказать об основных событиях и идеях, которые заложил автор.

Эдит Уортон: краткая биография и фото

Эдит Уортон в течение жизни написала 20 романов, а также 10 сборников рассказов. Она стала первой женщиной, которая получила Пулитцеровскую премию. Большинство ее произведений стали классикой американской литературы.

Пушкинский заповедник Михайловское находится в центре Псковской области, среди лесов, вдали от городской суеты. Это особо ценный памятник культуры народов Российской Федерации с 1995 года. Считается, что здесь находится поэтическая родина Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837).

Заповедник Пушкинский Михайловское: Приветствую тебя, пустынный уголок!

Собор Петра и Павла (Петергоф), фото которого представлено в этой статье, появился благодаря Иоанну Янышеву, заведующему придворным духовенством. В 1892 году он обращается с прошением о строительстве храма в Петергофе, так как церквей было мало, и они не могли вместить всех желающих прихожан.

Собор Петра и Павла (Петергоф): история появления, архитектура и фото

Среди всех праздников, отмечаемых православной церковью, богородичные, наверное, самые умилительные. Богородичными праздниками верующие называют те, когда вспоминается какое-то событие, касающееся Божьей Матери. Это Введение во храм Божьей Матери, Благовещенье, Успение и чин погребения, Рождество Божией Матери, Покров.

Чин погребения Пресвятой Богородицы бывает на третий день после Успения

Произведение "Записки из подполья" было написано Достоевским в 1864 году. Автором записок является герой подполья. Это коллежский асессор, который вышел недавно в отставку после того, как получил небольшое наследство. Герою произведения "Записки из подполья" 40 лет. Проживает он на краю Петербурга в "дрянной" комнате.

Достоевский, Записки из подполья: краткое содержание

Два столетия эта постройка была самой высокой в мире. Шпиль собора виднеется далеко за пределами Страсбурга. Его силуэт на фоне алеющего предзакатного неба является визитной карточкой города. Шпиль виден даже с другого берега Рейна, по которому проходит современная граница. Поэтому Страсбургский собор в Германии считают почти своим (принимая во внимание историю Эльзаса и Лотарингии).

Фабрицио, сын богатого маркиза, родился и провёл своё детство в родовом замке возле живописного озера. Помимо Фабрицио у маркиза было ещё двое детей: сын и две дочери. Несмотря на баснословные богатства, глава семейства очень скуп. Его жена и дети живут в крайней нужде. Сестра маркиза, Джина, считается одной из самых красивых женщин страны. Вопреки воле своего брата она вышла замуж за разорившегося графа Пьетранера. После того, как супруг Джины погиб на дуэли, женщина была вынуждена вернуться в родовой замок.

В рядах Бонапарта

Фабрицио вырос симпатичным весёлым юношей. Молодой человек с ранних лет увлекался Наполеоном и мечтал сражаться в его армии. Однажды молодой маркиз узнаёт, что его кумир высадился в бухте Жуан. Взяв чужое имя, юноша отправляется во Францию, что поступить на службу в наполеоновскую армию. Оказавшись на территории Франции, Фабрицио попадает в тюрьму: его внешность и акцент кажутся слишком подозрительными. В канун знаменитой битвы при Ватерлоо маркизу удалось сбежать из заключения благодаря жене тюремщика. Фабрицио смог попасть на поле боя. После битвы молодой человек узнаёт, что сражение проиграно. Ему советуют вернуться домой.

В Женеве Фабрицио поджидал слуга его тётки Джины, сообщивший, что домой возвращаться не стоит: брат донёс на Фабрицио властям, и теперь его повсюду разыскивают, считая заговорщиком. Тётка и мать увозят юношу в Милан, чтобы найти для него покровителей. Но донос уже успел дойти до Вены. Молодому маркизу грозит заключение в самой страшной европейской тюрьме – замке Шпильберг. Фабрицио вынужден бежать.

Герцогиня Сансеверина

Графиня Пьетранера решила остаться в Милане. Вскоре она познакомилась с графом Моска делла Ровере Соредзана, занимавшим важный государственный пост. Джине очень нравится её новый знакомый. Граф влюбляется в молодую вдову, но жениться на ней не может, поскольку официально не разведён со своей женой. Развод повлечёт за собой многие проблемы, и графу придётся подать в отставку. Однако есть и другой выход. Герцог Сансеверина мечтает получить орденскую ленту. Для этого ему достаточно заключить фиктивный брак с Джиной. Графиня будет представлена ко двору и останется жить в Парме.

Выйдя замуж во второй раз, герцогиня обрела счастье. Но её беспокоит судьба племянника. Граф, к которому Джина по-прежнему испытывает симпатию, уверяет, что Фабрицио никогда не сможет сделать карьеру военного на родине, поскольку он испортил себе репутацию, пытаясь сражаться на стороне Бонапарта. Однако граф непременно поможет юноше стать архиепископом в Парме. Получив согласие племянника, Джина отправляет его на обучение в Неаполитанскую духовную академию.

Джина и Мариетта

Скучная жизнь семинариста не нравится Фабрицио. Он очень красив, обаятелен и пользуется успехом у женщин. Тем не менее, ни одна любовница не может занять место в сердце юноши. Получив образование, маркиз едет в Парму, где селится в доме тётки. Со временем Фабрицио замечает, что Джина в него влюблена. Однако сам он считает, что не способен на настоящие чувства. Несмотря на огромное количество женщин в его жизни, истинной любви у него не было.

Фабрицио всё-таки встречает свою любовь. Её зовут Мариетта Вальсерра (у молодых людей одинаковая фамилия). Мариетте покровительствует актёр Джилетти, который, узнав о романе подопечной, нападает на Фабрицио за городом. Маркиз, защищаясь, убивает актёра. Теперь Фабрицио вновь вынужден скрываться. Остановившись в Болонье, он находит там свою возлюбленную.

Клелия Конти

В Парме становится известно о поступке маркиза Вальсерра. Местный принц начинает судебный процесс против молодого человека. Но его интересует не справедливость. Герцогиня Сансеверина ведёт себя слишком независимо, ей нужно отомстить. Несмотря на все усилия Джины, Фабрицио оказывается в тюрьме, где встречает свою вторую любовь, дочь коменданта крепости Клелию Конти. Девушка отвечает ему взаимностью и помогает бежать. Но судьба вновь сводит их в крепости.

Жестокий приговор, вынесенный Фабрицио, был отменён. Маркиз становится архиепископом, его жизнь постепенно налаживается. Но молодой человек несчастлив. Клелия когда-то дала обет деве Марии: если любимому удастся спастись, она выйдет замуж за того, кого для неё выберет отец, и больше не увидит Фабрицио. Девушку отдают за самого богатого человека Пармы. Жалея Фабрицио, Клелия разрешает ему приходить к ней. Но встречаются они только в темноте, чтобы не нарушать обет.

Клелия родила сына, официальным отцом которого считается её муж. Фабрицио выкрал ребёнка, но мальчик вскоре умер. Клелия не пережила смерть сына и скончалась. Фабрицио решает уйти в монастырь, где его вскоре настигает смерть. Джина вышла замуж за графа Моска и покинула Парму. В третьем браке женщина снова счастлива, но пережить своего племянника надолго ей не удаётся.

Разочарование в кумирах
Роман вряд ли можно назвать автобиографический. Фабрицио не является литературным двойником автора. Однако некоторые фрагменты всё же носят автобиографический характер. Кумиром юности Стендаля был Наполеон, которого будущий писатель считал гением и своим идеалом. Разочарование Бонапартом наступило в России, когда Анри Мари Бейль (настоящее имя писателя) понял, что Наполеон ведёт захватническую, а не оборонительную войну.

Автор наказывает своего героя за преданность такому человеку, как Бонапарт, отняв у него возможность сделать военную карьеру и подвергнув его гонениям.

Романтизм или реализм?

Тем не менее, сам автор неоднократно подчёркивал, что герои его произведений не романтики. Довод был следующим: романтик способен только мечтать и возмущаться несправедливостями окружающей его действительности. Реалист действует. Фабрицио вполне можно назвать романтиком. Однако он не склонен к мечтательности. Молодой маркиз не хочет издали поклоняться своей Лауре на манер Данте. Он требует от девушки совместного проживания и совместного воспитания общего ребёнка. Однако в конце романа вновь можно наблюдать черты романтизма: теряя друг друга, главные герои умирают от горя.

Чутье не обмануло признанного мастера, сумевшего благодарно изумиться и отдать дань своего восхищения работе собрата по перу, которого тогда во Франции, несмотря на пятидесятишестилетний возраст и четверть века писательского труда, снисходительно числили разве что подмастерьем, а то и просто любителем от словесности. После множества предпринимавшихся с тех пор тщательных разборов, разысканий, истолкований, после того как стендалеведенье сделалось, пожалуй, не менее обширной отраслью, чем наше пушкиноведенье, и накопленное им способно теперь заполнить до отказа полки изрядной библиотеки, загадка, остается загадкой –

    Стендаль Пармская обитель: Роман. /Пер. с фр. Н. Немчиновой; Вступит, статья С. Великовского и А. Резникова; Примеч. Б. Реизова.— М.: Худож. лит., 1982.— 414 с. (Классики и современники. Зарубеж. лит-ра)

Читайте также: