Как симфонический оркестр участвует в создании ярких сценических образов кратко

Обновлено: 06.07.2024

Римский-Корсаков показывает слушателю образ белочки с помощью ксилофона, изображающего щёлкание орешков, флейты, показывающей её песенку и челесты, описывающей хрустальный домик.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Разработка урока музыки в 5 классе

по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской

Подготовила:

учитель музыки

высшей категории

Игумнова Ж.А.

Класс : Пятый.
Тип урока : Интегрированный.

Вид урока : Урок-исследование.
Цель урока : актуализировать знания учащихся об опере как синтетическом жанре в процессе интеграции различных видов искусства.

Задачи урока:

систематизировать оперный словарь: увертюра, дирижер, оркестр, ария, ансамбль, солист, либретто, декорации, действие;

через групповые формы работы обучать умению коллективно размышлять о музыке.

формировать чувства любви и уважения к творческому наследию своего народа;

побудить к формированию чувства личной ответственности за результат совместной работы.

побудить детей к активному, прочувствованному и осознанному восприятию музыкального и литературного материала;

создать условия для творческой интерпретации учащимися фрагментов оперы.

Планируемые результаты освоения содержания урока:

повысить мотивацию собственных знаний; воспринимать классическую музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение; готовность и способность вести диалог с одноклассниками и достигать в нем взаимопонимания;

совершенствовать художественный, эстетический вкусы, нравственные качества личности.

уметь управлять своими знаниями в новой ситуации; высказывать свои суждения о том, какую роль играют разные виды искусства в опере.

разбираться в музыкальной драматургии произведения; раскрывать образное содержание отдельных номеров оперы и творчески их интерпретировать в разных видах музыкальной деятельности.

Формы работы учащихся: групповая, коллективная, индивидуальная.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

словесные, наглядные (Презентация, дидактический раздаточный материал у каждой группы – ноты песен Садко, гостей, либретто оперы); практические (сольное, ансамблевое, хоровое исполнение, театрализация); репродуктивные и проблемно-поисковые (при анализе и синтезе оперных номеров);методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля в обучении (сюжетно-ролевая игра, познавательная игра- подбор ассоциаций к музыкальным терминам).

принцип единства музыкального обучения, воспитания и развития; принцип оптимизации процесса музыкального обучения; принцип научности; принцип связи музыки и жизни; принцип доступности и наглядности; принцип активности, сознательности; принцип прочности, систематичности и последовательности;

Фундаментальные образовательные объекты, в направлении которых планируется деятельность учеников – опера, увертюра, либретто, симфонический оркестр, солист, ансамбль, хор, дирижер, хореограф, театр, декорации.
Главная проблема урока – Как музыка, литература, изобразительное искусство, театр, хореография помогают раскрыть особенности художественных образов и драматургию оперы?

Ожидаемый результат со стороны учеников

Психолого-педагогическое обоснование деятельности учителя

1.Организационный этап. Активизация внимания. Цель: включение учащихся в учебно-познавательную деятельность

Вторая подсказка - это имя мы можем увидеть в названиях магазинов, торгующих сувенирами, коврами, ювелирными изделиями, мебелью, сантехникой, даже пароходы так называют!

Третья подсказка – музыкальная (звучит увертюра из оперы).

2.Назвать композитора, жанр музыкального произведения, главным героем которого является Садко.

Итак, тема нашего урока…

Используется гармонические и тембровые, краски оркестра, звук арфы — имитация гуслей. Звукоряд из тонов и полутонов, цепочка из аккордов.

Помогите пожалуйста. ДАЮ 50 Б Фрагмент белковой молекулы имеет следующую первичную структуру : цис-тир-фен-глу-сер-тре-лиз-аспн-глу-асп-арг-мет-иле. 1) в какой части клетки осуществляется синтез .

В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, габое, трубе. В симфонический оркестр приняли на работу трёх .

В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, габое, трубе.В симфонический оркестр приняли на работу трёх .

Творческий союз музыки, литературы, хореографии и изобразительного искусства

1.Единство музыки и танца

Балет , как и опера, неразрывно связан с литературой. Правда, в балете не звучат слова, однако замысел писателя в нём выражается через музыку и танец, жесты и мимику . Это означает, что литература не всегда прямо "звучит" в музыкальном произведении.



Балет - слово французского происхождения, а на латинском языке ballo означает танцую . Первоосновой балетного спектакля (так же как и оперного) является либретто . В создании балетного спектакля участвуют танцоры-солисты, кордебалет (массовые сцены), симфонический оркестр, балетмейстер, режиссёр, дирижёр, художник по костюмам и художники-декораторы. Благодаря творческому союзу музыки, хореографии, литературы, драматического и изобразительного искусства появляется незабываемое зрелище, имя которому - балет.


Танцы сопровождают жизнь человека с древних времён, поэтому удивительно, что балетный спектакль появился в истории культуры лишь в 18 веке. Конечно, задолго до этого в разных странах мира - Франции, Итилии, России - на сцене театров уже шли музыкальные представления, в которых наряду с поэтическим словом и пением присутствовали танцы и пантомима (выразительные движения под музыку).

Всему миру известны лучшие отечественные танцоры и хороеграфы (люди, которые занимаются постановкой танца) - Анна Павлова, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Юрий Григорович и другие.






Выполни задания:

1. Вспомни музыкальные фрагменты из знакомых тебе балетов.Сюжеты каких литературных произведений положены в основу их либретто?

2. Имеют ли главные герои балетного спектакля свои музыкальные характеристики? Приведи примеры.

3. Какие средства музыкальной выразительности приобретают в балетной музыке особое значение мелодия, ритм, тембры инструментов, темп, динамика?

2. Танец как средство выражения чувств героев

Танец служит средством выражения чувств героев. И большинство балетмейстеров и композиторов долгое время, вплоть до балетов П.Чайковского, считали, что поскольку балет - искусство танца, то музыка в нём имеет второстепенное значение. П.И.Чайковский стал новатором в жанре балета. Музыка его трёх гениальных балетов: "Лебединое озеро", "Спящая красавица" и "Щелкунчик" - настолько красива и выразительна, что прекрасно существует и сама по себе, вне театральной сцены, исполняется в концертном зале, по радио и телевидению. Ярким примером является сюита для симфонического оркестра "Спящая красавица", где звучат главные темы балета всех действующих лиц в своём драматическом развитии.

Великая музыка вдохновила балетмейстеров, мастеров и артистов балета на создание новых образов и приёмов балетного танца - хореографии. А потом и хореография настолько развилась, что балетмейстеры стали ставить балеты на музыку симфоний, опер, и других сочинений. Например, на фортепианную музыку Ф.Шопена, его вальсов , мазурок, полонезов и других фортепианных жанров, поставлен замечательный балет "Шопениана" - хореография Юрия Григоровича. Симфонический оркестр блестяще исполняет "Шопениану".

Смотри видео ЗДЕСЬ

3. Балет - сказка П.И.Чайковского "Щелкунчик"

Почему балет так привлекал художников?

Наверное, среди многих причин - высокая изобразительность балетной музыки. Послушай музыку балета "Щелкунчик" П.Чайковского - и ты окажешься в сказочном новогоднем царстве с его чудесами и неожиданностями.

Нежные, "хрустальные" звуки челесты придают музыке очарование и хрупкость. В ней отчётливо рисуются и мерцание ёлочных игрушек, и причудливая игра света, и медленное кружение снежинок. Сколько простора для творческой фантазии художника открывает такая музыка! Послушай и посмотри ещё раз видео запись Танец "Феи Драже" .

В основу либретто балета "Щелкунчик" П.Чайковского положен сюжет сказки Гофмана. Благодаря творческому союзу двух замечательных мастеров 19 века - хореографии Мариуса Петипа и композитора П.Чайковского на сцене Петербургского Мариинского театра был создан балет, который уже более ста лет радует своих зрителей.

Действие балета происходит в маленьком немецком городке. Дети и взрослые веселятся вокруг рождественской ёлки. Девочки Мари подарили куклу для раскалывания орехов - Щелкунчика. С наступление ночи оживает таинственный мир чудес. Выползают из своих нор мыши во главе с Мышиным Королём. Храбрый Щелкунчик вступает в неравный бой с мышиным войском. Ему на помощь приходит Мари - она бросает туфельку в предводителя мышей и спасает Щелкунчика. Щелкунчик превращается в прекрасного принца.

Посмотри видео ЗДЕСЬ. "Сцена битвы с мышами"

"Вальс снежных хлопьев" провожает Мари и принца в сказочную страну сладостей и игрушек, где их встречает Фея Драже. Начинается праздник - феерия - на котором гости разных национальностей из разных стран исполняют свои танцы. Восторженный "Вальс цветов", прославляющий весну, красоту и любовь, завершает балет.

Посмотри видео ЗДЕСЬ. "Вальс снежных хлопьев"

Посмотри видео ЗДЕСЬ. ПА-ДЕ-ДЕ в исполнении Екатерины Максимовой и Владимира Васильева.

Балетная музыка обнаруживает связь не только с литературой, но и с изобразительным искусством.

Однако при всей изобразительности балета мы все должны помнить: его источником почти всегда было литературное произведение. И если художественный мир литературы рождает всё новые и новые произведения, вдохновляет музыкантов и художников, значит, этот мир поистине велик, поистине богат неисчерпаемыми творческими возможностями.

4.Видео Фрагменты балета "Щелкунчик"

Посмотри видео ЗДЕСЬ. Арабский танец называют ещё Танец "Кофе".

Посмотри видео ЗДЕСЬ. Китайский танец называют также "Танец Чая"

Посмотри видео ЗДЕСЬ. Русский танец "Трепак"

Ты послушал и посмотрел фрагменты из балета "Щелкунчик". А теперь выполни задания и ответь на вопросы:

1. Сравни характер и настроение "Вальса снежных хлопьев" и "Вальса цветов". Что их роднит? Чем они отличаются друг от друга?

2. Какие средства выразительности использовал П.Чайковский в музыке сцены битвы Щелкунчика с мышами? В чём заключается развитие образов Добра и Зла в этой сцене?

3. Ты услышал и посмотрел разные танцы гостей на балу в сказочном городе сладостей. Как композитор подчёркивает, с одной стороны, сказочность событий балета, с другой - национальные особенности танцев?

6. Балетные сцены в опере

Балет является настолько ярким средством выражения образов. что нередко вводится в действие опер. Насколько многограннее стал образ поляков в опере М.Глинки "Жизнь за царя", после того как композитор включил в неё балетный фрагмент - польский бал.

Польские народные танцы - полонез, мазурка, краковяк с подчёркиванием резких интонаций стали воплощением самых отрицательных качеств в облике врагов: их самодовольства и спеси( надменность, высокомерие).

Посмотри ЗДЕСЬ фрагмент Мазурки

И как совсем по-другому - нежно и трепетно - звучат мазурки Шопена: как не похожа она на ту мазурку, в которой Глинка изобразил воинственных и самодовольных захватчиков. В музыке Шопена нет ничего резкого, грубого. В ней запечатлён как будто не танец - а полёт - лёгкий, почти волшебный. Вот как по -разному может звучать один и тот же танец.

Ответь на вопросы:

1. Кто, кроме композитора участвует в создании балета?

2.С какой целью М.Глинка вводит балетный фрагмент польского бала в оперу "Жизнь за царя"?

Читайте также: