Мюзикл как форма синтеза искусств кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Возраст обучающихся: старшая группа (13 - 14лет), 3 год обучения.

Тип занятия : изучение нового материала

Вид занятия : комбинированное

Задачи занятия:

Образовательные задачи:

2. Дать представление о культуре современного мира визуальных синтетических искусств; формировать знания учащихся о специфике синтетических искусств
3. Научить видеть взаимосвязь между музыкой и другими видами искусства.
4. Развитие познавательных интересов и творческого потенциала учащихся ( обогащать словарный запас учащихся).

Воспитательные задачи:

1. Формирование эстетического воспитания

2. Воспитывать музыкальную и слушательскую культуру учащихся;

3. Воспитывать интерес к современным видам искусства.

Развивающие задачи:

1. Развивать зрительскую компетентность учащихся на основе произведений кино и театра.
2.Развитие аналитической деятельности, вокально-слуховых навыков, музыкально-слуховых представлений

План занятия:

1.Вводная часть занятия

2. Подготовительная часть занятия

Физическая разминка. Упражнения на дыхание, дикцию и артикуляцию. Распевка.

3.Основная часть занятия

3) Виды мюзиклов - театральный спектакль, музыкальный фильм, и т.д.

4. Заключительная часть занятия

1) Подведение итогов

Закрепление пройденного материала.

Ход занятия:

1. 1.Вводная часть занятия

Организационный момент.

К: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Вы улыбаетесь - и это замечательно! Значит, вы готовы к занятию!

2. Подготовительная часть занятия.

Проверка певческой установки. Вокально - хоровые упражнения на дыхание, дикцию и артикуляцию. Распевка.

( В подростковом возрасте дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой способствует правильному формированию организма, активизируя обменные процессы во всех внутренних органах и системах)

б) лицевой массаж для разогрева артикуляционного аппарата

в) вокально-хоровые упражнения на различные виды голосоведения, дикцию и артикуляцию - распевка.

3.Основная часть занятия.

1) Изучение новой темы. (Беседа с наводящими вопросами)

(Ответы - музыка, архитектура, изобразительное искусство, театральное искусство, литература, искусство кино, хореография….)

Как вы думаете, есть ли какая - либо взаимосвязь между различными видами искусства? И какие мы можем привести примеры этого взаимодействия?

Существует такое понятие как синтез искусств. Это результат взаимодействия различных искусств, в единое художественное целое.

Рассмотрим более подробно два наиболее ярких синтетических вида искусства: театр и кино, объединяющие в себе музыкальное, драматическое и изобразительное искусства.
Вы, конечно же, посещали театры. Как вы думаете, что является главным в театральной постановке ? ( Ответы)

Главным элементом театрального зрелища является сценическое действие, осуществляемое творческим коллективом. Театральный синтез искусств включает авторское содержание, режиссерское прочтение, актерское исполнение, с участием музыки, хореографии, художественного оформления. Театр объединяет самые различные жанры сценического искусства — будь то драма или балет, опера или пантомима. Театр не всегда был таким, каким мы его знаем теперь. За свою долгую историю он менялся не раз. Истоки театрального искусства восходят к религиозным образам и карнавальным действиям, где и проявил себя синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, изобразительных искусств.
В театре, на телевидении, в кино, также активно взаимодействуют различные виды искусства. Зритель и слушатель испытывает на себе воздействие сюжета литературного произведения, лежащего в основе сценария фильма или либретто спектакля. Декорации и костюмы, создающие зрительный образ спектакля погружают его в атмосферу реальности, в которой разворачивается сюжет.

Есть и особый сценический жанр - мюзикл. В нем сливаются в единстве искусство пластики и музыка, вокал и хореография, изобразительное искусство, оперное пение и сценические декорации.

Их сочетание взаимосвязь придают мюзиклу особую динамичность и фантастическую яркость. Характерными особенностями мюзикла являются: ведущая роль музыки эстрадного плана, в основе всегда- литературное произведение; стремление к содержательности и высокой идейности; синтез искусств.

Мюзикл можно назвать опереттой по-американски. В нем фантастически соединяются многие жанры и выразительные средства. Но, в отличие от оперетты, мюзикл может быть не только комедией , но и драмой. И. как правило. У мюзикла только одна сюжетная линия.

-- Давайте же посмотрим фрагмент из этого мюзикла. (фрагмент)

Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями (ответы детей)

4. Заключительная часть занятия.

Молодцы, ребята, я считаю, что вы замечательно справились с заданиями. Наше занятие подходит к концу, и я хотела бы узнать ваше мнение, что было интересного, чему вы научились. (Опрос)

На этом наше занятие заканчивается. Я желаю, чтобы вы как можно чаще интересовались различными видами искусства , и, конечно же, с удовольствием занимались вокалом! До свидания!

Упражнения на развитие дыхания по методу А. Н. Стрельниковой

Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Причем все пальцы сжимаются одновременно и с силой. Это очень важно.

Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаются самостоятельно.

Опять шмыгнули носом (звучно, на всю комнату) и одновременно сжали ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулаки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаются, кисти рук на мгновение расслабляются.

Не следует растопыривать пальцы при пассивном выдохе. Они так же свободно расслабляются после сжатия, как и выдох уходит абсолютно свободно после каждого вдоха.

Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха), сделайте паузу - отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-движения.

по 4 вдоха-движения - 24 раза,

или по 8 вдохов-движений- 12 раз,

или по 16 вдохов-движений - 6 раз.

или по 32 вдоха-движения - 3 раза.

Исходное положение: встаньте прямо. Поверните голову вправо и сделайте короткий шумный вдох справа. Затем сразу же (без остановки посередине) поверните голову влево, шумно и коротко понюхайте воздух слева.
Справа - вдох, слева - вдох. Выдох уходит в промежутке между вдохами, посередине (но голова при этом не останавливается). Шею ни в коем случае не напрягайте. Туловище неподвижно, плечи не поворачиваются вслед за головой. Руками можно держаться по бокам за брюки.
Норма: 3 раза по 32 вдоха-движения. Но в начале тренировки делайте подряд только по 8 или по 16 вдохов-движений без остановки.

Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются.

Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну (тянутся к полу), пальцы рук широко растопыриваются. Это тоже очень важно.

На пассивном выдохе вернитесь в исходное положение: кисти рук снова на поясе, пальцы сжаты в кулаки - выдох ушел сам.

Делая следующий шумный короткий вдох, снова резко с силой толкните кулаки к полу, а затем вернитесь в исходное положение - выдох уходит самостоятельно через нос или через рот (кому как удобно).

Если при выдохе вы выпускаете (именно выпускаете, а не выталкиваете!) воздух через рот, то рот широко не открывайте. При выдохе губы слегка разжимаются (в момент вдоха они слегка сжаты) - воздух уходит абсолютно пассивно. Не думайте об этом!

Подряд нужно сделать 8 вдохов-движений без остановки. Затем отдых (пауза) - 3-5 секунд и снова 8 вдохов- движений.

12 раз по 8 вдохов-движений,

или 6 раз по 16 вдохов-движений,

или 3 раза по 32 вдоха-движения.

Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью- в этот момент абсолютно пассивно уходит выдох через нос или через рот.

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем слегка выпрямитесь, пассивно выпуская воздух через нос или через рот.

Сделайте подряд 8 поклонов-вдохов, после чего остановитесь, отдохните 3-5 секунд - и снова 8 поклонов-вдохов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Синтез искусств как основа мюзикла для взрослых и детей

Касихина Эмма Сергеевна

высшей квалификационной категории

На этапе реализации ФГОС, я перед собой поставила проблему: найти более эффективные пути, формы и методы организации совместной деятельности взрослых и детей по формированию художественно –эстетического развития детей старшего дошкольного возраста через использование мюзиклов.

Мю́зикл (англ. Musical) (иногда называется музыкальной комедией) — музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография. Большое влияние на мюзикл оказали многие жанры: оперетта, комическая опера, водевиль, бурлеск. Как отдельный жанр театрального искусства мюзикл долгое время не признавался.

Детский мюзикл – это жанр синтетический. Здесь музыка и хореография, театр и живопись переплетаются теснейшим образом. И это открывает нам огромные возможности научить ребенка самым разным дисциплинам, каждая из которых является очень важной составляющей в формировании любой личности.

Все это очень нравится нашим детям и подталкивает их быть активными, придумывать свой костюм, свое выступление, свое пожелание на общем веселом мероприятии. Родители с большим удовольствием приобретают и изготавливают своим детям парики и костюмы для создания той сказочной атмосферы, тема какой выбрана детьми. В этих музыкальных спектаклях дети перевоплощаются в сказочных героев и удивляют друг друга музыкальными выступлениями: вокальными и хореографическими. Очень любят наши дети участвовать в музыкальных сказках и мюзиклах.

Посещая дошкольное учреждение, каждый ребенок получает возможность полноценно жить и развиваться, активно участвуя в разных видах детской деятельности.

Мы, взрослые обязаны хорошо понимать, что ребенок ни к чему не готовится: ни к школе, ни к жизни, а развивается здесь и сейчас, проживая наиболее значимый возрастной период становления человека для его успешности в разных сферах жизнедеятельности. Именно в этот период происходит становление базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира ребенка.

И мы, взрослые, как проводники, ведем маленьких детей по самым занимательным и сказочным дорожкам, напитывая их художественными образами, вокальными и хореографическими впечатлениями для более широкого взгляда на мир через синтез искусств, через личные приобретения и накопления в опыте постановок музыкальных сказок и мюзиклов.


Мюзикл, иногда называется музыкальной комедией — это музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, и большую роль играет хореография. Большое влияние на мюзикл оказали многие жанры, среди которых в первую очередь: оперетта, комическая опера, водевиль, бурлеск. Мюзикл — жанр, как правило, сложный в постановочном отношении и потому дорогой. Многие бродвейские мюзиклы славятся своими спецэффектами, что возможно только в условиях стационарного мюзикла, где спектакли идут ежедневно в течение многих лет, пока они пользуются успехом у публики. Мюзикл — один из наиболее коммерческих жанров театра. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем для постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актеров.

Данный жанр привлекает своей атмосферой и оригинальностью. Каждый мюзикл рассказывает нам историю, рассказывает это очень необычно, красиво и эффектно, при помощи актерской игры, прекрасный вокальных номеров и зажигательных танцевальных композиций.

Характерными особенностями мюзикла являются: равноправие музыки, танца и разговорного жанра в драматургии спектакля, широта жанрового диапазона, стремление к содержательности, глубине мысли и серьезности проблематики. Высокий литературный уровень большинства мюзиклов в значительной степени определяется тем обстоятельством, что в качестве их сюжетной основы принято брать известные, а иногда просто выдающиеся произведения классической и современной литературы. Разнообразие мюзиклов позволяет классифицировать их по многим критериям, с учётом структурных особенностей, содержания, сюжета, музыкального языка, места создания и т.д. Художественные достоинства мюзикла позволяют ему стать достоянием не только какой-то одной нации, но и оказывать серьезное воздействие на современный музыкальный театр.

Актуальность дипломного проекта очевидна, так как он исследует мюзикл, мало изученный музыкальный жанр. Данная тема является важной для организатора социально – культурной деятельности, так как отражает и воплощает вкусы и интересы современного зрителя. Мюзикл в последнее время занял одну из лидирующих позиций в современной культуре. Он становиться все более востребованным, что порождает широкий интерес к жанру. Мюзиклы – являются одним из самых востребованных жанров в современном театре и кинематографе. Многим людям данный жанр интересен, по той причине, что он сочетает в себе множество жанров, а также имеет некую яркость, а это, то, что очень любит современный зритель – шоу.

В результате изучения теоретических источников были сделаны выводы о том, что мюзикл возник в США в конце 19 века, мировую известность жанру принесли бродвейские и уэст-эндские постановки.

Французские мюзиклы покоряют мир в конце 20 века и имеют большой успех благодаря вокальным формам и хореографическому стилю. Характерными особенностями мюзикла являются: многоликость, широта жанрового диапазона, стремление к содержательности, высокий литературный уровень. На сегодняшний день учащиеся знакомы с мюзиклами, но недостаточно осведомлены о том, какова их история и в чём состоят особенности. Мы предполагаем, что работа является своевременной и восполняет недостаток знаний учащихся по данному аспекту. Учитывая то, что большинству респондентов тема исследования кажется интересной, для них будет полезно детально познакомиться с продуктами работы, ведь мюзикл является уникальным жанром мировой музыкальной культуры.

. Формой проведения мероприятия для практической интерпретации данной дипломной работы был выбран тематический вечер.

Однако мюзиклы близки к этому, поскольку сочетают в себе не только танцы, хореографию и любимые музыкальные произведения, но и забавные диалоги, что позволяет удовлетворить запросы максимально широкой аудитории.

Сценка из популярного мюзикла

Где и когда зародилась эта концепция, как она менялась со временем и чем стала к настоящему моменту, разберемся по порядку.

Уникальное произведение

Мюзикл – это особый жанр музыкально-сценического искусства, представляющего собой гармоничное сочетание нескольких театральных форматов (драматического, музыкального, хореографического, вокального и пластического).

Маски на лицах артистов мюзикла

И хотя мюзикл как жанр считается относительно новым, корни у него достаточно древние, чтобы говорить об античном происхождении. Так, еще на заре V века до н.э. в греческом театре стали практиковать включение музыки и танцев в развлекательные постановки, а чуть позже – элементы политической и социальной сатиры.

Но в любом случае – на всех этапах эволюции жанра – ключевыми составляющими мюзикла были и оставались три компонента:

Танец артистов мюзик-холла

Во второй половине XIX века искусствоведы спорили, нужно ли выделять мюзиклы в отдельный жанр, ведь их особенности были почти как у классической оперетты. Однако, если оперетта тяготела к воспроизведению канонов, создатели мюзиклов позволяли себе экспериментировать.

Благодаря этому, мюзикл вскоре превратился в особую театральную форму, где музыке отводится не какая-то из главных ролей, а всего лишь роль одного из средств сценического монтажа – равно как и хореографии, пластике, постановочным эффектам и т.д.

Стремительное развитие жанра

Время шло, стали появляться новые выразительные средства, костюмы и спецэффекты, композиторы все чаще обращались к современным музыкальным направлениям, хореографы старались использовать популярные у обывателя танцы и пластические элементы.

Истоки жанра мюзикл

Уже к XX веку все ощутимее чувствовалось влияние таких жанров, как:

  1. традиционная оперетта (с учетом национальной и жанровой специфики);
  2. комическая опера (особенно сентиментально-мелодраматического толка);
  3. водевиль;
  4. бурлеск.

Нашла свое отражение в развитии мюзиклов и эстрада – например, джазовые мотивы, весьма популярные в начале 1940-х, или возникновение целого направления на основе рока с вплетением библейских сюжетов.

Со временем мюзикл сформировался в самостоятельный музыкально-сценический жанр, пусть и носящий признаки близкого родства с опереттой и следующий традициям преемственности с ней.

Афиша

Яркими чертами таких постановок стали:

  1. большая зрелищность – мюзиклы старались превратить в эффектные шоу, как правило, роскошные;
  2. отсутствие собственной драматургии – в мюзиклах обычно нет собственного сценария, в качестве которого чаще всего используются переработанные либретто опер, истории из жизни, адаптированные литературные произведения либо пьесы, созданные для драматического театра; – имеется в виду стилистическая раскованность и более богатое музыкальное разнообразие, включая заигрывание с роком, джазом и другими эстрадными элементами;
  3. динамичность – мюзиклы строятся на драматической коллизии, поэтому в них всегда присутствует и напряжение, и саспенс;
  4. упор на вокальную составляющую – разнообразие песенных форм;
  5. привлечение популярных артистов.

Влияние новой американской культуры усилилось в 1920-х с появлением так называемых новых американских композиторов (Д.Гершвина, Д.Керна, К.Портера), в числе которых оказались не менее талантливые эмигранты типа Р.Фримля, В.Херберта, З.Ромберга.

Реклама на улицах Нью-Йорка

Теперь либретто перестали заимствовать у существующих опер, а начали адаптировать под нужды конкретного спектакля. В музыкальное сопровождение стали чаще включать джазовые композиции, а в хореографию – регтайм.

Это была классика начала XX века, не утратившая своей актуальности по сей день.

Незабытое старое

В период Второй мировой тренды несколько сместились, и вместо комбинации перепевок зрителям начали демонстрировать глубоко проработанную драматургию. Вкупе с выразительной игрой именитых актеров мюзиклы быстро завоевали расположение аудитории, о чем свидетельствуют такие нашумевшие постановки, как:

Половинчатая маска актера в мюзикле Волосы

Его уникальные произведения (а это около двух дюжин мюзиклов!) и сегодня встречают с восторгом на театральных подмостках во всех уголках мира:

И хотя количество постановок периодически снижается, роскошные декорации, костюмы и высокий уровень подготовки артистов до сих пор обеспечивают этим спектаклям полные аншлаги. И это понятно: перед зрителем на сцене буквально разыгрывают полноценный фильм с одного дубля.

К концу прошлого тысячелетия более четко обозначился формат рок-оперы. Новое направление демонстрировало эволюцию мюзиклов и давало толчок жанру оперы, используя вместо классической музыки современную и разговаривая с аудиторией на красивом, но близком и понятном языке.

Современный взгляд

Мюзиклы из легкомысленных театральных постановок всего за сотню лет развились в самостоятельный жанр, где есть место и комедии, и трагедии, и прозаической повседневности.

Параллельно существует несколько форматов создания мюзикла:

  1. переосмысление и переработка чужих историй/песен для включения в новую постановку;
  2. создание либретто и музыки с нуля (специально под конкретную историю).

Первый вариант обычно используется при создании киномюзикла, тогда как театральные версии чаще базируются на втором.

Не знаете, как развлечь себя и близких? Попробуйте мюзиклы: шутки, любовные истории, детективные перипетии – там есть все!

Читайте также: