Школьный музей как центр патриотического воспитания и краеведческой работы

Обновлено: 05.07.2024

Одним из условий успешного решения познавательных и воспитательных задач школы является организация работы школьного музея. Его создание вызвано стремлением участников образовательного процесса знать больше о своей местности, школе, о людях, которые здесь жили и живут, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей малой Родины.

Организует работу совет музея, деятельность которого осуществляется по следующим направлениям: поисково-собирательская работа; учет, описание и хранение музейного фонда; экспозиционно-оформительская работа; экскурсионно-массовая работа.

В целях популяризации исторического краеведения члены совета музея проводят на базе музея различные краеведческие мероприятия:

Музей уже не первый год участвует и побеждает в областном смотре-конкурсе школьных музеев, что является серьезным показателем его работы:

- Областной смотр-конкурс военно-исторических музеев и экспозиций образовательных организаций, посвященный 70-летию победы в ВОВ 1941-1945 гг. - Диплом I степени (2014 г.)

- Областном смотре-конкурс военно-исторических музеев и экспозиций образовательных организаций, посвященном 450-летию основания города Орла и занял – Диплом I степени (2016 г.)

- Областной смотр-конкурс военно-исторических музеев и экспозиций образовательных организаций, посвященный 75-летию освобождения Орла и области от немецко-фашистских захватчиков - Диплом I степени (2018 г.).

Таким образом, музей обладает огромным ресурсом по воспитанию у молодежи гражданственности и патриотизма, приобщению ее к патриотическим ценностям, формирование у молодых граждан уважения к истории и культуре Отечества, подготовке к военной службе и достойному служению своей Родине и народу.

Карнюшина Татьяна Ивановна – руководитель музея, учитель истории и обществознания в МБОУ – Хотимль-Кузменковской СОШ (Орловская область, Хотынецкий район)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

В настоящее время возрос интерес к краеведению, т.е. комплексному изучению родного края в различных аспектах: природно-географическом, культурном, историческом. Мы - учителя в своей урочной и во внеурочной деятельности всё чаще обращаемся к проблеме использования краеведческого материала с целью формирования знаний, умений и ценностных ориентаций, развитию творческих способностей, воспитания уважения к культуре и истории родного края. Академик Д.С. Лихачёв говорил: "Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране".

Прошлое помнят в мире людей.

Нужен пример в воспитанье детей

Нужно нам помнить о наших корнях,

Чтобы разброда не стало в умах.

Памяти той нелегко научить.

Надо наследие нам сохранить -

Всех материальных, духовных вещей.

И создали мы с этой целью музей.

Задачами нашего школьного музея являются:

Воспитывать чувство патриотизма - такого "социального чувства, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины".

Сохранить для воспитанников и потомков подлинники, первоисточники, музейные предметы, представляющие историческую, художественную или иную ценность.

Способствовать внедрению музейного материала в учебный процесс .

Преобразовать музейный предмет в средство информационного и эмоционального восприятия минувших эпох.

Способствовать включению учащихся в социокультурное творчество, поисково-исследовательскую деятельность по изучению, восстановлению истории малой Родины.

Способствовать формированию духовных ценностей.

В Ивановской средней общеобразовательной школе гражданско-патриотическое воспитание учащихся является приоритетным направлением в воспитательной работе. Отправной точкой для этого стала деятельность нашего школьного музея. Музей у нас появился ещё в 1982 году, он был создан по инициативе пионерской вожатой – Зуевой Ольги Александровны. Именно при ней были собраны основные фонды музея. Сейчас музей занимает тоже помещение, что 30 лет назад – музейную комнату в школе. В прошлом году школьный музей отмечал свой 30 летний юбилей. В настоящее время фонды пополняются новыми экспонатами, и что особо ценно приносят их сами дети.

Школьный музей обладает такими качественными и количественными параметрами открытости, которые, в конечном итоге, определяют его уникальность по сравнению с другими музеями.

Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин (история, краеведение и др.) и с дополнительным образованием.

Школьный музей более, чем какой-либо другой, включен в жизнь местного сообщества.

поисково-собирательская, осуществляющая комплектование фондов;

фондовая, ведущая учёт и хранение музейных предметов;

экспозиционно-выставочная, отвечающая за разработку и создание экспозиций, выставок.

культурно-образовательная группа для проведения экскурсий, бесед, праздников, встреч с гостями музея.

Совет музея избирает председателя Совета музея. Долгое время (с 2005 по 2010гг.) председателем музея был ученик нашей школы Хромов Дмитрий. В настоящее время возглавляет музей наш одиннадцатиклассник Марков Сергей.

В школе на основании собранного материала по истории села, школы создаются исследовательские проекты, авторами которых являются учащиеся и учителя. Проекты, исследовательские работы: "Ивановка на стыке времен", "Село мое, село родное", "Боевой и трудовой подвиг учителя" участвовали в районных и областных краеведческих конференциях. Накопленные материалы интегрируются в учебно-воспитательный процесс. В помещении музея проводятся музейные уроки, экскурсии, беседы, викторины, классные часы: "Легенды и предания нашего края", "Подвиги В.И.Чапаева", "И помнит мир спасенный", "Тайна старой скатерти".

Являясь общественной инициативой, музей не может замыкаться только в рамках школьного пространства. Деятельность нашего музея тесно связана с местным сообществом. Уже давно стало доброй традицией проводить совместные праздники 9 мая и День села вместе с Ивановской сельской администрацией, Домом Культуры. Для сценариев этих праздников берётся краеведческий материал, собранный школьным музеем. В 2010 году на День села жители услышали о самых ярких событиях более чем 100-летней истории села Ивановка. Выпуская общешкольную газету к 9 мая 2009, учащиеся решили использовать только краеведческий материал, воспоминания ивановских ветеранов.

Каждый музей имеет свой профиль, не исключение и наш музей. Он историко – краеведческий, что способствует его большей интеграции в учебный процесс и сферу дополнительного образования

Краеведческая составляющая в работе нашего музея выступает на первый план. Среди направления краеведческой работы в нашей школе в качестве особенно актуальных следует выделить три направления: туристско – краеведческая работа, школа, родной край.

Туристско – краеведческая работа

Второе направление - Школа

Уже собранные материалы о школе со временем станут бесценным достоянием ушедшей эпохи. Экспозиция по истории школы является как бы визитной карточкой школы. Экскурсоводы школьного музея из 9-11 классов с большим удовольствием и чувством гордости рассказывают о родной школе. В 2009 году отмечался юбилей школы и к этому событию был собран большой материал об истории школы, педагогических династиях, учителях ветеранах, а также выпускниках школы. Весь этот материал хранится в школьном музее и используется по мере надобности. Продолжается и поиск новых материалов по истории Ивановской школы.

Родной край- третье направление.

Огромное поле деятельности школьного музея – представляет собой изучение истории родного края. Через краеведческую деятельность формируются в будущих гражданах нашей страны патриотические чувства, а также уважение к старшему поколению, памятникам истории и культуры.

Краеведческая составляющая во всей работе школы прослеживается очень ярко.

В последние 3-4 года наш музей вновь занял достойное место в нашей школе, заявил о себе и уже стал центром поисково-краеведческой работы в школе и центром патриотического воспитания учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музейная школьная педагогика является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование патриотизма у детей и способствует эффективной реализации воспитательных задач.

Школьный музей как ресурсный центр формирования патриотического воспитания

Караваева Н.Б. педагог-организатор,

В поисках путей духовного возрождения общества, формирования нравственных идеалов молодого поколения, воспитания патриотизма, ученые-исследователи и педагоги нашей страны в последние годы вновь обратили свои интересы к такому виду деятельности, который, казалось бы, утратил свою актуальность, как школьная музейная педагогика.

Музейная школьная педагогика является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование патриотизма у детей и способствует эффективной реализации воспитательных задач. Работа школьных музеев формирует знания у учащихся по истории родного края, углубляет и расширяет их кругозор. Основной задачей школьных музеев является воспитание учащихся на примерах отечественной истории, развитие у школьников исторического сознания путем приобщения к Великому прошлому России, особенно к событиям, творцом которых был народ, идущий во имя Отечества на жертвы, лишения, проявивший самоотверженность, стойкость, героизм, мужество в годы суровых испытаний в борьбе за свободу и независимость от вражеский нашествий. Изучение истории своего народа есть наилучшее средство воспитать учащихся в духе любви к Родине, в духе патриотизма.

Активное использование ресурсов школьных музеев способствует повышению уровня сформированности патриотизма у школьников, проявляющееся:

- в способности активно применять свои знания по музееведению в учебной деятельности, в творчестве, в общении и публичных выступлениях, в практической жизненной ситуации;

- в умении сохранять независимость от негативных влияний, вести здоровый образ жизни.

Сегодня школьный музей - это не только музейные экспозиции или выставки в стенах школы, это многообразные формы школьной работы, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, запись их воспоминаний, организацию праздников и встреч. Особый интерес в работе музеев вызывает поисковая деятельность, которая имеет исследовательский характер. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиций, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов.

Со своими исследовательскими работами учащиеся города успешно участвуют в конкурсах различного уровня:

Несмотря на возникающие в процессе работы трудности, школьный музей был и остается большим образовательным пространством для формирования патриотических чувств, любви и уважения к своей Родине. А значит, работа музеев в образовательных организациях нашего города, важна и необходима для воспитания подрастающего поколения.

В связи свыше сказанным предлагаю:

Привлекать к посещению музеев не только учащихся школ, в которых они функционируют, но и учащихся других образовательных организаций города.

Вести широкую просветительскую работу за счет организации экскурсий для различных категорий посетителей в самом музее, а также организовывать выездные бригады актива музея за его пределы.

Создать цикл виртуальных экскурсий о своем учреждении, чтобы заинтересовать социальных партнеров и родительскую общественность.

Активнее использовать в работе музеев информационные технологии, игровые имитационные модели, технологию манипулирования с музейными предметами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа. Школьники в настоящее время мало знают о подвигах героев Великой Отечественной войны. Возникает постоянная необходимость приблизить немеркнущие подвиги народа, примеры гражданского долга к сознанию, чувствам ребят, приобщить их к истокам героизма дедов, укрепить живую связь времен и поколений.

Патриотизм - одна из базовых составляющих личности гражданина, выражающаяся в чувстве любви, гордости, признания своему Отечеству, его истории и культуре, традициям, в осознании гражданского долга перед ним, в готовности к защите его интересов, формированию у учащихся чувства готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Гражданин и патриот начинается в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать ее историю, активно участвовать во всех делах и акциях школы.

Мы живём в непростое время. Всё труднее учить добру и милосердию, находить образец для подражания, проводить трогающие душу встречи, праздники, уроки. Но делать это надо во имя будущего. Жизнь продолжается и, по-прежнему, нужны людям доброта, любовь к Родине, своим родным и близким. Память о прошлом, желание и стремление к преобразованию, т.е. формирование активной жизненной позиции и высокой нравственности - эти понятия должны жить, не устаревая, передаваясь из поколения к поколению. Любой музей, а особенно школьный, это именно то место, где лучше всего идет процесс утверждения этих ценностей.

Любой музей, а школьный в особенности, один из самых благодатных факторов воздействия на душу. Здесь воспитательное воздействие начинается с первых шагов. Сама обстановка, оформление, запах – всё вызывает волнение, трепет души и интерес. Именно здесь, в музее, узнают ребята неизвестные страницы истории родного края, о людях, которых хорошо знают, но не знали об их значимости и роли в жизни села. Музей – это мощная река жизни, которая пробуждает лучшие мысли и чувства своих посетителей через уроки, экскурсии, встречи и праздники.

Любовь к Родине воспитывается не только словами, а прежде всего делами. Широкое поле деятельности открывает работа в школьных музеях. В нашем селе велись боевые действия в период ВОВ, а значит, жители села являются непосредственными свидетелями тех событий. Поэтому особо значима работа школьного музея и поисковая работа по месту жительства. Знакомство с ветеранами помогает сделать изучение истории Родины конкретным, интересным, убедительным, а также воспитать глубокое уважение к памяти тех, кто в трудные годы войны воевал за свободу и независимость Отечества, выстоял и победил. Участвуя в поисковой работе, в конкурсах, мероприятиях ребята узнают историю страны, республики, родного села, его трудовую и боевую историю, жизнь известных людей, узнают историю улиц, историю родной школы. Расширяется их кругозор, формируются познавательные потребности. Проведение ежегодных традиционных дел и акций развивает умение трудиться, сотрудничать, коллективно решать творческие задачи, желание совершать гражданские поступки, так как дела, в которых они участвуют, несут в себе патриотический смысл, а значит все это - гражданские поступки.

Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры. Стержнем любого музея является история.

Во все времена развитие культуры и образования, нравственности и патриотизма было связано с изучением исторического прошлого. В новом осмыслении прошлого любое общество пытается найти решение многих вопросов дня сегодняшнего. Вот почему мы всё чаще обращаемся к своим историческим корням, традициям, к духовному и материальному наследию.

Музейная работа методически разнообразна и это разнообразие поражает своей новизной и размахом. В такой работе легко внедряются новые формы и методы нравственного воздействия на душу и сердце посетителей. Здесь воедино сливаются опыт общения, интерес посетителей, их реакция и переживания на увиденное и услышанное. Конечно, восприятие увиденного у каждого своё, индивидуальное: у первоклассника и выпускника школы, у ветерана и жителей поселка. Каждый видит и воспринимает близко то, что ему более понятно и дорого. Да, по-разному мы смотрим, но едины в одном: музей всех заставляет волноваться и переживать. Здесь пробуждаются лучшие струны детской души. А раз это так, значит, музей достигает своей главной цели – он воспитывает лучшие качества человека. Поэтому школьный музей и должен жить в память о прошлом ради нашего будущего!

Музей – школа знаний по интересам, школа, в которую идут с удовольствием и знания, которые хорошо запоминаются. У музея свой язык. Язык музейных реликвий – документы, вещи, книги, грамоты, оружие. Безмолвные свидетели прошлой жизни, они волнуют не меньше, так как пробуждают добрые, неведомые раньше чувства, и оживают во время экскурсий, уроков, встреч, праздников, наполняя чувством гордости и любви к своему народу, к Родине. Музей – Книга Памяти всего ценного из того, что было, которая передаётся, как эстафета поколениям нынешним и будущим.

Жизнь подтверждает, что нельзя вдохновить человека на подвиг, не преклонившись перед подвигом, уже совершённым. Мы не вправе предать забвению то, что было нашей славой и по праву обязано перейти в память и дела последующих поколений.

Многолетняя работа нашего музея лучшее тому подтверждение. Из года в год растёт число проводимых в музее мероприятий, музей стал центром идейно-нравственного воспитания школы и посёлка.

Школьный музей известен далеко за пределы нашего города: сюда приезжают школьники и жители нашего района и других городов. Они оставили в книге отзывов свои наилучшие впечатления о музее.

Оригинальность и уникальность работы школьного музея заключается в

наличие разнообразного материала: газеты, документы, фотографии, вещи, монеты, реликвии войны;

Популярность и активная работа в музее не затухает, а возрастает с годами, о чём свидетельствует Книга отзывов.

Немаловажным свидетельством результативности работы является неугасающий интерес к этой работе всего коллектива школы, учителей, учащихся и родителей, а также общественности к деятельности школьного музея. Жизнь не стоит на месте, и всё время происходят изменения в работе музея. Работы по-прежнему много, но именно её наличие сплачивает ребят, знакомит с живыми героями, учит общению и любви к людям, делам истории своей малой и большой Родины.

Посещение музея дает школьникам волнующее сознание беспримерного мужества, оставленного нам в наследство этими обыкновенными людьми с необыкновенной биографией.

Рассказы ветеранов о годах военной молодости, пожелтевшие письма и документы фронтовых лет, осколки снарядов в музейных витринах, земля, привезенная с мест боев – все это помогает ребятам ощутить не только разумом, но и сердцем, грозное дыхание войны. Рассматривая фотографии, военные документы, учащиеся приходят к выводу, что подвиги совершаются не чудо-богатырями, их совершают обыкновенные люди. Но эти люди стали героями, т.к. жизнь их была освещена высокой целью.

Школьникам нужны героические образы, ибо с детства в их сознание должны входить высокие понятия: долг, ответственность, верность, подвиг, патриотизм.

Школа живет и развивается, уверенно идет в будущее, в завтрашний день. Но у нее есть и прекрасное прошлое, которое бережно хранится в школьном музее и является достоянием каждого ученика и учителя, предметом гордости и восхищения.

Главное направление всех мероприятий, проводимых в школе по патриотическому воспитанию - сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примеров героического прошлого народа.

Возросшее внимание государства и общества к патриотическому воспитанию, а, следовательно, и к деятельности музеев, открывает новые перспективы, создает новые возможности для их развития, вселяет в нас надежду на то, что патриотизм, став основой всего нравственного и духовного воспитания, станет и основой возрождения России. Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Поле деятельности педагогов в этом направлении огромно. Это означает, что нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота. Нам есть чем гордиться, есть о чем рассказывать детям.

Читайте также: