Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду

Обновлено: 03.07.2024

Автор: Наталия Андреевна Мымрина

Населенный пункт: Мурманская область, г. Заозёрск

Дошкольные образовательные организации как представители начальной ступени в общей системе образования реализуют ключевую задачу - раскрытие основных и потенциальных возможностей, специфичных для возрастной индивидуальности ребенка. Исходя из Федерального государственного образовательного стандарта дошкольное образование определяет детство как важнейший и уникальный период времени в общем развитии личности. Одним из главных аспектов полноценного всестороннего развития детей является здоровье ребенка, так физическое так и психологическое. Кроме того, следует обратить внимание на то, что здоровье ребенка — одно из главных условий правильного формирования его характера, развития творческой инициативы, сильной воли, природных задатков. У нормально развивающегося ребенок быстрее формируются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается, адаптируется в социальной среде.

В последнее время процент здоровых детей в России не превышает 10 %, у большинства детей имеются хронические заболевания, множественные функциональные нарушения. В связи с чем одним из приоритетных направлений деятельности дошкольных образовательных организаций является реализация здоровьесберегающих технологий. Направлений, реализующих задачу здоровьесбережения, известно немало. Мы же более подробно остановимся на самомассаже —то есть массаже, который выполняется ребенком самостоятельно.

Самомассаж – один из видов пассивной гимнастики, оказывающий тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшающий функции рецепторов, проводящих путей. Проводя рассматриваемую технику в игровой форме, мы реализует сразу несколько задач, а именно, профилактика заболеваний, укрепление различных групп мышц, развитие сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной системы. Приёмы самомассажа способствуют развитию ритмичности, координации движений, ориентировки в пространстве, закаливанию. Кроме того, регулярные занятия благоприятно действуют на психоэмоциональную устойчивость физического здоровья, повышают функциональную деятельность головного мозга, тонизируют весь организм. Игровой массаж дает нам следующие возможности:

  • Развитие памяти и образного мышления
  • Физическое укрепление организма
  • Формирование положительного настроя

Таким образом, регулярное применение самомассажа способствует формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОО должна быть организована таким образом, чтобы дети являлись непосредственно субъектами оздоровительной деятельности. В своей непосредственной деятельности я применяю технологию игрового массажа, самомассажа А.А.Уманской, К.Ю.Картушиной. Далее рассмотрим виды самомассажа, которые используются в нашем ДОО, указывая область воздействия и ожидаемые результаты:

  • Кисти рук – выполняя массаж данной области, активизируются нервные окончания, расположенные на ладонях, что приводит к улучшению функционального состояния внутренних органов, согласованию центров речи, развитию чувства ритма и т.д.
  • Лицо – способствует улучшению памяти, интеллектуальных способностей, абстрактного мышления и развитию речи.
  • Ушные раковины – повышение работы иммунной системы организма, работоспособности, внимательности, сосредоточенности воспитанников.

Далее рассмотрим методику проведения сеанса самомассажа.

Для проведения самомассажа надо освоить основные приемы: поглаживание, выжимание, разминание, растирание, потряхивание, встряхивание, ударные приемы и пассивные движения.

Поглаживание – самый распространенный прием. Выполняют его ладонной поверхностью, причем четыре пальца соединены вместе, а большой отведен. Ладонь плотно прижимается к массируемому участку, слегка обхватывая его. Поглаживание можно проводить как одной рукой, так и двумя попеременно: одна следует за другой, как бы повторяя движение.

Выжимание выполняется ребром ладони, установленной поперек массируемого участка, или кистью со стороны большого пальца, причем кисть устанавливается также поперек. Проводят такой самомассаж энергично, поэтому он воздействует не только на поверхность кожи, но и на более глубокие слои.

Разминание – это основной прием глубокой проработки мышечной системы, но разминание, особенно глубокие, оказывают стимулирующее влияние и на нервную систему. После интенсивной физической работы этот прием позволяет быстро восстановить тонус уставших мышц.

Потряхивание непосредственно связано с разминанием и проводится после него. Прием способствует улучшению оттока лимфы, действует успокаивающе на нервную систему. Потряхивание оказывает влияние не только на поверхностные, но и на глубоко лежащие ткани. Применяют на расслабленных мышцах: икроножной, бедра, плеча, на ягодицах. Потряхивание выполняют мизинцем и большим пальцем.

Встряхивание применяется только на конечностях после массирования руки или ноги. Физиологическое влияние аналогично потряхиванию. Встряхивание руки выполняют стоя или сидя. При встряхивании мышц ноги центр тяжести переносят на другую ногу, освободив ту на которой проводился массаж, отрывают стопу этой ноги от пола и потряхивают ею, поворачивая то в одну, то в другую сторону.

Растирание. Растирают суставы, сухожилья, пятки, подошвы, бедра. При помощи растирания можно усилить местное кровообращение, согреть ткань, ускорить рассасывание затвердений, добиться пластичности связочного аппарата, улучшения его подвижности и повышения работоспособности.

Ударные приемы при самомассаже вызывают усиленный приток крови к массируемому участку, раздражают мышечные волокна, усиливая их сокращения. Будучи мощным механическим раздражителем, ударные приемы тонизируют нервную систему. Ударные приемы выполняют на предельно расслабленных мышцах.

Поколачивание при самомассаже проводят кистью, пальцы слегка сжаты в кулак. Удар наносят со стороны мизинца.

При массаже определенных точек носа можно предотвратить простудные заболевания.

М.М. Кольцовой было доказано, что существует тесная взаимосвязь между уровнем развития тонких движений пальцев рук и развитием речи. Речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Самомассаж кистей рук регулирует работу всех внутренних органов и систем человека (здесь расположены рефлекторные зоны). Эту процедуру можно использовать как эффективное средство для устранения усталости и профилактики различных болезней. Самомассаж рук можно выполнять ежедневно.

Простейший метод – массаж, который заключается в поглаживании в направлениях от кончиков пальцев к запястью. Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

На подошве масса кожных рецепторов, около 72 тысяч нервных. Можно сказать, что это определенные зоны на стопах, которые взаимосвязаны с внутренними органами посредством их проекции на высшие нервные центры. Массаж стоп оказывает стимулирующее воздействие не только на мышцы ног. Он благотворен для всего организма в целом. В традиционной восточной медицине считают, что через стопу можно получить доступ к любой части тела. Самомассаж подошвенной области ступней помогает не только организму в целом, но и снимает синдром усталости ног, предотвращает появление мозолей, регулирует температуру ног.

  • Утренняя гимнастика
  • Динамические паузы в НОД
  • Самостоятельная игровая деятельность
  • Индивидуальная работа с детьми и т.д.

Для того, чтобы заинтересовать детей самомассажем, важно создать подходящую атмосферу, например, обыгрывать массажные движения веселыми стихами, включить спокойную музыку. Упражнения должны быть в меру сложные, легко запоминаться, не причинять дискомфорта, не способствовать скорейшему утомлению, а главное, выполняться регулярно. То есть как итог, мы должны получить удовлетворенного процессом ребенка с положительным настроем и желанием заниматься еще раз. Обучением детей приемам взрослого руководит взрослый, воспитанники при этом должны принять расслабленную позу. Кроме того, есть ряд требований, которые должны быть соблюдены:

  • Помещение - хорошо проветрено
  • Одежда - без стеснения движений
  • Руки и лицо – вымыты/продезинфицированы
  • Направление выполнения движений – от периферии к центру
  • Состояние ребенка – в норме (без повышения температуры и т.д)

Варианты организации деятельности детей:

  • Самомассаж
  • Взаимомассаж (особый контроль взрослого)

Второй вариант особенно эффективен при работе с детьми, имеющими психологические сложности: неконтактность, замкнутость, робость. Он помогает детям в игровой форме войти в прямой физический контакт, и на его основе наладить коммуникативное и эмоциональное взаимодействие. Кроме того, допустимо использование нестандартного оборудования: грецкие орехи, карандаши, шишки и т.д, что тоже способствует повышению интереса детей к деятельности.

Рассмотрим некоторые упражнения для самомассажа.

Нежно поглаживать ушные раковины по краям, снаружи, по бороздкам внутри. Растирать пальчиками за ушами. Ласково оттянуть ушки 6 раз вверх и вниз, а затем в стороны.

И.П. лежа на спине.

По часовой стрелке поглаживаем животик, пощипываем его, похлопываем ребром ладони и кулачками.

Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: -ото лба к макушке -ото лба до затылка -от ушей к шее.

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, катая его на подушечке вправо-влево. На каждую строчку разминать один палец.

Шел медведь к своей берлоге, Мизинец пр.

Да споткнулся на пороге. Безымянный пр.

«Видно, очень мало сил Средний пр.

Так подумал и пошел Большой пр.

Он на поиск диких пчел. Большой лев.

Все медведи – сладкоежки,

Любят есть медок без спешки, Средний лев.

А наевшись, без тревоги Безымянный лев.

До весны сопят в берлоге. Мизинец лев.

-Представим, что мы превратились в прекрасного лебедя, с красивой длинной шеей. Нежно поглаживать шею от груди к подбородку. Попеременно шевелить пальцами обеих рук, ласково похлопывать их внешней стороной по подбородку. Распрямлять плечи и очень медленно поднимать подбородок как можно выше. Медленно поворачивать голову влево, а затем вправо. Делать 4 поворота.

Поскольку для достижения высоких результатов в дошкольной образовательной организации очень важен комплексный подход со стороны всех специалистов, инструктор по физической культуре, разработав предварительно картотеку с упражнения самомассажа, может обучить и других специалистов. Организовать деятельность для педагогов можно за счет мастер-классов, постоянного обновления информации в уголках групп, консультаций.

В заключении хочется отметить, что познакомившись с рассматриваемой техникой, вы обязательно убедитесь в том, что регулярное, систематическое проведение самомассажа является эффективным средством профилактики простудных заболеваний, оздоровления всего организма, способствует развитию у детей сознательного стремления к сохранению и укреплению здоровья.

Самомассаж— это технология обучения здоровому образу жизни.

Игровой самомассаж – нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам.

Задачи:

  • Воспитывать интерес к оздоровительному массажу.
  • Обучать элементам массажа.
  • Закреплять технику выполнения различных видов игровых массажей.
  • Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
  • Предотвращать простудные заболевания путем воздействия на активные точки.
  • Развивать интеллектуальные функции.
  • Развивать двигательную память.
  • Воспитывать бережное отношение к своему телу.
  • Развивать коммуникативные навыки и тактильное восприятие.
  • Формировать сознательное стремление к здоровью
  • Развивать навыки оздоровления
  • Поднять общий тонус детского организма и улучшить кровообращение.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком. Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Самомассаж для детей выполняется в забавной игровой форме - точечный, игровой, в стихах, с использованием массажных мячиков, деталей конструктора, карандашей и даже бумаги это прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения.

Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память (словесно- логическая, моторная, тактильная, эмоциональная, рефлекторная), зрительно- моторная координация, а также развитие речевой и творческой сфер. Помогает повысить защитные функции организма ребёнка. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам, развивает мелкую моторику, речь. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов. Повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Использую его для нормализации мышечного тонуса, опосредованного стимулирования речевой области в коре головного мозга, развития мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы и оздоровления. В этих частях тела находятся нервные окончания, БАТ, посылающие импульсы к разным частям тела и органам. Самомассаж – одно из средств профилактики и коррекции речи детей. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее, способствует прочищению энергетических каналов, освобождению их от застоявшейся негативной энергии и насыщению позитивной, так же он содействует снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, коррекции гиперактивности.

Очень много упражнений проводится с использованием нетрадиционных материалов. Используются упражнения: катание грецкого ореха, ребристого карандаша, прищепки, бигуди и т.д. Можно использовать аппликаторы Ляпко, Кузнецова, массажеры Су Джок. В качестве одного из приемов самомассажа используются комплексы артикуляционных упражнений.

Условия проведения самомассажа:

Начинать воздействовать массажем на ребенка можно уже с раннего возраста, что будет препятствовать развитию в его организме нарушений, в том числе и речевых. - длительность самомассажа для дошкольников составляет 5 – 10 минут. Руки и лицо должны быть чистыми (вымытыми) - руки необходимо согреть (растереть друг о друга). Каждое упражнение выполнять 8 раз: 4 раза для правой и 4 раза для левой руки. После каждого упражнения проводится расслабление: поглаживание или стряхивание рук. самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. Акцент делался на то, что если массаж сделан правильно, то после него ощущается тепло в массируемой области. Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев.

Комплекс упражнений:

Таким образом, если уделять несколько минут в день массажу рук и стимуляции биологически активных точек, можно добиться более быстрого эффекта в развитии не только речи ребенка, но и укрепить здоровье всего организма в целом. Большое значение имеет и тот факт, что детям очень нравятся такие минутки отдыха, они с удовольствием включаются в игру.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Консультация для родителей

Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду.

Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребёнок активно растёт, когда формируются и совершенствуются все системы его организма.

Дошкольный возраст особенно важен в этом отношении, это время наиболее интенсивного развития, освоения огромного объёма информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребёнка как личности.

Но как часто родители и педагоги, развивая детей интеллектуально и эстетически, забывают о физическом воспитании, относятся к нему как к чему - то второстепенному, происходящему само по себе, в результате, многие мальчики и девочки плохо бегают, неправильно ходят, боятся залезть на лесенку или гимнастическую стенку, не умеют ловко ловить и бросать мяч. Естественная потребность в активных движениях, свойственная детям этого возраста, подавляется взрослыми (не бегай, не шуми, не мешай), что самым отрицательным образом сказывается на настроении ребёнка, на его общем самочувствии.

Недостаток двигательной активности помогут восполнить специальные занятия. Игровой самомассаж в сочетании с гимнастикой прекрасно развивают все органы и системы, оказывают общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Кроме того, ласковые прикосновения рук, упражнения в виде игры доставляют большое удовольствие ребенку, укрепляют эмоциональную связь между ним и взрослыми.

В настоящее время большое внимание уделяется игровому самомассажу, который, как и гимнастика, является прекрасным средством профилактики различных заболеваний. Овладеть приёмами игрового самомассажа может каждый, для этого не нужно иметь особого таланта или специального образования.

В практике работы дошкольных учреждений сложилась тенденция к использованию традиционных методов проведения физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками, таких как гимнастика, физкультурные занятия, закаливающие мероприятия. Мы решили отступить от обычных методов и в целях укрепления и сохранения психического и физического здоровья, приобщения детей к основам здорового образа жизни внедрить в практику физкультурно - оздоровительной работы ДОУ игровой самомассаж. Под игровым самомассажем понимается следующее:

упражнения для стоп, рук, спины;

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, его физического развития и культуры движений. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

Общеизвестно, что основным видом деятельности дошкольника является игра. Соответственно, для успешного развития физических качеств, формирования навыков и умений в выполнении физических упражнений, активизации и совершенствовании основных психических процессов, лежащих в основе двигательной активности дошкольников, широко применяем игровой самомассаж.

Делая игровой самомассаж для определенной части тела, ребенок, как в голографическом оттиске, воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, развивает у ребенка позитивное ценностное отношению к собственному телу.

Обучение игровому самомассажу происходит на физкультурных занятиях, закрепляется материал в повседневной деятельности, во время закаливания (гимнастика после сна), физкультминуток, динамических пауз и т.д. Дети, выполняя упражнения, представляют себя разными персонажами: лисонькой, снеговиком, петушком или веселым лягушонком.

При проведении игрового самомассажа детей обучаем не надавливать с силой на указанные части тела, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая.

Божьей коровки папа идёт.

Сидя, гладить ноги сверху донизу

Следом за папой мама идёт.

Разминать их.

За мамой следом детишки идут.

Похлопать их ладошками

Следом за ними малышки бредут.

Красные юбочки носят они,

Поколачивать кулачками

Юбочки с чёрными точечками.

Постукивать пальчиками

На солнышко они похожи,

Встречают дружно новый день.

Поднять руки вверх, скрестить, раздвинуть пальцы.

А если будет жарко им,

То прячутся все вместе в тень.

Погладить ноги ладонями, спрятать руки.

За стеклянными дверями

Стоит мишка с пирогами.

Хлопки по левой руке от кисти к плечу.

Хлопки по правой руке так же.

Здравствуй мишенька – дружок.

Сколько стоит пирожок?

Хлопки по груди.

Хлопки по бокам.

Пирожок – то стоит три,

А лепить их будешь ты!

Хлопки по ногам сверху вниз.

Напекли мы пирогов

К празднику и стол готов!

Поглаживание в той же последовательности.

Раз, два, три, четыре, пять

( поочередно соединять мизинцы, потом безымянные пальцы и т. д .)

Вышли пальцы погулять.

( хлопки в ладоши )

Этот пальчик самый сильный,

( массаж правого большого пальца )

Самый толстый и большой.

( массаж левого большого пальца )

Этот пальчик для того,

( массаж правого указательного пальца )

Чтоб показывать его.

( массаж левого указательного пал ьца)

Этот пальчик самый длинный

( массаж правого среднего пальца )

И стоит он в середине.

( массаж левого среднего пальца )

Этот пальчик безымянный,

( массаж правого безымянного пальца )

Избалованный он самый.

( массаж левого безымянного пальца )

А мизинчик хоть и мал,

( массаж правого мизинца )

Очень ловок и удал.

( массаж левого мизинца ).

Массаж лица «Хомячок".

Поглаживающие движения щеки от носа до ушей .

Хомка, хомка, хомячок,

Хомка рано встает,

Щечки моет, щечки трет.

Щечки гладим, носик трем,

Губки улыбаются, у нас все получается.

Пощипывание поочерёдное рук от кисти к плечу

Шла купаться черепаха

И кусала всех от страха.

Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!

Никого я не боюсь!

Поглаживание рук ладонями от кисти к плечу.

Черепаха – дом ходячий!

Голову под панцирь прячет.

Крепкий панцирь у неё

И защита и жильё.

При повторении стихотворения массируют ноги щиколоток вверх.

( выполнять движения по текст у)

Взяли ушки мы за мочки,

вниз потянем их,

А теперь потрем немножко

Взяли ушки за макушки,

вверх потянем их.

Вниз по ушкам побежали,

хорошенько все размяли.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самомассаж – одно из средств профилактики и коррекции речи детей. Самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Массируя определённые точки тела, мы посылаем положительные сигналы своим органам (сердцу, легким, почкам, печени). Выполнение игрового массажа улучшает нервную систему, поднимает настроение. Обучение массажным приёмам происходит в игре. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребёнка навыка оздоровления.

 Игровые самомассажи провожу индивидуально и с группой детей на занятиях, в повседневной деятельности и использую многократно в течение дня в различных режимных моментах. В основу я положила не только обучение детей конкретной технике самомассажа, но и ознакомление с физиологическими особенностями массируемой части тела (ушей, стоп, спины, рук и др.) и влиянием процедуры на здоровье. Особое внимание детей обращаю на правила выполнения самомассажа: - руки и тело должны быть чистыми, - мышцы должны быть максимально расслаблены, - массажные движения должны быть аккуратными и плавными. Акцент делаю на то, что если массаж сделан правильно, то после него ощущается тепло в массируемой области. Важно отметить, что все самомассажи провожу с учётом психо – эмоционального состояния детей, поскольку отрицательные эмоции и плохое настроение могут вызвать нежелательный эффект и дискомфорт.

Игровые самомассажи провожу индивидуально и с группой детей на занятиях, в повседневной деятельности и использую многократно в течение дня в различных режимных моментах. В основу я положила не только обучение детей конкретной технике самомассажа, но и ознакомление с физиологическими особенностями массируемой части тела (ушей, стоп, спины, рук и др.) и влиянием процедуры на здоровье. Особое внимание детей обращаю на правила выполнения самомассажа: - руки и тело должны быть чистыми, - мышцы должны быть максимально расслаблены, - массажные движения должны быть аккуратными и плавными. Акцент делаю на то, что если массаж сделан правильно, то после него ощущается тепло в массируемой области. Важно отметить, что все самомассажи провожу с учётом психо – эмоционального состояния детей, поскольку отрицательные эмоции и плохое настроение могут вызвать нежелательный эффект и дискомфорт.

Используемые приёмы игрового самомассажа .

Парный – дети поочерёдно в парах или в подгруппе массируют друг другу спину как в произвольной, так и в стихотворной форме.

Парный – дети поочерёдно в парах или в подгруппе массируют друг другу спину как в произвольной, так и в стихотворной форме.

С массажерами СУ Джок

С массажерами СУ Джок

. Карандашный – руки и ноги массируют ребристым карандашом, катая его вверх – вниз и наоборот. Используется также в парном массаже спины.

. Карандашный – руки и ноги массируют ребристым карандашом, катая его вверх – вниз и наоборот. Используется также в парном массаже спины.

С еловыми шишками и шишками лиственницы

С еловыми шишками и шишками лиственницы

С кольцами и шариками Су Джок.

С кольцами и шариками Су Джок.

. Бумажный ; с шишками – руки и ноги массируются шариками разного диаметра из жёсткой мятой бумаги .

. Бумажный ; с шишками – руки и ноги массируются шариками разного диаметра из жёсткой мятой бумаги .

Точечный (по А. Уманской) – массируются биологические активные точки лёгкими надавливаниями.

Точечный (по А. Уманской) – массируются биологические активные точки лёгкими надавливаниями.

Хлопковый самомассаж – все части тела с головы до ног массируются ритмичными хлопками в такт стихотворному тексту.

Хлопковый самомассаж – все части тела с головы до ног массируются ритмичными хлопками в такт стихотворному тексту.

С массажными мячиками – все части тела массируются прямыми и круговыми движениями.

С массажными мячиками – все части тела массируются прямыми и круговыми движениями.

Самомассажи стоп, кистей рук, ушных раковин, живота, грудной области, шеи, головы, лица – выполняется лёгкими поглаживающими, растирающими, похлопывающими и защипывающими движениями.

Читайте также: