Можно ли в школе работать дистанционно

Обновлено: 02.07.2024

Подборка наиболее важных документов по запросу Дистанционная работа преподаватель (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Дистанционная работа преподаватель

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Готовое решение: Как устанавливается оплата труда преподавателей
(КонсультантПлюс, 2022) Оплата труда преподавателей и педагогических работников во время карантина в связи с распространением коронавирусной инфекции в случае перевода на дистанционную работу сохраняется прежней, и оснований для снижения им зарплаты нет. В частности, неправомерно отменять в связи с таким переводом доплату за дополнительную работу (например, за заведование кабинетом, организацию питания обучающихся), если данные выплаты предусмотрены при тарификации на соответствующий учебный год. Это следует из ст. 312.5 ТК РФ, Писем Минпросвещения России от 10.04.2020 N ВБ-806/08, Минтруда России от 23.04.2020 N 14-2/10/П-3710, Письма Минпросвещения России N ВБ-1107/08, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 235 от 22.05.2020. В случае перевода на дистанционную работу вы должны обеспечивать преподавателей и педагогических работников необходимым для такой работы оборудованием, программно-техническими и иными средствами или выплачивать компенсацию за использование ими собственного (или арендованного) оборудования, средств, а также возмещать связанные с дистанционной работой расходы (ч. 1, 2 ст. 312.6, ч. 2 ст. 312.9 ТК РФ).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Основные черты дистанционной занятости
(Закалюжная Н.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2019, N 4) Одним из примеров новых видов дистанционной работы может служить вовлечение преподавателей в систему дистанционного обучения. Такая форма обучения существует сегодня наряду с традиционными: очной (дневной и вечерней), заочной и экстерната. Указанная форма обучения имеет принципиальное отличие от всех предыдущих, так как телекоммуникационные методы обучения могут быть составной частью всех ранее известных форм, стирая границы между ними. Пространственная децентрализация распространяется и на работника (преподавателя), и на потребителя его услуг (студента). Подобная форма обучения реализуется в настоящее время и в европейских школах.

Нормативные акты: Дистанционная работа преподаватель

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Минтруда России от 23.04.2020 N 14-2/10/П-3710
5. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не снижает норму часов педагогической работы и не может являться основанием для уменьшения размера заработной платы, включая компенсационные и стимулирующие выплаты, в том числе при переводе педагогических работников на режим удаленной (дистанционной) работы.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Отраслевое соглашение по образовательным организациям высшего образования, находящимся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, на 2021 - 2023 годы"
(утв. Минобрнауки России, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ 09.04.2021) право педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, на выполнение обязанностей, связанных с научной, творческой и исследовательской работой, а также другой работой, предусмотренной должностными обязанностями или индивидуальным планом, как непосредственно в образовательных организациях высшего образования, так и при дистанционном режиме работы;

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Петрашова Валентина Николаевна,

МОУ СШИ №2 г. Магнитогорска

Работа учителя в дистанционном режиме: плюсы и минусы

В связи с пандемией практически все школы в России перешли на дистанционное обучение. В большинстве областей России для онлайн-образования есть все необходимое: широкий набор интернет-ресурсов, учебники в цифровом формате и даже электронный журнал и онлайн-доска. Учащиеся могут созваниваться с учителями по вацапу или вайберу да и по другим социальным сетям, таким образом посещают занятия, не выходя из дома: удобно, безопасно, а главное – обучение продолжается.

Но далеко не все так, как хотелось бы. Многие семьи и школы оказались не готовы к такому переходу на удаленное обучение. Учителя устали от огромной нагрузки и неорганизованности школьников, а родители (в основном те, у кого малыши) стонут от бесконечных домашних заданий, которые им теперь приходится постоянно выполнять вместе с ребенком. Родители обязаны проследить, чтобы их чадо не просто сидело за компьютером, а действительно занималось. Далеко не всем детям дается новая тема при самостоятельном разборе, им приходится просить помощи у родителей, но и не каждый родитель может разобраться в некоторых темах по математике. Внезапное погружение в дистанционное обучение выявило различные плюсы и минусы такой системы обучения.

Ребенок учится самообразовываться, что крайне важно в нашем современном мире.

Доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.

Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.

Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого .

Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.

Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.

Свобода и гибкость - учащийся может самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.

Не надо следить за своим внешним видом, участвовать в различных мероприятиях (школьные линейки, дежурства по классу или по школе и т.п.)

Стеснительные ученики стали более активно проявлять себя в онлайн-уроках.

Учителя имеют возможность выбирать из огромного количества интернет-ресурсов наиболее удобные и комфортные для них. Возможности интернета в подборе яркого, красочного демонстрационного материала, видео- и аудиоконтента, что способствует удержанию внимания ребят, развитию их мышления. В нынешних условиях родители могут участвовать вместе с детьми в учебном процессе. Можно сказать, что они стали активными его участниками.

Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом к обучению и воспитанию, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.

Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося. Нет гарантии того, что ребенок все выполнил и решил самостоятельно.

Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который является мощным побудительным стимулом.

Во многих семья есть не один, сразу два или три ученика, семьи, где родители сами являются учителями, при этом организовать сразу всем детям и себе дистанционное обучение физически крайне сложно, а иногда и невыполнимо.

Большинства педагогов никогда не практиковали дистанционное обучение и умения строить онлайн-уроки, многие из них не различают дистанционное и электронное обучение. Нет опыта в организации дистанционного обучения у самого учителя, приходится много времени тратить на техническую организацию урока.

В онлайн-уроке включить всех учащихся в общее обсуждение очень сложно, даже организовать диалог или дискуссию, максимум участия принимают 15–20% ребят.

Сложность в объяснении новых тем, особенно в старшем звене.

Методы, используемые в определённых темах по математике, где требуется выполнение практической работы непосредственно учеником выполнить построение с помощью циркуля и линейки, оказываются неэффективными при дистанционном обучении.

На сегодняшний день объём материала меньше и качество онлайн-урока ниже, чем обычного школьного урока, проведённого в классе.

Также преподаватели и администрация поняли, что требуется отдельный сайт для управления процессом дистанционного обучения.

Подводя итог всему сказанному, дистанционное образование - вещь удобная и полезная . Но основное образование таким способом целесообразнее получать только в том случае, если по каким-то причинам обучающимся недоступен традиционный вариант обучения.


В школьном образовании в последние два месяца сложилась сложная ситуация: все педагоги внезапно оказались в нестандартных условиях работы, которые невозможно было предсказать. Многим пришлось работать намного больше и интенсивнее, чем обычно. Говоря о трудовом законодательстве и трудовых правах работников в новых условиях, стоит отметить, что коллеги очень адекватно отреагировали на новые условия, мобилизовались и конструктивно подошли к решению поставленных задач.

Впрочем, возникли некоторые болезненные вопросы, и один из них – объем рабочего времени. Необходимо понимать, что педагоги продолжают работать без простоев, поскольку работа образовательных организаций не приостановлена, и в этом отличие от других сфер. Поскольку по факту даже происходит увеличение нагрузки, о сокращенном рабочем дне говорить не приходится.


Изменения условий труда и должностных обязанностей работников возможны через дополнительное соглашение по статье 72 или 74 Трудового кодекса. Статья 72.2 позволяет осуществлять такие изменения без согласия работника в случае пандемии, но лишь временно, в исключительных обстоятельствах, на период до одного месяца. Поскольку ситуация с переводом школ на дистанционный режим длится дольше, сейчас применить эту статью уже невозможно. Так что изменения допустимы только по соглашению администрации и работника. Поскольку педагоги работают дома, подписывать дополнительное соглашение немедленно не требуется. Очевидно, имеет смысл согласовать его в электронной форме и договориться о подписании после выхода на работу.

Всем, кто работает дистанционно, стоит ознакомиться с главой 49.1 Трудового кодекса. Она существует давно, и в ней описаны особенности регулирования труда дистанционных работников. О переходе на дистанционный режим нужно заключать дополнительное соглашение.

Еще один распространенный вопрос – право работника на сохранение в тайне персональных данных и медицинской информации. Зачастую работодатели требуют предоставить данные о перемещениях не только своих сотрудников, но и живущих с ними родственников – например, указать, в какие страны они выезжали. Поскольку люди с определенными диагнозами были обязаны уйти на самоизоляцию, от работников требуют сообщить свои диагнозы. К медицинской информации можно отнести и термометрию, которую человек проходит, зайдя в офис. Понятно, что выполнение подобных мер продиктовано требованиями федерального законодательства, так что вопрос об охране предоставляемых данных нужно ставить лишь при возникновении проблем.



Перспективы сложившейся эпидемиологической ситуации пока не ясны – есть опасения, что она продлится до конца года. Роспотребнадзор выпустил рекомендации по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 (речь идет о начале занятий в разное время, сокращении числа детей в классах и проч.), однако выполнить их непросто. Министерство просвещения РФ работает над нормативной базой дистанционного образования – очевидно, будут доработки, изменения и более подробное регулирование. Так что учителям нужно настраиваться на то, что следующий учебный год начнется нестандартным образом. В этой ситуации хотелось бы надеяться на то, что руководители смогут снова проявить умение договариваться, решая возникающие проблемы в интересах педагогов, учеников и их родителей.


Изменения в ТК РФ вносятся в части регулирования дистанционной работы (Федеральный закон от 08.12.2020 № 407-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях"). Документ скажется в том числе и на работе педагогического сообщества, так как надежда на ослабление административных мер с началом нового года не слишком велика.

Что изменится?

1. Закон определяет новые основания для перехода на дистанционную работу

Теперь работник может стать дистанционным на основании:

• заключения соответствующего трудового договора на дистанционную работу;
• заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, которым работник переводится на дистанционную занятость;
• принятия локального нормативного акта работодателем.

Первые два основания и так присутствовали в Трудовом кодексе, став лишь немного более определенными, поэтому интерес представляет в основном перевод на дистанционную работу на основании локального нормативного акта. В соответствии со ст. 312.9 работодатель может перевести работника на дистанционную работу в одностороннем порядке без его согласия в следующих случаях:

• катастрофа природного или техногенного характера;
• производственная авария;
• несчастный случай на производстве;
• пожар;
• наводнение;
• землетрясение;
• эпидемия;
• эпизотия;
• любые исключительные ситуации, ставящие под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

Очевидно, что пандемия коронавируса COVID-19 подходит под эти обстоятельства, поэтому работодатели будут активно пользоваться данным инструментом. Перевод может быть сделан как на основе решения органа государственной власти или местного самоуправления, так и без такового. Временный перевод возможен только тот период времени, пока длится обстоятельство, его вызвавшее. При непрерывной дистанционной работе сроком более 6 месяцев следует изменять условия трудовых договоров и заключать дополнительные соглашения с работниками.

Закон устанавливает также ряд обязательных требований к содержанию документа. Такой локальный акт должен приниматься с учетом мнения профсоюзной организации (либо по согласованию, если такие требования установлены в коллективном договоре). Поэтому рекомендуем первичным профсоюзным организациям взять на себя инициативу и, воспользовавшись образцом, который приведен в конце статьи, доработать его для условий и практики работы своего образовательного учреждения, предложив для подписания работодателю с началом нового календарного года.

2. Закон регулирует порядок обмена документами между работодателем и дистанционным работником

Ни для кого не секрет, что иногда обмен информацией и документами с работодателем превращает жизнь работника в ад. Настоящий закон может помочь наладить и урегулировать этот процесс.

Заключение трудового договора и дополнительных соглашений может происходить путем обмена электронными документами, если у работника или работодателя имеется электронная цифровая подпись. При этом бумажный экземпляр договора работодатель обязан выслать работнику по его запросу почтой в течение 3 дней. Другим вариантом может быть обмен бумажными документами по поте. Порядок обмена и ознакомления с другими документами может быть определен в коллективном договоре или локальном нормативном акте. Такой способ может предусматривать простой обмен электронными документами по почте.

Документы, необходимые для заключения трудового договора, также могут быть предъявлены в электронном виде. Работодатель, в свою очередь, может потребовать от работника нотариально заверенных бумажных копий высланных документов, чтобы убедиться в их достоверности в случае сомнений.

Если работник не осуществил переход на электронную трудовую книжку, то он может потребовать от работодателя внесения в нее сведений о своей работе, направив такую книжку заказным письмом с уведомлением.

Документы, связанные с предоставлением пособия по временной нетрудоспособности или в связи с материнством, должны направляться дистанционным работником в бумажном виде по почте на адрес, указанный работодателем заказным письмом с уведомлением. Если медицинская организация и работодатель являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями, то направление таких документов возможно и в электронной форме.

3. Закон устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха дистанционных работников

4. Закон гарантирует дистанционным работникам соблюдение всех социальных и трудовых гарантий, предусмотренных трудовым законодательством

• оборудованием;
• программно-техническими средствами;
• средствами защиты информации;
• иными необходимыми средствами.

Для того, чтобы сэкономить на закупке дорогостоящего оборудования, работодатель может разрешить работникам использовать их собственные средства (при наличии таковых), но в таком случае он обязан компенсировать их использование сотруднику. Порядок компенсации может быть установлен в коллективном договоре, локальном нормативном акте, трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему.

5. Закон корректирует основания для прекращения трудового договора с дистанционным работником

В связи со спецификой дистанционной работы, в отношении таких работников невозможно использовать увольнение в связи с совершением прогула, ведь рабочее место определяется таким сотрудником самостоятельно. Для этого законом вводится новое основание для увольнения, которое будет применимо только к категории дистанционных работников:

Таким образом отсутствие на рабочем месте в течение 4 часов или всей рабочей смены заменяется законодательством на отсутствие взаимодействия в течение двух рабочих дней подряд.

Вторым новым условием увольнения станет перемещение работников в другую местность, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору на прежних условиях.

Образец положения о временном переводе работников на дистанционную работу можно скачать на нашем сайте, внести изменения, актуальные для вашего образовательного учреждения, и предложить вашему руководителю принять. Таким образом можно предотвратить возможные случаи нарушения ваших трудовых прав. ( docx )

Читайте также: