Причины преступного поведения заложены в биологической природе человека какая школа

Обновлено: 03.07.2024

Что касается биологических концепций причин преступности, то следует отметить, что они редко формулируются криминологами в чистом, рафинированном виде.

Фундамент биологической теории преступности составляет так называемая уголовно-антропологическая теория.

Главнейшим недостатком этой теории Ломброзо являлось то, что она игнорировала социальные факторы преступности.

В конце XIX в. на международных конгрессах по уголовной антропологии теория антропологической преступности была признана в целом ошибочной.

Несмотря на опровержения этой теории еще при жизни Ломброзо, ее с некоторыми изменениями продолжали развивать: в Италии - Р. Гарофало, Э. Ферри, Д. ди Туллио, в Германии - Э. Кречмер, В. Зауер, в США - Э. Хутон, У. Шелдон и другие биокриминологи.

Современные биокриминологи обосновывают свои позиции, опираясь на последние достижения естественных наук. Наследственная теория в современном осмыслении распадается на несколько разновидностей: семейная предрасположенность, близнецовая, хромосомная, эндокринная и др. в свои выводы представители этих теорий делают на результатах изучения родословной преступников, функционирования желез внутренней секреции, сопоставления поведения близнецов и выявления хромосомных отклонений у преступников и непреступников.

Бесспорных связей между преступностью и биологией человека не установлено. Ни в отдельных странах, ни в мире в целом биологические теории причин преступности не находят серьезной поддержки.

Во II в. до н.э. Га­лен, ко­то­ро­го час­то на­зы­ва­ют от­цом со­вре­мен­ной ме­ди­ци­ны, го­во­рил о че­ты­рех ши­ро­ко из­вест­ных ти­пах тем­пе­ра­мен­та: сан­гви­ни­сти­че­ском, хо­ле­ри­че­ском, флег­ма­ти­че­ском и ме­лан­хо­ли­че­ском, ко­то­рые он свя­зы­вал с пре­об­ла­да­ни­ем в ор­га­низ­ме од­ной из че­ты­рех жиз­нен­ных жид­ко­стей. Эти типы существуют, но связаны они с состояниями взаимодействия электромагнитных полей Солнца (полярного и экваториального) и то не совсем явно. Это знали и майя: 260-дневный календарь (священный цикл) – это и есть период взаимодействия этих полей.

В 1912 го­ду Карл Юнг пред­ло­жил вы­де­лить два наи­бо­лее об­щих био­ло­ги­че­ских ти­па: ин­тро­вер­та, по­ве­де­ние ко­то­ро­го оп­ре­де­ля­ет­ся воз­дей­ст­ви­ем внут­рен­них фак­то­ров и пси­хи­че­ская энер­гия ко­то­ро­го на­прав­ле­на внутрь, и экс­т­ра­вер­та, по­ве­де­ние ко­то­ро­го оп­ре­де­ля­ет­ся внеш­ни­ми фак­то­ра­ми, а пси­хи­че­ская энер­гия на­прав­ле­на во­вне.

Тео­рии, изу­чаю­щие фи­зи­че­скую кон­сти­ту­цию и эн­док­ри­но­ло­гию. Они яв­ля­ют­ся при­ме­ром ко­гда-то вы­дви­ну­тых тео­рий, не под­твер­жден­ных прак­ти­кой, но на­столь­ко проч­но осев­ших в умах лю­дей, что мно­гие до сих пор счи­та­ют, что пре­ступ­ни­ком ро­ж­да­ют­ся и вли­ять на них бес­по­лез­ная тра­та вре­ме­ни и средств.

На се­го­дняш­ний день нет убе­ди­тель­ных до­ка­за­тельств то­го, что фи­зи­че­ская кон­сти­ту­ция, функ­цио­ни­ро­ва­ние же­лез внут­рен­ней сек­ре­ции и про­чие био­ло­ги­че­ские фак­то­ры при­чин­но обу­слов­ли­ва­ют пре­ступ­ность. Так что пред­по­ло­же­ние о свя­зи ме­ж­ду кон­сти­ту­цио­наль­но-фи­зи­че­ской ти­по­ло­ги­ей и тем по­ве­де­ни­ем, ко­то­рое юри­ди­че­ски и со­цио­ло­ги­че­ски оп­ре­де­ле­но как пре­ступ­ное и де­лин­квент­ное, не под­твер­ди­лось.

Ум­ст­вен­ное раз­ви­тие.

Ис­поль­зо­ва­ние элек­тро­эн­це­фа­ло­гра­фа (ЭЭГ) для чте­ния моз­го­вых рит­мов впер­вые бы­ло вве­де­но в 1929 го­ду в Гер­ма­нии (Ган­сом Бер­ге­ром). Ра­бо­таю­щий мозг ге­не­ри­ру­ет элек­тро­то­ки, си­ла ко­то­рых ко­леб­лет­ся от од­ной до пя­ти мил­ли­он­ных до­лей воль­та с час­то­той от 8 до 12 ко­ле­ба­ний в се­кун­ду. Эти аль­фа-вол­ны ис­хо­дят от зад­них до­лей моз­га. Бо­лее бы­ст­рые бе­та-вол­ны ис­хо­дят от цен­траль­ных и пе­ред­них до­лей моз­га с час­то­той от 18 до 25 ко­ле­ба­ний в се­кун­ду. От­кло­не­ния в рит­ме ра­бо­ты ЭЭГ мо­гут ис­поль­зо­вать­ся для ди­аг­но­сти­ки раз­лич­ных моз­го­вых на­ру­ше­ний, опу­хо­лей, эпи­леп­сий и дру­гих ор­га­ни­че­ских де­фек­тов. Бы­ла так­же вы­ска­за­на мысль о свя­зи ме­ж­ду на­ру­ше­ни­ем рит­мов моз­го­вых волн и не­ко­то­ры­ми ви­да­ми от­кло­няю­ще­го­ся по­ве­де­ния. Ме­тод ЭЭГ яв­ля­ет­ся наи­луч­шим для ди­аг­но­сти­ки эпи­леп­сии и дру­гих ор­га­ни­че­ских по­ра­же­ний моз­га. Па­то­ло­ги­че­ская ин­ток­си­ка­ция, вы­зы­вае­мая ал­ко­го­лем, не­из­мен­но от­ме­ча­ет­ся на элек­тро­эн­це­фо­ла­грам­ме, точ­но так же как и не­ко­то­рые дру­гие пси­хо­со­ма­ти­че­ские на­ру­ше­ния.

Сте­рео­так­ти­че­ское ле­че­ние или вжив­ле­ние элек­тро­дов для сти­му­ля­ции моз­го­вой дея­тель­но­сти ис­поль­зу­ет­ся для воз­дей­ст­вия на аг­рес­сив­ных па­ци­ен­тов в тех слу­ча­ях, ко­гда дру­гие ме­то­ды, вклю­чая при­ме­не­ние пси­хо­троп­ных ве­ществ, ока­зы­ва­лись без­ре­зуль­тат­ны­ми.

Кри­ми­но­ло­ги со­глас­ны с тем, что су­ще­ст­ву­ет взаи­мо­связь ме­ж­ду био­ло­ги­че­ски­ми функ­ция­ми моз­га и де­ви­ант­ным по­ве­де­ни­ем, но она не яв­ля­ет­ся спе­ци­фи­че­ской.

Пер­во­му хи­рур­ги­че­ско­му вме­ша­тель­ст­ву бы­ли под­верг­ну­ты ум­ст­вен­но от­ста­лые лю­ди, от­ли­чаю­щие­ся на­силь­ст­вен­но-аг­рес­сив­ным по­ве­де­ни­ем.

К чис­лу на­ко­п­лен­ных дан­ных о воз­дей­ст­вии та­ко­го ро­да опе­ра­ций от­но­сят­ся све­де­ния о том, что эти па­ци­ен­ты ред­ко ви­дят сны, на ши­зоф­ре­ни­ков та­кое ле­че­ние ока­зы­ва­ет по­ло­жи­тель­ное воз­дей­ст­вие, не­из­мен­но сни­жа­ют­ся та­кие сим­пто­мы, как на­вяз­чи­вые идеи, фо­бии и ис­те­рии.

2.4. Биосоциальныя концепция.

Среди биосоциальных теорий причин преступности наиболее распространены теории опасного состояния, фрейдистские (психоаналитические) теории, теория психопатологических причин преступности, наследственные теории, теории конституционального предрасположения, расовые теории.

Основные положения данного направления сводятся к отказу от принципов уголовной ответственности, предоставлению клиницисту решающей роли при назначении наказания, расширению системы неопределенных приговоров, стиранию граней между тюрьмой и психиатрической лечебницей, то есть к применению превентивных мер безопасности к лицам, которые представляют потенциальную опасность для общества.

Современный активный сторонник теории опасного состояния Ж. Пинатель так обрисовывает это понятие. Опасное состояние — явление не юриспруденции, а клиническое, раскрываемое главным образом клиническими же методами. Всякая криминологическая диагностика, по мнению Ж. Пинателя, проходит 3 этапа: диагностика преступных способностей; диагностика социальной неприспособленности и диагностика опасного состояния.

Преступная способность может быть повышенной, средней и слабой. Диагностика социальной неприспособленности состоит, по Ж. Пинателю, в выявлении черт личности и ее поведения, касающихся профессии, физических склонностей, интеллекта, инстинктов.

Опасное состояние выявляется по соотношению преступных способностей и неприспособленности к жизни.

Ж. Пинатель описывает четыре возможные комбинации опасного состояния.

Вторая комбинация опасного состояния характеризуется высокой преступной способностью в сочетании со слабой адаптацией. Это менее опасная форма опасного состояния, ибо неприспособленность таких людей к жизни обращает на них внимание окружающих. Такие лица совершают мелкие или эпизодические преступления.

Третья комбинация - слабые и преступные способности и адаптация. Это еще менее серьезная степень опасного состояния, чем предыдущая. Но их носители составляют основную клиентуру тюрем. Среди них много умственно отсталых и тех неудачников, которые оказываются жертвами обстоятельств. Такие лица не умеют сделать ни преступную, ни социальную карьеру. О них много писал американский криминолог Кинберг.

Опасное состояние, уточнил в докладе на IV Международном конгрессе криминологии (Мадрид, 1970 г.) Ж. Пинатель, — это особая способность перехода к преступному акту. Она связана со структурой личности, называемой преступной личностью. Эту структуру нельзя связывать с психиатрически определенными типами. Эгоцентризм, агрессивность, эмоциональное безразличие как ядро опасного состояния проявляются в определенной манере, в процессах, возникающих при созревании преступного действия, а также манерах при внезапном необдуманном действии.

Достаточно очевидные недостатки теории опасного состояния подвергались критике самих криминологов. Высказывались, например, такие упреки, что типология лица, находящегося в опасном состоянии, схематизирована и упрощена. Она ориентирована лишь на осужденных и заключенных, а поэтому не репрезентативна.

Теория опасного состояния обоснованно критиковалась и за пренебрежение математическими и количественно-статистическими методами. II Международный съезд криминологии специально рекомендовал в своей резолюции необходимость обеспечения математически правильной разработки клинических исследований.

Главные же недостатки теории опасного состояния в следующем:

-во-первых, неосновательно без учета статистического характера причинности в криминологии опасное состояние отождествляется с преступной личностью. Преступным может быть лишь лицо, уже совершившее преступление, субъект преступления. До этого момента, как бы агрессивно лицо ни было, преступным оно не является, и это составляет важнейший принцип буржуазно-демократической законности.

-в-четвертых, теория опасного состояния не объясняет (и даже не ставит такой задачи) причин преступности в обществе. Ее практическая ценность мала и для индивидуального прогнозирования ввиду отмеченной неопределенности критериев опасного состояния.

-в-пятых, концепция опасного состояния служит основой для применения к лицам превентивных мер безопасности.

Теория опасного состояния находит практическое применение в юстиции как основа индивидуального прогнозирования, ранней допреступной профилактики, применения мер безопасности, индивидуализации наказания, пробации, условно-досрочного освобождения от наказания. Отсюда нельзя недооценивать серьезных последствий теории опасного состояния.

По мнению западногерманского криминолога Экснера, у привычных и опасных преступников имеется предрасположение к преступлению.

Другой криминолог, Зеелиг, делит всех преступников в зависимости от степени выраженности предрасположения к преступлению на четыре группы. I группа (1-2%) имеет наибольшую степень предрасположения к преступлению, поэтому принадлежащие к ней лица совершают преступления независимо от внешних условий. II группа (30-40%) — с малой степенью предрасположения; лица, к ней принадлежащие, совершают преступления лишь под сильным давлением внешних условий. В III группе (0-1%) — предрасположение средней степени, ее члены совершают преступления также при среднем воздействии внешней среды. IV группа (50%) — не совершает преступлений даже при острой неблагоприятной ситуации, так незначительно у них предрасположение к преступлениям.

Отсюда, по расчетам Экснера, половина человечества оказывается потенциальными преступниками.

Другое направление биологических и биосоциальных воззрений на преступное поведение связывает его с психологической структурой личности.

В основе этих концепций лежит психоанализ Фрейда. Согласно Фрейду, преступление есть внешнее проявление глубинных подсознательных психических процессов (инстинктов), данных человеку от рождения. Среди них инстинкты разрушения и насилия, сексуального влечения, страха смерти, жестокости и агрессивности.

Подсознательное стремление к удовлетворению указанных инстинктов и наклонностей сталкивается с правовыми, моральными, социальными ограничениями и запретами.

Психосексуальная теория причин преступности (З. Фрейд) рассматривавает преступность как результат дефективного развития личности. Суть теории состоит в том, что человек с рождения биологически обречен на постоянную жестокою борьбу антисоциальных глубинных инстинктов - агрессивных, половых, страха с моральными установками личности. То есть индивид с детства учится управлять своими инстинктами. Некоторым индивидам так и не удается этого достигнуть вследствие каких-то конкретных обстоятельств, например, плохих отношений в семье. В результате они развиваются неправильно и формируются в неполноценную личность.

Объяснение преступного поведения следует искать в психосексуальных конфликтах, с которыми человек сталкивается в раннем детстве. Неудовлетворенные влечения вытесняются из сознания в область бессознательного и продолжают оказывать решающее влияние на поведение человека.

Современные психоаналитики дополнительно связывают внутренние конфликты личности с высокими темпами жизни, с нервно-психическими перегрузками, с техническим прогрессом, что, по их мнению, приводит к психопатизации, невротизации населения, росту преступности и психических заболеваний.

К фрейдизму примыкает и теория психопатологических причин преступности, сторонники которой утверждают, что преступник - либо психопатологическая личность, либо умственно отсталый человек.

Наследственные теории считают причиной преступности передающееся по наследству заключенное в хромосомах предрасположение к антисоциальному поведению.

Существуют три основные разновидности этой теории: теория семейного дерева (генеалогическая теория), близнецовая и хромосомная теории.

Теория семейного дерева пытается доказать наличие наследственной предрасположенности к преступлениям посредством изучения родословной преступников на нескольких поколениях. В родословной преступников, по их данным, всегда много членов семьи, судимых за преступления. Классический пример, который в этих случаях приводился с американской семьей Джюков. Потомство этой семьи дало в общей сложности 1200 воров, проституток, бродяг. Их преступная деятельность обошлась государству США в 2,5 млн долларов.

Теория близнецов доказывает существование наследственного фактора преступности путем сопоставления пар идентичных (однояйцевых) близнецов с неидентичными (двуяйцевыми) близнецами. На незначительном в количественном отношении материале показывается, что идентичные близнецы намного чаще совершают одинаковые преступления, имеют так называемое конкордатное поведение, чем неидентичные близнецы. Так, по данным Рязанова и др. (США, 1941 г.), из 45 пар идентичных близнецов преступления были совершены в 35 случаях, а среди 97 пар неидентичных близнецов — лишь в 6 случаях. По исследованиям Христиансена (Дания, 1968 г.) из 91 пары однояйцевых близнецов 48, или 53%, совершили преступления, а из 122 пар двуяйцевых — только 29 близнецов, или 24%.

Близнецовый метод, как якобы подтверждающий существование наследственного предрасположения к преступности, активно оспаривается прогрессивными генетиками, социологами, психологами и криминологами.

Этот метод не научен прежде всего потому, что биологические факторы брались не раздельно от социальных факторов. Очевидно, как писали Сатерленд и Кресси, идентичными оказывались не столько генетические свойства однояйцевых близнецов (к тому же по исследованиям советского психолога Лурия, например, память у таких близнецов идентична лишь в дошкольном возрасте), сколько сходства социальных условий (в семье их путают даже родители).

Близнецовый метод теряет какую-либо доказательную силу вследствие нерасчленения биологических факторов от социальных. Если бы, находясь с детства в разных социальных условиях, идентичные близнецы показали конкордантность, т. е. совершили одинаковые преступления, этот метод заслуживал бы определенного внимания.

Однояйцевых близнецов, воспитанных врозь, в количестве 20 пар изучал в свое время американский социолог Ньюмен. Его исследования не подтвердили близнецового метода, а напротив, опровергли его. Им, в частности, приводился такой пример: два идентичных близнеца Джеймс и Рис Пера были с детства разлучены и не знали друг друга. Первый воспитывался в зажиточной деловой семье. Впоследствии он стал инженером, примерным семьянином и законопослушным гражданином. Рис же воспитывался в семье деда-шахтера, часто выпивавшего и менявшего место работы. Не имевший должного образования и присмотра, Рис скоро стал совершать преступления.

Близнецовый метод не научен ввиду его нерепрезентативности (несоответствие характеристик выборки характеристикам популяции). Для 35-50 млн. преступлений, совершаемых ежегодно в мире, исследования на сотне близнецов (а близнецы, воспитывающиеся в разных социальных условиях, исчисляются вообще единицами) не показательны.

Близнецовый метод внеклассов и не историчен. Он не доказывает наследственной предрасположенности к правонарушениям, потому что понятия преступного и аморального неоднократно, подчас прямо противоположно, изменились при жизни двух-трех поколений людей и принципиальным образом при смене эксплуататорских режимов социалистической системой. Генотип же человека остается без существенных изменений вот уже 40 000 лет.

Хро­мо­со­мная теория. Нор­маль­ным со­че­та­ни­ем хро­мо­сом для муж­чин яв­ля­ет­ся на­ли­чие у них од­ной Х

Школы просветительно-гуманитарного направления появились в XVIII веке. Были сформулированы и получили обоснование положения о неизбежности ответственности, соразмерности наказания совершенному преступлению, экономии репрессии, равенстве граждан перед законом и судом, невозможности назначения наказания за мысли. Яркими представителями гуманитарной ветви являются Жан Поль Марат, Шарль Луи де Монтескье и др. Они отстаивали формализацию уголовного права, простоту и прозрачность формулировок.

Классическая школа

В классической школе развивались идеи о том, что наказанию подлежит не намерение, а действие или поведение, носящее признаки преступления. Разрабатывались положения о том, что наказание должно быть справедливым, что действие можно характеризовать как преступное поведение человека только тогда, когда на это указывает закон. Если мера наказания в законе не определена, наказание не может быть осуществлено. Ученые-гуманисты обосновали, что субъективное вменение необходимо, а также необходимо выделить умышленную и неосторожную форму вины.

Главной идеей классической школы стало положение о свободе человека в преступном поведении. Человек является разумным существом и волен выбирать между преступным и непреступным поведением. Преступление – результат действия воли человека.

Классическую школу в разное время представляли Гегель, Кант, Бауэр и многие другие. В российской науке эту точку зрения отстаивали А.Ф.Кистяковский, Н.Д.Сергеевский, Г.И.Солнцев.

Антропологическая школа

Социологическая школа

На смену антропологическим утверждениям, которые не объясняли причины появления преступности, пришли идеи, носящие социологический характер.

Наиболее была распространена теория множественности факторов, которая выявляла причины возникновения преступности в зависимости различных факторов: физических, общественных, личностных.

К физическим факторам относятся: время года, погода, климат. К общественным факторам относятся: ухудшение жизни, безработица, инфляция, миграция. К личностным факторам относятся: наследственность, психические особенности, образование, воспитание, социальная среда.

Социологи утверждали, что преступность как явление социального порядка неискоренима. Что при определении наказания следует учитывать психофизические особенности личности, образ жизни, социальное окружение.

Представители данного направления внесли большой вклад в развитие уголовно-правовой политики. Были разработаны новые методы, которые приблизили уголовное право к социальным реалиям. Франц фон Лист, Адольф Принс, Михаил Васильевич Духовской, Иван Яковлевич Фойницкий представляли социологическое направление в своих работах. Середина XX века характеризуется множеством прогрессивных идей.

Французский ученый Марк Апсель разрабатывал теорию новой социальной защиты, в которой основной была идея о гуманизации наказания, помощь в адаптации после отбытия наказания.

В современном уголовном праве присутствуют многие постулаты, разработанные школами просветительно-гуманитарного направления. Они изменились, но в обязательном порядке учитываются исследователями, и законодателями. Эти положения присущи и российскому уголовному праву.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Основные направления в науке уголовного права

Современное состояние уголовно-правовой науки невозможно оценить вне контекста эволюции ее основных направлений. Традиционно, как в отечественной, так и в зарубежной литературе и учебных курсах, выделяют классическое, антропологическое и социологическое направления (школы). Каждое из этих направлений имеет свою философскую основу и специфические черты, определяемые историческими особенностями их возникновения и развития. Классическое направление, зародившееся во второй половине XVIII в., господствовало до последней трети XIX в., когда возникли антропологическое, а несколько позже (в 80-х гг. XIX в.) и социологическое направления.

Классическое направление в уголовном праве исходит из идей просветителей-гуманистов XVIII в., чьи уголовно-правовые взгляды довольно часто выделяют в качестве отдельного просветительско-гуманистиче-ского направления, предшествующего классической школе (к его представителям относят Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Вольтера, Ч. Беккариа, французского революционера Ж.-П. Марата).

В английской уголовно-правовой науке идеи классической школы поддерживались ее главными теоретиками — У. Блэкстоном, М. Иденом и Дж. Стифеном, составившим в 1878 г. один из наиболее удачных проектов УК Англии.

Позитивистский период в качестве своих предпосылок имел, с одной стороны, ощутимый во второй половине XIX в. рост преступности , с другой — бурное развитие естественных наук. Прогресс в области естествознания находился в контрасте с развитием уголовного права , по-прежнему основывавшегося на метафизических построениях и откровенно не справлявшегося с тенденцией роста преступности.

Первыми к пересмотру догм уголовного права призвали представители антропологической школы. Хотя ряд идей о связи преступного поведения и биологической природы человека высказывались и ранее, основателем антропологической школы обоснованно считается итальянский ученый Чезаре Ломбррзо (1835-1909), профессор судебной медицины в университете Турина. Поэтому учение антропологической школы часто именуют ломброзианством, а саму школу — итальянской.

Ч. Ломброзо и его последователи призывали к коренному обновлению уголовного права, а фактически к его замене уголовной антропологией. На первое место в уголовном праве, по их мнению, должно выйти не деяние, а деятель-преступник — его нужно изучать, применяя соответствующие эмпирические методы исследования.

Активным сторонником использования позитивного метода в науке уголовного права был ученик Ч. Ломброзо — Энрико Ферри (1856—1929), для взглядов которого характерно рассмотрение преступления как результата взаимодействия трех групп факторов: физических, антропологических и социальных. В этом плане Э. Ферри был более, чем другие антропологи, близок к социологической школе.

Э. Ферри занимался не только научной, но и практической деятельностью: будучи депутатом итальянского парламента от социалистической партии, он внес существенный вклад в реформирование итальянского уголовного права.

Вопреки определенной популярности среди ученых программа антропологической школы не могла быть принята ни теорией уголовного права, ни законодателем того времени вследствие своей антинаучности, а также потому, что сводила уголовное право к средству расправы над человеком ввиду его биологических характеристик.

Антропологическое направление имело своих сторонников и в России. К их числу относился не разделявший крайностей Ч. Ломброзо профессор Московского университета Дмитрий Андреевич Дриль (1846-1910). Однако широкого развития это направление в стране не получило.

Вместе с тем нельзя не отдать должное представителям антропологического направления. Применение ими эмпирических методов исследований, привлечение достижений иных наук существенно обогатили уголовно-правовую мысль, расширили горизонты уголовно-правовой науки. Безусловной заслугой антропологов можно считать возникновение криминологии — науки о закономерностях преступности. С появлением исследований антропологической школы наука обратилась к проблеме личности преступника. Стали развиваться такие направления, как криминальная психология и психиатрия. Сегодня большое внимание привлекают биоэтические проблемы уголовного права, в том числе допустимость так называемой криминологической евгеники.

Широко известны работы австрийского и немецкого правоведа Франца фон Листа (1851—1919), родившегося в Вене в семье генерал-прокурора Австрии, обладавшего разносторонними научными интересами, снискавшего наибольшую известность в области уголовного права.

К наиболее значимым положениям учения Ф. Листа относится его теория о целях наказания . По мысли ученого, главная цель наказания — предупреждение преступлений посредством применения уголовной репрессии. Ф. Лист предложил собственную классификацию преступников на две категории: случайных и постоянных. Постоянные в свою очередь делились им на ряд подгрупп: способные к исправлению, неисправимые, прирожденные. Меры, предложенные Листом, были ориентированы на тот или иной тип преступника.

Ф. Лист выдвинул концепцию собирательной уголовно-правовой науки: помимо правовой догматики, единая наука уголовного права интегрирует криминологию и уголовную политику. Изучение преступности и преступника — задача криминологии. Разработка уголовно-правовых мер борьбы с преступностью — цель уголовной политики. Идея Ф. Листа об интеграции уголовно-правовых наук особенно актуальна сегодня, когда очевидна ограниченность формально-правового подхода к противодействию преступности.

В поздних работах Ф. Лист признал бессилие уголовного права против преступности и предложил использовать в противодействии ей генетические и социальные меры. Сходные идеи высказывались и другими представителями социологического направления, среди которых были такие известные ученые, как А. Принс, Г. Тард, Ф. Колаяни и др.

Представители социологической школы предложили новую систему мер воздействия на преступность, включающую меры социальной защиты (меры безопасности). Именно эти ученые впервые высказались за вынесение приговоров с неопределенным сроком , получивших распространение с 70-х гг. XIX в.

Заслугами социологической школы являются: предложение о введении системы специальных судов для несовершеннолетних (ювеналь-ной юстиции), получившее поддержку во многих странах, разработка мер, позволяющих индивидуализировать уголовную ответственность, в частности условного осуждения и условно-досрочного освобождения. Вызывает поддержку и критическое отношение этих ученых к краткосрочному лишению свободы , негативные последствия которого превалируют над позитивными.

В 1924 г. эстафета Союза была подхвачена его преемницей — Международной ассоциацией уголовного права, являющейся сегодня крупнейшим объединением ученых-правоведов.

Биологическая (антропологическая) школа базировалась на медицине и биологии, социологическая – на общественных науках. Наряду с этим появилась и так называемая компромиссная позиция – промежуточное направление, как результат механического объединения двух названных. Это направление стало именоваться биосоциальным.

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

основная часть.docx

Чтобы полностью раскрыть возникновение этого направления, следует коснуться общей оценки науки середины XIX столетия. Известно, что обращение ученых самых различных стран к проблематике человека и общества во многом было связано, в тот период, с научными открытиями в биологии и с развернувшейся вокруг них дискуссией по вопросам природы и общества, о характере их связи и возможных переходных формах. В процессе этой дискуссии даже передовые ученые, стремившиеся к объективному познанию закономерностей природы и общества, не избежали принципиальных ошибок. Одни из них абсолютизировали прямое воздействие внешней среды на организм, рассматривая развитие человека как жестоко детерминированного окружающими условиями (социальным окружением). Другие, наоборот, неправомерно преувеличивали роль биологического фактора в жизни человека, в его поведенческих программах. Именно эти положения оказали главное влияние на исследования преступности. Такое влияние проявилось в следующем. Они доказывали, что преступность – явление независимое от структуры общественного строя и производственных отношений, что причины преступного поведения следует искать исключительно в физической или психологической структуре человека (антропологическое направление). Другие утверждали, что преступность и причины преступлений можно усматривать лишь в таких социальных условиях, влияние которых можно уменьшить с помощью реформ (социологическое направление).

Биологическая (антропологическая) школа базировалась на медицине и биологии, социологическая – на общественных науках. Наряду с этим появилась и так называемая компромиссная позиция – промежуточное направление, как результат механического объединения двух названных. Это направление стало именоваться биосоциальным.

Первыми, кто предложил искать признаки, связанные с преступным поведением, в особенностях внешности человека, явились сторонники физиогномики (например, Лафатер). Они называли в числе таких признаков маленькие уши, пышные ресницы, маленькие носы, большие губы и т. д. Однако, какой-либо устойчивой связи между этими признаками и преступным поведением выявить не удалось.

Первая категория — это преступники, которые хотя и совершают преступления, но по своим внутренним качествам способны побороть дурные влечения и бороться с преступными соблазнами.

Вторая категория — люди, которые являются обездоленными от природы и в силу этого легко поддаются преступным влечениям.

Третья категория — промежуточная, эти люди способны встать как на путь исправления, так и на путь дальнейшего совершения преступлений в зависимости от того, какое влияние оказывает на них внешняя среда.

Судить о том, является человек преступником или нет, позволяли, как полагал Ломброзо, внешние признаки головы, туловища, конечностей, рот, глаза, нос. Отсюда, естественно, и проистекает название биологической (антропологической) школы в криминологии.

Ломброзо выделял следующие основные признаки, присущие прирождённым преступникам:

• Необычно маленький или большой рост

• Маленькая голова и большое лицо

• Низкий и наклонный лоб

• Отсутствие чёткой границы роста волос

• Морщины на лбу и лице

• Большие ноздри или бугристое лицо

• Большие, выступающие уши

• Пышные брови и большие глазницы с глубоко посаженными глазами

• Кривой или плоский нос

• Выдающаяся вперёд челюсть

• Мясистая нижняя и тонкая верхняя губа

• Ярко выраженные резцы и вообще ненормальные губы

• Тонкая шея, покатые плечи при широкой груди

• Длинные руки, тонкие пальцы

• Татуировки на теле.

Идеи и научные выводы Ч. Ломброзо, наряду с объективной критикой, несомненно, заслуживают специального изучения. Большинство их было отвергнуто как причудливые гипотезы и необоснованные обобщения. Но он был первым, кто использовал эмпирические методы для изучения причин преступности и личности преступника. Может быть, потому на некоторых криминологических исследованиях и до сих пор лежит печать антропологического принципа.

1.2 Рафаэль Гарофало. Энрико Ферри

В названной книге Гарофало рассматривал преступление как оскорбление основополагающих чувств милосердия и справедливости, как непременное условие социальной адаптации индивида среди равных себе. В "Криминологии" автор делит всех преступников на две группы: тех, кого наказание может удержать от преступления, и тех, на кого угроза наказания не оказывает заметного сдерживающего воздействия. Он выступал против отмены пожизненного заключения и против чрезмерного смягчения наказаний для лиц, совершивших жестокие и бесчеловечные преступления. В сочинениях Гарофало позитивная школа высказала свой взгляд на то, каким образом должны определяться размеры социальной обороны. Ученый разработал позитивный принцип внушаемого преступником страха (большей или меньшей опасности преступника). По мнению Э. Ферри: "Этот принцип составляет необыкновенно счастливую интуицию этой школы и является краеугольным камнем нового научного здания" 5 .

В 1891 г. во втором издании "Криминологии" Гарофало дополнил критерий внушаемого преступником страха приспособляемостью к социальной среде, установив закон, что характер наказания должен определяться степенью приспособляемости виновного, т. е. исследованием тех условий существования, при которых можно предположить, что он перестает внушать опасения. Он разработал целую карательную систему. К тому моменту уже была написана работа Чезаре Ломброзо “Преступный человек" или “Прирожденный преступник” (1876), в ней было сформулировано следующее:

1)существуют прирожденные преступники, то есть люди, которые от рождения склонны совершать преступления и никакое исправление их невозможно;

2) прирожденный преступник обладает определенными физическими (внешними) чертами, по которым его можно распознать; (скошенный лоб, волосистость тела, грубые черты лица).

3) преступность передается по наследству от родителей к детям.

По поводу антропометрических изысканий, Ломброзо и Гарофало отмечали, что изучение, с одной стороны, антропологических факторов преступления, определяя органический и психический характер преступника и влияние возраста, пола, гражданского состояния, профессии и т. д. на различного рода преступления, а с другой стороны, научное изучение опасных классов общества дадут судебной полиции и самим служителям юстиции новые и более верные вспомогательные средства для отыскания виновных. Татуировка, черты лица и очертания черепа, физио-психические сведения, новые изыскания относительно чувствительности, рефлексов, пополняя весьма важную серию средств для установления тождества личности преступника и его склонности к преступлению, будут служить главным образом к тому, чтобы отвлечь от ложных следов внимание агентов судебной полиции и судебных следователей или чтобы придать большую уверенность суду, который теперь часто бывает заранее убежден доказательствами, спешно, недостаточно и лицеприятно собранными в протоколах предварительного следствия. Гарофало отрицательно относился к институту суда присяжных, считая его судом дилетантов, не способных принять правильное решение по уголовному делу.

Читайте также: