Что такое музыкальное творчество в детском саду

Обновлено: 30.06.2024

Чтобы в полной мере ощутить и познать музыку, как и любое другое искусство, недостаточно наблюдать со стороны, слушать и даже исполнять чужие произведения (петь, танцевать, музицировать), необходимо быть творцом, создателем, сочинять самому. Это касается и детей младшего дошкольного возраста.

Представленная методическая разработка адресована воспитателям детских садов для развития детей от 2 до 7 лет.

Чтобы обеспечить каждому ребёнку группы возможность приобретения собственного музыкально- творческого опыта, представленный материал разделён по возрастным группам. На каждый месяц предлагаются темы и игровые образы для песенной, танцевальной, инструментальной импровизации.

Задача воспитателя - проявлять интерес, слушать, наблюдать и поощрять, хвалить даже робкие попытки детей к импровизации.

Цель музыкального творчества – познание мира музыки через творческое самовыражение и самопознание.

  • удовлетворение потребности каждого ребенка получать удовольствие от самостоятельной художественно-творческой деятельности;
  • познание музыки через активную самостоятельную музыкально-творческую деятельность (пение, пластику, музицирование);
  • формирование и развитие мышления, продолжительности концентрации слухового внимания;
  • развитие креативных способностей: творческого воображения и фантазии;
  • развитие музыкальных способностей: координации голоса и слуха, освоение звуковысотного и ритмического пространства;
  • обогащение двигательного опыта, умение самостоятельно находить выразительные движения в соответствии с игровым образом;
  • развитие гибкости, пластичности движений, мимики и пантомимики;
  • приобретение начальных исполнительских навыков музицирования на ксилофоне, ложках, бубенчиках, колокольчиках, бубне, погремушках;
  • развитие эмоциональной сферы;

Первая младшая группа

Месяц Песенное творчество Танцевальное творчество Инструментальная импровизация
Сентябрь “Кап-кап” Танец с листочками, прыгает зайчик; Хлопаем;
Октябрь “ко-ко-ко” идет курочка с цыплятами; играем на погремушках;
Ноябрь “цок-цок” лошадка; идёт лошадка (хлопаем ритмо-слоги);
Декабрь “мяу- мяу” танец снежинок, умывается кошка; бубенчики;
Январь “тук-тук”, “топ-топ”; идет медведь, крадется лиса, убегает мышка; на бубне (ритмо-слоги);
Февраль “ту-ту” едет паровоз, идут солдаты; на ложках (ритмо-слоги);
Март “баю-бай”; укачиваем куклу, игрушку; колокольчики;
Апрель “ку-ку”, птички прилетают, клюют зернышки; на ксилофоне “ку-ку” (1-2 зв);
Май “жу-жу-жу”

Вторая младшая группа

Месяц Песенное творчество Танцевальное творчество Инструментальная импровизация
сентябрь Озвучивание имен; Импровизация с листочками; Прохлопать свое имя (ритмо-слоги);
октябрь “топ-топ”, цоканье лошадки “цок-цок”, “цоки-цок”; идет медведь, лошадка; на бубне шаги зверей, бег лошадки (ритмо-слоги);
ноябрь часы “тик-так”, “тики-так”; как гудит самолет; изобразить часы, самолет, вертолет; простучать ход часов на ложках (ритмо-слоги);
декабрь “ мяу-мяу”, “пи-пи-пи”; крадется кошка, убегает мышка; на ксилофоне “мяу-мяу”, “пи-пи-пи” (1-2 зв);
январь завершение мелодии “баю-бай”, “баиньки”; импровизирповать движения снежинок; укачивание куклы, медвежонка; на ксилофоне повторение мелодии “баю-бай”, “баиньки” (1-2 зв);
февраль вопрос-ответ “Зайка, где ты?” зайчики скачут, едят морковку, прячутся; вопрос-ответ на ксилофоне (1-2 зв);
март “кап-кап”, “ди-ли-ди-ли”; импровизировать весёлый танец капелек; колокольчик, ксилофон - капель (1-2 зв);
апрель “ку-ку”, “ко-ко-ко” птички прилетают, клюют зернышки; на ксилофоне “ку-ку”, “ко-ко-ко”;
май “песенка пчелки” “жу-жу-жу”; цветочки просыпаются;
Месяц Песенное творчество Танцевальное творчество Инструментальная импровизация
сентябрь Простучать свое имя; Импровизировать движения листиков; На бубне и ложках простучать свое имя;
октябрь “Как тебя зовут?”
Месяц Песенное творчество Танцевальное творчество Инструментальная импровизация
сентябрь Пропеть считалку, скороговорку; Изобразить в пластике считалку, скороговорку (пантомима); Подобрать хлопками ритм к считалке, скороговорке;
октябрь выразительно пропеть “мяу – мяу” с образной интонацией: котик жалуется, просит, сердится, требует ; пластическое изображение игрового образа: котик жалуется, котик просит, котик сердится, котик требует; сочинить историю про котика (шумовые инструменты);
ноябрь выразительно пропеть “гав- гав – гав” с образной интонацией: щенок радуется, удивляется, спорит; пластическое изображение игрового образа: щенок радуется, щенок удивляется, щенок спорит; сочинить историю про щенка (шумовые инструменты);
декабрь импровизации простейших мотивов на слоги: “та-ра-ра”, “динь-дон”, “ку-ку”; импровизировать танцевальные движения (народная муз.); подбор на ксилофоне мелодии (1-5 зв.);
январь сочинить песенку на считалку, скороговорку; изобразить в пластике стихотворение (пантомима); подобрать на ксилофоне сочинённую песенку (1-5 зв.);
февраль сочинить песенку на считалку, скороговорку; изобразить в пластике стихотворение (пантомима); подобрать на ксилофоне сочинённую песенку (1-5 зв.);
март сочинить колыбельную с опорой на заданный мотив, интонацию; импровизировать танцевальные движения под песенку про маму; подобрать на ксилофоне сочинённую колыбельную (1-5 зв.);
апрель сочинить песенку капели; импровизировать танец капели (классическая музыка); графическое изображение сочинения;
май сочинить и пропеть вальс на “ля-ля-ля”, марш на “трам-пам-пам-парам-пам”; самостоятельные импровизации в свободных плясках; подобрать на ксилофоне сочинённый марш, вальс.
Месяц Песенное творчество Танцевальное творчество Инструментальная импровизация
сентябрь Пропеть считалку “Едет Федя” ; Пластическое исполнение считалки (пантомима); подбор мелодии на ксилофоне, свирели (1-7 зв.);
октябрь “Аты-баты” сочинить мелодию; пластическое исполнение считалки (пантомима); подбор мелодии на ксилофоне, свирели (1-7 зв.);
ноябрь пропеть считалку “Мы сидели на печи”; пластическое исполнение считалки (пантомима); сочинение ритма к считалке, поговорке;
декабрь сочинить мелодию на стихотворение “Вышла модница-лисица”; пластическое исполнение стихотворения (пантомима); озвучивание предметами-заместителями стихотворения “Вышла модница-лисица”;
январь “Вот король идет в поход” сочинить мелодию; пластическое исполнение стихотворения (пантомима); подбор на ксилофоне мелодии (1-7 зв.); озвучивание предметами-заместителями стихотворения;
февраль пропеть считалку “Раз у нашего Степана”; пластическое исполнение стихотворения (пантомима); подбор мелодии на ксилофоне (1-7 зв.); озвучивание предметами-заместителями считалку;
март сочинить песенку о маме; Импровизировать танцевальные движения (песни про маму) подбор мелодии на ксилофоне (1-7 зв.); озвучивание предметами-заместителями стихотворения “Чисто в домике у белки”;
апрель сочинить песенку про папу; импровизировать танцевальные движения (народная муз.); подбор мелодии на ксилофоне (1-7 зв.);

Литература.

1. Бодраченко И. В. Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет/ М.: Айрис-пресс, 2009 г.

2. Буренина А. И., Тютюнникова Т.Э. Тутти :программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста / СПб.: РЖ “Музыкальная палитра”, 2012 г.

3. Картушина М.Ю. Мы играем, рисуем, поём. Интегрированные занятия для детей 3-5 лет/ М.: “Издательство “Скрипторий 2003”, 2009 г.

4. Скопивцева О.А. Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников: рекомендации, конспекты занятий / Волгоград, 2009 г.

Музыкальные занятия открывают перед детьми удивительный мир звуков, мелодий и песен

Музыка сопровождает пребывание ребёнка в детском саду ежедневно. От пропевания первых потешек в младшей группе до исполнения вокальных номеров на выпускном — этап дошкольного образования, частью которого всегда было знакомство с музыкальным искусством. Прослушивание классических композиций и хоровое пение, обучение игре на простых инструментах и исполнение танцевальных движений в такт мелодии — эти и другие формы занятий развивают восприятие и мышление дошкольников.

Музыкальные занятия в детском саду: цели, задачи, виды

Отечественные и иностранные психологи открывают всё большее влияние музыки на формирование личности и развитие интеллекта ребёнка. В период дошкольного детства музыкальные занятия закладывают в детях способность восприятия образа, сотканного из звуков. Навыки пространственного мышления, речевое развитие, активное воображение находятся на высоком уровне у тех дошкольников, с кем регулярно и с раннего возраста проводились музыкальные занятия в разнообразных формах.

Музыкальное занятие с самыми маленькими

Знакомство с музыкальными инструментами и мелодиями является частью концепции бережного развития интеллекта

Подробнее об особенностях организации музыкальных занятий в старшей группе можно узнать из нашей статьи — Музыка с детьми: как провести занятие в старшей группе.

Музыкальное занятие в детском саду

Знакомство с музыкальным искусством осуществляется в рамках образовательного процесса в детском саду согласно ФГОС

Таблица: задачи музыкального воспитания в детском саду

  • Формирование интереса к прослушиванию мелодий и исполнению песенок;
  • развитие эмоционального отклика на простое музыкальное произведение, фразу;
  • формирование умения воспроизводить эмоциональные впечатления от мелодии через элементарные танцевальные движения;
  • формирование способности извлекать звук из различных музыкальных инструментов.
  • Развитие слухового восприятия;
  • формирование умения определять характер музыки: народной, классической, детской;
  • побуждение к экспериментированию с извлечением звуков из инструментов, возможностями голоса, звукоподражанием;
  • формирование умения подыгрывать на детских инструментах: ксилофон, дудка, бубен, барабан, трещотка, колокольчик;
  • развитие эмоционального восприятия музыкальных образов и воспроизведения характера музыке и её текстового содержания в танце.
  • Обогащение представлений о средствах выразительности в музыкальных произведениях,
  • формирование первоначальных знаний о музыке как особом виде искусства, его особенностях и видах;
  • обучение выразительному пению;
  • формирование слушательской культуры;
  • развитие способности к импровизации: подпевания и подыгрывание, исполнение танцевальных движений;
  • побуждение к творческому самопроявлению: сочинений простых мелодий (колыбельных, маршей);
  • создание мотивации к коллективной деятельности на музыкальных занятиях.
  • Продолжать расширять представления о возможностях музыки, развивать заинтересованность в изучении этого вида искусства;
  • формирование чувства метра и ритма
  • развитие способности передавать настроение через наигрывание мелодии, исполнение песни и танца;
  • расширение знаний о музыкальной культуре: знакомство с композиторами и их произведениями, образцами народной музыки, музыкальными жанрами, современными композициями для детей;
  • стимулирование желания сольного выступления;
  • создание мотивации к хорошему исполнению во время занятий, музыкальных игр, досугов и праздников.
  • Развитие художественного вкуса, интереса к классической и современной музыке;
  • совершенствование различных видов слуха (звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического);
  • расширение знаний о музыкальной культуре: знакомство с творчеством композиторов и исполнителей (певцы, музыканты, танцоры), музыкальными жанрами (опера, полька, тарантелла, инструментальный концерт) и понятиями (октава, ритм, темп, стаккато, нотная грамота);
  • развитие способностей к индивидуальному и коллективному исполнению;
  • побуждение к импровизации, привлечению фантазии в индивидуальное исполнение, создание мотивации к творчеству.

На занятиях формируются представления о разнообразии музыкальных инструментов, их звучании и истории

Виды музыкальных занятий

По предъявляемым задачам образовательного процесса видно, что музыкальные занятия развивают двигательные способности детей (разнообразие движений, координацию), внимательность, речевые навыки (подпевание, включение в активный словарь специальных терминов), умение работать в коллективе. От форм организации музыкального воспитания зависит успешность обучения: степень культуры слушания и исполнения. Музыкальные занятия — главная форма музыкального обучения в детском саду.

Структура типового занятия включает все виды деятельности, в т. ч. ритмико-музыкальные упражнения

Для воспитанников старшей группы доминантные занятия ритмической направленности включают элементы партерной гимнастики

Комплексное музыкальное занятие проводится муз. руководителем и воспитателем

Креативное занятие

Креативные занятия с дошкольниками имеют творческо-музыкальную направленность: музыка стимулирует детскую фантазию

Индивидуализация музыкальных занятий

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в рамках индивидуального и дифференцированного подходов в соответствии с ФГОС ДО. Руководитель наблюдает за развитием музыкальных способностей и формированию предпочтений в пении и танцах у каждого воспитанника. Для удобства оценки педагог может провести мониторинг уровня умений и навыков детей несколько раз в течение учебного года. Условием для индивидуализации работы становится и низкий показатель музыкального развития, и высокий.

Работа музыкального руководителя с отстающими и одарёнными детьми предполагает создание карт (портфолио), в которых фиксируются данные мониторинга развития и для отстающих — план коррекции, для одарённых — план работы по развитию творческого потенциала. Вне основного расписания организуются дополнительные музыкальные занятия в индивидуальной форме или в подгруппах по 3–4 воспитанника. Такие занятия проводятся и в качестве репетиции сольных номеров к предстоящему празднику.

Пример карточки отстающего воспитанника:

  • Катя Иванова, 5 лет
  • развитие ритмического слуха — 2 (по шкале от 1 до 5)
  • эмоциональный отклик на музыкальные композиции — 3
  • выполнение танцевальных движений — 3
  • способность импровизировать — 1
  • коррекционная работа на ближайшие два месяца: дополнительные занятия в подгруппе, индивидуальные занятия в музыкальном и театрализованном уголках, проведение консультации с родителями по развитию музыкальных способностей ребёнка.

Примеры дифференцированных заданий:

Музыкальное занятие в ДОУ

Индивидуально-личностный подход осуществляется через игру на разный музыкальных интрументах

Основные приёмы на музыкальном занятии

Координационно-подвижная музыкальная игра

Такая игра даёт ощущение музыкальной динамики, темпа и пластического интонирования

Фонопедические упражнения

Такие упражнения являются частым приёмом развития голосовых способностей детей

Использование мнемотаблиц облегчает заучивание песенных текстов

Мотивирующее начало музыкального занятия

Перед музыкальным руководителем стоит задача по созданию заинтересованности детей в изучении музыки как особого вида искусства, мотивации к развитию творческих способностей. Результативность каждого занятия зависит от степени интереса в начале занятия. Для привлечения внимания детей к теме занятия педагог использует разнообразные приёмы:

  • привлечение сказочных персонажей к проведению занятия
  • создание проблемной ситуации
  • включение воспитанников в игровую ситуацию
  • изучение наглядных материалов: иллюстраций, игрушек, объектов мини-выставки
  • использование малых форм устного народного творчества: загадок, частушек, пословиц
  • просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

Выставка музыкальных инструментов

Изучение экспонатов музыкальной выставки вызывает интерес к знакомству со звучанием инструментов и способами игры на них

Музыкальное занятие в детском саду

Музыкальные занятия проводятся два раза в неделю, в музыкальном зале. Музыкальный руководитель определяет тему занятий на неделю в соответствии с календарным планированием, подбирает репертуар для слушания, пения, игре на инструментах, ритмических упражнений.

Таблица: картотека тем

Музыкальные занятия проводятся в первой половине дня и по длительности соответствуют нормам САНПиН:

  • младшие группы — 15 минут
  • средняя группа — 20 минут
  • старшая группа — 25 минут
  • подготовительная группа — 30 минут

Таблица: примерный временной план музыкальных занятий

Этап занятия Первая младшая группа Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Организационный момент, музыкальное приветствие 1 минута 1 минута 1 минута 1–2 минуты 1–2 минуты
Вводная часть 1–2 минуты 2 минуты 2 минуты 3 минуты 3–4 минуты
Слушание музыки 2 минуты 2 минуты 3 минуты 4 минуты 4 минуты
Ритмико-музыкальное упражнение 2–3 минуты 3–4 минуты 4 минуты 4 минуты 5 минут
Пение 2 минуты 2–3 минуты 4 минуты 5–6 минут 5–7 минут
Музыкальная игра 2 минуты 2 минуты 4 минуты 5 минут 5–7 минут
Подведение итогов занятия 1 минута 1 минута 1 минута 1–2 минуты 1–2 минуты

Таблица: примеры вводного этапа музыкального занятия

  1. Реагировать на смену частей музыки.
  2. Ходить ровным кругом.
  3. Формировать певческие навыки, начинать пение после вступления, петь слаженно в ансамбле, чётко произносить слова песен.
  4. Обучение пению по показу (по руке, по жесту) музыкального руководителя.
  5. Развитие слуха и голоса, чувства метроритма.
  6. Воспитывать любовь к классической музыке, знакомство с творчеством норвежского композитора Э. Грига.
  7. Формировать доброе и бережное отношение к природе, друг к другу.

Музыкальное развлечение и досуг

Досуговые мероприятия содержат в основе развлекательный элемент и призваны расширять кругозор детей, создавать хорошее настроение и укреплять дружеские отношения внутри коллектива. Рекомендуется устраивать развлечения и праздники совместно с родителями и с воспитанниками других групп.

Длительность музыкального досуга:

  • в младших и средней группах — не более 30 минут;
  • в старшей и подготовительной группах — не более 50 минут.

Примеры тем для музыкальных развлечений и досугов:

  1. Развивать музыкальный слух, память и внимание.
  2. Развивать чувство ритма, темпа, тембра, интонационной и двигательной выразительности.
  3. Развивать детскую фантазию, воображение с помощью различных видов искусства.

Открытое музыкальное занятие

Примеры методичеких целей для открытого музыкального занятия:

Интегрированное музыкальное занятие включает в себя рисование ладошкой

Программа музыкального кружка в детском саду

Для развития музыкальной культуры дошкольников организуется кружок дополнительного образования соответствующей направленности. Занятия кружка проводятся в музыкальном зале во второй половине дня один или два раза в неделю (длительность и частота определяется возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников). Для функционирования кружка музыкальный руководитель разрабатывает программу, которая утверждается администрацией ДОУ.

  1. Общие сведения о кружковой работе: какие нормативные документы взяты в основу разработки, кто является руководителем кружка и его обязанности, кто участники кружка, цели и задачи, содержание работы кружка, контроль.
  2. Пояснительная записка: актуальность организации кружка музыкальной деятельности, условия для реализации программы, формы занятий, ожидаемый результат работы музыкального кружка.
  3. Календарно-тематическое планирование.

Функционирование музыкального кружка направлено на расширение представлений о музыкальном искусстве, знакомству с нотной грамотой в т. ч

Примеры музыкального приветствия в детском саду

Анализ музыкального занятия

С целью планирования дальнейшей работы и включение корректировки в образовательном процессе, а также выявления отстающих и одарённых воспитанников музыкальный руководитель проводит анализ занятия по следующим пунктам:

  1. Тема занятия, цель, образовательные, развивающие, воспитательные задачи
  2. Использованное оборудование и наглядные материалы
  3. Структура занятия
  4. Установление обратной связи с воспитанниками
  5. Содержание занятия, форма изложения материала
  6. Методы работы на занятии

Примеры выводов в результате анализа деятельности воспитанников и музыкального руководителя на занятии:

На основании анализа педагог вносит коррективы в конспект этого занятия: расширить материал по инструментам в соответствии с заинтересованностью воспитанников.

Обязанности музыкального руководителя в ДОУ и взаимодействие с воспитателями

  1. Организация и проведение музыкальных занятий различных видов в соответствии с образовательной программой детского сада
  2. Планирование и проведение мастер-классов и консультаций с воспитателями детского сада по развитию музыкальных способностей детей
  3. Взаимодействие с родителями воспитанников: приглашение на открытые занятия, привлечение к оформлению музыкального зала, проведение консультаций по музыкальному воспитанию в кругу семьи
  4. Планирование и организация музыкальных развлечений, досугов и праздников в детском саду
  5. Подготовка к детским утренникам, выпускному
  6. Выявление музыкально одарённых детей, подготовка к участию и сопровождение на конкурсы
  7. Самообразование, повышение исполнительского и педагогического мастерства: публикация методических разработок, проведение открытых занятий, участие в конференциях и семинарах

Постоянное сотрудничество музыкального руководителя и воспитателей способствует результативному проведению занятий и активному развитию музыкальных способностей детей. Воспитатель присутствует на музыкальных занятиях со своей группой и выполняет организаторскую функцию:

  • во время ритмико-музыкальных упражнений выполняет движения вместе с детьми
  • выполняет показ танцевальных движений
  • проводит познавательную или эвристическую беседу при изучении наглядного материала (знакомство с внешним видом инструментов, рассматривание репродукций)
  • во время хорового пения исполняет (по просьбе музыкального руководителя) отдельные фразы или куплет, в которых воспитанники испытывают сложности
  • распределяет роли для музыкальной игры-драматизации, инструменты для оркестровки
  • выбирает ведущего для проведения музыкальной игры

Воспитатель осуществляет преемственность занятий в музыкальном зале с образовательным процессом во всех режимных моментах. Музыкальное сопровождение подбирается воспитателем для утренней гимнастики, подвижных игр, мотивирующего начала занятий НОД. Аудиозаписи включаются фоном во время прослушивания литературных текстов, изготовления поделок, тихих игр и досугов в вечернее время.

Развитие музыкальных способностей ребёнка зависит от степени его вовлечённости в образовательный процесс. Мир звуков, мелодий и песен должен захватывать и звать в сферу прекрасного. Умение эмоционально ощущать музыкальные образы и понимать структуру песенных и танцевальных композиций свидетельствует о высокой степени развития мыслительных способностей ребёнка.

Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

Автор: Бекасова Анна Юрьевна

Населенный пункт: Республика Хакасия, г. Абакан

Сегодня педагогу необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы ребёнок максимально развивался, овладевал различными способами действий в проблемных и неопределённых ситуациях, научился находить собственные варианты решений. Для этого нужно отойти от старых стереотипов и сформировать иную модель взаимоотношений всех участников образовательного процесса. С введением ФГОС изменилось отношение к дошкольному образованию, стандарт направлен на индивидуализацию ребёнка. Самым главным является социализация детей, приобщение к ценностной культуре мира. А именно правильное понимание социализации – потребность в любознательности, познании мира, потребности в творчестве, мотивации достижений, развитии способности сотрудничать, общаться, освоении этических норм в процессе реальной практической деятельности. В связи с этим перед нами встаёт важная задача – развитие творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования воспитательно-образовательного процесса.

Детское творчество – это форма активности, в процессе которой ребенок видоизменяет окружающий его мир и создает нечто новое для других и себя. Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Детское творчество — форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя. Поэтому, развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста является неотемлемой частью развития одарённости.

Целью моей работы стало развитие творческих способностей детей во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах.

Предмет исследования: развитие творческих способностей дошкольников в процессе импровизации.

Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, была выстроена собственная система формирования творческих способностей ребенка дошкольного возраста. Для этого были систематизированы и адаптированы к уровню возможностей дошкольника творческие упражнения Е.Тиличеевой, Н.Ветлугиной, М. Картушиной, О.П.Радыновой и мн. др.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить психолого-педагогическую литературу и специальную литературу по определению творческих способностей;
  2. рассмотреть сущность творческих способностей и особенности их развития у детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности;
  3. провести наблюдение на педагогической практике по выявлению особенностей развития творческих способностей у детей в процессе музыкальной деятельности.

Методы исследования:

  • теоретический анализ методической, педагогической и психологической литературы;
  • наблюдение;
  • анализ результатов деятельности детей; диагностика, беседа.

Содержание творческих способностей и особенности их развития у детей дошкольного возраста

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного её выполнения.

Формирование у ребёнка творческих способностей, позволит расширить представления об окружающем мире, выраженных в музыке, связать их с жизнью, в процессе различных видов музыкальной деятельности. Здесь важно чувство меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей.

Творчески развиваться ребенок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения.

Основные направления и способы развития детского музыкального творчества с позиции педагогической науки.

Дети любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводам. В этом им помогает литературный текст и характер музыки. Если взрослый не показывает готовые движения при инсценировках, то дети могут создавать оригинальные, самобытные образы, выраженные в движениях.

Как отмечает Б.М. Теплов, способности всегда являются результатом развития. Они существуют только в развитии. Из этого следует то, что способности не бывают врождёнными. Они развиваются в соответствующей конкретной деятельности. Но врождёнными бывают природные задатки, которые и оказывают влияние на проявление тех или иных способностей ребёнка.

Основываясь на этом, можно определить детские творческие способности как индивидуальные особенности ребёнка, благодаря которым он может заниматься творческой деятельностью.

Творческие способности в музыкальной деятельности О.П.Радынова разделяет на 2 вида:

  • способности к продуктивному творчеству (сочинение, импровизация попевок, мелодий, музыкально-ритмических движений);
  • способности к творческому восприятию музыки.

Возможности детей в выполнении творческих заданий в музыкальной деятельности были тщательно проанализированы в исследованиях Н.А.Ветлугиной. Было установлено, что необходимым условием возникновения детского музыкального творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются источником творчества, его образцом. Все произведения искусства воспринимаются целостно, в комплексе выразительных средств. В процессе активного восприятия образа в картине, литературном произведении, музыке дети знакомятся с выразительно-изобразительными средствами, которыми автор передаёт то или иное содержание. Поэтому необходимо использовать произведения искусства для обогащения творческого опыта детей. Это слушание классической музыки, рассматривание произведений живописи, чтение художественной литературы, просмотр спектаклей.

Другое важное условие – это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, приобретаются необходимые умения, навыки, знания, позволяющие ребёнку выразить свои собственные музыкальные впечатления.

Н.А. Ветлугина совместно с А.И.Ходьковой и другими педагогами определили этапы развития детского музыкального творчества:

1 этап – первоначальная ориентировка в творческой деятельности (ребёнку даётся установка на создание нового – придумай, измени, сочини);

2 этап – освоение способов творческих действий, поиск решений;

3 этап – самостоятельные действия детей, использование сочинённых мелодий, танцевальных композиций в жизни.

Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками.

Для развития танцевального творчества необходимо, чтобы ребёнок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнить движения с воображаемыми предметами, а также свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.

Активность детей в танцевальном творчестве во многом зависит от обучения музыкально-ритмическим движениям. На музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада, в семье необходимо целенаправленно обучать детей воплощать характер, образы музыки в движениях. Это обучение основывается на овладении обобщёнными способами музыкальной деятельности, которые необходимы для творческих проявлений в танце: ребёнка приучают вслушиваться в музыкальное произведение, стремиться к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни и инструментальной пьесы, воспитывают творческое отношение к музыке в целом.

Инструментальное творчество детей проявляется в импровизациях - сочинении во время игры на детском музыкальном инструменте. Это непосредственное, сиюминутное выражение впечатлений. Оно возникает на основе жизненного и музыкального опыта, имеющегося у детей. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений является непременным условием творческих проявлений детей.

Одним из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, является владение детьми элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, освоение различных способов звукоизвлечения, которые позволяют детям передавать простейшие музыкальные образы.

Любовь Семеновна Ходонович для развития детского инструментального творчества предлагает не только обучать детей определённым навыкам, но и использовать разнообразные творческие задания. Она рекомендует давать такие задания в эмоциональной, образной форме, а также будить воображение и фантазию детей поэтическими сравнениями, использовать сказочные сюжеты, что способствует раскрепощению ребят, заинтересовывает их и помогает окрасить детские импровизации различными чувствами.

В самостоятельной деятельности детей и в семье инструментальное творчество может чередоваться с разучиванием оркестровых партий и подбором мелодий по слуху.

Таким образом, для успешного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:

  • соблюдение принципа свободы;
  • накопление впечатлений от восприятия искусства;
  • накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);
  • развитие основных музыкальных способностей;
  • оснащения музыкального творчества, как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами.

Таким образом, подобрав методы и приемы, систематизировав работу по данной теме, вовлекая в свою работу педагогов и родителей, все это позволило создать условия для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста, во всех видах музыкальной деятельности.

Изучив содержательную сторону творческих способностей и возможностей детей в музыкальной деятельности, мы можем предположить, что использование творческих заданий, их вариативность, создание положительной мотивации предполагает успешное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и развитию одарённости.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Музыкально - игровое творчество

как вид деятельности дошкольников

Работая над развитием творческих способностей у детей, осуществляю собственный творческий поиск применения современных методик, новых форм и методов музыкального воспитания и обучения дошкольников. Один из актуальных вопросов музыкальной педагогики – развитие средствами музыки творческого потенциала ребёнка.

АКТУАЛЬНОСТЬ темы заключается в том, что использование инновационных технологий в музыкальном воспитании обеспечивает не только развитие творческих способностей детей, а способствует развитию духовности детей, поэтому развитие творческой личности и духовно богатой стала одной из главных в моей работе.

Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, я обратила внимание на результаты диагностик по музыкальной деятельности, и поняла, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу.

Были поставлены СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

-оптимальное сочетание традиционных и инновационных технологий личностно-ориентированного, интегрированного обучения, (игровые, индивидуальные, групповые методы).

-конструирование содержания музыкального занятия, ориентированного на индивидуальную, коллективную творческую деятельность детей.

- формировать потребность у детей духовно обогащаться через творческую деятельность, музыку.

Детское музыкальное творчество предполагает наличие у детей музыкальных способностей, знаний и умений, которые они получают на музыкальных занятиях.

На музыкальных занятиях, знакомя детей с песнями, даю возможность детям самостоятельно подбирать музыкальный инструмент, чтобы украсить песню звуками в соответствии с характером песни. Дети очень любят песни, а еще более их заинтересовывает процесс поиска музыкальных инструментов для музицирования. Побуждаю детей к активной творческой музыкальной деятельности, в процессе игры на музыкальных инструментах к импровизации и создании собственной музыки.

-Для развития песенного творчества старших дошкольников мною применяются фонопедический метод развития голоса В. В. Емельянова, логоритмические задания,речевые упражнения, песни и музыкальные игры[7].

- Обращаясь к методике Марии Монтессори [11] использую колокольчики, работа с которыми имеет целью развить остроту слухового восприятия, заложенного природой в каждом ребенке. Игра на колокольчиках помогает привить детям интерес к творческому поиску и любовь к музыке.

Обращение к данной технологии в работе с дошкольниками позволило добиться следующих результатов:

• Удалось создать на музыкальных занятиях, атмосферу радостного общения, приподнятого настроения;

Читайте также: