Педагогическая компетентность преподавателя музыкальной школы

Обновлено: 04.07.2024

Методическая компетентность – это совокупность методических знаний, операционно-педагогических и психолого-педагогических умений, а также готовность использовать в учебном процессе современные обучающие технологии, методики, способность адаптировать их к различным педагогическим ситуациям.

Методический профессионализм заключается во владении педагогом методами педагогического влияния, то есть особенным видом работы педагога, целью которой считается достижение положительных перемен психических данных обучаемых. А в случае если вернее, то потребностей, состояний, отношений, установок и моделей поведения.

В педагогической литературе различают 3 группы педагогического влияния:

Первую группу педагогического воздействия можно назвать группой “чему учить”. В неё входит отбор, переработка и передача преподавателем содержания учебного материала.

Вторая группа считается группой “кого учить”. То есть изучение наличных возможностей и новых уровней психического развития учащихся.

И третья группа, группа “как учить”. В которую заключены выбор и применение средств воздействия, методов и форм, а также их комбинаций.

Методическая компетентность педагога музыкально-теоретических дисциплин подключает:

владение методической терминологией, способностями разработки учебно-методической документации;

методическая критичность мышления.

готовность, дееспособность, умение развивать музыкально-теоретические зонам ответственности обучающихся;

познание педагогических систем в области музыкального искусства и образования;

культуру речи и культуру общения;

навык заключения учебных методических задач;

навык квазипрофессиональной и проф деятельности;

музыкально-теоретическую зону ответственности

навык анализа средств музыкальной выразительности;

аннотирование музыкальных произведений;

тест музыкальных форм;

навык реконструкции музыкально-исторического процесса и тд.

Методическая компетентность преподавателя проявляется в основных видах деятельности (методическая работа), которые образуют два взаимозависимых и взаимообусловленных направления:

Учебно-методические работы содержат ежедневную педагогическую деятельность, обобщаемую на заседаниях методических объединений и семинаров. Она гарантирует проведение на высоком методическом уровне всех видов учебных занятий – лекций, упражнений и др.
Учебно-методическая работа включает:

контроль качества учебных занятий по музыкально-теоретическим и музыкально-историческим дисциплинам;

планирование и контроль работы обучающихся над учебным материалов в течение полугодий.

разработку методических материалов к каждому занятию, начиная с планов проведения занятий и заканчивая обобщением методических приемов изложения учебной дисциплины;

планирование и проведение опытными преподавателями различных видов занятий с целью передачи методического опыта ;

разработку структурно-логических схем, тематических планов изучения учебной дисциплины и составление документов по материально-техническому обеспечению занятий (карточки, журналы и т.д.);

подготовку молодых преподавателей-теоретиков и контроль за профессиональным ростом начинающих лекторов;

регулярное проведение заседаний методических объединений, методических семинаров по обобщению накапливаемого методического опыта с целью совершенствования методики преподавания учебной дисциплины;

Научно-методические работы содержат научное обоснование учебных намерений, объема и содержания учебных дисциплин, разработка учебных программ, исходя из анализа итогов учебно-методической работы и требований к уровню теоретической и практической подготовки обучающихся, из возможностей их применения.Научно-методическая работа проводится с целью разработки свежих учебных курсов на основе развития свежих научных направлений с учетом условий практики. Эффективность подобной работы выше там, где педагогический коллектив принимает участие в научных исследовательских работах, связанных с запросами учебного процесса, и имеют возможность аргументировано доказать надобность преподавания той или другой новой учебной дисциплины.

В соответствии с этим система образования ставит новые задачи, направленные на формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающей среде. Новая парадигма образования должна быть ориентирована на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, их закрепление и превращение в компетенции.

Для успешной реализации, поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности. Рассмотрим основные компетенции современного учителя.

Учитель должен уметь:

- Планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся.

- Мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности.

- Вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.

- Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

Ключевые компетенции современного учителя налицо. Как грамотно выполнить переход от компетентного учителя к компетентному ученику? Учитель, обладая профессионализмом, сумеет создать условия для овладения комплексом компетенций учащихся, направленных на формирование личности, способной адаптироваться в условиях социально – политического, рыночно – экономического, информационно–коммуникативного пространства. Что такое ключевые компетенции? Это умения и навыки в любой области деятельности. Это заказ общества к подготовке его граждан в современных условиях жизни.

Опираясь на исследования многих авторов о компетенции, можно сделать вывод, что музыкальная компетенция - это комплекс знаний, умений и навыков, позволяющий квалифицированно выполнять свою деятельность.

Профессиональные компетенции учителя музыки – интегрированное качество личности, в котором его деятельность характеризуется как комплексная, сочетающая в себе различные составляющие, направленные на совершенствование профессиональной культуры и педагогического мастерства.

Выделяют несколько компетенций учителя музыки:

1) учитель музыки должен выделяться широкой и разнообразной музыкальной культурой (художественным интеллектом);

2) музыкальная культура учителя отличается высоким художественным качеством музыкального исполнения;

3) музыкальная культура учителя отличается довольно широким музыкальным кругозором;

4) учитель музыки - многознающий музыковед;

5) учитель музыки – педагог-психолог.

Развивая ключевые компетенции учащихся, я стараюсь формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также самостоятельную деятельность и личную ответственность.

Что даёт компетентностный подход?
Учителю: согласованность поставленных им целей обучения и собственных целей ученика; облегчение труда за счёт постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности ученика. Ученику: повышение степени мотивации учения.

Какие компетенции формирую я на своих уроках?

Ценностно – смысловые, которые связаны с ценностными ориентирами ученика. Их развиваю посредством слушания музыки. Через музыку ученик приобретает способность видеть и понимать окружающий мир. Общекультурные компетенции - развиваю через знакомство и исполнение песен своего народа и других народов мира. Рассказываю об эффективных способах организации свободного времени.

Учебно–познавательные компетенции - формирую через самостоятельную познавательную деятельность. Учащиеся овладевают приемами действий в нестандартных ситуациях. Я использую технологию сотрудничества. Учащиеся делятся на команды, и каждая команда выполняет свое задание. В итоге представители команд делятся полученной информацией, делают выводы. Через информационные компетенции - формирую умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. С помощью коммуникативных компетенций учащиеся приобретают способность средствами изучаемого языка (музыки) осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и задачами.

Социально-трудовые компетенции формирую через инсценирование трудовых и обрядовых песен.

Компетенции личностного самосовершенствования направляю на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития.

Мои действия, направленные на формирование ключевых компетенций:

Итак, успешным может стать то обучение, в котором будет четко прослеживаться такая цепочка: от компетентного учителя к компетентному ученику.

Список используемой литературы:

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003 № 5

3. Никитенко Н.А. Компетентностный подход в профессиональной подготовке педагога /Н.А. Никитенко // Завуч для администрации школ.- 2009.- №6.-С.112-116

4. Садовникова. И. Компетентный учитель – компетентный ученик /И. Садовникова // Директор школы.- 2009.-№8.-С.26-30

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Методические рекомендации

Тема: Педагогическая компетентность

преподавателя детской школы искусств.

Разработала: преподаватель первой категории

Обсуждена и принята зональным методическим

объединением фортепианного отдела

Протокол от 21.12.2017г. № 6

г. Унеча 2017 год.

Глава I. Педагогическая компетентность преподавателя

Имидж современного педагога

Глава II. Личностная компетентность педагога детской школы искусств

(Сл. 1) С начала 90-х годов российское общество живет в условиях перехода от одной социально-экономической системы к другой. Данный переход связан как с изменением привычного уклада жизни, так и с изменениями в духовной сфере, связанными с переоценкой ценностей. В непрерывно изменяющемся современном обществе большое значение приобрёл высокий профессионализм, профессиональная компетентность специалистов разных сфер и уровней производственной и общественной жизни, в условиях рыночной экономики. Это напрямую касается и работников сферы дополнительного образования, поскольку, во-первых, педагоги прежде всего сами должны быть профессионально компетентны в своей области деятельности и, во-вторых, образование всегда было и продолжает оставаться направленным на всестороннее развитие личности с целью подготовки её к активному и эффективному участию в общественном производстве с наибольшей пользой для себя и для общества в целом.

Глава I. Педагогическая компетентность преподавателя

Как известно, ранее понятие компетентности применялось по отношению к профессиональной деятельности. В педагогику оно вошло в связи с появлением стратегии и концепции модернизации образования. Но содержание компетентности не является для педагогики чем-то принципиально новым. В его состав входят знания, умения, навыки, опыт деятельности и эмоционально-ценностные отношения.

(Сл. 6) Р. В. Овчарова считает, что педагогическая компетентность - это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, определённый набор психологических качеств (характер, темперамент, тип нервной системы). Это стремление к новому творческому осмыслению своей работы, способность к развитию творческого потенциала.

 когнитивная (профессионально-педагогическая эрудиция);

 психологическая (эмоциональная культура и психологическая зоркость);  коммуникативная (культура общения и педагогический такт);

 риторическая (профессиональная культура речи);

 профессионально-информационная (мониторинговая культура). Таким образом, к базовым компетентностям следует отнести комплекс универсальных знаний, включающих общенаучные и общепрофессиональные категории, понятия, законы, принципы и обобщённые способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности.

( Сл. 9) Компетенции – обобщённые способы действий обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности.

(Сл. 10) Психолого-педагогическая компетентность – системное явление, сущность которого состоит в системном единстве психолого-педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога.

( Сл. 11) Профессиональная компетентность является результатом профессионального образования. Формирование профессиональной компетентности - процесс воздействия, предполагающий некий стандарт, на который ориентируется субъект воздействия; процесс, подразумевающий некую законченность, достижение определённого уровня стандарта. Формирование профессиональной компетентности – управляемый процесс становления профессионализма, т. е. это образование и самообразование специалиста

2. Личность педагога

(Сл. 13) Данное определение даёт возможность представить структуру педагогической компетентности учителя состоящей из двух подструктур: деятельностной (знания, умения, навыки и способы осуществления педагогической деятельности) и коммуникативной (знания, умения, навыки и способы осуществления педагогического общения). Психологическим условием развития педагогической компетентности является осознание учителем необходимости повышения своей общечеловеческой и специальной культуры и тщательной организации общения как основы развития и обучения в школе. Динамика развития педагогической компетентности учителя определяется переходом с репродуктивного уровня выполнения действий и операций на творческий.

(Сл. 14) Под эмоциональной гибкостью понимается оптимальное (гармоничное сочетание эмоциональной экспрессивности и эмоциональной устойчивости учителя). Эмоциональная устойчивость рассматривается как свойство психики, благодаря которому учитель способен успешно осуществлять необходимую деятельность в сложных эмоциональных условиях.

(Сл. 15)Профессиональное развитие неотделимо от личностного – в основе и того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, что характерно для модели профессионального развития учителя. В модели профессионального развития учитель характеризуется способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневной педагогической практики и увидеть свой профессиональный труд в целом. Этот прорыв даёт учителю возможность стать хозяином положения, полноправным автором, конструирующим своё настоящее и будущее. Это позволяет внутренне принимать, осознавать и оценивать трудности и противоречия педагогического процесса, самостоятельно и конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать трудность как стимул для дальнейшего развития, как преодоление собственных пределов. Осознание учителем своих потенциальных возможностей, перспективы личностного и профессионального роста побуждают его к постоянному экспериментированию, понимаемому как поиск, творчество, возможность выбора. О профессиональном развитии можно говорить лишь в тех случаях, когда учитель осознает свое участие и ответственность за всё, что происходит с ним, его учениками (и школой в целом), и пытается активно способствовать или противодействовать внешним обстоятельствам, планировать и ставить цели профессиональной деятельности, изменять себя самого ради их достижения. Эта модель по ряду причин является наиболее продуктивной для творческой личности учителя.

3.Имидж современного педагога

(Сл. 18) Можно сказать, что имидж педагогов, работающих в образовательном учреждении, создаёт имидж самого учреждения. В связи с этим необходимо формировать имидж современного педагога. Несомненно, это нелёгкая работа над собой, но она принесёт результаты. Можно рассмотреть формирование имиджа как одну из компетентностей.

Глава II. Личностная компетентность педагога детской школы искусств

Передача знаний от старших поколений младшим осуществляется в процессе целенаправленного обучения и воспитания. В ходе такой передачи младшие поколения усваивают четыре основные элемента социального опыта – знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и содержание эмоционально-ценностного отношения к миру. Этот опыт усваивается через книги, учебные планы и программы, освоение соответствующих методик и операций с предлагаемыми объектами и предметами. Своей высшей эффективности при наличии всех необходимых учебных пособий процесс обучения достигается только при тесном психологическом контакте педагога и учащегося. Как правило, в процессе обучения педагог передаёт своему ученику частицу самого себя, а во многих случаях и самого себя. Поэтому, чем значительней масштаб личности учителя, тем больше положительного влияния он может оказать на рост личности своего воспитанника. Масштаб личности учителя определяется мерой его включённости в общечеловеческую культуру, профессиональными знаниями и навыками, мерой человеческого такта в поведении. Часто именно через любовь ученика к учителю приходит любовь к тому предмету, который он преподаёт. Любимый учитель, как правило, передаёт учащемуся и содержание своего отношения к самому себе, к другим людям, к окружающему миру в целом. Какая бы ни была специфика учебного предмета, но многие хорошие учителя имеют некоторые общие черты, которые позволяют им успешно общаться со своими учениками и передавать им свои знания. Учитель занимает в процессе обучения как бы промежуточное место между учеником и изучаемым им предметом.

Педагог должен постоянно пополнять свой багаж знаний, чтобы ему всегда было что сказать и передать своему ученику.

 когнитивная (профессионально-педагогическая эрудиция);

 психологическая (эмоциональная культура и психологическая зоркость);  коммуникативная (культура общения и педагогический такт);

 риторическая (профессиональная культура речи);

 профессионально-информационная (мониторинговая культура).

Огромное значение в педагогическом процессе имеет личностная компетентность педагога. Особенностью талантливых педагогов, добивающихся больших результатов в обучении учеников, «является то, что они умеют одно и то же знание предлагать учащимся по-разному в зависимости от уровня их подготовки, психологических особенностей, содержания других предметов обучения. Хороший педагог в разработке методов преподавания учитывает не только индивидуальные особенности учащихся, но и свои собственные сильные и слабые стороны. Другой его важной чертой является умение увидеть изучаемое явление не только со своей собственной позиции, но и со стороны учащегося, понимая, что то, что очевидно для него самого, может быть совершенно непонятно его ученику.

МАОУ ДОД ДШИ им. П.И.Чайковского преподаватель по классу скрипки

Музыка соединяет прошлое, настоящее и будущее, действуя как средство, укрепляющее связи между людьми. Любое важное социальное событие бывает отмечено каким-нибудь музыкальным сопровождением. Музыка в этом случае является связующим звеном, помогает почувствовать социальную сплоченность, эмоциональное родство или принятие перемен. Музыка находит способ объединить людей без помощи слов, обладающих силой и выразительностью, и в то же время служит величайшим средством познания родного языка.

В повседневной жизни музыка окружает нас везде – на радио, телевидении, в звукозаписи. Но такие встречи с музыкой носят хаотичный характер и их количество и качество недостаточно для формирования эстетического восприятия музыки.

Наиболее эффективное и действенное средство воспитания и развития детей – это музыка. Это один из ярких эмоциональных видов искусства. Она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

- осведомленность в области музыкально-педагогической науки; владение им искусством превращения педагогической науки и музыкального искусства в средство формирования музыкальной культуры личности учащегося;

- любой метод музыкально-педагогического воздействия, становящийся методом музыкально-эстетической деятельности учащихся, превращается в метод самовоспитания и творческого развития ученика, педагог должен осознавать этот факт;

- знание способностей каждого учащегося, индивидуальных особенностей, сильных сторонах воли и характера, достоинств и недостатков;

- осознание сильных и слабых сторон своей личности, что и как нужно сделать, чтобы повысить качество своего труда, профессионально совершенствоваться;

Профессиональная компетенция педагога-музыканта включает все виды творческой деятельности: сотворчество-импровизацию (педагогическую, музыкально-исполнительскую); самосовершенствование; поиск новаторских форм и методов музыкально-педагогической деятельности; опыт художественно-интерпретационного анализа музыкального материала и его эмоционально-образного исполнительского воспроизведения; опыт концертмейстерской работы и творческого музицирования; опыт организации музыкально-воспитательного процесса с опорой на педагогику, психологию, формирование музыкально-эстетической культуры учащихся.

При этом, исполнительская деятельность педагога-музыканта должна основываться не только на вере в себя, но и понимании всего значения общей культуры, традиции, школы. Именно высокая музыкально-эстетическая культура исполнителя определяет легкость и яркость его проявления в музыкальном искусстве, значимость и многогранность образов, убедительность стиля. Музыкальное искусство требует от педагога совершенную исполнительскую технику, художественно-исполнительские умения и навыки, постоянного развития, доведения до виртуозности.

Сила воздействия педагога на ученика – важный фактор в ходе учебного процесса. В обучении игре на любом музыкальном инструменте проявляются две личностные и художественные индивидуальности: педагог и ученик. И это очень важно, ведь на каком бы инструменте не играл ребенок, его отношение к музыкальному обучению в большинстве случаев зависит от преподавателя.

И важно, чтобы этот преподаватель в своей работе делал различие между учениками, дифференцировал методы, формы и способы подачи знаний в ходе учебного процесса, ведь дети все разные, а значит и подход к обучению должен быть дифференцированным.

Успех функционирования исполнительских знаний, умений и навыков педагога зависит от его артистических умений ярко, эмоционально и выразительно передать художественный образ произведения. Выразительная игра характеризуется оживлением каждого звука через сознание и чувственно-эмоциональную сферу исполнителя. Именно на уровне личностной интонации педагога происходит увлечение учащихся прекрасно-духовным миром музыкальных образов, прикосновение к художественной эпохе, переживание моментов общения с временем, эпохой автора.

Артистизм преподавателя рождается при пристрастном подходе к музыкальному сочинению, что позволяет как педагогу, так и ученику, проникнуть в глубинные пласты музыки, освоить ее образную сферу. Определенную помощь в этом может оказать умение педагога по разному интерпретировать одно и тоже произведение. Желание педагога работать в концепции ученика, тем самым обогащая ее, обосновывая музыкально-эстетические положения не с позиции эталона, а с точки зрения ученической истории переживания данного музыкального сочинения - есть проявление музыкально-педагогического искусства.

Таким образом, показатель высокоразвитого профессионализма специалиста, педагога-музыканта:

- умение создавать духовную атмосферу на уроке, способствующей соотнесению учениками своего мировосприятия с идеально-ценностным содержанием мирового музыкального искусства;

- раскрытие духовно-нравственного содержания жизни и искусства, в культивации в учениках внутренних состояний, чувств и мыслей, соответствующих общечеловеческим идеалам;

- владение глубокими, обширными знаниями в области музыкально-исполнительского искусства, представляющих системную целостность, отдельные элементы знаний носят авторский характер, обладают новизной;

- высокопрофессиональные инструментально-исполнительские умения и навыки характеризуются умелым сочетанием при выполнении действий репродуктивного и творческого порядка, что позволяет добиваться высоких исполнительских результатов;

Система музыкально-исполнительских и методических знаний, умений и навыков, составляет основу профессионально-педагогической деятельности педагога-музыканта и имеет нравственную и педагогическую направленность (в совокупности с общекультурными, психолого-педагогическими знаниями и умениями, ценностными и творческими ориентациями, педагогическими и музыкальными способностями, профессионально значимыми качествами), все это составляющие профессионально-педагогической компетенции педагога-музыканта.

1. Сугоняева Е.Э. Музыкальные занятия с малышами: Методическое пособие для преподавателей ДМШ. – Ростов н Д.: Феникс, 2002. – 176 с.

2. Мищенко Г.М. Полный курс методики обучения игре на скрипке. СПб.: Реноме, 2009. – 272 с.

3. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: ВЛАДОС, 1997. – 384 с.

Читайте также: