Монолог лермонтов анализ кратко

Обновлено: 02.07.2024

Восприятие, толкование, оценка

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете…

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует…

Как солнце зимнее на сером небосклоне,

Так пасмурна жизнь наша. Так недолго Ее однообразное теченье…

И нам горька остылой жизни чаша;

И уж ничто души не веселит.

Анализ №3

Значит, даже в раннем произведении Лермонтов сумел увидеть его характерные черты и причины, их породившие. Говоря о жизни молодых дворян, своих ровесников, поэт отмечает ее однообразие, бесцельность, безрадостность, подчеркивая это выразительными сравнениями с образами из мира природы: северным растеньем, тусклым зимним солнцем, пустыми бурями:

Как солнце зимнее на сером небосклоне, Так пасмурна жизнь наша. Так недолго Ее однообразное теченье. И душно кажется на родине, И сердцу тяжко, и душа тоскует.

Родина для Лермонтова — понятие широкое и многоплановое. Его отношение к России проникнуто болью и гордостью за ее судьбу.

В ранней лирике Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия рабства (“Жалобы турка”), прославление революционного подвига, возвеличение былого могущества России. Социальные проблемы Лермонтов связывает с какими-то глубинными, историческими процессами.

В стихотворении “Монолог” поэт приходит к неожиданному и трагическому выводу — сама Родина обрекает своих детей на бездействие, на жалкое прозябание, на гибель талантов:

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете. К чему глубокие познанья, жажда славы, Когда мы их употребить не можем? И душно кажется на родине, И сердцу тяжко, и душа тоскует.

Также эти строки из “Монолога” ярко описывают душевное состояние Лермонтова, спровоцированное общественной атмосферой, тем моральным гнетом, который подавлял любую мыслящую личность.

При этом он понимал, что в современном ему обществе невозможно найти применения лучшим человеческим стремлениям.

Полностью раскрывая себя, Лермонтов с беспощадным реализмом подошел к вопросу о способности своего поколения выполнить историческую миссию:

Мы, дети севера, как здешные растенья, Цветем недолго, быстро увядаем.

Порекомендуй этот анализ стихотворения друзьям

Анализ №4

В ранней лирике Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия рабства (“Жалобы турка”), прославление революционного подвига, возвеличение былого могущества России. Социальные проблемы Лермонтов связывает с какими-то глубинными, историческими процессами. В стихотворении “Монолог” поэт приходит к неожиданному и трагическому выводу — сама Родина обрекает своих детей на бездействие, на жалкое прозябание, на гибель талантов:

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете. К чему глубокие познанья, жажда славы, Когда мы их употребить не можем? И душно кажется на родине, И сердцу тяжко, и душа тоскует.

Также эти строки из “Монолога” ярко описывают душевное состояние Лермонтова, спровоцированное общественной атмосферой, тем моральным гнетом, который подавлял любую мыслящую личность. При этом он понимал, что в современном ему обществе невозможно найти применения лучшим человеческим стремлениям.

Полностью раскрывая себя, Лермонтов с беспощадным реализмом подошел к вопросу о способности своего поколения выполнить историческую миссию:

Мы, дети севера, как здешные растенья, Цветем недолго, быстро увядаем.

Значит, даже в раннем произведении Лермонтов сумел увидеть его характерные черты и причины, их породившие. Говоря о жизни молодых дворян, своих ровесников, поэт отмечает ее однообразие, бесцельность, безрадостность, подчеркивая это выразительными сравнениями с образами из мира природы: северным растеньем, тусклым зимним солнцем, пустыми бурями:

солнце зимнее на сером небосклоне,

Так пасмурна жизнь наша. Так недолго Ее однообразное теченье.

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует.

Родина для Лермонтова — понятие широкое и многоплановое. Его отношение к России проникнуто болью и гордостью за ее судьбу.

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Когда мы их употребить не можем?

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует.

При этом он понимал, что в современном ему обществе невозможно найти применения лучшим человеческим стремлениям.

Полностью раскрывая себя, Лермонтов с беспощадным реализмом подошел к вопросу о способности своего поколения выполнить историческую миссию:

Мы, дети севера, как здешные растенья,

Цветем недолго, быстро увядаем.

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете. К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь свободы, Когда мы их употребить не можем? Мы, дети севера, как здешные растенья, Цветем недолго, быстро увядаем… Как солнце зимнее на сером небосклоне, Так пасмурна жизнь наша. Так недолго Ее однообразное теченье… И душно кажется на родине, И сердцу тяжко, и душа тоскует… Не зная ни любви, ни дружбы сладкой, Средь бурь пустых томится юность наша, И быстро злобы яд ее мрачит, И нам горька остылой жизни чаша; И уж ничто души не веселит.

Основная часть стихотворения написана белым стихом, что, на мой взгляд, наиболее соответствует его монологической форме. Настроение лирического героя выражено путём использования метафор и сравнений:

Мы, дети севера, как здешние растенья,

Цветём недолго, быстро увядаем.

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует…

В центре лирического повествования — судьба поколения. Мучительным признанием звучит первая строчка:

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.

Трагедия лирического героя — яркая индивидуальность, открыто противопоставляющая себя враждебному внешнему миру. Противоречие между героем и миром носит моральный характер. Утрата идеалов целым поколением становится причиной каждодневной драмы.

Мы, дети севера, как здешние растенья, Цветем недолго, быстро увядаем.

Избранная поэтом форма философского монолога. не обремененного рифмой, передает как бы размышления вслух. Ритмический рисунок меняет характер на обрывающихся многоточиями как бы незавершенных строках, показывая ход мысли, ее сбивчивость.

Стихотворение не делится на строфы, это создает ощущение, что все настолько наболело и так скрупулезно осмыслялось, что теперь звучит одной неразрывной мыслью.

Пейзажная зарисовка, изображающая образ родины. стоит в максимально значимой в композиционном и смысловом отношении позиции. Именно она ключ к поэтической мысли.

Лермонтов поднимает проблему нравственности и бездуховности своего поколения. Поэт размышляет о проблемах современного ему общества.

Внешнее – лоск и красота, а внутри – моральное падение. Почтенные господа кланяются в реверансах, но в душе у них пустота. А верхушка общества и вовсе погрязла в пороках.

События, предшествующие написанию послания


Наталья была дочерью литератора Фёдора Иванова. С трёх лет её воспитанием занимался отчим. Юная девушка очень понравилась Лермонтову, но отношения у них были довольно необычными. Михаил был младше Натальи на год. В те времена семнадцатилетние барышни уже хотели выйти замуж. Сначала девушка отвечала взаимностью, поэт часто её навещал.

Пафос

Поэт не может принять лицемерие и находиться в таком окружение не желает более:

Как солнце зимнее на сером небосклоне, Так пасмурна жизнь наша.

В. Г. Белинский отметил, что все чаще в стихотворениях Лермонтова слышны мотивы одиночества, растерянности, безотрадности. С грустью он осознает, что его ждет та же участь, хотя и не отождествляет себя с испорченным поколением. Некогда восторженные юноши стали циниками. Надежда ушла, осталась дисгармония и утрата.

Жанр, направление, размер

Данное стихотворение Лермонтова – это образец романтического творчества поэта. Оно написано в жанре элегия. Этот жанр, унаследованный от сентименталистов, один из самых любимых жанров русских романтиков, коим и является сам Лермонтов. Элегическое настроение очень свойственно лирическим героям Михаила Юрьевича. Мотивы тоски, одиночества, грусти часто звучат в произведениях автора. Вся любовная лирика Лермонтова очень противоречива! С одной стороны, она полна надежды, с другой – резко, неожиданно надежда сменяется разочарованием, безысходностью, опустошением. Любовь в поэзии Лермонтова – это разъедающее чувство, но ни дар, ни счастье.

Система образов

В стихотворении два образа: дети севера, пустые бури.

Дети севера – это собирательный образ целого поколения эпохи Николая I. Детей представляют молодые соотечественники поэта. А север – Россия.

Родная земля, любимая и дорогая сердцу страна. Поэт говорит о трагедии, которая случилась на русской земле и гибели соотечественников физической и духовной.

Образ пустых бурь как символ безрезультатных свершений, государственных переворотов, движений, восстаний. Переворот в стране имел конкретную цель – не допустить восхождения на трон Императора Николая I.

Центральные персонажи

Его поколению неизвестны понятия любви, настоящей дружбы. Потому что в обществе, где процветает жадность, гнев и насилие, эти светлые качества давно обесценились.

Государство обрекает свой народ на жалкое существование, томление и бездействие, гибель талантов:

И душно кажется на родине, И сердцу тяжко, и душа тоскует…

“По тому, как может любить человек, мы можем судить о его внутренней зрелости” – сказал Тургенев.

Лермонтов с ранних лет стал писать глубокие стихи на философские темы, стихи о любви, о Родине. Этот факт может служить доказательством того, что поэт очень рано сформировался как личность.

Данное стихотворение относится к раннему творчеству поэта, но оно не наивное и глубокое, что также может свидетельствовать о его раннем становлении, взрослении.

Лирический герой

Стихотворение написано в форме философского размышления. Следовательно, в образе лирического героя Лермонтов воплотил самого себя.

Лирический герой вступает в конфронтацию с окружающей его действительностью. Высокие идеалы ни во что не ставятся.

Лермонтов рассуждает о том, что талантливый человек, сильный духом, волевой прогнулся под тяжестью властных людей и увядает как растение. Поэт словно обращается к читателю или слушателю, заставляя взаимодействовать и окунуться в историю страны.

Душа лирического героя разрывается на части, стонет от пороков человека. Поэту хочется наполнить её любовью, искренностью и свободой, но вместо этого сталкивается только со злобой, бессердечием и тщеславием.

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич

Сюжет

В последних четырех строчках поэт называет причину того, почему дворянская молодежь поникла и погрузилась в праздность. Это бездействие. Неудавшееся восстание показало, что в России невозможно ничего изменить. В итоге, все опустили руки и посвятили себя увеселительным мероприятиям.

Единственные трофеи, которые завоевали восставшие – это глубокие познанья, которые никому не нужны.

Композиция

Композиционно стихотворение делится на две части. По типу – это линейная композиция. События описываются в хронологическом порядке.

Пейзаж в стихотворении играет в композиционном отношении важную роль. Именно в пейзажной зарисовке сосредоточена ключевая мысль поэта:

Мы дети севера как здешние растения, Цветем недолго, быстро увядаем… Как солнце зимнее на сером небосклоне, Так пасмурна жизнь наша.

Если первая часть спокойная и плавная, поэт выражает искренне сочувствие своим соотечественникам, то вторая часть начинается резкой сменой настроения. Она более взволнованна и выражает поникший дух Лермонтова.

В центре лирического повествования — судьба поколения. Мучительным признанием звучит первая строчка:

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.

Трагедия лирического героя — яркая индивидуальность, открыто противопоставляющая себя враждебному внешнему миру. Противоречие между героем и миром носит моральный характер. Утрата идеалов целым поколением становится причиной каждодневной драмы.

Мы, дети севера, как здешние растенья, Цветем недолго, быстро увядаем.

Избранная поэтом форма философского монолога. не обремененного рифмой, передает как бы размышления вслух. Ритмический рисунок меняет характер на обрывающихся многоточиями как бы незавершенных строках, показывая ход мысли, ее сбивчивость.

Стихотворение не делится на строфы, это создает ощущение, что все настолько наболело и так скрупулезно осмыслялось, что теперь звучит одной неразрывной мыслью.

Пейзажная зарисовка, изображающая образ родины. стоит в максимально значимой в композиционном и смысловом отношении позиции. Именно она ключ к поэтической мысли.

Художественное своеобразие произведения

В последних строках союз переходит в анафору:

И быстро злобы яд ее мрачит, И нам горька остылой жизни чаша, И уж ничто души не веселит.

Двойное отрицание направлено на непринятие существующей действительности Лермонтовым. Чувство однообразной жизни достигается за счет использования сложных предложений и многоточия вместо точек.

Средства художественной выразительности

Значение

В литературе судьба поколения волновала многих писателей и поэтов. Эта тема была особенно острой. М.Ю. Лермонтов еще не раз будет возвращаться к ней.

История и литература как предмет изучения культурного наследства страны всегда неразрывны. С точки зрения литераторов можно понять, какие чувства переживали поэты и писатели, народ в целом в момент исторических свершений.

Число пострадавших и жертв после восстания декабристов было колоссальным. Никогда еще Россия не знала таких столкновений внутри государства. Высоким идеалам была принесена слишком большая жертва – 1271 человек. Неудивительно, что поэт разочарован.

Восприятие, толкование, оценка

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете…

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует…

Как солнце зимнее на сером небосклоне,

Так пасмурна жизнь наша. Так недолго Ее однообразное теченье…

И нам горька остылой жизни чаша;

И уж ничто души не веселит.

Анализ №3

Значит, даже в раннем произведении Лермонтов сумел увидеть его характерные черты и причины, их породившие. Говоря о жизни молодых дворян, своих ровесников, поэт отмечает ее однообразие, бесцельность, безрадостность, подчеркивая это выразительными сравнениями с образами из мира природы: северным растеньем, тусклым зимним солнцем, пустыми бурями:

Как солнце зимнее на сером небосклоне, Так пасмурна жизнь наша. Так недолго Ее однообразное теченье. И душно кажется на родине, И сердцу тяжко, и душа тоскует.

Родина для Лермонтова — понятие широкое и многоплановое. Его отношение к России проникнуто болью и гордостью за ее судьбу.

В ранней лирике Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия рабства (“Жалобы турка”), прославление революционного подвига, возвеличение былого могущества России. Социальные проблемы Лермонтов связывает с какими-то глубинными, историческими процессами.

В стихотворении “Монолог” поэт приходит к неожиданному и трагическому выводу — сама Родина обрекает своих детей на бездействие, на жалкое прозябание, на гибель талантов:

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете. К чему глубокие познанья, жажда славы, Когда мы их употребить не можем? И душно кажется на родине, И сердцу тяжко, и душа тоскует.

Также эти строки из “Монолога” ярко описывают душевное состояние Лермонтова, спровоцированное общественной атмосферой, тем моральным гнетом, который подавлял любую мыслящую личность.

При этом он понимал, что в современном ему обществе невозможно найти применения лучшим человеческим стремлениям.

Полностью раскрывая себя, Лермонтов с беспощадным реализмом подошел к вопросу о способности своего поколения выполнить историческую миссию:

Мы, дети севера, как здешные растенья, Цветем недолго, быстро увядаем.

Порекомендуй этот анализ стихотворения друзьям

Анализ №4

В ранней лирике Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия рабства (“Жалобы турка”), прославление революционного подвига, возвеличение былого могущества России. Социальные проблемы Лермонтов связывает с какими-то глубинными, историческими процессами. В стихотворении “Монолог” поэт приходит к неожиданному и трагическому выводу — сама Родина обрекает своих детей на бездействие, на жалкое прозябание, на гибель талантов:

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете. К чему глубокие познанья, жажда славы, Когда мы их употребить не можем? И душно кажется на родине, И сердцу тяжко, и душа тоскует.

Также эти строки из “Монолога” ярко описывают душевное состояние Лермонтова, спровоцированное общественной атмосферой, тем моральным гнетом, который подавлял любую мыслящую личность. При этом он понимал, что в современном ему обществе невозможно найти применения лучшим человеческим стремлениям.

Полностью раскрывая себя, Лермонтов с беспощадным реализмом подошел к вопросу о способности своего поколения выполнить историческую миссию:

Мы, дети севера, как здешные растенья, Цветем недолго, быстро увядаем.

* Мы, дети севера, как здешние растенья, * Цветем недолго, быстро увядаем.

Родители Юли в ШОКе! Их дочь зарабатывает по 1000$ в день сидя дома…

Девушка ПОХУДЕЛА на 54 кг без диет! Она каждый день пила…

* Средь бурь пустых томится юность наша, * И быстро злобы яд ее мрачит * вырастают в великолепное четверостишие: * И ненавидим мы, и любим мы случайно

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете. К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь свободы, Когда мы их употребить не можем? Мы, дети севера, как здешные растенья, Цветем недолго, быстро увядаем… Как солнце зимнее на сером небосклоне, Так пасмурна жизнь наша. Так недолго Ее однообразное теченье… И душно кажется на родине, И сердцу тяжко, и душа тоскует… Не зная ни любви, ни дружбы сладкой, Средь бурь пустых томится юность наша, И быстро злобы яд ее мрачит, И нам горька остылой жизни чаша; И уж ничто души не веселит.

Работаем с 15 и 16 заданиями ЕГЭ по литературе:

Всё творчество М. Ю. Лермонтова пронизывает мотив одиночества

неслучайно. С его помощью подчёркивается, что лирический герой даже не может найти собеседника, с которым можно было бы поделиться своими мыслями и эмоциями. Есть только один человек, которому он может доверить самое сокровенное – он сам. По сути же, этот разговор с самим собой обращён прежде всего к обществу и эпохе, это скрытый призыв к действию, без которого жизнь теряет смысл и не приносит радости.

16. Кто из русских поэтов обращался к теме личности и эпохи и в чём их произведения сопоставимы с приведённым стихотворением М. Ю. Лермонтова?

Несколько иначе звучит тема личности и эпохи в стихотворении Фёдора Ивановича Тютчева

— эти патетические строчки пропитаны болью и грустью за человека. Но, сопоставив содержание обоих стихотворений, можно сделать вывод о том, что, по мнению Тютчева, причина одиночества, тоски и нравственного падения людей кроется в кризисе веры:

Безверием палим и иссушён,

Невыносимое он днесь выносит…

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры — но о ней не просит…

Безверие разрушает личность.

Ах, родина, какой я стал смешной!

На щеки впалые летит сухой румянец.

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я словно иностранец.

Эти строчки, пожалуй, наиболее полно передают грусть и тоску лирического героя стихотворения. Трагизм взаимоотношений личности и эпохи заключается в том, что человек не всегда готов принять произошедшие в обществе перемены.

Итак, обращаясь к теме личности и эпохи и М.Ю Лермонтов, и Ф.И. Тютчев, и С. А. Есенин подчёркивают губительное влияние эпохи на человека, но причину и суть этого влияния каждый из них видит по-своему.

В центре лирического повествования — судьба поколения. Мучительным признанием звучит первая строчка:

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.

Трагедия лирического героя — яркая индивидуальность, открыто противопоставляющая себя враждебному внешнему миру. Противоречие между героем и миром носит моральный характер. Утрата идеалов целым поколением становится причиной каждодневной драмы.

Мы, дети севера, как здешние растенья, Цветем недолго, быстро увядаем.

Избранная поэтом форма философского монолога. не обремененного рифмой, передает как бы размышления вслух. Ритмический рисунок меняет характер на обрывающихся многоточиями как бы незавершенных строках, показывая ход мысли, ее сбивчивость.

Стихотворение не делится на строфы, это создает ощущение, что все настолько наболело и так скрупулезно осмыслялось, что теперь звучит одной неразрывной мыслью.

Пейзажная зарисовка, изображающая образ родины. стоит в максимально значимой в композиционном и смысловом отношении позиции. Именно она ключ к поэтической мысли.

Восприятие, толкование, оценка

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете…

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует…

Как солнце зимнее на сером небосклоне,

Так пасмурна жизнь наша. Так недолго Ее однообразное теченье…

И нам горька остылой жизни чаша;

И уж ничто души не веселит.

Анализ №3

Значит, даже в раннем произведении Лермонтов сумел увидеть его характерные черты и причины, их породившие. Говоря о жизни молодых дворян, своих ровесников, поэт отмечает ее однообразие, бесцельность, безрадостность, подчеркивая это выразительными сравнениями с образами из мира природы: северным растеньем, тусклым зимним солнцем, пустыми бурями:

Как солнце зимнее на сером небосклоне, Так пасмурна жизнь наша. Так недолго Ее однообразное теченье. И душно кажется на родине, И сердцу тяжко, и душа тоскует.

Родина для Лермонтова — понятие широкое и многоплановое. Его отношение к России проникнуто болью и гордостью за ее судьбу.

В ранней лирике Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия рабства (“Жалобы турка”), прославление революционного подвига, возвеличение былого могущества России. Социальные проблемы Лермонтов связывает с какими-то глубинными, историческими процессами.

В стихотворении “Монолог” поэт приходит к неожиданному и трагическому выводу — сама Родина обрекает своих детей на бездействие, на жалкое прозябание, на гибель талантов:

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете. К чему глубокие познанья, жажда славы, Когда мы их употребить не можем? И душно кажется на родине, И сердцу тяжко, и душа тоскует.

Также эти строки из “Монолога” ярко описывают душевное состояние Лермонтова, спровоцированное общественной атмосферой, тем моральным гнетом, который подавлял любую мыслящую личность.

При этом он понимал, что в современном ему обществе невозможно найти применения лучшим человеческим стремлениям.

Полностью раскрывая себя, Лермонтов с беспощадным реализмом подошел к вопросу о способности своего поколения выполнить историческую миссию:

Мы, дети севера, как здешные растенья, Цветем недолго, быстро увядаем.

Порекомендуй этот анализ стихотворения друзьям

Анализ №4

В ранней лирике Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия рабства (“Жалобы турка”), прославление революционного подвига, возвеличение былого могущества России. Социальные проблемы Лермонтов связывает с какими-то глубинными, историческими процессами. В стихотворении “Монолог” поэт приходит к неожиданному и трагическому выводу — сама Родина обрекает своих детей на бездействие, на жалкое прозябание, на гибель талантов:

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете. К чему глубокие познанья, жажда славы, Когда мы их употребить не можем? И душно кажется на родине, И сердцу тяжко, и душа тоскует.

Также эти строки из “Монолога” ярко описывают душевное состояние Лермонтова, спровоцированное общественной атмосферой, тем моральным гнетом, который подавлял любую мыслящую личность. При этом он понимал, что в современном ему обществе невозможно найти применения лучшим человеческим стремлениям.

Полностью раскрывая себя, Лермонтов с беспощадным реализмом подошел к вопросу о способности своего поколения выполнить историческую миссию:

Мы, дети севера, как здешные растенья, Цветем недолго, быстро увядаем.

Основная часть стихотворения написана белым стихом, что, на мой взгляд, наиболее соответствует его монологической форме. Настроение лирического героя выражено путём использования метафор и сравнений:

Мы, дети севера, как здешние растенья,

Цветём недолго, быстро увядаем.

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует…

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете. К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь свободы, Когда мы их употребить не можем? Мы, дети севера, как здешные растенья, Цветем недолго, быстро увядаем… Как солнце зимнее на сером небосклоне, Так пасмурна жизнь наша. Так недолго Ее однообразное теченье… И душно кажется на родине, И сердцу тяжко, и душа тоскует… Не зная ни любви, ни дружбы сладкой, Средь бурь пустых томится юность наша, И быстро злобы яд ее мрачит, И нам горька остылой жизни чаша; И уж ничто души не веселит.

В центре лирического повествования — судьба поколения. Мучительным признанием звучит первая строчка:

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.

Трагедия лирического героя — яркая индивидуальность, открыто противопоставляющая себя враждебному внешнему миру. Противоречие между героем и миром носит моральный характер. Утрата идеалов целым поколением становится причиной каждодневной драмы.

Мы, дети севера, как здешние растенья, Цветем недолго, быстро увядаем.

Избранная поэтом форма философского монолога. не обремененного рифмой, передает как бы размышления вслух. Ритмический рисунок меняет характер на обрывающихся многоточиями как бы незавершенных строках, показывая ход мысли, ее сбивчивость.

Стихотворение не делится на строфы, это создает ощущение, что все настолько наболело и так скрупулезно осмыслялось, что теперь звучит одной неразрывной мыслью.

Пейзажная зарисовка, изображающая образ родины. стоит в максимально значимой в композиционном и смысловом отношении позиции. Именно она ключ к поэтической мысли.

Похожие статьи:

Читайте также: